Доклад Исполнитель: Шереметьева Ирина Андреевна




Скачать 70.99 Kb.
Дата17.09.2016
Размер70.99 Kb.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный социально-педагогический университет»
Факультет социальной и коррекционной педагогики

Кафедра специальной педагогики и психологии


«Использование информационных технологий в коррекционных школах »

Доклад




Исполнитель:

Шереметьева Ирина Андреевна

студентка группы СКП-ЛПБ-21

Научный руководитель:

Шипилова Е.В

Волгоград 2015

Современное школьное образование невозможно представить без использования компьютеров. Дети зачастую быстрее и успешнее взрослых осваивают эту сложную технику. Достоинства компьютерного обучения несомненны, а необходимость овладения компьютерной грамотой тем, кому предстоит жить в XXI в., очевидна. Приобщение современных школьников к информационным технологиям набирает обороты с каждым годом. Как свидетельствуют данные социологических исследований, возрастная граница первого опыта работы с компьютером существенно снизилась. Пять лет назад половина подростков 15-16 лет имели опыт общения с компьютером, сейчас 50-процентный барьер «взят» уже дошкольниками

В последнее десятилетие под влиянием социально-политических изменений в стране произошел резкий перелом в ценностных ориентациях государства, стали переосмысливаться права человека, права ребенка, права инвалидов. Началось освоение обществом новой философии: признание неделимости общества на «полноценных» и «неполноценных», признание единого сообщества, состоящего из разных людей с различными проблемами.

Государство провозглашает антидискриминационную политику по отношению к инвалидам. В этом контексте резко изменилась оценка обществом и государством состояния системы специального образования и перспектив ее развития, оно стало характеризоваться как кризисное. Одновременно на федеральном и региональном уровнях начинают возникать инициативы по внедрению в практику нетрадиционных методов психолого-педагогической коррекции, новых форм организации специального обучения детей с интеллектуальной недостаточностью

Появление новой техники в 80-х годах обусловило необходимость обеспечения так называемой массовой компьютерной грамотности, подготовки специалистов качественно нового уровня. Применительно к школьному образованию выражение «компьютерная грамотность» обозначало новую стратегию обучения, при этом смысл его в начале эпохи

компьютеризации школьного образования (примерно в 1985 г.) был довольно расплывчатым. С тех пор понятие «компьютерная грамотность» так и не получило более или менее четкого определения, однако это обстоятельство не мешает различным специалистам широко его использовать. По мнению В.М. Монахова, А.А. Кузнецова, С.И. Шварцбурд, компьютерная грамотность - совокупность знаний, умений и навыков, овладение которыми позволит подготовить учащихся к возможности применения вычислительной техники в практической деятельности. С целью формирования компьютерной грамотности в массовую школу был введен курс информатики. При этом ученые и методисты, занимающиеся компьютеризацией школьного обучения, не всегда сходились во мнении о содержании этого курса. Одни полагали, что на уроках информатики должна обеспечиваться профессиональная подготовка (крайняя точка зрения); другие говорили о так называемой предпрофессиональной подготовке; третьи рассматривали этот курс как общеобразовательный, но сводили его к решению (с помощью компьютера или без него) задач, относящихся по содержанию к другим школьным предметам. Ни одна из этих точек зрения не применима, во всяком случае непосредственно, к специальной школе. К моменту появления компьютеров в специальной школе (в начале 90-х годов) уже имелся опыт нескольких лет использования компьютеров в массовой школе, в основном на уроках информатики.

По мнению И. А. Никольской, по ряду причин этот опыт не мог быть использован в условиях специальной школы. Во-первых, информатика как предмет вводилась только в специальные школы с цензовым образованием, каковой не является, например, коррекционная школа VIII вида. Во-вторых, содержание курса информатики массовой школы было рассчитано на неполное среднее образование (девятилетку), в то время как учащиеся девятых классов специальных школ имеют более низкий общеобразовательный уровень. Поэтому содержание компьютерного обучения в общеобразовательной школе не могло быть механически перенесено в специальную школу. В-третьих, в специальной школе обучение помимо общих целей имеет специфические, коррекционные цели, которые также следует иметь в виду при использовании компьютеров. И, наконец, очевидно, что и методы компьютерного обучения должны соответствовать особенностям познавательной деятельности аномальных детей и не могут быть взяты в готовом виде из массовой школы.

Таким образом, вместе с новой техникой в специальные школы пришли и новые проблемы: методологические, педагогические, наконец, технические.

В настоящее время отчетливо проявляется тенденция введения предмета информатики в коррекционные школы для обучения умственно отсталых детей. Хотя настораживает тот факт, что часто решение о введении данного предмета в обучение умственно отсталых детей обуславливается лишь наличием учебного компьютерного класса. Целью курса информатики при данном подходе является обучение детей работе на компьютере, используя его в качестве тренажера или демонстратора.

Сейчас особенно остро встает вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей-сирот и детей, лишившихся попечения родителей и живущих в домах-интернатах. Имея глубокие исторические корни, современное общественное воспитание детей-сирот в силу различных причин оказалось не в состоянии эффективно решать проблему социальной адаптации сирот, в том числе и имеющих отклонения в развитии. Отдельные исследования показали, что в развитии умственно отсталых детей имеется ряд специфических особенностей, характеризующих низкий уровень межличностных отношений, недоразвитие речемыслительной деятельности, специфические проявления эмоционально-волевой сферы. Вследствие дефицита общения у детей не формируются устойчивое положительное самоощущение и активная позиция к окружающему миру, навыки совместных действий и умений действовать по образцу; умственные действия у детей с отклонениями крайне ситуативные, воображение не развито, познавательная инициатива отсутствует и т.д.

Преподавание информатики в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида ориентировано на ведущую деятельность ребенка -игру. Все задания носят игровой, занимательный характер, не превышают доступный возрасту уровень сложности и формализации. Задания удовлетворяют возрастным интеллектуальным потребностям детей с отклонениями в умственном развитии и развивают их способности. В работе на компьютере соблюдаются санитарно-гигиенические нормы и правила. Используется мультимедийный способ подачи информации.

Задачи введения предмета информатики в коррекционное обучение:

- развитие психических функций учащегося: мышления (и том числе алгоритмического), внимания, памяти, воображения, воли и т.д.;

- знакомство с информационными процессами в современном обществе;

- формирование основных навыков использования компьютера как универсального инструмента для решения разнообразных задач;

- формирование коммуникативных способностей;

- развитие творческих способностей;

- индивидуализация обучения;

- использование компьютера как средства познания.

С помощью использования информационных технологий учащиеся с отклонениями в умственном развитии достигают следующих результатов:

- дети легче усваивают понятия формы, цвета, величины;

- глубже постигаются понятия числа и множества;

- быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, в статике и движении;

- тренируется внимание и память;

- дети раньше овладевают чтением и письмом;

- активно пополняется словарный запас;

- развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз и руки;

- воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;

- развиваются воображение и творческие способности;

- развиваются образное и теоретическое мышление, позволяющее детям планировать свои действия.

Рекомендуется компьютерную поддержку осуществлять электронными средствами учебного назначения сообразно планированию. Примерный тематический перечень электронных средств учебного назначения:

- компьютерные азбуки и буквари для ознакомления работы с текстом;

- клавиатурные тренажеры с ненавязчивой скоростью работы;

- компьютерные раскраски и геометрические конструкторы;

- компьютерные лабиринты для управления объектом;

- компьютерные мозаики;

- логические игры на компьютере;

- компьютерные энциклопедии;

- компьютерные топологические схемы;

- компьютерные учебники с иллюстрациями;

Литература

1. Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. 2002. № 3.

2. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1986.

3. Никольская И.А. Информационные технологии в специальном образовании. М., 2004.



4. Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. 2002. № 1.

5. Ермолаева М.В. Психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. М., 1998.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница