|
Число и цифра 3
|
Скачать 97.17 Kb.
Дата |
22.09.2016 |
Размер |
97.17 Kb. |
|
Тема урока: Число и цифра 3
Тип урока: введение нового знания.
Цели:
-
Познакомить детей с числом и цифрой 3: соотносить число и цифру, определять состав числа 3, место в числовом ряду, научить писать цифру 3, находить число 3 в окружающем мире.
-
Закрепить значение о числах 1,2.
-
Развивать логическое мышление, воображение, умение сравнивать, анализировать, классифицировать.
-
Формирование положительной мотивации через ситуации успеха.
-
Развивать познавательный интерес к математике, математический кругозор, первичные навыки самооценки и самоконтроля.
-
Дать возможность детям быть активными участниками целеполагания.
-
Развивать речь учащихся через организацию диалогического общения.
-
Включать детей в разрешение учебных проблемных ситуаций для развития их логического мышления.
-
Поддержать внимание учащихся через смену видов деятельности.
-
Способствовать воспитанию навыков коммуникативности и взаимопомощи.
-
Способствовать воспитанию интереса к математике.
Оборудование:
-
компьютер;
-
мультимедийная установка;
-
учебник, Моро М.И. Математика, 1 класс
-
рабочая тетрадь;
-
карточки с цифрами;
-
математические «веера» с числами от 1 до 10 у учащихся;
-
счётные палочки у учащихся.
Форму урока составляют современные структурные компоненты. Организационный момент носит мобилизирующий характер, способствует быстрому включению учащихся в деятельность. Устный счёт включает разноплановые задания, доступные каждому ученику класса. Таким образом, дети окажутся в ситуации успеха. На этапе изучения нового материала работа построена так, что тему и цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, становясь активными участниками целеполагания. В уроке используется план изучения числа, который поможет учащимся учиться по предложенному алгоритму. Впоследствии такая работа будет проводиться и с другими числами. Содержание пунктов плана может меняться.
Для реализации поставленных целей мною были использованы технология деятельного подхода. Поскольку урок проводится в сентябре, в период адаптации первоклассников, перехода от игровой деятельности к учебной, мною используются занимательный материал, элементы моделирования, связь с жизнью, опора на личный опыт, использование яркой наглядности с помощью мультимедийной установки, дидактическое пособие «Спектра» – «Математические кораблики». В структуру урока также встроен этап здоровьесберегающей технологии: физкультминутки, частная смена видов деятельности. Время на уроке распределено рационально, «связки» между этапами логичны. Использовалась индивидуальная и парная работа.
Урок разработан с учётом требований ФГОС второго поколения.
Сценарий урока.
Этапы
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Комментарии (Формулируемые УУД)
|
I.
Оргмомент
|
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, организация внимания школьников.
|
Приветствие учителя, настрой на урок.
|
Быстрое включение учащихся в деятельность, полная готовность класса к уроку.
|
Диалог «Учитель – Дети»
Голова? – Думает.
Глаза? – Смотрят.
Уши? – Слушают.
Спина? – Прямая.
|
II. Ситуация успеха
а) устный счёт.
б) самостоятельная работа.
в) динамическая пауза.
|
Учитель предлагает учащимся сосчитать:
– от 1 до 10 и обратно
– от 1 до 10 через один
Учитель предлагает учащимся назвать:
– числа следующие за числом 1,2
– числа, которые стоят перед числом 2,3
Учитель предлагает рассказать, как образовалось число 2.
Учитель предлагает учащимся приготовить математические «веера» и решить весёлые задачи.
(приложение1)
Сейчас вы в своих заданиях – карточках увидите зайчишку, который убежал.
Он очень просит помочь его друзьям найти нужную цифру. Один или два? Раскрась нужную карточку.
(приложение 2)
Проверка: какие цифры закрасили, назовите по порядку.
(на доске проверка)
а) Для глаз «Зорки глазки». Глазами напишите цифру 1 и 2.
«Охота глазками». Двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз и наоборот.
б) Для активизации мозговых центров «Глажу носик». Потереть носик ладошкой влево – 3 раза, вправо – 3 раза.
(учитель считает)
|
Счёт детей хором от 1 до 10 и обратно.
Счёт 1, хлопок, 3, хлопок…
За числом 1 следует число 2; за числом 2 следует число 3.
Перед числом 2 стоит число 1; перед числом 3 стоит число 2.
К 1 добавили 1, получили 2.
Математический «веер» с цифрой 2.
Математический «веер» с цифрой 1.
Учащиеся раскрашивают карточку с цифрой, соответствующей количеству изображённых предметов.
Самопроверка (2,1,2,1)
Учащиеся выполняют упражнения.
|
Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 и обратно.
Коммуникативные Учить ребёнка слышать и слушать.
Определять место числа 1,2 в последовательности чисел от 1 до 10.
Образовывать следующее число прибавлением 1 к предыдущему.
Пропедевтика понятия задача, умения решать задачи на нахождение суммы и остатка.
Соотносить цифру и число.
Регулятивные.
Учить ребёнка адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку.
Мышечное и эмоциональное расслабление.
|
III. Постановка проблемы.
|
Использование мультимедийной установки.
(приложение 3, презентация)
На экране изображение 3 групп по 3 фрукта и 1 группа по 2 фрукта.
– Как одним словом назвать предметы, которые вы видите.
– Рассмотри группы предметов и найди лишнюю группу.
(приложение 4)
На экране изображение 3 групп по 3 фрукта.
- Сколько фруктов на каждой тарелке?
Учитель предлагает учащимся сформулировать тему и цель урока.
– какая тема урока.
- что мы хотим узнать на сегодняшнем уроке?
– Что вы хотели бы узнать о числе 3?
|
– Это фрукты.
– Яблок 3, киви 3, груш 3, персиков 2.
Лишняя группа – это 2 персика.
– Тема нашего урока число и цифра 3.
– Цель урока, как можно больше узнать о цифре 3.
Учащиеся высказывают свои мнения.
|
Познавательные Формирование умения анализа и синтеза.
Сравнение и группировка множеств предметов.
Регулятивные Определение цели деятельности на уроке.
|
IV. Поиск путей решения.
|
Учитель предлагает изучать число 3 по плану.
Расскажите о числе 3 по плану. ( читающие дети читают план)
(приложение 5)
|
|
Регулятивные.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
|
V. Решение поставленной задачи.
Физминутка
Работа в тетрадях.
Работа по учебнику.
Работа в парах.
Работа по учебнику.
|
1. Начинаем работу по каждому пункту плану. Число 3 вокруг нас. Как вы это понимаете?
2. Как связаны книги и число
3. Какие сказки и произведения с числом 3 вы знаете?
3. Образование числа 3, его состав. Дидактическое пособие «Спектра» – «Математические кораблики»
Работа в парах.
– Вам необходимо определить как образовать число 3. Закрасьте в вагончиках кружочки красным и синим карандашом в разных вагончиках так, чтобы получилось закрашено 3т кружочка разными способами.
Сколько способов образования числа 3 у вас получилось?
Кто закончил работу показывает зеленый сигнал светофора.
– У кого получился 1 способ? 2 способа? 3 способа?
Расскажи!
Итак, назовите состав числа 3, как вы его образовали?
учитель показывает цифрами на доске.
– Зачем нам эти знания?
Учитель демонстрирует. (приложение 6)
– Откройте тетради на с.10 и вы увидите собачек, которым мы кивали.
– Раскрась столько кружков, сколько собачек.
– Обозначьте с помощью
Посмотрите на план.
– Чему мы на уроке ещё не научились?
На что похожа цифра 3?
В.Данько так описал цифру 3.
(приложение 7)
Показ образа на доске и объяснение учителя.
(электронное приложение)
( приложение 8)
Сначала пишется верхний правый полуовал, а затем нижний. Начинают писать верхний полуовал ниже середины верхней стороны клетки, ведут вверх, закругляют вниз и немного не доводя до середины клетки пишут нижний полуовал.
– Попробуйте написать цифру 3 в воздухе.
– Обведите образцы в тетради и напишите 3 цифры.
Подчеркните цифру, которая у вас получилась лучше всего и напишите цифру 3 до конца.
– Зачем надо научиться писать цифру 3?
– Расположите цифру 3 в числовом ряду.
– Назовите число, предшествующее числу 3, следующее за ним, соседей числа 3.
– Посмотрите на план. Назовите пятый пункт плана.
– Что интересного о числе 3 знаете вы?
Оказывается, число 3–магическое, о чём много лет считалось пределом счёта, совершенством, символом полноты дома, символом таланта.
Назовите геометрическую фигуру, у которой 3 стороны? Почему она так называется?
Рассмотрите треугольники на стр.27.
Сравните треугольники.
Дети 1 варианта расскажут, каких треугольников больше и на сколько, а дети 2 варианта каких треугольников меньше и на сколько?
Кто справился с заданием зеленый сигнал светофора
– Посмотрите на монеты на полях стр.26. Какие это монеты?
– Представьте такую ситуацию: вам нужно купить тетрадь за 3 руб. Какие монеты вы наберёте, чтобы расплатиться за покупку.
– Заселим математические домики.
(приложение 9)
|
1. Я родился 3…
2. Я живу в квартире № 3.
3. Флаг России трёхцветный.
4. В нашем классе 3 ряда парт, 3 ряда светильников.
5. В светофоре 3 цвета.
Мы все знаем сказки «Три медведя», «Три поросёнка», «Три богатыря». «Три брата». В сказках используется приём троекратного повторения.
Учащиеся работают с дидактическим пособием.
Чтобы получить число 3 необходимо к 1 добавить 1 и ещё 1. (I способ).
Чтобы получить число 3 необходимо к 2 синим добавить 1 красную (II способ). Чтобы получить число 3 необходимо к 1 синему добавить 2 красные (III способ).
Самопроверка на доске.
К 1 прибавили один и еще один.
-к двум прибавили два.
Дети пытаются ответить, им помогает учитель.
Нам нужны эти знания, чтобы уметь образовывать следующее число, знать его место в ряду чисел, научиться прибавлять и вычитать число 3.
Учащиеся выполняют упражнения.
Ребята раскрашивают 3 кружка.
Писать цифру 3.
Цифра 3 похожа на 2 луны, на 2 полукруга, на выгнутую змейку, на букву З.
Учащиеся работают под руководством учителя.
Записать примеры, заполнить квитанцию….
Ученик располагает цифру 3 в числовом ряду. Учащиеся рассказывают о числе по вопросам учителя.
Немного интересного.
Учащиеся рассказывают из личного опыта.
-треугольник.
– У треугольника три сторон и угла.
– Учащиеся 1 варианта рассказывают: синих треугольников больше на 1, зелёных больше, чем красного на 1. 3 больше, чем 2, 2 больше, чем 1.
2 вариант – наоборот.
– 3 монеты по 1 руб. и 1 монета 2 руб.
– Я возьму 2 руб.и 1 руб. или 1 руб., 1 руб. и 1руб.
Учащиеся показывают знания состав числа 3.
|
Коммуникативные Слушание и понимание речи других. Умение оформлять свою мысль в устной речи.
Межпредметная связь.
Предметные. Образовывать число 3 тремя способами. Коммуникативные. Умение работать в паре, договориться друг с другом.
Регулятивные.
Формирование учебной мотивации.
Мышечное расслабление.
Соотносить две группы предметов.
Соотносить число и цифру.
Коммуникативные.
Слушание и понимание речи других. Умение оформлять свою мысль в устной речи.
Предметные.
Писать цифру 3.
Регулятивные. Формиртвание учебной мотивации.
Определять место числа 3 в числовой последовательности.
Моделировать.
Предметные.
Сравнивать 3 группы предметов.
Коммуникативные.
Умение работать в паре.
Образовывать число 3.
Связь с жизнью.
Регулятивные.
Умение самостоятельно действовать по алгоритму.
|
VI. Итог урока. Рефлексия.
|
– Посмотрите на план и скажите, какова цель нашего урока?
О чём бы вам хотелось рассказать дома?
– Оцените, как вы поняли новый материал с помощью «Светофора» (приложение 10)
|
– Узнать как можно больше о числе 3, о его составе, о месте в числовом ряду, научиться писать цифру 3.
|
Познавательные.
Анализ деятельности на уроке.
Регулятивные.
Оценивание детьми собственной деятельности; определение позиции ученика.
|
|
|
|