Анкета для детей Приложение Тест «Компьютерная зависимость у младших школьников»




Скачать 240.24 Kb.
Дата07.09.2016
Размер240.24 Kb.

Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

МО «Управление образования ГО Краснотурьинск»

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17»

Секция: мир вокруг меня

Предмет: окружающий мир
Исследовательский проект


Компьютерные игры в жизни детей младшего школьного возраста.


Автор: Неволин Егор,

ученик 3 класса



Руководитель: Е. В. Дементьева

учитель начальных классов



высшая квалификационная категория
ГО Краснотурьинск

2015


Содержание

Введение 3



I. Игры моих сверстников

    1. Увлечения детей младшего школьного возраста 5

    2. Классификация компьютерных игр 6

II. Компьютерные игры и здоровье

2.1. Вред и польза компьютерных игр 11

2.2. Компьютерная зависимость у младших школьников 12

2.3. Соблюдение санитарно-гигиенических норм 14

Заключение 18

Список литературы 19

Приложения

Приложение 1. Диаграммы исследования

Приложение 2. Анкета для детей

Приложение 3. Тест «Компьютерная зависимость у младших школьников»

Приложение 4. Рекомендации родителям, чьи дети играют в компьютерные игры

Приложение 5. Рекомендации младшим школьникам



Введение

Современные дети рано знакомятся с компьютером. Я начал играть в компьютерные игры в возрасте пяти лет, и с тех пор они стали одним из моих увлечений. Однако родители всегда ограничивают время работы за компьютером и считают, что компьютерные игры могут оказать плохое влияние на моё здоровье. Я решил выяснить так ли это и узнать, какую пользу и вред могут принести компьютерные игры, а также исследовать какими играми увлекаются мои одноклассники, сколько времени они проводят за компьютером и как относятся родители к их увлечению компьютерными играми.

Таким образом, можно выдвинуть гипотезу: компьютерные игры могут оказывать положительное и отрицательное влияние на ребёнка, и во время продолжительных компьютерных игр у него может возникнуть зависимость.

Цель исследования: изучить влияния компьютерных игр на здоровье младших школьников и определить признаки зависимости к играм.

Задачи исследования:


  1. Выяснить влияние компьютерных игр на здоровье детей.

  2. Узнать мнения специалистов по данному вопросу.

  3. Провести анкетирование среди учащихся 1-4 классов.

  4. Создать буклет с рекомендациями для детей и родителей.

  5. Донести актуальную информацию до одноклассников.

Объект исследования: учащиеся 1-4 классов МАОУ «СОШ № 17» г. Краснотурьинска. В исследовании приняли участие всего 303 детей в возрасте от 7 до 11 лет, из них 166 мальчиков и 137 девочек.

Предмет исследования: роль компьютерных игр в досуге детей.

В процессе работы использовались методы исследования:



  • наблюдение;

  • анализ;

  • обобщение.

Практическая ценность данной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в работе учителей для подготовки материала к родительским собраниям и классным часам. Разработаны рекомендации для детей и родителей по профилактике компьютерной зависимости и сохранения здоровья.

В работе исследуется какое место в жизни современного младшего школьника занимают компьютерные игры, а также рассматривается вопрос о их влиянии на здоровье ребенка. Изложены результаты исследования, сделаны выводы, указаны санитарно-гигиенические требования при работе за компьютером. Разработаны рекомендации для детей и родителей по профилактике компьютерной зависимости и сохранения здоровья.

Работа носит исследовательский характер, будет интересна и полезна, как детям, играющим в компьютерные игры, так и их родителям и учителям.

I. Игры моих сверстников


    1. Увлечения детей младшего школьного возраста

Игра является одним из основных видов деятельности школьников младших классов. Для того чтобы определить какое место в жизни детей занимают компьютерные игры рассмотрим чем увлекаются дети в свободное от учебы время. Я провёл анкетирование (приложение 2).

В опросе приняли участие 303 ребёнка в возрасте от 7 до 11 лет, учащиеся 1-4 классов, из них 166 мальчиков и 137 девочек. Проанализировав результаты, я увидел, что значительное место в жизни детей младшего школьного возраста занимает общение с друзьями 31%. Компьютерные игры в качестве самого любимого занятия указали 33 % детей (100 человек). Еще 15% детей занимаются спортом, 11% детей любят читать и 10% смотреть телевизор (приложение 1, диаграмма № 1).

Компьютер дома имеют 270 человек из 303 опрошенных (приложение 1, диаграмма № 2). Однако, на вопрос, играете ли вы в компьютерные игры, результаты оказались следующие:


  • 231 (76 %) учащихся играют в компьютерные игры;

  • 39 (13 %) – не играют, потому что игры им неинтересны;

  • 33 (11%) – не играют, так как у них нет компьютера, но если бы он был, дети бы обязательно поиграли.

Что же привлекает ребят в компьютерной игре? При проведении анкетирования предлагалось высказать своё мнение о компьютерных играх. Большинство детей ответили: «компьютерные игры очень интересные, мне нравится в них играть».

Интересные ответы:

- компьютерные игры это веселое развлечение, когда тебе скучно и нечем заняться (Олег, 7 лет);

- в компьютерные игры играть можно, но не очень долго (Света, 8 лет);

- я считаю, что компьютерные игры не полезны, т.к. они вредят зрению и приводят к утомлению (Даниил, 11 лет);

- мне нравится играть в компьютерные игры, но мне жаль, что во время игры на компьютере время проходит так быстро (Даша, 10 лет);

- я советую играть в занимательные игры (Тимофей, 11 лет);

- я думаю, что компьютерные игры развивают нас, но есть и плохая сторона: зрение падает и уходит время (Матвей, 10 лет);

- компьютерные игры интересны и полезны (Лиана, 8 лет);

- если долго играть в компьютерные игры, могут заболеть голова и глаза (Глеб, 8 лет).

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство детей разносторонне развиваются, занимаются спортом, играют в обычные игры, общаются с друзьями. Компьютерные игры также являются частью их досуга, но не вытесняют другие полезные виды деятельности.


    1. Классификация компьютерных игр

В какие компьютерные игры предпочитают играть ребята? Компьютерных игр существует очень много и у каждой есть свои особенности.

Я обратился к специальной литературе и Интернет-ресурсам, чтобы узнать, какие бывают жанры компьютерных игр.

Первая отечественная классификация компьютерных игр была предложена Шмелевым А.Г. в 1988 году [2, с. 23].

Игры делятся на жанры:



Аркадные игры

Эти игры отличаются простым и понятным управлением. Герой бегает по экрану, прыгает через пропасти, взбирается по веревкам, стреляет в противников. Управлять героем обычно очень просто. Он передвигается с помощью курсорных клавиш. Еще одна или две клавиши используются для стрельбы и прыжков. Аркадные игры развивают реакцию и способность принимать решения в сложной обстановке.



Логические игры.

Это головоломки. В таких играх не надо никуда спешить. Можно спокойно думать над каждым ходом. Бывают головоломки по складыванию картинок, передвижению фигурок. Очень часто в логических играх используются лабиринты.

Логические игры развивают мышление, сообразительность и находчивость.

Аркадно – логические игры

Примером такой игры является всем известный «Тетрис». В этих играх тоже надо думать, но делать это приходится быстро. Такие игры развивают сообразительность и скорость реакции.



Активные игры.

Это боевики, связанные со стрельбой, засадами и погонями. Они развивают реакцию и ловкость, но могут утомлять, поэтому школьники младших классов в них обычно не играют. В таких играх большую роль имеет звук выстрелов и разрывов снарядов. Многие активные игры сделаны так, что можно играть не только против компьютера, но и против партнера.



Деловые игры.

Эти игры помогают почувствовать себя специалистом в какой-нибудь профессии, например бизнесменом, следователем, врачом, инженером, архитектором, министром. Играющий управляет городом, фирмой, заводом, больницей, аэродромом. Это довольно сложные игры и длятся они обычно несколько часов. Деловые игры могут быть полезны. Они помогают познакомиться с интересными профессиями.



Единоборства.

Отличительная особенность этих игр – сложное управление. Сложность этих игр в том, что бойцы могут выполнять много разных ударов и приемов, для которых надо пользоваться разными комбинациями клавиш. Многие из этих комбинаций «секретны», о них не сообщается в инструкции к игре, и их надо обнаружить самому. Игры – единоборства развивают координацию движений, расчетливость и точность.



Имитаторы.

Очень интересные, но сложные программы. С их помощью можно учиться управлять самолетами, танками, автомобилями, боевыми роботами. Для управления такой техникой приходится использовать много клавиш клавиатуры. Без подробной инструкции с этими программами разобраться сложно. Из-за сложности симуляторов дети играют в них довольно редко.



Квесты или приключения.

Так называют очень красивые и интересные игры, в которых герой путешествует по своему компьютерному миру и решает головоломки. Цель игры известна с самого начала, например, спасти, принцессу, похищенную злыми волшебниками. Главная задача - пройти игру до конца.

Если решение всех головоломок известно, то игру можно пройти за несколько часов. Но если решения нет, то приходится пробовать разные действия, и игра растягивается на много дней. Большинство квестов сделаны на английском языке, поэтому они помогают изучать язык. Управление этими играми несложное и выполняется с помощью мыши.

Ролевые игры.

Это очень длинные и неторопливые игры. В одну игру можно играть много месяцев. Обычно ролевые игры построены по сказочному сюжету.



Спортивные игры.

Это футбол, хоккей, баскетбол, бейсбол и др. Они достаточно сложны для управления. За перемещением игроков по полю и движением мяча или шайбы уследить не просто. Длятся спортивные игры обычно недолго – от нескольких десятков минут, до часа. В спортивные игры, как и в активные, интереснее играть не против компьютера, а против партнера.



Стратегические игры.

Это самые любимые игры старшеклассников. Здесь воюют большие армии. Для войны приходится заниматься производством военной техники, а для этого надо строить заводы. Чтобы заводы работали, надо строить шахты и электростанции. В эти игры можно играть день или два. Для управления применяются мышь и клавиатура одновременно.



Традиционные игры.

К этим играм относятся шашки, шахматы, «Монополия» и другие настольные игры. Эти игры служат для отдыха.



Обучающие игры.

Отдельно можно выделить группу обучающих игр, так как отнести их к одному конкретному жанру трудно. Есть специальные игры для обучения чтению и счету. С помощью игр можно изучать иностранный язык.

Проведя опрос (приложение 2), в какие компьютерные игры любят играть ребята, получилось следующее (приложение 1, диаграмма № 3):

- активные, 26% (60 ч.)

- логические, 17% (40 ч.)

- ролевые, 24% (55 ч.)

- обучающие, 11% (26 ч.)

- деловые, 22% (50 ч.)

Как видно по результатам (диаграмма № 3), на первом месте идут активные игры: это означает, что младшие школьники любят стрелять от первого лица. В этих случаях работает фантазия и координация. На втором месте идут симуляторы (гонки), а только потом деловые игры, логические и обучающие. Надо отметить, что ученики начальной школы уделяют мало внимания развивающим компьютерным играм.

Компьютерные игры являются большой проблемой и для родителей Видно, что большинство из них отрицательно относятся к компьютерным играм (приложение 1, диаграмма № 4).



II. Компьютер и здоровье

2.1. Вред и польза компьютерных игр

Компьютеры настолько прочно вошли в нашу жизнь, что споры относительно пользы и вреда от компьютерных игр ведутся на всех социальных уровнях, учёные постоянно проводят исследования о влиянии компьютерных игр на человека. Но однозначного ответа пока дать не может никто [3, с.15 - 25].

Изучив жанры компьютерных игр, я составил таблицу, какую пользу и вред несут компьютерные игры.

Таблица 1. Вред и польза компьютерных игр



Вред

Польза

1. Уход от реальности.

2. Полное вхождение в роль, погружение в виртуальную реальность.

3. Гибель или поражение "своего" персонажа переживается, чуть ли не как собственная (квесты).

4. Уход в игру "с головой", сопровождается агрессивностью, озлобленностью (стратегические, активные игры).

5. Игры требуют повышенного внимания, затягивают, от них сложно оторваться (аркадные, симуляторы).

6. Возникновение игровой зависимости.



Развивают:

  • быстроту реакции;

  • мелкую моторику рук;

  • визуальное восприятие объектов;

  • память и внимание;

  • логическое мышление;

  • зрительно-моторную координацию.

Учат:

  • классифицировать и обобщать;

  • аналитически мыслить в нестандартной ситуации;

  • добиваться своей цели;

  • совершенствовать интеллектуальные навыки.

2.2. Компьютерная зависимость у младших школьников

Зависимость от игры у ребенка формируется очень быстро. Она отдаляет его от нормального общения в семье и с друзьями. Такой ребёнок лишён целеустремленности, чувства сопереживания и самоотдачи, необходимые в реальной жизни. У него притупляется чувство самосохранения, ведь, погибая в игре, он вновь и вновь может начать её заново.

Психологи выделяют четыре стадии психологической зависимости [1, с.35 - 54]:

1. Стадия заинтересованности.

Ребёнок «присматривается» к игре, ищет в ней хорошее и плохое, «входит» в игровой вкус, стараясь прочувствовать его.



2. Стадия увлечённости.

На этом этапе, ребёнка начинает тянуть в игру, ему хочется играть в неё ещё и ещё.



3. Стадия зависимости.

Ребёнок не может ни есть, ни пить, ни думать, ни о чём другом, кроме как об игре.



4. Стадия настоящей зависимости.

Ребёнок «переселяется» в игровой мир. Он чувствует себя там комфортнее, чем в реальности.

Родителям необходимо знать о первых признаках развития зависимости у ребенка [4, с. 26-27]:

1. Если ребенок ест, пьет чай, готовит уроки у компьютера.

2. Провел хотя бы одну ночь у компьютера.

3. Прогулял школу – сидел за компьютером.

4. Приходит домой, и сразу к компьютеру.

5. Хорошо себя чувствует за компьютером, и наоборот, ощущает пустоту, раздражение, когда вынужден заниматься чем-то другим или лишен компьютера.

6. Увеличивает число времени, проводимое за компьютером, в ущерб другим занятиям - учебе, домашним делам, полностью или частично теряя к ним интерес.

7. Вступает в конфликт с родителями из-за своей деятельности.

В ходе своей работы, я решил выяснить, на какой стадии психологической зависимости от компьютерных игр находятся мои сверстники. Для этого я провел тест на компьютерную зависимость (приложение 3).

В исследовании принимали участие 78 учеников третьих классов (Приложение 1, диаграмма № 5). По результатам вышло следующее:



  • 58 (74 %) учеников находятся в стадии заинтересованности, то есть могут поиграть в игры на компьютере в свободное от занятий и кружков время;

  • 14 (18 %) – находятся в стадии увлечённости. Такие ребята уже могут отказаться от некоторых важных дел, заменив их играми на компьютере.

  • 6 (8 %) – находятся уже в стадии зависимости от компьютерных игр. Они могут не выучить уроки и прогулять занятия. Всё своё свободное время они проводят дома, гоняясь за виртуальными противниками.

Таких детей надо спасать уже сегодня. Чтобы избежать зависимости от компьютерных игр, надо увлечь ребёнка реальными играми с родными и друзьями. Записать его в спортивную секцию, чтобы он мог сбросить напряжение. Показать и другие возможности компьютера: увлечь интеллектуальными заданиями на образовательных сайтах; научить создавать презентации, поздравительные открытки. Можно воспользоваться специальными программами родительского контроля: KinderGate, КиберМама™, Time Boss и другие. Их преимущества: устанавливают время работы компьютера, подходят к любому компьютеру, просты в обращении, блокируют нежелательные сайты, стоят недорого (приложение 4).
2.3. Соблюдение санитарно-гигиенических норм во время игры на компьютере

Самым важным фактором, чтобы избежать зависимости от компьютерных игр, является соблюдение временных ограничений. Необходимо, чтобы ребёнок каждые 15-20 минут делал перерывы, давал глазам отдохнуть.

Я провел исследование (приложение 2), как соблюдают санитарно-гигиенические нормы во время игры на компьютере. В исследовании принимали участие 78 учеников третьих классов. (Приложение 1, диаграмма № 6) Проанализировав результаты, я увидел, что:

• 100 (43 %) человек соблюдает установленную норму времени для игр на компьютере;

• 85 (37 %) человек не могут сами для себя решить, сколько времени надо играть, они близки к зависимости;

• 46 (20 %) человек, не могут оторваться от игры и проявляют эмоциональные реакции. Эти дети входят в группу риска возникновения игровой зависимости.

Можно сделать вывод, что большинство ребят не соблюдают санитарно-гигиенические правила. Превышение допустимого времени работы за компьютером может привести к зрительному утомлению, а также к развитию компьютерной зависимости.

Для детей, играющих на компьютере характерен набор жалоб на здоровье: резь в глазах, головная боль, повышенная нервозность, утомляемость, расстройство памяти, нарушение сна, выпадение волос, сухость и покраснение кожи, экземы и аллергия, боли в животе и пояснице, вызванные неправильной посадкой, боль в запястьях и пальцах, вызванная неправильной конфигурацией рабочего места. При работе за компьютером ребёнок имеет дело с активной зрительной нагрузкой. Глаза человека, сидящего за компьютером, должны перестроиться 15-20 тысяч раз в течение определённого времени. Мерцание экрана, невысокая резкость символов, наличие бликов и искажений, проблемы с оптимальным соотношением яркости и контрастности создают серьёзные проблемы для глаз и мозга пользователя, что приводит к зрительному дискомфорту, рези в глазах, ухудшению зрения пользователей.

Поэтому я решил выяснить, имеют ли ученики начальных классов нарушение зрения. За данными я обратился к медицинскому работнику нашей школы Васильевой Елене Геннадьевне.

По данным медицинского осмотра учеников 1-4 классов я составил таблицу «Нарушение зрения учеников начальных классов МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 17»



Класс

Всего учеников

Кол-во учеников с нарушением зрения

% учеников с нарушением зрения от общего количества

1 «А»

25

0

0 %

1 «Б»

27

0

0 %

1 «В»

26

1

4 %

2 «А»

25

2

8 %

2 «Б»

25

0

0 %

2 «В»

25

0

0 %

3 «А»

27

0

0 %

3 «Б»

25

1

4 %

3 «В»

25

5

20 %

4 «А»

25

5

20 %

4 «Б»

23

3

13 %

4 «В»

25

4

16 %

Всего

303 чел.

21 чел.

7 %

Уже в начальных классах у 7 % учеников, наблюдается нарушение зрения. Взрослым необходимо объяснить своим детям, что, не соблюдая правила и ограничения, играя на компьютере, зрение может начать резко снижаться. Мониторинг нарушений остроты зрения показывает то, что в старших классах начальной школы такие нарушения встречаются чаще (приложение 1, диаграмма № 7).

Затем я решил выяснить, как влияют компьютерные игры на самочувствие детей (приложение 2). Для этого я опросила 78 учеников третьих классов (приложение 1, диаграмма № 8) и результат получился следующий:



  • 30 детей (13 %) постоянно испытывают различные недомогания;

  • 95 детей (41 %) недомоганий не испытывают;

  • 106 детей (46 %) не всегда испытывают недомогания.

Значит, компьютерные игры действительно отрицательно влияют на здоровье детей. Ученики, которые не испытывают недомогания, соблюдают санитарные нормы и правила игры на компьютере (приложение 5); те кто иногда испытывают, забывают про время и заигрываются. Каждый 10-ый ребёнок испытывает недомогания: головную боль, общее недомогание, резь в глазах и усталость.

В процессе своего исследования я решил обратиться к психологу нашей школы и послушать его мнение на тему: «Влияния компьютерных игр на здоровье ребёнка».

Мнение психолога: «В современном мире без знания и владения компьютером не обойтись. Особенно это важно для наших детей, ведь именно им жить и развивать нашу цивилизацию в будущем. Знакомство ребёнка с компьютером возможно с самого раннего детства и проходит оно в процессе компьютерных игр. И здесь на родителей ложится ответственность – принесут эти игры пользу или вред растущему организму. Необходимо учитывать репертуар игр, содержание, образовательные и развивающие возможности. Также надо всегда помнить о возрастных нормах здоровьесбережения. Компьютер и компьютерные игры должны быть помощниками, а не врагами развития ребёнка».

Заключение

Проведя собственное исследование и изучив теоретический материал по данной проблеме, я сделал следующие выводы.

Моя гипотеза подтвердилась. Компьютерные игры, как и всё окружающее нас, могут быть полезны и вредны. Фактором отрицательного воздействия на организм человека является неправильное отношение к компьютерным играм, несоблюдение элементарных гигиенических норм и правил.

Исследуя проблему, становится очевидным, такой факт, что дети, начиная играть в компьютерные игры, перестают контролировать себя во времени, становятся зависимыми, и поэтому им необходимо устанавливать жёсткие рамки и ограничения в использовании компьютера.

Хотелось бы пожелать всем детям, которые любят играть в игры, сделать так, чтобы компьютер не превращался в вашего врага, а на протяжении всей жизни был для вас другом.

Считаю, что на практике данная работа может быть востребована, так как даже в нашем небольшом городе происходит развитие компьютеризации и проблема влияния компьютеров на развитие и здоровье детей является актуальной.

Мною были разработаны рекомендации (приложение 4, 5) для детей и взрослых и изготовлен буклет «Влияние компьютерных игр на здоровье младших школьников и определение у них компьютерной зависимости» (приложение 6).

В будущем планирую исследовать употребление компьютерного сленга учащимися МАОУ «СОШ № 17».



Список литературы и Интернет-ресурсов:

1. Айвазов А.Е. Психологические аспекты зависимости. – СПб.: Речь, 2003. – 120с.

2. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр. Вопросы психологию. – М.: Просвещение,1993. – 69с.

3. Гордиевич Д.И. Компьютер для школьников. – Минск: Харвест, 2009. - 128 с.

4. Копа-Овдиенко В. Скучно без вселенной, Юный эрудит, журнал для любознательных № 1, М.: Детская литература, 2007.

5. Котляров А.В. Освобождение от зависимостей, или школа успешного выбора. М.: Авалон, 2005. – 448с.

6. Кузнецова О. Компьютеромания, Здоровье детей, журнал № 4, февраль 2009 г.

7. Шмелев А.Г. Мир поправимых ошибок. Вычислительная техника и её применение. Компьютерные игры. – №3, 1988 г.

8. Энциклопедия для детей. Т.22 Информатика/ Глав.ред. Е.А. Хлебалина, науч.ред. А.Г.Леонов. – М.: Аванта +, 2003 г

9. http://web.unl.udm.ru Козак Т. Ребенок и компьютер.

10. http://www.likar.info/kids-health/article-59155-tak-li-vrednyi-kompyuternyie-igryi/ Так ли вредны компьютерные игры?

Приложение 1. Диаграммы исследования

Диаграмма № 1

Диаграмма № 2



Играют ли мои сверстники в компьютерные игры

Диаграмма № 3



Популярные жанры компьютерных игр

среди младших школьников

Диаграмма № 4


Отношение родителей к компьютерным играм
Диаграмма № 5

Определение компьютерной зависимости

у младших школьников


6 ч. (8%)

14 ч. (18%)

58 ч. (74%)

Диаграмма № 6



Соблюдение санитарно-гигиенических норм

во время компьютерных игр

Диаграмма № 7 Нарушение зрения

Диаграмма № 8

Влияние компьютерных игр на самочувствие учеников
* головная боль, * общее недомогание, * резь в глазах, * усталость

Приложение 3. Тест «Компьютерная зависимость у младших школьников»

Вот самый простой тест на компьютерную зависимость у детей для родителей.

Ответьте честно на следующие вопросы:

Ваш ребенок:

1. Проводит время за компьютером ежедневно, не пропуская ни дня;

2. Включая компьютер, утрачивает ощущение времени;

3. Никогда не встает из-за компьютера, не завершив игру;

4. Принимает пищу возле монитора компьютера;

5. Не соглашается с вашим утверждением, что слишком много времени занят компьютером;

6. Не заканчивает игры, пока не достигнет желаемого уровня;

7. Слишком сильно гордится результатами и достижениями в играх и сообщает о них всем окружающим;

8. Не делает уроки, не слушает замечания;

9. Если компьютер сломался, сильно раздражается;

10. Если взрослые отсутствуют дома, все время проводит за компьютером.

Ключи к тесту.

Если на 5 вопросов теста вы ответили положительно, то уже вполне можно говорить о компьютерной зависимости ребенка.


А вот тест на компьютерную зависимость, на вопросы которого попросите ответить ребенка:

1. Часто ты проводишь время за компьютером?

- ежедневно – 3 балла;

- один раз в два дня – 2 балла;

- только когда нечего делать – 1 балл.



2. Какое количество времени за один подход ты посвящаешь компьютеру?

- более 2-3 часов – 3 балла;

- 1-2 часа (увлекаюсь игрой) – 2 балла;

- не более часа – 1 балл.



3. В каком случае ты решаешь выключить компьютер?

- пока не выключат родители – сам не выключаю, или выключаю, когда он перегревается, или когда не начинаю засыпать, или когда начинает болеть спина, или сливаются цвета – 3 балла;

- бывает по-разному, иногда могу выключить компьютер сам – 2 балла;

- выключаю сам по собственной воле – 1 балл.



4. Когда у тебя появляется свободное время, на что его потратишь?

- конечно, на компьютер – 3 балла;

- зависит от настроения и желания, возможно, на компьютер – 2 балла;

- вряд ли буду сидеть за компьютером – 1 балл.



5. Пропускал ли ты какие-то важные мероприятия или учебу ради игры в компьютерные игры?

- да, было такое – 3 балла;

- пару раз, возможно, и случалось, но мероприятие не было таким уж важным – 2 балла;

- нет, никогда такого не было – 1 балл.



6. Насколько часто ты думаешь о том, чем занимаешься сидя за компьютером, например, об играх:

- почти все время думаю об этом – 3 балла;

- могу пару раз вспомнить в течение дня – 2 балла;

- почти совсем не вспоминаю, может быть, очень редко – 1 балл.



7. Чем для тебя является компьютер? Какую роль в твоей жизни он играет?

- компьютер - для меня все – 3 балла;

- большую роль, но и других интересных вещей в жизни много, которые тоже для меня много значат – 2 балла;

- компьютер не занимает какое-то особое место в моей жизни – 1 балл.



8. Когда ты приходишь домой, то первым делом:

- иду к компьютеру и включаю его – 3 балла;

- каждый раз бывает по-разному, иногда сажусь за компьютер – 2 балла;

- точно не сажусь за компьютер – 1 балл.


Ключи к тесту.

8-12 баллов – все отлично, ни о какой компьютерной зависимости у вашего ребенка нет и речи. Стадия заинтересованности.

13-18 баллов – зависимости пока нет, однако стоит внимательно отнестись к тому, чтобы ребенок проводил меньше времени за компьютером, имел другие увлечения, интересных друзей, гулял на свежем воздухе. Обратите внимание на ребенка, пока не стало поздно. Стадия увлеченности.

19-24 балла – у ребенка на лицо компьютерная зависимость. Срочно необходимо принимать меры! Скорее всего, без семейного психолога обойтись будет сложно. Начинать нужно менять ситуацию безотлагательно. Стадия зависимости (желательно обратиться к психологу).
Вот такой совсем простой тест на компьютерную зависимость поможет вам выявить проблему. Часто родителям трудно признать существование проблемы у их ребенка. Но даже если вы проблему не признаете, это не значит, что ее нет, она сама по себе не исчезнет. Пускать на самотек ситуацию никак нельзя, последствия могут быть весьма плачевны.

Приложение 2. Анкета для детей



1) Играешь ли ты в компьютерные игры?

да - нет -



2) Как часто ты играешь? 2) Почему ты не играешь в компьютерные игры?

а) каждый день - а) нет компьютера -

б) в выходные дни - б) не хочется -

в) когда разрешат родители - в) есть более интересные дела -

г) когда захочу -

3) Сколько времени ты играешь на 3) Если бы у тебя появился компьютере за один раз? ты бы стал (а) играть в игры?

а) 30 минут - а) да -

б) сколько захочу - б) нет -

в) пока не заставят выключить - в) не знаю -



4) Напиши названия твоих самых 4) Напиши названия игр, в любимых компьютерных игр? которые бы ты хотел (а)

1.__________________________ поиграть?

2.__________________________ 1.________________________ 3.__________________________ 2.________________________

3.________________________



5.Какой жанр игр ты предпочитаешь?

а) аркады - д) драки -

б) гонки - е) игры от первого лица -

в) стрелялки - г) логические - ж) другие -_______________



6) Какие чувства ты испытываешь после того, как поиграешь в компьютерные игры?

1 ________________________ 3 _______________________

2________________________ 4 _______________________

7) Замечаешь ли ты, хоть иногда, ухудшение самочувствия, усталость, головную боль, после того, как немного дольше обычного играешь в игры.

а) да - б) нет - в) иногда -



Приложение 4. Рекомендации родителям, чьи дети играют в компьютерные игры

  1. Купив компьютер, изучите внимательно инструкции и постарайтесь обеспечить все меры безопасности.

  2. Помогайте ребенку выбрать игры. Исключите игры с насилием и жестокостью.

  3. Помогите организовывать время так, чтобы его хватало на все.

  4. Ограничьте время игры до разумных пределов. Для этого есть специальные программы КиберМама™, Salfeld Child Control, Sistem Tray и др.

Приложение 5. Рекомендации младшим школьникам

  1. Играйте, но не больше 1 часа в день с перерывами.

  2. После каждых 15-20 минут делайте гимнастику для глаз.

  3. Делайте после работы на компьютере физическую разминку тела и кистей рук.

  4. Выбирайте игру сознательно, определяя, в чем её полезное влияние.

Примерный комплекс упражнений для глаз

  1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счёт 1-4, затем раскрыть глаза, расслабить мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  2. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 -4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.

  3. Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

  4. Перевести взгляд быстро по диагонали: вправе вверх - налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево вверх - направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

Санитарно-гигиенические нормы для детей и родителей
1. Необходимо правильно организовать освещение компьютерного стола.
2. Индивидуально подобранный компьютерный стол и стул позволят ребенку соблюдать оптимальное расстояние от экрана до глаз (50-60см).
3. Расположите компьютерный стол так, чтобы солнечный свет не попадал на монитор, так как блики на экране способствуют утомлению глаз.
4. Поощряйте использование звуковых эффектов, мультимедийных программ и приложений. Считается, что они помогают расслаблять зрение.
5. Можно ребёнку подобрать специальные защитные очки для работы на компьютере.

описание: d:\научная работа\12_2fd46.jpg

Меры предосторожности работы за компьютерным столом
1. Работать за специальным компьютерным столом с выдвижной доской для клавиатуры, позволяющей ему менять позу.
2. Сидеть на специальном вертящемся стуле без подлокотников. Помимо того, что это удобно и высота стула может быть изменена с учётом роста ребёнка, детям очень нравится крутиться и кататься на стульях, а это невольно дает им передышки в контакте с компьютером.
3. Регулярно прерывать общение с компьютером, вставать, потягиваться, делать мини-зарядку.
4. Для того чтобы снизить нагрузки на руки, желательно приобретать для ребенка клавиатуру, коврик, мышку и джойстик последних моделей. Они выполнены с учётом особенностей кисти, предполагают более удобное размещение рук и разворот плечевого пояса, и руки при работе с ними устают гораздо меньше.

Меры безопасности компьютерного излучения
1. Установить монитор задней стенкой к стене.
2. В комнате, где стоит компьютер, необходимо чаще делать влажную уборку, вытирать пыль.
3. Важно научить ребенка каждый раз, закончив работу на компьютере, умываться холодной водой1.



База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница