МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербургский государственный университет
Филологический факультет
Рассмотрено и рекомендовано
на заседании кафедры
________________________
протокол от ________№___
Заведующий кафедрой
________________________
|
«УТВЕРЖДАЮ»
Декан филологического факультета
профессор С.И. Богданов
«___»_________________200 г.
(подпись)
|
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ»
Программа дисциплины составлена
в соответствии с государственным образовательным стандартом
высшего профессионального образования по направлению 520500 – Лингвистика
Санкт-Петербург
2005
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
1. Цель курса состоит в том, чтобы дать слушателям представление о восприятии речи как автономном процессе речевой деятельности и о теоретическом и прикладном контексте исследований в области речевой перцепции.
2. Задача курса – ознакомить студентов с современными научными представлениями о характере и взаимодействии процедур, участвующих в процессе речевосприятия, а также с методологией экспериментальных исследований, ориентированных в первую очередь на выявление роли и места собственно языковых уровней в перцептивных процессах.
3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника: курс рассчитан на студентов, специализирующихся в области теоретической лингвистики и психолингвистики и призван дать им основополагающие представления о механизмах восприятия речи и их роли в речевой деятельности человека.
4. Требования к уровню освоения содержания курса: слушатели должны получить отчетливое представление о современном состоянии исследований в области восприятия речи, о стратификации процесса восприятия речи и ее связи с соответствующими уровнями системы языка, научиться ориентироваться в литературе по перцептивным речевым исследованиям и понимать основополагающую роль экспериментального подхода и компьютерного моделирования в исследованиях процесса речевосприятия.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
-
Разделы курса:
-
Предпосылки возникновения теории восприятия речи как междисциплинарного научного направления.
-
Современные представления о процессе восприятия речи.
-
Современные представления о процессе восприятия речи.
-
Краткое содержание тем
-
Предпосылки возникновения теории восприятия речи как междисциплинарного научного направления.
-
Бурный рост техники связи и вычислительной техники в 20-50 гг. ХХ века и появление задачи автоматического распознавания и синтеза речи, связанной с необходимостью комфортного общения в системе "человек-машина". Два подхода к проблеме автоматического распознавания речи: возможности ее решения с точки зрения статистической теории распознавания образов и с точки зрения моделирования процесса восприятия речи человеком.
-
Формирование основных центров и школ перцептивных исследований в 50-60 гг. Исходные представления о возможной структуре полной модели восприятия и понимания речи. Определение феномена восприятия речи человеком как совокупности процессов, обеспечивающих переход от акустического изображения речевого сигнала к его смыслу. Многоуровневость, иерархичность и строгая ("снизу вверх") последовательность функционирования блоков как основные требования к моделям речевосприятия первого поколения.
-
Восприятие речи как важнейший компонент теории речевой деятельности (психолингвистики). Восприятие речи и исследования в области физиологии слуха.
-
Современные представления о процессе восприятия речи.
-
Понимание процесса восприятия речи как приписывания языковой структуры речевому сигналу. Возможность разной "глубины" восприятия, определяемой мерой использования языковой системы для представления речевого сигнала.
-
Этапы структурирования перцептивного механизма (психоакустический, фонетико-фонологический, словарный, грамматический, семантический) и их взаимодействие в свете как элементаристской, так и холистской концепций восприятия. Независимый характер функционирования модулей и субмодулей перцептивной системы и необходимость постоянного сопоставления информации на их "выходах". Важная роль нисходящих ("сверху вниз") стратегий в процессе восприятия речи. Активные стратегии восприятия. Перцептивный лексикон и его единицы.
-
Восприятие речи и типологические особенности языков. Соотношение универсального и внутриязыкового в процессах восприятия речи. Необходимость и реальность разработки действующих компьютерных моделей речевосприятия.
-
Современные экспериментальные подходы к исследованию процесса восприятия речи.
-
Исследование перцептивной сегментации. Изучение возможной роли ритмических структур и сингармонистических моделей в сегментации и идентификации языковых единиц. Исследование гипотезы о взаимной автономности просодической и сегментной информации. Экспериментальные методы исследования лексикона и его роли в перцептивных процессах.
-
Примерные вопросы для самоконтроля.
-
Как феномен восприятия речи связан с общей проблемой распознавания образов?
-
Какова роль феномена восприятия речи в общей проблематике психолингвистики?
-
Каким образом происходит периферическая обработка речевого сигнала слуховой системой человека? Какую роль в этом процессе играют системы наружного, среднего и внутреннего уха?
-
Почему современной науке сравнительно мало известно о принципах обработки речевого сигнала центральными отделами слуха?
-
Почему исследования в области восприятия речи не могут обойтись без психоакустических данных?
-
В чем состоят причины максимальной автономности психоакустического блока обработки речевого сигнала?
-
Что такое «слуховой спектр» речевого сигнала и в чем его отличия от акустического спектра?
-
Имеется ли в человеческом слухе специфический организм обработки речевой информации?
-
Как правильно организовать перцептивный эксперимент на речевом материале? Перечислите основные экспериментальные методики и способы получения экспериментального материала.
3.10.Какие фонетически полезные признаки используются человеком при распознавании гласных?
3.11.Какие фонетически полезные признаки используются человеком при распознавании согласных?
3.12.Что такое категориальность восприятия?
3.13.Есть ли разница в терминах восприятие и понимание речи?
3.14.В чем состоит различие между элементаристской и холистской концепциями восприятия речи?
3.15.Почему в современных моделях восприятия речи, в отличие от моделей 60-70 гг. ХХ в., важное место отводится нисходящим стратегиям?
3.16.В чем заключается сущность активных стратегий восприятия?
3.17.Зависят ли перцептивные стратегии от типологических особенностей языков?
-
Примерная тематика докладов, рефератов, курсовых работ.
-
Восприятие речи как проблема общей психологии и психолингвистики.
-
Вклад лингвистики в постановку и решение проблемы восприятия речи.
-
Основные акустические корреляты гласных и согласных фонем (по данным экспериментальных исследований).
-
Восприятие гласных и формантная структура речевого сигнала (по данным экспериментальных исследований).
-
Экспериментальные данные о восприятиии согласных фонем.
-
Перцептивная сегментация: анализ проблемы и данные экспериментов.
-
Методы и результаты экспериментального исследования лексикона.
-
Примерный перечень вопросов к экзамену (зачету) по всему курсу
-
Предпосылки появления научной теории восприятия речи.
-
Восприятие речи как междисциплинарная проблема.
-
Области практического применения результатов исследования речевой перцепции.
-
Анатомо-физиологическая база человеческого слуха.
-
Первичный слуховой анализ речевого сигнала.
-
«Слуховые» спектры речевых сигналов.
-
Фонетически полезные признаки речевого сигнала.
-
Гипотезы о полезных признаках распознавания гласных фонем.
-
Гипотезы о полезных признаках распознавания согласных фонем.
5.10.Взаимодействие модулей и субмодулей перцептивной системы человека.
5.11.Элементаристская и холистская концепции восприятия речи.
5.12.Роль нисходящих стратегий в процессе восприятия речи.
5.13.Роль лексикона в перцептивных процессах и методы его исследования.
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТЫ
№
п/п
|
Наименование тем и разделов
|
ВСЕГО
(часов)
|
Аудиторные занятия (час.)
В том числе
|
Самостоя-тельная
работа
|
Лекции
|
Семинары
|
1.
|
Предпосылки возникновения теории восприятия речи как междисциплинарного научного направления
|
8
|
4
|
|
4
|
2.
|
Современные представления о процессе восприятия речи
|
40
|
20
|
|
20
|
3.
|
Современные представления о процессе восприятия речи
|
16
|
8
|
|
8
|
|
ИТОГО:
|
64
|
32
|
|
32
|
IV. Форма итогового контроля: – зачет.
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Рекомендуемая литература
Венцов А.В., Касевич В.Б. Проблемы восприятия речи. М., 2003.
Галунов В.И., Родионов В.Д. Моделирование процессов передачи информации в звуковом диапазоне. Л., 1988.
Касевич В.Б. Фонологические проблемы общего и восточного языкознания. М., 1983.
Мурзин Л.Н., Штерн А.С. Текст и его восприятие. Свердловск, 1991.
Чистович Л.А., Венцов А.В. и др. Физиология речи. Восприятие речи человеком: Руководство по физиологии. Л., 1976.
Чистович Л.А., Кожевников В.А. и др. Речь. Артикуляция и восприятие. М.;Л., 1965.
Штерн А.С. Перцептивный аспект речевой деятельности. СПб, 1992.
Автор программы: Н.А.Слепокурова, кандидат филологических наук, доцент.
|