Гринёв и Швабрин. Проблема долга и чести, нравственного выбора. (А. С. Пушкин «Капитанская дочка» Анализ 4 главы




Скачать 97.04 Kb.
Дата 11.09.2016
Размер 97.04 Kb.
Технологическая карта урока литературы

Тема урока: Гринёв и Швабрин. Проблема долга и чести, нравственного выбора. (А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Анализ 4 главы «Поединок»)

Класс: 8 класс



Тип урока: Изучение нового материала.

Цели:

  1. Опираясь на анализ главы 4, эпизодов, образов, произведённый на предыдущих уроках, добиться целостного восприятия и осмысления романа под углом зрения выбранной темы

  2. Продолжить обучение анализу произведения и работу по развитию речи учащихся, выразительному чтению; работа с текстом произведения на уроке

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мультимедиа презентация

1.Оргмомент

Сегодня у нас необычный урок. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Подарите свою улыбку мне, нашим гостям. Я вас приветствую, садитесь

Подготавливают рабочие места. Приветствуют друг друга

Слайд 1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

2. Актуализация опорных знаний.

Мы продолжаем изучать одно из любимых произведений Пушкина «Капитанская дочка».

-Ребята, вы обратили своё внимание, что каждая глава, само произведение предваряет эпиграф.



1.Работа с эпиграфом

-Что такое эпиграф?

-Прочитаем эпиграф к нашему уроку. Эти строки написал Булат Окуджава.

-Назовите ключевые слова эпиграфа

-Какое понятие их объединяет?

-А что такое ЧЕСТЬ?

-Сверим ваше понимание с толкованием, предложенным словарем



-Обратимся к словарю Владимира Ивановича Даля, друга А.С. Пушкина.

Дополните предложения:

«В слове «честь» я слышу…»

-Подумайте, о ком из героев русской литературы мы можем сказать, что это человек чести?

-Вспомним, кто из литературных героев благороден, честен, справедлив и поступает только по совести?


Эпиграф – это короткий текст, высказывание, помещаемое перед произведением. Эпиграф выражает главную мысль произведения, дает авторскую оценку излагаемых событий

Совесть, Благородство и Достоинство..

ЧЕСТЬ

Честь – человеческое достоинство, порядочность, доброе имя, прямота, верность слову, честность

Тарас Бульба, Остап, Владимир Дубровский, Степан Парамонович Калашников, Жилин, Васютка, Филька… «Мой генерал» из романа А. Лиханова.

Слайд 2. Слова из песни Б. Окуджавы

Слайд 3.



Честь – это внутреннее …

Дополните предложение…

2. Целеполагание


- Как вы думаете, как связаны наши размышления о чести с анализом главы «Поединок»?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Каковы цели и задачи нашего урока?

Мы будем говорить о проблемах долга и чести, человеческого достоинства, предательства и верности своему слову…




3.Проверка домашнего задания.


-Проблема чести звучит уже с первых страниц этой повести.

-Вспомните, какое наставление дает отец Андрей Петрович Гринёв? А.С. Пушкин в качестве эпиграфа взял главную часть пословицы «Береги честь смолоду!» Он выбрал предложение побудительное по цели высказывания,.

-Почему?

-Я попросила вас дома изобразить герб семьи Гринёвых ( символически рисунком, словом ).



«Береги честь смолоду»

А.С. Пушкин хотел побудить КАЖДОГО читателя беречь свою честь, а также выбирает определённо-личное предложение «Береги! (Ты) береги!»).



Ребята защищают представленный герб семьи Гринёвых




4.Словарная работа

В произведении очень много устаревших слов. Итак, соотнесите слова из правого и левого столбика. Назовите архаизмы и историзмы





Слайд 4. Соотнесите слова из правого и левого столбика

5. Актуализация опорных знаний

Вспомним основные эпизоды. Перед вами иллюстрации к разным главам. Вспомните название главы. Расставьте иллюстрации в хронологическом порядке.




Слайд 5. Расставьте иллюстрации в хронологическом порядке

6.Анализ 4 главы

- Сегодня мы остановимся на главе «Поединок». На прошлом уроке мы говорили о жителях Белогорской крепости. О прехраброй даме Василисе Егоровне, о трусихе Маше…

-Кто из обитателей крепости резко выделяется из общего круга? Чем?

-Почему же Швабрин, поначалу так понравившийся Гринёву, постепенно стал вызывать неприятие? Расскажите.

Что послужило причиной (основанием для поступка), а что поводом (обстоятельством, способным быть основанием для чего-нибудь) к ссоре между Гринёвым и Швабриным? Как это случилось? Для этого я предлагаю посмотреть фрагмент фильма. Вглядитесь в лица актеров, оцените игру. Понравилась ли игра актеров? Такими ли вы представляли себе Швабрина и Гринева?

Алексей Иванович Швабрин. Он говорит по-французски, образован. Разговор его занимателен. Служил в Петербурге. Швабрин переведён в Белогорскую крепость за смертоубийство.

Швабрин плохо отзывается о семействе Мироновых, клевещет на Ивана Игнатьича, в плохом свете выставляет Машу. Всё это неприятно было слушать.


Работа с фрагментом из кинофильма «Капитанская дочка», 1958 год черно-белый фильм.




Что же явилось поводом, а что причиной ссоры?

Зачем Петруша пишет стихи? Он хочет стать поэтом?

Зачем он читает их Швабрину?

-Швабрин должен был понять своего друга. Однако он немилосердно критикует его стихи. Почему?

-Зачем же Швабрин клевещет, порочит её честное имя девушки?

Итак, конфликт между героями очень острый, он должен разрешиться дуэль

В России всегда к поединкам относились неоднозначно. Сообщение учащегося.

Итак, дуэль.

Задание: Найдите в тексте 4 главы слова, показывающие отношение разных людей к дуэли.

А как относятся Швабрин и Гринёв?

Сталкивая различные мнения о дуэли, Пушкин подчеркивает резкое противоречие между представлениями простых людей и офицеров-дворян о поединках

Швабрин не может отступиться от дуэли – это не в его правилах, он горд и беспощаден.

Гринёв же должен защитить оскорбленное достоинство ни о чем не подозревающей Марьи Ивановны.

Здесь впервые понятие чести становится для него не словом из наставления батюшки, а реальной жизнью. Ему нельзя отказаться от дуэли, не уронив при этом чести мужчины, чести порядочного человека. А вот Швабрин, более сильный и опытный, по чести должен был примириться. Недостойно офицера сражаться с тем, кто слабее.

Повод – насмешка над стихами.

Нет, он пишет стихи, потому что влюблен. А лирика – выражение чувств автора- лучший способ излить свои эмоции.

Для того, чтобы поделиться своими чувствами, таить в душе их не под силу 17-летнему юноше.)

Швабрин сам влюблен в Машу.

- Откуда нам это становится известно?(О: По признанию самой Марьи Ивановны – он сватался к ней.

Он не хочет, чтобы Марья Ивановна понравилась Гринёву.

Сообщение учащегося об отношении к дуэли дворян и простого народа.

Отношение Василисы Егоровны («смертоубийство») Иван Игнатьич («заколоть своего ближнего») Что подсказывает он Гринёву, как разрешить конфликт? Савельич («тыкать железными вертелами да притоптывать»).

Для дворянина дуэль – это дело чести.





7.Анализ эпизода

Найдите в тексте эпизод (стр. 136) и прочитайте, как ведут себя противники во время поединка? Дуэль – это честный поединок. Но как ранен Гринёв?

-Проблема долга и чести заставляет нас рассуждать о двух героях, сравнивать их.

-Кто из героев верен долгу и идет дорогой чести?

-Кто пренебрегает понятиями долга и чести?

Попытаемся сравнить героев. Сравнивая их , друг с другом, мы с вами пойдем вслед за автором. В этой повести мудрый автор убедительно показывает, как жизнь постоянно ставит человека перед проблемой выбора: поступить в соответствии с понятиями чести и долга, то есть обречь себя на определенные трудности, или совершить низость, а то и предательство, чтобы спасти свою жизнь или получить желаемое.

На каком основании мы можем сравнить Гринёва и Швабрина?

Найдем общее. «Определим черты сходства».

«Швабрин был искуснее меня, но я смелее и сильнее… Швабрин не ожидал найти во мне столь опасного противника..» Противник ранит его в нечестном бою.

Возраст, примерно, 17-20 лет.

Оба дворяне.

Оба молоды.

Оба любят Марью Ивановну.


Слайд 6 Поединок

8.Закрепление материала и применения знаний и умений

Работа в группах

Сейчас мы составим сравнительную таблицу и посмотрим , как поступки одного и другого соотносятся с понятием чести.

Итак, оба молоды, дворяне, оба влюблены в Машу Миронову. А теперь рассмотрим черты различия. (Раздаем листы шаблоны.)

Я предлагаю следующие критерии: Воспитание и образование, отношение к семье, поведение на поединке .

Оргмомент. Обсуждаем 5-6 минут. Находим качество характера, соответствующее герою.

Выберите, качества присущие Гринёву, а какие Швабрину. Записываем это качество в таблицу. Это рабочие материалы для нашего сочинения.

Вывод учителя: итак, какой вывод мы можем сделать о понятиях чести, достоинстве у Гринёва и Швабрина?

У Гринёва понятие чести развивается. Во всех своих поступках он действует честно и открыто. Все они соотносятся с понятием чести. Его отец гордился бы им. Постепенно Гринёв восходит к высшему проявлению чести – самопожертвованию во имя другого человека. У Швабрина понятия чести вообще нет, оно отсутствует. Он никогда не скажет: «Честь имею!». Этот герой, напротив, морально опускается всё ниже и ниже.


Ребята в группах обсуждают качества характера героя, доказывают примерами из текста, делают записи в таблице.

Ребята делают выводы.



У Гринёва понятие чести развивается. Во всех своих поступках он действует честно и открыто. Все они соотносятся с понятием чести. Его отец гордился бы им. Постепенно Гринёв восходит к высшему проявлению чести – самопожертвованию во имя другого человека. У Швабрина понятия чести вообще нет, оно отсутствует. Он никогда не скажет: «Честь имею!». Этот герой, напротив, морально опускается всё ниже и ниже.

Слайд 7 Таблица-характеристика




Учитель: Человек всю жизнь стоит перед выбором, он идёт по жизни, как по ступенькам. Будут ли эти ступеньки вести вверх, к духовному росту, к самосовершенствованию, или это будут ступеньки вниз, к потере души? Всё зависит от человека.

За год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти мою честь и имя, которое оставлю моим детям».

Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя. Всё остальное – не важно.





Слайд 8 Вывод по уроку

9.Закрепление материала и применения знаний и умений


А сейчас проведем « Аукцион знаний». Сейчас мы узнаем лучшего знатока творчества Пушкина, а конкретно его произведения «Капитанская дочка».

На продажу выставлены поистине «бесценные вещи», купить, которые сможет любой из вас за оценку «3», «4», «5» в обмен за знания. Помогать вам будут сообразительность и память.

- на «4» - назвать, из какого эпизода вещь;

- на «5» -пересказать эпизод.

Лот первый

Кувшин (стклянный) вода (чистая), накрыт ломтем сухого хлеба.

(начальная цена – 3 балла, кто больше?)

(стук молотком – вещь продана)

Лот второй

Ассигнация 100 рублей, новая, 100-рублевая

Лот третий

Топор (хороший), чугун, дерево









10.Рефлексия

Ответьте, что вы чувствовали на уроке сегодня?

Когда было трудно?

Когда было радостно?

Чему удивились?

Когда хотелось спорить?










Домашнее задание

Глава «Любовь». Расскажите об отношениях Маши и Петра.



Стр. 216. 1-3 в.








База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница