Инновации в образовании: эволюция и конвергенция как источник трансформаций




Скачать 410.05 Kb.
страница 1/3
Дата 28.08.2016
Размер 410.05 Kb.
  1   2   3
РАЗДЕЛ 5

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ЭВОЛЮЦИЯ И КОНВЕРГЕНЦИЯ КАК ИСТОЧНИК ТРАНСФОРМАЦИЙ
Введение

Исторически развитие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) тесно связано с развитием средств поддержки сетей, коммуникаций, сервисов технологической поддержки пользователей и разработчиков. Их относительно интенсивное внедрение и накопление на разных носителях определяло вехи изменений информационных эпох, последующие трансформации стали базисом для дальнейшего развития [1]. XX век характеризуется как грандиозная научно-техническая революция [2]. Кроме того, состоялись два чрезвычайно важных события в истории человечества – появление компьютеров и Интернета. Активизировались процессы эволюции и конвергенции, которые обусловили механизмы и процессы бурного развития инноваций во всех сферах жизни, в том числе науке и образовании. Стало очевидным, что инновации могут зарождаться тогда когда неявное знание становится явным и доступным для его массового непрерывного использования в огромном количестве контекстов. Напомним, что источниками возникновения инноваций по Друкеру [3] являются: требования производственного процесса, изменения в структуре отрасли, демографические изменения, изменения в настроениях пользователей, новые научные знания. Социальный спрос на услуги, информацион-ные ресурсы, технологии и системы стал катализатором массового создания и внедрения инноваций в образование и обучение, повысил спрос на тренажеры, мультимедийные учебные программы и т.д.

Подчеркнем тот факт, что человечество в период развития информационного общества, на пути к обществу знаний [4], находится в состоянии бифуркации [5], т.е. разветвляются и трансформируются пути его развития. Кроме того, оно может характеризоваться как текучая современность [6, 7]. Именно поэтому резко повысился интерес к изучению влияния процессов эволюции и конвергенции во всех сфера, в том числе и в образовании.

Проблемы изучения процессов конвергенции и их влияния на развитие общества

Современное понимание научно-технического развития [2] обществ трансформируется под влиянием кластера конвергентных технологий, в который входят нано-, био, инфо- и когнитивные технологии (NBIС-конвергенция) [8], и все они влияют на сферу образования, трансформируя пути его развития, формы и методы, стратегии и политики. Изучение NBIС-конвергенции [8] стало интернациональной инновационной научно-исследовательской программой, выполнение которой может в значительной мере повлиять на развитие человечества в целом, значительно интенсифицировать процессы создания инновационных электронных научно-образовательных пространств, сделать прорыв в понимании их сущности. А, следовательно, и построения новых моделей, которые этому будут способствовать [9-12].

Вопрос исследования результатов конвергенции наук и технологий – это вектор дальнейшего развития, определяющий перспективы будущего. Вследствие этого изучение процессов эволюции и конвергенции ИКТ привлекло пристальное внимание мирового научного содружества в конце XX века.

Было определено, что с появлением компьютера сформировались следующие направления конвергенции [13]:

1) конвергенция услуг обеспечивает новые расширенные функциональные возможности для пользователей, что, в свою очередь, определяет конвергенцию систем;

2) конвергенция сетей определяет конвергенцию технологий и систем, что обеспечивает возможность конвергенции услуг;

3) конвергенция устройств позволяет производителям и пользователям обогащать доступные функциональные возможности и предлагать новые эффективные услуги;

4) конвергенция технологий и наук как фактор развития науки и технологий, а также движущая сила в создании новых научных направлений, которые имеют существенное практическое значение;

5) конвергенция инфраструктур – новые возможности для развития сектора производства и спектра различных услуг.

Стратегия и внутренняя логика развития процессов эволюции и конвергенции направлены на интеграцию существующих наук и практических исследований по решению важнейших проблем развития общества, усиления потенциала общества, зарождения новых отраслей науки и искусства.

В настоящее время (согласно выводам международных экспертов) считается, что термины «конвергенция технологий» и «конвергентные технологии» являются синонимами, под которыми следует понимать широкий круг процессов – от конвергенции самих технологий (и их влияния на другие технологии) до конвергенции отдельных наук и появления новых областей знаний и технологий, которые в будущем будут развиваться по своим собственным траекториям. Таким образом, говоря о конвергенции технологий, речь идет не только о сближении, но и о взаимопроникновении, взаимовлиянии, что создает предпосылки получения синергетических технологических результатов для поддержки образования в условиях массовости и непрерывности.

Многие ученые полагают, что конвергенция – одна из основных стратегических тенденций развития ИКТ, которая позволяет совмест-но использовать новые и существующие технологии, получая иннова-ции и способствуя повышению качества. Конвергентные инфра-структуры, протоколы, сети способствуют реализации перспективных моделей за счет адаптации информационных технологий к решению многих задач, связанных с масштабируемыми решенииями. При этом можно говорить о новом качестве полученных результатов.

Непрерывное образование стало не только лозунгом развития, трансформаций и позитивных изменений в обществе, но и стимулом для внедрения инноваций [14, 15] с целью развития образования. Эти факторы, в свою очередь, существенно повлияли на процессы развития учебных сред и учебных пространств. Интенсифицируются межотраслевые исследования в этой отрасли. Стремительные и непрестанные темпы внедрения новых информационных и коммуникационных технологий стали катализатором дальнейшего развития [1] – конвергентные технологии, используемые в определенном контексте, способствуют развитию качественно новых компетенций, которые требует развивающееся информационное общество, обновляемый рынок труда, формирующиеся механизмы перехода к обществу знаний.

Представленные материалы исследования базируются на аккумуляции результатов, полученных в ходе изучения основных этапов влияния эволюции и конвергенции на инновационное развитие роли и влияния ИКТ в поддержку образования, использование мультимедиа в образовании, формирования комплексного подхода к изучению общей картины развития. Естественно, что сделан только первый шаг, многое следует переосмыслить и развить.
Обзор основных этапов влияния эволюции и конвергенции на инновационное развитие роли и влияния ИКТ в поддержку образования

Каждая волна информационной революции характеризовалась тем, что создавала не только новые устройства для обеспечения массового использования в контексте достижения множества междисциплинарных целей, но и обусловила появление новых профессий, их специализацию для удовлетворения огромного количества потребностей пользователей в разных областях, в том числе и для обслуживания сферы образования и обучения. Вследствие этого проходила эволюция и конвергенция как технологий, так и целых наук, которые были необходимы для стабильного и целенаправленного дальнейшего развития.

В результате длительных исследований были выделены основные этапы, определившие внедрение ИКТ в процессы образования и обучения. Выделение этапов базируется на выводах, в основу которых положены основные результаты инноваций, которые существенно повлияли на дальнейшее развитие теории и практики.

На рис. 1 представлены основные этапы эволюции учебных технологий. Коротко обозначим их [16].

Этап I – зарождение алгоритмов программированного обучения (50-е годы XX в.) [17-19]. Ведутся интенсивные поиски моделей и алгоритма человеческого мышления, разрабатываются первые программы. Новым этапом в педагогике стало программированное обучение – оно возникло из потребностей усовершенствовать тради-ционное обучение и создать лучшие условия для реализации дидак-тических принципов обучения. Его существенными особенностями является: 1) обратная связь, что позволяет управлять ходом учения; 2) цикличность, т.е. повторяемость последовательных учебных операций при изучении разных частей (фрагментов) учебного материала.

Этап II – зарождение автоматизированных технологий поддержки обучения (60-е годы XX в.). Развиваются первые компьютерные технологии в обучении (специализированные пакеты программ) [20], однако из-за ограниченных возможностей, высокой стоимости систем и сложности разработок они не могут обеспечить достаточную эффективность и адекватность результатов контроля реального уровня знаний обучаемого [21]. Темпы практической реализации автоматизированных технологий поддержки обучения как в нашей стране, так и за рубежом [22, 23] были невысокими.

Этап III – зарождение первых компьютерных учебных сред (70-е годы XX в.) [24]. В этот период осуществляется проект CONDUIT, создание сети, охватывающей примерно десять американских университетов (Орегон, Северной Каролины, Айовы, Техаса и др.), что дает толчок к разработке и распространению на новом уровне учебных компьютерных программ и курсов. В США появляются первые коммерческие экспертные системы. Созданы экспертные системы для медицины и химии MYCIN и DENDRAL (Стэндфордский университет). Применен новый подход к решению задач искусственного интеллекта – представление знаний. Объявлено несколько глобальных программ развития интеллектуальных технологий – ESPRIT (Европейский Союз), DARPA (министерство обороны США). Развивается телеобучение – к концу 70-х гг. только в США насчитывалось более 200 образовательных телевизионных каналов. Получили развитие работы в области дидактического программирования. Одна из основных задач дидактического программирования – синтез целенаправленной системы оптимального управления учебными действиями, при выполнении которых состояние знаний и умений учащегося приближается к требуемым.

Этап IV – комплексное развитие компьютерных технологий и зарождение первых дистанционных технологий обучения (80-90-е годы XX в.). Массово создаются компьютерные лаборатории и компьютерные классы, разрабатываются компьютерные обучающие системы на базе электронных учебников по различным дисциплинам с текстовыми и графическими фрагментами. Так, в 1980 г. выходит первая автоматизированная система управления образовательным процессом и пространством – система TML (прообраз LMS) [25]. В связи с возникновением глобальной сети Интернет, разрабатываются информационные технологии обучения (дистанционное обучение, гипертекстовая и HTML технологии). Начали свою деятельность ряд международных групп и инициатив (например, LTSC IEEE, ADL / SCORM, IMS, OKI) по вопросам изучения технологических подходов для создания среды дистанционного обучения. В целом период характеризуется следующими тенденциями: 1) разработка вопросов унификации архитектур обучающих систем, структур и форматов данных для представления и передачи учебных материалов в сети, а также моделей обучаемых и средств управления учебным процессом; 2) широким применением гипертекста и мультимедиа; 3) фундаментальными исследованиями в области разработки обучающих экспертных систем.

Этап V – развитие технологий веб-ориентированного обучения и других технологий обучения (2000-е годы XXI в.). [26, 27]. Формируется модель открытого образования, основанная на Веб-технологиях и технологиях распределенных вычислений. Стандартизируются технологии и подходы по созданию и размещению учебного контента. Активно используются сервисы Веб 2.0, появляется новая философия обучения E-learning 2.0. Ряд ученых считая, что концепция традиционной педагогики является недоста-точной в условиях «горизонтальной» (децентрализованной) учебной деятельности, разрабатывают новые педагогические идеи и теории учебной деятельности (например, коннективизм, парагогика и др.).

Эволюция и конвергенция процесса обучения

1. Передача данных, фактов, процедур (60-е гг. XXв.)

В педагогической практике США и многих стран Европы широкое распространение получают бихевиористские теории (Б. Ф. Скиннер, А. Бандура и др.), сводящие обучение человека к физиологическому процессу усвоения организмом определенных стимулов и соответст-вующих реакций на них в строго задаваемых ситуациях обучения. Основной механизм закрепления у обучающегося знаний, умений, навыков и даже мышления – своевременное подкрепление в виде наград и наказаний, т.е. удовлетворение или, наоборот, неудовлет-ворение потребностей учащегося. В бихевиориcтической педагогике происходит авторитарная передача учебных материалов от преподава-теля к обучаемому при поощрении желательного поведения и при частом повторении определенной реакции на ситуацию. Таким образом, при вырабатывании «технологии поведения», не учитывают сознание, ценности, нравственные принципы, взгляды и мотивы конкретного учащегося.



2. Определение оптимальной когниции. Развитие критического и логического мышления (70-80-е гг. XXв.)

В 70-80-е гг. XX века внимание исследователей привлекает проблема критического мышления, изучаются различные варианты когнитивных конструктов, призванных объяснить механизмы функционирования мотивации достиженческой деятельности. Главные принципы основываются на человеческой когниции.



3. Изменение личных отношений и социальной модели (90-е гг. XXв.)

Исследования показали, что передача учебного материала или знаний в виде простого однонаправленного переноса не возможны [28]. Обучение только побуждает процессы конструирования в мозге человека, помогает ему самому приобрести знание. Обучение, как утверждает Д. Вольфф (1994 г.) – это активный конструктивный процесс, который учащийся проводит самостоятельно. В противоположность бихевиоризму, где в центре находился учебный материал, теперь в центре – обучаемый и его путь активного взаимодействия с информацией. К главным принципам такого подхода относят: а) доминирующую роль студента как искателя информации и ее сознательную интерпретацию; б) роль преподава-теля как фактора, поддерживающего поиск и интерпретацию знаний; в) осуществление ошибок как элемент получения знаний (эксперимент, опыт, действия, поиск решений). Подход вырабатывает умение думать, находить самостоятельно решения (зачастую нестандартные) – так обучаемый «конструирует» для себя новые знания в процессе взаимодействия с окружающим миром.



4. Умение видеть связи между областями знаний и выстраивать персональную учебную среду (2000-е гг. XXI в.)

Реализуется новая парадигма учебной деятельности, базирующаяся на идее массового сотрудничества, идеологии открытых образовательных ресурсов, в сочетании с сетевой совместной организацией взаимодействия участников. Развитие эволюции интерактивных курсов с открытой и свободной регистрацией, публичным общим учебным планом и открытыми результатами (так называемых, массовых открытых дистанционных (онлайн) курсов – МОДК), привело к появлению двух основных подходов по их организации: 1) когнитивно-бихевиористский подход (курсы построены на платформах Coursera, edХ, Udacity); 2) коннективистский поход.

Чтобы их различать в англоязычной литературе используются аббревиатуры «xMOOC» и «cMOOC» соответственно [29]. Сравнение «cMOOC» и «xMOOC» представлено в табл. 1 [30, 31]. Заметим, что некоторые исследователи выделяют еще один тип курсов – задачно-ориентированные («task-based MOOC»).

Таблица 1.

Сравнение «cMOOC» и «xMOOC»



cMOOC

xMOOC

Коннективистский подход

Когнитивно-бихевиористский подход, элементы конструктивизма

Цель обучения определяется учащимся

Цель обучения определяется преподавателем

Характерна открытость обучения, дискуссий и бесед

Наблюдателей в курсе практически нет

Знания создаются и генерируются

Знания дублируются

Творчество, креативность

Более традиционный подход (видеолекции, опросники, тесты)

Не финансируется

Финансируются Coursera и Udacity за счет венчурных фондов, edX за средства МIТ, Harvard и Berkley.

Личная инициатива отдельных членов педагогического сообщества

Поддерживаются ведущими университетами

Большой объем неструктури-рованной информации

Информация четко структурирована

Отсутствие контроля

Наличие контроля

Команда волонтеров

Команда сотрудников

Отсев участников – до 40 %

Отсев участников – до 85%

К основным преимуществам процесса обучения в МОДК, основанных на идеях коннективизма, относят [32]:



  • отсутствие возрастных, территориальных, образовательных и профессиональных ограничений,

  • открытость и бесплатность, гибкость обучения,

  • получение новой информации непосредственно от специалиста предметной области,

  • самомотивация и самоорганизация слушателей,

  • обмен опытом и коллективная работа в сотрудничестве,

Рис. 1. Эволюция учебных технологий




  • формирование условий взаимного обучения в общении,

  • охват широкой (массовой) аудитории,

  • прямое использование всех преимуществ компьютерной поддержки учебного процесса (от электронных учебников до виртуальных сред),

  • процесс участия и обучение в МОДК допускает обмен не только информацией, но и, что особенно ценно, направлениями ее поиска,

  • расширение персональной учебной сети,

  • возможность неформального повышения знаний,

  • возможность оценивания работ других слушателей курса,

  • использование в курсах разнообразного учебного мультимедийного контента, форумов, блогов, социальных сетей,

  • основной информационный материал находится вне сайта курса (системы управления обучением).

К основным недостаткам процесса обучения в МОДК относят [32]:

  • отсутствие личного контакта конкретного слушателя и педагога, как следствие, отсутствие доверия (межличностное телекоммуникационное общение в силу своего опосредствованного характера не способно (по ряду причин технического, экономического и психологического плана) в полной мере заполнить отсутствие непосредственного общения),

  • использование разных платформ,

  • высокие требования к профессионализму преподавателей (тьюторов),

  • хаотичность учебной информации,

  • отсутствие у слушателей привычек самообразования, фильтрации и взаимодействия,

  • ограниченное административное влияние со стороны преподавателя,

  • неумение общаться информативно и результативно (закрытость отечественных преподавателей),

  • трудоемкий и продолжительный процесс разработки учебного курса (контента), его сопровождение и консультация большого количества слушателей,

  • технические проблемы обеспечения практических (лабораторных) занятий,

  • трудности мониторинга процесса подготовки слушателя,

  • необходимость достаточной сформированности мотивации обучения (актуально для младших по возрасту и менее критично для взрослых слушателей),

  • вероятность появления технических проблем доступа к курсам,

  • ограниченная обратная связь с педагогом (тьютором),

  • большинство МОДК на сегодняшний день рассчитаны на возможности техники, а не на человека как индивида,

  • недостаточное количество времени на обработку всех имеющихся учебных материалов,

  • каждый участник самостоятельно регулирует свою деятельность в курсе.

Образовательная деятельность и цели изучения

Активное использование ИКТ в обучении привело к новым задачам, требующих решения в кратчайший срок. В первую очередь это касается методов педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов. Именно на этом уровне формируется качество учебного контента, качество предоставления учебных услуг и т.п. Заметим, что и на сегодняшний день не все преподаватели, занимающиеся разработкой, уделяют надлежащее внимание процессам педагогического проектирования дистанционных курсов и электронных пособий. Это приводит к тому, что разрушается дидактическая система обучения, которая заменяется чисто механическими (формальными) услугами. А вопрос о том, как же учить, часто остается без ответа. В связи с этим рассмотрим основы образовательной деятельности, исходя из целей изучения.

В работе [33], сравниваются цели изучения по Колбу (Kolb, 1984), Цаху и Мерфи (Tach, Murhy, 1995) с таксономией Блума на фоне 3-х категорий процесса обучения: передача знаний, приобретение навыков и развития способностей, изменение модели мышления.

При сочетании учебного процесса в электронной среде с целями изучения, очевидно, самым важным процессом является изменение модели мышления (табл. 2), что сравнимо с созидательной целью Колба; целями, связанными с установками Цаха и Мерфи; со ступенями анализа, синтеза и оценки таксономии Блума (Bloom’s taxonomy). Достижению целей обучения, опирающихся на изменение модели мышления, способствует групповой вид обучения в подходе «совместная работа» (обучение в сотрудничестве).


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница