Довольно интересная. О том, кто такие меценаты, наверное, знают все. Но для себя в ходе этого исследования я узнала много нового




Скачать 60.55 Kb.
Дата10.10.2016
Размер60.55 Kb.
Коханова Татьяна, 12 лет,

7 класс, МБОУ «Лицей № 18»

г.Новочебоксарск,

Чувашская Республика


Меценаты моей малой родины.

(Мини-исследование)


Введение
Меценатство в России – тема довольно интересная. О том, кто такие меценаты, наверное, знают все. Но для себя в ходе этого исследования я узнала много нового.

Оказывается, это понятие нарицательное, происхождение ведет от реального исторического лица. Знатный римский вельможа, Гай Цильний Меценат, соратник императора Октавиана, прославился тем, что оказывал помощь талантливым поэтам и писателям, преследуемым властью. Он спас от смерти автора бессмертной «Энеиды» Вергилия и многих других деятелей культуры, чьи жизни находились под угрозой по политическим мотивам.

Меценатство сегодня очень важная тема.

Особенно актуальной становится эта тема в условиях экономического кризиса. Для себя я выбрала тему исследования «Меценаты моей малой родины».

Цель моего исследования – показать историческую роль меценатов Чувашского края.

Отсюда вытекают задачи: 1. Изучить литературу по вопросу. 2.Составить список имен меценатов. 3. Проанализировать изученную литературу. 4. Провести анкетирование ровесников. 5.Обобщить полученные результаты.



Методы исследования: 1.Теоретический: теоретический анализ источников. 2. Эмпирический: социологический опрос-анкетирование. Выбор методов продиктован характером работы.

Объект исследования: история развития меценатства в Чувашии.

Предметом исследования являются меценаты и их деятельность.

Материалом послужили художественно-публицистические издания и материалы интернет-сайтов. Две главы исследования – это творческая компиляция источников.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Глава 1. Купцы-меценаты Чувашии.
О благотворительности и меценатстве знают многие люди. Но часто наши знания заканчиваются называнием имен Третьякова (кто не знает Третьяковскую галерею?!), Щукина, Морозова.

В XVIII – XX вв многие купцы в Чебоксарах принимали участие в благотворительности, являлись меценатами, поддерживающими церкви, культуру, образование.

По изученной литературе я составила список меценатов и того, на что они направляли свои средства.

Так, на официальном сайте «За добро» [ 1 ] говорится о том, что в 1770 г. Алексей Семенович Арбатов выстроил «кладбищенскую церковь во имя Нерукотворного образа Спасителя».

Был и другой меценат, купец Лев Кокшайский, который обновил иконостас храма во имя Владимирской иконы Божией матери в чебоксарской Владимирской пустыни [ 2 ]- информационный сайт столицы Чувашии – Чебоксары онлайн .

На сайте Государственного исторического архива Чувашской Республики [ 3 ] можно найти записи о том, что при вспомоществовании купца первой гильдии Андрея Петровича Астраханцева, который с 1886 года был церковным старостой Успенской церкви, в 1896-1897 годах построена была каменная паперть, а в 1897 – часовня, в 1903 – одноэтажный каменный дом.

Однако, пожалуй, самая известная фамилия – это династия Ефремовых. Эта семья возводила церкви, в годы русско-японской войны помогала голодающим, открыв бесплатную столовую, устроили приют для детей-сирот, проводили сбор средств в фонд помощи раненым и бедным. На их счету и материальная поддержка школьных просветительских учреждений. Прокопий Ефремов для организации четырехклассной женской прогимназии выделил около 10 тысяч рублей, в 1880-е финансировал приобретение книг для чебоксарской публичной библиотеки.

Но не одни они жертвовали деньги на образование. Так, в числе других купцов средства на открытие гимназии пожертвовал и Петр Георгиевич Кушев.

Купец Г.Г.Волочков на свои средства купил здание для Козловского земского училища, которому затем всячески оказывал финансовую помощь.

В статье Ф.Н.Козлова «Благотворители из чувашской глубинки» рассказывается и об алатырском мещанине И.В.Новикове, который в 1907 г.для размещения реального училища предоставил свой дом. В Алатыре же купцы Поповы не только содержали церковно-приходскую школу, но даже «учредили стипендии имени потомственных граждан Кирилла Николаевича и Прасковьи Сергеевны Поповых (1912) для алатырского городского училища и стипендию имени Государя императора Николая II Александровича для детей служащих торгово-промышленного товарищества «К.Н.Попов и К» (1913).

Вообще, о меценатах можно много говорить, это материал не для одного исследования. Каждой фамилии, семье надо было бы посвятить даже не по одной книге. А скольких даже не успели назвать! И множество фактов просто выпали из обзора, а ведь они также говорят об отношении к людям. Так, купцы Ефремовы разрешали рабочим своего лесопильного завода брать бесплатно отходы производства, а крестьянам, которые были заняты на вывозе леса, отпускался бесплатно корм для лошадей.

Другая известная купеческая династия – Таланцевы – позаботились о своих работниках, открыв Клуб служащих Торгового дома «Бр.Таланцевы». И такие моменты были выгодны обеим сторонам.


Глава 2. Меценаты – просветители.
Известные чувашские династии дали нашему краю не только купцов-предпринимателей. Из этой среды вышло немало людей искусства, науки и культуры, которые, в свою очередь, вели не только просветительскую, но и меценатскую деятельность.

Например, Николай Неверов, сын чебоксарского купца Павла Александровича, стал инициатором создания республиканского краеведческого музея. А дочь алатырского купца Николая Кирилловича Попова Надежда – основоположник эколого-географического направления в почвенной микробиологии. И конечно же, в нашей республике все знают Николая Ивановича Ашмарина, доктора тюркологии, известного ученого, члена-корреспондента Академии наук СССР.

Не могу не рассказать о Иване Евменьевиче Цветкове. Родился он в семье священника в Алатырском уезде Симбирской губернии. Правда, после окончания в 1873 г. Московского университета жил в Москве. И именно там познакомился с коллекцией М. Третьякова, после чего стал собирать графику русских художников, рисунки, гравюры. А в 1898 г. приобрел дом на Пречистенской набережной под свою галерею. Цветков передал особняк с коллекцией в дар Москве. До 1925 года эта галерея существовала в качестве художественного музея, а затем стала отделом рисунков Третьяковской галереи. Благодарные потомки в честь мецената установили мемориальную доску в доме на Пречистенской набережной, 29.
Заключение.
В данном исследовании охвачены лишь начальные страницы истории меценатства моей малой родины. Я только рассмотрела несколько направлений, в рамках которых развивалась эта деятельность.

В первой главе были рассмотрены промышленно-торговые династии, которые распространяли своё меценатство на церковь, образование, поддержку неимущих и сирот.

Во второй главе представилось возможным рассмотреть развитие меценатства в сфере науки, культуры, искусства.

В качестве исследовательской составляющей я провела опрос своих ровесников. Целью анкетирования было выявить, что знает современная молодежь о меценатстве и меценатах. На вопросы ответили два седьмых класса – 58 человек.



Вопросы были следующие:

  1. Что такое меценатство? (53 человека ответили приблизительно, 5 – не знали ответ на вопрос)

  2. Знаете ли вы этимологию (происхождение) слова? (ответ на этот вопрос не знал никто)

  3. Какие фамилии меценатов вы можете назвать? (12 человек назвали фамилию Третьякова, остальные затруднились ответить на вопрос)

  4. Слышали ли вы о Третьяковской галерее? (Положительный ответ дали все 58 респондентов)

  5. Почему она так называется? (Только 12 точно знали ответ)

  6. Какие известные фамилии купцов и просветителей, имеющих отношение к Чувашии, вы можете назвать? (Ефремова, Ашмарина, Яковлева или хотя бы одну из фамилий назвали все)

  7. Можете ли вы привести примеры меценатства в наше время? (практически все затруднились ответить).

В результате обработки данных анкет мы пришли к выводу, что нынешняя молодежь плохо представляет, что такое меценатство, путает это понятие с понятиями «благотворительность», «спонсорство». К сожалению, многие не знают имен самых известных российских меценатов. Следовательно, надо вести просветительскую работу, а возможно, и создавать социально значимые ролики на телевидении, чтобы через знакомство с ними приходили знания.
Использованные источники:


  1. http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=578&id=441892 - официальный сайт «За добро»

  2. http://www.cheboksary.ru/culturen/26072007/page2741 - информационный сайт столицы Чувашии – Чебоксары онлайн

  3. http://www.gia.archives21.ru/default.aspx?page=./3700/7333 - сайт Государственного исторического архива Чувашской Республики

  4. Ф.Н.Козлов «Благотворители из чувашской глубинки»


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница