Естественно, при такой большой умственной нагрузке учащимся должны быть привиты прочные навыки рацио­нальной организации режима труда и отдыха




Скачать 150.05 Kb.
Дата 26.08.2016
Размер 150.05 Kb.
Введение
Человечество вступило в такой период развития, когда эффективность работы определяется, прежде всего, уме­нием управлять сложными машинами и технологическими процессами, творчески мыслить и действовать, рациональ­но использовать бурно растущий поток информации. Уров­ни здоровья и образования определяют работоспособность и социальную активность человека.

В связи с этим задачей первостепенной важности явля­ется научная разработка, и внедрение таких правил и форм организации труда, которые обеспечат наибольшую эффек­тивность умственной работы при полном сохранении здо­ровья. Рациональная организация умственного труда должна способствовать еще большему раскрытию духов­ных сил, волевых качеств и умственных способностей со­ветского человека и крайне необходимо, чтобы знания и навыки правильной организации умственной деятельности были заложены в школьные годы.

К умственной нагрузке учащихся, помимо уроков и выполнения домашних заданий, относятся просмотр телевизионных передач, работа с компьютером, заня­тия в кружках, занятия музыкой, чте­ние художественной и научно-популярной литературы.

Естественно, при такой большой умственной нагрузке учащимся должны быть привиты прочные навыки рацио­нальной организации режима труда и отдыха.

Современные условия жизни, стремительные темпы развития науки и техники, совершенствование учебных и трудовых процессов, быстрый рост объема необходимой информации и др. предъявляют к организму ребенка высокие требования. Пластичность функциональных систем растущего организма способствует сравнительно быстрой его адаптации к широкому кругу самых разнообразных воздействий окружающей среды. Однако еще не вполне сформировавшийся организм не всегда способен адекватно реагировать на учебные нагрузки, недостаточную двига­тельную активность, что нередко приводит вначале к функ­циональным расстройствам, а затем и к заболеваниям.

Значительная учебная нагрузка, нередко отсутствие четкого чередования умственного напряжения с отдыхом, физическим трудом, прогулками, занятиями физкультурой и спортом, недостаточный сон могут привести к переутом­лению школьника. Поэтому в школе и дома должны быть созданы условия, исключающие неблагоприятные влияния указанных факторов на здоровье.

Итак, факторами внешней среды называется совокупность явлений, окружающих школьника и оказывающих всяческое воздействие на организм, его рост и развитие.

По мере становления досуговедения – нового самостоятельного раздела педагогической науки и практики – категория досуга начинает отмежевываться от близких по смыслу понятий “свободное время”, “отдых”. В этой триаде самым емким слагаемым является “свободное время”, понимаемое как вся часть внерабочего времени, остающаяся у человека. Отдых чаще всего рассматривается как пассивное времяпрепровождение, необходимое для восстановления сил: “покоиться после трудов”, “дать себе роздых”, “ничего не делать”, “уставши сидеть, лежать или стоять, собираясь с силами” (по В. Далю). Досуг же следует трактовать как отдых активный, заполненный забавными и влечениями души, Продолжает эту смысловую традицию и С. А. Шмаков – созидатель теоретических основ педагогики досуга, который образно и одновременно точно определяет досуг как “раз – влечение” (разные влечения), понимая под влечением сильную склонность к чему-либо. Досуг учащихся в самом широком смысле – это пространство, время, ниша жизнедеятельности и содержание занятий, которые выходят за пределы учебной деятельности.


1.5. Проведение свободного времени
В бюджете каждого школьника существует и такое, когда он оказывается свободным от обязательных занятий, и сам, не по обязанности, не в силу долга,
а в соответствии с личными склонностями, желаниями, интересами слушает радио или смотрит телепередачи, ведет беседу с товарищем, занимается спортом или читает книгу. А может быть и так, что он ничем не занимается и бродит по улице, на­деясь, что подвернется какое-нибудь интересное дело.

Проблема организации внеучебного времени школьни­ков не нова, она издавна волнует педагогов и медиков. Известный отечественный педагог К. Д. Ушинский более 100 лет назад писал, что у человека портится голова, сердце и нравственность, если он не знает, чем ему занять день.

С мыслями К. Д. Ушинского как бы перекликаются мысли великого русского писателя нашей эпохи А. М. Горь­кого, который говорил, что на день надо смотреть, как на Маленькую жизнь, надо проверять, чем богата эта жизнь.

А многие ли ребята способны смотреть на день, как на маленькую жизнь? Ведь от взрослых во многом зависит, чем ученик заполнит свое свободное время, проведет ли его с пользой для себя, для коллектива, для общества или будет искать весьма сомнительные развлечения.

Только 25—30 ч в неделю учащиеся бывают в школе, а чем они заняты во внеурочное время, как организован их досуг? Как наполнить его содержательной деятель­ностью, не лишая школьника возможности выбрать себе занятия по вкусу? Как, наконец, научить детей разумно и интересно отдыхать? Все эти проблемы то и дело возни­кают в повседневной жизни.

Свободное время школьников может быть занято самой разнообразной деятельностью. В одних случаях эта дея­тельность организуется взрослыми — вожатыми, учителями, руководителями кружков, родителями, в других — дети организуют ее сами как общую, совместную деятельность. Они создают футбольные и хоккейные команды, затевают различные игры, компанией отправляются за грибами, собираются во дворах и подъездах для обслуживания своих неотложных ребячьих дел. Значительную часть до­суга многие школьники проводят в одиночку, занимаясь любимым делом: одни читают или смотрят телепередачи, другие что-нибудь мастерят, третьи рисуют, лепят, выши­вают и пр.

Ребят, прежде всего надо увлечь интересными и полез­ными делами. Полученные на уроках знания по литерату­ре, истории, математике и биологии учащиеся могут до­полнить и углубить в различных клубах, творческих объе­динениях, участвуя в диспутах и дискуссиях, теоретиче­ских семинарах, в процессе опытной работы; многие тру­довые навыки приобрести в процессе общественно полез­ной деятельности в школьных ученических бригадах, мас­терских и т. п.

Организуя свободное время школьников, необходимо учитывать специфику их основной суточной деятельности, ребенок в школе затрачивает немалые усилия на то, чтобы овладеть новыми знаниями, умениями и навыками. После классных занятий дети должны иметь хороший отдых. Вернувшись из школы, они могут до обеда поиграть, по­мочь по дому в мелких хозяйственных делах, после обе­да — отдохнуть и пойти погулять.

Не будет преувеличением сказать, что основная часть информации, получаемой школьниками во внеучебное вре­мя, поступает к ним из телепередач. В наши дни телеви­дение решительно вторглось в детство. На него направлен теперь мощный поток зрительно-слухо­вой информации. К телевизору тянутся дети всех возрас­тов и разных способностей.

Многие школьники вследствие своей любознательности, любопытства, отсутствия прочных навыков соблюдения режима дня смотрят все, что появляется на экране. Все чаще дети отдают предпочтение игре на компьютере, «зависают» в Интернете. Некоторые родители не только не ограничивают своих детей во времени, но даже снисходительно относятся к такому времяпрепровождению их детей, усматривая в этом одно из лучших средств отвлечения их от «пагубного» влияния «улицы», «неблагонадежных друзей».

Многие школьники смотрят все подряд, стараются не пропустить ни одного нового фильма. Зачастую дети убивают все свободное время за игрой на компьютере. Особенно это касается ребят, живущих в небольших городах, поселках и деревнях.

По данным врачей-гигиенистов, такие зрелищные ме­роприятия, как просмотр телевизионных передач, кино­фильмов и др. при всей их занимательности, пользе для развития ребенка, представляют значительную физиологи­ческую нагрузку на центральную нервную систему, органы зрения и слуха. Отводимое на эти передачи время следует регламентировать. Установлена максимальная продолжи­тельность просмотра детьми телевизионных передач: для младших школьников — 1ч, не более 2—3 раз в неделю; у компьютера можно проводить не более получаса.

Наблюдения врачей показали, что телевизионные просмотры сразу же после какой-либо умственной или зрительной нагрузки способствуют дальнейшему нарастанию утомления, накопившегося за день. Ведь нагрузка при этом приходится на те же самые участки коры головного мозга, которые уже были в работе. Если ребенок был в театре, музее, на концерте, видел кинофильм, то смотреть пере­дачи, работать на компьютере в тот же день ему не следует. Перегрузка может неблагоприятно отразиться на молодом организме.

Просмотр телевизионных передач требует такого же напряжения зрения, как и при рисовании, черчении или вязании, и поэтому может привести к переутомлению. Это объясняется не какой-то спецификой телевидения, а тем, что в течение дня к органу зрения предъявляются большие требования и ежедневный просмотр TV-передач служит дополнительной нагрузкой для зрения.

Наибольшее утомление и напряжение зрения у детей наблюдается при слишком близком расположении к экра­ну, дисплею. Это усугубляется тем, что ребята часто смотрят телевизор в самых разнообразных позах.

Особенно сильно устают глаза, когда изображение на экране нечеткое, часто изменяются яркость и контраст­ность. Лучше всего настраивать телевизор не во время пе­редачи, а перед началом — по испытательной таблице. Яркость изображения должна быть такой, чтобы глаз ви­дел изображение, не напрягаясь. При цветном изображе­нии следует избегать чрезмерно ярких или чересчур блед­ных красок.

Детям младшего школьного возраста не рекомендуется смотреть телевизионные передачи после 8 ч вечера. Они должны смотреть только те передачи, которые предусмотрены программой для данного возраста. То же самое относится и к кино.

Другой распространенный вид умственной деятель­ности школьников во внеучебное время — чтение худо­жественной литературы. В настоящее время, по общему мнению, педагогов и психологов, среди всех общекультур­ных интересов школьников чтение занимает основное ме­сто. Такое положение не может не вызывать удовлетворе­ния. В то же время процесс чтения, как известно, сопро­вождается большим напряжением коры головного мозга. В связи с этим учащимся необходимо придерживаться не­которых гигиенических рекомендаций, в частности про­должительности непрерывного чтения. Длительность не­прерывного чтения учащимися художественной литерату­ры не должна превышать 2 ч.

В бюджете свободного времени школьника видное ме­сто должны занимать физкультура и спорт.

Большую пользу для здоровья и радость детям прино­сят проводимые совместно с родителями экскурсии и за­городные прогулки. Семейные путешествия с определен­ными целевыми установками имеют не только оздорови­тельное, но и воспитательное и образовательное значение. Во время таких прогулок можно показать школьникам способы ориентирования, преодоления различных препят­ствий в пути.

Семейные прогулки за город желательно проводить в течение всего года. Новичкам лучше начинать такие похо­ды с наступлением устойчивой теплой погоды. Важно за­благовременно выбрать место для загородных поездок. Оно не должно быть рядом с крупными населенными пунктами, промышленными предприятиями, транспортны­ми магистралями. Современные средства транспорта по­зволят в течение часа добраться до сельской местности и прямо с поезда или автобуса попасть на лоно природы.

Нельзя допускать, чтобы прогулки и экскурсии за го­род переутомляли ребят. Летняя, приятная усталость быстро проходит и только способствует физическому раз­витию и укреплению здоровья, но такие признаки, как побледнение, вялость, общее недомогание, головная боль или головокружение, свидетельствуют о перегрузке. Для семейных походов лучше выбирать такие места, где воз­можно проведение в пути разнообразных физических упражнений и неутомительных игр. Физические упражнения и подвижные игры следует проводить с постепенным воз­растанием их трудности.

Летом лучше всего выходить в поход утром, с тем, чтобы в самое жаркое время дня остановиться на привал в тени. Школьники должны научиться ходить размаши­стым, пружинящим шагом со свободной работой рук, пере­двигаясь с равномерной скоростью. Во время походов можно устраивать специальные «учебные» переходы «по­ходным» шагом. Взрослым нужно наблюдать за осанкой школьников, постараться отучать их от привычки смотреть при ходьбе себе под ноги.

Ребята могут упражняться в видах ходьбы. Это полез­но и вместе с тем вносит разнообразие в пешие походы. Например, пройти за низким забором, нагнувшись так, чтобы не было заметно идущего; пройти 20—30 м, сделав возможно меньшее число шагов; пройти за взрослыми по рыхлому грунту «след в след»; пройти с закрытыми гла­зами босиком по тропинке, не сходя с нее.

По пути можно поупражняться в самых различных прыжках, можно провести разнообразные простейшие упражнения в метании (шишки, камешки, палки). Эти упражнения развивают ловкость, координацию движений, глазомер, сноровку.

А сколько возможностей для отличного отдыха и фи­зического совершенствования представляет зимой лыжня! Ходьба на лыжах доступна каждому. Чистый морозный воздух полезен всем. Он очищает легкие и закаливает ор­ганизм. Любители лыж отличаются невосприимчивостью к простудным заболеваниям. У них повышается работо­способность.

Занятия со школьниками потом переходят в привычку, которая остается на всю жизнь. Нередко можно видеть, как родители вместе с детьми в окружении юных друзей и знакомых отправляются на лыжную прогулку. Впереди глава семьи или кто-либо из наиболее подготовленных лыжников прокладывает лыжню до установленного места или движется по замкнутой петле. Желательно, чтобы такая прогулка была более содержательной.

Семейные походы и экскурсии с подбором специаль­ных упражнений — отличное средство для укрепления здоровья, физического совершенствования, хорошего от­дыха в свободное время.

Многообразие видов деятельности школьников во вне-учебное время способствует их интеллектуальному разви­тию и духовному обогащению. При этом рациональная ор­ганизация свободного времени в течение дня играет боль­шую роль в восстановлении и сохранении оптимального состояния организма. Для этого содержание и объем вне-учебной деятельности, в том числе длительность и харак­тер ее, должны исходить из анатомо-физиологических и психологических возможностей и потребностей учащихся и соответствовать гигиеническим рекомендациям.

Научно-технический прогресс к концу 20 века привел к проявлению такого чуда современности как компьютер. Сегодня компьютерная техника достигла такого уровня развития, что позволяет программистам разрабатывать очень реалистичные игры с хорошим графическим и звуковым оформлением, что дает возможность играющим перенестись в другой мир, который можно увидеть как бы наяву, прикоснуться к захватывающим сюжетам и с которым можно поиграть.. С каждым скачком в области компьютерных технологий растет количество людей, которых называют «компьютерными фанатами» или «геймерами». У них наблюдается подверженность к гэмблингу (игровой зависимости).

По мнению ученых, влияние компьютерных игр на человека неоднозначно: есть как позитивные, так и негативные нюансы. К позитивным можно отнести то, что компьютерная игра – это разновидность игры, которая также является одним из видов деятельности человека (в игры играют и взрослые, и дети). В процессе игры на компьютере у детей заметно улучшаются память и внимание, развивается логическое мышление, мелкая моторика руки, координируется совместная деятельность разных анализаторов (слухового, зрительного и т.п.) и др.

Однако в то же время имеются и негативные моменты, связанные с увлеченностью компьютерными играми. Так, они могут приводить к повышению агрессии, к ожесточению характера ребенка, к эскалации насилия и жестокости по отношению к другим людям, возникновению межнациональных и др. конфликтов, ухудшению состояния физического и психического здоровья и др. Особенно сильно формируется подверженность гэмблингу у детей, т.к. для них сама игра выступает как ведущий вид деятельности (для дошкольников) и сопутствующий учебе вид деятельности, но тоже на первых позициях (для школьников).

На наш взгляд, в настоящее время одной из актуальных проблем является организация свободного времени школьников. Дело в том, что многие школьники не умеют рационально организовать свое свободное время, в школах отсутствуют спецкурсы по обучению такому умению, у некоторых школьников даже нет хобби, они не знают «как убить» свободное время. Опасность состоит в том, что свободное время часто подменяется игрой в компьютерные игры, что в дальнейшем приводит к появлению зависимости от них. Этому содействуют и уроки информатики в некоторых школах, на которых педагоги вместо привития школьникам информационной культуры приучают их к игре в течение всего урока в компьютерные (пусть сначала и простенькие) игры.

В целях изучения данного вопроса нами было проведено анкетирование 62 школьников в возрасте от 15-16 до 19 лет  9-11 классов СШ № 18 г. Бреста.

Для этого применялась анкета «Компьютерные игры и досуг», включающая в себя три вопроса: 1) В какие компьютерные игры Вы играете? 2) Почему играете именно в такую игру? 3) Сколько времени в день вы играете в компьютерные игры?

В ходе проведения анкетирования были получены следующие данные:

Так, на первый вопрос «В какие компьютерные игры Вы играете?» школьники ответили: 11,3% – не играю не в какие, 1,6% – я не играю вообще, не занимает; в простенькие игры (пасьянс, солитер, рыбка Фреде, Доведи соседа, девятка и др.) играют 9,7% опрошенных, в различные стратегии и симуляторы (War Craft, Stalin Subwey, Sims и др.) играют 16,1%; в различные бродилки, гонки и спортивные игры (Fable, GTA SA,  Sacred, Fifa 2005, Need for Speed, Morrowind, Gothic 3, Tomb Raider, NHL 2007, GTA 3 и др.) играют 32,2%; а отдают предпочтение играм-стрелялкам с элементами насилия, жестокости (Fear, Quake, Quake 3, Unreal Tournament, Painkiller, Hitman, Diablo 2, Manhunt, Counter-Strike и др.) - 29% детей.

На второй вопрос «Почему играете именно в такую игру?» школьники дали разноплановые объяснения: нравятся, интересные игры с приключениями – 16,1% школьников; в простые игры, потому что других нету 1,6%; быстрая езда, гонки 8%; потому что развивает мышление, логику, память 4,8%; т.к. в них все играют и мне нравится 1,6%; интересно и прикольно 9,7%; они легкие 1,6%.; захватывают, азартный интерес 3,2%; интересно строить, управлять людьми 1,6%; не напрягают, успокаивают и расслабляют, помогают отдохнуть 4,8%; просто так 1,6%; учат думать 1,6%; попадаешь в нереальный мир, вырабатывается реакция 1,6%; убиваешь свободное время 17,7%; нравятся стратегии 3,2%; не играю 11,3%; выброс андреналина, люблю пострелять и погонять, люблю скорость и приключения 6,4%; завлекает стрельба, потому, что там есть мясо!, азарт победы 9,7%; не знаю ответило 3,2% из опрошенных школьников.

На третий заданный школьникам вопрос «Сколько времени в день вы играете в компьютерные игры?» мы получили такие ответы: не знаю 1,6% детей; по-разному 1,6%; 8 ч. 3,2%; 30 мин. 3,2%; 40 мин. 1,6%; 1-3 ч. 4,8%; нисколько 1,6%; 1 ч. 17,7%; в среду и пятницу на уроках информатики (20 мин -1 ч.) 37%; как когда 1,6%; 4 ч. 1,6%; 2 ч. 3,2%; 3 ч. 1,6%; 1 раз в неделю 2-3 ч. 1,6%; не люблю игры, 1 р. в неделю включаю комп. по делу (печатать, скачать реферат и др.) 1,6%; совсем чуть-чуть 1,6%; 1,5 ч. 2 чел.; все равно во что играть 12 ч. 1,6%; 1 р. в месяц 1 ч. 1,6%; в субботу 2-3 ч. 1,6%; в будние дни 2-3 ч., в выходной – 5 ч. 1,6%; 2 ч. в неделю 1,6%; 2-3 ч. пару р. в неделю 1,6%; всегда играю в свободное время 1,6%.

Таким образом, проведенное нами анкетирование школьников показало, что у школьников хотя и не выявлено явных пристрастий к каким-то определенным типам компьютерных игр, однако настораживает то, что большинство из них любят убивать время, нерационально его использовать, а также играть практически каждый день по несколько часов и 37% школьников приучаются играть в компьютерные игры в школе на уроках информатики, лишь небольшой процент ребят используют игры в познавательных и развивающих целях (4,8%) либо не играет в них вообще (12,9%). Поэтому мы считаем, что для профилактики возникновения у школьников приверженности к гэмблингу необходимо проводить с ними профилактическую работу по повышению их информационной культуры, по ознакомлению с различными видами хобби и увлечений, а также с правилами рационального расходования свободного времени, организации своего досуга, так как грамотное заполнение и использование досуга приводит к сохранению здоровья как самого человека, так и окружающих его людей, способствует развитию личности, полноценному отдыху и интересному времяпровождению.

 


InfoMedia 2007

 

 

4.1. Физиолого-гигиенические основы режима дня школьника


Режим дня - это распределение времени на все виды суточной деятельности и отдыха с учетом возраста, состояния здоровья и особенностей личности.
Рационально построенный режим (табл. 26, 27) способствует оптимальной работоспособности, предупреждает утомление, укрепляет здоровье. В основе режима дня лежит условно-рефлекторная деятельность. Со временем она приобретает характер динамического стереотипа, подготавливая организм к выполнению определенной деятельности в конкретное время и, значит, облегчает выполнение этой работы.
С ростом и развитием ребенка режим дня претерпевает изменения в соответствии с другими интересами, ритмом жизни, что носит диалектически обусловленный характер. Режим дня считается правильным, если в нем предусмотрено достаточно времени для всех видов деятельности ребенка, в соответствии с гигиеническим регламентом. Деятельность должна быть посильной для данного индивидуума, а отдых должен способствовать оптимальному восстановлению.
Основными компонентами режима дня являются: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки), учеба в школе и дома, игровая деятельность по интересам, отдых по интересам, личная гигиена, питание, помощь по дому.



Заключение
Физкультура и спорт, как известно, эффективно способствуют формированию здорового образа жизни, включающего и выполнение правил личной гигиены, и режим дня, и организацию рационального питания. Поэтому важно своевременно начинать физическое воспитание ребенка.

Приобщение ребенка к физкультуре важно не только с точки зрения укрепления их здоровья, но и для выработки привычки к занятиям спортом. Многим детям тяжело подниматься с теплой постели на зарядку. Но проходит время, неделя-другая, и ребенок бодро вскакивает при первых звуках музыки, сопровождающей утреннюю зарядку. Вырабатывается условный динамический стереотип поведения, который вносит определенный ритм в утренний режим и не требует волевых дополнительных усилий. Со временем физические упражнения становятся для детей любимой игрой, в которой все интересно: и новые достижения, и состязательность игр, и участие родителей.

Если родители будут делать все правильно, то физическое развитие детей пойдет более высокими темпами, воспитательный эффект будет положительным дополнительным моментом: ребенок не будет капризным, будет реже болеть, охотно помогать в домашних делах, а в дальнейшем и хорошо учится, при минимальном контроле со стороны родителей.

Занятия физкультурой усиливают компенсаторные возможности организма, повышают его сопротивляемость. Оздоровительный бег, гимнастические упражнения, лыжи, велосипед, плавание – все эти средства обладают высокой степенью воздействия на организм.



Здоровье – великое благо, недаром народная мудрость гласит: «Здоровье – всему голова!». Важным аспектом оздоровительной физкультуры являются самостоятельные занятия с детьми в домашних условиях, в семейной обстановке, направленные на оздоровление и закаливание детей. Физическая активность является одним из самых могучих средств предупреждения заболеваний, укрепления защитных сил организма. Ни одно лекарство не поможет ребенку так, как последовательные и систематические занятия физкультурой.

В последнее время отмечается огромный рост популярности оздоровительных физических упражнений, никогда люди так не увлекались различными формами оздоровительной физкультуры всей семьей как это происходит сегодня.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница