Деятельность библиотеки образовательного учреждения по обеспечению безопасной работы школьников




Скачать 65.42 Kb.
Дата08.09.2016
Размер65.42 Kb.
ДОКЛАД на тему:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ

В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Подготовила

заведующая библиотекой МБОУ лицей

с.Долгоруково Липецкой области

Вострикова Евгения Павловна

2012 год

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЬНИКОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Перед современной общеобразовательной школой стоит много важнейших задач, но главной из них является обучить современного школьника ориентироваться в огромном количестве информации, окружающей его.

Наша страна ускоренными темпами движется в сторону внедрения информационных технологий и Интернета в повседневную жизнь граждан. При этом наиболее подвержены рискам, таящимся в киберпространстве, наши дети. Защитить их – задача не только России, но и всего мирового сообщества. Начиная с 2004 года в первый вторник февраля мир отмечает Всемирный День безопасного Интернета. Очень важно учитывать его международный характер - растет с каждым годом число стран (более 60 стран мира выступили с общей идеей), свидетельствуют о растущей осведомленности о важности обеспечения безопасности детей с использованием Интернета и новых технологий. В Липецкой области только в этом году были проведены Комитетом Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей круглый стол «Совершенствование законодательства в сфере информационной безопасности детей: защита от противоправного контента в сети Интернет», Липецкий филиал ОАО «Ростелеком» совместно с департаментом образования администрации города Липецка провел «Круглый стол», посвященный вопросам обеспечения безопасности детей в Интернете и уже проводит первые уроки, посвященные безопасности детей в сети Интернет в рамках проекта «Безопасный Интернет» в школах области.

Библиотека, как структурное подразделение общеобразовательного учреждения, является центром культуры и чтения, информационно-ресурсной базой школы, представляющей библиотечно-информационные ресурсы учителям, учащимся и родителям в целях обеспечения учебного процесса и воспитательной работы, поддержки и  расширения учебной  деятельности школьников, развития у учителей и учащихся потребностей в чтении и непрерывном образовании, развития способностей, умений и навыков эффективного поиска, переработки и использования информации различного характера.

Сегодня у всех на слуху знаменитые сайты «Одноклассники», «В контакте», «ICQ(« I seek You» - «Я ищу тебя») или как говорят наши дети «Аська» и другие социальные сети сопровождают в современном мире каждого человека: удобно, доступно. В Интернете можно найти материал для сообщения, доклада, реферата, скачать или послушать любимую музыку, обсудить различные проблемы на разных форумах, для современных детей и подростков-это информационная среда, без которой они не представляют свою жизнь, но стоит всегда помнить, что «Всемирная паутина» - является источником угроз особенно для детей и подростков.

В современной школе библиотеки переделывают в информационно- библиотечные центры, где кроме всегда доступной книги, обучающиеся могут использовать электронные ресурсы и доступ к сети Интернет. Здесь, конечно, школьным библиотекарям предстоит решать огромную задачу: как обезопасить доступ ребенка от негативного мира и угроз, подстерегающих их, познакомить их с существующими опасностями и научить действовать правильно в случае возникновения неприятных ситуаций. Фильтры, поставленные на школьные компьютеры, не дают нам стопроцентной гарантии, что дети не забредут на запрещенный сайт. Минимум, что должен знать школьный библиотекарь по данной теме - это какие опасности могут подстерегать школьников и как предотвратить это, т.е. обладать определенным багажом знаний в работе с компьютером и Интернетом, тем самым мы облегчим себе работу и принесем пользу школьникам. Средством решения этой проблемы должно стать обучение как взрослых, так и детей правилам безопасного поведения в сети.

Я работаю в информационно- библиотечном центре лицея с.Долгоруково Липецкой области. Наша библиотека оснащена тремя компьютерами, тремя ноутбуками, принтером, сканером, ксероксом, есть доступ в Интернет. В своей работе стараемся использовать традиционные способы работы с книгой: у нас прекрасный читальный зал, который содержит богатый книжный фонд, который редко, но пополняется и я, как библиотекарь со стажем считаю, что книга будет современна всегда. Но переход школ на новые образовательные стандарты, темп современной жизни, проектная и исследовательская деятельность обучающихся не позволяет нам стоять на месте, поэтому новые технологии входят в нашу работу. Есть уже документы на которые мы можем опираться – это Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.Путиным 9 сентября 2000 г., № Пр-1895), которая представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, служит основой для формирования государственной политики в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации; Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", вступивший в силу с 1 сентября 2012г.

Существуют разные способы защиты ребенка от нежелательного контента в Интернете. Поставить фильтр – это самый очевидный путь (у нас в лицее на всех компьютерах стоят два фильтра: «NetPolice Lite» - настройки провайдеров, и школьный фильтр «Интернет Цензор», который позволяет заносить опасные сайты в черный список). Но никакие технологии не могут заменить контроля со стороны взрослых. Даже если на компьютере установлены пароли, фильтры, родительский контроль и другие настройки, главная задача – рассказать ребенку о правилах безопасности в Сети.

Прежде чем школьнику разрешить войти в Интернет, рассказываем как о полезных возможностях в сети, так и вирусах, вредоносных программах и других опасностях, т.е. как и при работе с книгой мы рассказываем о правилах работы с ней, так и при работе с компьютером и Интернетом говорим как избежать неприятных ситуаций. Огромную помощь в этом нам оказывает сам Интернет. Примером могут служить сайты компании Microsoft. В последнее время MS проводит активную образовательную политику в области безопасного Интернета и многие ее учебные материалы для детей разного возраста, учителей и родителей заслуживают самого пристального внимания.

7-12 лет: Бесконечный лес http://www.microsoft.com/Rus/athome/security/kids/loputon_metsa.html

7-12 лет: Новые друзья Энн http://www.microsoft.com/Rus/athome/security/kids/annin_uudet_kaverit.html

13-16 лет: Поездка в Рим http://www.microsoft.com/Rus/athome/security/kids/ryhma_rooma.html

13-16 лет: Конфликты и несчастные случаи http://www.microsoft.com/Rus/athome/security/kids/solmuja_ja_sattumuksia.html

Страница, посвященная сетевой безопасности от Microsoft: http://www.microsoft.com/Rus/athome/security/kids/index.html

Образовательная онлайновая игра http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru («прогулка через дикий Интернетлес) . Создана в рамках программы Совета Европы «Строим Европу для детей и вместе с детьми». В основе игры – справочник Совета Европы «Интернет- грамотность» (Internet Literacy Handbook). Показать презентацию компании МТС «Интернешка и Митясик» (урок полезный и безопасный Интернет), где в интересной стихотворной форме рассказаны правила поведения детей в сети, но этим можно занять читателей у которых есть свободное время, дети, которые ожидают времени подвоза. А для пользователей которые приходят классом, конечно проводим библиотечные уроки информационной грамотности на основе комплекса учебных программ курса «Основы информационной культуры личности», автором которого является Н.И. Гендина, доктор пед. наук, профессор.

Сама разработала два библиотечных урока:

- «Этикет в Интернет», в котором раскрываем правила поведения детей в киберпространстве; сетевой этикет (нетикет, сетикет) - понятие, появившееся совсем недавно. И, начиная общаться в Интернете друг с другом, они допускают множество незаметных на первый взгляд ошибок, которых мы учим избегать.

- «Безопасное пространство детям», где знакомим читателей с полезными, интересными сайтами.

Мною проводятся родительские собрания на тему « Помогите себе и детям» или «Советы родителям о безопасной работе детей в Инернете», где знакомим родителей с опасностями, которые таит в себе Интернет, фильтрами, помогающими обеспечить безопасность и привлечь внимание родителей к проблеме безопасности. Помощь в разработке уроков оказывают пособия компании Google: книга «Детская безопасность в Интернете: технологии и рекомендации в помощь учителям и родителям», с электронным приложением «Видео по детской безопасности в Интернете», брошюра - «Дети в Интернете простые правила и вредные советы» - компании МТС.

Кратко можно сформулировать правило поведения в Сети и для взрослых и детей: не позволяй делать виртуально то, что ты не позволяешь себе в реальной жизни.


Очень хочется, чтобы школьная библиотека существовала, развивалась, пополнялась новой литературой на любых носителях и всегда шла в ногу со временем вместе с библиотекарем.

Литература:

  1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. (Утверждена Президентом Российской Федерации В. Путиным 9 сентября 2000 г., № Пр-1895) |Электронный ресурс|. - URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/5.html

  2. Детская безопасность в Интернете: технологии и рекомендации в помощь учителям и родителям. google.ru/familysafety

  3. Положение о школьной библиотеке.

  4. Справочник школьного библиотекаря / О.Р.Старовойтова и др.; Под ред. Ю.Н.Столярова.- М.: Школьная библиотека, 2006.- 448 с


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница