Экзаменационные вопросы кандидатского минимума по философии науки для аспирантов и соискателей Ухтинского государственного университета




Скачать 50.85 Kb.
Дата01.10.2016
Размер50.85 Kb.
Экзаменационные вопросы кандидатского минимума по философии науки для аспирантов и соискателей Ухтинского государственного университета
Утверждены на заседании кафедры философии, социологии и политологии от 09.04.2015

Протокол № 11.


РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ


  1. История и философия науки: основные проблемы.

  2. Наука как одна из форм освоения действительности. Основные формы бытия науки – наука как познавательная деятельность, как феномен культуры, как социальный институт.

  3. Роль науки в современном образовании и формировании личности. Наука как мировоззрение, как производительная и социальная сила.

  4. Философия науки, ее аспекты.

  5. Возникновение и основные исторические этапы развития науки. Общая характеристика.

  6. Культура античного полиса и становление первых научных программ.

  7. Научные знания в эпоху Средневековья и в эпоху Возрождения.

  8. Наука в эпоху Нового времени. Формирование предпосылок опытного и теоретического знания. Проблема методов познания. Научно-философские идеи Ф.Бэкона, Р.Декарта, И.Канта, Г. Гегеля и др.

  9. Особенности классической науки, ее оснований.

  10. Предпосылки формирования и характерные черты неклассической науки.

  11. Постнеклассическая наука, ее особенности. Общая характеристика.

  12. Наука и научные революции. Основные типы научных революций, их особенности.

  13. Научная рациональность. Основные типы научной рациональности.

  14. Наука и научная картина мира. Исторические формы научной картины мира.

  15. Функции научной картины мира: картина мира как онтология, как форма систематизации знаний, как исследовательская программа.

  16. Динамика осуществления и развития научного знания. Возникновение и развитие научных теорий.

  17. Общие и философские основания науки, их роль в становлении и развитии научного знания.

  18. Классификация наук и вопросы периодизации истории наук.

  19. Научное знание и его структура. Многообразие типов научного знания.

  20. Эмпирический и теоретический уровни научного познания, критерии их различения.

  21. Особенности эмпирического знания. Методы эмпирического знания.

  22. Особенности теоретического знания. Методы познания теоретического знания.

  23. Наука и методология. Методы научного познания, их классификация.

  24. Философия и ее роль в развитии научного знания.

  25. Особенности современного этапа развития науки. Специфические черты современной (постнеклассической) науки.

  26. Постнеклассическая наука и изменения мировоззренческих установок техногенной цивилизации.

  27. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов.

  28. Наука и идеология.

  29. Наука и этика.

  30. Наука как социальный институт. Становление институциональных форм научной деятельности – научные сообщества и школы, подготовка научных кадров и т.д. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.

РАЗДЕЛ II. СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЛАСТЕЙ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ



  1. Зарождение науки «Безопасность жизнедеятельности « в трудах древних философов.

  2. Исторические предпосылки разработки средств и методов защиты от опасностей.

  3. Точность в современном научном познании.

  4. Галактоцентрическая парадигма и её роль при разработки нефти и газа.

  5. Анализ проблем технологий промысловых газоконденсатных исследований скважин.

  6. Проблемы и пути развития искусственного интеллекта и робототехники.

  7. Интернет и социальные сети в жизни современного человека.

  8. Геофизика в планетарном масштабе.

  9. Философия организации предприятия.

  10. Философия труда (Зиммель).

  11. Философский смысл основных понятий кибернетики.

  12. Возникновение и развитие системных идей. Сущность системности.

  13. Понятие времени в геологии.

  14. Эволюция философских нефтегазогеологических идей.

  15. Философский смысл современных способов решения энергетической проблемы.

  16. Философские проблемы экономической жизни общества.

  17. Финансовый кризис: философская рефлексия.

  18. Сущность и основные качества «экономического человека».

  19. Роль математического моделирования в электрификации и автоматизации технологических процессов.

  20. Наука и образовательный процесс. «Парадигма знания» современного образования.

  21. Идеи В.И. Вернадского о пространстве и времени как свойствах эмпирически изучаемых процессов.

  22. Информатизация общества как социальный процесс. Информатизация и компьютеризация;

  23. 4.Значение трубопроводного транспорта углеводородов для Российской Федерации.

  24. Проблема модернизации газораспределительных станций: экологический и социальный аспекты.

  25. 1. Научная картина мира как систематизация знаний и научно-исследовательская программа.

  26. Формирование универсальных теорий в XX - XXI веках.

  27. Критерии демаркации научного знания..

  28. Предмет и метод институционализма, основные отличия от других экономических школ.

  29. Глобализация экономической деятельности. Формирование глобальной экономики.

  30. Специфика философско-методологических проблем экономической науки.

  31. Теория Й. Шумпетера о капиталистическом обобществлении производства.

  32. Современные концепции метода экономической науки (Л. Роббинс, Т. Хатчинсон, М. Фридмен).

  33. Проблема создания безотходных производств

  34. . Проблема самоорганизации материальных систем

  35. Значение информационных технологий для современного общества

  36. Техника: ее специфика и закономерности развития. Техника и технические науки. Философия техники

  37. Глобальные проблемы, причины их возникновения и основные признаки.

  38. Ассоциативно-рефлекторная теория обучения

  39. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий

  40. Теория проблемно-деятельностного обучения

  41. Теория содержательного обобщения В.В.Давыдова - Д.Б.Эльконина (развивающее обучение)

  42. Концепция программированного обучения

  43. Бихевиористская теория научения

  44. Гештальттеория усвоения

  45. Суггестопедическая концепция обучения

  46. Теория обучения на основе нейролингвистического программирования.

  47. Пространство и время в химии.

  48. . Индукция и дедукция, анализ и синтез в химии.

  49. . Возникновение химии как науки.

  50. . Роль гипотезы в химии.

  51. Необходимость и случайность в хими.

  52. . Научная абстракция.

  53. .Эксперимент в химии

  54. . Перспективы развития трубопроводного транспорта нефти.

  55. . Преимущества трубопроводного транспорта по сравнению с другими видами транспорта углеводородов.




База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница