«Формирование личности подростка в условиях компьютеризации»




Скачать 64.76 Kb.
Дата 17.09.2016
Размер 64.76 Kb.
Разработка выступления на методическом объединении воспитателей 27.12.2012г. на тему:

«Формирование личности подростка в условиях компьютеризации »


Тема: Формирование личности в условиях компьютеризации образовательного процесса

Аннотация: Данный материал разработан для педагогов общеобразовательной школы с целью их ознакомления о пользе и вреде компьютерных технологий на развитие личности, как ребенка, так и взрослого. Компьютерная техника является средством обучения, развития и воспитания. В то же время, компьютер может использоваться для игр, которые негативно влияют на формирование личности.

^ Цель: формирование представлений педагогов и воспитателей о влиянии компьютерных технологий на развитие личности учащихся и взрослых.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.

В формировании личности человека компьютеризация может вызывать как позитивные, так и негативные эффекты.

К позитивным преобразованиям относятся: усиление интеллекта человека за счет вовлечения его в решение более сложных задач в условиях компьютеризации; развитие логического, прогностического и оперативного мышления, обусловленное тем, что, готовя предварительно задачу для компьютера, пользователь вначале логически продумывает ее, составляет ее алгоритм и тем в определенной мере прогнозирует процесс ее решения, которое осуществляется затем оперативно во взаимодействии с компьютером.

Успешное применение компьютеров, получение с их помощью более продуктивных результатов повышает самооценку человека, его уверенность в способности решать сложные профессиональные задачи. Из позитивного отношения к различным сторонам работы с компьютером складывается удовлетворенность пользователя, как на когнитивном, так и на эмоциональном уровне.

Все это приводит к формированию у некоторых пользователей позитивных личностных черт, таких, например, как деловая направленность, точность, аккуратность, уверенность в себе, которые переносятся и в другие области жизнедеятельности.

К позитивным результатам можно отнести также развитие у пользователей адекватной специализации познавательных процессов - восприятия, мышления, памяти, формирования специализированной по предметному содержанию деловой мотивации, применяя компьютер для решения профессиональных задач, включая появление престижных, статусных, экономических и других сопутствующих мотивов, подкрепляющих деловую мотивацию. Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности.

Развитие человеческих задатков, превращение их в способности - одна из задач обучения и воспитания, решить которую без знаний и развития познавательных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической структуры познавательных процессов, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. И сейчас, чтобы успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения. Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями и будет являться одним из таких средств.

К негативным личностным преобразованиям относятся: снижение интеллектуальных способностей человека при упрощении решения задач с помощью компьютера, редуцировании их смысловой стороны, сведении процессов решения к формально логическим компонентам.

Слишком жесткая связь психических процессов с определенным предметным содержанием затрудняет процесс их переключения на новое предметное содержание. В связи с этим формирующиеся черты личности, вначале позитивные, например, такие, как точность и аккуратность, могут по мере увеличения длительности компьютеризированной деятельности и ее сложности, перерасти в такие негативные черты, как педантизм, чрезмерная пунктуальность и ригидность.

В строении мотивационной направленности личности, в условиях компьютеризации возникающие мотивы могут приобретать негативное значение, если их развитие является чрезмерным и отвлекает от решения основной задачи. Ими могут быть, например, чрезмерно развитые игровые мотивы, а также деструктивные, направленные на разрушение компьютеризированной деятельности: ориентация на преждевременное прекращение или намеренное введение "вируса" в компьютерную программу. Чрезмерная психическая вовлеченность в работу с компьютером при решении с ним особо сложных задач в динамически меняющихся условиях может обострять невротические черты личности, что при выраженной ее неуравновешенности может приводить человека к болезненному состоянию.

Негативное значение имеет как недоразвитие деловых и подкрепляющих их мотивов, так и их чрезмерное развитие, чрезмерная интенсивность. Например, известное явление "хаккеризма", когда чрезмерная над ситуативная увлеченность пользователя изучением вычислительных методов и возможностей компьютера может привести к однобокому личностному развитию, чрезмерной связанности его предметного содержания с определенной компьютерной специализацией, затрудняющей адаптацию личности к другим необходимым сферам деятельности.

Анализ связи формирования личностных свойств под влиянием компьютеризации с детерминирующими их условиями показывает, что кроме объективных условий, таких, например, как тип решаемой задачи, объем, продолжительность, особенности организации компьютеризированной деятельности, наличия или отсутствия сбоев компьютера, ошибок в его программе и других, - на развитие личности влияют также особенности его исходных личностных черт. Было выявлено, в частности, что развитие в условиях компьютеризации зависит от особенностей и степени устойчивости черт пользователя, которые подвергаются функциональным преобразованиям: последние либо усиливают и подкрепляют уже имеющиеся психические свойства личности, либо видоизменяют их, либо оставляют без изменения.

Сочетание исходных личностных черт с функциональными преобразованиями определяют различие вариантов личностных изменений у разных субъектов.

Варианты связи личностных преобразований с функциональным планом деятельности могут быть линейными и нелинейными в зависимости от степени интенсивности, как устойчивых личностных свойств, так и взаимодействующих с ними новообразований. Это определяет наличие вариантов преобразований личностных свойств, как прямо зависящих от функционального развития, так и косвенно (когда успех, например, не обязательно повышает самооценку из-за включения его в противоречивую структуру личностных свойств ввиду наличия отвлекающей мотивационной направленности, при которой достигаемый успех не имеет большого значения для личности).

Все эти закономерности преобразований личностных свойств субъекта выявляют сложный, неоднозначный характер его развития, происходящего под влиянием компьютеризации, и показывают зависимость его не только от особенностей профессиональной деятельности и типа компьютеризации, но и от самого субъекта, с его исходных устойчивых психических свойств.

За последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечении. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно.

Хорошо, если на компьютере ребенок красиво напишет реферат, подготовит доклад, то никакого вреда, кроме пользы, в этом нет. Но что скрывать, подростков, которые используют для подготовки уроков или получения доступа к общеобразовательной информации, гораздо меньше, чем бездумных игроков.



Сегодня мы наблюдаем нашествие компьютерных игр. Причем игры эти носят далеко не общеобразовательный характер. Попробуйте найти диски с интеллектуальными играми. Если и найдете, то это будет примитивный тетрис или «поле чудес» с отгадыванием слов. А такие игры мало привлекают детей. В основном же спросом пользуются различные «бродилки» и «стрелялки», как они сами их называют. Цель в этих играх – убийство. Вообще компьютерные игры заслуживают серьезного исследования и разговора. Они подспудно формируют у современных детей психологию сверхчеловека. А что еще может получиться из ребенка, который уничтожает отдельных людей или даже целые города и государства простым нажатием кнопок?

И вот какое психологи сделали наблюдение: степень увлеченности компьютерными играми прямо пропорциональна психологическому дискомфорту. Иными словами, чем больше у ребенка – особенно мальчика – психологических трудностей в жизненной реальности, тем глубже он погружается в виртуальную. Вот почему наши дети стали более агрессивными, жестокими, обидчивыми, у них развиваются различного рода страхи. Они практически не умеют общаться со своими сверстниками, договариваться с ними, не говоря уже о доверии и взаимопомощи.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница