Арт-концепция




Скачать 418.36 Kb.
страница1/2
Дата23.08.2016
Размер418.36 Kb.
  1   2
АРТ-КОНЦЕПЦИЯ

развития художественного образования в Краснодарском крае

(2008-2020 годы)
Девиз: «Альтернатива.

Развитие.

Творчество»
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка.

2. Характеристика ситуации и тенденции развития системы образования в сфере культуры и искусства в Краснодарском крае.

3. Приоритетные направления, основные цели и задачи развития региональной системы художественного образования на 2008-2020 годы.

4. Комплекс мер по модернизации региональной системы художественного образования.

5. Прогноз ожидаемых результатов реализации АРТ-КОНЦЕПЦИИ.


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая Концепция представляет собой систему принципов и приоритетов региональной политики в сфере художественного образования, опирающихся на национальные культурные ценности как составную часть духовно-нравственного наследия России и историко-культурные традиции Кубани.

Образование в сфере культуры и искусства является важнейшей составляющей образовательного пространства, сложившейся в современном российском обществе, национальным достоянием нашей страны, обеспечивает сохранение высочайшего уровня профессионального искусства России. Оно социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности человека.

В основе высочайших достижений российской культуры – уникальная система подготовки творческих кадров: музыкантов, артистов, художников, хореографов, режиссеров, дирижеров, скульпторов, дизайнеров, деятелей киноискусства, преподавателей образовательных учреждений культуры и искусства. Эффективность этой деятельности подтверждается высоким уровнем образовательных услуг сферы искусства, признанием отечественной школы по подготовке творческих кадров в различных видах искусств мировым сообществом, востребованностью российских педагогов за рубежом.

Предлагаемая АРТ-КОНЦЕПЦИЯ развития художественного образования в Краснодарском крае (далее - Концепция) разработана в соответствии с положениями и нормами Конституции Российской Федерации, Федеральным Законом «Об образовании», «Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года», «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года», Законами Краснодарского края «О культуре», «Образовании», «О государственной политике в сфере сохранения и развития традиционной культуры», «Стратегией развития отрасли «Культура, искусство и кинематография» Краснодарского края до 2020 года», согласуется с системными изменениями, заложенными в Национальный приоритетный проект «Образование», учитывает проект «Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы».
Определение в понятиях:

1.

Художественное образование – это:



- важнейшая составляющая образовательного пространства, необходимая для воспитания достойного будущего нации, здорового в нравственном отношении поколения, не дающая быстрых результатов, но приближающая перспективы построения нового интеллектуального и культурного общества;

- процесс постижения человеком художественной культуры своего народа и человечества через овладение специальными знаниями и умениями, творческую деятельность, восприятие различных видов искусства; средство трансляции культуры; важнейший способ развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства;

- система практической деятельности, подразумевающая обеспечение инфраструктурой образовательной сети, материально-технической и нормативно-правовой базой, информационно-методическим сопровождением, кадровым потенциалом, финансовыми средствами.
2.
Художественное образование в Краснодарском крае – открытая, динамичная, сохраняющая традиции и одновременно постоянно меняющаяся система, гибко реагирующая на запросы и потребности основного социального заказчика – населения края.
3.

Региональная система художественного образования способствует формированию зоны перспективного развития социально-экономического комплекса края.

4.
Сутью модернизации художественного образования края является переход к построению образовательного процесса от эстетических потребностей личности через индивидуальный стратегический проект образовательного учреждения к созданию саморазвивающейся региональной системы художественного образования.

Концепция определяет политику развития регионального культурно-образовательного пространства на 2008-2020 годы и предназначена для консолидации усилий:

- административных органов края и муниципальных образований, депутатского корпуса, сознающих важнейшую роль художественного образования в развитии и укреплении позиций культуры и образования в Краснодарском крае;

- населения края и родительской общественности как основных заказчиков и пользователей образовательными услугами образовательных учреждений культуры и искусства;

- представителей всех отраслей социально-культурной сферы, формирующих социальный облик Краснодарского края и стремящихся к расширению регионального культурно-образовательного пространства;

- работников образовательных учреждений культуры и искусства, осуществляющих процесс воспитания, развития и обучения личности средствами искусства;

- представителей бизнес-сообщества, которым не безразлична судьба России, Кубани;

- средств массовой информации, призванных содействовать публичному общественному признанию достижений образовательных учреждений культуры и искусства.


Базовые принципы развития системы художественного образования в Краснодарском крае:

1. Интеграция, обеспечивающая формирование единого регионального информационно-культурного пространства на основе системного взаимодействия дополнительного, профессионального образования и учреждений культурного производства (театральных, музейных, концертных и других организаций).

2. Государственно-общественная система управления и контроля качества художественного образования.

3. Дифференциация как принцип формирования эффективного рынка образовательных услуг, способного удовлетворять спрос на образование художественного профиля со стороны государства, общества, семьи, личности.

4. Системность, непрерывность, многоуровневость, связи с культурной средой, опора на региональный этнокультурный компонент.

5. Постоянное обновление содержания образовательной практики, основанной на развитии традиций отечественной художественной школы (изобразительной, музыкальной, хореографической, театральной) и традиционной культуры Кубани, культуры этносов, проживающих на территории края, профессионального творчества кубанских деятелей искусства.

6. Инновационный характер, стимулирующий образовательные инициативы и управление процессом перевода инноваций в культуру образования и педагогическую деятельность. При этом инновационные процессы проектируются постоянно развивающимися, а образовательные учреждения – инновационными комплексами, творческими лабораториями по разработке и апробации новых технологий, образовательных программ, учебных курсов, направленных на их внедрение в образовательную практику.

7. Взаимозависимость и единство воспитывающего характера обучения и образовательного эффекта воспитания.

8. Приобщение детей и молодежи к общечеловеческим и национальным духовным ценностям через собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого как результат художественного образования.

Функции художественного образования в образовательном пространстве региона:

Региональная система художественного образования, тесно связанная как с динамикой культурной жизни, так и социально-экономическим развитием Краснодарского края, выступает как многофункциональное значимое явление.

1. В решении задач социально-экономического развития региона важнейшая функция художественного образования заключается в создании условий для повышения конкурентноспособности личности, формирования трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный, интеллектуальный и духовный потенциал края. Опыт экономически развитых стран показывает, что систематизированное художественное образование оказывает большое влияние на формирование креативных качеств мышления, которое проявляется во всех сферах деятельности, обеспечивая качественный рост кадровой базы науки, производства и управления.

2. На систему художественного образования возлагается задача формирования региональной творческой элиты, полноценное воспитание которой невозможно представить вне культурно-ценностной среды и художественного образования.

3. Художественное образование выступает одним из показателей социального развития региона, имеет важное социокультурное значение, так как раскрывает творческий потенциал личности, приобщая к достижению общественно значимых результатов и здоровому образу жизни.

4. Образовательные учреждения культуры и искусства, наряду с библиотеками, клубными, театральными, музейными и концертными организациями, развиваются в едином социокультурном пространстве. Их взаимодействие определяет уровень культурной жизни региона, обеспечивая качество профессионального творчества и формируя заинтересованную его результатами публику.

Концепция определяет стратегические направления и перспективы развития культурно-образовательной системы в единстве целей, задач и путей их реализации на период с 2008 по 2020 годы путем создания региональной практико-ориентированной модели художественного образования, специфика которой заключается в преломлении общегосударственной образовательной политики через специфические условия края, сочетании норм и образцов отечественной образовательной практики с органичным применением регионального этнокультурного компонента в образовательном процессе.
Методологические принципы Концепции:
- программно-целевой подход, обеспечивающий единую систему осуществления комплексной деятельности государственных и муниципальных органов исполнительной власти и образовательных учреждений культуры и искусства;

- культурно-созидательная функция, способствующая опережающему влиянию художественного образования на культурную жизнь региона путем выращивания его культурного потенциала, образцов образовательной деятельности;

- ориентация на создание единого художественно-образовательного пространства региона, осуществляемое методами развития малых образовательных регионов муниципальных образований. Такие микрорегионы, полноценно удовлетворяющие образовательные потребности конкретного населения с учетом их социально-культурных особенностей, в совокупности и составят культурно-образовательный потенциал края;

- культуросообразность образовательного процесса с опорой на гуманистические ценности и здоровьесберегающие педагогические технологии;

- развитие педагогического творчества как главное условие обновления и модернизации региональной системы художественного образования;

- доминанта (преобладание) деятельностного подхода в реализации Концепции;

- гласность и публичность в информировании социума об аспектах реализации Концепции.

Реализация Концепции осуществляется через целевые программы и стратегические проекты, разработанные департаментом культуры Краснодарского края и органами культуры муниципальных образований края.




Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления Краснодарского края в реализации Концепции
К ведению уполномоченного органа исполнительной власти Краснодарского края в области художественного образования относится:

- определение основных направлений государственной политики в системе образования в сфере культуры и искусства, их реализация с опорой на региональную практико-ориентированную модель;

- установление дополнительных к предусмотренным федеральным законодательством видов и форм материальной и финансовой поддержки образовательных учреждений культуры и искусства;

- разработка проектов краевых целевых программ в сфере художественного образования;

- организация мониторинга реализации Концепции.

К ведению органов местного самоуправления относятся:

- участие в реализации краевых целевых программ в сфере художественного образования;

- разработка и принятие муниципальных целевых программ, направленных на оказание поддержки образовательным учреждениям культуры и искусства;

- установление дополнительных к предусмотренным федеральным и краевым законодательством видов и форм материальной и финансовой поддержки образовательных учреждений культуры и искусства.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА СИТУАЦИИ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
Краснодарский край является одним из ключевых регионов России, прежде всего с точки зрения аграрных, торгово-экономических функций («Южные морские ворота»), имеет развитые предпринимательские традиции, отличается разнообразием внешней среды (природно-климатической, демографической), традициями кубанского казачества. Край характеризуется высокой полиэтничностью, причем представители ряда последовательных колонизационных потоков воспринимают Кубань как исконную территорию. В регионе существуют различные культурно-исторические пласты, осуществляется реальный диалог культур.

Краснодарский край представляет собой уникальный регион, имеющий огромный духовный потенциал, накопленный его многонациональным населением на протяжении веков. На территории Кубани находятся около 100 тысяч памятников истории и культуры различных исторических эпох, являющихся не только духовным наследием, но и огромным экономическим ресурсом, основой для развития регионального этнографического и культурно-познавательного туризма.

В Краснодарском крае, как и по всей России, за последние годы произошли глубокие изменения образовательных потребностей общества, обусловленные новой политической, демографической, социокультурной ситуацией, кардинальной перестройкой экономики и производства. Открываются новые перспективы в области занятости населения, освобождается личная инициатива и предприимчивость. Идет реализация приоритетных национальных проектов – беспрецедентный шаг по достижению системных изменений, в том числе в области образовательной политики. В данном контексте образовательная потребность общества формулируется как необходимость воспитания и становления новой, конкурентноспособной личности, неординарно мыслящей и принимающей нестандартные творческие решения.

Необходимым условием формирования инновационной экономики региона является модернизация системы образования, в том числе художественного, как основы динамичного роста и социокультурного развития общества, фактора благополучия граждан, требующего постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций. Владение современными информационными технологиями, умение вступать в коммуникацию, решать проблемы, смена установки запоминания большого количества информации на освоение новых видов деятельности (проектных, исследовательских, творческих) становятся новыми составляющими современного, востребованного обществом качества образования.

Динамичен процесс становления новой образовательной системы, ориентированной на мировое образовательное пространство, который сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания; намечается дальнейшая интеграция семьи, школы, микро- и макросоциума; содержание образования обогащается развитием способностей оперирования информацией. Формируются базовые компетенции современного человека:

- информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

- коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

- самоорганизующая (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

- самообразующая (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая ее успешность и конкурентноспособность).

Современным обществом востребован не просто деятельный человек, а сознательная, целенаправленная, квалифицированная личность, социально адаптированная к окружающему миру, стремящаяся к постоянному культурно-эстетическому и творческому развитию. Соответственно, важнейшей задачей художественного образования является ориентация личности на эстетико-культурное саморазвитие в течение всей дальнейшей жизни, способствующее ее самоопределению в современном мире, толерантному отношению к культурам других народов, творческому преобразованию жизни.

Деятельность образовательных учреждений культуры и искусства, прежде всего, становится направленной на достижение основной цели, определенной «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» - устойчивой стабилизации и инновационному развитию образовательной системы на основе ее модернизации при сохранении классических традиций и фундаментального характера российского образования.

В то же время интенсивный процесс возрождения этнокультурных связей и казачьих традиций на Кубани обуславливает необходимость воспитания молодого поколения в духе нравственных устоев и культурных традиций предков в условиях современной социокультурной среды.


Современный уровень развития культуры и искусства в Краснодарском крае во многом обеспечивается сложившейся и эффективно действующей системой художественного образования детей и молодежи, а именно - сетью образовательных учреждений, подготовкой кадров, совершенствованием различных форм деятельности.

Художественное образование Кубани - само по себе достижение культуры, имеющее глубокие корни, давние и богатые традиции. История художественного образования на Кубани насчитывает более 100 лет. В начале 1906 года по инициативе группы интеллигенции г.Екатеринодара было учреждено отделение Русского музыкального общества, в ноябре того же года открыто музыкальное училище (на настоящий момент Краснодарский музыкальный колледж им. Н.А.Римского-Корсакова). Активное участие в этом приняли выдающиеся русские композиторы М.А.Балакирев, Н.А.Римский-Корсаков, Ц.А.Кюи. В октябре 1920 года на базе училища был создан музыкальный комбинат под названием «Кубанская консерватория», объединявший музыкальную школу, училище, и, собственно, консерваторию. С 1922 года детская музыкальная школа (ныне - школа искусств им. Г.Ф.Пономаренко) была выделена в самостоятельную организацию и с тех пор ведет как свою летопись, так и начало организованного детского музыкального образования в крае.

1947 год - год создания на Кубани первой детской художественной школы (ныне – детская художественная школа им. В.А.Пташинского), продолжившей традиции обучения детей и взрослых изобразительному искусству, заложенных еще в дореволюционное время кубанским художником и общественным деятелем Е.И.Посполитаки. По его инициативе в 1898 году в г.Екатеринодаре открыта первая школа рисования и живописи, просуществовавшая до 1907 года. В 1911 году благодаря стараниям Ф.А.Коваленко, председателя Екатеринодарского художественного кружка, основателя первого на Кубани Художественного музея, и при поддержке знаменитого российского живописца-передвижника И.Е.Репина, открывается еще одна школа живописи и рисования, вскоре преобразованная в художественное училище (ныне - Краснодарское художественное училище).

Основой ресурсного обеспечения современной региональной системы образования в сфере культуры и искусства является сеть специализированных краевых и муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы художественного образования (музыкального, изобразительного, хореографического и театрального искусства) и представляющих стройную систему трехуровневого образования, которая обеспечивает доступность, качество и эффективность подготовки.

Губернатор и органы исполнительной власти Краснодарского края в число приоритетных задач образовательной политики ставят динамичное развитие многоплановой системы художественного образования. Рост расходов бюджета Краснодарского края, направляемого на нужды образования в сфере культуры и искусства, отвечающего потребностям развивающейся образовательной системы, возросшая активность органов местного самоуправления означает обеспечение реальных культурно-образовательных приоритетов в региональной политике и общественном сознании.

Сеть образовательных учреждений культуры и искусства края на настоящий момент составляет 177 образовательных учреждений дополнительного образования детей – детских музыкальных, художественных школ, школ искусств, находящихся в краевом (средняя общеобразовательная школа им. В.Г.Захарченко) и муниципальном (176 сетевых единиц) подчинении; 6 образовательных учреждений среднего профессионального образования регионального подчинения, 1 образовательное учреждение высшего профессионального образования федерального подчинения (Краснодарский государственный университет культуры и искусств).

I уровень системы - образовательные учреждения дополнительного образования детей - детские музыкальные, художественные школы, школы искусств - фундамент и необходимая база всего будущего профессионального образования, основа профессиональной и любительской культуры. В них выявляются творческие способности, склонности, интересы и дарования, происходит ранняя профессионализация детей по большинству направлений подготовки в области музыкального, изобразительного, хореографического и театрального искусства.

Воспроизводство художественной интеллигенции - одно из основных, но не единственное направление деятельности детских школ искусств. Образовательные учреждения дополнительного образования детей реализуют как профессионально-ориентированные программы, так и образовательные программы общего художественно-эстетического развития, выполняют культурно-просветительскую и культурно-досуговую функции, воспитывают у детей качества потребителей художественных ценностей: грамотных посетителей театров, выставочных и концертных залов. Во многих населенных пунктах эти учреждения являются единственными очагами культуры, позволяющими развивать творчество детей, решать проблему их занятости. Художественное образование позволяет ребенку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно.

По данным социологов у детей и подростков, обучающихся в школах искусств, сокращается пространство девиантного поведения, они не совершают правонарушений, не склонны к наркомании, не имеют вредных привычек.

Образование, осуществляемое в детских школах искусств, по существу является «зоной ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями, потребностями и возможностями.

II уровень - образовательные учреждения среднего профессионального образования, дающие выпускникам альтернативные возможности: работать по приобретенной специальности, или, пройдя через приемные конкурсные испытания, продолжить обучение по той же специальности в соответствующем высшем учебном заведении. Подлинной кузницей профессиональных кадров для учреждений культуры края являются: Краснодарский музыкальный колледж им. Н.А.Римского-Корсакова, Краснодарское художественное училище, Краснодарское хореографическое училище, Новороссийское музыкальное училище им. Д.Д.Шостаковича, Сочинское училище искусств, Краснодарский краевой колледж культуры. Это - центральное звено, обеспечивающее кадровый потенциал детских школ искусств и определяющее качество образования в художественных вузах. Основу контингента образовательных учреждений среднего профессионального образования составляют выпускники детских музыкальных, художественных школ, школ искусств, что связано с многолетними традициями профессионально-ориентированного обучения в условиях системных методических связей.

III уровень – образовательное учреждение высшего профессионального образования, дающее вузовскую профессиональную подготовку для получения квалификации по специальности (степени «специалист»), которая фактически была выбрана ребенком еще в период обучения в детской школе искусств (музыкальной, художественной школе). Деятельность Краснодарского государственного университета культуры и искусств как высшего учебного заведения призвана совершенствовать мастерство будущих исполнителей, художников, артистов, специалистов сферы культурного производства.

Для развития региональной системы художественного образования необходимо понимание того факта, что в ходе общих преобразований, связанных с присоединением России к Болонскому процессу, переходом на уровневое профессиональное образование, разработкой третьего поколения образовательных стандартов, должно быть сохранено традиционное трехуровневое образование в области музыкального, изобразительного, хореографического и театрального искусства.

Учебно-методическое руководство и поддержку образовательных учреждений среднего профессионального и дополнительного образования детей в осуществлении государственной политики в области образования, организацию повышения профессиональной квалификации осуществляет государственное образовательное учреждение Краснодарского края «Краевой учебно-методический центр по подготовке и повышению квалификации кадров культуры и искусства».

Таким образом, в Краснодарском крае представлены основные типы образовательных учреждений в сфере культуры и искусства, обеспечивающих деятельность региональной системы художественного образования. Также в крае функционирует сеть театров, концертных организаций, библиотек, музейных и других учреждений культуры и искусства («учреждений культурного производства»), ориентированных на удовлетворение культурных запросов населения.

Комплекс учреждений художественного образования и культурного производства обеспечивает Краснодарскому краю статус крупнейшего культурного центра России.

Анализ ситуации в культурно-образовательной сфере Краснодарского края свидетельствует о том, что система художественного образования востребована населением Кубани, выполняет образовательные запросы населения края, стабильно сохраняет свои основные параметры деятельности и по ряду позиций активно развивается и инициирует прогрессивные начинания. Образовательные учреждения культуры и искусства края продолжают являться важным инструментом в выявлении творческих дарований и профессиональной ориентации детей и молодежи, давать плодотворные и значимые результаты, создавать необходимые условия для личностного развития, художественного творчества и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Передавая следующим поколениям обогащенную культурную традицию, приобщая детей и молодежь к общечеловеческим и национальным духовным ценностям, образовательные учреждения культуры и искусства также выполняют и одну из важнейших социальных задач - воспроизводство профессии, обеспечивая потребность для социально-культурной и информационной среды региона.

Высокий потенциал педагогического мастерства подтверждают успешные выступления учащихся и студентов на международных, российских и краевых конкурсах, фестивалях исполнительского мастерства, выставках художественного творчества.

В образовательный процесс успешно внедряются инновационные педагогические технологии, развивающие модели обучения, обеспечивающие активную творческую деятельность детей в сфере искусства и индивидуальный подход к ребенку на всех этапах обучения.

В рамках реализации целевых программ «Дети Кубани» и «Культура Кубани» разработана система поддержки одаренных детей: учреждены стипендии администрации края, лучшие учащиеся принимают участие в краевых фестивалях и творческих акциях, организован летний оздоровительный отдых. Разделы этих программ предусматривают также мероприятия по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей группы социального риска. Ежегодно проводятся торжественные приемы стипендиатов администрации Краснодарского края и лучших преподавателей в честь Дня учителя. Образовательные учреждения среднего профессионального образования участвуют в специализированной выставке «Образование. Карьера. Общество» в рамках краевого форума «Создай себя сам».

С 2006 года одаренные воспитанники образовательных учреждений культуры и искусства Краснодарского края удостаиваются премий государственной поддержки талантливой молодежи в рамках Приоритетного Национального Проекта «Образование», премий департамента культуры для талантливых детей и творческой молодежи, становятся победителями Общероссийского конкурса «Молодые дарования России».

С 2007 года финансируется краевая целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи, развитие и укрепление семейных традиций в Краснодарском крае на 2007-2010 годы», разделами которой предусмотрены творческие и организационно-методические мероприятия, стимулирующие творческое развитие и обмен опытом по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи, издание репертуарных тематических сборников, учебно-методических материалов.

Особое значение в крае имеет развитие системы мер по поддержке этнокультурного образования. Своеобразие, самобытность, традиции многонационального населения, возрождение интереса к традиционной культуре казачества и субэтническим культурным традициям, фольклору, религиозным знаниям определили направленность регионального компонента в деятельности образовательных учреждений в сфере культуры и искусства края (народные промыслы, традиции, обряды, народное пение, танец, костюм). Функционируют школы, специализирующиеся на изучении традиционной культуры - средняя общеобразовательная школа им. В.Г.Захарченко, детская художественная школа им. В.А.Филиппова г.Краснодара, Адыгская детская школа искусств № 4 г.Сочи, детская школа искусств традиционных народных ремесел Кубани п.Мезмай Апшеронского района. Региональный материал включен в программы детских школ искусств и краевых исполнительских конкурсов.

Образовательными учреждениями накоплен позитивный опыт внедрения в образовательный процесс этнокультурного компонента: сложились детские и педагогические творческие коллективы, осуществляется концертно-выставочная и конкурсная деятельность, преподавателями созданы образовательные программы и методические пособия, переложения народных песен для хоровых коллективов, инструментальных ансамблей, композиции народно-сценических танцев, расшифрованы материалы фольклорных экспедиций, открыты классы национальных инструментов.

Развивается система методического руководства различных видов и форм. Координацию деятельности и обеспечения преемственности в системе дополнительного и среднего профессионального образования в крае обеспечивают зональные методические объединения детских музыкальных, художественных школ и школ искусств по направлениям музыкального, художественного, хореографического и театрального искусства.

Функционируют базовые образовательные учреждения, имеющие положительный опыт внедрения современных инновационных технологий в образовательный процесс, квалифицированный кадровый ресурс и значимые результаты на уровне края, на площадках которых проводятся краевые мероприятия и творческие мастерские по обмену инновационным опытом работы, повышению квалификации руководящих и педагогических кадров.

Развитие кадрового потенциала осуществляется путем создания развернутой системы повышения квалификации руководящих и педагогических кадров через различные профессиональные формы обучения (курсы, семинары, методические конференции, творческие лаборатории, мастер-классы).

Образовательные учреждения в сфере культуры и искусства края активно участвуют в федеральном этапе Всероссийского конкурса на участие в издательском проекте «Детские школы искусств - достояние Российского государства», Балакиревском проекте (детские школы искусств ст.Полтавской Красноармейского района, ст.Холмской Абинского района, детская художественная школа № 1 им. А.И.Пахомова г.Сочи), лучшие творческие коллективы занесены во Всероссийскую энциклопедию «Одаренные дети - будущее России».

Ощутимые сдвиги происходят в обновлении материально-технического оснащения образовательного процесса. Важным шагом стало принятие и реализация в 2007-2008 годах краевой целевой программы «Развитие художественно-эстетического образования и воспитания в Краснодарском крае», по которой образовательным учреждениям выделяются новый музыкальный инструментарий и компьютерное оборудование.

Краснодарский край занимает лидирующие позиции по сравнительным характеристикам охвата эстетическим образованием детей школьного возраста. Так, в 2008 году данный показатель составил 13,2%, тем самым превышая общероссийский в 1,3 раза и показатель по Южному Федеральному округу – в 1,8 раза (охват по России - 10,3%, по ЮФО - 8,5%). На протяжении пяти последних лет прослеживается положительная динамика его развития: 2003 год - 8,2%, 2004 год – 11,4%, 2006 год – 12%, 2008 год – 13,2%. Данная позиция объясняется последовательной политикой администрации края, департамента культуры, органов местного самоуправления по приросту и сохранности контингента образовательных учреждений культуры и искусства на фоне общего демографического спада. Только за последние пять лет в крае открыты детские школы искусств №№ 12, 13, 14 г.Краснодара, п.Мезмай Апшеронского района, ст.Должанской Ейского района, х.Прикубанского и х.Коржевского Славянского района. Детская школа искуссств ст.Фастовецкой Тихорецкого района передана в отраслевое подчинение в результате реорганизации СОШ № 3.

По количеству сетевых единиц образовательных учреждений культуры и искусства Краснодарский край занимает третье место в России после Московской и Свердловской областей, по контингенту учащихся - второе место после Московской области.

Номенклатура специальностей образовательных учреждений дополнительного образования детей на данный момент включает обучение игре практически на 30-ти видах музыкальных инструментов, в числе которых фортепиано, скрипка, виолончель, контрабас, арфа, баян, аккордеон, гитара, домра, балалайка, деревянные духовые, медные духовые, ударные, национальные инструменты, а также сольному и хоровому пению, изобразительному, декоративно-прикладному, хореографическому искусству, композиции, эстрадно-джазовому и театральному творчеству.

В последние годы прослеживается тенденция к росту контингента учащихся школ края (2003 год – 52470, 2007 год – 56976 учащихся), что является следствием многих факторов, в числе которых открытие новых школ, перспективных отделений, дополнительных учебных площадок, стабилизация отсева учащихся, практически повсеместное функционирование отделений раннего эстетического развития детей, планомерная работа с родителями, заметная активизация концертной деятельности школ на различных площадках.

Обучение в образовательных учреждениях среднего профессионального образования края проводится в соответствии с государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по специальностям «Инструментальное исполнительство», «Хоровое дирижирование», «Вокальное искусство», «Теория музыки», «Живопись», «Дизайн», «Хореографическое искусство», «Музыкальное искусство эстрады», «Библиотековедение», «Социально-культурная деятельность и народное художественное творчество».

Анализ динамики развития сети за последние годы свидетельствует о доминирующем характере процесса реорганизации детских музыкальных школ в школы искусств, что связано как с воплощением идеи разностороннего полиэстетического образования и воспитания детей, так и усилением принципа комплексного подхода к преподаванию предметов эстетического цикла.

В последние годы интенсивно развиваются отделения и специальности, связанные с формированием детских исполнительских коллективов: хореографических, фольклорных. Увеличение численности учащихся художественных, хореографических отделений и отделений декоративно-прикладного искусства свидетельствует о возросшем интересе детей школьного возраста не только к традиционно востребованным музыкальным специальностям, но и специальностям других видов искусств, коллективному творчеству. Проводится обучение в классах сочинения музыки, эстрадно-джазового искусства, компьютерной графики, дизайна и архитектуры, гончарного ремесла, керамики, текстиля, иконописи, лаковой миниатюры, росписи и резьбы по дереву, ювелирного дела и др.

Ежегодно выпускники детских музыкальных, художественных школ и школ искусств Краснодарского края становятся студентами средних и высших профильных образовательных учреждений.

Налажен процесс государственной аккредитации образовательных учреждений отрасли. Введены в действие учебные планы нового поколения в образовательных учреждениях дополнительного образования детей.

В крае сложилась система конкурсно-выставочных мероприятий по совершенствованию исполнительского мастерства детей и молодежи, представляющая мощный ресурс развития профессионального искусства. Департаментом культуры Краснодарского края учреждены свыше 20 конкурсов по различным направлениям и специальностям дополнительного и среднего профессионального образования. Установлена периодичность их проведения и найдено оптимальное сочетание конкурсов солистов и творческих коллективов. Оценка результативности осуществляется в соответствии с возрастными категориями.

Стабильная финансовая поддержка краевых конкурсных мероприятий позволила эффективно поощрять талантливых детей и молодежь, стимулировать результативность работы образовательных учреждений, а также создала необходимые условия для проведения на территории края открытых краевых, всероссийских и международных конкурсов - Международного фестиваля им. М.Ростроповича, Международного конкурса исполнителей-пианистов им. М.А. Балакирева, Международного конкурса «Маленький принц», Международной выставки детского художественного творчества «Волна фантазии», Открытого всероссийского конкурса молодых исполнителей на духовых и ударных инструментах им. Ю.А.Большиянова, Открытого краевого конкурса молодых исполнителей на баяне и аккордеоне «Кубок Кубани», Открытого краевого конкурса юных пианистов «Музыка родного края» и др.

Анализ состояния деятельности образовательных учреждений культуры и искусства позволяет говорить о наличии необходимых предпосылок и условий дальнейшего динамичного развития системы образования в сфере культуры и искусства в Краснодарском крае.

Вместе с тем, существует необходимость в решении ряда ключевых проблем, имеющих общий характер для всей российской культурно-образовательной системы. В числе проблем российского образования, в том числе и художественного: усиливающийся разрыв между содержанием образования, образовательными технологиями, структурой образовательной сферы, уровнем кадрового потенциала и задачами новой экономики на современном этапе; недостаточность и противоречивость имеющейся нормативной базы, не в должной мере обеспечивающей социальный статус системы художественного образования, не гарантирующей ее сохранение и защиту, ограничивающей возможности ее развития.

Недостаточная проработанность и противоречивость вопросов правового положения и функционирования детских школ искусств в значительной степени связаны с тем, что, находясь в ведении органов управления культуры, школы искусств являются образовательными учреждениями и на них распространяется действие документов, принятых в системе образования.

При разработке и принятии нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы образования, существует недооценка специфики сферы культуры и искусства. Специфика системы образования в сфере культуры и искусства не находит отражение в действующем законодательстве и федеральных проектах развития образования. Ни в одном нормативном документе совокупность образовательных учреждений сферы культуры и искусства не рассматривается как единая система.

Все это обуславливает современное положение школ искусств, оказавшихся отодвинутыми на периферию интересов федеральных органов управления, причем как Минобразования РФ, так и Минкультуры РФ. Межведомственное взаимодействие представляется недостаточным для адекватного обеспечения деятельности школ искусств.

В последнее десятилетие четко обозначилась тенденция ослабления правовой базы деятельности детских школ искусств. Отечественное начальное художественное образование, являющееся уникальным образовательным комплексом, создававшимся на протяжении полутора веков целенаправленными усилиями государства и традиционно оказывавшее сильное влияние на формирование национального менталитета, получило статус дополнительного образования детей, а школы искусств стали в один ряд с досуговыми, внешкольными учреждениями, традиционно выполняющими иные задачи. Признано утратившим силу Типовое Положение о государственной, муниципальной школе искусств и на школы искусств распространено действие Типового Положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей, что обостряет старые проблемы и порождает ряд новых.

Изменение статуса детских школ искусств совпало с общим экономическим спадом в стране. Уменьшение бюджетного финансирования повлекло за собой снижение уровня материально-технического оснащения, дидактической базы образовательных учреждений и, особенно, инструментария.

Среди других проблем – низкая инвестиционная привлекательность учреждений образования в сфере культуры и искусства, ведущая к ее «ресурсному истощению»; низкий уровень оплаты труда, обостряющий кадровую проблему; недостаточный уровень квалификации части административно-управленческого персонала, отсутствие профессиональных и специальных знаний, не позволяющее осуществлять развитие системы образования на основе внедрения эффективных форм и технологий организации и управления. Недостаточно разработаны механизмы стимулирования результативности как персональной педагогической деятельности, так и образовательного учреждения в целом.

По отдельным территориям края наблюдается неравномерность развития сети образовательных учреждений, недостаточный охват художественным образованием, отсутствие возможности обучения детей определенному виду искусства.

Происходит отток молодых специалистов в иные сферы деятельности по причине отсутствия социальных гарантий и низкой оплаты труда. Обострилась проблема возрастного ценза педагогов.

Перспективы профессионального роста в значительной степени связаны с процессом непрерывного образования. За последние 5 лет повысили квалификацию всего лишь 1318 педагогов (1175 преподавателей школ искусств и 143 преподавателя ССУЗ), что связано с низкими лицензионными нормативами курсов повышения квалификации.

Существуют проблемы системного подхода к организации внедрения регионального этнокультурного компонента: подготовки кадров, информационно-методического сопровождения образовательного процесса, недостаток необходимой литературы, методических разработок, фонохрестоматийных, видео и медиаматериалов.

В значительном укреплении нуждается материально-техническая база образовательных учреждений, в большинстве из них не соответствующая современным требованиям осуществления образовательного процесса. Повсеместный дефицит учебных площадей сдерживает развитие контингента учащихся, открытие перспективных специальностей и специализаций. В образовательных учреждениях среднего профессионального образования края отсутствуют общежития, спортзалы и другие объекты инфраструктуры. Изношены и требуют значительного обновления инструментарий и сценические костюмы. Медленно решаются проблемы компьютеризации и оснащения медиасетью образовательного процесса.

Специальной проработки требует проблема оптимизации региональной системы образования в сфере культуры и искусства, обусловленная постоянно обновляющимися потребностями общества в продуктах культурного производства в условиях современной информационной и технической оснащенности. Система художественного образования должна выполнять задачу освоения новых форм культурной коммуникации, быть приспособленной к трансляции новых культурных ценностей. В этих условиях приобретает особое значение дальнейшее развитие системных связей сферы образования и сферы культурного производства.

Художественное образование по прежнему «живет» в основном за счет бюджетного финансирования. Слабо реализуется принцип инвестирования образования силами общества, привлечения частных средств и спонсорской помощи. Немногочисленные попечительские Советы зачастую выполняют «донорские» функции, мало способствуя консолидации общественного мнения и потенциала в решении стратегических задач образования.

Таким образом, обозначен ряд основных проблем в деятельности образовательных учреждений, в том числе:


в учреждениях дополнительного образования детей:

- несовершенная нормативно-правовая база деятельности, связанная с отсутствием Типового положения о детской школе искусств, отражающего специфику данного вида учреждений дополнительного образования;

- недостаточно разработанная нормативная база финансово-экономической деятельности, препятствующая развитию механизмов внебюджетного финансирования;

- не закрепленная в нормативных документах дифференциация образовательных программ по целям образования, которые в настоящее время нуждаются в более четком разделении на профессионально-ориентированные и личностно-развивающие;

- недостаточность образовательных программ нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности и современных информационных технологий;

- устаревшая учебная и материально-техническая база образовательных учреждений;

- дефицит высокопрофессиональных кадров педагогов и управленцев;
в образовательных учреждениях среднего профессионального образования:

- недостаточно полное отражение в структуре профессиональной подготовки всего спектра специалистов, востребованных современной инфраструктурой культурного производства; необходимость в этой связи введения в образовательный процесс подготовки по ряду новых специальностей, формированию новых специализаций и программ профессиональной переподготовки;

- необходимость обновления содержания подготовки на основе формирования новых компетенций по ряду специальностей;

- несогласованность рынка труда и рынка образовательных услуг;

- несформированность системы социального партнерства;

- социальная незащищенность выпускников, и, как следствие, их низкая закрепляемость в отрасли культуры.

Преодоление существующих противоречий и устранение острых проблем являются составной частью приоритетных направлений, целей и задач, стоящими перед региональной системой художественного образования.

  1   2


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница