Ханты-мансийск




Скачать 101.73 Kb.
Дата 25.09.2016
Размер 101.73 Kb.

ХАНТЫ-МАНСИЙСК



1.Торговля

Потребительский рынок Ханты-Мансийска продолжает наращивать объемы. Оборот розничной торговли составил в 2012г. 14 347,1 млн. рублей, что в действующих ценах превышает уровень соответствующего периода 2011 года на 1 232,7 млн. рублей, или на 9,4 % в сопоставимых ценах (2011г. – 13 114,4 млн. руб.)

Интенсивность торговли в значительной степени зависит от численности населения. Теснота данной связи характеризуется показателем среднедушевого розничного товарооборота. Продажа товаров на душу населения в 2012 году составила 163,8 тыс. рублей, против 158,4 тыс. рублей в 2011 году. Основой этого явилось совершенствование рыночной инфраструктуры отрасли, создание условий для ее развития на базе частной предпринимательской инициативы и повышения эффективности функционирования, что позволило обеспечить насыщение потребительского рынка продовольственными и непродовольственными товарами и услугами в широком ассортименте для всех слоев населения.

Повсеместное распространение в торговых предприятиях города получили современные формы торговли: самообслуживание, продажа товаров по образцам, в кредит, по каталогам. Развивается Интернет-торговля. Расширяется ассортимент, повышается качество сопутствующих продаже услуг, в том числе доставка товаров на дом, сборка и установка.

Значительно изменилась ассортиментная политика, основным направлением которой является расширение, обновление и углубление ассортиментного перечня товаров этому способствует развитие в городе сетевой торговли. Успешно в городе работаютместные торговые сети: ОАО «Юграторг»; ООО «Орбита»; ООО «Русаский стиль»; ООО «Лого-Югра»; ООО «Кампания ВиктОрМаркет». Также развиваются специализированные розничные сети федерального значения: «М.Видео», «Эльдорадо», «Норд», «Детский Мир - Центр»; узкоспециализированные розничные сети по продаже парфюмерных товаров «Л'Этуаль»; изысканных вин «Ароматный мир»; сотовых телефонов «Евросеть», «Связной»; модной спортивной одежды «Adidas», «Columbia»; расширяет свою торговую сеть в Ханты-Мансийске региональные сети,дискаунт-маркет «Монетка».

Всего в Ханты- Мансийске функционирует:

- более 30 торговых марок федеральных и региональных розничных сетей, включающих в себя около 45 предприятий с торговой площадью около 10896,67 м2;

- около 40 местных торговых сетей, включающих в себя 121 предприятие с торговой площадью 18367, 8 м2.

В соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 14 января 2011 года № 8-п «О нормативах минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», норматив обеспеченности торговой площадью на 1000 жителей для города Ханты-Мансийска составляет 515 м². Фактическая обеспеченность населения города Ханты-Мансийска объектами торговли составляет 833 м2 на 1 тыс. жителей, что превышает существующий норматив на 162 %.

Ежегодно в г. Ханты-Мансийске вводится в эксплуатацию новые торговые площади, в 2012г. введено свыше 8 тысяч квадратных метров торговых площадей.

Динамика развития розничной торговой сети г. Ханты-Мансийска:

Динамичный рост розничной торговли базируется на позитивном изменении уровня жизни горожан, обусловленном относительно стабильной экономической ситуацией в городе за последние годы и положительной динамикой роста доходов населения.

Материально-техническая база предприятий торговли и общественного питания представлена 429 магазинами, 78торговыми объектами мелкой розницы, 10 торговыми центрами, 177 предприятиями общественного питания, из них 23 предприятиями закрытой сети. Идет процесс преобразования материально-технической базы торговли в современную индустрию сервиса, определяется поиск новых системных подходов. Один из них – строительство и реконструкция рыночного комплекса.

С целью развития рыночной торговли, повышения качества обслуживания населения на универсальном рынке в городе Ханты-Мансийске ведется строительство капитального рыночного комплекса общей площадью 5153,7 м2. Современный рыночный комплекс должен стать комфортным торговым центром, отличаясь от супермаркетов более низкими ценами на аналогичные продукты по причине поступления продукции на рынок без посредников.

Непосредственное влияние на уровень обеспечения населения продукцией сельскохозяйственного производства оказывает ярмарочная торговля. За 2012 год на территории города проведено 60 ярмарок, в том числе 49 ярмарок «выходного дня», в городе сельскохозяйственные ярмарки проводились еженедельно.

За счет ввода в эксплуатацию новых площадей и открытия новых магазинов в 2012 году в данной отрасли трудоустроено за отчетный период 131 человек(2011 год 129 рабочих мест).



2. Общественное питание

В 2012 году сохранена положительная динамика оборота общественного питания по предварительной оценке 1970,5 млн. рублей,который в действующих ценах составил 114,5 % к итогам 2011 года (1721,0 млн. рублей). Качественным показателем развития этой сферы потребительского рынка является оборот общественного питания на душу населения. В 2012 году этот показатель составил по предварительной оценке

22,5 тыс. руб./чел., против 20,8 тыс. руб./чел. в 2011 году.

По состоянию на 01.01.2013 года услуги общественного питания в городе предоставляли 177 предприятий общественного питания на 10053 посадочных места, в том числе 154 предприятия общедоступной сети на 7895 посадочных мест. За 2012 год общедоступная сеть общественного питания выросла на 4,2 %. В целом ежегодно в городе происходит рост числа предприятий общественного питания и общего количества посадочных мест.

Во вновь открывшихся предприятиях отрасли общественного питания за 2012 год горожане смогли получить 80 рабочих мест.

В соответствии со СНиП-2070-89 «Нормативы расчета учреждений и предприятий обслуживания и размеры земельных участков» установлен норматив посадочных мест на 1000 жителей - 40 посадочных мест, в городе данный норматив превышен в 2,3 раза, что составило 90,1 посадочных места.

В городе сформирована рациональная сеть общественного питания, позволяющая полноценно удовлетворять потребность в услугах питания. Качественную сторону состояния и развития общедоступной сети характеризует ее структура, то есть соотношение предприятий общественного питания по типам. Типы предприятий открытой сети составляют: кафе – 71 единица, бары – 26 единиц, рестораны – 23 единицы, общедоступные буфеты и столовые – 34 единицы и другие.

За последнее время в сегменте рынка общественного питания и оказания соответствующих услуг предприятиями, произошли большие изменения. Растет уровень сервиса, расширяются предлагаемые возможности, внедряются перспективные формы и методы обслуживания:кейтеринговые услуги; доставка готовых блюд на дом, в офис; дисконтные карты;культурно-массовые услуги.

Перспективным и приоритетным направлением развития общественного питания является совершенствование качества обслуживания, расширение комплекса предоставляемых услуг, в том числе системная работа по подготовке и переподготовке специалистов общественного питания.

3.Бытовое обслуживание

Наибольшую долю бытовых услуг в общей структуре по прежнему занимают услуги автосервиса (27,5%), парикмахерские услуги (24,0%), по пошиву  и ремонту одежды (12,0%), по ремонту обуви (10,0%), которые являются более востребованными и социально значимыми. Услуги по ремонту бытовой, теле-радиоаппаратуры (7,5%) в большей степени были направлены на выполнение заказов от предприятий торговли.

В общем объеме платных услуг, оказанных населению города в 2012 году, бытовые услуги составили 6,4% , объем оказываемых бытовых услуг по городу по предварительным оценкам составил 340,6 млн. рублей или 107,2% в сопоставимых ценах к уровню 2011 года. Объем бытовых услуг на одного жителя г. Ханты-Мансийска в 2012 году ориентировочно 4006 руб. или в сопоставимых ценах к уровню 2011 года составит 101,6 %.

4.Обеспечение защиты прав потребителей

Основные мероприятия по защите прав потребителей, проводимые управлением потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города Ханты-Мансийска:

рассмотрение жалоб потребителей, консультирование их по вопросам защиты прав потребителей;

оказание содействия потребителям в составлении претензионных и исковых заявлений в защиту их прав и интересов;

незамедлительное извещение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), о выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среде;

проведение информационно-разъяснительной работы по информированию граждан о правах потребителей и необходимых действиях по реализации и защите этих прав через средства массовой информации, сеть Интернет, официальные сайты органов местного самоуправления, в образовательных учреждениях, проведение конкурсов, семинаров с целью повышения правовой грамотности населения.

В связи с проведением разъяснительной работы с потребителями по применению Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей», большинство населения знакомо со своими правами и пытается отстаивать их самостоятельно. Но получая отказ в удовлетворении своих требований, потребители обращаются в управление за консультацией и помощью в подготовке претензий, исковых заявлений. Консультирование посредством телефонной связи остается основной формой оказания содействия потребителям.

В 2012 году в адрес управления потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города обратились 1977 граждан за консультацией либо содействием в защите их прав и интересов, из них 1206 обращений поступили по телефону «горячей линии», что составило 61 % от общего количества.

Предъявлено 1427 претензий к продавцу (изготовителю, исполнителю), из них 771 письменных, в добровольном порядке удовлетворено 1095 требований, в том числе письменных 578.

В зависимости от прав и гарантий, предоставленных гражданам Законом Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей»,подавляющее большинство обращений в сфере розничной торговли касается реализации и защиты права потребителя на возврат товара ненадлежащего качества и, соответственно, права на удовлетворение законных требований при обнаружении недостатков в товаре.

Отказ в удовлетворении законных требований потребителей по вопросам замены товара либо возврата уплаченной денежной суммы, обусловлен как низкой правовой грамотностью продавцов, так и сознательным нарушением ими потребительского законодательства.

Из числа поступивших обращений 1 554 (или около 73%) приходится на сферу торговли и 423 (или около 27%) - на сферу услуг.

В основном, обращения граждан в сфере торговли связаны с продажей товаров ненадлежащего качества. Большая часть технически сложные товары бытового назначения – 56,3%, а также обувь – 4,7%, одежда, изделия из кожи и меха - 5%, автомобили и запасные части к ним – 2, 3%, мебель, мебельные гарнитуры – 2,7%.

Исходя из сравнительной характеристики, количество обращений в сфере платных услуг по сравнению с 2011 годом уменьшилось по всем показателям, за исключением туристских услуг - с 3 в 2011 году до 21 обращения в 2012 году. Увеличение обращений потребителей связано с включением туристическими агентствами в договоры условий, ущемляющих права потребителей.

Наибольшее число обращений в сфере платных услуг приходится на бытовые услуги, часть которых из года в год составляет ремонт и техническое обслуживание бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры (нарушение сроков ремонта сервисными мастерскими, некачественно выполненный ремонт, повреждения вещи, изделия).

Сумма ущерба, возмещенного потребителям в досудебном порядке, за год составила более 22 млн. рублей.

Специалистами отдела по защите прав потребителей управления потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города Ханты-Мансийска оказана помощь в составлении исковых заявлений о защите прав потребителей 26 гражданам на общую сумму более 2171,6 тыс. рублей. Судами рассмотрено 23 дела о защите прав потребителей, по которым утверждено 4 мировых соглашения с удовлетворением требований потребителей, принято 19 решений об удовлетворении законных требований потребителей и о взыскании средств с ответчиков в сумме более 1711,3 тыс. рублей.

В своей правозащитной деятельности по обеспечению интересов потребителей специалисты управления опираются, главным образом, на досудебные формы урегулирования споров. Эффективность и оперативность досудебного порядка рассмотрения дел по защите прав потребителей дают возможность с наименьшими моральными и материальными потерями, как для потребителей, так и предпринимательского корпуса разрешать соответствующие споры, путем переговоров, разъяснения норм законодательства в сфере защиты прав потребителей.



5. Приоритеты развития потребительского рынка в 2013 году

Основные направления реализации мероприятий по развитию потребительского рынка:

1.Формирование современной инфраструктуры розничной торговли и повышение территориальной доступности торговых объектов для населения города, предполагающие:

устранение диспропорции в размещении торговых объектов по районам на основе применения принципов оптимального формирования структуры торгового комплекса (увеличение числа крупных современных торговых объектов (гипермаркетов, супермаркетов, торговых центров);

размещение торговых объектов «шаговой доступности» в местах проживания населения (путем строительства новых торговых объектов, реконструкции приобретаемых или арендуемых площадей);

поэтапный перевод хозяйствующих субъектов, осуществляющих мелкорозничную торговлю на объектах некапитального характера, в многопрофильные торговые комплексы (центры), стационарные торговые объекты;

разработку и реализацию мер экономического стимулирования строительства, размещения объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры, модернизации и укрепления материально-технической базы социально ориентированных торговых объектов;

упорядочение торговли на рынках, реконструкция и преобразование их в современные торгово-сервисные комплексы, сохранение сельскохозяйственных рынков в торговой инфраструктуре города;

развитие предприятий с использованием механизма франчайзинга.

2. Повышение экономической доступности товаров и услуг для населения города, предполагающее:

развитие системы обслуживания социально незащищенных категорий граждан с предоставлением скидок на товары и услуги по социальным картам или в рамках собственных дисконтных программ предприятий торговли;

принятие мер по стабилизации ценовой ситуации в городе путем создания эффективной конкурентной среды, как фактора сдерживания роста цен, развития ярмарок «выходного дня», иных торговых мероприятий по реализации сельхозпродукции, произведенной хозяйствами, фермерами, садоводами-огородниками.

3.Совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере торговли, предполагающее:

совершенствование нормативно-правового обеспечения в сфере торговли, внесение необходимых изменений и дополнений в нормативные правовые акты города, в том числе в целях их приведения в соответствие с федеральным законодательством;

обеспечение защиты прав потребителей, развитие системы правовой помощи потребителям в случаях нарушения их прав;

формирование и реализацию мер противодействия теневому обороту, фактам торговли в несанкционированных местах, использования объектов, не сданных в эксплуатацию.

4.Обеспечение занятости и кадровое обеспечение отрасли, предполагающие:

укрепление кадрового потенциала торговых структур города;

поддержку учебных заведений, осуществляющих обучение основным специальностям потребительского рынка (товаровед, продавец, парикмахер, портные, технолог общественного питания, повар, кондитер, официанти т.д.);

формирование системы переподготовки и повышения квалификации работников торговли, общественного питания, бытового обслуживания;



организацию процесса обучения и тренинга персонала непосредственно на предприятиях торговли (курсов, семинаров, конкурсов профессионального мастерства и т.д.).


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница