ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Информатика
2015-2016 учебный год
Раздел 1 Информационная деятельность человека
Теоретические вопросы:
-
Информатизация общества. Основные этапы развития вычислительной техники.
-
Понятие информации. Виды информации. Свойства информации.
-
Виды информационных процессов. Поиск и систематизация информации. Хранение информации; выбор способа хранения информации.
-
Передача информации в социальных, биологических и технических системах.
Раздел 2 Информация и информационные процессы
Теоретические вопросы:
-
Понятие о кодировании информации. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
-
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное кодирование.
-
Вероятностный и алфавитный подходы к измерению информации. Единицы измерения информации.
-
Скорость передачи информации. Пропускная способность канала связи.
-
Этические и правовые аспекты информационной деятельности. Правовая охрана программ и данных. Защита информации.
-
Позиционные и непозиционные системы счисления. Алгоритмы перевода из десятичной системы счисления в произвольную и наоборот.
-
Двоичная арифметика. Связь между двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления.
-
Алгебра логики. Основные понятия и операции.
-
Законы логики. Логические переменные. Логические выражения и их преобразования.
-
Построение таблиц истинности логических выражений.
-
Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд).
-
Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
-
Графическое представление алгоритма. Линейная алгоритмическая конструкция.
-
Графическое представление алгоритма. Алгоритмическая структура «ветвление».
-
Графическое представление алгоритма. Алгоритмическая структура «цикл».
Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий
Теоретические вопросы:
-
Архитектура современных компьютеров. Основные устройства компьютера, их функции и взаимосвязь.
-
Магистрально-модульный принцип построения компьютера
-
Характеристики процессора и внутренней памяти компьютера (быстродействие, разрядность, объем памяти и др.).
-
Внешняя память компьютера. Носители информации (гибкие диски, жесткие диски, CD-RОМ диски, магнитооптические диски и пр.) и их основные характеристики.
-
Программное обеспечение компьютера. Виды программного обеспечения.
-
Операционная система компьютера (назначение, состав, способ организации диалога с пользователем).
-
Загрузка компьютера.
-
Файловая система. Папки. Файлы (имя, тип, путь доступа). Операции с папками и файлами в среде операционной системы.
-
Стандартные программы ОС Windows. Перечислить и охарактеризовать.
-
Графический редактор Paint. Режимы его работы.
-
Организация индивидуального информационного пространства, настройка элементов рабочего стола.
-
Работа с файловой системой, с графическим интерфейсом (выполнение стандартных операций с файлами: создание, копирование, переименование, удаление).
Раздел 4 Технологии создания и преобразования информационных объектов
Теоретические вопросы:
-
Программные средства и технологии обработки текстовой информации (текстовый редактор, текстовый процессор, редакционно-издательские системы).
-
Программные средства и технологии обработки числовой информации (электронные калькуляторы и электронные таблицы).
-
Компьютерная графика. Аппаратные средства (монитор, видеокарта, видеоадаптер, сканер и др.).
-
Программные средства (растровые и векторные графические редакторы, программы анимации и др.).
-
Технология хранения, поиска и сортировки данных (базы данных, информационные системы).
-
Табличные, иерархические и сетевые базы данных.
-
Основные понятия баз данных. Системы управления базами данных.
-
Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
-
Организация баз данных. Примеры баз данных: юридические, библиотечные, здравоохранения, налоговые, социальные, кадровые.
-
Программы обработки текста. Редактор Word. Режимы его работы.
-
Форматирование и редактирование текстового документа.
-
Параметры страницы текстового процессора Word.
-
Табличный процессор Excel. Назначение, функции.
-
СУБД ACCESS. Назначение, режимы работы.
-
PowerPoint. Назначение, режимы его работы.
-
Работа с диаграммами в табличном редакторе Excel. Виды диаграмм.
-
Работа с графиками в табличном редакторе Excel.
-
Работа с функциями в табличном редакторе Excel. Определение функции.
-
Виды функций в табличном редакторе Excel.
21. Компьютерные презентации. Виды презентации. Требования к презентациям.
-
Компоненты экрана редактора EXSEL и его составляющие. Определения: ячейка (активная), диапазон ячеек, адрес ячеек.
-
Режимы работы с текстовым редактором Word.
-
Операции, выполняемые с таблицами, диаграммами в текстовом редакторе Word. Перечислить и охарактеризовать.
-
Работа с графическими объектами, иллюстрациями в текстовом редакторе Word.
-
Основные этапы инсталляции программного обеспечения. Инсталляция программы с носителя информации.
-
Электронная почта. Перечислить и охарактеризовать этапы создания почтового ящика.
-
Дать определение База данных. Система управления базами данных. Перечислить и охарактеризовать виды структуры Базы данных.
-
Форматирование абзаца в среде текстового процессора Word, параметры абзаца.
-
Создание и редактирование графических объектов.
-
Создание таблиц в среде Word.
-
Электронные таблицы. Перечислите основные объекты Excel. Адресация ячеек.
-
Требования к презентации POWERPOINT. Режимы показа презентации.
-
Определение кортеж (запись) и атрибут (поле). Указать в чём состоит их функция. Привести пример.
-
Как организуются сортировка и поиск данных в Excel.
-
Какие форматы данных бывают в Excel, как их установить.
-
Какие типы функций существуют в Excel, как они вызываются и для чего они нужны.
-
Организация поиска информации в базах данных. Создание запросов разной сложности.
-
Какие типы диаграмм существуют в Excel и как их создавать.
-
Поясните понятия форматирования и редактирования текстового документа.
-
Создание базы данных. Определение структуры базы данных: количество и типы полей.
-
Построение диаграмм и графиков по табличным данным в табличном процессоре EXCEL.
-
Панели инструментов в текстовом редакторе WORD. Вывод, назначение.
Раздел 5. Телекоммуникационные технологии
-
Компьютерные телекоммуникации: назначение, структура. Информационные ресурсы в телекоммуникационных сетях.
-
Представления о телекоммуникационных службах: электронная почта, чат, телеконференции, форумы, интернет-телефония.
-
Информационно-поисковые системы. Организации поиска информации в сетях,
-
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места.
-
Средства создания сайта.
-
Определение сайта. Сопровождение сайта в сети.
-
Виды сайтов перечислить и охарактеризовать.
Практические задания:
-
Перевести число 1011011 из 2-ой системы счисления в 10-ю, 8-ю, 16-ю.
-
Перевести число 62 из 10-ой системы счисления в 2-ю, 16-ю, 8-ю.
-
Перевести число 641 из 8-ой системы счисления в 2-ю, 10-ю, 16-ю.
-
Перевести число 8D из 16-ой системы счисления в 2-ю, 8-ю, 10-ю.
-
Составить таблицу истинности для формул:
F(X;Y)=XVY^(X^Y)
F(X,Y,Z)=X^YVZ^(XVZ)
6. Произвести сложение:
-
в двоичной системе счисления 110101+101101
-
в 8-й системе счисления 654+457
-
в 16-й системе счисления 2D+AF9
Произвести вычитание:
-
в двоичной системе счисления 110101-101101
-
в 8-й системе счисления 521-76
-
в 16-й системе счисления 15A-2F
7. Решить примеры восьмеричной системы счисления:
Сложить числа в восьмеричной системе счисления
-
14+7
-
234+57
Вычесть числа в восьмеричной системе счисления
-
14-7
-
1234-77
8. Решить примеры шестнадцатиричной системы счисления:
Сложить числа в шестнадцатиричной системе счисления
-
3А+2B
-
23C+15
Вычесть числа в шестнадцатиричной системе счисления
-
3А-2
-
6D-15
9. Произвести сложение:
-
в двоичной системе счисления 11101+1101
-
в 8-й системе счисления 154+77
-
в 16-й системе счисления AD+158
Произвести вычитание:
-
в двоичной системе счисления 11011-10101
-
в 8-й системе счисления 121-56
-
в 16-й системе счисления F1D-F2
10. Решить логическую задачу:
В симфоническом оркестре приняли на работу трёх музыкантов: Василия, Константина и Олега, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе.
-
Константин самый высокий
-
Играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте.
-
Играющий на скрипке и флейте и Василий любят пиццу.
-
Когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Константин мирит их.
-
Василий не умет играть ни на трубе, ни на гобое.
Вопрос: На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет только двумя?
11. Составить таблицу истинности по заданным формулам
1.F(A;B) =А^B^(AVB)
2.F(A;B;C)=AVB^C^(AVB)
12. Описать графическим способом алгоритм вычисления значения Z по формулеY=(7+X)3
8Y-X(9X)2 , если XY>9
Z= X3Y+6-X , если XY
6Y+2X3 , если XY=9
Исходные данные: X=2.8
13. Описать графическим способом алгоритм вычисления значения Z по формуле Z=X/Y
Исходные данные: А=4,7; В=1,3; С=7,6; D=2,4, Y=5.
14. Описать графическим способом алгоритм вычисления значения D по формуле D=lg(2x-5)
15. Решить логическую задачу.
В соревнованиях по фигурному катанию участвовали: Диана, Алина, Мария, Оксана
Их друзья высказали предположения о победителях:
-
Первой будет Мария, Алина будет второй;
-
Второй будет Мария, Оксана будет третьей;
-
Диана будет второй, Оксана будет четвёртой.
По окончанию соревнования оказалось, что в каждом из предположений только одно из высказываний истинно, а другое ложно.
Вопрос: Какое место на соревнованиях заняла каждая из участниц, если все они заняли разные места?
16. Создать БД; предназначенную для хранения информации о компьютерных курсах и слушателях. В БД по каждому клиенту должна содержаться следующая информация: фамилия; имя; отчество; адрес; телефон контакта; Также в БД должны быть указаны: фамилия преподавателя; название курса, который(е) слушает клиент; стоимость обучения за курс; количество часов, отведенных на каждый курс. Составить схему БД.
17. Напишите предложение:
Съешь ещё этих мягких французских булок, да выпей чаю.
Скопируйте его 4 раза в каждую строку, выполните форматирование:
-
Шрифт: ComicSans MS, размер: 14, начертание: курсив, подчеркнутый, цвет: зеленый.
-
Шрифт: Tahoma, размер: 15, начертание: жирный, цвет: золотистый, двойное синее подчеркивание. Выравнивание абзаца: по правому краю.
-
Интервал шрифта: разреженный на 5 пт, выравнивание абзаца: по центру.
-
Шрифт: зачеркнутый. Абзац: отступ слева 3 см, отступ справа 5 см, первая строка: выступ 2 см, выравнивание: по ширине.
18. Создать презентацию в POWERPOINT на тему: Виды развлечений (8 слайдов).
Оформление слайда:
1.Охарактеризовать приведённый вид развлечений.
2. Включить иллюстрацию.
(Воспользовавшись макетом: Заголовок, текст, объект)
Пример: Заголовок Театр, текст характеристика, объект иллюстрация
Информацию искать в сети INTERNET.
После с помощью режима Конструктор выбрать опцию шаблон оформления задать Фон. С помощью пункта меню Показ слайдов. И опции Смена слайда-установить эффект анимации. Задать воспроизведение анимации (автоматически) указав время смены слайдов.
19. Создать таблицу в текстовом редакторе Word воспользовавшись редактором формул:
20. Создать презентацию в POWERPOIN на тему: Виды награждения(11 слайдов).
Оформление слайда:
1.Охарактеризовать приведённый вид явлений,
2. Включить иллюстрацию.
(Воспользовавшись макетом: Заголовок, текст, объект)
Пример: Заголовок Грамота, текст характеристика, объект иллюстрация
Информацию искать в сети INTERNET. С помощью команд копирование и вставка разместить на слайде
После с помощью режима Конструктор выбрать опцию шаблон оформления задать Фон. С помощью пункта меню Показ слайдов. Опции Смена слайда -установить эффект анимации. Задать воспроизведение анимации (автоматически) указав время смены слайдов.
21. Построить график функции предельное значение 12.
-
Заполняем поле Х . Интервал меняется от [-12;12] с шагом 1
-
Заполняем поля значений функций
|
А
|
В
|
1
|
Х
|
У=(16/X^2)+8
|
2
|
-12
|
=(16/A2^2)+8
|
3
|
-11
|
=(16/A3^2)+8
|
-
После заполнения таблицы выделяем ячейки с вычисленной функцией У.
-
Выбираем мастер диаграмм-> тип(График) ->вид 1.
22. Спроектируйте БД, предназначенную для хранения информации о рейсах самолетов.
БД должна содержать информацию о номере рейса, дате и времени вылета, членах экипажа (Фамилия; Имя; Отчество; Должность; Домашний адрес; Домашний телефон; Фотография). Составьте схему данных.
23. Записать формулы в текстовом редакторе WORD
24. Построить график функции в EXCEL 2007
предельное значение 12.
-
Заполняем поле Х . Интервал меняется от [-12;12] с шагом 1
-
Заполняем поля значений функций
|
А
|
В
|
1
|
Х
|
У=(12/2*X^2)+4
|
2
|
-12
|
=(12/2*A2^2)+4
|
3
|
-11
|
=(12/2*A3^2)+4
|
-
После заполнения таблицы выделяем ячейки с вычисленной функцией У.
-
Выбираем мастер диаграмм-> тип(График) ->вид 1.
25. Записать формулы в текстовом редакторе WORD
26. Создать презентацию в POWERPOINT на тему: Виды спорта (8 слайдов).
Оформление слайда:
1.Охарактеризовать приведённый вид развлечений,
2. Включить иллюстрацию.
(Воспользовавшись макетом: Заголовок, текст, объект)
Пример: Заголовок Фигурное катание, текст характеристика, объект иллюстрация
Информацию искать в сети INTERNET. С помощью команд копирование и вставка разместить на слайде.
После с помощью режима Конструктор выбрать опцию шаблон оформления задать Фон. С помощью пункта меню Показ слайдов. Опции Смена слайда -установить эффект анимации.
Задать воспроизведение анимации (автоматически) указав время смены слайдов.
27. Спроектируйте БД «Биржа труда».
В БД по каждому клиенту должна содержаться следующая информация: фамилия; имя; отчество; адрес; дОМАШНИЙ ТЕЛЕФОН; фОТОГРАФИЯ; РАБОТА, которую он желает получить; знание иностранного языка; ЗНАНИЕ КОМПЬЮТЕРА. Кроме того, в БД должны быть указаны: название организации, где клиент проходил собеседование; адрес организации; номер телефона организации; ФИО сотрудника, проводившего собеседование; результаты собеседования; дата.
28. Спроектируйте БД «Доставка цветов».
В БД должна храниться информация о заказчике (ФАМИЛИЯ; ИМЯ; ОТЧЕСТВО; адрес; ТЕЛЕФОн контакта) и заказе цветов (НОМЕР ЗАКАЗА; АДРЕС, по которому нужно доставить цветы; ЧИСЛО и ВРЕМЯ ДОСТАВКИ; НАЗВАНИЕ ЦВЕТОВ; КОЛИЧЕСТВО; ОФОРМЛЕНИЕ БУКЕТА)
Составьте схему данных.
29. Выполнить в графическом редакторе PAINT эскиз фигуры и вычислить её объём ( с помощью программы Калькулятор по прилагаемой формуле и исходным данным. Оформить решение задачи с помощью текстового редактора WORDPAD
где
R=3,004 см; r=2,006 см; H=5,003см
30. Выполнить в графическом редакторе PAINT эскиз фигуры и вычислить её объём ( с помощью программы Калькулятор по прилагаемой формуле и исходным данным. Оформить решение задачи с помощью текстового редактора WORDPAD.
; где
S=a*b:
a=3,005см b=4,055см H=6,107см
31. Произвести сложение:
-
в двоичной системе счисления 11101+1111
-
в 8-й системе счисления 155+77
-
в 16-й системе счисления AB+158
Произвести вычитание:
-
в двоичной системе счисления 11111-10101
-
в 8-й системе счисления 131-56
-
в 16-й системе счисления 17D-F
32 Решить примеры восьмеричной системы счисления:
Сложить числа в восьмеричной системе счисления
-
37+7
-
66+43
Вычесть числа в восьмеричной системе счисления
-
32-7
-
21-6
33.
-
Перевести число 1111011 из 2-ой системы счисления в 10-ю, 8-ю, 16-ю
-
Перевести число 64 из 10-ой в 2-ю, 16-ю, 8-ю
-
Перевести число 745 из 8-ой в 2-ю, 10-ю, 16-ю
-
Перевести число 8DB из 16-ой в 2-ю, 8-ю, 10-ю
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
Основная:
-
И.Г Семакин «Информатика и ИКТ. Базовый уровень: Учебник для 10-11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер – 5-е издание – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г. 46 с. ил.
-
Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в 2 т./ под ред. И.Г. Семакина, У.Л. Хеннера – 2-е издание - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013г – 294 с.: ил.
Дополнительная:
1. Н.Д. Угринович «Информатика и информационные технологии» Учебник для 10-11 классов /М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014г. -511с.:ил.
|