Филологический факультет




Скачать 82.74 Kb.
Дата 01.09.2016
Размер 82.74 Kb.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Санкт-Петербургский государственный университет

Филологический факультет




Рассмотрено и рекомендовано


на заседании кафедры

________________________

протокол от ­­________№___

Заведующий кафедрой

________________________

«УТВЕРЖДАЮ»


Декан филологического факультета

профессор С.И. Богданов

«___»_________________200 г.

(подпись)




ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


«ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ»

Программа дисциплины составлена

в соответствии с государственным образовательным стандартом

высшего профессионального образования по направлению 520500 – Лингвистика

Санкт-Петербург

2005
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ



1. Цель курса состоит в том, чтобы дать слушателям представление о восприятии речи как автономном процессе речевой деятельности и о теоретическом и прикладном контексте исследований в области речевой перцепции.

2. Задача курса – ознакомить студентов с современными научными представлениями о характере и взаимодействии процедур, участвующих в процессе речевосприятия, а также с методологией экспериментальных исследований, ориентированных в первую очередь на выявление роли и места собственно языковых уровней в перцептивных процессах.

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: курс рассчитан на студентов, специализирующихся в области теоретической лингвистики и психолингвистики и призван дать им основополагающие представления о механизмах восприятия речи и их роли в речевой деятельности человека.

4. Требования к уровню освоения содержания курса: слушатели должны получить отчетливое представление о современном состоянии исследований в области восприятия речи, о стратификации процесса восприятия речи и ее связи с соответствующими уровнями системы языка, научиться ориентироваться в литературе по перцептивным речевым исследованиям и понимать основополагающую роль экспериментального подхода и компьютерного моделирования в исследованиях процесса речевосприятия.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

  1. Разделы курса:

    1. Предпосылки возникновения теории восприятия речи как междисциплинарного научного направления.

    2. Современные представления о процессе восприятия речи.

    3. Современные представления о процессе восприятия речи.




  1. Краткое содержание тем

    1. Предпосылки возникновения теории восприятия речи как междисциплинарного научного направления.

      1. Бурный рост техники связи и вычислительной техники в 20-50 гг. ХХ века и появление задачи автоматического распознавания и синтеза речи, связанной с необходимостью комфортного общения в системе "человек-машина". Два подхода к проблеме автоматического распознавания речи: возможности ее решения с точки зрения статистической теории распознавания образов и с точки зрения моделирования процесса восприятия речи человеком.

      2. Формирование основных центров и школ перцептивных исследований в 50-60 гг. Исходные представления о возможной структуре полной модели восприятия и понимания речи. Определение феномена восприятия речи человеком как совокупности процессов, обеспечивающих переход от акустического изображения речевого сигнала к его смыслу. Многоуровневость, иерархичность и строгая ("снизу вверх") последовательность функционирования блоков как основные требования к моделям речевосприятия первого поколения.

      3. Восприятие речи как важнейший компонент теории речевой деятельности (психолингвистики). Восприятие речи и исследования в области физиологии слуха.

    2. Современные представления о процессе восприятия речи.

      1. Понимание процесса восприятия речи как приписывания языковой структуры речевому сигналу. Возможность разной "глубины" восприятия, определяемой мерой использования языковой системы для представления речевого сигнала.

      2. Этапы структурирования перцептивного механизма (психоакустический, фонетико-фонологический, словарный, грамматический, семантический) и их взаимодействие в свете как элементаристской, так и холистской концепций восприятия. Независимый характер функционирования модулей и субмодулей перцептивной системы и необходимость постоянного сопоставления информации на их "выходах". Важная роль нисходящих ("сверху вниз") стратегий в процессе восприятия речи. Активные стратегии восприятия. Перцептивный лексикон и его единицы.

      3. Восприятие речи и типологические особенности языков. Соотношение универсального и внутриязыкового в процессах восприятия речи. Необходимость и реальность разработки действующих компьютерных моделей речевосприятия.

    3. Современные экспериментальные подходы к исследованию процесса восприятия речи.

      1. Исследование перцептивной сегментации. Изучение возможной роли ритмических структур и сингармонистических моделей в сегментации и идентификации языковых единиц. Исследование гипотезы о взаимной автономности просодической и сегментной информации. Экспериментальные методы исследования лексикона и его роли в перцептивных процессах.

  2. Примерные вопросы для самоконтроля.

    1. Как феномен восприятия речи связан с общей проблемой распознавания образов?

    2. Какова роль феномена восприятия речи в общей проблематике психолингвистики?

    3. Каким образом происходит периферическая обработка речевого сигнала слуховой системой человека? Какую роль в этом процессе играют системы наружного, среднего и внутреннего уха?

    4. Почему современной науке сравнительно мало известно о принципах обработки речевого сигнала центральными отделами слуха?

    5. Почему исследования в области восприятия речи не могут обойтись без психоакустических данных?

    6. В чем состоят причины максимальной автономности психоакустического блока обработки речевого сигнала?

    7. Что такое «слуховой спектр» речевого сигнала и в чем его отличия от акустического спектра?

    8. Имеется ли в человеческом слухе специфический организм обработки речевой информации?

    9. Как правильно организовать перцептивный эксперимент на речевом материале? Перечислите основные экспериментальные методики и способы получения экспериментального материала.

3.10.Какие фонетически полезные признаки используются человеком при распознавании гласных?

3.11.Какие фонетически полезные признаки используются человеком при распознавании согласных?

3.12.Что такое категориальность восприятия?

3.13.Есть ли разница в терминах восприятие и понимание речи?

3.14.В чем состоит различие между элементаристской и холистской концепциями восприятия речи?

3.15.Почему в современных моделях восприятия речи, в отличие от моделей 60-70 гг. ХХ в., важное место отводится нисходящим стратегиям?

3.16.В чем заключается сущность активных стратегий восприятия?

3.17.Зависят ли перцептивные стратегии от типологических особенностей языков?




  1. Примерная тематика докладов, рефератов, курсовых работ.

    1. Восприятие речи как проблема общей психологии и психолингвистики.

    2. Вклад лингвистики в постановку и решение проблемы восприятия речи.

    3. Основные акустические корреляты гласных и согласных фонем (по данным экспериментальных исследований).

    4. Восприятие гласных и формантная структура речевого сигнала (по данным экспериментальных исследований).

    5. Экспериментальные данные о восприятиии согласных фонем.

    6. Перцептивная сегментация: анализ проблемы и данные экспериментов.

    7. Методы и результаты экспериментального исследования лексикона.




  1. Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету) по всему курсу

    1. Предпосылки появления научной теории восприятия речи.

    2. Восприятие речи как междисциплинарная проблема.

    3. Области практического применения результатов исследования речевой перцепции.

    4. Анатомо-физиологическая база человеческого слуха.

    5. Первичный слуховой анализ речевого сигнала.

    6. «Слуховые» спектры речевых сигналов.

    7. Фонетически полезные признаки речевого сигнала.

    8. Гипотезы о полезных признаках распознавания гласных фонем.

    9. Гипотезы о полезных признаках распознавания согласных фонем.

5.10.Взаимодействие модулей и субмодулей перцептивной системы человека.

5.11.Элементаристская и холистская концепции восприятия речи.

5.12.Роль нисходящих стратегий в процессе восприятия речи.

5.13.Роль лексикона в перцептивных процессах и методы его исследования.


III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТЫ


п/п


Наименование тем и разделов

ВСЕГО

(часов)


Аудиторные занятия (час.)

В том числе



Самостоя-тельная

работа


Лекции

Семинары

1.

Предпосылки возникновения теории восприятия речи как междисциплинарного научного направления

8

4




4

2.

Современные представления о процессе восприятия речи

40

20




20

3.

Современные представления о процессе восприятия речи

16

8




8




ИТОГО:

64

32




32

IV. Форма итогового контроля: – зачет.


V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Рекомендуемая литература
Венцов А.В., Касевич В.Б. Проблемы восприятия речи. М., 2003.

Галунов В.И., Родионов В.Д. Моделирование процессов передачи информации в звуковом диапазоне. Л., 1988.

Касевич В.Б. Фонологические проблемы общего и восточного языкознания. М., 1983.

Мурзин Л.Н., Штерн А.С. Текст и его восприятие. Свердловск, 1991.

Чистович Л.А., Венцов А.В. и др. Физиология речи. Восприятие речи человеком: Руководство по физиологии. Л., 1976.

Чистович Л.А., Кожевников В.А. и др. Речь. Артикуляция и восприятие. М.;Л., 1965.



Штерн А.С. Перцептивный аспект речевой деятельности. СПб, 1992.

Автор программы: Н.А.Слепокурова, кандидат филологических наук, доцент.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница