ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ
«МАГДЕБУРГСКОЕ ПРАВО НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ»
Балыкина Е. Н. ([email protected])
Грибко И. Л. ([email protected])
Белорусский государственный университет (БГУ), г. Минск
Аннотация
В работе раскрывается структура, компоненты, технология проектирования, методика обучения электронного учебного издания «Магдебургское право на территории Беларуси». Тридцать тематических блоков издания посвящены раскрытию социально-экономической сферы городской жизни Беларуси, самоуправлению и истории магдебургского права 30 городов.
Концепция информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года среди прочих направлений выделяет разработку электронных образовательных ресурсов, основу которых должны составлять электронные учебники и учебные пособия [1].
На историческом факультете Белорусского государственного университета (БГУ) в рамках личностно-ориентированного обучения методом проектов [2, 3, 4] совместно студентами и преподавателями разработан и внедрен ряд электронных учебных изданий (ЭУИ) [5], среди которых проект – ЭУИ «Магдебургское право на территории Беларуси».
ЭУИ предназначено для студентов факультетов гуманитарного профиля, учителей и преподавателей ВУЗов, для ознакомления в качестве дополнительного материала учениками общеобразовательных учреждений образования, а также всем, кто интересуется историей Беларуси.
Цель – углубленное изучение истории магдебургского права на территории Беларуси, выявление его особенных черт в различных городах Беларуси.
Е-издание проектировалось на основе материалов учебных пособий, законодательных и актовых источников по истории Беларуси, научной литературы, тематических Интернет-ресурсов.
Компонентный состав реализован основным и дополнительным разделами. Основной: теория; практика, контроль. В теоретическом (лекционном) материале представлены:
30 тематических блоков, посвященных раскрытию социально-экономической сферы городской жизни Беларуси, самоуправлению и истории магдебургского права 30 городов;
видеоматериалы (история магдебургского права и гравюры областных центров современной Беларуси);
тематические аудиоматериалы;
фотогалереи (посвящены городской белорусской геральдике и историческим персоналиям);
диаграммы для отображения статистического материала;
более 250 изображений и схем.
Практика представлена тематическими заданиями, обучающим и тренинговым тестами. Тест небольшой – 30 разноуровневых тестовых заданий (ТЗ) четырех форм согласно теории и методики педагогических измерений [6; 7]. Тест реализован в инструментальной тестовой среде MyTestX v.10.2.0.2.
Контроль представлен диагностическим тестом.
В дополнительном разделе разработаны
«Исторический глоссарий» и «Исторический портрет»;
фотогалереи;
интерактивная карта белорусских городов.
Работа с ЭУИ начинается с заставки, кадра мотивации, главного меню, раздела навигации. Далее следует теоретический материал. Затем предлагается обратиться к видео- и аудиоинформации, интерактивной карте. В заключении материал закрепляется и диагностируется с помощью тестов. На первом этапе предложен тест-обучение, который предоставляет теоретический материал до ТЗ, подсказку во время ответа на задание и объяснение ошибки после неверного ответа; ТЗ подаются последовательно без ограничения времени с возможностью пропуска задания и возвратом к нему в конце теста. Затем следует тест-тренаж уже без теоретического материала. Завершает работу тест-контроль, где ТЗ даются в случайном порядке, тест-контроль ограничен по времени.
На ежегодной 73-й конференции студентов, магистрантов и аспирантов БГУ (18 мая 2016 г.) была успешно проведена презентация и апробация образовательного е-проекта [8]. Планируется внедрение ЭУИ «Магдебургское право на территории Беларуси» в учебный процесс с размещением в университетском репозитории.
Литература
-
Концепция информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 г. // Официальный интернет-портал Министерства образования Республики Беларусь [Электрон. ресурс]. — 2012. — Режим доступа: http://www.edu.gov.by/sm.aspx?guid=437693. — Дата доступа: 10.04.2016.
-
Балыкина, Е. Н. Электронные учебные материалы СНИЛ “История и компьютер” Белгосуниверситета в контексте проектного обучения / Е. Н. Балыкина, Д. Н. Бузун // Информационный бюллетень Ассоциации “История и компьютер”/ Москов. гос. ун-т; редкол.: Л. И. Бородкин, И. М. Гарскова. – М.: Азбука, 2006. – № 33. – С. 118–139.
-
Яновский, О.А. Проектная деятельность студентов в процессе создания электронного приложения к учебно-методическому пособию «Университетоведение» / О.А. Яновский, Е.Н. Балыкина // Инновационные подходы в исторических исследованиях: информационные технологии, модели и методы. Инф. бюлл. Ассоциац. «История и компьютер» № 38: [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1028457. – Дата доступа: 13.01.2013.
-
Балыкина, Е.Н. Электронная поддержка лекций (на примере темы «Книгопечатание на территории Беларуси в XVI – начале XVII в.») / Е.Н. Балыкина, И.Л. Грибко // Информационный бюллетень Ассоциации «Истории и компьютер». — № 42. Октябрь 2014 г. Москва, 2014. – С. 180—187.
-
Балыкина, Е.Н. Электронное учебное издание «Радзивилловское наследие» / Е.Н. Балыкина, И.Л. Грибко // Применение новых технологий в образовании: материалы XXVI Междунар. конф., Троицк-Москва, 24-25 июня 2014 г. / Региональный общественный фонд новых технологий в образовании «Байтик»; редкол.: М.Ю. Алексеев [и др.].— Троицк, 2015. — С. 366—368.
-
Сайт научно-методической поддержки слушателей курсов В.С.Аванесова [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.testolog.narod.ru/. – Дата доступа: 13.01.2016.
-
Балыкина, Е.Н. Компьютерное педагогическое тестирование: теория и практика: учеб.-метод. пособие (с приложением CD) / Е.Н. Балыкина, Д.Н. Бузун. – 4-е изд. – Минск: РИВШ, 2016. – 104 с.
-
Программа 73-й конференции студентов, магистрантов и аспирантов БГУ (18 мая 2016 г.) [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://nirs.bsu.by/Programma.pdf. – Дата доступа: 10.05.2016.