Дипломатический ежегодник 2011». М. 2012. «Aspect Press Ltd.»




Скачать 438.63 Kb.
страница1/3
Дата27.08.2016
Размер438.63 Kb.
  1   2   3
Ананьева Е.В.

«Дипломатический ежегодник – 2011». М. 2012. «Aspect Press Ltd.». С.106-123.


Россия во внешней политике коалиционного правительства Великобритании

«…по большей части простые британцы…поглощены поражениями своих соотечественников в футболе, теннисе или крикете. Поиски новой роли страны остаются элитным видом спорта – это поло британской политики».

Журнал «Экономист»
Идеологическое противостояние Востока и Запада с распадом СССР ушло, но после краткого периода романтизма, на Западе снова заговорили о расхождениях с Россией в ценностях, хотя экзистенциальной угрозы себе со стороны России Запад не усматривает. Представляется, что в годы экономического процветания Запад мог позволить себе «нарциссизм мелких различий» (Фрейд)1, теоретические споры об идеализме, романтизме и реализме во внешней политике и в теории международных отношений. Однако в настоящее время, во всяком случае, в риторике ставится акцент на реализме и прагматизме.

Кризис 2008-2009 годов ускорил и вывел на поверхность подспудные тенденции смещения баланса сил в мире (от развитых стран Запада на Восток - к странам с формирующимися рынками - БРИКС).

Мы попытаемся проследить воздействие кризиса на двусторонние отношения Британии и России в свете принципов внешней политики коалиционного правительства Соединенного Королевства.

Для двусторонних политических отношений России и Британии постоянной характеристикой стала нестабильность. Роскошь непонимания (misunderstanding) Запад (особенно в лице Британии) и Россия могли себе позволить в период экономического процветания и относительной стабильности в международных отношениях. При отсутствии коренных противоречий накал страстей в отношениях Россия-Запад достигал высокой отметки. Характерно, что, как правило, Россия говорила о том, что Запад не учитывает ее национальные интересы, а Запад вел речь о различии в ценностях, что в России мыслят стереотипами времен холодной войны, а то и просто о психологической неустойчивости или аберрациях сознания. Отсюда следовало, что если терпеливо и настойчиво «разъяснять» контрагенту свои идеи, то он с ними согласится, отказавшись от своих «заблуждений».

Экономический кризис 2008-2009 годов внес существенные коррективы в «традиционное» скачкообразное течение двухсторонних отношений еще при лейбористском правительстве Г.Брауна. Налаживанию экономических связей не помешало обострение политических отношений в связи с «делом Литвиненко» в 2007 году и «кавказским кризисом» в августе 2008 года2.

Когда появилась серьезная угроза внутренней экономической стабильности, а острые международные проблемы потребовали сотрудничества двух стран, отставлены (хотя и не забыты) были проблемы в двухсторонних отношениях.

Визит министра по делам изменения климата Эда Милибэнда (ныне лидера Лейбористской партии) в Москву в октябре 2009 года предварил первый за 5 лет визит министра иностранных дел Британии (Д.Милибэнда) в ноябре 2009 года. На переговорах с последним не был найден выход из тупика двусторонних политических отношений, но были подписаны три заявления по мировым проблемам – Ирану, Афганистану и Ближнему Востоку. Стороны отметили, что Британия готова вести диалог об инициативе Президента Медведева о заключении Договора по европейской безопасности. Таким образом, камень преткновения на пути двухсторонних отношений стала обтекать вода сотрудничества обеих стран в международных структурах, чем и объяснялись три совместных заявления. Надо иметь в виду, что обе страны – члены СБ ООН, а также активно сотрудничают в рамках «Группы 20».

Стремление улучшить отношения с Москвой консерваторы демонстрировали еще до всеобщих выборов (май 20010 г.). Так, в январе 2010 года в Москву нанес визит теневой министр иностранных дел Консервативной партии У.Хейг.

Формулируя принципы внешней политики коалиционного правительства уже в качестве действующего министра иностранных дел Соединенного Королевства, У.Хейг выступил с серией четырех речей по основам внешней политики правительства Д.Кэмерона, в октябре 2010 года была обнародована и новая стратегия национальной безопасности Великобритании, а также «Обзор стратегии обороны и безопасности»3. Отметим, что тогда же, в октябре 2010 года, был опубликован и «Обзор государственных расходов»4.

Приоритеты пришедшего к власти в мае 2010 года коалиционного правительства Британии во внешней политике подчинены задаче преодолеть последствия кризиса и снизить как дефицит бюджета (12%), так и государственный долг5 к концу срока правления нынешнего правительства в 2015 году6. Британия только на обслуживание госдолга расходует 43 млрд.ф.ст. в год. Бюджеты всех министерств, кроме здравоохранения, предполагается сократить за 5 лет на 25%. Бюджет министерства иностранных дел сократится на 24%, а министерства обороны - на 8%7.

Опасения за снижение удельного веса Британии в мировой политике (из-за слабости экономики) заставляют страну еще активнее придерживаться тактики «ударить сильнее своих возможностей» (to punch above its weight), то есть использовать все рычаги влияния на международные отношения ради продвижения экономических интересов страны.

Обновленная государственная политика в области промышленного производства «Новая индустрия, новые рабочие места» (New Industry, New Jobs), принятая в 2009 году, лежит в русле общей стратегии по выведению страны из кризиса «Созидая будущее Британии» (Building Britain’s Future). Впервые принята программа (январь 2010 года) мер межведомственного взаимодействия по поддержке устойчивого экономического роста страны «За экономический рост: наше будущее процветание» (Going for Growth: Our Future Prosperity) 8.

Британия с населением в 1% от мирового занимает 6 место в мире по ВВП9, который составляет 1,2-1,3 трлн.ф.ст. (2,35 трлн. долл. США). Доли различных секторов экономики в ВВП Британии неравномерны: доля сферы услуг превышает 75% (а до кризиса 40% в ней приходилось на сектор финансовых услуг). Доля промышленности составляет лишь 13% ВВП (в США – 19%, в Германии – 23%). Трудоспособное население составляет 37 млн. человек (из них 29 млн. занято)10.

Британия занимает 6 место в мире по объему выпуска промышленной продукции, половину отправляя на экспорт, будучи при этом одним из ведущих экспортеров продукции высоких технологий: в 2006 году она составляла 25% экспорта товаров (по сравнению с 22% - США, 15% - Франция, 11% - Германия). Многие британские фирмы11 представляют собой часть фрагментированных цепочек поставок по миру и производят полуфабрикаты, в то время как другие сочетают производство конечного продукта и предоставляют сервисное обслуживание (при том, что функции производства и обслуживания все больше сливаются): аэрокосмическая отрасль, автомобилестроение, фармацевтика, производство напитков и продуктов питания, оборонная промышленность, телекоммуникации.

Демографические изменения внесут серьезные коррективы в спрос и предложение на рынках как развитых, так и развивающихся стран. По данным МВФ, предложение на глобальном рынке труда с 1980 по 2005 год возросло вчетверо (Восточная Азия обеспечила его половину). Обильное предложение дешевой низкоквалифицированной рабочей силы делает выгодным перевод сборочных предприятий в развивающиеся страны. Будет расти рынок рабочей силы в целом (на 35% между 2001 и 2030 годами12), а также повышаться уровень квалификации рабочей силы в развивающихся странах. Тем не менее, в обозримой перспективе конкурентное преимущество развитых стран – высококвалифицированная рабочая сила - сохранится.

Старение населения в развитых странах ведет к росту доли пенсионеров по отношению к экономически активному населению, вызывая спрос и расходы на услуги здравоохранения, товары и услуги в сфере досуга. В самой Британии через 20 лет половина населения Британии будет старше 50 лет, а каждый четвертый родившийся сегодня ребенок доживет до 100 лет. На основе принятой в 2009 году Стратегии для общества всех возрастов (Building a Society for All Ages13) будут разработаны планы для бизнеса и государства по использованию экономических возможностей, которые в связи со старением населения открываются в области промышленного производства и услуг, а также профподготовки кадров: уход, медицинское обслуживание, лекарственные препараты, товары и услуги в сфере досуга. ЕС и США останутся основными импортерами британской продукции. После США Британия занимает второе место в мире по экспорту услуг.


Соединенное Королевство рассчитывает, что рост численности и доходов средних классов в густонаселенных странах с формирующейся экономикой повысит возможности для британских фирм, поскольку новые потребители будут приобретать товары и услуги более высокого качества, причем отвечающие высоким экологическим стандартам, то есть с высокой добавленной стоимостью. Именно в их производстве британские предприятия отличаются, и растущие экспортные рынки могут открыть Британии большие возможности. В развивающихся странах с ростом доли молодежи до 25 лет возрастет спрос на образовательные услуги. Более 400 000 иностранных студентов ежегодно приезжают в Британию получать образование14

Растущие доходы формирующихся экономик и рост покупательной способности глобального среднего класса представляют широкие возможности для британской экономики, равно как и развитые экономики ОЭСР. Отсюда, в своей внешней политике Британия намерена отстаивать свободу торговли и устранение барьеров в торговле, способствуя выходу британских компаний на мировые рынки.

Экономика Британии в ближайшем будущем примет иной облик – государственные и потребительские расходы снизятся, частный сектор будут больше привлекать к оказанию социальных услуг. Упор предполагается сделать на товары и услуги с более высокой добавленной стоимостью, чтобы повысить экспорт и темпы роста.

В условиях глобализации транспортные цепочки удлиняются, а потребительский спрос быстро меняется. Следовательно, инвестиции в нематериальные активы важны в условиях нерентабельности больших объемов запасов, необходимости знания иностранных языков и культур, работы в нескольких часовых поясах, установления контактов на местах.

Ведется межведомственная работа по поддержанию статуса Британии как крупнейшего получателя иностранных инвестиций, включая задачу получения к 2015 году самой высокой доли инвестиций из Китая и Индии среди стран ЕС. По рейтингу Мирового банка, Британия занимает 5-ое месте по благоприятности инвестиционного климата. Приток инвестиций в Британию одинаков с США (по данным ОЭСР), и сама она инвестировала за рубежом 50 млрд.ф.ст.15.
ПРИОРИТЕТЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ БРИТАНИИ

Британия исходит из того, что ей не угрожает нападение с применением обычных вооружений ни одного крупного государства, отсутствует экзистенциальная угроза ее безопасности. Однако это не означает, что Британия не будет вынуждена участвовать в международных военных кризисах за рубежом в случае, если они будут угрожать нашим национальным интересам (Балканы, Ирак, Афганистан): «Наши стратегические интересы и обязательства за рубежом в определенных обстоятельствах могут оправдать угрозу или применение военной силы».

В силу открытости общества во взаимосвязанном мире Британия уязвима к иным комплексным угрозам - терроризма, кибератакам, нападению с применением химического, биологического оружия со стороны как государственных, так и не-государственных акторов, а также природным катастрофам.

США останутся самой крупной экономикой и крупнейшим иностранным инвестором в Британии, однако экономическая мощь смещается к Азии, Латинской Америке и Персидскому заливу, и финансово-экономический кризис лишь ускорил тенденцию. К 2050 году ВВП стран с формирующимися экономиками превысит ВВП стран «семерки» на 50%16. Британия заявляет, что останется сторонницей открытого рынка и свободной торговли, даже в ущерб квалифицированной рабочей силе в развитых странах.

Быстрый рост численности населения, от которого будет отставать система управления с социальной, экономической и политической инфраструктурой, повысит риск конфликтов – к 2030 году рост численности населения (по прогнозам ООН с нынешних 6,2 до 9,2 млрд. человек) увеличит спрос на продовольствие и энергию на 50%, а воды – на 30%17. В Британии опасаются глобальных конфликтов из-за роста спроса на природные ресурсы в условиях ограничения экспорта со стороны добывающих стран и создания запасов странами-потребителями (для Британии в случае нехватки редкоземельных металлов станет невозможным применение технологий по созданию низкоуглеродной и военной продукции). Ее энергетическая безопасность все больше зависит от поставок ископаемых из самых нестабильных регионов планеты.

Состояние окружающей среды под воздействием изменений климата приведет к миграции населения из и внутри развивающихся стран. Однако и в развитых странах стихийные бедствия имеют серьезный негативный эффект (наводнения 2007 года в Британии стали самой крупной природной катастрофой со времен Второй мировой войны).

Геополитический баланс меняется, и к 2030 году мир станет более многополярным. На международном уровне круг участников принятия решений расширится, взламывая традиционные международные институты (например, «большая двадцатка»). Национальные интересы требуют полной и активной вовлеченности страны в мировые дела. Роль отдельных государств в решении проблем изменений климата или нераспространения ядерного оружия выше, чем их представительство в международных институтах – отсюда необходимо наращивать сеть двусторонних отношений как с новыми партнерами, так и прежними союзниками. Союз Британии с США останется «нерушимым». Основное изменение – подъем Китая и Индии как глобальных держав, которые не только в экономическом, но в политическом и военном отношении будут оказывать все возрастающее мировое влияние. Их отношения с США будут во многом характеризовать международную обстановку. Кэмерон нанес визиты в США, Индию и Китай в июле и ноябре 2010 года.

Британия вплетена в глобальную сеть международных отношений, участвуя в таких разных многосторонних организаций, как СБ ООН, НАТО, ЕС, «большая восьмерка» и «большая двадцатка», а также Содружество Наций. В преддверии новых концепций национальной безопасности и обороны в Чатэм-хаус состоялись дискуссии ведущих специалистов по международным отношениям. Дж.Гринсток, бывший постпред Соединенного Королевства при ООН приводил слова У.Хейга о том, что Британия нацелена играть глобальную роль, даже если в ее посольствах останется по одному сотруднику18. Гринсток также говорил, что Британии удастся сохранить место в СБ ООН только в том случае, если страна будет принимать активное и эффективное участие в решении проблем других стран. Интересно его наблюдение относительно «министоронности» (minilateralism) - совместных действий правительств нескольких держав для решения специальной задачи (“ad hocery”), приходящих на смену многосторонности международных институтов, включая ООН19.

У.Хейг отмежевался от идеалистического подхода лейбористского правительства, провозглашенного Т.Блэром на начальном этапе правления – «этической внешней политики». По мнению У.Хейга, «идеализм во внешней политике следует умерять реализмом. Перемены редко можно навязать другим странам. Мы заменим огульные обобщения «этической внешней политики» ясным, практичным и принципиальным подходом…». Он пояснил: «Демократию нельзя навязать другим странам диктатом или схемой. Такова была одна из многих иллюзий коммунизма – общество можно построить по абстрактной схеме и начать с нуля». Его вывод заключался в том, что собственный опыт Британии в Ираке и Афганистане должен научить ее «скромности» в этом отношении: одна лишь процедура выборов не создаст свободное и демократическое общество.

«Просвещенный национальный интерес» в противовес узколобому национальному эгоизму вдохновляет других британскими ценностями политической свободы и экономического либерализма. Британия привержена демократическим ценностям и будет продвигать их на мировой арене, поскольку их распространение способствует ее безопасности. Британия должна сохранить способность действовать за пределами своих границ и иметь стратегическое присутствие в тех районах, где затрагиваются ее интересы.

Другое дело, что в собственной внешней политике коалиционное правительство не удержалось от соблазна «идеализма», о чем свидетельствует «министоронняя» операция Британии «Одиссея. Рассвет» в отношении Ливии, хотя «просвещенный национальный интерес» и идеализм служили вполне «реальным» интересам Соединенного Королевства.

Распространение ядерного оружия, изменение климата с его воздействием на снабжение продовольствием и питьевой водой – все это отличает концепцию национальной безопасности 2010 года в «век неопределенности» от концепций прежних десятилетий. Отсюда и возникла потребность в пересмотре стратегии национальной безопасности и пересмотре стратегии обороны.

Способность страны реагировать на угрозы в решающей степени зависит от решения проблемы бюджетного дефицита, поскольку национальная безопасность зависит от экономической мощи страны и наоборот. Отсюда, в меняющемся мире интересы Британии остаются «постоянными» – они диктуются потребностями торговли («жизнетворных соков британской экономики») и наличием крупной британской диаспоры (1 из 10 граждан Соединенного Королевства постоянно проживает за рубежом – 5,5 млн. человек)20.

В отношении национальной безопасности внутренняя и внешняя политика – две половины одной картины. «Однако самая крупная и важная проблема, стоящая перед правительством, касается как национальной безопасности, так и других сфер государственной политики. Самая насущная наша задача – поставить государственные финансы на устойчивый фундамент, прекратить расточительство и отсутствие планирования, унаследованные нами. У нас не может быть эффективной внешней политики или сильной обороны без надежной экономики и устойчивого фискального положения, поддерживающих их». Наблюдатели отмечали, что приведенная выдержка из Стратегии национальной обороны – точное отражение фактов и «довольно дешевая партийная политика. Конечный итог не вполне достоин именоваться Стратегией национальной обороны»21. Как бы там ни было, таковы концептуальные основы внешнеполитического курса коалиционного правительства Д.Кэмерона.

БРИТАНИЯ-РОССИЯ

В серии своих речей У.Хейг лишь дважды упомянул Россию, причем в одном и том же контексте: экспорт Британии в Ирландию превышает экспорт в Индию, Китай и Россию вместе взятые.

Представляется, что при напряженности в отношениях отсутствие упоминания друг друга во внешнеполитических доктринах обеих стран все же лучше, чем упоминание неблагоприятное. После прихода к власти коалиционного правительства министры иностранных дел С.Лавров и У.Хейг предприняли немалые усилия, чтобы наладить отношения двух стран: состоялся обмен визитами министров иностранных дел двух стран (У.Хейга – в октябре 2010 года и С.Лаврова в феврале 2011 года – первый за 7 лет).

Выступая в Лондонской школе экономики, С.Лавров заявил: "Сложились все условия для того, чтобы модернизация России стала общеевропейским проектом, как это было еще во времена Петра Великого. Этот проект может стать центральным для преодоления последствий мирового финансового кризиса". По его словам, РФ на сегодняшний день избавилась от амбиций супердержавы, а также преодолела комплекс неполноценности. "Мы готовы искать решение существующих проблем, основываясь на главенстве закона, балансе интересов и здравом смысле", - отметил глава МИД РФ22.

Россия и Великобритания намерены сотрудничать в сфере обеспечения безопасности на Олимпийских играх 2012 года в Лондоне и 2014 года в Сочи (визит Лаврова).
, однако их затрудняют такие вопросы, как выход за рамки резолюции ООН об установлении бесполетной зоны в Ливии, отношения с Грузией, дело Литвиненко, различие позиций по Сирии.

, которые предваряли визит премьер-министра Д.Кэмерона в Москву (сентябрь 2011 года). По «делу Литвиненко» тупик преодолен не был, а значит сотрудничество в борьбе с международным терроризмом, прерванное предыдущим правительством Г.Брауна из-за отказа работать совместно с ФСБ, пока не возобновится, хотя принципиальных возражений против него как такового новое правительство не имеет, желая вести его с другим государственным органом РФ. Как указано выше, резкие скачки в политических отношениях не затронули экономическое сотрудничество наших двух стран. Выход из кризиса для Британии зависит и от отношений с Москвой.

Более тысячи британских фирм работают в РФ. По оценкам экспертов, торговый оборот между двумя странами превышает 17 млрд. долл. Великобритания относится к крупнейшим инвестиционным партнерам России. Накопленные британские инвестиции составили порядка 18 млрд. долл., российские в Британии - 3 млрд. долларов. Объем торговли до кризиса составлял 23 млрд. долл., сейчас – 14 млрд. долларов23. Великобритания на сегодняшний день занимает пятое место по количеству инвестиций в российскую экономику.

По данным ФТС России, по итогам 2010 года объем товарооборота России и Соединенного Королевства составил 15,9 млрд. долл., в том числе российский экспорт - 11,3 млрд. долл., а импорт - 4,6 млрд. долларов24. Внешнеторговый оборот России с Великобританией за январь-август 2011 года возрос до 14 млрд. долл., что на 46% больше, чем за аналогичный период 2010 года25.

Показатели двусторонних экономических отношений за последние два года действительно снизились, но в силу кризиса, а не по политическим соображениям. Торгово-экономические и инвестиционные связи не подвержены политической конъюнктуре, возникли и новые форматы взаимодействия – российско-британский экономический и финансовый диалог. Растет также взаимодействие национальных фондовых рынков: российские компании проводят примерно 13% всех первичных размещений акций (IPO) на Лондонской фондовой бирже. Даже трудности, которые испытывают компании, вроде BP, не остановили британских инвесторов.
Противники конструктивных отношений между Москвой и Лондоном активизировались накануне визита Д.Кэмерона в Москву. 11 сентября в первый день визита газета «Санди таймс» опубликовала открытое письмо Д.Кэмерону бывших министров иностранных дел (лейбористов Д.Милибэнда, Дж.Стро, М.Беккет и консерватора М.Рифкинда), пытаясь превратить визит в предмет внутриполитической борьбы. Они потребовали, чтобы во время переговоров с Президентом РФ Д.Медведевым он обвинил российские власти в неспособности защитить бизнес от коррупции, обсудил «дело Литвиненко», Магнитского, Ходорковского.

Премьер-министр Великобритании Д.Кэмерон заявил накануне визита и уже в Москве, что «надо покончить со старой традицией «око за око»; «скептики существуют в обеих странах. Они сомневаются в том, сможем ли мы преодолеть агрессивные идеологические инстинкты прошлого26; разногласия по делу Литвиненко «не означают, что должны быть заморожены все отношения…Что именно мы должны сделать в качестве двух зрелых здравомыслящих государств», так это попытаться выстроить отношения в общих интересах, «вместе работать над разрешением проблем, представляющих действительный интерес для процветания и безопасности наших стран»27.

Слова британского премьер-министра и Президента РФ Д.Медведева в оценке места разногласий в двусторонних отношениях звучали в унисон: «Даже если наши подходы к тем или иным вопросам не всегда совпадают, это не повод для драматизма. Главное, не допускать, чтобы это каким-то образом негативно сказывалось на всем тренде наших отношений", - сказал Президент РФ28.

Д.Кэмерон приехал с командой из 24 представителей промышленных, нефтяных и фармацевтических предприятий, включая главу BP Р.Дадли. Были заключены контракты на сумму в 215 млн. ф.ст.

Помимо экономического взаимодействия у Москвы и Лондона есть также заинтересованность в совместном развитии технологий. Россия создает научный центр в Сколково (к чему уже подключилась британская компания Ove Arup), а британцы строят технопарк недалеко от Лондона. Такие всемирно известные британские университеты, как Кэмбридж, Оксфорд, Имперский и Глиндор, будут сотрудничать со «Сколково» в области лазеров, оптики и энергоэффективности. Первый российско-британский венчурный фонд формируют корпорация РОСНАНО и британская инновационная компания Celtic Pharma.

По итогам визита Премьер-министра Д.Кэмерона в Москву была подписана Декларация о партнерстве для модернизации, решено работать вместе над созданием в Москве международного финансового центра; Россия и Великобритания намерены оказывать поддержку более свободному передвижению ученых, студентов и преподавателей в интересах экономической модернизации, повышения конкурентоспособности бизнеса и интернационализации образования двух стран. Лидеры обеих стран отметили важность совместных исследовательских работ в области изучения космического пространства, твердо поддержали возможность увеличения коммерческого сотрудничества в области гражданской и ядерной энергетики и приветствовали меморандум о взаимопонимании между "Роллс-Ройсом" и Росатомом. Стороны также признали важность российского членства в ВТО.

Британия и Россия намерены укреплять сотрудничество в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков (речь в основном шла о наркотрафике из Афганистана) и другими видами оргпреступности. Д.Медведев и Д.Кэмерон также приняли совместное заявление о сотрудничестве в области культуры, подчеркнули значимость проведения "Года российско-британского сотрудничеств в космосе" в 2011 году и участие России в Книжной ярмарке в Лондоне.

Уже после визита Д.Кэмерона и в преддверии возобновления в Лондоне судебного доследования с целью установить причину смерти А.Литвиненко в начале октября газета «Дейли телеграф» поместила мнимый приказ ФСБ России о создании специальных отрядов для борьбы с людьми, находящимися в розыске в России, но покинувшими ее пределы. Тогда же газета «Санди таймс», опубликовала интервью с бывшим генеральным прокурором Великобритании К.Макдоналдом, который занимался расследованием дела Литвиненко. Макдоналд впервые открыто обвинил Россию в убийстве Литвиненко и назвал это убийство «казнью под государственным руководством, приведенной в исполнение иностранным правительством на улицах Лондона».

«Обсервер» со ссылкой на парламентария от Лейбористской партии К.Брайанта (также подписавшего письмо министров иностранных дел накануне визита Д.Кэмерона в Москву) и неназванные источники в министерстве внутренних дел Великобритании сообщила, что Лондон негласно ввел визовые санкции в отношении российских чиновников, которых подозревают в том, что они имели отношение к смерти юриста фонда Hermitage Capital С.Магнитского.

Британское посольство в Москве назвало неточной информацию газеты «Обсервер» о том, что Великобритания ввела визовые санкции в отношении российских чиновников из так называемого «списка Магнитского»: «Мы по-прежнему обеспокоены в связи с делом Магнитского, как мы упоминали об этом в ходе визита премьер-министра, но статья в «Обсервер» исходит от представителя оппозиции в парламенте и неверно описывает политику британского правительства»29.

Напомним приоритеты внешней политики России на современном этапе: внешняя политика подчинена задаче внутренней политики – обеспечению благосостояния граждан и безопасности страны на основе модернизации. Перед внешней политикой РФ стоят три задачи: содействовать экономическому развитию страны, продвижению демократии (без навязывания нам и другим), обеспечивающей экономическое развитие за счет развития конкуренции и открытости, борьбы с коррупцией, что выводит внешнюю политику Россию (и дипломатию, в частности) на международный уровень борьбы с организованной преступностью (терроризмом, наркотрафиком, незаконной иммиграцией). Обе страны заинтересованы в нераспространении оружия массового уничтожения, противодействии изменениям климата. Насколько провозглашенные принципы и подходы будут проведены в жизнь, не возобладает ли инерция прежнего курса, смогут ли насущные взаимные интересы преодолеть «нарциссизм мелких различий», покажет время.

Визит Лаврова в феврале 2011 года

Проходил в сложных условиях

Скандал, связанный с высылкой из Москвы корреспондента британской газеты The Guardian Люка Хардинга, здорово накалил атмосферу и без того непростых отношений двух стран. российская сторона возлагает вину за произошедшее на самого репортера, якобы нарушившего бюрократические процедуры.

по делу Александра Литвиненко наметились позитивные тенденции. В частности, Великобритания заинтересована в возобновлении сотрудничества с РФ в области безопасности и борьбы с терроризмом, прерванное в связи с этим делом.

В Лондоне российский министр обсуждал широкий круг вопросов двусторонних отношений и актуальные международные проблемы, в частности, европейскую безопасность, взаимодействие по проекту европейской ПРО, по линии Россия-ЕС и Россия-НАТО, а также ситуацию на Ближнем Востоке, Афганистане, иранскую ядерную программу.
Россия и Великобритания подписали договор о модернизации горячей линии спецсвязи политических лидеров двух стран.

Нынешнее оборудование спецсвязи было установлено еще в 1992 году и морально устарело. Новая линия предоставит лидерам более защищенный канал для обсуждения таких чувствительных тем, как борьба с "Аль-Каидой" и война в Афганистане. Главная задача линии спецсвязи теперь - не предотвратить ядерную войну, а шире обсуждать секретные международные вопросы. Подобные линии связи Москва и Лондон имеют с рядом других ключевых мировых столиц.

Стивен Ик

Редактор Русской службы Би-би-си

Разногласия по вопросу о смерти Литвиненко привели к приостановке сотрудничества между британскими и российскими спецслужбами, даже в вопросах борьбы с терроризмом. Все это сочетается с взаимным недовольством относительно шпионажа, который, как считают британские чиновники, сейчас достиг уровня времен холодной войны.

Во-вторых, Британия открыто критикует ситуацию с соблюдением прав человека в России и подавление внутренней оппозиции, равно как и заявления о приверженности Москвы принципам верховенства права.

Кремль, в свою очередь, считает это грубым вмешательством во внутреннюю политику и утверждает, что британская (а зачастую и в общем западная) критика основана на "двойных стандартах" и нежелании видеть более широкую картину происходящего в обществе, которое переживает большие перемены.

К тому же Москва крайне недовольна тем, что в Британии находится около 30 лиц (самый известный среди них - Борис Березовский), которых российские власти обвиняют в совершении различных преступлений и добиваются их экстрадиции.

Россия не соглашается с причинами, по которым британские суды отказываются разрешить выдачу этих людей – как правило, это опасения, что на родине они могут быть подвергнуты пыткам или даже убиты.

В-третьих, существует целый ряд международных проблем, в отношении которых стороны не могут договориться уже долгое время. Самая существенная из них – признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. Великобритания по-прежнему считает, что Россия оккупировала их незаконно, нарушив тем самым международное право.



Геополитические разногласия

В последние годы Россия сосредоточила свою внешнюю политику вокруг Вашингтона и Берлина.

При этом Британия (с учетом ее тесных связей с США и все еще большого влияния в Евросоюзе) препятствует желанию Кремля иметь дело напрямую с единственной существующей по-прежнему сверхдержавой и с Германией - как с дружественным партнером, руководящим внешней политикой ЕС.

Заметны перемены и на человеческом уровне. Российские чиновники подчеркивают, что встречи президента Дмитрия Медведева с премьером Британии Дэвидом Кэмероном на саммитах "Большой восьмерки" и "Большой двадцатки" в прошлом году прошли тепло.

Некоторые эксперты по внешней политике – как в России, так и в Британии – считают, что политические связи между двумя странами, возможно, были слишком сильно завязаны на личные отношения лидеров в период премьерства Тони Блэра и президентства Владимира Путина.

Выстраивание отношений на основе личной дружбы этих двух политиков, указывают наблюдатели, привело к тому, что Британия и Россия упускали из виду реальные трудности на государственном уровне.



Точки соприкосновения

Тем не менее, в конце прошлого года две страны договорились о партнерстве, предполагающем применение британского научного и образовательного опыта в российской модернизации.

Проект, по мысли его инициаторов, должен стимулировать развитие связей между университетами и научно-исследовательскими институтами России и Британии на человеческом уровне.

Из деклараций обеих сторон становится понятно, в каких именно областях возможна "перезагрузка" двусторонние экономические связи и "глобальные вызовы", под которыми понимается контртеррористическая деятельность, присутствие в Афганистане и мирный процесс на Ближнем Востоке.

Здесь есть точки пересечения геополитических интересов и общие взгляды. Россия и Британия придерживаются в целом схожих позиций по палестино-израильскому конфликту; кроме того, российские каналы связи с Ираном относительно его ядерных амбиций способствовали удержанию на плаву хрупкого переговорного процесса. Обе страны пообещали действовать в рамках "шестерки", чтобы поощрять сотрудничество Тегерана с МАГАТЭ по ядерной программе.

Афганистан и борьба с исламскими экстремистами – еще одна сфера, где Лондон и Москва разделяют общие взгляды. Британия пообещала вывести остающийся в Афганистане контингент к 2015 году. И московское, и лондонское руководство хорошо помнят, чем закончился вывод советских войск в конце 1980-х годов – падением режима Наджибуллы и приходом к власти Талибана.

Учитывая нынешнюю нестабильность и хрупкий мир в Пакистане, необходимость в "северном маршруте" доставки помощи и оружия правительству Хамида Карзая через Россию и республики Средней Азии не отпадет. И Лондон, и Москва заинтересованы в сохранении этого маршрута и его безопасности. По мнению руководства обеих стран, это помогает им отражать угрозу исламистского фундаментализма в регионе.

Среди приоритетов, указанных в совместной декларации по Афганистану – борьба с нелегальным производством наркотиков. Однако российское руководство считает, что НАТО ничего не делает для того, чтобы взять под контроль выращивание опиумного мака, и таким образом способствует наводнению России дешевым героином.



Ценность диаспоры

Наконец, есть важный человеческий фактор, который, по мнению обеих сторон, может помочь в налаживании политических связей. Это - российская диаспора в Великобритании. Предположительно в Британии находится не менее полумиллиона россиян. Россияне, отправляющие детей за границу для получения образования высоко оценивают британские школы. Существует также ряд общественных организаций, вроде Британско-российского общества, которые занимаются сохранением дружественных связей вне политических вопросов. Есть и официальные группы, такие как "Русский мир", задача которых – улучшать имидж России и укреплять связи между членами диаспоры и их родиной.



http://www.bbc.co.uk/russian/international/2011/02/110213_lavrov_uk_first_visit.shtml

14:28 15/02/2011



ЛОНДОН, 15 фев - РИА Новости. Россия преодолела свои комплексы супердержавы, и ее модернизация находится в интересах всего европейского пространства, заявил глава российского МИД Сергей Лавров, открывая Российскую бизнес-неделю в Лондонской школе экономики.

"Сложились все условия для того, чтобы модернизация России стала общеевропейским проектом, как это было еще во времена Петра Великого. Этот проект может стать центральным для преодоления последствий мирового финансового кризиса", - сказал Лавров, выступая перед лондонскими студентами.

По его словам, РФ на сегодняшний день избавилась от амбиций супердержавы, а также преодолела комплекс неполноценности. "Мы готовы искать решение существующих проблем, основываясь на главенстве закона, балансе интересов и здравом смысле", - отметил глава МИД РФ.

http://www.rian.ru/economy/20110215/334506786.html

Россия и Великобритания намерены сотрудничать в сфере обеспечения безопасности на Олимпийских играх 2012 года в Лондоне и 2014 года в Сочи (визит Лаврова).

Безопасность. "Мы заинтересованы в том, чтобы некоторые из проблем, которые в наших отношениях существуют, решались именно в правовой плоскости, без какой-либо политизации", - подчеркнул Лавров, особо отметив сотрудничество в обеспечении безопасности.

В свою очередь Хейг заявил, что Москве и Лондону необходимо "расширить сотрудничество в сфере борьбы с организованной преступностью".

Угрозу нацбезопасности составляет и оргпреступность, особенно на неподконтрольных правительству территориях «несостоятельных государств» (в группы вовлечено 38 тысяч человек), наносящая ущерб британской экономике от 20 до 40 млрд.ф.ст. в год30.

Вместе с тем, представитель британского внешнеполитического ведомства пояснил, что Лондон готов на возобновление прерванного в 2007 году сотрудничества в области безопасности и борьбы с терроризмом, однако по-прежнему отказывается напрямую контактировать с ФСБ.



http://www.rian.ru/world/20110215/334627775.html
ЛОНДОН, 15 фев - РИА Новости, Александр Смотров. Первый за долгие годы официальный визит главы российского МИД в Великобританию не принес неожиданных прорывов, однако стал важным шагом в восстановлении и налаживании связей Москвы и Лондона.

Глава МИД РФ также встретился с премьер-министром Великобритании Дэвидом Кэмероном, которому передал официальное приглашение президента России Дмитрия Медведева посетить РФ с визитом.



Визы, антитерроризм и спецсвязь

Россия и Великобритания намерены придать политический импульс упрощению визового режима. Есть цель упростить условия поездок для наших граждан, начиная, наверное, с определенных категорий, таких как деловые круги, участники культурных и образовательных обменов.

Частично стороны договорились восстановить прерванное в 2007 году сотрудничество в области безопасности и борьбы с терроризмом. Россия и Великобритания намерены взаимодействовать в сфере обеспечения безопасности на Олимпийских играх 2012 года в Лондоне и 2014 года в Сочи и в целом на спортивных мероприятиях.

Кроме того, по итогам лондонской встречи министры подписали договор о модернизации установленной почти 20 лет назад и уже морально устаревшей "горячей линии" спецсвязи политических лидеров двух стран.

Стороны также договорились о более тесном сотрудничестве в сфере обмена знаниями и совместных образовательных программ.

Международное сотрудничество

Говоря о смене власти в Тунисе и Египте, а также о перспективах подобных сценариев в других странах региона, российский министр подчеркнул, что призывы к революции контрпродуктивны.

"Мы в России пережили не одну революцию, с нас достаточно, и мы думаем, что других тоже не стоит в это втягивать. Но мы убеждены, что контрпродуктивно и требовать закручивания гаек или занимать чью-то сторону", - сказал Лавров.

Он призвал также не навязывать этим странам демократии по чьему-либо образцу во избежание двойных стандартов, а сосредоточиться на диалоге и поиске взаимоприемлемых договоренностей между всеми заинтересованными сторонами.

С тех же позиций Москва подходит и к решению иранской проблемы. Лавров четко дал понять, что Россия не сможет поддержать дальнейшие санкции против Ирана. "Дальнейшие санкции будут означать удушение иранской экономики и создание социальных проблем для населения. Мы их поддержать не сможем, я говорю об этом честно", - сказал министр.

Он добавил, что введение рядом государств односторонних санкций против Тегерана подрывает работу в группе "3+3" ("шестерка") и в СБ ООН. "Это не по-партнерски. И мы об этом открыто говорим с нашими британскими, американскими, германскими, французскими коллегами. Считаем, повторюсь еще раз, что это подрывает перспективы наших совместных действий", - сказал он.

Хейг, со своей стороны, считает необходимым усилить мирное давление на Иран и продолжать работу в формате "3+3".

Стороны также приняли традиционное для таких встреч совместное заявление по Афганистану. В частности, министры выразили свою поддержку усилиям правительства Афганистана в достижении всестороннего и представительного политического урегулирования и договорились рассмотреть возможность включения в санкционный список по противодействию террористическим угрозам со стороны "Аль-Каиды" и "Талибана" лиц, поддерживающих или финансирующих повстанческое движение.

"Министры подчеркнули, что будут совместно работать в Совете Россия-НАТО с целью обеспечения поддержки правительства Афганистана во время переходного процесса, отметив важность выполнения поставленной в ходе Лиссабонского саммита СРН задачи создания целевого фонда СРН для технического обслуживания афганских вертолетов типа "Ми". Министры отметили важную роль транзитного маршрута, проходящего по территории Российской Федерации. Они также отметили успех антинаркотического проекта под эгидой СРН и ОБСЕ, и значительный вклад в него Великобритании и России, в том числе Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД РФ", - говорится в совместном заявлении.

http://www.rusemb.org.uk/article/84

Сегодня для нас центральной внешнеполитической задачей является содействие комплексной модернизации страны, диверсификации экономики и ее переводу на инновационную, высокотехнологичную модель развития. Разумеется, эту задачу мы будем решать прежде всего в интересах своей страны, но готовы к тесному взаимодействию с нашими партнерами. Хорошо понимаем, что им небезразлично, с какой Россией они ведут дела.

Да и потенциал развития у нас огромный. Поэтому есть все условия для того, чтобы модернизация России стала общеевропейским проектом – как это было в эпоху Петра Великого. Он мог бы стать крупным ресурсом преодоления последствий глобального кризиса. В этом смысл нашего «Партнерства для модернизации» с Евросоюзом и его ведущими членами, а также другими партнерами в Европе, Азии и Америке. Это сейчас, пожалуй, самое главное, так как вопросы развития вышли на первый план для всех без исключения государств – на Западе и Востоке, Севере и Юге.

Как и в предшествующие три столетия, Россия сегодня готова брать на себя свою долю ответственности за положение дел в мире. У нас нет великодержавных амбиций, равно как нет комплекса неполноценности. Настроены на поиск развязок любых проблем на основе здравого смысла и баланса интересов. Поддерживаем объективную тенденцию формирования коллективных механизмов регулирования международных отношений на глобальном и региональном уровнях, становления нового, более справедливого и демократического полицентричного мироустройства.

Философия совместной работы лежит в основе всей внешней политики России. Мы давно отказались от идеологизированной политики, сделав выбор в пользу прагматизма, многовекторности и неконфронтационного продвижения понятных национальных интересов. В условиях стремительно меняющегося мира только на путях самого широкого международного сотрудничества можно эффективно противодействовать глобальным угрозам и вызовам. Сам их масштаб диктует позитивную, объединительную повестку дня, требует отказа от подозрений и предрассудков, которые подрывают взаимное доверие и мешают взаимодействовать.

Многое будет зависеть от того, как пойдут дела с созданием ЕвроПРО. Выступаем за реализацию этого проекта на принципах равноправия, сопряжения имеющихся у России и стран НАТО потенциалов. Этот проект станет тестом на искренность деклараций о готовности к партнерству. Рассчитываем, что работа будет вестись честно. Мы уже решили, что угрозы друг для друга не представляем. На новый уровень доверия можно выйти только решая общие задачи.

… Равно как готовы сделать все от нас зависящее для того, чтобы придать новое качество отношениям между Россией и Великобританией. Не видим никаких оснований, чтобы они не могли стать более тесными, по-партнерски доверительными и стратегически стабильными. Нас не разделяет ни «железный занавес», ни Берлинская стена. Да и в целом между нами больше общего, чем может показаться на первый взгляд.

Возможно, поэтому в истории, как бы наши страны ни расходились по тем или иным вопросам, в конечном счете мы оказывались вместе перед лицом общих вызовов, подчас экзистенциального масштаба. Так было в Первую и Вторую мировые войны. Вы знаете, во что обошлись они России. Что касается «холодной войны», то я бы рассматривал ее как искривление времени и пространства в европейской и мировой политике. Хотя и у этого периода были свои исторические достижения – это и внутриевропейское примирение, и европейское строительство, и выработка устойчивой социально ориентированной модели экономического развития.

По большому счету только сейчас Европа и мир выходят из эпохи, запущенной Первой мировой войной – подлинно европейской катастрофы, глубинные причины которой еще только предстоит до конца осмыслить.

Сейчас, когда в мире уходят в прошлое последние имперские искушения, Россия и Британия тем более обречены быть вместе – перед лицом общих угроз. Назову лишь одну – международный терроризм. Трагедия 24 января в аэропорту «Домодедово» унесла жизни граждан шести стран, в том числе гражданина Великобритании. К сожалению, именно в этой области наше сотрудничество буксует. Не по нашей вине.

В то же время политический диалог набирает обороты.

Вместе с британскими партнерами мы определили шесть ключевых направлений диверсификации деловых связей – финансовые услуги, высокие технологии, энергетика и энергоэффективность, поддержка малого и среднего бизнеса, сотрудничество по дальнейшему использованию инфраструктуры Олимпийских игр и других крупных спортивных мероприятий, а также улучшение делового климата.

Разумеется, неотъемлемая составляющая успеха – облегчение режима взаимных поездок граждан. Мы отметили заявление премьер-министра Д.Кэмерона в поддержку введения безвизового режима для поездок граждан России в европейские государства-участники Шенгенского соглашения. Рассчитываем, что такой подход найдет свое отражение и в наших двусторонних отношениях по визовой проблематике. Отсутствие полноценного соглашения в данной области реально тормозит связи в гуманитарно-культурной области, по линии гражданского общества.


Hague admitted on Tuesday that London's differences with Moscow would not be resolved overnight but said relations were steadily improving.

"Yes, we've had some serious disagreements between our countries. We don't always see eye to eye now," Hague said.

But he added: "Sergei Lavrov's visit only four months after I travelled to Moscow shows that our countries continue to seek a patient, steady improvement in relations."

Despite the warm words, a steady stream of diplomatic wrangles has marred efforts to improve ties.

Just this month, the countries exchanged sharp remarks over the expulsion of the Moscow correspondent of British newspaper The Guardian.

Russia is in turn angry over the case of its national Katia Zatuliveter, who was arrested while working as a researcher for a British lawmaker and faces possible deportation over allegations she was spying.



http://www.google.com/hostednews/afp/article/ALeqM5g4x-JMgcGZqesFpXIOSCaXHmSc9g?docId=CNG.18c7537f0f9d88ef97286ae3f95539ab.4b1

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница