Что делать, если… пристаёт незнакомый человек




Скачать 145.74 Kb.
Дата24.09.2016
Размер145.74 Kb.
ТЕМА: ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ… ПРИСТАЁТ НЕЗНАКОМЫЙ ЧЕЛОВЕК
Наверное, нет на свете ни одного мальчика или девочки, которым взрослые не говорили бы: Никогда никуда ни за что не ходи с чужим человеком!

И всё-таки время от времени случается так, что ребёнка куда-то уводит или увозит чужой человек, и потом этого ребёнка никогда не находят или находят уже покалеченным, а то и убитым. Этих детей не крадут из кроваток ночью. И не отнимают у родителей силой. Их уводят прямо с улицы среди бела дня. Им просто говорят: «Пойдём, я покажу тебе котёнка» или «Хочешь, угощу мороженым» — и ребёнок сам даёт чужому дяде руку и идёт с ним. Он думает в этот момент о котёнке и о мороженом, а вовсе не о том, что говорили родители про никуда, никогда и ни за что. И оказывается в полной власти злодея.


Да, взрослые много чего такого говорят и не разрешают. Иногда если не очень-то послушаешься, то ничего страшного и не произойдёт. Вовсе не обязательно ты заболеешь, если выскочишь на улицу без шапки. Совсем ничего не случится, если съесть пару лишних конфет. И даже глаза от компьютера очень даже может быть, что и не испортятся. Но некоторые правила, которые слышишь от взрослых, особые. К ним надо относиться очень серьезно. И никогда не пробовать проверить, а что будет, если не послушаться. Про чужого человека — как раз такое правило.
Если ты уже достаточно большой, чтобы гулять во дворе или ходить в магазин и в школу без взрослых, значит, можешь понять: на свете бывают по-настоящему плохие люди. Редко, но они встречаются. Они никого не любят и никого не жалеют. Тебе не удастся их уговорить не обижать тебя, не получится разжалобить слезами. Они не передумают и не исправятся. С ними просто нельзя оставаться один на один. При этом выглядят такие люди совершенно не как Бармалей или Фредди Крюгер. Обычно выглядят. Они могут улыбаться. Говорить ласковым голосом. Они могут протягивать конфету. Они могут попросить помочь. Ты ни за что не отличишь по виду злодея от обычного человека. ПОЭТОМУ ПРАВИЛО ЗВУЧИТ ИМЕННО ТАК: НИКОГДА НИКУДА НИ ЗА ЧТО. Даже с самым симпатичным, очень добрым и безопасным на вид человеком. Даже на минутку. Даже недалеко. Даже если очень интересно. Ещё раз: никуда никогда ни за что.

Злодеи могут быть очень хитрыми. Они могут сказать:

«Помоги мне найти больницу, давай ты сядешь в машину и покажешь мне дорогу»

«Помоги мне открыть дверь в подъезд, я не знаю кода»

«Ты же добрый мальчик, донеси мне сумку до машины, мне очень тяжело»

«Там застрял птенец, давай я тебя подсажу и ты достанешь»

«Пойдем в магазин, ты поможешь мне выбрать игрушку для моего сына»

«Хочешь сниматься в кино?»

«Там за гаражом лежит мобильник, это не ты потерял?»

И даже: «Твоей маме плохо, идем скорей!»


НА ЛЮБЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ КУДА-ТО ПОЙТИ С ЧУЖИМ ЧЕЛОВЕКОМ НУЖНО ТВЁРДО ОТВЕЧАТЬ НЕТ И СРАЗУ ЖЕ УХОДИТЬ ТУДА, ГДЕ ЕСТЬ ДРУГИЕ ЛЮДИ. Если человек, который тебя позвал, не злодей, он не обидится на твой отказ и не будет настаивать.

Ни в коем случае нельзя:

Садиться в машину к незнакомому человеку

Заходить вместе с ним в подъезд

Заходить за гаражи, в тёмные углы, в подвал
Не думай о том, что будешь выглядеть невежливо. Нормальный взрослый тебя поймёт и даже будет рад, что ты такой разумный. Просто скажи: «Мама не разрешает мне ездить в лифте с незнакомыми. Я поеду отдельно». А лучше дождись кого-то из соседей, кого ты знаешь.

Иногда злодей ведёт себя очень нагло, он хватает тебя за руку или за плечо прямо на улице и делает вид, что он твой знакомый или даже родитель. Он может кричать: «Немедленно иди домой, я сказал!» или страшно шипеть тебе в ухо: «Иди за мной и не вздумай сопротивляться, иначе будет плохо». Он может пытаться усадить тебя в свою машину. В этот момент бывает очень страшно, тут-то и таится главная опасность. От страха некоторые дети теряют голос, у них дрожат коленки, и они покорно делают всё, что им велят. Не теряй головы! Помни: это — особый случай!



Все правила вежливости отменяются!

Ты не просто можешь, а ты должен:

орать,

кусаться,

лягаться,

царапаться

и вообще привлекать внимание любым способом. Злодею нужно, чтобы всё прошло тихо и незаметно. Если ты будешь сопротивляться, поднимешь шум, если вас увидят другие люди — считай, что ты уже спасён. Злодей, скорее всего, просто бросится наутёк и от тебя отстанет. Или растеряется, и ты сможешь вырваться и убежать. Конечно, это непросто. Особенно очень послушным детям трудно, которые и представить себе не могут, как это — не сделать того, что взрослый велит. Но ты должен! Как бы тебе ни было страшно, как бы ни было непривычно и трудно грубо вести себя со взрослым. Соберись и действуй!

ВАЖНО! ОРАТЬ НУЖНО С УМОМ. Если ты будешь просто кричать: «нет, не хочу, отстань», — люди вокруг могут подумать, что это и правда твой папа, который разозлился, что ты не пришёл вовремя домой.

Кричать нужно так:

«Я ВАС НЕ ЗНАЮ!

Я НИКУДА С ВАМИ НЕ ПОЙДУ!»…

Если поблизости есть люди, проси помощи, обращайся прямо к ним, кричи: «Я НЕ ЗНАЮ ЕГО! ОН ХОЧЕТ МЕНЯ УВЕСТИ, ПОМОГИТЕ!».
ВСЁ ТО ЖЕ САМОЕ ВАЖНО ПОМНИТЬ, ЕСЛИ УВОДЯТ НЕ ТЕБЯ, А ДРУГОГО РЕБЁНКА. Очень часто после пропажи мальчика или девочки выясняется, что его друзья видели, как чужой человек его уводит, но испугались или, наоборот, ничего не заподозрили. А рассказали обо всём взрослым только потом, когда уже много времени прошло. Так нельзя!

Если в этот момент поблизости совсем нет взрослых, а твоего друга кто-то куда-то повёл, не ходи за ними, а со всех ног беги туда, где есть взрослые: в ближайший магазин, во двор, где сидят старушки, на детскую площадку, где гуляют мамы, на остановку автобуса. Не теряй времени на то, чтобы найти знакомых взрослых или своих родителей, — хватай любого и быстро, но чётко говори, что случилось: «Мою подругу увёл незнакомый человек. Они пошли туда, в парк.

Позвоните в полицию!». Если тебе показалось, что взрослый не знает, что делать, ищи другого. Если твоего приятеля посадили в машину, главное — соберись и запомни её цвет, марку, номер. Тверди его постоянно, пока добежишь до взрослых, а то от страха всё быстро вылетает из головы. Помни: если действовать быстро, ребёнка всегда можно спасти.

Самые плохие случаи — когда поблизости никого нет. Тогда злодей может схватить тебя силой, несмотря на крики, или даже достать нож. Тут уж мало что можно сделать. ПОЭТОМУ В ТАКИХ МЕСТАХ, ГДЕ НИКОГО НЕТ, ЛУЧШЕ ПРОСТО НЕ БЫВАТЬ. Не надо играть:

на пустырях

за гаражами

в подвалах

на чердаках

в заброшенных зданиях

в дальних углах парков

на стройках


Если ты гуляешь один, без родителей, убедись, что в каждый момент в поле зрения есть люди, до которых в случае чего можно добежать или докричаться. Не гуляй один, держитесь компанией. Злодеи всегда стараются выбирать одиночек. В последнее время преступники часто ищут своих жертв в Интернете. Дети общаются на форумах, знакомятся. Там ведь не проверишь, действительно ли с тобой переписывается девочка Катя десяти лет или это взрослый и плохой человек. И некоторые ребята по глупости сообщают собеседникам на форумах телефон, свой адрес, свою фамилию, посылают фотографии, рассказывают, когда и где любят гулять. И когда на улице к ним подходит чужой человек, он называет их по имени и говорит, что он старый друг их родителей. Ведь он всё знает: и как маму зовут, и в каком доме ты живёшь. Как тут не поверить? Или даже просто назначает встречу в безлюдном месте: «Я девочка Катя, приходи, поиграем вместе». Ребёнок приходит — а там совсем не Катя и не девочка…

Поэтому важно помнить: если ты общаешься на форумах, никогда не называй своей фамилии, телефона, адреса. Пользуйся ником. Не сообщай, где обычно гуляешь. Не вывешивай без необходимости свои фотографии. Если делаешь это, подчеркни, что тебе разрешили родители (и на самом деле у них спроси). Если друг по Интернету предлагает обменяться телефонами, отвечай: «Хорошо, но только если разрешит мама». Помни: злодеи не терпят внимания со стороны взрослых. Если они понимают, что родители в курсе, обычно сразу прекращают общаться. И ни за что не ходи на встречи с интернет-знакомыми без родителей. Если кто-то тебе предлагает такую встречу, особенно если после твоего отказа он уговаривает, настаивает, угрожает, пытается тебя поддеть («Ты что, маленький, боишься?»), немедленно сообщи взрослым. Возможно, это очень опасный человек, который может причинить вред другим детям. О нём нужно сообщить в полицию. Эта глава — страшная, не спорим. Может быть, после неё тебе будет казаться, что вокруг одни злодеи и они только и ждут, чтобы тебя утащить. Но это не так. Злодеи встречаются очень редко. И не попасться к ним в лапы очень просто — нужно лишь твёрдо помнить всё, что здесь написано. Здесь как раз тот случай, когда важнее всего быть готовым. А это значит:

не гулять в безлюдных местах одному,

никуда никогда ни за что не ходить с чужими людьми,

не садиться в чужие машины,

не заходить с чужим человеком в подъезд или лифт,

не писать о себе слишком много в Интернете и не встречаться одному с Интернет-знакомыми.
НЕ ТЕРЯТЬ ГОЛОВЫ, НЕ БОЯТЬСЯ, А ГРОМКО ПРОСИ ПОМОЩИ!!!!

Игра 1."Большое и маленькое "Нет".

(по мотивам сказки Гизелы Браун)

Ситуация к проигрыванию:

Маленькое "нет" сидит на скамейке и ест шоколадку. Оно действительно очень маленькое, по-настоящему крохотное и совсем тихое.

Тут подходит большая толстая женщина и спрашивает: "Могу я сесть рядом с тобой?" Маленькое "нет" тихо шепчет: "Нет. Мне было бы лучше побыть одному". Большая толстая женщина даже не услышала его и села на скамейку.

Тут подходит мальчишка и спрашивает: "Могу ли я получить твою шоколадку?" Маленькое "нет" опять тихо шепчет: "Нет, я бы охотно съел ее сам". Но мальчишка также не услышал, забрал у маленького "нет" шоколадку и начал есть.

Затем подошел мужчина, который уже раньше часто видел маленькое "нет" в парке, и сказал: "Привет, Малыш! Ты очень симпатичный. Я могу тебя поцеловать?" Маленькое "нет" в третий раз прошептало: «Нет, я не хочу твоего поцелуя». Но мужчина, кажется, тоже не понял, подошел к маленькому "нет" и собрался его поцеловать.

Тут, наконец, терпение маленького "нет" лопнуло. Оно встало, вытянулось в высоту и во весь голос закричало: "НЕ-Е-ЕТ!" и еще раз: " НЕТ! НЕТ! НЕТ! Я хочу один сидеть на моей скамейке, я хочу мою шоколадку есть сам, и я не хочу целоваться. Сейчас же оставьте меня в покое!"

Большая толстая женщина, мальчишка и мужчина широко открыли глаза: "Почему же ты так не сказал сразу?" - и пошли дальше своей дорогой.

А кто сейчас сидит на скамейке? Нет, не маленькое "нет", а большое "НЕТ". Оно большое, сильное и громкое и оно думает: «Стало быть так. Если всегда тихо и нерешительно говорить "нет", люди этого не услышат. Нужно громко и отчетливо говорить "НЕТ"».

Так маленькое "нет" стало большим "НЕТ".


Цель - научить ребенка громко и уверенно говорить "Нет".
Роли: взрослые, подросток, ребенок.

Игровой материал: карточки с надписями, атрибуты и игрушки.


Игра 2."Незнакомец"

Ситуация к проигрыванию:

Вариант 1. На улице к ребенку подходит незнакомец и просит показать дорогу куда-либо.

Вариант 2. Во дворе к ребенку, играющему отдельно от детей, подходит старушка и просит помочь снять с дерева в соседнем дворе котенка.


Цели:

помочь ребенку уяснить, что ни с кем нельзя уходить никуда и никогда;

научить видеть те ситуации, когда можно оказать помощь незнакомому человеку (для детей младшего школьного возраста);

сформировать следующую модель поведения - при попытке похищения"кричать, бежать, рассказывать" (рассказывать другим взрослым, обязательно родителям);

познакомить с правилом "докладов" родителям о своем местонахождении.
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Незнакомец":

взрослый просит помочь ему посадить дерево, убрать мусор и т.д., то есть то, что не требует какого-либо удаления или уединения с ним. Тогда надо принять это правильно и оказать помощь. Возможно, это потребует участия других детей и будет происходить на виду у других людей. Обязательное правило: сообщить родителям о своем местонахождении.


Роли: незнакомец, 5-6 ребят, играющих во дворе.

Игровой материал: игрушки, карточки с надписями.


Игра 3."Один дома"

Ситуация к проигрыванию:

Ребенок один дома. Звонок в дверь.
Цель - сформировать безопасную стратегию поведения ребенка в данной ситуации: никогда и никому не открывать дверь, если он дома один.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Один дома":

проигрываются все возможные и вероятные ситуации, после которых еще раз уточняется, что дверь нельзя открывать даже знакомому, соседу, водопроводчику (даже если сосед хорошо знакомый, а водопроводчика вызывали на этот день). Далее детям предлагается вспомнить сказки, в которых герои оказывались в аналогичных ситуациях, и это привело к печальным последствиям. Рассматривание рисунков к сказкам.
Роли: взрослый (сосед, знакомый родителей, водопроводчик, милиционер, врач, незнакомец и т.д.) ребенок.

Игровой материал: различные атрибуты, рисунки к сказкам.


Игра 4."Телефонный звонок"

Ситуация к проигрыванию:

Ребенок один дома. Звонок по телефону.
Цель - научить ребенка безопасному общению по телефону. Развивать умение самостоятельно принимать решение, действовать уверенно.

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Телефонный звонок":

- рассмотреть случай, когда к телефону никто не подходит, это может означать, что в доме никого нет.

- рассмотреть случай, когда ребенку по телефону говорят непристойности;

- когда угрожают.
Роли: взрослый, ребенок.

Игровой материал: игрушечный телефон, рисунки по теме.


Игра 5."Подкуп"

Ситуация к проигрыванию:

Незнакомый человек предлагает ребенку какое-либо угощение, подарок.
Цель - выработать у ребенка безопасную стратегию поведения в данной ситуации: ничего не брать у незнакомца. При попытке похищения – "кричать, бежать, рассказывать".

Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Подкуп":

после каждого игрового момента обсуждение возможных последствий (угощение может быть отравлено, является подкупом, поводом для знакомства и т.д.). Предложить детям самим придумать возможные ситуации. Вспомнить аналогичные ситуации из жизни, из сказок. Организовать рассматривание рисунков по теме.

Роли: взрослый, дети.

Игровой материал: различные угощения, игрушки, рисунки к сказкам.
Игра 6."Машина"

Ситуация к проигрыванию:

Ребенок идет по улице. Недалеко от него останавливается машина.

Вариант 1: взрослый спрашивает у ребенка дорогу куда-либо;

Вариант 2: взрослый предлагает подвезти.
Цели:

выработать безопасную стратегию поведения у ребенка в данной ситуации:

нельзя подходить к краю дороги и приближаться к машине (Правило "Трех больших шагов");

не садиться в автомобиль;

твердо и уверенно отвечать отказом.
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Машина": рассмотреть и обсудить все возможные варианты этой ситуации в ходе анализа игры.

Если взрослый спрашивает дорогу куда-либо, можно посоветовать ему спросить об этом у кого-нибудь из взрослых, но строго соблюдать правило "Трех больших шагов".

Обязательно проиграть ситуацию, в которой ребенка приглашают сесть в машину друзья или знакомые родителей. Без предварительной договоренности с родителями или заранее оговоренного пароля, этого делать нельзя.

В ситуации "Вариант 2", обсудить возможные предлоги, с которыми взрослый может обратиться к ребенку.

Здесь главное правило: не садиться в машину никогда и ни под каким предлогом.

Обязательно проиграть ситуацию, когда водитель на машине преследует ребенка.

Правило: бежать в сторону, противоположную движению машины.
В конце проведения игрового занятия использовать упражнение на умение громко кричать. В игре использовать рисунки (рассматривание, обсуждение)
Роли: взрослый "за рулем автомобиля", ребенок.

Игровой материал: атрибуты к игре, рисунки.


Игра 7."Если потерялся"

Ситуация к проигрыванию:

Ребенок теряется в многолюдном месте (рынок, стадион, парк, в поездке и т.д.)
Цели:

научить ребенка обращаться за помощью к взрослым, уметь найти безопасного незнакомца (милиционер, продавец, кассир, водитель автобуса, троллейбуса и т.п.);

воспитывать чувство уверенности при общении с людьми, способными оказать помощь.
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Если потерялся": в процессе игры подвести ребенка к тому, что он должен быть настойчивым в поиске помощи (если не помогут в первый раз, обращаться во второй и третий). Во избежание подобных ситуаций можно предложить ребенку заранее договориться с родителями о том месте, где они будут ждать друг друга в случае, если ребенок потеряется. Помочь твердо запомнить следующее: незнакомые люди, к которым дети обращаются за помощью сами, гораздо безопаснее тех, которые первыми предлагают ее ребенку.
Роли: взрослые, ребенок, массовка - вся группа.

Игровой материал: карточки с надписями.


Игра 8." Защита"

Ситуация к проигрыванию:

Взрослый пытается затащить ребенка в подъезд (подворотню, на стройку и т.д.)
Цель - выработать безопасную стратегию поведения ребенка в данной ситуации, научить его не теряться, быть решительным и пытаться спасти себя.
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Защита": рекомендуются упражнения на умение громко кричать "Это не мой папа!", "Спасите!" и т.п. (выслушать предложения детей).

В данной ситуации дети могут кусаться, царапаться, драться, бороться.

Важно научить ребенка не сдаваться и продолжать придумывать новые попытки выйти из ситуации.

Проиграть ситуацию преследования незнакомцем. В этом случае можно юркнуть в "убежище", если оно рядом (в том случае, если преследующий отстал и не видит, куда может последовать ребенок), а если нет - бежать в ближайшее людное место. Если и этого нет - кричать как можно громче и пытаться спастись бегством. Предложить детям самим придумать дополнительные средства и способы защиты.


Роли: взрослый, ребенок.

Игровой материал: карточки с надписями.


Игра 9."Дорога домой"

Ситуация к проигрыванию:

Друг предлагает ребенку поздним вечером сократить дорогу домой, пройдя через пустырь или двор.
Цель - научить ребенка отказывать, говорить "Нет", учить относиться серьезно к подобным ситуациям и с уверенностью отстаивать свое мнение.
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Дорога домой": предложить для проигрывания различные ситуации, когда дети могут стать легкой добычей преступника. Попросить ребенка попробовать убедить друга не ходить опасным путем. Помочь ему понять, что отказ от подобного предложения является не трусостью, а разумным и безопасным поведением.
Роли: ребенок, его друг, взрослые.

Игровой материал: карточки с надписями.


Игра 10."Вымогательство"

Ситуация к проигрыванию:

Вариант 1. Ребенок идет с другом. По дороге к ним пристают трое старшеклассников и вымогают деньги.
Вариант 2. На улице незнакомец требует отдать ему украшения (у девочек - сережки, цепочка, кольцо и т.п.), деньги.
Цель - выработать у ребенка безопасную стратегию поведения в данной ситуации: отдать беспрекословно. Помочь понять, что такое поведение не является трусостью, что жизнь и здоровье - самое дорогое, что у них есть, и что главное - выйти из ситуации живым и здоровым.
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Вымогательство": проиграть ситуацию, когда вымогательством занимаются сверстники (можно оказать сопротивление, предварительно рассчитав свои силы).
Роли: взрослые, дети (сверстники).

Игровой материал: карточки с надписями, украшения, деньги.




Игра 11."Опасность"

Ситуации к проигрыванию:

Вариант 1. В квартире начался пожар.

Вариант 2. Ребенок в доме с одним из взрослых. Взрослому стало плохо.

Вариант 3. Ребенок в доме один. Кто-то пытается взломать дверь.

Вариант 4. Ребенок в доме один, ощущается запах газа.

Цель - выработать безопасную стратегию поведения в каждой из указанных ситуаций. Научить не теряться, хорошо ориентироваться в номерах телефонов служб, обязательно знать свой адрес, номер телефона, уметь открывать замок входной двери.
Обязательное дополнение к проигрыванию ситуации "Опасность": в ходе проигрывания обсуждать каждое действие ребенка и возможные последствия ситуации, выбирать наиболее удачные варианты поведения, выслушивать высказывания детей по каждому случаю и их предложения.
Роли: ребенок в различных ситуациях, взрослые.

Игровой материал: карточки с надписями.


К ролевым играм по безопасности "Моя безопасность" прилагаются методические рекомендации по их проведению.
Авторы: Козлова Г. Л. – социальный педагог Центра внешкольной работы Советского района г. Минска, член общественного объединения "Дети – не для насилия"; Пряхина М. В. – социальный педагог, член общественного объединения "Дети – не для насилия"; Мирейчик Л. Н. – психолог ЦВР Советского района, член общественного объединения "Дети – не для насилия".



База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница