Алгоритм работы с заданием № 32
1. Выясните, смысл какого понятия вам необходимо раскрыть.
2. Определите, к какой сфере общественной жизни относиться данное понятие.
3. Сформулируйте понятие, используя свои знания (в разных источниках и учебниках смысл понятия может быть раскрыт по-разному).
4. Составьте 2 предложения, содержащие информацию об этом социальном объекте.
5. Смысл понятия должен быть раскрыт явно в четких и корректных формулировках.
6. Предложения должны быть составлены с использованием обществоведческих знаний.
Алгоритм выполнения и модели заданий
Задания 32 среди заданий ЕГЭ представлены двумя моделями.
Первая разновидность задания предполагает определение понятия и составления с ним двух информативных предложений, отражающих определённые теоретические или фактические обществоведческие данные.
Типичные ошибки учащихся при выполнении данного задания:
1) составляют не три, а два предложения, неверно поняв, что одним из предложений является само определение;
2) составляют предложение с указанным термином бытового уровня, фактически игнорируя условие задания «с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания». Если в задании предложено составить предложение с понятием «истина», то обойтись таким предложением, как «Истина рождается в споре», не получится. Необходимо четко фиксировать в конспектах и памяти значение базовых понятий. Причём постараться добиваться при этом четких и прочных ассоциаций смыслов таких понятий с представляемыми ими фактами, явлениями, процессами социальной жизни.
Рассмотрим алгоритм выполнения заданий такого типа.
Начиная выполнять задание, уясните смысл требований:
1) при чтении задания обратите внимание, что и в каком количестве требуется назвать;
2) не приводите позиций больше, чем требуется в условии;
3) необходимо перепроверить свои ответы, отбросив сомнительные варианты ответа.
Пример выполнения задания
Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная мобильность»? Составьте два предложения с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания.
Комментарий. Выполнение задания начнём с уяснения требования. Первый вопрос («Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная мобильность»?) предполагает воспроизведение определения понятия «социальная мобильность» (первый элемент ответа). Второе задание (Составьте два предложения с использованием этого понятия в контексте обществоведческого знания) предполагает составление с опорой на обществоведческие знания двух предложений с понятием «социальная мобильность» (второй и третий элемент ответа). Хочу подчеркнуть, что предложения должны содержать значимую информацию о социальной мобильности, а непросто упоминание этого термина.
Можно привести, например, такое определение: социальная мобильность – перемещение в обществе, изменение социального статуса (может быть дано иное, близкое по значению определение).
Второе требование задания выполняется с привлечением знаний о социальной мобильности. Могут быть составлены следующие предложения:
«Социологи выделяют по разным основаниям несколько видов социальной мобильности»;
«Существует вертикальная и горизонтальная мобильность».
Но могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о социальной мобильности.
Главное: предложения должны демонстрировать знание обществоведческого курса и содержать информацию о конкретном социальном явлении.
|