Анализ по работе с одарёнными детьми
за 2013-2014 учебный год
Работу с одаренными и мотивированными детьми в образовательном пространстве города Караганды координирует городской отдел образования, методический кабинет, в составе которого есть отдел социально-психологической службы, который и курирует работу с одарёнными детьми.
Основной идеей работы отдела в данном направлении является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей организаций образования, творческой общественности с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей города.
За период деятельности отдела сложилась определенная система работы, которую можно условно разделить по следующим направлениям:
-
реализация программы «Одаренные дети», которая направлена на:
-
создание условий для оптимального развития одаренных детей;
-
работу по выявлению одаренных детей, чья одаренность на настоящий момент еще не проявилась;
-
работа со способными детьми, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей;
-
социальная поддержка одарённых детей.
-
деятельность в рамках подготовки к республиканской олимпиаде по общеобразовательным предметам и другим в том числе профориентационным олимпиадам различных уровней;
-
осуществление поддержки учащимся школ города в процессе подготовки и защиты научных проектов в рамках НОУ, «Дарын», МАНЮИ и «Зерде»;
-
участие в международных и республиканских интеллектуальных играх, проводимых по линии РНПЦ «Дарын» и РНМЦ «Сарыарка дарыны»
-
изучение деятельности школ города по созданию системы работы с одаренными детьми.
В образовательном пространстве города функционирует городская программа «Одаренные дети». Городские мероприятия в рамках программы направлены на выявление одаренных и способных детей и их дальнейшее сопровождение, поддержку и развитие.
Реализация программы носит частично законченной характер:
-
Психолого-педагогическое сопровождение талантливого и одаренного ребенка является важным звеном в процессе его становления. На сегодняшний день разработана и функционирует централизованная электронная база данных «Одарённый ребёнок», куда вошли учащиеся с высокими интеллектуальными, творческими и физическими способностями (3418 детей) и банк данных «Отличник» (4210 детей). Образовательными организациями города проведена работа по систематизации данных психологических служб о составе одаренных детей. Дважды в течение учебного года банк данных корректируется с учетом результативности мероприятий. На сегодняшний день собран диагностический инструментарий по выявлению интеллектуальной и других видов одаренности учащихся: тесты Векслера, Р. Кеттела, Г. Айзенка, Вилсона, Линка, Беннета, Р. Амтхауэра, А Лосева и др. Подобраны методики для диагностирования склонности учителя к работе с одаренными детьми. Особый акцент сделан на методики выявления ранней одаренности: даны методические рекомендации по диагностированию умственных способностей детей 6–12 лет, подобраны методики диагностик одаренности младших школьников и дошкольников.
-
Поступательно увеличивается количество участников республиканских и международных интеллектуальных игр: 2008 год - 2136 школьников, 2013-2014 год - 21 144. В данных играх с разной результативностью принимают участие все школы города (79 государственных и 8 частных), создавая дополнительные возможности школьникам проявить свои способности в различных областях знаний: математика («Ак Бота», «Кенгуру-математика», «Бастау»), русский язык («Ак бота», «Русский медвежонок»), английский, французский, немецкий языки («Британский бульдог», «Кенгуру–лингвист»), всемирная история («Золотое руно»), краеведение – («Парасат»), биология, география, химия («Человек и природа»), новая исследовательская игра для дошколят, начальной школы и среднего звена («ПОНИ: Пойми. Объясни. Найди, Исследуй.»).
-
Разрабатываются, апробируются и внедряются индивидуальные программы работы педагогов с одаренными детьми.
-
В 59 образовательных учреждениях города созданы научные общества учащихся для разработки и презентации научных проектов на всех уровнях. Показатель качества участия на областных научных соревнованиях школьников имеет положительную динамику 17 призовых мест в 2011-2012 учебном году (3 из них стали призёрами в республике + 2 сертификата) до 87 в 2013-2014 в области и 14 на республике.
-
Олимпийское движение в рамках участия в Республиканской олимпиаде по общеобразовательным предметам и большом количестве альтернативных олимпиад также осуществляется во всех школах города. На школьном и городском этапах принимают участие все организации образования. В последние годы акцент делается не на количественном, а на качественном подборе школьной команды, и поэтому снизилась численность участников городского этапа в 2013-2014 году.
-
Нашла отражение на практике организация совместной работы школ с высшими учебными заведениями. В рамках данной работы на базе кафедр ведущих институтов города (КарГУ, КарГТУ) ведутся занятия профессорско-преподавательским составом по подготовке учащихся 8-11 классов к конкурсам и соревнованиям по научным проектам. Что отрадно, таких учащихся становится больше с каждым годом, и число проектов, которые курируют преподаватели Вузов - растёт. Кроме того, увеличивается количество профориентационных олимпиад и конкурсов, которые проводят ведущие ВУЗы города Караганды, региона, республики и СНГ совместно с РНМ» «Сарыарка дарыны» и отделом образования города Караганды.
-
Республиканская олимпиада школьников по 15 общеобразовательным предметам
Республиканская олимпиада является преемницей Международных предметных олимпиад и проводится в пять этапов.
На школьном этапе, согласно отчетной документации, общая численность участников по городу составила 21 195 учащихся, призёров среди них было 5 398 человек. Из числа победителей (учащихся, занявших 1место) были сформированы команды для выступления в городском этапе.
В городском этапе Республиканской олимпиады школьников приняли участие 1 505 учащихся. 198 учащихся из 35 организаций образования стали победителями и призёрами городского этапа олимпиады.
За 3 года количество участников городского этапа уменьшилось, а количество победителей увеличилось. Данная динамика говорит об увеличении качества по городу на 3,5 %, по сравнению с 2011-2012 и 2012-2013 г.г.
Лучшими олимпийскими командами 2013-2014 учебного года по результатам городской олимпиады (общее количество призёров) стали команды школ:
1 место – гимназия № 93 (29 мест, 12 из них первые)
2 место – гимназия № 97 (24 места, 7 из них первые)
3 место – гимназия № 38 (19 мест, 6 из них первые)
4 место – лицей № 2 (16 мест, 8 из них первые)
5 место – гимназия № 3 (15 мест, 7 из них первые)
Из 198 призеров городского этапа была сформирована команда города Караганды, в которую вошли 45 победителей городского этапа из 12 организаций образования город, занявших 1 места для участия в областном этапе олимпиады, который прошёл 8-9 января 2014 года. Это новшество, которое было введено в этом году. В прошлые году мы могли заявить для участия в областной олимпиаде учащихся, которые на городском этапе занимали 1-3 места. Их, конечно же, было больше, но качество участия оставляло желать лучшего, хотя в любом случае наша команда на протяжении уже 7 лет занимает 1 место и остаётся лучшей олимпийской командой области. Но в этом учебном году качество участия в областной олимпиаде – 91 %. Это очень хороший результат.
На данной диаграмме слайда показана результативность участия каждой из 12 школ, чьи учащиеся защищали честь города на областном этапе олимпиады.
Призерами 3 этапа Республиканской олимпиады текущего года стал 41 учащийся, что составило 91 % качества от общего числа участников (1 мест – 12, 2 мест – 10, 3 мест – 19).
Если сравнивать результативность участия наших ребят в областной олимпиаде за 3 года, то как видно из диаграммы слайда количество участников уменьшилось почти в 2 раза, а качество, то есть количество призёров увеличилось.
Итоговый (республиканский) этап олимпиады прошёл в этом году в Усть-Каменогорске (по предметам естественно-математического цикла) и в Шымкенте (по предметам общественно-гуманитарного цикла).
Итоги республиканского этапа по предметам ЕМ цикла
№ п/п
|
Фамилия, имя ученика
(полностью)
|
Предмет
|
Класс
|
Школа
|
Место
|
1
|
Павлушкин Максим
|
математика
|
10
|
лицей № 2
|
сертификат, 4 место
|
2
|
Джанабекова Алия
|
математика
|
11
|
лицей № 2
|
сертификат, 4 место
|
3
|
Цой Юрий
|
физика
|
10
|
38
|
сертификат
|
4
|
Ким Евгений
|
информатика
|
9
|
9
|
сертификат
|
5
|
Костливцев Никита
|
информатика
|
10
|
лицей № 2
|
сертификат, 4 место
|
6
|
Терскова Мария
|
химия
|
11
|
97
|
сертификат
|
7
|
Семейбаева Анель
|
география
|
10
|
38
|
сертификат
|
Итоги республиканского этапа по предметам ОГ цикла
№ п/п
|
ФИО
|
Предмет
|
Класс
|
Школа
|
Место
|
1
|
Волошина Валерия
|
Казахский язык
|
11
|
38
|
сертификат
|
2
|
Горбунова Карина
|
Русский язык
|
11
|
97
|
сертификат, 4 место
|
3
|
Федорова Анна
|
Английский язык
|
10
|
3
|
2
|
4
|
Касилова Ольга
|
Немецкий язык
|
10
|
3
|
грамота
|
5
|
Амирханова Азия
|
Французский язык
|
10
|
97
|
сертификат
|
6
|
Абдиманова Айгерим
|
Французский язык
|
11
|
93
|
грамота
|
7
|
Чукаловская Яна
|
Французский язык
|
11
|
97
|
сертификат
|
8
|
Мешелова Айгерім
|
История Казахстана
|
10
|
41
|
сертификат
|
9
|
Салимбаев Султан
|
История Казахстана
|
11
|
39
|
3
|
10
|
Абильтусупова Айгерим
|
Правоведение
|
10
|
93
|
3
|
11
|
Ярулина Камилла
|
правоведение
|
11
|
93
|
сертификат, 4 место
|
|