Базовый метод редактирования нотной записи в Finale




Скачать 314.52 Kb.
Дата 27.08.2016
Размер 314.52 Kb.
Базовый метод редактирования нотной записи в Finale
Существуют три базовых способа ввода нот: Simple Entry, Speedy Entry и HyperScribe. Simple Entry (Простой ввод) – самый базовый метод ввода нот в Finale, который также является наиболее мощным. Если хотите, вы можете просто щелкать мышкой по нотному стану. Или, для достижения большей скорости, быстро вводите ноты с клавиатуры компьютера или играйте их на MIDI клавиатуре. По мере ввода нот вы можете дополнять их другими элементами нотной записи.

Создание нового документа через DOCUMENT WITH SETUP WIZARD

Вы, вероятно, знакомы с мастерами (Wizards) через другие приложения, такие как текстовые редакторы или электронные таблицы. Мастер, рассматриваемый здесь, поможет вам настроить новый Finale-документ. Давайте создадим простую фортепианную партитуру.

Если вы еще не стартовали Finale, сделайте это. Щелкните меню File и выберите New, затем Document with Setup Wizard.

В поле Title введите “Моя пьеса”. Когда Мастер создаст партитуру, этот заголовок появится в центре сверху.

В поле Composer введите вашу фамилию.

В поле Copyright после символа © введите год и вашу фамилию. Заметьте, что вы можете выбирать между портретной или ландшафтной ориентацией, а также выбрать размер страницы отличный от стандартного 8.5" на 11"; ваш принтер, конечно, должен быть в состоянии работать с бумагой выбранного размера.

Щелкните Next. Мастер спросит вас, какие инструментальные партии вы будете использовать в новой партитуре. Первая колонка содержит список категорий инструментов; во второй представлен список инструментов, относящихся к выбранной в первой колонке категории. Третья колонка пуста, но, в конечном счете, она будет содержать список инструментов, используемых в вашей партитуре.

В первой колонке выберите строку Keyboards. Список клавишных инструментов появится во второй колонке.

Выберите слово Piano во второй колонке; щелкните Add. Теперь третья колонка содержит фортепиано, которое вы намерены использовать в партитуре.

Вам следует знать, что порядок, в котором инструменты появляются в третьей колонке, определяет порядок, сверху вниз, в котором эти инструменты будут располагаться в вашей партитуре. Если вы создаете партитуру, содержащую много инструментальных партий, а Document Setup Wizard неправильно упорядочил инструменты, вы можете использовать маленькие стрелки вверх и вниз для перемещения инструментов внутри списка до получения нужного результата. Вы можете также выбрать “стандартный” порядок инструментов в партитуре из ниспадающего меню: Custom, Orchestral, Choral, Concert Band или Jazz Band.

Если вы хотите сохранить ваши инструментальные настройки для дальнейшего использования в качестве ансамбля, щелкните Save As, введите имя и щелкните OK. В следующий раз, когда вы будете использовать Setup Wizard, вы сможете выбрать этот ансамбль из ниспадающего меню.

Ваш Мастер должен сейчас выглядеть так:

Щелкните Next. Мастер предложит выбрать размер и тональность произведения. Некоторые распространенные размеры при этом предлагаются. Кнопка ? позволяет создать более необычные размеры. Используйте полосу прокрутки в нижней части окна для выбора тональности. Щелкайте стрелку вверх, чтобы добавить диезы в тональность (или убавить бемоли). Щелкайте стрелку вниз, чтобы добавить бемоли в тональность (или убавить диезы). Используйте ниспадающее меню для указания того, является тональность мажорной или минорной.

Щелкните кнопку резаного ключа.

Щелкните стрелку вниз один раз для установки тональности Фа мажор. Ваш Мастер должен сейчас выглядеть как на следующем рисунке:



Щелкните Next. Следующая страница Мастера позволит вам настроить обозначение темпа, затакт и установить шрифт, выбрав между шрифтами Maestro (типографское представление) или Jazz (подобно написанному вручную).

Включите переключатель Specify Initial Tempo Marking. Оставьте темп по умолчанию: 120 четвертных нот в минуту. Наша пьеса не требует затакта, поэтому оставим переключатель Specify Pickup Measure не включенным. Установим в качестве шрифта для нашей партитуры шрифт Maestro, для чего оставим выбор Default Music Font как Maestro неизменным. Для интереса поменяем выбор на Jazz, чтобы увидеть образец этого шрифта справа, после чего восстановим выбор Maestro перед продолжением.

Мастер будет при этом выглядеть следующим образом:


Нажмите Finish. Finale предоставляет вам новый документ Untitled, показывающий заголовок “Моя пьеса” и содержащий нотные станы для обеих рук в нужной тональности и нужного размера с указанием темпа в первом такте. (По умолчанию, каждый вновь созданный документ содержит тридцать один пустой такт.)

А теперь закроем этот файл и откроем другой, в котором уже прописаны ноты для левой руки.

В меню File выберите Close. Сохраните файл, если хотите.



В меню File выберите Open. Найдите документ “Tutorial 1a” и дважды щелкните его. (Документы Finale используют расширение .MUS—следовательно, наш документ может выглядеть как “Tutorial 1a.MUS.”) Через мгновение на экране появится простая фортепианная аранжировка французской песенки “Frère Jacques”. Партия левой руки уже подготовлена; нам осталось лишь прописать мелодию в правой руке.


Взглянем на экран. Поверху расположена область меню (menu bar). Вы будете использовать меню для управления поведением Finale, редактирования документов, изменения представления и многого другого. Существуют девять неизменных элементов меню: File, Edit, View, Options, MIDI, Plug-ins, Tools, Window и Help. Кроме этих элементов, в меню могут появляться другие, которые соответствуют инструменту, выбранному в данный момент в Главной Палитре Инструментов (Main Tool Palette).

Главная Палитра Инструментов расположена под областью меню. Каждая квадратная плитка палитры содержит символ, представляющий ее функцию. Почти все, что вы делаете в Finale, находится в контексте одного из этих инструментов. Вы видите также Палитру Простого Ввода (Simple Entry Palette), которая расположена вертикально вдоль левой границы экрана. Любая из этих палитр может быть скрыта, освобождая тем самым больше пространства для музыкального материала, либо они могут быть представлены плавающими перед нотами. Чтобы удалить палитру, выберите ее в меню Window для удаления пометки соответствующего пункта меню. Повторный выбор заставит палитру появиться вновь.

Первоначально палитры прикреплены к границе окна. Чтобы сделать палитру плавающей, зацепите мышкой ее границу и тащите ее в центр экрана, пока не появится точечный контур палитры. Отпустите кнопку мыши. Теперь палитра может быть перемещена в любую позицию экрана. Чтобы восстановить прикрепление палитры, щелкните ее дважды. Для продолжения оставьте панели инструментов в их исходных позициях.

Правая сторона экрана имеет вертикальную полосу прокрутки, которая позволяет перемещать область видимости нот вверх или вниз; а через нижнюю часть экрана располагается горизонтальная полоса прокрутки, позволяющая перемещаться влево и вправо внутри вашей пьесы.

Вы видите также счетчик страниц (Page counter); он показывает номер текущей страницы. Для перемещения на любую страницу партитуры достаточно ввести ее номер в поле счетчика и нажать . (Наша пьеса имеет только одну страницу.)

Внизу окна вы видите панель состояния (Status Bar). Панель состояния содержит индикацию выбранного в данный момент инструмента, сопровождаемую кратким описанием того, что он может делать. Если вы чувствуете себя достаточно уверенно в обращении с Finale, вы можете скрыть панель состояния, чтобы получить в свое распоряжение больше оконного пространства для отображения музыкального материала.

Проведите курсором мыши по инструментам Главной Палитры Инструментов. Как только курсор коснется или выберет некий инструмент, в панели состояния появится его имя и первая инструкция по его использованию.





Если вы взглянете на партитуру, вы можете заметить, что Finale автоматически заполняет все пустые такты целыми паузами. Это делается в целях экономии вашего времени и, если хотите, вы можете отключить эту опцию. Вы также можете видеть, что партитура разбита на отдельные страницы. Это – исходное представление в Finale, называемое страничным (Page View).

Выберите пиктограмму Mass Edit Tool в Главной палитре Инструментов. При этом в полосе меню появится новый элемент: Mass Edit. Некоторые элементы меню в Finale появляются только при выборе определенных инструментов, так что они находятся вне поля зрения до тех пор, пока они не понадобятся.



Теперь, когда мы немного осмотрелись, давайте приступим к работе. При помощи вертикальной и горизонтальной полос прокрутки сделайте видимым первый такт (если, конечно, это нужно).


Ввод музыки через Инструмент Простого Ввода (SIMPLE ENTRY TOOL)

Finale предлагает много различных способов ввода. Инструмент простого ввода может быть использован для размещения нот щелчком мыши на нотном стане, ввода нот с клавиатуры компьютера или с MIDI клавиатуры.

Выберите Simple Entry Tool . Палитра Простого Ввода становится активной. В меню Window щелкните пункт Simple Entry Rests Palette для вызова на экран палитры Пауз Простого Ввода (Simple Entry Rests). Эти палитры показаны на следующей странице. Кроме этого, в области меню возникает новый элемент: Simple. Это меню содержит команды, список горячих клавиш и другие опции, позволяющие настроить работу инструмента Простого Ввода удобным для вас образом.

В меню Simple выберите пункт Simple Entry Options. Появляется диалог Simple

Entry Options. Этот диалог позволяет настроить поведение Простого Ввода.

Отключите опцию Create New Measures и нажмите OK. В нашем случае все такты уже на месте. В будущем вы сможете переключать эту опцию, если вы захотите приказать Finale автоматически добавлять новые такты, когда последний такт будет заполнен.



Итак, посмотрим на две палитры Простого Ввода.

Вы можете выбрать инструменты в палитре Простого Ввода, чтобы указать длительность и другие атрибуты ноты до ее введения в партитуру.

Инструменты разделены на группы. Так, имеются инструменты длительности (четвертная, восьмая и т.д. ноты), инструменты альтерации (диезы, бемоли), инструмент лиги, инструмент группировки нот и инструмент мелизмов. Щелкните инструмент длительности, затем знак альтерации, точку или лигу, чтобы модифицировать ноту. Заметьте, что форма курсора мыши отражает инструменты, выбранные в палитре Простого Ввода. Щелкните модифицирующий инструмент снова для отмены выбора, если вы не хотите больше его использовать. Чтобы выбрать какой-нибудь инструмент и в то же время отменить выбор всех других инструментов, щелкните его мышью дважды или дважды нажмите соответствующую клавишу.
Вы можете смешивать и сочетать инструменты, чтобы сформировать именно ту ноту, которую вы хотите добавить, будь это простая четвертная нота или залигованная нота с точкой и диезом, начинающая триоль! Для ввода ноты, показываемой курсором мыши, просто щелкните мышью в нужном месте нотного стана. Вы можете всегда выбрать ноту, а позже, используя модифицирующие клавиши, отредактировать ее. Быстрейший путь ввода нот, используя Простой Ввод, состоит в использовании клавиш для выбора инструментов в палитре Простого Ввода, а затем вводе нот, используя опять-таки клавиатуру компьютера. Этим мы сейчас и займемся.



Выберите инструмент четвертной ноты (Quarter Note) в палитре Простого Ввода или нажмите число 5 на числовой клавиатуре. Заметьте, что нота с вертикальной линией появляется в начале первого такта. Эта линия называется кареткой. Каретка указывает место, в которое будет введена следующая нота.

Нажмите стрелку вниз три раза. Вы можете использовать стрелки вверх и вниз для указания позиции следующей ноты на нотном стане.


Нажмите . Появляется четвертная нота, а каретка сдвигается вправо. Если в меню Simple была выбрана опция Playback Notes on Entry, Finale коротко озвучит ноту Фа. Вы также можете быстро выбрать высоту ноты, используя QWERTY клавиатуру.

Нажмите клавишу G , а затем A. Finale вводит Соль и Ля, сдвигая каретку вправо.

Нажмите клавишу A. После того, как нота была введена, вы можете легко отредактировать ее высоту. Заметьте, что только что введенная нота окрашена в другой цвет, чем остальные ноты. Это означает, что эта ноты выделена, и она может быть изменена и перемещена при помощи клавиш. (Вы можете также -щелкнуть ноту для ее выделения.)




Удерживая нажатой клавишу , нажмем дважды стрелку вниз. Только что введенная нота переместится вниз в позицию F. Использование каретки позволяет вам пользоваться клавиатурой для указания высоты ноты перед ее вводом либо сразу же после ввода. Вы можете посмотреть список доступных горячих клавиш, если в меню Simple выберете Simple Edit Commands.



Как замечено ранее, вы можете также использовать курсор мыши для ввода нот на нотный стан. Как только курсор оказывается выше или ниже нотного стана, Finale рисует дополнительные линейки для удобства размещения новых нот. Кроме этого, курсор меняется, показывая, где вы находитесь и что случится, если вы сделаете щелчок мышью. В настоящий момент призрачная четвертная нота витает над вашей музыкой, ожидая вашего щелчка для размещения ее в партитуре.

Если вы сделали ошибку, воспользуйтесь Ластиком (Eraser) из палитры Простого Ввода, который удаляет элементы из партитуры. Так, для удаления ноты выберите Ластик, а затем щелкните по головке ноты. Для удаления целого аккорда щелкните над или под ним. Для удаления знака альтерации, группировки, лиги или точки щелкните этот элемент.

Теперь давайте продвинемся вперед к следующему такту. Мы знаем, что второй такт “Frère

Jacques” в точности повторяет мелодию из первого такта. Хорошая новость состоит в том, что в Finale никогда не нужно вводить одну и ту же музыку дважды. Например, вместо того, чтобы заново вводить те же четыре ноты, можно просто скопировать первый такт во второй.

Для копирования, перемещения и удаления музыки вы можете воспользоваться инструментом Массового Редактирования (Mass Edit Tool).

Выберите Mass Edit Tool .

Щелкните первый такт верхнего нотного стана. Такт становится выделенным. Это означает, что именно с этим тактом вы намерены манипулировать.

Перетаскивайте первый такт вправо до тех пор, пока его образ точно не наложится на второй такт. Точечный контур выбранного такта перемещается вместе с курсором, точно показывая место, куда будет произведено копирование.





Освободите кнопку мыши. Программа спросит вас, сколько копий такта 1 вы хотите сделать. Так как все, что мы хотим, это скопировать первый такт во второй, предложенное значение 1 нас вполне устроит.

Щелкните OK. Voila! Вы скопировали музыку первого такта во второй.


Снова выберите инструмент в палитре Простого Ввода. Переместите курсор мыши вправо на такт 3 и щелкните мышью в позиции ноты Ля. Затем щелкните по средней линейке Си. Следующая нота в этом такте – половинная, поэтому вы должны изменить длительность.

Выберите инструмент Половинной Ноты (Half Note) или нажмите цифру 6 на цифровой клавиатуре. Заметьте, что курсор мыши и каретка изображают половинную ноту. Если вы нечаянно нажали 6 на QWERTY клавиатуре, не переживайте. В этом случае появится нота, расположенная в 6 позиции относительно B (F). Просто нажмите , чтобы удалить F, а затем нажмите 6 на цифровой клавиатуре.


Щелкните в позиции C в третьем такте. Появится половинная нота. Чтобы завершить четвертый такт, мы можем снова воспользоваться инструментом Массового Редактирования для копирования его из третьего, так как он является его дубликатом. Однако, в данном случае получится быстрее ввести ноты вручную.

Нажмите для активизации каретки. Каретка появляется справа от выделенной ноты. Помните, что каретка выглядит как вертикальная линия через ноту.

Завершите четвертый такт, пользуясь клавиатурой компьютера. Используйте цифровую клавиатуру для установки длительности, а затем вводите ноту с помощью соответствующей буквы на QWERTY клавиатуре (или указывайте высоту при помощи клавиш со стрелками с последующим нажатием ).

Выберите инструмент Восьмой Ноты (Eighth Note) , или нажмите 4 на цифровой клавиатуре. Каретка должна быть сейчас в начале 5 такта.

Наберите C, D, C и B для ввода восьмых нот. Вы можете также использовать клавиши со стрелками для указания высоты или щелкать мышью на нотном стане.

Выберите четвертную ноту , или нажмите 5 на цифровой клавиатуре.

Нажмите A и затем F. Каретка переместится к 6 такту. И, опять, вы можете копировать 5 такт в следующий, но, для примера, давайте продолжим размещение нот при помощи Простого Ввода.

Выберите инструмент Восьмой Ноты (Eighth Note) , или нажмите 4 на цифровой клавиатуре. Следующая нота – C между второй и третьей линейками, но если мы нажмем C, нота появится на добавочной линейке под нотным станом, так как Finale вводит ноту, ближайшую к ноте каретки.

Держите нажатой и нажмите . Нота каретки переместится вверх на октаву.

Наберите C, D, C и B для ввода четырех восьмых нот. А теперь, предположим, мы хотим ввести восьмую паузу.
Нажмите клавишу Tab. Finale добавит восьмую паузу. Клавиша Tab добавляет паузу длительностью, выбранной в палитре Простого Ввода. Давайте заменим паузу, которую мы только что ввели, на восьмую ноту.

Удерживайте нажатой клавишу Shift и нажмите A. Finale заместит паузу нотой Ля. А теперь заменим эту ноту на четвертную.

Удерживайте и нажмите 5 на цифровой клавиатуре. Восьмая нота, которую мы только что ввели, заменится четвертной нотой.

Нажмите 5 на цифровой клавиатуре. Каретка поменяет ноту на четвертную.

Нажмите F.

Завершите мелодию вводом с клавиатуры или мышкой.





Примите поздравления! Вы сделали первую пьесу в Finale.


Знаки альтерации

Давайте поиграем со знаками альтерации. Если вы используете мышь и каретку, вы можете выбрать знак альтерации вместе с длительностью перед вводом ноты. Вы можете также указывать альтерацию при вводе ноты, используя горячие клавиши + (диез) или – (бемоль). Используя выбор только инструмента альтерации, вы можете щелкнуть любую ноту в партитуре для добавления знака альтерации. Инструменты Диез (Sharp) и Бемоль (Flat) добавляют диез и бемоль к ноте, если это нужно в соответствии с тональностью. Если вы используете инструменты Полтона Вверх (Half Step Up) или Полтона Вниз (Half Step Down) , вы повышаете или понижаете ноту. Если нота уже имеет диез, ее повышение отразится как дубль-диез.

Выберите инструмент Mass Edit. Во-первых, мы очистим такт, для иллюстрации ввода знака альтерации при вводе ноты.

Щелкните 5 такт верхнего нотного стана так, чтобы он подсветился, а затем нажмем . Этот метод очищает все в выделенном регионе.

Выберем в палитре Простого Ввода или нажмем 4 на цифровой клавиатуре, а затем введем C между второй и третьей линейками в начале 5 такта. Пятый такт теперь содержит восьмую ноту.

Нажмите + (плюс) на цифровой клавиатуре. Finale добавляет диез к ноте.

Нажмите - (минус) на цифровой клавиатуре дважды. Теперь нота – с бемолем. Finale изменяет высоту ноты хроматически с каждым нажатием клавиши. Вы можете также использовать инструменты Диез и Бемоль в палитре Простого Ввода для включения знаков альтерации перед вводом ноты.

Выберите в палитре Простого Ввода. Теперь восьмая нота и бемоль выбраны в палитре Простого Ввода.

Нажмите клавишу для активизации каретки.

Удерживая нажатой клавишу , нажмите клавишу . Каретка переместится вверх на октаву.

Нажмите D. Finale поместит Ре бемоль на нотный стан.

Дважды щелкните инструмент восьмой ноты (или нажмите 4 на цифровой клавиатуре дважды) для отмены выбора всех прочих инструментов.

Закончим ввод такта нажатием клавиш C, B, 5 на цифровой клавиатуре, A и F. Заметим, что Finale не добавляет бекар к C. Это все потому, что альтерация Простого Ввода является ‘умной’. Другими словами, альтерация действует на оставшуюся часть такта. Вы можете, конечно, всегда добавить или убрать альтерацию вручную по мере необходимости для перекрытия умной альтерации. Давайте теперь воспользуемся мышью для редактирования существующих нот.

Дважды щелкнем по . Остается выбранным только инструмент Бемоль.

В 5 такте верхнего нотного стана на третьем бите щелкнем A. Рядом с четвертной нотой добавится Бемоль.

Выберите инструмент Полтона Вниз . В 5 такте щелкните дважды на F. Рядом с F появится дубль-бемоль. Заметьте, что как только вы выбрали инструмент Полтона Вниз, выбор инструмента Бемоль автоматически был отменен. Вы можете одновременно выбрать только один инструмент альтерации. А теперь поработаем с диезом.

Выберите инструмент Диез . В 4 такте верхнего нотного стана на третьем бите щелкнем C. Рядом с половинной нотой появится диез. Так как получившаяся мелодия вам вряд ли понравится, давайте удалим диез и дубль-бемоль.

Выберем инструмент Ластик (Eraser) .

Щелкнем по диезу и дубль-бемолю для их удаления.


Аккорды

Построение аккордов является элементарной задачей, если мы используем Простой Ввод. Для добавления нот мышью просто выберите инструмент той же длительности, что и у существующей ноты, а затем поместите курсор мыши над или под нотой. Обратите внимания на вертикальные линии, появляющиеся над или под нотой, как показано справа. Этот индикатор говорит вам о том, что щелчок добавит к аккорду ноту.

Если для добавления ноты вы используете каретку, просто нажмите цифру, соответствующую интервалу выше или ниже выделенной ноты для добавления ее к аккорду. Для добавления ноты ниже выделенной ноты держите нажатой и вводите интервал.

Давайте попрактикуемся во вводе аккордов в левой руке.

Выберем инструмент Mass Edit. Для начала очистим такт для нашего примера.

Щелкнем 5 такт нижнего нотного стана, чтобы он подсветился, и нажмем .

Дважды щелкните инструмент Четвертной Ноты .

В 5 такте щелкните на A (верхняя линейка) в левой руке. Теперь переместим каретку на тон вниз в позициюG и щелкнем. Далее щелкнем нижнюю F прямо под нотным станом. Аккорд с A, G и F будет добавлен к такту.

Нажмите для активизации каретки. Каретка появится.

Нажмите C для ввода До на 2 бите. Далее вы можете набирать интервалы для добавления нот в аккорд.

Нажмите 5 на QWERTY клавиатуре. Finale добавит ноту такой же длительности в пятую позицию выше C. Теперь G становится выделенной. Чтобы добавить следующую ноту в третью позицию выше G, нажмите 3. Вы можете также добавлять ноты, используя их буквенные обозначения.

Держите нажатой и нажмите для перемещения ноты каретки вверх на октаву.

Держите нажатой клавишу Shift и нажмите B. Finale добавит B к аккорду.

Нажмите F, 3(QWERTY),

3(QWERTY), и C для завершения такта.
Группировки

Группировка – это ритмическое объединение нот по длительностям, не кратное общему размеру. Группировки включают триоли, квинтоли и т.д. Здесь мы вкратце рассмотрим триоль. Давайте введем триоль на четвертый бит такта 5, а затем посмотрим, как объединить существующие ноты в триоль.

Выберите инструмент Eraser , затем щелкните на последнем бите такта 5 верхнего нотного стана. Первое, что мы сделаем, это размещение каретки на нотном стане так, как будто мы вводим музыку в первый раз.

Удерживая нажатой клавишу нажмите Aна третьем бите такта 5. Четвертная нота выделится.

Нажмите . Каретка появится на 4 бите.

Нажмите 4 на цифровой клавиатуре, а затем F для ввода первой восьмой ноты.

Нажмите 9 на цифровой клавиатуре (или на QWERTY) для начала триоли. Finale добавляет триольную скобку и автоматически заполняет триоль паузами, как показано на рисунке справа. Нота, которую вы только что ввели, становится первой нотой триоли. Теперь вы можете вводить буквы для заполнения триоли нотами.

Нажмите E и F для завершения триоли. Каретка продвинется к следующему такту. Вы можете также использовать мышь для оформления существующих нот в триоль.

Чтобы создать триоль на нотном стане при помощи мыши, выберите длительность и инструмент группировки в палитре Простого Ввода, а затем щелкните на нотном стане для создания триоли. Затем просто щелкайте на паузах для заполнения триоли.

Давайте заменим первые три восьмые ноты в такте 6 на триоль.

Сделайте двойной щелчок на инструментеTuplet в палитре Простого Ввода. Только пиктограмма Tuplet окажется подсвеченной в палитре.

Щелкните первый бит такта 6 нотного стана. Существующие восьмые ноты попадут под триольную скобку.

Чтобы ввести группировки, отличающиеся от триолей, держите нажатой клавишу и нажмите 9 на цифровой клавиатуре. Или держите нажатой клавишу и щелкните партитуру. Появится диалог Simple Entry tuplet Definition, в котором вы сможете специфицировать более сложные группировки, такие как квинтоли, септоли и т.д.
Изменение высоты вместо перекрытия

При вводе через каретку Finale перекрывает существующие ноты, замещая их новыми. Мы наблюдали это при вводе триоли; там восьмые ноты замещали восьмые паузы. Вместо того, чтобы перекрывать существующие ноты, вы можете использовать инструмент Изменения высоты (Repitch) для изменения высоты существующих нот без их замещения.

Выберите инструмент Repitch , или, удерживая , нажмите R.

Поместите курсор мыши на место A в первом такте (выше F) и щелкните. F переместится в A.

Нажмите . Каретка появится на втором бите.

Нажмите B. Finale передвинет существующую G в B, а каретка передвинется вправо. Вы можете продолжать ввод буквенных обозначений нот для изменения высоты существующих. После изменения высоты ноты, используйте модифицирующие горячие клавиши для редактирования ноты, как вы это делаете обычно.

Нажмите 3 на QWERTY клавиатуре, чтобы добавить терцию выше ноты.

На цифровой клавиатуре нажмите клавишу + (плюс) (или = на QWERTY). У ноты появится диез. Первый такт будет выглядеть, как показано справа.

Смена тональности, размера и ключа

При работе в режиме Простого Ввода вы можете использовать горячие клавиши для смены набора знаков в ключе и обозначения размера.

Удерживайте нажатой и щелкните на любой ноте такта 1. В данном примере мы использовали мышь для выделения ноты. В дальнейшем вы можете использовать этот метод всегда, когда вы вводите ноты при помощи каретки или когда вы имеете ноту, выделенную в партитуре. Смена обозначения тональности и размера появляются в начале такта, который вы редактируете (пока не указано иное в диалоге Key or Time Signature). Смена ключа появляется в позиции каретки или слева от выделенной ноты.

Удерживая нажатой , нажмите K. Появится сообщение Waiting for input, которое говорит, что Finale готов ввести смену тональности.

Нажмите Select. Появится диалог The Key Signature.

На полосе прокрутки справа от изображения тональности щелкнем стрелку вверх дважды. Мы поменяем тональность на G мажор.

Нажмите OK. Смена тональности появится в начале первого такта. А теперь предположим, что мы хотим сменить обозначение размера.

Удерживая нажатой , нажмите T.

Нажмите Select. Появится диалог The Time Signature. Здесь вы можете изменить число и длительность битов, используя стрелки справа. Оставим пока размер без изменений.

Нажмите OK. А теперь предположим, что мы хотим сменить ключ.

Удерживая нажатой , нажмите C.

Нажмите Select. Появится диалог The Change Clef.

Выберите новый ключ и нажмите OK. Вы возвращаетесь в партитуру. Finale создает новый ключ прямо посреди такта, если только каретка не размещена в начале такта или выделенная нота не является первой нотой такта; в этом случае смена ключа появится в начале такта (непосредственно слева от тактовой черты).



Добавление тактов

Хотя наш пример содержит нужное количество тактов, несомненно, настанет время, когда вам потребуется добавить еще. Это может быть сделано несколькими способами. Прежде всего, если вы используете каретку, Finale автоматически добавит такт, как только вы заполните последний такт партитуры. Таким образом, просто продолжайте ввод нот, а Finale будет создавать такты для вас. Вы также можете использовать Measure Tool для добавления тактов в любое время. Для этого выберите Measure Tool и в возникшем меню Measure Menu выберите Add (или -щелкните Measure Tool). В появившемся диалоге Add Measures введите количество тактов, которое должно быть добавлено, и нажмите OK. Чтобы добавить один такт, просто дважды щелкните Measure Tool.

Заметьте, что при добавлении тактов финальная тактовая черта перемещается в конец партитуры.
Смена представлений

Перед тем, как двигаться дальше, вам нужно освоиться в вопросах перемещения по вашей партитуре.

Finale предлагает вам на выбор три представления вашего музыкального материала. До сих пор мы с вами работали со Страничным Представлением (Page View), в котором музыка представлена в виде нотных страниц. Finale также предлагает Scroll View и Sequencer View, где музыка представлена как непрерывная горизонтальная лента. Большинство инструментов Finale работают одинаково хорошо в любом представлении, хотя вы можете заметить, что компьютер перерисовывает экран быстрее в Scroll/Sequencer View. Сейчас мы остановимся на Scroll View.

В меню View выберите Scroll View. Finale расположит вашу музыку в виде горизонтальной ленты. Как видите, имя пьесы исчезло. Имена, номера страниц и другая странично-ориентированная информация видима только в страничном представлении. Вы видите также, что счетчик страниц, который мы видели в страничном представлении, заменен счетчиком тактов (Measure counter), показывающим номер самого левого такта из видимых в данный момент.

Щелкните бегунок (маленький квадратик) в горизонтальной полосе прокрутки (и держите кнопку мыши нажатой). Наблюдайте за счетчиком тактов в нижнем левом углу окна. Как только вы перемещаете бегунок влево или вправо, этот счетчик изменяется, показывая номер такта, который вы увидите, как только отпустите кнопку мыши.

Перетащите мышь влево до упора, пока счетчик тактов не покажет 1. Отпустите кнопку мыши. Вы снова в начале партитуры. Запомните: бегунок в горизонтальной полосе прокрутки представляет вашу позицию внутри партитуры.



В зависимости от вашего монитора, порция музыки, которую вы видите на экране, может оказаться для вас недостаточной. Однако вам может помочь “сжатие”, если вы выберите меньший масштаб представления.

В меню View выберите Scale View to и выберите “75%.” Экранное изображение уменьшится до 75% от его исходного размера.

Вы не уменьшили размер музыкального материала, распечатываемого на принтере. Вы просто изменили размер его представления на экране.

Сейчас вы имеете достаточный обзор вашей пьесы.

В некоторых случаях вам потребуется, чтобы музыка была достаточно крупной, чтобы вы могли манипулировать с ней с достаточной точностью.

Finale позволяет вам открыть второе окно, представляющее тот же документ. В этом втором окне вы можете сжать, расширить изображение, а также переключиться с Page View на Scroll View, и многое другое, без воздействия на изображение в исходном окне. Попробуем следующее:

В меню Window выберите New Window. Появляется новое окно, также содержащее ваш документ “Frère Jacques”. Чтобы переключаться между окнами, нажимайте Control-Tab или выбирайте желаемое окно в меню Window. Это легко, но хотелось бы видеть содержимое обоих окон одновременно.

В меню Window выберите Tile Horizontally. Finale разместит новое окно над первым и изменит размеры обоих окон так, чтобы они поместились на экране.

Помните, что эти окна, две разных копии вашего музыкального материала являются двумя независимыми представлениями одной и той же пьесы. Заголовок верхнего окна подсвечен, определяя тем самым активное окно. Используя команды меню View, вы можете сжать, растянуть изображение, изменить представления с Page View на Scroll View, и т.д.но эти изменения будут воздействовать только на активное окно. Вы можете даже использовать инструмент Zoom Tool для увеличения конкретной области.

В меню View выберите Scale View, затем выберите 200%. Теперь у вас есть два окна—



одно удвоенного размера, а другое содержит уменьшенное изображение.

Предположим, активное окно содержит представление, с которым вы предпочитаете работать, и вам хотелось бы распространить его на весь экран, но в то же время вы хотите иметь доступ к другому окну.

В меню Window выберите Cascade. Finale расположит окна так, что активное окно преобладает на экране, но тем не менее вы видите еще окно позади активного; щелчок выведет его на передний план.



Вы можете открыть столько окон, сколько вам надо. При этом они не обязаны быть окнами одного и того же документа, вы можете открыть много документов, каждый в своем окне и с собственной, независимой от других, степенью увеличения.






База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница