Инновационный проект «Современная технология эффективной социализации ребенка в образовательном комплексе»




Скачать 106.34 Kb.
Дата 27.09.2016
Размер 106.34 Kb.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

«Современная технология эффективной социализации ребенка в образовательном комплексе»

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА



Название инновационного проекта.  

Современная технология эффективной социализации дошкольника в образовательном комплексе

Тип  Окружная инновационная площадка

Обоснование потребности столичного образования в результатах инновационного проекта и соответствие тематики инновационного проекта приоритетным направлениям развития столичного образования.

 Дошкольный возраст традиционной считается  периодом интенсивной социализации.

Современные дети живут  и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции  негативно отражаются на социализации современных детей. Нарастание негативных тенденций в подростковой и молодежной среде (повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения,  отчужденность, изолированность и пр.) выдвигают на первый план задачу социализации детей, начиная с дошкольного детства. Эффективная социализация является одним из главных условий  жизни ребенка в обществе вообще и личностной готовности  ребёнка к школе  в частности.

Краткая концепция инновационного проекта с определением характера и типа предполагаемой инновации.

Социализация как комплексный процесс  осуществляется на трех  уровнях:

- общение со сверстниками, которое предполагает способность к сотрудничеству, к эффективному разрешению конфликтов, к совместной деятельности и пр.;

- на уровне бытовых норм и правил культурного поведения, т.е. правила этикета;

- приобщение к жизни  в обществе, которая в дошкольном возрасте реализуется через знакомство с различными социальными ролями.

Результатом инновационной площадки является создание новой педагогической технологии, направленной на эффективную социализацию детей в образовательных учреждениях различного типа. 

 

2. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА

2.1. ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА.



Обоснование потребности столичного образования в результатах инновационного проекта.

В настоящее время столичное образование испытывает дефицит в технологии воспитания личности ребенка.   В московских детских садах отдается явное предпочтение обучению и когнитивному развитию ребенка в ущерб социально-личностному развитию.  Это обусловлено с одной стороны повышением требований школы к интеллектуальному развитию дошкольников, а с другой стороны  существующие методы развитие  социально-личностного развития остаются недостаточно эффективными в связи с заорганизованностью педагогического процесса.



-     Имеющиеся результаты инновационной деятельности в рамках выбранной тематики проекта.

-     Разработана  и апробирована технология «Проблемные педагогические ситуации», которая позволяет эффективно осваивать нормы и правила поведения в группе сверстников.

 -    Разработаны и апробированы методы ознакомления дошкольников с различными социальными ролями («Ситуации месяца»).

-     Создана методика развития саморегуляции, способствующая осуществлению свободного выбора осознанию своего поведения  («Клубный час»).

-     Разработаны новые формы привлечения родителей к работе в дошкольном учреждении в условиях образовательного комплекса.

Результаты предварительных маркетинговых исследований.

Социологические  и маркетинговые исследования показывают, что у современных детей нарастает социальная беспомощность, которая проявляется в дефиците произвольности в школе, неспособности сделать выбор, проявить инициативу в решении  конфликтной ситуации, нарастании деструктивных форм поведения и пр. в дошкольный и школьный период.



Предварительная оценка экономической и социально-культурной эффективности инновации.

Реализация  проекта  будет иметь позитивный воспитательный эффект и повысит уровень готовности ребенка к школе, что  даст безусловные социально-культурные  преимущества в сфере  межличностных отношений детей и их включения в общественную жизнь,  а также  позволит получить экономический  эффект на сокращении коррекционной работы в дошкольных учреждениях и школе.

 

2.2. ИНФОРМАЦИЯ ОБ УЧАСТНИКАХ ПРОЕКТА.



Научный руководитель

Гришаева Н.П. -  старший научный сотрудник Института Социологии РАН, 15 лет занимается разработкой темы Эффективной социализации ребенка в рамках ОУ.

Базовые учреждения

ГБОУ Москвы детский сад № 2620 ЮЗОУО ДО города Москвы Заведующий Широков Михаил Николаевич, стаж работы 18 лет.  

Учреждения сети инновационной площадки

ГБОУ Москвы детский сад № 250 ЮЗОУО ДО города Москвы Русакова Светлана Александровна – «Почетный работник общего образования РФ» -  ГЭП «формирование модели оценки качества общего образования в городе Москве» (дошкольное образование) - 3 года (2009-2012) под руководством МЦКО.

ГБОУ Москвы детский сад № 1986 ЮЗОУО ДО города Москвы Заведующий - ЦИПЛАКОВА Алла Константиновна.

ГБОУ Москвы детский сад № 693 ЮЗОУО ДО города Москвы Заведующий - Ткачук Наталья Павловна  «Почетный работник общего образования РФ».

ГБОУ Москвы детский сад № 1661 ЮЗОУО ДО города Москвы Заведующий - Широкова Лидия Геннадьевна, стаж работы  30 лет, «Почетный работник общего образования РФ». Экспериментальная площадка «Фактор психологического здоровья дошкольника».

ГБОУ Москвы детский сад № 2590 ЮЗОУО ДО города Москвы Заведующий - Пиолия Натэла Нодаровна, специалист высшей категории, «Почетный работник общего образования РФ».

ГБОУ Москвы детский сад № 1100 ЮЗОУО ДО города Москвы руководитель структурного подразделения - Андреева Елена Александровна, стаж работы - 35 лет, «Почетный работник общего образования РФ», высшая квалификационная категория, базовый детский сад района Обручевский ЮЗАО. Сетевая площадка ресурсного центра "Культура и дошкольное образование" в совместном пилотном проекте города Москвы и ЮНЕСКО "Московское образование: «ОТ МЛАДЕНЧЕСТВА ДО ШКОЛЫ».

ГБОУ Москвы детский сад № 1786 ЦОУО ДО города Москвы Заведующий - Арбатская Наталья Аркадьевнастажа работы - 24 года в должности руководителя,  ученая степень: кандидат педагогических наук, звание «Почетный работник  общего образования  РФ», опыт реализации подобных проектов: ГБОУ участвовало в окружной экспериментальной площадке под рук. Марцинковской Т.Д.

МАДОУ ДС№ 8 «Улыбка» г. Троицка в городе Москве Заведующий - Целюх Марина Анатольевна, стаж работы 26 лет.

ГБОУ Москвы детский сад № 2534 ЮЗОУО ДО города Москвы

ГБОУ ЦО Москвы № 2434 ЮЗОУО ДО города Москвы

дошкольные образовательные учреждения, расположенные на территории города Москвы

Научно-технические и социальные партнеры проекта

Четвертаков К.В.  - методист окружного методического центра ЦАО г. Москвы.  

 

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

3.1. ЦЕЛИ  ПРОЕКТА

Разработка и внедрение новых педагогических технологий социализации детей в образовательном комплексе (ОК):

- Социализация и гуманизация жизни детей.

- Развитие саморегуляции (произвольности) поведения детей.

- Создание принципов предметно-развивающей среды в ОК.

- Создание единого пространства для социализации детей  в ОК.

- Формирование и внедрение новых методов, систем воспитания и социализации, в том числе на правленых на преемственность дошкольного и начального образования.

- Развитие и внедрение проектных форм деятельности детей, педагогов и взрослых.

 

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Разработать педагогическую технологию развития саморегуляции поведения детей в ОК.

Определить эффективные приемы и методы развития коммуникативных качеств у детей, позволяющих им эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Счастливо жить и успешно трудиться в коллективе.

Предоставить детям возможность сущностного проживания и соопределения в социальных ролях (Я – член коллектива, Я – член семьи, Я мальчик или девочка, Я - москвич, Я - россиянин, Я – часть природы, Я – часть Вселенной), методом «Ситуации месяца». С целью получения значимых образцов социального поведения.

Разработка системы принципов предметно-развивающей среды, способствующей эффективной социализации и саморегуляции (произвольного)  поведения.

Создать эффективную педагогическую технологию овладения детьми нормами  и правилами социального поведения, в том числе в потенциально опасных для них ситуациях.

Создать эффективную технологию, включения родителей в совместную с детьми жизнь в ОУ.

Разработать технологию творческого развития коллектива единомышленников (воспитателей, специалистов, педагогов  и родителей) по социализации детей в ОУ.

 

3.2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА


№№

Наименование работ

Сроки выполнения

1.

Разработка технологии «Современная технология эффективной социализации ребенка»

2012-2013 уч. год

2.

Внедрение технологии

2013-2014 уч. год

3.

Диагностика результатов внедрения технологии. Стажировочные площадки.

2014-2015 уч. год

4.

Публикации методических пособий и результатов работы.

2013-2014 уч. год

5.

Написание диссертационной работы

2014-2015 уч. год

6.

Патентование технологий и проектов.

2014-2015 уч. год

7.

Разработка и создание сайта по технологии эффективной социализации для обмена опытом и тиражирования опыта в международной сфере.

2014-2015 уч. год

8.

Тиражирование межрегионального опыта

2014-2015 уч. год

9.

Участие в международных конференциях, с целью тиражирования опыта.

2014-2015 уч. год

 

4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

4.1. КАДРОВОЕ, НАУЧНОЕ, ЭКОНОМИЧЕСКОЕ, МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРОЕКТА

В рамках реализации проекта в данный момент в каждом учреждении существуют заинтересованные, опытные сотрудники.

Научные руководители:

ИС РАН - Гришаева Н.П. старший научный сотрудник Института Социологии РАН, 15 лет занимается разработкой темы Эффективной социализации ребенка в рамках ОУ.

Базовые учреждения

ГБОУ Москвы детский сад № 2620 ЮЗОУО ДО города Москвы

Заведующий Широков М.Н., педагог-психолог Струкова Л.М., ст. воспитатель Ионова О.С. и др.  (10 человек)

Учреждения сети инновационной площадки

ГБОУ Москвы детский сад № 250 ЮЗОУО ДО города Москвы

Педагог-психолог Бодунова В.В., ст. воспитатель - Музафарова И.М. и др. (7 человек)

ГБОУ Москвы детский сад № 1986 ЮЗОУО ДО города Москвы

Педагог-психолог Макарова О.А и др.(8 человек)

ГБОУ Москвы детский сад № 693 ЮЗОУО ДО города Москвы

Педагог-психолог Бахолдина Д.А. и др. сотрудники (6 человек)

ГБОУ Москвы детский сад № 1661 ЮЗОУО ДО города Москвы

Заведующий Широкова Л.Г., ст. воспитатель Козина С.В., сотрудники

ГБОУ Москвы детский сад № 2590 ЮЗОУО ДО города Москвы

Ст. воспитатель Сахипгараева Н.В. и другие сотрудники (9 человек)

ГБОУ Москвы детский сад № 1100 ЮЗОУО ДО города Москвы

Руководитель дошкольного подразделения Андреева Е.А., педагог- психолог Пискунова Е.В. и другие сотрудники (15 человек)

ГБОУ Москвы детский сад № 1786 ЦОУО ДО города Москвы педагог-психолог Мих Е.В. и другие сотрудники (7 человек)

МАДОУ ДС№ 8 «Улыбка» г. Троицка в городе Москве

Заместитель заведующего ОВР Николаева М.В. и др. сотрудники (4 человека)

Учреждения сети инновационной площадки

ГБОУ ЦО Москвы детский сад № 2534 ЮЗОУО ДО города Москвы

Зам. директора ЦО Шахова Т.Ю., ст. воспитатель Французова О.А. и др. сотрудники (20 человек)

ГБОУ ЦО Москвы № 2434 ЮЗОУО ДО города Москвы педагог-психолог Панферова М.В.

В рамках реализации проекта в нескольких учреждениях будут созданы дополнительные рабочие места.

Для полноценного обеспечения окружной инновационной площадки необходимо закупить некоторое оборудование, для гуманизации, развития саморегуляции поведения и социализации  жизни детей, как то: «шатры уединения», «коврики примирения», «кресла примирения», материал для того, чтобы пошить «кресла примирения», боксерские груши (для отражении агрессии), мебель и  предметы развивающей среды для оборудования групп. Легко трансформирующуюся мебель (столы и стулья) для групп. Современные HD видеокамеры. Ткань и костюмы для детей и взрослых реализации направления проживания социальных ролей. Интерактивные доски.

 

4.2. РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА



Для научного руководителя – создание и внедрение новой технологии, в том числе, описание опыта  в диссертационной работе и написание монографии и публикации в сборниках. Сбор эмпирических данных для развития научной школы. Патентование технологий

«Эффективного социального развития дошкольников и младших школьников»,  «Диагностика и развитие саморегуляции у детей»



Для базовых образовательных комплексов – участников сети – разработка системы мониторинга, формирование и отслеживание положительной  траектории развития социально-психологических навыков у ребенка в дошкольный и школьный период. Реализация стажировочных площадок по теме. Методические пособия по направлениям деятельности. Создание рабочих мест для реализации проекта.

Для образовательных комплексов - участников сети – повышение качества социального-психологического развития выпускников образовательных комплексов, развитие сплоченного, творческого коллектива единомышленников, создание единого образовательного пространства в учреждении и семье, организация психолого-педагогической поддержки семьи в вопросах воспитания и развития.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница