Действия населения в чрезвычайных ситуациях (Пособие) киров




Скачать 0.94 Mb.
страница 1/5
Дата 10.10.2016
Размер 0.94 Mb.
  1   2   3   4   5


ДЕПАРТАМЕНТ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ И ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТДЕЛ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ И ОБУЧЕНИЯ

ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ В


ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
(Пособие)

КИРОВ


2007
Пособие освещает основные факторы опасности, правила поведения людей, способы самоспасения и взаимопомощи в чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера, а также меры по их предупреждению.

Оно может быть использовано в качестве учебного материала преподавателями и слушателями КОГУ «Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности» и курсов гражданской обороны г. Кирова, учащимися и студентами при обучении по программе «Основы безопасности жизнедеятельности», «Безопасность жизнедеятельности», а также для самостоятельного изучения населением.



ВВЕДЕНИЕ

С каждым годом чрезвычайные ситуации (ЧС), порождаемые производственными и транспортными авариями, катастрофами и стихийными бедствиями, становятся все более частыми, масштабными и опасными, сопровождаются все большими человеческими жертвами, материальным ущербом и деградацией природной среды.

По причинам возникновения и своему характеру чрезвычайные ситуации могут быть разделены на три группы:

1.Техногенные аварии и катастрофы (транспортные аварии, пожары и взрывы, выбросы сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ, обрушения сооружений, электроэнергетические аварии, аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения, гидродинамические аварии).

2.Опасные природные явления и стихийные бедствия (геокосмические, геофизические, геологические, метеорологические, гидрологические, природные пожары, инфекционная заболеваемость, распространение природных вредителей).

3.Экологические бедствия (аномальные изменения состояния сфер природной среды - суши, атмосферы, гидросферы и биосферы).

Как свидетельствует анализ статистических данных, большая часть чрезвычайных ситуаций возникает в Российской Федерации в регионах с высокой концентрацией предприятий угольной, химической, нефтяной и газовой промышленности, с разветвленной сетью автомобильных и железных дорог. В основном это чрезвычайные ситуации техногенного характера (свыше 70% от общего числа).

Для решения задач предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, снижения возможных потерь населения и ущерба экономике в случае их возникновения в Российской Федерации создана и действует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Вместе с тем число пострадавших и размер ущерба в чрезвычайных ситуациях в значительной степени зависит от умения людей правильно действовать в этих условиях, от принимаемых каждым гражданином мер по заблаговременной подготовке к возможным в данной местности чрезвычайным ситуациям. Вот почему вопросы подготовки населения к действиям в чрезвычайных обстоятельствах имеют важное значение.

Рекомендации настоящего пособия помогут населению заблаговременно подготовиться к возможной чрезвычайной ситуации, умело и без паники действовать в случае ее возникновения.

1. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ - ВАЖНЕЙШАЯ ГОСУДАРСТВЕНАЯ ЗАДАЧА
1.1 Правовая основа защиты населения России от чрезвычайных ситуаций.
Правовая основа защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций регулируется Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», принятым Государственной Думой 11 ноября 1994 г.

Закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Действие закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций, независимо от их организационно-правовой формы, и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Расходы, связанные с реализацией названого закона, покрываются в пределах и за счет ежегодного выделяемых на эти цели материальных, финансовых и иных средств федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, администрациями предприятий, учреждений, организаций.

Реализация требований закона осуществляется органами исполнительной власти всех уровней, администрациями предприятий, учреждений и организаций, созданными и действующими органами управления, специально уполномоченными на решение задач защиты населения и территорий.

Законом определены три основные цели в области защиты населения и территорий:

-предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;

-снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;

-ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Законом также определены основные понятия в области защиты населения и территорий:



чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;

предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение жизни и здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения;

ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранения здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действий характерных для них опасных факторов;

зона чрезвычайных ситуаций - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
1.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в стране функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), которая располагает органами управления, силами; техническими средствами и другими материальными ресурсами для того, чтобы защищать население и национальное достояние от воздействия аварий, катастроф, экологических и стихийных бедствий или уменьшить их воздействие.

Основной целью создания этой системы является объединение усилий центральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов и районов, а также организаций, учреждений и предприятий, их сил и средств, в деле предупреждения и ликвидаций чрезвычайных ситуаций.

Система базируется на ряде предпосылок:

признании факта невозможности исключить риск возникновения чрезвычайных ситуаций;

соблюдение принципа превентивной безопасности, предусматривающего максимально возможное снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, отдание предпочтения профилактической работе;

комплексном подходе при формировании системы, то есть учете всех видов чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и экологического характера, всех стадий их развития, всего разнообразия последствий, а также всех возможных мер по противодействию им и всего требуемого для этого состава участников;

построение системы на строго правовой основе с четким разграничением прав и обязанностей состава участников.

Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:

федеральный, охватывающий всю территорию Российской Федерации;

межрегиональный, охватывающий территорию нескольких субъектов Российской Федерации;

региональный, охватывающий территорию субъектов Российской Федерации;

муниципальный, охватывающий территорию района (города, населенного пункта);

объектовый, охватывающий территорию объекта производственного или социального назначения.

Территориальные подсистемы РСЧС создаются в пределах территорий субъектов Российской Федерации и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению.

Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственной территории. Она включает в себя руководящий орган - республиканскую, краевую, или областную комиссию по чрезвычайным ситуациям, постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территории республики, края, области от чрезвычайных ситуаций, собственные силы и средства территории, а также силы и средства функциональных подсистем. Указанные органы имеются вплоть до сельского района и производственного объекта.

Функциональные подсистемы РСЧС создаются в министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации. Они решают задачи по наблюдению и контролю за состоянием окружающей природной среды и обстановкой на потенциально опасных объектах, ликвидации возникающих чрезвычайных ситуаций, защите при этом персонала и населения, территорий. Так, функциональная подсистема экологической безопасности строится на базе сил и средств Минприроды России, наблюдения и контроля за стихийными явлениями и состоянием окружающей среды - Росгидромета, контроля обстановки на потенциально опасных объектах - Росатома России и Ростехнадзора России, экстренной медицинской помощи в экстренных условиях - Минздравсоцразвития России, противопожарной службы - МЧС России и т.п.

На федеральном уровне для осуществления государственного управления и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций создан специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти- Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), на который возложено руководство системой РСЧС.

Важнейшей составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является ее силы и средства. Они подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.



Силы и средства наблюдения и контроля включают органы, службы и учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния природной среды, потенциально опасных объектов, веществ, материалов, здоровья людей и т.д.

Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят из:

специально подготовленных сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Состав сил и средств единой системы определяется Правительством Российской Федерации.

Силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера в порядке, установленном федеральным законом.

В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности).

Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

Перечень сил постоянной готовности федерального уровня утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, согласованному с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями.

Перечень сил постоянной готовности территориальных подсистем утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Состав и структуру сил постоянной готовности определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
1.3 Права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» определено, что граждане Российской Федерации имеют право:

на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайной ситуации;

в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

быть информированным о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненных их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.

Порядок и условия государственного социального страхования, виды и размеры компенсаций и льгот, перечисленных выше, предоставлеяемых гражданам Российской Федерации, устанавливаться законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны:

соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности; не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

изучить основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;

выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

при необходимости оказывать содействие в провидении аварийно- спасательных и других неотложных работ.


1.4. Подготовка населения и пропаганда знаний в области защиты населений и территорий.
Порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547. Этим постановлением определены основные задачи, формы и методы подготовки населения Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также группы населения, которые проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Подготовке в области защиты от чрезвычайных ситуаций подлежат:

население, занятое в сферах производства и обслуживания, учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;

руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно - правовой формы и специалисты в области защиты от чрезвычайных ситуаций;

работники федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций в составе сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

население, не занятое в сферах производства и обслуживания.

Основной задачей подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций является обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от чрезвычайных ситуаций, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты.

Подготовка населения, занятого в сферах производства и обслуживания и не входящего в состав сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляется путем проведения занятий по месту работы и самостоятельного изучения действий в чрезвычайных ситуациях согласно рекомендуемым программам с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках.

Подготовка учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего проффесионального образования осуществляется в учебное время по общеобразовательным программам в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Тренировки с учащимися общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего проффесионального образования проводятся ежегодно.

Подготовка населения, не занятого в сферах производства и обслуживания, осуществляется путем проведения бесед, лекций, просмотра учебных фильмов, привлечения на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельного изучения пособий и памяток, прослушивания радиопередач и простора телепрограмм в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Граждане, привлекаемые на учения и тренировки в области защиты от чрезвычайных ситуаций, имеют право:

на информирование о риске, которому они могут подвергнуться в ходе учений и тренировок;

на получение компенсаций за ущерб, причиненный их здоровью на учениях и тренировках;

на сохранение средней заработной платы по месту работы на период участия в учениях и тренировках за счет средств организаций, планирующих и проводящих учения и тренировки.

Пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций обеспечивается органами управления, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совместно с общественными обьеденениями, осуществляющими свою деятельность в области защиты и спасения людей, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями.

Для пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций могут использоваться средства массовой информации.


1.5. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Виновные в невыполнении или в недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятию мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане Российской Федерации несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, законом определена стройная система правовых отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Но для обеспечения безопасности населения недостаточно усилий только властных структур. Чрезвычайные ситуации чаще всего возникают внезапно, а для развертывания сил и средств для их ликвидации требуется определенное время, в течение которого население будет находиться как бы один на один с чрезвычайной ситуацией. Поэтому значительно больше шансов в этих условиях выжить, оказать помощь пострадавшим имеет тот, кто умеет действовать в подобных условиях.


2.ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ГОТОВНОСТИ К ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ

В целях обеспечения личной безопасности, безопасности членов семьи, трудового или иного коллектива на случай возникновения чрезвычайной ситуации каждый гражданин должен следовать набору общих правил, позволяющих подготовиться к возможным ЧС.

Для этого необходимо:

1. Выяснить в территориальном органе управления, специально уполномоченном на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (в дальнейшем - специально уполномоченный орган), или из других источников степень потенциальной техногенной, природной и экологической опасности своего места жительства и работы, а также перечень чрезвычайных ситуаций, имевших в данной местности в прошлом.

Потенциальной опасностью возникновения ЧС является:

наличие в близлежащем к жилищу или месту работы районе предприятий, производящих, перерабатывающих или хранящих вредные химические вещества или радиоактивные материалы, пожаро-, взрывоопасных объектов, грузовых железнодорожных станций, грузовых портов, аэродромов, газо-, нефте- и продуктопроводов, захоронений химических и радиоактивных отходов, свалок и т.д.;

размещение жилища или места работы в зоне возможного катастрофического затопления, половодий (паводков), в сейсмоопасном районе, в месте схода селей, лавин оползней;

наличие в воздухе, в реках и водоемах, на местности, прилегающей к району проживания или работы, вредных веществ в количествах, превышающих предельно допустимые концентрации;

наличие повышенного радиоактивного фона в районе проживания или в производственной зоне.

Приведенный перечень типовых причин возможных ЧС может быть уточнен в зависимости от особенностей местности проживания.

Зная причины и характер возможных ЧС, можно приблизительно оценить потенциальную опасность данной местности и уяснить, какие должны быть приняты меры, чтобы быть готовым к ЧС.

2. По каждому виду реально возможных чрезвычайных ситуаций определить, какую опасность он несет человеку.

Опасность любой ЧС заключается в воздействии на человека и окружающую среду таких факторов, как воздушная ударная волна, радиация, вредные химические вещества, высокие и низкие температуры, вода, болезнетворные микробы и т. д.

Для более полной оценки опасности следует иметь представление об общих социально- экономических последствиях, в том числе долговременных, к которым приводит чрезвычайная ситуация. Для человека и семьи они в основном сводятся к нанесению вреда здоровью, потери трудоспособности, материальному и финансовому ущербу, снижения уровня жизнеобеспечения и ухудшению условий жизнедеятельности, другим социальным последствиям.

3. Заблаговременно принять возможные меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций и подготовиться к проведению мероприятий защиты при их возникновении.

Для этого каждому гражданину целесообразно:

принять участие в занятиях, проводимых на предприятии (в учреждении, организаций) по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по возможности пройти подготовку в учебно-методическом центре по ГОЧС или курсах ГО, при обучении в общеобразовательном или специальном учебном заведении освоить курс по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» или «Безопасность жизнедеятельности»;

знать сигналы оповещения и порядок информирования населения при чрезвычайных ситуациях;

знать организации, в которые в случае чрезвычайной ситуации можно обратиться за помощью, места размещения ближайших защитных сооружений, пункты выдачи средств индивидуальной защиты и сбора эвакуируемых, телефоны противопожарной службы, милиции, скорой помощи, органа управления по делам ГОЧС или другого специально уполномоченного органа;

иметь средства индивидуальной защиты или уметь изготовить простейшие из них собственными силами;

уяснить порядок своих практических действий, действий семьи и коллектива при различных видах возможных чрезвычайных ситуаций;

соблюдать правила пожарной и других видов безопасности, массовых посещений, жилища и др.;

заботиться об исправности противопожарных и других противоаварийных систем, установленных на рабочем участке, в доме, других местах;

уметь изолировать жилище или отдельные его помещения от внешней среды, иметь для этого необходимые материалы;

застраховать жизнь, здоровье и имущество от чрезвычайных ситуаций;

предусмотреть на случай эвакуации минимальный набор предметов первой необходимости (документы, одежду, обувь, смену белья, продукты питания, минимальный запас посуды и кипяченой воды, медицинские средства для оказания первой помощи и лекарства для больных, предметы гигиены, деньги, ценные бумаги, другие ценности).

4. Внимательно относиться к сигналу оповещения, подаваемому электросиренами, производственными гудками и другими сигнальными средствами, что означает подачу предупредительного сигнала «Внимание всем!». По этому сигналу необходимо включить радиоприемники, телевизоры, абонентские точки проводного вещания для прослушивания соответствующей информации о возникшей опасности и порядке действий. Поскольку сигнал может не дойти до каждого человека, получив информацию, граждане должны проинформировать соседей и знакомых.

Следует иметь в виду, что чрезвычайная ситуация может наблюдаться человеком непосредственно. В этом случае, при очевидной опасности, необходимо немедленно принять меры к самоспасению.

При получении сообщения о чрезвычайной ситуации каждый гражданин действует в соответствии с ранее приобретенными знаниями и навыками, помогая членам своей семьи, соседям, коллегам по трудовому коллективу и при необходимости оказывая содействие в проведении аварийно - спасательных и других неотложных работ.

Как правило, при чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу жизни или здоровью людей, проводится их эвакуация из опасных зон. Перед ее проведением каждая семья уточняет перечень предметов, которые необходимо взять с собой. Этот перечень зависит от вида чрезвычайной ситуации, предполагаемого срока отсутствия дома, наличие в семье детей и больных, способа передвижения, наличие личного автомобиля, предполагаемых условий размещения.

Покидая жилище, надо позаботиться о его безопасности и сохранности оставленного имущества. Для этого необходимо отключить газ, отопление, погасить огонь, отключить электроприборы, убрать скоропортящиеся продукты, закрыть окна, надежно запереть двери.

5. Проявлять особую заботу о безопасности детей. Принципиально защита детей от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций не отличается от защиты взрослого человека, однако используемые средства и способы защиты должны быть расщитаны на детей, как, например, детский противогаз или защитная детская камера.

Таким образом, успех обеспечения безопасности детей в немалой степени зависит от предусмотрительности властей и знания родителями и сотрудниками детских дошкольных и школьных учреждений своих обязанностей и порядка действий в этих условиях, их умения быстро и организовано провести эвакуацию или разместить детей в защитных сооружениях, использовать средства индивидуальной защиты. Необходимо позаботится о том, чтобы на одежде детей были надписи с фамилиями, именами и адресами постоянного проживания детей, адресом конечного пункта эвакуации.

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница