Анализ экономических проблем Франции




Скачать 264.5 Kb.
Дата02.09.2016
Размер264.5 Kb.

Студентка 4МО1 Ларионова Юлия


Анализ экономических проблем Франции.

Франция является второй после Германии государством на европейском континенте, которое задаёт тон экономической и политической, культурной жизни в Европе и в остальном мире. Стабильно входит в десятку развитых стран.

Географическое положение. Франция - государство на юго-западе Европы. Франции принадлежит о. Корсика в Средиземном море, а также 4 заморских департамента - Мартиника, Гваделупа, Реюньон, Французская Гвиана, а также заморские территории - Французская Полинезия, Новая Каледония, Сен-Пьер, Микелон и ряд архипелагов в Тихом океане. Общая протяженность границы (метрополия и Корсика) - 2 892, 4 км, общая площадь страны - 551 тыс. кв. км.

Природные условия и ресурсы. На западе и севере страны простираются обширные равнины с невысокими округлыми холмами - Парижский бассейн, долины рек Луара, Сена и Гаронна. Основные природные ресурсы: уголь, железная руда, бокситы, цинк, рыба, древесина. Пахотные земли занимают 32% территории, леса и кустарники - 27%, луга и пастбища - 23%. Тем не менее страна недостаточно богата энергетическими ресурсами: запасы каменного угля, нефти и газа незначительные. Более важное значение имеют запасы урана в Центральном массиве и энергия горных рек, в частности, Роны и ее альпийских притоков. В перспективе большие возможности в использовании энергии морских приливов, достигающих у берегов Франции 12–16 метров высотой. Важнейшие полезные ископаемые находятся по окраинам территории страны.

Климат. Климат Франции формируется под воздействием воздушных масс Атлантики и характеризуется как морской, умеренно теплый и влажный. На большей части страны (исключая горы) зимние температуры положительны, снеговой покров обычно отсутствует, реки не замерзают.

Население. Население составляет 57.1 млн. человек, средняя плотность населения - 104 человека на кв. км. Около 95% населения - французы, другие этнические группы: бретонцы, баски, каталанцы, немцы, также проживают алжирцы, итальянцы, португальцы, турки. Официальный язык - французский. Католицизм исповедует 90% населения, есть также протестанты, мусульмане, иудеи. Рождаемость - 13 новорожденных на 1000 человек, смертность - 9,29 смертных исхода на 1000 человек. Средняя продолжительность жизни: мужчин - 74 года, женщин - 82 года. Трудоспособное население составляет 24,1 млн. человек, из них в сфере услуг занято 61, 5%, в промышленности 31,3%, в сельском хозяйстве 7,3%.

Государственное устройство. Франция – президентская республика. Действует конституция 1958 г. с изменениями. Глава государства – президент, выбирается сроком на 7 лет прямым всеобщим голосованием, наделен широкими полномочиями: назначает членов правительства, является верховным главнокомандующим, имеет право распустить Национальное собрание. Высший законодательный орган – парламент, состоящий из двух палат – национального собрания, избираемого сроком на 5 лет, и Сената; сенаторы3 избираются на 9 лет; каждые три года состав Сената обновляется на одну треть.

Правительство ответственно перед парламентом, ему может быть вынесен вотум недоверия со стороны Национального собрания. Для этого необходимо абсолютное большинство голосов всех депутатов.

Франция разделена на 96 департаментов и 36,6 тыс. коммун. В большинстве случаев департаменты носят названия рек и гор, находящихся на их территории.

Национальные меньшинства, за исключением корсиканцев, автономии не имеют. Крупнейшие политические партии: Французская социалистическая партия, Объединение в поддержку республики, Союз за Французскую Демократию, Коммунистическая партия Франции, Национальный фронт.

Франция – характерный для развитых стран пример государственного регулирования экономики. В экономической системе Франции действует социально - ориентированная модель экономики, в центре которой находится " государство благоденствия". Именно из-за высокой роли государства в экономике такую систему довольно часто называют и этатической моделью. Не случайно, что один из бывших премьер - министров страны, Эдуард Балладюр, назвал французское государство государством - планификатором (l`etat planificateur), подразумевая плановый характер французского этатизма, весьма существенную роль государства в экономике. О значительной роли государства в экономике Франции говорят следующие факты:

- Франция перераспределяет 54% ВВП;

- количество занятых в госсекторе составляет 24% всего числа занятых;

- крупнейшие французские ТНК - это, прежде всего, предприятия с государственной долей участия, такие как Renault (автомобилестроение), Thomson (электроника), Aeropaciale (самолеты "Airbus" и ракеты "Arian").

С ВВП на 2,7 триллиона долларов, Франция является пятым по величине экономикой в мире. Она имеет существенные сельскохозяйственных ресурсов, большая производственная база, и высококвалифицированной рабочей силы. Динамичный сектор услуг приходится все большая доля экономической деятельности и несет ответственность за почти во всех рабочих мест в последние годы. Государственная экономическая политика направлена на поощрение инвестиций и внутреннего роста в стабильной финансовой и денежно-кредитной среды. Создание рабочих мест и сокращения высокого уровня безработицы был одним из главных приоритетов.

Тем не менее, к традиционно слабым сторонам французской экономики относятся: относительно высокая безработица, особенно среди молодёжи и в заморских департаментах; хронический дефицит бюджета с 1981 года; зависимость экономики от госсектора; большой размер внешнего долга (свыше 90 % ВВП в 2013 году); относительно низкий уровень внедрения технологий в промышленность; слабая экспортная база и, как следствие, отрицательное сальдо торгового баланса (с 2001 года). Слабые стороны экономики Франции стало более очевидны после вступления страны в Еврозону, в рамках которой Франция продолжает терять конкурентоспособность из-за дорогого, относительно качества её продукции, евро.

Несмотря на значительные реформы и приватизации за последние 15 лет, правительство продолжает контролировать большую часть экономической деятельности. Государственные расходы, 56,2% ВВП в 2010 году, является одним из самых высоких.

Правительство по-прежнему владеет акциями корпораций в различных секторах, включая банковское дело, энергетику, производство и распределение, автомобили, транспорт и телекоммуникации. Правительство частично или полностью приватизировало много крупных промышленных и страховых компаний и банков и уступило доли в таких ведущих компаниях как Air France, France Telecom, Рено, и Thales. Однако государство сохраняет значительное присутствие в некоторых секторах, особенно в энергетике, общественном транспорте и оборонной промышленности. Франция - наиболее посещаемая страна в мире (более 75 млн. туристов ежегодно) и поддерживает третий по величине доход в мире от туризма.

Лидеры Франции остаются преданными капитализму, при котором они поддерживают социальную сферу посредством законов, налоговой политики и социальных расходов, которые уменьшают доходное неравенство и воздействие свободных рынков на здравоохранение и благосостояние. Франция выдержала мировой экономический кризис лучше, чем большинство других крупных экономик ЕС из-за относительной устойчивости внутренних потребительских расходов, большого общественного сектора, и меньшей зависимости от падения спроса на экспорт, чем в некоторых других странах.

Французское правительство говорит, что сокращение бюджетного дефицита будет способствовать обеспечению устойчивого роста структурных реформ, помогая компенсировать спад эффекта сокращения бюджета. Структурные реформы включают пенсионную реформу, инвестиции в инфраструктуру и образование, улучшение регулирования финансового сектора, включая глобальные реформы. Правительство намерено продолжить сокращение бюджета через истощение государственных служащих. Бюджетные расходы должны вырасти 0,5% в год (без учета инфляции) в период с 2012 по 2015 год, по сравнению с 0,8% в год в период между 2011 и 2014 гг. Цель правительства на дефицит бюджета 5,5% ВВП в 2011 году и 4,6% ВВП в 2012 году.

Членство в профсоюзах Франции труда составляет примерно 5% рабочей силы частного сектора и сосредоточено в обрабатывающей промышленности, транспорте и тяжелой промышленности.

Франция в значительной степени зависит от развития атомной энергетики, на которую в настоящее время приходится около 80% производства электроэнергии в стране. После катастрофы в марте 2011, землетрясения, цунами и ядерного взрыва в Японии, правительство рассмотрело зависимость Франции по ядерной энергии, и действительно ли должны быть разработаны новые стандарты безопасности. Французская антиядерная экологическая организация активизировала усилия, чтобы зажечь протесты общественности к ядерной энергетике во Франции, и Социалистический кандидат в президенты Франсуа Олланд предложил уменьшить зависимость Франции от атомной энергии на 50% к 2025 году. ВВП (2011 год): $ 2774000000000. Среднегодовой темп роста (2011 г.): 1.0% по сравнению с 1,5% в 2010 годом и -2,7% в 2009 году. ВВП на душу населения по ППС (2011 г.): $ 42 676.

Сельское хозяйство: продукция - зерно (пшеница, ячмень, кукуруза), вина и спиртные напитки, молочные продукты, сахарная свекла, масличные культуры, мясо и птица, овощи и фрукты. По объему сельскохозяйственного экспорта Франция отстает только от США. На внешних рынках реализуется свыше 1/3 производимой продукции. В аграрном экспорте преобладают “массовые” продукты — пшеница, ячмень, кукуруза, молочные продукты. Доля продуктов высокой степени обработки — кондитерских, мясных изделий, шоколада, консервов — ниже, чем в других ведущих странах. Экспортная специализация Франции значительно уступает другим крупным странам. Так, в общем машиностроении только одно производство относится к высокому уровню специализации (реактивные двигатели) и ряд — к умеренному (насосы, паровые машины, ядерные реакторы, роторные электроэнергетические установки, холодильники, отопительное оборудование, сельхозмашины).

Промышленность: Типы - самолеты, электроника, транспорт, текстильная, швейная, пищевая, химическая, машиностроение, стали. Под влиянием научно-технического прогресса происходят существенные изменения в отраслевой структуре хозяйства. Сократилось значение промышленности, на долю которой теперь приходится 20% ВВП (1980 г. — 32%). В промышленном производстве выросла доля продукции машиностроения, главным образом за счет прироста в электротехнической и электронной отраслях и, отчасти, в общем машиностроении. Этот структурный сдвиг сопровождался сокращением доли и фактически свертыванием производства в традиционных отраслях.

Однако во Франции остается еще довольно высоким удельный вес “старых” производств, продукция которых не выдерживает конкуренции на мировом рынке со стороны аналогичной продукции некоторых западных и особенно “новых индустриальных стран”. Большое место занимает пищевая промышленность (12%). Такую долю имеет только Великобритания.

По доле продукции отраслей машиностроения в промышленном производстве Франция отстает от ведущих стран. Наибольшее отставание отмечается в отраслях, являющихся носителями НТП и обеспечивающих модернизацию производ- ственного аппарата на базе новейшей техники. Это, прежде всего, в производстве станков, ряде отраслей промышленной электроники и средств информатики, микроэлектронной техники. Между тем, Франция значительно отстает от ведущих стран в производстве металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования, уступая ФРГ и Японии по общему объему примерно в 8 раз. Производственная структура станкостроения характеризуется относительно низкой долей прогрессивных видов металлообрабатывающего оборудования.

Ведущее место в структуре промышленного производства занимают общее машиностроение и транспортное машиностроение. Автомобильная промышленность является одной из основ национальной промышленной структуры. Две крупнейшие в стране компании — частная “Пежо-Ситроен” и государственная “Рено” обеспечивают соответственно 4 и 5% мирового производства легковых автомобилей.

Французские компании занимают второе место в мире, после Японии, по выпуску энергетического оборудования для электростанций. Франция остается ведущей силой в ракетной промышленности Западной Европы. Проект “Арианспейс” обеспечивает ведущие позиции страны в коммерческих запусках спутников. На его долю приходится примерно 50% мирового космического рынка.

Услуги: типы - Услуги для компаний и частных лиц, финансовых и операций с недвижимостью, туризм и транспорт.

Торговля: Экспорт (2011 г.) - $ 595 млрд. (ФОБ): автомобили, самолеты и авиационные компоненты, фармацевтика, автомобильная техника, продукция черной металлургии, нефтепродукты, косметика, органические химические вещества, электронные компоненты, вино и шампанское. Многие французские компании относятся к рынку ЕС как своему внутреннему. Свыше 60% экспорта направляется в страны ЕС. Это самая крупная доля среди четырех ведущих стран Западной Европы. Главным торговым партнером Франции в этом регионе по данным на 2008 год выступает Германия, на которую приходится 15% экспорта и 19% импорта. На втором месте Испания (9% экспорта и 7% импорта), далее Италия (8% экспорта и 8% импорта), Бельгия (7% экспорта и 11% импорта) и Нидерланды (4% экспорта и 7% импорта). Среди других стран важным торговым партнером выступают США (6% экспорта и 4% импорта). Доля развивающихся стран в торговле страны сократилась. Недостатком географической структуры внешней торговли является значительная ориентация экспорта в страны с медленно расширяющимися рынками.

Импорт. (2011 г.) - $ 693 млрд. (ФОБ). Нефть и природный газ, автомобили, самолеты и авиационные компоненты, продукты переработки нефти, автомобильного оборудования, лекарственных средств, из железа и стали, и компьютеры / компьютерные продукты. В последние два десятилетия в экономике Франции значительно возрос импортный компонент (до более 20% ВВП), что связано с усилением международного разделения труда и изменением конкурентоспособности французских товаров. Наиболее высока доля импорта в производстве продукции машиностроения и химической промышленности (40—60%). Это в значительной мере связано с особенностями развития научно-технического потенциала страны и внедрением научных достижений в производство.

Французские компании прилагают большие усилия для расширения внешнеэкономической экспансии. Важным средством ее выступает экспорт капитала. На долю Франции приходится 5% общего объема заграничных прямых инвестиций. Экспорт капитала заметно переориентировался на промышленно развитые страны, где основным объектом приложения капитала является Западная Европа, но значение ее уменьшилось. В 1960 г. на страны Западной Европы приходилось 86,4% французских прямых инвестиций, а в 1986 г. их доля снизилась до 57%. За этот же период резко возрос удельный вес США — с 5,4% до 36,5%. В 1980-е гг. французские компании вышли на шестое место среди иностранных инвесторов в США. В основном их инвестиции сосредоточены там в старых отраслях — металлургии, угольной, химической, нефтяной промышленности и производстве автомобильных шин. В Западной Европе основные объемы французского капитала инвестированы в ФРГ и Великобритании.

В развивающихся странах сосредоточено примерно 30% общего объема прямых инвестиций, что выше доли других стран. Африканский континент занимал ранее и продолжает занимать особое место. На его долю приходится свыше 50% французских инвестиций в “третьем мире”. В основном они сосредоточены в странах зоны франка. Помимо сырьевых отраслей инвестирование осуществляется в обрабатывающие производства путем налаживания сборочных или автономных предприятий с ориентацией на местный рынок.

Франция также является крупным импортером капитала. Ведущее место среди иностранных фирм занимают американские (48%). Инвестиции каждой в отдельности европейской страны значительно уступают им.

Основные торговые партнеры - ЕС, Китай и США.

Экономическое сотрудничество Франции и Казахстана.
С самого первого дня обретения независимости в политических кругах Казахстана существовало осознание того, что внешняя политика должна иметь многовекторный характер. Именно на основе этого принципа и стала формироваться внешнеполитическая концепция Казахстана.

Уже в первом концептуальном документе “Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства” в 1992 г. Президент Назарбаев отмечал, что “политику вхождения в мировое сообщество необходимо строить с учетом должной оценки возможностей партнерства трех главных центров рыночной системы — США, Японии и Западной Европы, памятуя о том, что именно они выступили побудительной силой интенсификации мирохозяйственных связей. Взаимодействие с ними открывает также путь в международные финансовые институты”. Таким образом, заложив прочную основу для реализации двусторонних и многосторонних отношений со странами мира, Казахстан стал входить в мировое сообщество.

С самого начала становления внешней политики суверенного Казахстана большое значение уделяется европейскому вектору. Это обусловливается высокой степенью экономической и политической интеграции в регионе. Ключевыми партнерами Казахстана в Европе изначально стали Великобритания, ФРГ и Франция. Среди трех названных выше стран особое место занимает Франция — как активный политический и экономический игрок на Европейском континенте.

По своему статусу на международной арене Франция относится к числу наиболее влиятельных мировых держав. На современном этапе Французская Республика является одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, в ее распоряжении имеется самостоятельный ядерный потенциал, она входит в группу семи наиболее развитых индустриальных государств. Эта страна представлена на высоком уровне в ведущих политических и финансовых институтах, является также активным членом Европейского Союза.

Достижения подобного рода были возможны, в первую очередь, благодаря высокому уровню экономического развития. Франция занимает четвертое (после США, Японии и ФРГ) место в мире по объему ВВП, который по итогам 2006 г. составил 1 744,2 млрд. евро (при этом процент роста ВВП составляет 2%), второе место в мире среди стран по привлечению прямых инвестиций из-за рубежа (на самом деле, инвесторы ценят качество французской рабочей силы, высокий уровень исследований, техническое со­вершенство высоких технологий), четвертое — по размерам своих инвестиций за границей, преобладающая часть которых (44,8%) размещена в Европе, 17% направлены в США. Кроме того, Франция является пятым экспортером товаров (в основном оборудование) в мире, занимает четвертое место в области услуг и третье — в области сельского хозяйства. При этом 66% торговых операций Франции приходятся на партнеров Европейского союза.

Таким образом, Франция, будучи одним из мировых политических и экономических лидеров, вызывает интерес у многих государств. Не является исключением и Республика Казахстан, сравнительно молодое государство, нуждающееся в перенятии продуктивного опыта развития индустриального государства для построения собственной высокоэффективной экономической модели.

Для Франции Казахстан — это государство с мощным транзитным потенциалом, огромными возможностями в энергетической сфере.

Для реализации своих целей на сегодняшний день две страны выработали комплекс мер, направленных на развитие и поддержание взаимовыгодных двусторонних отношений. Казахстан и Франция активно сотрудничают в политической, экономической и культурно-гуманитарной сферах.



Уже 16-17 сентября 1993 г. президент Франции Франсуа Миттеран посетил с ответным официальным визитом Казахстан. Эта встреча была примечательна тем, что основное внимание было уделено перспективам расширения экономического сотрудничества между странами. Франция открыла кредитную линию на сумму 300 млн. фр. франков для реализации проекта по внедрению технологий выращивания и пере­работки сахарной свеклы, осуществлению строительства Уральского спиртового завода, реконструкции линии связи между городами Актау — Атырау — Уральск, финансированию строительства аэ­ропорта в г. Алматы. Кроме того, французская сторона заявила о своей готовности принять участие в международных программах по спасению Арала и предоставила Казахстану в качестве дара 5 млн. франков для закупки оборудования по производству питьевой воды в регионе Аральского моря, а также 20 млн. 358 тысяч франков — для финансирования услуг, направленных на проведение экономических реформ в республике. Франция рассматривает Казахстан как лидирующую страну в Центрально-Азиатском регионе, имеющую большое значение для Европы. В феврале 2002 г. внешнеполитический комитет Национальной ассамблеи Франции предложил сделать Казахстан постоянным поставщиком нефти и нефтепродуктов в страну, так как считает, что казахстанская нефть может диверсифицировать европейский рынок нефти, который в основном состоит из российской и северо­черноморской, в связи с чем в 2002 г. в Алматы был торжественно открыт совместный казахстанско- французский центр нефти [12]. Также для развития торгово-экономических отношений еще в 1994 г. была образована франко-казахская Торговая палата. Под ее эгидой в Алматы в 1994 г. проходили «Дни Франции в Казахстане» — первая крупномасштабная торгово-экономическая выставка Франции в странах Центральной Азии. В ней приняли участие около 30 французских фирм и компаний, представляющих передовые отрасли французской индустрии и бизнеса — добывающую, текстильную и пищевую промышленность, электронику, автомобилестроение, консалтинг и др. Все эти мероприятия направлены на привлечение французских инвестиций в экономику Казахстана. Так, в 2005 г. общий объем французских инвестиций в экономику республики составил $2,3 млрд. Среди иностранных инвесторов Казахстана Франция занимает 4-е место, после США, Великобритании и Канады, по общему объему инвестиций, вложенных в казахстанскую экономику. Сегодня в Казахстане работает около 40 французских предприятий, среди которых: «Тоталь», «Женераль дез О», «Альстом», «Нексанс», «Ондео Дегремон» и др. Крупные компании участвуют в совместных проектах по восстановлению загрязненных зон, по улучшению экологической ситуа­ции в Казахстане. Для Казахстана интерес развития двустороннего взаимодействия вызван тем, что Франция, являясь одним из мировых финансовых центров, имеет многолетний опыт по развитию собственной экономики. Кроме того, эта страна обладает теми необходимыми финансовыми и технологическими ресурсами, которые могли бы быть применены в развитии экономического сектора в Казахстане. Казахстан рассматривается французской стороной как страна, которая богата природными ископаемыми и имеет выгодное стратегическое положение. За прошедший период государства смогли создать благоприятную для развития двусторонних, в том числе политических, экономических и культурно-гуманитарных, отношений правовую базу. Подписанные документы отвечают интересам стран развивать партнерские отношения, основанные на принципах взаимного доверия и уважения. Такие политические органы, как Федерация дружбы «Франция-Казахстан», Франко-казахская Торговая палата и культурные центры Французского Альянса играют ключевую роль в развитии двусторонних отношений между двумя государствами и выполняют роль координирующих органов, которые призваны информировать свои страны об имеющихся возможностях другой стороны. Однако потенциал эффективного взаимовыгодного сотрудничества пока еще не реализован. Франция намерена наращивать свое присутствие в Казахстане, что отвечает казахстанским интересам. Однако интерес у французской стороны вызывают в большей степени нефтяные и газовые проекты. Что же касается вложения инвестиций в другие секторы экономики, то здесь не наблюдается прямых капиталовложений. Это объясняется желанием авторитетных французских компаний получать гарантии от правительства Казахстана. Для этого необходимо стимулировать государственное страхование рисков для защиты иностранных инвестиций. Не менее важное значение для диверсификации рынка Казахстана также имеет информирование французских деловых кругов о возможностях для развития в иных секторах казахстанской экономики: текстильном, пищевом, сельскохозяйственном и др.

Таким образом, можно говорить о поступательном развитии казахстанско-французских отношений. Такое положение достигнуто в первую очередь благодаря регулярным встречам и неустанным усилиям лидеров двух государств, которые наладили высокий уровень политического диалога, основанного на взаимопонимании, доверии, уважении и учете интересов друг друга. Важно, что контакты на высшем уровне создают прочную основу для дальнейшего углубления взаимовыгодных отношений по всем направлениям. Стоит отметить, что прошедшие годы двустороннего сотрудничества показали стабильность казахстанско-французских отношений. Сегодня взаимодействие между Францией и Казахстаном выстраивается с учетом современных условий и интересов партнеров.



Традиционная особенность французской экономической политики — большая доля государственного сектора, особенно в стратегически важных областях — нефтегазовой промышленности, транспорте. Существует планирование, но оно носит не нормативный, а индикативный характер (намеченные показатели не являются нормативными для частных предприятий). Велика доля в экономике иностранного капитала (промышленность до 40%, недвижимость около 27,5%, торговля — 20%, сфера услуг — 9%). На предприятиях с иностранным капиталом работают свыше 20 % трудящихся. Особенно велика доля иностранного капитала в информатике и других отраслях передовых технологий (свыше 50 %).

Снижение конкурентоспособности: В 2014 г. снова несколько снизилась конкурентоспособность Франции – такое заключение дается в докладе Центра экономических исследований Coe-Rexecode, говорится в публикации журнала «Вестник международной торговли» (Le MOCI). Основные выводы доклада:

Франция продолжает сокращать свою долю на экспортных рынках. По первым оценкам, отрицательное сальдо баланса внешней торговли промышленной продукцией выросло в 2014 г. до 26,4 млрд. евро против 24,0 млрд. в 2013 году. Общий дефицит внешнеторгового баланса Франции сократился с 3,7% от ВВП в 2013 г. до 3,3% в 2014 году. За 10 месяцев 2014 г. доля экспорта товаров Франции в экспорте стран Зоны евро сократилась с 12,5% до 12,3%, причем этот показатель у Германии, Бельгии и Нидерландов вырос, а в Испании – стабилен. С октября 2013 г. по октябрь 2014 г. доля Франции в мировом экспорте снизилась с 3,15% в 2013 г. до 3,0% – это самая большая потеря рынка среди развитых стран. Причем за период 1990-2014 гг. доля французского экспорта в мировом экспорте сократилась более чем вдвое – с 6,3% до 3,0%. Хуже показатели за этот же период лишь у Великобритании и Японии.

Французские товары высокого качества, но все еще слишком дорогие – еще один вывод Центра Coe-Rexecode, основанный на опросе о месте французской продукции по сравнению с 9-ю основными конкурентами, проведенном среди 500 европейских импортеров. Без учета стоимости товаров германское качество почти всегда «обгоняет» французское, при этом французская продукция оценивается обычно «лучше», чем испанская и итальянская. В частности, качество французского электробытового оборудования, продовольствия, предметов личной гигиены и ухода за кожей находятся на 2-м месте после Германии среди 10 исследуемых стран и регионов (Франция, Германия, Великобритания, Италия, Испания, США, Япония, Китай, страны Азии, страны ЦВЕ), качество одежды и аксессуаров – на 7-м месте (3-е место в 2010 г.).

В 2014 г. доля французского экспорта товаров и услуг в экспорте стран Еврозоны сократилась по сравнению с 2013 г. на 1,8% и составила 13,6% (606,6 млрд. евро – оценка). В 1999 г. доля Франции в экспорте товаров и услуг стран Зоны евро составляла 17,9%.

Coe-Rexecode (Le Centre d’observation économique et de recherches pour l’expansion de l’économie et le développement des entreprises) – первый частный французский центр экономических исследований, образованный в 2006 г. путем слияния Центра экономических наблюдений Торгово-промышленной палаты Парижа и Ассоциации Rexecode.

Сокращение товарооборота Франции в 2014 г.

По данным Генеральной дирекции таможен и косвенных налогов, в 2014 г. товарооборот Франции (с учетом торговли военной техникой) сократился на 0,65% по сравнению с 2013 г. и составил 928,4 млрд. евро. Экспорт вырос за год на 0,11% и составил 437,3 млрд., импорт снизился на 1,31% и составил 491,1 млрд. евро.



fireshot capture 4 - обзор сми франции за февраль 2015 года - http___www.ved.gov.ru_news_19398.html.png

За год на 10,5% упал экспорт сельскохозяйственной продукции и на 4,9% снизились продажи фармацевтической продукции. Другие статьи экспорта показали в целом положительную динамику: автомобили (+4,6%), промышленное и с/х оборудование (+2,9%), продукция химической промышленности (+2,2%), авиакосмической промышленности (+2,5%).

В 2014 г. на 15,6% упал импорт углеводородов, на 7,2% - продукции нефтепереработки, сельскохозяйственной продукции – на 1,3%, химической – на 1,1%, металлургической – на 2,2%. Вырос импорт одежды на 7,1%, фармацевтической продукции – на 4,9%, автомобилей – на 2,5%.

Пока нет эффекта от мер стимулирования французского экспорта.

«Почему Франции не удается вернуть свои доли внешнеторговых рынков» - под таким заголовком вышла 9 февраля статья в газете «Лез Эко».

Анализируя данные по внешней торговле Франции за год, авторы отмечают, что официальные лица обращают внимание на такой положительный момент, как сокращение отрицательного внешнеторгового сальдо страны с 60,8 млрд. евро в 2013 г. до 53,8 млрд. в 2014 году. А если принять во внимание еще и торговлю услугами, то внешнеторговый дефицит Франции составит «всего» 20 млрд. евро, пишет газета.

При этом сокращение дефицита внешней торговли товарами объясняется целиком и полностью сокращением цен на нефть, считают авторы. Сальдо внешней торговли энергоресурсами снизилось за год на 11 млрд. евро. Без учета торговли нефтью и нефтепродуктами и военной техникой дефицит торгового баланса Франции теми товарами, которые реально показывают конкурентоспособность французской экономики, вырос с 12,4 млрд. евро в 2013 г. до 16,7 млрд. в 2014 году. Таким образом «никакого фундаментального улучшения французской конкурентоспособности нет», приводит газета слова генерального директора Центра экономических исследований Coe-Rexecode. Меры Правительства по поддержке местных предприятий пока не оказали должного воздействия на внешнюю торговлю Франции.



Сенат Франции вносит изменения в законопроект по энергетике:

Сенат Франции приступил к рассмотрению текста проекта Программного закона о переходе на возобновляемые источники энергии (Loi de programmation sur la transition énergétique), за принятие которого активно выступает Министр экологии, устойчивого развития и энергетики Сеголен Рояль (Ségolène Royal).

Сенаторы, в частности, не согласны с позицией депутатов и Правительства по будущему атомной энергетики Франции. Текст законопроекта предусматривает сокращение до 50% доли атомной энергетики до 2025 года. Сенаторы предложили больше не указывать конкретный год в качестве даты достижения поставленной цели, подразумевая «неопределенный срок». Речь идет об обеспечении реалистичного перехода на альтернативные источники энергии и устойчивого роста.

Еще одно существенное изменение предложила Комиссия по экономическим делам Сената – увеличить «потолок» предельной мощности производства атомной энергии с 63,2 до 64,85 гигаватт, что связано с освобождением от необходимости закрытия двух ядерных реакторов параллельно с предусмотренным в 2017 г. открытием реактора в Фламанвилле.



«Тоталь» страдает от неблагоприятной конъюнктуры

В 2014 г. чистая прибыль группы «Тоталь» (Total) сократилась на 62% и составила 4,24 млрд. долл. США, пишет газета «Лез Эко».

Чистые убытки компании в 4-м квартале 2014 г. составили 5,6 млрд. долларов, что связано с сокращением цен на нефть, сложной экономической ситуацией в Европе и влиянием украинского кризиса на деятельность «Тоталь» в России.

В 2015 г. компания планирует снизить на 10% инвестиции и на 30% - эксплуатационные расходы, а также продать часть активов на 5,5 млрд. долларов. Кроме того, «Тоталь» намерена сократить штат на 2 тыс. человек путем отказа от найма новых сотрудников во всех подразделениях группы.

Весной этого года группа представит свой «план регулирования» («plan d’adaptation») нефтеперерабатывающих предприятий во Франции, т.к. неблагоприятная конъюнктура рынка вынуждает «Тоталь» начать реструктуризацию убыточных нефтеперерабатывающих заводов.

В 2014 г. сократился экспорт французского алкоголя

По данным Федерации экспортеров вин и крепких спиртных напитков (Fevs - Fédération des exportateurs de vins et spiritueux), в 2014 г. экспорт алкоголя из Франции сократился на 2,8% по сравнению с 2013 г. и составил 10,8 млрд. евро, пишет журнал «Вестник международной торговли» (Le MOCI – Le moniteur du commerce international).

Количественный объем продаж снизился за год на 3,3% - до 143 млн. ящиков по 12 бутылок. Экспорт спиртных напитков в Китай сократился на 17,4%, в США – вырос на 4,4%.

Проблемы с одобрением проекта закона о росте и экономическом подъеме

Несмотря на три недели парламентских дебатов, несмотря на призывы к ответственности, исполнительной власти так и не удалось убедить большинство проголосовать за т.н. «закон Макрона» («Loi Macron»), в частности, из-за отказа Министерства экономики внести в текст закона вопрос о денежных компенсациях за работу в выходные дни, пишет газета «Лез Эко».

Значительная часть депутатов от Соцпартии считает предложенные меры слишком либеральными и неоднократно заявляла о намерении воздержаться или проголосовать «против».

Во избежание провала голосования и отклонения текста законопроекта о росте и экономическом подъеме (Loi pour la croissance et l’activité) Президент Ф. Олланд и Премьер-министр М.Вальс решили прибегнуть к статье 49-3 Конституции Французской Республики, разрешающей одобрение текста закона без голосования. Подобная мера не применялась во Франции с 2006 года.

Но в этом случае Парламент в соответствии со статьей 49-2 Конституции имеет право вынести на рассмотрение вотум недоверия Правительству.

За 8 лет энергопотребление во французской промышленности сократилось на 19%

По данным исследования Национального института статистики (INSEE), за период с 2005 по 2012 г. энергопотребление промышленности Франции сократилось на 19%. В 2013 г. потребление энергии секторами промышленности практически не изменилось по сравнению с 2012 г. и составило 35,6 млн. тонн нефтяного эквивалента.

Самые энергоемкие отрасли промышленности Франции – химическая и металлургическая. На химическую промышленность, использующую преимущественно газ, приходится 27,9% всего промышленного энергопотребления Франции. На металлургическую, использующую в основном твердые виды топлива, приходится 24,4% энергопотребления. На третьем месте по этому показателю стоит АПК (13,8%).

По видам потребляемой энергии в 2013 г. основную долю занимал магистральный газ (36,1%), на 2-м месте – электроэнергия (33,7%). На твердые виды топлива, пар и нефтепродукты приходится в среднем немногим более 6%.



Состояние экономики Франции на 2014 год:

Эксперт по экономике еврозоны в аналитическом центре IHS Global Insight Диего Искаро перечисляет очевидные преимущества Франции: "Она по-прежнему обладает превосходной инфраструктурой и высоким уровнем жизни, а во время всемирного кризиса чувствовала себя намного лучше, чем, скажем, Великобритания". К тому же производительность труда во Франции выше среднего показателя по ЕС, закредитованность населения невелика, а дефицит госбюджета примерно такой же, как в Великобритании или США и намного ниже, чем в Японии. Что же касается высокого уровня государственной задолженности, то мало кто в ЕС выполняет сейчас требование удерживать ее в пределах 60 процентов ВВП. Несмотря на все это, французская экономика фактически находится в застое. Согласно прогнозам Международного валютного фонда (МВФ) и французского правительства, ВВП страны увеличится в 2014 году всего на 0,4 процента, что в два раза меньше, чем в целом по всей еврозоне. В минувшие два квартала экономический рост был нулевым. Уровень безработицы устойчиво превышает 10 процентов.

Что же касается бюджетного дефицита, то министр финансов и государственных счетов Франции Мишель Сапен недавно заявил, что правительство собирается выйти на целевые 3 процента ВВП лишь в 2017 году - на два года позже, чем было согласовано с Евросоюзом. Это очередное нарушение финансовой дисциплины Еврокомиссия, скорее всего, "зарубит", что неминуемо приведет к политическому конфликту с Парижем. Правительство Франции намерено в ближайшие три года сократить государственные расходы на 50 миллиардов евро. По мнению французского экономиста Грегори Клаи основная проблема французской экономики состоит в чрезмерной конкуренции в сфере производственных издержек с соседней Германией. "Со времени введения евро зарплаты росли в Германии существенно медленнее, чем производительность труда", - напоминает Грегори Клаи. А во Франции увеличение расходов на оплату труда шло параллельно с наращиванием производительности, и это обернулось снижением конкурентоспособности ее предприятий. Грегори Клаи делает из этого вывод, что Германии следует поднять уровень зарплат и тем самым увеличить спрос на внутреннем рынке, что пойдет на пользу всем ее партнерам по валютному союзу. Отсюда приходит к заключение, что Французской экономике необходимы «кардинальные реформы, особенно в области налоговой системы и на рынке труда». "В последние десять лет Франция не проводила никаких реформ, и результат этого мы видим сейчас, когда всей мировой экономике нездоровится". Оба собеседника DW сходятся на том, что во Франции слишком много бюрократизма, а у французских предприятий слишком высоки издержки на персонал и слишком мало свободы. Так, из-за 35-ти часовой рабочей недели они не имеют возможности гибко реагировать на колебания спроса и, к примеру, назначать сверхурочные работы.

Грегори Клаи в свою очередь возражает, что "одним лишь снижением трудовых издержек проблему не решить", и предлагает Парижу активнее поддерживать сферу обслуживания, доля которой в ВВП Франции существенно выше, чем в ВВП Германии. Так, он считает, что давно пора отказаться от слишком строгих защитных мер для таких профессий, как аптекарь, нотариус или таксист, ведь чрезмерное регулирование ведет к завышенным ценам на соответствующие услуги.

Диего Искаро и Энгус Коллинз полагают, что правящие сейчас во Франции социалисты вполне могли бы взять пример с программы реформ Agenda 2010, реализованной в Германии при социал-демократическом канцлере Герхарде Шрёдере (Gerhard Schröder). Однако успеху подобных преобразований на рынке труда может помешать французская социально-экономическая модель, достаточно серьезно отличающаяся от немецкой, предупреждает Коллинз. По его мнению, французам, с их исторически сложившейся тягой к системе обширных социальных льгот, будет очень трудно от нее отвыкать.

Состояние и перспективы развития французской экономики

Темпы экономического подъема во Франции в 2015 г. превысят официальный прогноз и ускорятся в 2016-2017 гг., прогнозирует Банк Франции.

По оценкам центробанка, французский ВВП увеличится на 1,2% в этом году (официальный прогноз - 1%). В 2016 г. темпы роста экономики, как прогнозируется, повысятся до 1,8%, в 2017 г. - до 1,9%.

Поддержку экономике Франции окажут низкие цены на нефть, снижение курса евро, позитивно сказывающееся на объемах экспорта, а также стимулирующая монетарная политика Европейского центрального банка (ЕЦБ), цитирует MarketWatch заявление Банка Франции.

Среднегодовой показатель инфляции, гармонизированной со стандартами Евросоюза, в 2016 г. составит 1,4%, в 2017 г. - 1,7%, ожидают аналитики центробанка.

По их оценкам, текущий уровень инфляции во Франции составляет порядка 0,3%. В центробанке отмечают ряд факторов, создающих неопределенность в отношении перспектив экономики страны.

Так, компании могут направить деньги, полученные за счет снижения налоговой нагрузки, на повышение зарплат или выплату долгов, что отрицательно отразится на перспективах бизнес-инвестиций, говорится в заявлении центробанка.

Потребительские расходы также могут оказаться ниже ожиданий, если норма сбережения во Франции останется на этом уровне, отмечают в Банке Франции.

Прогнозы регулятора не учитывают вероятных последствий мер бюджетной экономии, которые может осуществить правительство Франции для улучшения состояния финансов, говорится в заявлении.

Заключение: Экономика Франции исторически обладает следующими характерными особенностями. Во-первых, это большая доля малого и среднего бизнеса, доля которых в ВВП страны составляет более 50%. Во-вторых, большая доля государственного сектора в стратегически важных областях, таких как нефтегазовая промышленность, транспорт. И третья особенность связана с внешней торговлей - основная доля экспорта Франции составляет продукция сельского хозяйства (по его экспорту Франция занимает первое место в Европе).

Развитие экономики Франции в основном шло в соответствии с мировым развитием. Однако, как и в любой стране в экономике Франции есть свои характерные проблемы и способы решения: много опережающая в развитии сфера услуг по сравнению с промышленностью, нацеленность экспорта на Европу, суровая налоговая политика, что отпугивает крупных инвесторов от вложения денег во Французскую экономику, большой дефицит бюджета и государственный долг. В связи с этими причинами экономика

Франции развивается недостаточно динамично.

Внешнеэкономические связи Франции имеют тенденцию к постоянному расширению. Франция стабильно удерживает второе после США место в мировом экспорте сельскохозяйственных и продовольственных товаров. Для Франции характерен высокий уровень концентрации и централизации производства и капитала. Франция играет значительную роль в мировом экспорте следующих промышленных товаров: электротехнического оборудования (9%), цветных металлов, цветных металлов и продуктов органической химии (около 9%), продукции черной химии и цветной металлургии (10%), фармацевтических товаров (более 12%), изделий из каучука и пластмасс (около 13%), стекла (второе место после Германии - 14%). За последние 6 лет Франции удалось успешно адаптировать свою внешнюю торговлю к новым условиям, прежде всего на европейском рынке. Экономика Франции стала не менее открытой, чем у ее торговых партнеров, сохранив при этом свою долю на рынке. В результате сейчас Франция занимает 4-е место в мире по экспорту товаров, уступая лишь США, Германии и Японии, и 3-е – по экспорту услуг, пропуская вперед только США и Великобританию.

Хозяйственное развитие, по всей вероятности, будет соответствовать общим тенденциям развития западноевропейского региона. Дефицит бюджета, по прогнозам, снизится с 7,7% в 2011 г. до 3% к 2013 г. Для этого правительством будет предпринят ряд мер, в том числе сокращение бюрократического аппарата. Бывший президент Франции.

Николя Саркози рассчитывает, что в 2013 году французская экономика вырастет на 1,75%, а с 2015 по 2017 годы рост составит 2%. Он отметил, что достижение равновесия бюджета в 2016 году потребует 124,5 миллиарда евро, три четверти которых будут получены, благодаря сокращению дефицита, а треть - благодаря увеличению сборов. Согласно программе Саркози, в 2017 году ожидается профицит бюджета в 0,5%.

Франция понизила прогноз роста экономики на 2013-2015 гг. В Париже ожидают, что рост ВВП страны составит 2% в годовом выражении, против заявленных ранее 2,5%.

Список литературы:



  1. Википедия. Экономика Франции https://ru.wikipedia.org/wiki/Экономика_Франции

  2. Мировая экономика/ Экономические показатели Франции/ http://www.ereport.ru

  3. Мировая экономика/ Франция/ http://www.ereport.ru/articles/weconomy/france.htm

  4. Аналитическая статья в Deutsche Welle «Насколько больна экономика Франции?» www.dw.com/ru/насколько-больна-экономика-франции/a-17994593

  5. Вести. Экономика http://www.vestifinance.ru/articles/58291

  6. Портал внешеэкономической информации. Обзор СМИ Франции за февраль 2015 г. http://www.ved.gov.ru/news/19398.html

  7. Казахстанско-французское сотрудничество на современном этапе: 90-е гг. XX – начало XXI http://articlekz.com/article/5652

  8. Географический сайт/ характеристика Франции/www.geo2012.da.ru


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница