Быховский М. А., Дотолев В. Г., Дьячкова М. Н




Скачать 254.35 Kb.
Дата 22.09.2016
Размер 254.35 Kb.

Быховский М. А., Дотолев В. Г., Дьячкова М. Н.,

Красносельский И. Н., Кудряшов Ю. В.,

Симонов М. М., Тихвинский В. О., Трофимов Ю. К.

Рекомендации по решению проблем внедрения

в России новых технологий радиосвязи и вещания

1. Введение


Государственная техническая политика в области радиосвязи и вещания оказывает значительное влияние не только на развитие телекоммуникаций в стране, но и на развитие ее экономики и культуры. Государственные решения по развитию в стране тех или иных технологий радиосвязи и вещания имеют долговременные последствия. Ошибки в этом отношении могут на долгие годы затормозить это развитие и затруднить приток в страну иностранных инвестиций, без которых должного уровня развития телекоммуникаций добиться невозможно.

В современном мире международная кооперация в развитии телекоммуникаций стала определяющим элементом национальной технической политики любого государства. Европейские страны, входящие в CEPT – европейскую конференцию администраций почт и электросвязи (а Россия также является членом этой организации), уже в течение нескольких десятилетий вырабатывают общие принципы технической политики развития связи в своем регионе. Эти принципы касаются таких направлений, как создание региональных стандартов, охватывающих практически весь спектр телекоммуникационного оборудования (системы подвижной и фиксированной связи и вещания), создание региональной таблицы распределения полос частот между различными службами, разработка общих для всех стран региона правил лицензирования и сертификации оборудования и т.д.).

За последние годы CEPT приняла ряд важных Решений, в которых определен график внедрения новых технологий радиосвязи и радиовещания в европейских странах. В этих Решениях намечен ряд мероприятий (в том числе и направленных на высвобождение радиочастотного спектра (РЧС)), Эти Решения будут реализованы в ближайшее время. Это создаст в европейских странах условия для быстрого внедрения новых радиотехнологий. Большинство европейских стран одобрило эти решения и уже приступило к их реализации.

Национальное законодательство России в области телекоммуникаций и национальная таблица распределения полос частот между различными радиослужбами в силу исторических причин до сих пор существенно отличаются от европейских. Это серьёзно тормозит внедрение в нашей стране перспективных технологий радиосвязи и вещания и её вхождение в единое европейское телекоммуникационное пространство. Поэтому российским специалистам в области связи предстоит большая работа по сближению национальной нормативно-правовой базы лицензирования операторской деятельности, сертификации оборудования и использования радиочастотного спектра (РЧС) с нормативно-правовой базой принятой в большинстве стран Европы. Это крайне необходимо, т.к. такое сближение откроет возможность привлечения в страну инвестиций в отрасль связь и создаст правовую основу для быстрого внедрения новых технологий электросвязи.

Такая стратегия проведения национальной технической политики в области связи определена Постановлением Правительства РФ (от 26 мая 2000г. № 413). Постановление указывает на необходимость сближения распределений и условий использования полос радиочастот в РФ с установленными Регламентом радиосвязи для Региона 1, к которому относится Россия. Этим же Постановлением определено, что при внедрении перспективных радиотехнологий в России приоритетом обладают технологии общеевропейских стандартов.

В данной статье на основе анализа тенденций развития новых технологий радиосвязи и вещания в Европе и в мире, выполненного по заданию Минсвязи специалистами НИИР, сформулированы рекомендации по проведению технической политики их внедрения в России. В статье обозначены проблемы, которые необходимо решить в ближайшие годы, чтобы обеспечить возможность внедрения в России перспективных технологий радиосвязи и вещания. Эти проблемы связаны с выделением полос частот для ряда новых технологий, разработкой нормативно-правовых документов и организацией проведения в стране маркетинговых исследований, которые должны определить востребованность в ближайшем будущем в России услуг, предоставляемых этими технологиями.



Рекомендации, представленные в статье, охватывают следующие направления развития телекоммуникаций:

  • наземная подвижная связь (сотовые, транкинговые и пейджинговые системы связи, системы беспроводного доступа),

  • системы цифрового звукового и телевизионного вещания,

  • системы фиксированной связи (магистральные и зоновые радиорелейные системы, системы абонентского доступа, радиорелейные системы высокой плотности типа MMDS, LMDS и MVDS),

  • системы спутниковой связи (фиксированной и подвижной) и вещания.

2. Подвижная связь




Проблемы развития подвижной связи в стране связаны с проблемами развития сетей сотовой, транкинговой и пейджинговой связи, а также с сетей беспроводного доступа и воздушной подвижной связи общего пользования.

Сотовая связь в стране в перспективе должна развиваться на основе внедрения сетей GSM (900/1800) и UMTS. Проблемы, которые необходимо решить в ближайшем будущем, состоят в следующем:

  • Расширение полос частот для сетей GSM, с целью обеспечения возможности выдачи лицензий во всех регионах России 2-3-м операторам. Для этого необходимо решить вопрос о расширении полос частот (использовании E-GSM).

Разработка Правительственной программы перевода гражданских самолетов на систему навигации VOR/DME, приинятую в европейских странах, в диапазонах 118…136 МГц (азимутальный канал) и 960…1215 МГц (дальномерный канал). Такая программа соответствует политике большинства авиационных компаний России, стремящихся переоснастить свои самолеты на данную систему для обеспечения их полетов на зарубежных авиалиниях. Наземные радиомаяки VOR/DME выпускаются в настоящее время в г. Челябинске. В качестве посадочных систем целесообразно использовать оборудование систем микроволновой посадки MLS в полосе частот 5030…5090 МГц. Это позволит перевести в резерв и обеспечить выключение ряда наземных радиомаяков РСБН на гражданских аэродромах и существенно упростить электромагнитную обстановку в диапазонах частот 800 и 900 МГц и выделить дополнительные частотные каналы для развития сетей GSM-900 в России.

  • Разработка и реализация программы высвобождения диапазона 2 ГГц для развития сетей подвижной связи третьего поколения.

  • Совершенствование правовой базы в области лицензирования, в частности, необходимость принятия решения о максимальном числе операторов сетей GSM, действующих на одной территории.

  • Прекращение эксплуатации в России в течение ближайшего десятилетия (в соответствии с принятыми недавно Решениями ГКРЧ) сетей сотовой подвижной связи неевропейских стандартов.

В настоящее время уже начато решение некоторых из указанных проблем:

  • по заказу Национальной Ассоциации 3G ведутся работы по созданию опытных зон сетей подвижной связи 3-го поколения;

  • по заданию Минсвязи России начаты исследования по расширению полос частот для системы E-GSM и др.

Транкинговые сети. В настоящее время в России продолжают создаваться большое количество аналоговых ведомственных сетей, в которых применяется разное оборудование. Часто количество абонентов в этих сетях ограничено. Все это приводит к низкой экономической эффективности таких сетей и к низкой эффективности использования РЧС.

В Европе ряд стран уже приступили к модернизации своих сетей транкинговой связи на основе нового поколения цифровых сетей стандарта TETRA, который предусматривает, в частности, сопряжение этих сетей с сетями сотовой связи стандарта GSM. В перспективе в России также целесообразно ориентироваться на создание федеральной сети транкинговой связи на основе стандарта TETRA в диапазонах 400 и 800 МГц. Необходимо, чтобы создаваемая сеть TETRA была единой для всей страны и она обслуживала абонентов различных ведомств (МЧС, МВД, МПС и др.), абонентов муниципальных служб, а также абонентов коммерческих организаций. Фрагменты федеральной сети, в отдельных регионах страны могут создаваться независимыми операторами. Аналоговые сети транкинговой связи, созданные в диапазоне 800 МГц, должны в будущем прекратить свое существование и занимаемые ими полосы частот должны быть выделены для развития других европейских технологий. Это должно быть отражено при создании новой Концепции развития транкинговой связи в России. Представляется также необходимым:



  • Провести исследовательские работы, направленные на определение необходимого частотного ресурса и решение проблем ЭМС в целях развития федеральной транкинговой сети TETRA с учетом Решений Европейского комитета радиосвязи о перспективах выделения полос частот для транкинговых сетей общеевропейского стандарта. В настоящее время отсутствуют условия совмещения в общих полосах частот сетей транкинговой связи TETRA с РЭС других назначений.

  • Проводить постепенное высвобождение диапазона 800 МГц (общей полосой 25 МГц) от использования сетями транкинговой связи различных стандартов и протоколов для развития цифрового телевидения и других новых технологий, рекомендуя операторам осуществлять переоборудование транкинговых сетей на общеевропейскую технологию, на базе которой будет развиваться федеральная сеть. Рекомендовать операторам проводить политику объединения и укрупнения транкинговых сетей на основе единого общеевропейского стандарта TETRA.

Пейджинговые сети. В России в настоящее время получили распространение системы с протоколом POCSAG, которые будут существовать еще достаточно долго. Действуют также системы RDS, в которых пейджинговый сигнал передаётся в составе вещательного сигнала станциями ОВЧ-ЧМ вещания. В России сегодня имеется около 450000 абонентов пейджинговых сетей.

Прогнозы развития пейджинговой связи указывают, что количество абонентов в этих сетях будет уменьшаться, так как все большую популярность приобретает сотовая связь. Рекомендации по развитию пейджинговой связи состоят в следующем:



  • Рекомендовать для применения пейджинговые системы, использующие высокоскоростные цифровые протоколы FLEX.

  • С учетом всеобщей тенденции к снижению абонентской базы пейджинговых сетей целесообразно провести всесторонний анализ национального рынка пейджинговой связи с целью прогнозирования ее развития в ближайшие 3–5 лет, включая маркетинговые и технологические аспекты в условиях конкуренции с сетями сотовой связи. По результатам маркетинговых исследований оценить реальный потребный частотный ресурс, необходимый для поддержания спроса на услуги пейджинговой связи в Российской Федерации до 2003–2005 г.

  • Признать целесообразным и содействовать развитию федеральных F-сетей персонального радиовызова на основе стандарта FLEX с использованием 2-х частотных каналов 159,025 МГц (Решение ГКРЧ России от 09.02.1998 г. протокол № 4/6) и 159,200 МГц (Решение ГКРЧ России от 27.04.1998 г.). По результатам оценки требуемого частотного ресурса для удовлетворения национальных потребностей в услугах сетей пейджинговой связи до 2003–2005г. оценить необходимость выделения дополнительных 1 – 2 радиоканалов для использования на всей территории страны и перевода существующих пейджинговых сетей на данные каналы. Высвобождающиеся при этом каналы могут использоваться в интересах РЭС других назначений. Дополнительные радиоканалы должны выбираться либо из диапазона 159 МГц, либо из общеевропейского диапазона частот ERMES 169,4…169,8 МГц, при этом они должны выделяться на первичной основе.

  • В связи с изменением рыночных потребностей на услуги систем пейджинговой связи пересмотреть отдельные положения «Концепции развития в России сетей персонального радиовызова общего пользования», Решение ГКЭС России № 185 от 30.04.97, а также Решений ГКРЧ от 28.08.95 протокол № 33/3 и от 26.08.96 протокол № 39/4, относящиеся к созданию сетей пейджинговой связи с возможностью международного роуминга на основе оборудования стандарта ERMES.

Беспроводной доступ. Основным направлением развития сетей беспроводного доступа на базе бесшнуровых телефонов следует считать применение в России общеевропейской технологии абонентского радиодоступа стандарта DECT в полосе частот 1880…1900 МГц. Создание таких сетей должно быть основано на организации трехуровневой системы обслуживания потребителей:

  • сети радиодоступа большой емкости с радиусом обслуживания БС до 5-7 км (отдельные нетелефонизированные городские районы, дачные поселки, сельская местность и т.п.);

  • офисные системы малой емкости небольшого радиуса действия;

  • бесшнуровые телефоны малого радиуса действия.

Использование и дальнейшее развитие в будущем систем бесшнуровых телефонов на основе стандартов СТ1, СТ1+ и СТ2, а также систем на основе систем американского стандарта IS-95, в которых используется технология с кодовым уплотнением каналов, нецелесообразно. Прекращение эксплуатации таких систем позволит высвободить РЧС (полосы 904 – 905 МГц, 864 – 868.2 МГц и 824 – 834 /869 – 879 МГц) для развития других перспективных европейских технологий.

Воздушная подвижная связь. В этой области до 2002г. следует провести работы, направленные на выделение частотного ресурса для развития сетей воздушной подвижной связи общего пользования TFTS и решение проблем ЭМС. Создание сетей TFTS в Европе ведется с начала 90-х годов. В настоящее время составлен общеевропейский частотный план (план Шивера-немецкого специалиста, под руководством которого это план был разработан) для базовых станций (БС) этой системы, охватывающий территорию всех стран Европы за исключением стран СНГ. В Европе развернута наземная инфраструктура системы TFTS и более 260 рейсовых самолетов (в основном Франции, Швеции, Англии) оснащены абонентскими устройствами данной системы. Хотя прошедшие годы не принесли данной системе коммерческого успеха из-за бурного развития сотовых сетей стандарта GSM, работы в данном направлении не свернуты. В настоящее время принято решение о разработке стандарта на систему GSM-A (микросоты на борту), которая позволит любому абоненту наземных сетей GSM, находясь на борту самолета, пользоваться на основе интерфейса GSM-TFTS своим сотовым телефоном для связи с любым абонентом наземной сети связи общего пользования. Введение системы TFTS в эксплуатацию в Европе планируется в 2002г.

3. Сети звукового и телевизионного вещания

Проблема развития в стране цифрового вещания имеет три составляющие: перевод на цифровые методы вещания на длинных, средних и коротких волнах и внедрение цифрового ТВ и звукового вещания в диапазоне частот выше 200 МГц.

Сети цифрового вещания имеют целый ряд крупных технических преимуществ, среди которых: большая эффективность использования РЧС, меньшие мощности передатчиков при той же зоне обслуживания, что и у аналоговых систем, меньшая чувствительность к радиопомехам.

Внедрение цифрового вещания в полосах частот ниже 30 МГц должно осуществляться на основе международного стандарта, принятие которого планируется МСЭ к концу 2001 года. Специалистам России следует активно участвовать в обсуждении связанных с этим проблем в МСЭ и, основываясь на международных решениях, своевременно принимать необходимые национальные решения.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2000 г. № 413 на территории России должны развиваться системы цифрового ТВ вещания общеевропейских стандартов DVB-T, DVB-S и DVB-C. Для цифрового звукового вещания в полосах ОВЧ частот – система T-DAB.

Полный переход на системы цифрового ТВ вещания в России предполагается осуществить в течение 15 лет. Полного перехода на цифровое звуковое вещание в этот период не предусматривается. Часть частотного ресурса в диапазоне 87,5- 108 МГц резервируется для ОВЧ ЧМ вещания в локальных сетях.

На первом этапе развития сетей цифрового ТВ и звукового вещания DVB-T и T-DAB в течение 2000 – 2001гг. должны быть организованы опытные зоны вещания в городах Москва, Санкт-Петербург и Нижний Новгород. Работа по созданию опытных зон уже началась, в Нижнем Новгороде проводятся эксперименты по вещанию цифрового ТВ сигнала.

На всех этапах внедрения систем цифрового ТВ вещания необходимо предусмотреть сохранение существующих частотных планов аналогового ТВ вещания (сетка наземных каналов с номинальными полосами частот 8 МГц). Для внедрения T-DAB следует использовать международно-согласованное разбиение соответствующих полос частот на частотные блоки. Необходимо обеспечить выделение дополнительных полос частот для цифрового ТВ и звукового вещания. Требуется постоянно осуществлять мероприятия по обеспечению международно-правовой защиты частотных присвоений цифрового радиовещания, включая разработку частотных планов и участие в разработке международных региональных планов цифрового вещания.

Необходимо предусмотреть разработку перспективных планов перераспределения для других радиослужб полос частот, высвобождающихся в результате перехода от аналогового вещания к цифровому. При этом, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2000г. № 413, требуется учитывать общеевропейские подходы к данному вопросу. Такие планы должны рассматривать развитие цифрового звукового и телевизионного вещания в комплексе, как взаимоувязанный процесс. В частности, существующие перспективные планы внедрения наземного телевизионного вещания в стандарте DVB-T предусматривают постепенное освобождение полосы 174-230 МГц от аналогового телевизионного вещания, а освободившийся частотный ресурс может использован для внедрения T-DAB. Другие освобождающиеся участки спектра, занятые сейчас аналоговым телевизионным вещанием, могут быть распределены подвижной и другим радиослужбам. При перспективном планировании должны учитываться как требования будущей общеевропейской Таблицы распределения частот, так и тенденции развития всех радиослужб в России.

Необходимо принятие решения ГКРЧ России о текущем и перспективном использовании полос частот 726-790 и 790-862 МГц, которое должно определить порядок и сроки их высвобождения от других служб для развития DVB-T.

Для широкомасштабного внедрения T-DAB необходимо решить вопрос о выделении частотного ресурса в полосе 230-240 МГц и в L-диапазоне (1,5 ГГц).

Для организации сетей цифрового звукового и ТВ вещания должны быть решены следующие правовые и организационные вопросы:



  • проведена разработка пакета регламентирующих документов, отражающих условия доступа к частотному ресурсу, в которых необходимо предусмотреть льготные условия для операторов, обеспечивающих организацию опытных участков и проведение исследований на них;

  • определены правила лицензирования услуг по мультиплексированию аудио, видео программ и передаваемых данных в единый цифровой поток;

  • определены правовые вопросы производства программного продукта и аренды всего или части группового цифрового потока и связанные с этим вопросы собственности и авторского права;

  • отработана процедура перехода от аналоговых систем передач к цифровым для действующих аналоговых ТВ станций с решением вопросов лицензирования и других правовых и экономических аспектов.


4. Фиксированная связь
Проблемы развития в стране фиксированной связи связаны с проблемами развития магистральных и зоновых радиорелейных линий связи (РРЛ), с развитием сетей абонентского доступа, телевизионных распределительных системам (MMDS, LMDS, MVDS) и локальных вычислительных сетей связи (ЛВС).

Магистральная сеть связи. Магистральная первичная сеть располагается на территории всей страны и обеспечивает соединение между собой всех внутризоновых первичных сетей. В настоящее время протяженность действующих РЛЛ на магистральной сети России составляет порядка 60 тысяч километров (около 1200 станций). В 1999 г. на РРЛ прямой видимости аналоговые системы передачи составляли порядка 90% общей протяженности радиорелейных линий.

Основой телевизионной наземной транспортной сети страны являются радиорелейные системы передачи. На магистральной и внутризоновых сетях создано около 300 тысяч аналоговых ТВ канало-километров.

Помимо аналоговых в эксплуатации на Взаимоувязанной сети связи (ВСС) России находятся цифровые магистральные радиорелейные линии общей протяженностью около 10 000 км.

Потребности современного развития связи, обусловленные бурным ростом новых видов услуг, требуют ускоренного перехода к цифровым системам передачи (ЦРЛЛ).

Однако, в ближайшее время на ВСС России неизбежно совместное использование аналоговых и цифровых каналов и трактов.

Целесообразно в строящихся и реконструируемых магистральных сетях связи на территории России применять ЦРРЛ, обеспечивающие передачу сигнала уровней синхронной цифровой иерархии (СЦИ-N) (N=1, 2, 4, 16, 64) с модуляцией 128, 256, 512КАМ и более высокого уровня;

Новые разработки и закупку оборудования за рубежом производить для диапазонов частот, выделенных в национальной таблице радиочастот для этих целей. В связи с переходом к частотным планам на основе Рекомендаций МСЭ-Р в новых разработках не следует использовать диапазоны частот 3400-3900 МГц и 5670-6170 МГц по ГОСТ Р 50765-95, а перейти преимущественно в диапазоны 3700-4200 МГц и 5925-6425 МГц.

Развитие магистральных ЦРРЛ сетей России должно осуществляться в основном на базе отечественного оборудования, так как при использовании зарубежного оборудования трудно прогнозировать надежность и управляемость такой сети в кризисных ситуациях. Для этого необходимо провести разработку и наладить в России производство современного оборудования ЦРРС-СЦИ для магистральных ЦРРС-СЦИ с пропускной способностью ствола 155, 2х155 и 4х155 Мбит/c в диапазонах частот 4, 5, 6, 8, 11 ГГц и передвижных ЦРРС для аварийных ситуаций с пропускной способностью ствола 155 Мбит/с в диапазонах частот 5 и 11 ГГц.



Внутризоновые сети связи. Внутризоновые сети обеспечивают соединение между собой типовых каналов передачи разных местных сетей, относящихся к одной зоне нумерации телефонной сети. В структуре внутризоновой сети ЦРРЛ применяются так же и кабельные средства, с теми же принципами соединения пунктов (узлов) между собой: узловой, лучевой, древовидный, кольцевой, сотовый, смешанный.

Строительство новых сетей и модернизация действующих на основе перспективных технологий ведется в России за счет применения импортного оборудования.

Развитие и реконструкция внутризоновых сетей должны проводиться преимущественно на основе новых технологий СубСЦИ-1 (51,84 Мбит/c) и СубСубСЦИ (17 Мбит/c) с расширением сетей СЦИ до интерфейса пользователя (абонента).

В связи с переходом к частотным планам на основе Рекомендаций МСЭ-Р, новые разработки не должны осуществляться в полосе 2025- 2100 МГц, которая высвобождается под подвижные системы связи.

Целесообразно провести разработку и освоить выпуск отечественного оборудования для внутризоновых ЦРРС с пропускной способностью 51 и 2х51 Мбит/с в диапазонах 7, 8, 11, 13 и 15 ГГц;

Сети абонентского радиодоступа Узкополосные системы связи типа Point-to-MultiPoint (P-MP) по технике наиболее близки к РРЛ, действуют в пределах прямой видимости и решают задачу обеспечения телефонной связью удаленных абонентов, рассредоточенных на территории, при малой их плотности. Использование систем беспроводного доступа вместо кабеля, обеспечивает существенную экономию дефицитных материалов. Только одна РРЛ протяженностью 100 км, вместо линии на электрическом малогабаритном коаксиальном кабеле МКТС-4 сохраняет, для более полезного использования,17 тонн меди и 91 тонну свинца. При этом сохраняются сельские угодья, которые уродуются кабелеукладчиком при прокладке нового кабеля.

Оборудование систем P-MP представляет собой интегральные системы, где объединены в одной аппаратуре приемники и передатчики, коммутационные устройства, элементы каналообразующих и мультиплексных устройств, низкочастотные окончания для абонентских устройств и устройств сопряжения с АТС.

Целесообразно развивать сети радиодоступа типа P-MP, максимально продвинутые в направлении ISDN и обеспечивающие своим абонентам весь набор современных услуг телефонной связи и передачи данных, вплоть до доведения до абонента основного цифрового канала 64 кбит/с.

Разработку оборудования и закупку за рубежом производить в частотных диапазонах, определенных Национальной таблицей радиочастот РФ, а в полосе частот 1600-4200 МГц, Решением ГКРЧ N 17/4 от 27.09.99 “Об утверждении плана распределения и условий использования полосы частот 1600-4200 МГц радиоэлектронными средствами различного назначения“.



Локальные сети связи (RLAN и HIPERLAN). В последние годы создание новых высокоскоростных каналов связи не успевает за бурным ростом компьютерных сетей. В тех случаях, когда быстрота развертывания и гибкость архитектуры сети представляют собой основные критерии, наиболее перспективным решением является построение беспроводной сети связи. Для беспроводного соединения локальных вычислительных сетей и доступа в локальные сети отдельных компьютеров широко используется оборудование широкополосного доступа технологии RLAN (Radio Local Area Network), которое в России известно под названием “радиомодемы”. В России, как и во всем мире, получили распространение радиомодемы, работающие в диапазонах частот 902-928 МГц и 2400-2483,5 МГц и использующие сигналы с расширенным спектром, или, как их называют, шумоподобные сигналы (ШПС).

До сих пор сети RLAN развивались, в основном, в диапазоне 2,4-2,4835 ГГц, который в настоящее время оказался перегружен. В дальнейшем нецелесообразно расширять существующие локальные сети связи этой технологии.

Целесообразно применять для ЛВС перспективные технологии HIPERLAN, в которой используются диапазоны частот 5.2; 5.3; 5.775 ГГц и 17.2 ГГц, а также оборудование широкополосного доступа технологии HIPERAССESS, работающие в диапазоне 40 ГГц, которое должно появиться в 2000-2005гг. Для обеспечения возможности применения этих технологий в России необходимо провести системные исследования, в том числе и связанные с выделением для них частотного ресурса.

Весьма перспективна для создания широкополосных локальных сетей связи технология Bluetooth. Использование этой технологии не требует лицензирования. Целесообразно провести исследования возможностей ее внедрения в России.



Телевизионные распределительные системы (MMDS, LMDS, MVDS). Распределительные системы телевидения аналоговой технологии MMDS (Multichannel Multipoint Distribution Systems) широко используются в США в диапазоне частот 2,5 ГГц. В России ГКРЧ допускает использование диапазона 2,5 ГГц для аналоговой технологии MMDS. Таких систем в России появилось достаточно много. Полоса частот, в которой они работают, позволяет организовать всего 24 канала. Эта аналоговая технология в недалеком будущем может оказаться устаревшей. Кроме того, в настоящее время эта полоса рассматривается как полоса расширения для систем подвижной связи 3-го поколения. Поэтому в крупных городах данную систему развивать нецелесообразно.

Перспективными для крупных городов являются цифровые распределительные системы телевидения технологии MVDS (Multipoint Video Distribution Systems), которые работают в диапазоне частот 40,5-43,5 ГГц. Именно их целесообразно развивать в России.

Аналогичные распределительные системы телевидения американской технологии LMDS (Local Multipoint Distribution Systems) работают в диапазоне 28 ГГц, который в Европе не выделен для телевизионных распределительных систем. Хотя на такие системы в России были выданы лицензии, в будущем их развивать нецелесообразно.

Представляется целесообразным разработка Концепции развития в России радиорелейной связи и широкополосного мультимедийного радиодоступа с учетом радиорелейных систем высокой плотности.


5. Спутниковая связь и вещание

Развитие спутниковой связи и вещания происходит в русле развития наземных систем связи и вещания и следует по пути внедрения новых технологий цифрового телевидения и звукового вещания, широкополосного Интернета, подвижной спутниковой связи, в том числе с передачей данных.

В то же время внедрение новых спутниковых технологий должно способствовать решению общих проблем связи для народного хозяйства - повышения качества и надежности магистральных и зоновых связей и увеличение числа каналов местной связи.

Внедрение цифрового телевидения. Спутниковые системы остаются, как и ранее, в ВСС России основным средством распределения телевизионных и звуковых программ на большие расстояния. На базе новых технологий – внедрения цифрового телевидения по стандартам MPEG-2-DVB-S - станут возможными не только сокращение затрат на пропускные способности стволов (полосы и мощности), повышение количества и качества передаваемых программ, но и принципиальные изменения, как и в наземных системах связи, характера подачи информации. ВСС будет строиться на базе двух сетей – транспортной и доступа. В транспортной сети будут передаваться в едином цифровом потоке все виды информации, а с помощью сети доступа будет обеспечено выделение для пользователей соответствующей информации. Цифровизация сетей подачи и вещания телевидения, в том числе спутникового, позволит в одном потоке передавать сигналы видеоизображений , звукового сопровождения и вещания, данных, в том числе Интернета. В настоящее время должны быть решены проблемы финансирования перехода на цифровое ТВ при распределении, а также вещании государственных и региональных программ, проблемы разработки отечественных спутниковых цифровых приемников ТВ, проблемы разработки методов и аппаратуры измерений качества каналов и сигналов цифрового ТВ.

Построение сетей спутникового цифрового телевещания вполне реализуемо на базе современных космических аппаратов, которые вошли в эксплуатацию в середине 2000 года – два КА (космических аппарата) Экспресс–А, или ранее запущенных на орбиту КА LMI-1 и КА Ямал. Их технические характеристики позволяют максимально использовать их пропускные способности для передачи нескольких программ цифрового ТВ на одной несущей..

Спутниковые средства продолжают оставаться эффективным средством связи с удаленными и труднодоступными районами или там, где надо быстро организовать связь, для резервирования наземных линий связи в ВСС. Достижения последних лет – повышение чувствительности входных устройство космических и земных станций, снижение массо – габаритных показателей, сокращение избыточности передаваемых сигналов с соответствующим сокращением занимаемой полосы, цифровизация сетей, повышение эффективной изотропно излучаемой мощности космических аппаратов, позволяют удешевить земные станции и сделать их более массовыми.

В этой связи проблема более широкого внедрения малых земных станций, в том числе VSAT (Very Small Aperture Terminal) с диаметрами антенны менее 3,8 м, встает все более остро.



Внедрение VSAT-технологий в России. На базе VSAT-технологий в России обеспечивается как предоставление обычных услуг (телефон, передача факсимильных сообщений и данных), так и интенсивно развивающихся новых видов услуг с интерактивным режимом связи. Такие услуги включают:

 высокоскоростной доступ к сети Интернет, услуги мультимедиа (видео по запросу (интерактивное телевидение), прием изображений полос газет, новостей, прием программ телевизионного и звукового вещания на компьютеры),

 домашний офис, компьютерная телефония, видеотелефония,

 медицина (биологический мониторинг здоровья абонентов) и другие виды услуг.

Рекомендации по внедрению VSAT-технологий в России включают три основных аспекта:

1) развитие космического сегмента (разработка и ввод в действие спутников связи нового поколения с характеристиками, учитывающими особенности работы терминалов VSAT – соответствующие диапазоны частот и эффективные изотропно излучаемые мощности),

2) развитие земного сегмента (производство современных терминалов VSAT),

3) развитие нормативно-правовой базы (НПБ) регулирования использования сетей с терминалами VSAT с целью его упрощения.

Совершенствование НПБ, по сравнению с решением первых двух указанных проблем, требует минимальных затрат и дает быстрый эффект, т.е. степень влияния НПБ на развитие инфраструктуры связи России несоизмеримо выше уровня затрат на ее совершенствование. Поэтому государственная политика, отражаемая в нормативно-технических требованиях, должна стимулировать развитие применения новых технологий в области связи.

Основными рекомендациями по совершенствованию НПБ применительно к VSAT-технологиям являются:



  • проведение подготовительных работ по постепенной реализации Решения Европейского комитета радиосвязи (ERC) об освобождении от индивидуального лицензирования малых земных станций спутниковой связи типа VSAT, работающих в определенных полосах частот (в этом направлении в России сделаны первые шаги и принято Решение ГКРЧ от 25.09.2000 года об упрощении действующих разрешительных процедур по вводу в эксплуатацию станций типа VSAT, работающих через КА типа «Экспресс» с точками стояния на геостационарной орбите 53, 80 и 103 в.д. в полосах частот двух стволов в диапазонах 14,0 –14,5 и 11,5- 11,75 ГГц);

  • реализация Решения ГКЭС “О совершенствовании нормативно-правового обеспечения развития спутниковых телекоммуникаций на территории Российской Федерации, построенных по технологии VSAT на базе малых и больших земных станций”;

  • совершенствование лицензионной деятельности по предоставлению услуг связи; - постепенное внедрение в России положений Директивы 1999/ЕС европейского парламента и совета от 9.03.1999, касающейся положений по регулированию использования в странах европейского сообщества оборудования радио и электросвязи (в том числе и на базе VSAT-технологий), взаимного признания сертификатов, размещения на рынке и свободного перемещения и др.

Спутниковый Интернет. В перспективе при благоприятной экономической ситуации и значительном снижении стоимости земных станций для приема информации из сети Интернет и, возможно, запроса с земных станций ожидаемые потребности в спутниковых ресурсах для передачи новых видов информации, включая передачу информации из сети Интернет, могут составить в России порядка 30% от суммарной емкости всех спутниковых каналов фиксированной спутниковой службы на 2005 год (по данным Программы развития системы спутниковой связи и вещания Российской Федерации до 2005 года - “Программы Россия”, редакция 1999 г.).

Для ускорения развития инфраструктуры сети Интернет во всех регионах России, включая отдаленные и малонаселенные области, необходимо организовать спутниковые каналы с использованием малых земных станций спутниковой связи. Увеличение пропускной способности сети Интернет в России возможно путем внедрения спутниковых каналов со скоростями передачи информации 512-2048 кбит/с и более.

Темпы роста сетей спутниковой связи в России сдерживаются несколькими факторами:


  • неблагоприятной экономической ситуацией в стране;

  • отсутствием отечественного производства современных станций спутниковой связи;

  • высокой стоимостью аренды стволов КА;

  • сложностью и высокими ценами за получение необходимых лицензий и других разрешительных документов на ввод ЗС в эксплуатацию.

Спутниковая подвижная связь. Следующие направления развития спутниковой подвижной связи в России для народного хозяйства и государственных структур являются основными:

  • развитие подвижной связи на базе стволов диапазона L на космических аппаратах типа «Горизонт» и новых космических аппаратах типа «Экспресс-А» (четвертый КА данного типа) и серии КА «Экспресс-АМ» с модернизацией базовых станций и абонентских терминалов;

  • развитие подвижной спутниковой связи на базе Российского сегмента системы Глобальной персональной подвижной спутниковой связи «Глобалстар» .

В настоящее время Россия также имеет около 7,5 тысяч пользователей системы Инмарсат.

Проводятся работы по изучению необходимости, экономической целесообразности, технической реализуемости построения региональной системы подвижной спутниковой связи на базе эллиптических спутников, охватывающей северные территории, персональной подвижной системы связи на базе геостационарных спутников.

Рекомендуется производство оборудования и терминалов для сетей подвижной связи L-диапазона, российского сегмента системы «Глобалстар», а также «Инмарсат» организовать на существующих российских предприятиях, модернизированных с помощью зарубежных фирм в соответствии с требованиями этих технологий, или на заводах, построенных в России в кооперации с зарубежными фирмами.

Целесообразно подвижную спутниковую связь в ближайшие годы развивать на базе перспективных систем 3-го поколений, в которых будет обеспечена высокоскоростная передача данных и пакетная коммутация сообщений.



Планирование частотно-орбитальных присвоений. Российским специалистам целесообразно участвовать в международной работе по планированию частотно - орбитальных присвоений для радиовещательной и фиксированной служб. Рациональное планирование позволит обеспечить сбалансированный доступ к частотно - орбитальным ресурсам всех служб, совместно использующих координационные и плановые полосы на первичной основе.

В настоящее время развитие спутниковой связи сдерживается из-за дефицита частотно-орбитального ресурса в уже освоенных диапазонах частот 6/4 и 14/12 ГГц. Целесообразно выполнить комплекс работ, направленных на освоение новых частотных диапазонов, в частности, диапазонов 30/20 ГГц. Это позволит развивать новые виды широкополосных услуг (Интернета и пр.).



Целесообразно участие России в глобальных проектах развития фиксированной спутниковой службы на базе негеостационарных спутниковых систем типа «Теледесик» по мере построения и развития данных систем.
6. Выводы
Реализация разработанных рекомендаций по развитию в России перспективных технологий радиосвязи и вещания требует принятия в ближайшее время ряда важных правительственных решений. Для их реализации необходимо выполнение большого комплекса исследовательских работ специалистами Минсвязи, Минобороны и других ведомств. Первоочередными задачами являются:

  • Коренная переработка перспективного плана использования радиочастотного спектра в Российской Федерации, который должен быть в перспективе приведен, с учетом упомянутого выше Постановления Правительства РФ от 26 мая 2000г. № 413, в соответствие с Регламентом радиосвязи и с общеевропейской таблицей распределения полос частот между радиослужбами. Этот план был разработан более 6 лет назад и в настоящее время совершенно не соответствует тому огромному прогрессу, который достигнут за прошедшие годы в развитии новых радиотехнологий.

  • Разработка и принятие государственного ориентировочного плана-графика внедрения в России перспективных технологий, который должен учитывать соответствующие Решения СЕРТ и включать вопросы, связанные с высвобождением для них частотного ресурса и разработкой пакета нормативно-правовых документов, касающихся использования РЧС, лицензирования операторской деятельности, вопросов сертификации и т.п. Такой план -график служил бы ориентиром для всех ведомств, от которых зависит решение многочисленных и весьма сложных вопросов, определяющих перспективы развития в стране радиосвязи и вещания.

  • Утверждение и реализация Правительственной Программы межведомственных исследовательских работ на период до 2003г., направленных на выполнение плана-графика внедрения в России перспективных технологий.

  • Принятие государственных решений о прекращении в недалекой перспективе использования в России устаревших технологий и высвобождении частотного ресурса для быстрейшего внедрения в России новых технологий радиосвязи и вещания.




База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница