Информация о ходе работы по поэтапной отмене ограничений во взаимной торговле государств участников СНГ




страница1/12
Дата03.09.2016
Размер2.66 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


ИНФОРМАЦИЯ

о ходе работы по поэтапной отмене ограничений
во взаимной торговле государств – участников СНГ

В рамках зоны свободной торговли государства – участники СНГ осуществляют свою торговую политику с учетом задач интегрирования национальной экономики в мировую торговую систему, вступления в ВТО, приоритетного развития экспортных секторов.

Поэтапную ликвидацию тарифных и нетарифных ограничений предусматривают положения действующего Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года, Протокола к нему от 2 апреля 1999 года, межправительственного Протокола о поэтапной отмене ограничений во взаимной торговле государств – участников СНГ от 3 июня 2005 года, а также Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года. Проведение работы, направленной на отмену ограничений режима свободной торговли, является одним из приоритетных направлений деятельности Содружества, предусмотренных Концепцией дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и Планом основных мероприятий по ее реализации.

Исполнительный комитет СНГ осуществляет ежегодный мониторинг применения ограничений во взаимной торговле.

Настоящая Информация содержит данные о применяемых ограничениях режима свободной торговли и перспективах их отмены, уточненных на основе сведений, представленных государствами – участниками СНГ в соответствии с Решением Экономического совета СНГ от 28 июня 2011 года, обзоров торговой политики государств – участников СНГ и других материалов, поступивших в Исполнительный комитет СНГ в 2011 году.

В 2011 году государства – участники СНГ последовательно проводили работу по отмене ограничительных мер во взаимной торговле. Так, например, Азербайджанская Республика в соответствии с протоколами к соглашениям о свободной торговле с Республикой Казахстан и Российской Федерацией с 1 января 2012 года отменила изъятия из режима свободной торговли при импорте спирта и сигарет.

Республика Армения отменила изъятия при импорте спирта из Республики Беларусь и Российской Федерации на основе двусторонних протоколов от 6 июня 2002 года и от 20 октября 2000 года соответственно, а Республика Беларусь не взимает ввозную таможенную пошлину на спирт из Республики Армения.

Республика Беларусь сняла ограничения на импорт украинского пива. Урегулированы вопросы как с точки зрения ценовых формальностей, так и таможенного оформления.

Республика Казахстан с 1 января 2012 года отменила действие изъятий при импорте из Азербайджанской Республики на спирт, табак и его заменители и почти втрое сократила количество использовавшихся временных запретов и ограничений на экспорт.

В Республике Казахстан завершено разбирательство в отношении возросшего импорта стеклобанок и бутылок без введения защитной меры.

Российская Федерация отменила с 1 января 2012 года изъятия при импорте из Азербайджанской Республики, Республики Армения и Республики Молдова по спирту этиловому; из Азербайджанской Республики – по сигарам и сигаретам.

Украина 22 декабря 2011 года завершила специальное расследование в отношении импорта отдельных видов нефтепродуктов без применения специальных мер. Также Украина завершила специальное расследование в отношении импорта холодильного и морозильного оборудования без применения специальных мер.



Тарифные ограничения во взаимной торговле

Импортные таможенные пошлины призваны обеспечить благоприятные конкурентные условия для национальных производителей и дают государству, таким образом, возможность стимулировать развитие соответствующих секторов экономики. В ряде случаев таможенные пошлины имеют фискальный характер и направлены на пополнение государственного бюджета.

Отмена действующих тарифных ограничений в СНГ в 2011 году осуществлялась на основе соответствующих двусторонних протоколов.

Сохраняющиеся пока пошлины при импорте включают алкогольные напитки, табак и изделия из него, а также сахар. Сроки их отмены в основном зафиксированы. Пошлины при экспорте распространяются на товары топливно-энергетического комплекса, отходы и лом металлов, минеральное сырье, удобрения, кожсырье, семена сельскохозяйственных культур, живой скот и ряд других. Полный перечень тарифных ограничений приведен в приложении 1.

Ставки ввозных таможенных пошлин государств – участников Таможенного союза определяются вступившими в силу с 1 января 2012 года Единым таможенным тарифом Таможенного союза и Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза 2012 года, утвержденными решением Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2011 года № 850.

Что касается вывозных таможенных пошлин, то Соглашением о порядке исчисления и уплаты таможенных платежей в государствах – участниках Таможенного союза от 12 декабря 2008 года предусмотрено, что при их исчислении применяются ставки, установленные законодательством каждого из государств – участников Таможенного союза, с учетом международных договоров государств – участников Таможенного союза.

В Договоре о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года Стороны договорились существенно сократить количество изъятий при импорте и «заморозить» экспортные пошлины на существующем уровне, а через шесть месяцев после вступления Договора в силу приступить к переговорам по их поэтапной отмене.

Ниже приведены сведения о тарифных ограничениях во взаимной торговле государств – участников СНГ, фактически действовавших в 2011 году.



Азербайджанская Республика в соответствии с двусторонними протоколами к соглашениям о свободной торговле изъятия из режима свободной торговли при импорте отменила с 1 января 2012 года и в настоящее время во взаимной торговле при импорте никаких ограничений не использует.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 22 декабря 2003 года № 161 в Азербайджане установлены экспортные пошлины на лом и сырье некоторых металлов.



Республика Армения применяет изъятия при импорте сигарет и сигарет без фильтра из государств – участников СНГ. Срок отмены действующих изъятий – 1 января 2014 года.

Экспортные пошлины во взаимной торговле Республика Армения не применяет.



В Республике Беларусь взимание ввозных таможенных пошлин осуществляется с учетом международных обязательств, принятых в рамках Таможенного союза.

В соответствии с Соглашением между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, от 9 декабря 2010 года экспортные пошлины взимаются при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти.

Также указами Президента Республики Беларусь установлены ставки экспортных таможенных пошлин при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории государств – членов ЕврАзЭС следующих товаров: калийные удобрения, шкуры необработанные, дубленая кожа и кожевенный краст, семена рапса, лесоматериалы обработанные и необработанные, древесина топливная. Перечень экспортных пошлин Республики Беларусь приведен в приложении 1.

Республика Казахстан применяет на основе двусторонних протоколов пошлины при импорте из Республики Узбекистан (Протокол от 2 июня 1997 года) и Украины (Протокол от 29 декабря 1997 года). Перечни товаров, которые подлежат изъятию из режима свободной торговли при их импорте в Республику Казахстан, включают рис, алкогольные напитки, табак и изделия из него.

В связи с необходимостью унификации изъятий с государствами – участниками Таможенного союза в рамках Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года будет действовать изъятие в отношении импорта украинского сахара.

В отношении остальных государств – участников СНГ в Республике Казахстан действует режим свободной торговли без изъятий.

Право применения экспортных пошлин Республикой Казахстан предусмотрено в рамках отдельных протоколов к соответствующим двусторонним соглашениям о свободной торговле с Кыргызской Республикой (Протокол от 22 июня 1997 года), Республикой Молдова (Протокол от 26 мая 1995 года), Республикой Таджикистан (Протокол от 22 ноября 1995 года). Однако в настоящее время Республика Казахстан экспортные пошлины ни в отношении указанных государств, ни в отношении других государств – участников СНГ не применяет.



Кыргызской Республикой в целях защиты отечественных производителей бумажной продукции 30 сентября 2009 года были введены экспортные пошлины на регенерируемую бумагу и картон.

Кроме того, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики пунктом 1 статьи XI Генерального соглашения по тарифам и торговле от 30 октября 1947 года для снятия напряженности по обеспечению сельхозпроизводителей удобрениями, повышения урожайности и экспорта сельскохозяйственных культур Правительство Кыргызской Республики ввело с 15 февраля по 15 августа 2012 года сезонную таможенную пошлину на удобрения.

Правительство Кыргызской Республики приняло постановление, согласно которому установлена ставка сезонной ввозной (импортной) пошлины на муку пшеничную сроком на 6 месяцев, независимо от страны происхождения.

Республика Молдова Законом от 20 мая 2010 года № 88 ратифицировала двусторонний Протокол к Соглашению о свободной торговле между Правительством Республики Молдова и Кабинетом Министров Украины от 13 ноября 2003 года, согласно которому утвержден перечень товаров, подлежащих исключению из режима свободной торговли (сахар, спирт этиловый, кожевенное сырье, отходы и лом черных металлов).

Экспортных пошлин во взаимной торговле Республика Молдова не применяет.



Российская Федерация в настоящее время в отношении изъятий из режима свободной торговли с государствами – участниками СНГ руководствуется договоренностями, зафиксированными в соответствующих двусторонних протоколах.

Российская Федерация применяет изъятия по импорту из режима свободной торговли с Республикой Узбекистан по сахару белому, спирту этиловому, водке, сигарам и сигаретам и с Украиной – по сахару белому.

Российская Федерация также применяет экспортные пошлины при экспорте в государства – участники СНГ, не входящие в Таможенный союз, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2006 года № 795 с последующими изменениями.

Республика Таджикистан тарифные ограничения при импорте и экспорте в торговле с государствами – участниками СНГ не применяет.

Республика Узбекистан применяет тарифные изъятия на сахар, спирт и сигареты из табака и его заменителей при импорте из Российской Федерации. Вывозные пошлины Республики Узбекистан на экспортируемые товары в Республику Казахстан, Кыргызскую Республику, Российскую Федерацию и Республику Таджикистан предусмотрены в соответствующих двусторонних протоколах об изъятиях, однако экспортных пошлин во взаимной торговле Узбекистан не применяет.

Украина применяет изъятия при импорте из Республики Молдова на сахар и сахарные сиропы, семена сахарной свеклы, Российской Федерации – на сахар, а также при экспорте в государства – участники СНГ по широкому кругу товаров.

Импортные пошлины на сахар из Республики Беларусь и Республики Казахстан будут действовать после вступления в силу Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года.

Динамика снижения ставок экспортных пошлин зафиксирована в обязательствах Украины, принятых при вступлении в ВТО.

Специальные защитные, антидемпинговые и
компенсационные меры

Применение государствами – участниками СНГ мер по защите национальных производителей в форме количественных ограничений или специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных пошлин осуществлялось в соответствии с положением пункта 23 Протокола от 2 апреля 1999 года о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года. Меры по защите рынка могут применяться в случаях, когда импорт осуществляется в таких количествах и при таких условиях, которые наносят ущерб или создают неотвратимую угрозу ущерба, а также в связи с демпинговым или субсидируемым импортом.

Новый Договор о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года также допускает применение защитных мер во взаимной торговле.

С 1 июля 2010 года в соответствии с Соглашением о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам от 25 января 2008 года в Таможенном союзе применяются единые специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.

Так, Комиссия Таможенного союза 22 июня 2011 года приняла решения о распространении на единую таможенную территорию Таможенного союза 9 ранее действовавших в Российской Федерации мер защиты внутреннего рынка, 6 из которых затрагивают государства – участники СНГ, 18 ноября 2011 года – решение о распространении действия специальной защитной меры в отношении карамели и 9 декабря 2011 года – решение о применении антидемпинговой меры в отношении стальных кованых валков для прокатных станов, происходящих из Украины, на единую таможенную территорию Таможенного союза.

Прекращено действие антидемпинговой пошлины, установленной сроком до 13 мая 2012 года, на машиностроительный крепеж (болты и гайки).

В настоящее время в государствах – участниках СНГ меры по защите внутреннего рынка применяют только государства – члены Таможенного союза и Украина. Полный перечень таких мер приведен в приложении 2.

Республика Беларусь с 4 февраля 2010 года сроком на три года ввела специальную пошлину на ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь сетки стеклянные (пошлина не распространяется на товары, происходящие из государств – участников Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС). Прекращено действие специальной пошлины на ПЭТ – преформы (полуфабрикат) для изготовления изделий из пластмассы емкостью не более 2 литров, происходящие из Украины, применявшейся с 1 января 2008 года в течение 4 лет.

В Республике Казахстан без введения защитных мер завершены расследования в отношении стеклобанок и стеклобутылок, дрожжей пекарных активных и ввоза некоторых видов аккумуляторных батарей.



Республика Молдова (по информации Министерства экономики Республики Молдова) прекратила взимание специальной таможенной пошлины в отношении импорта сахара и продуктов из него, введенной на 4 года (с декабря 2007 года по февраль 2012 года).

В Российской Федерации завершено специальное защитное расследование в отношении активированного угля, в результате которого введена специальная пошлина сроком на 3 года на угли активированные, ввозимые на территорию России. В Комиссию Таможенного союза направлено предложение о распространении действия специальной защитной меры в отношении активированных углей на единую таможенную территорию Таможенного союза.

В Украине до октября 2014 года действует квота на поставку труб стальных бесшовных, обсадных и насосно-компрессорных.

Взимаются антидемпинговые пошлины при импорте из Беларуси меха искусственного, полотна ворсованного, плит древесно-волокнистых (кроме плит, поставляемых РУП «Могилевэнерго», взявшего на себя добровольное обязательство от 12 марта 2010 года относительно прекращения демпинговых поставок), при импорте из России – листов асбестоцементных (шифера), абразивного инструмента, нитрата аммония, стрелочных переводов, плит древесно-волокнистых. Взимаются также специальные защитные пошлины при импорте спичек.

По результатам проведенного антидемпингового расследования принято обязательство белорусской стороны о добровольном самоограничении при экспорте белорусских шин в Украину (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3 августа 2009 года № 1018).

Начаты специальное расследование в отношении автомобилей легковых, а также антидемпинговое расследование в отношении импорта листа асбестоцементного гофрированного (шифера) из Беларуси и России.

Завершены антидемпинговые расследования введением меры сроком на 5 лет в отношении метанола, происходящего из Российской Федерации (февраль 2012 года), и флоат-стекла, происходящего из Республики Беларусь и Российской Федерации (май 2012 года).

Без применения мер завершены специальные расследования по продуктам переработки нефтяного сырья, а также холодильному и морозильному оборудованию.



Нетарифные ограничения импорта и (или) экспорта

Нетарифные ограничения, применяемые государствами – участниками СНГ в настоящее время, в отдельных случаях выходят за рамки, предусмотренные статьей 13 Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 года. Сохраняющиеся во взаимной торговле нетарифные ограничения включают лицензирование и квотирование импорта и (или) экспорта товаров, ограничения на ввоз и (или) вывоз, запреты на перемещение через таможенную границу и др. Перечень действующих ограничений представлен в приложении 3.

В рамках Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года стороны согласились не использовать технические, санитарные и фитосанитарные меры в качестве барьеров для торговли. Договор зафиксировал отказ от использования количественных ограничений во взаимной торговле государств – участников СНГ в форме квот, лицензий или других мер. Таким образом, после его вступления в силу ряд действующих нетарифных ограничений будет отменен.

Азербайджанская Республика. В соответствии с Указом Президента Азербайджанской Республики от 17 апреля 2001 года № 457 в целях укрепления сырьевой базы металлургической промышленности запрещен экспорт отходов и крошки черных и цветных металлов.

В соответствии с Указом Президента Азербайджанской Республики от 2 сентября 2002 года № 782 «Об усовершенствовании правил выдачи специальных разрешений (лицензий) на отдельные виды деятельности» импорт этилового (пищевого) спирта и алкогольных напитков (вино, коньяк, водка и другие алкогольные напитки), табачных изделий (орган, выдающий лицензии, – Министерство сельского хозяйства), импорт, экспорт, транзитная перевозка и производство прекурсоров (орган, выдающий лицензии, – Министерство здравоохранения) подлежат лицензированию.

В соответствии с Законом Азербайджанской Республики «Об экспортном контроле» экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт, транзит подлежащих экспортному контролю товаров (подлежащие экспортному контролю товары (работы, услуги, результаты умственного труда) и технологий, продукции военного назначения, включая оружие массового поражения и средства его доставки (перевозки), товаров (работ, услуг, результатов умственного труда)) двойного назначения, которые могут использоваться при создании и изготовлении оружия массового поражения, оружия, военной техники и боеприпасов, предусмотренных межгосударственными, международными соглашениями, в которых участвует Азербайджанская Республика, взрывчатых и радиоактивных веществ, материалов, приборов радиоактивного происхождения, источников и устройств ионизирующего излучения, а также других товаров, подлежащих экспортному контролю по конечному использованию или пользователю, осуществляются на основании специальных разрешений, выдаваемых соответствующим органом исполнительной власти.

Список кодов номенклатуры товаров, а также работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, подпадающих под экспортный контроль, был утвержден постановлением Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 9 февраля 2006 года № 42. Перечень органов исполнительной власти, осуществляющих экспортный контроль в соответствии с номенклатурой товаров, подпадающих под экспортный контроль, а также выдающих специальное разрешение по категориям и разделам товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) по определяемому законодательством перечню товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), осуществляющих проверку до и после выдачи специального разрешения, контроль за использованием товаров двойного назначения для заявленных целей, утвержден постановлением Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 15 декабря 2005 года № 230.



Республика Армения применяет запреты на ввоз на территорию республики ряда товаров по отдельным таможенным режимам. Осуществляется контроль за экспортом продукции и технологий двойного назначения, регулируемый законами Республики Армения от 14 сентября 2003 года № ЗА 7-Н «О контроле над экспортом и передвижением по территории Республики Армения товаров и технологий двойного назначения» и от 27 апреля 2010 года № ЗА 42-Н «О контроле за вывозом товаров двойного назначения, их транзите по территории Республики Армения, а также за передачей информации и результатов интеллектуальной деятельности двойного назначения».

Постановлением Правительства Республики Армения от 31 декабря 2000 года № 902 (и дополнением к нему от 29 сентября 2001 года № 913) установлен перечень товаров, запрещенных для провоза по таможенным режимам через территорию Республики Армения. Это в основном материалы, содержащие государственную тайну и подлежащие маркировке, немаркированные алкогольные напитки.

Экспорт из Республики Армения древесины производится на основе заключений, выданных Министерством сельского хозяйства Республики Армения согласно постановлению Правительства Республики Армения от 25 июня 2004 года № 908-Н.

Также в Республике Армения применяются следующие ограничения:

согласно постановлению Правительства Республики Армения от 20 сентября 2000 года № 581 «Об утверждении порядка ввоза и вывоза лекарств и лекарственных средств в Республику Армения» установлены некоторые ограничения на ввоз и вывоз лекарств и лекарственных средств;

постановлениями Правительства Республики Армения от 9 декабря 2004 года № 1790-Н и от 21 июня 2007 года № 771-Н установлены некоторые ограничения на ввоз и вывоз радиоактивных веществ и приборов с содержанием радиоактивных веществ.



Республикой Беларусь в отношении товаров, происходящих из государств – участников СНГ, применяется лицензирование экспорта и (или) импорта ряда товаров, установлено исключительное право на импорт алкогольной продукции, табачного сырья, табачных изделий, пресноводной рыбы, морепродуктов, продуктов их переработки; экспорт калийных удобрений. Полный перечень этих товаров представлен в приложении 3.

Вместе с тем в 2011 году расширен перечень алкогольной продукции, на которую не распространяется исключительное право государства на осуществление импорта. Так, за государством не закреплено исключительное право на осуществление импорта:

1) алкогольной продукции, ввозимой на территорию Республики Беларусь организаторами и участниками международных выставок и ярмарок в качестве образцов и экспонатов, а также для реализации в магазинах беспошлинной торговли;

2) алкогольных напитков:

шампанского (2204 10 110 0 ТН ВЭД ТС);

вин виноградных (из 2204 21 ТН ВЭД ТС);

вермутов и виноградных натуральных вин, прочих с добавлением растительных или ароматических веществ в сосудах емкостью 2 литра или менее (2205 10 ТН ВЭД ТС);

коньяков, в том числе изготовленных из коньячных спиртов, выдержанных более 10 лет (из 2208 20 ТН ВЭД ТС);

виски (2208 30 ТН ВЭД ТС);

рома (из 2208 40 ТН ВЭД ТС);

джина (2208 50 110 0, 2208 50 190 0 ТН ВЭД ТС).

Перечень алкогольных напитков, на осуществление импорта которых не распространяется исключительное право государства, ежегодно утверждается Министерством торговли Республики Беларусь;

3) алкогольной продукции в сосудах емкостью более 2 литров, ввозимой на территорию Республики Беларусь юридическими лицами, являющимися переработчиками такой продукции;

4) смесей душистых веществ и смесей (включая спиртовые растворы) на основе одного или более таких веществ, используемых в качестве промышленного сырья, прочих препаратов на основе душистых веществ, используемых для производства напитков, с объемной долей этилового спирта 7 % и более (из 3302 ТН ВЭД ТС), ввозимых на территорию Республики Беларусь юридическими лицами, использующими указанные смеси для производства напитков и (или) иной пищевой продукции, если это предусмотрено техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации и технологической документацией.

Перечень алкогольных напитков, на осуществление импорта которых не распространяется исключительное право государства, на 2012 год установлен постановлением Министерства торговли Республики Беларусь от 3 января 2012 года № 1.

Республика Беларусь ввела с 21 сентября 2011 года по 21 марта 2012 года временный запрет на вывоз семян льна дробленых или недробленых, семян рапса или кользы дробленых или недробленых, масла рапсового (из рапса или кользы) или горчичного и их фракций нерафинированных или рафинированных, но без изменения химического состава, нелетучих растительных масел жидких, смешанных, пригодных для употребления в пищу смесей или готовых продуктов, используемых в качестве смазки для форм, а с 5 декабря 2011 года по 5 июня 2012 года – запрет на вывоз необработанных шкур крупного рогатого скота (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 2011 года № 1612).

Временно запрещено вывозить из Беларуси регенерируемую бумагу или картон (макулатура и отходы) (код 4707 ТН ВЭД ТС). Запрет действовал с 1 июля 2011 года по 1 января 2012 года (Решение Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 года № 674 «О введении временного запрета на вывоз регенерируемых бумаги или картона (макулатуры и отходов) с территории Республики Беларусь»).

Республика Беларусь сняла лицензирование импорта пива солодового, происходящего из Украины. Это предусмотрено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 мая 2012 года № 451. Данным документом признано утратившим силу действовавшее ранее постановление правительства от 21 декабря 2010 года № 1860 «О лицензировании импорта пива солодового из Украины и внесении дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 октября 2007 года № 1369».


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница