Инструкция по охране труда журнал инструктажа Положение об учебном кабинете




страница1/4
Дата03.10.2016
Размер0.72 Mb.
  1   2   3   4
МОУ Поназыревская средняя общеобразовательная школа

Поназыревского муниципального района

Костромской области


«Утверждаю».

Директор МОУ

«Поназыревская средняя школа»

________/О.С.Пинегина./

«___»_________201_____г.






ПАСПОРТ

УЧЕБНОГО КАБИНЕТА

РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

15




Ответственные за кабинет:

учитель русского языка и литературы Оборотова В.Е.,

заведующая кабинетом,

8 «б» класс

2013-2014 уч.г.



Содержание:


  1. Положение об учебном кабинете

  2. Требования к кабинету

  3. Общие сведения о кабинете

  4. Правила пользования кабинетом

  5. План размещения кабинета

  6. Анализ работы за прошлый учебный год

  7. План работы кабинета на текущий учебный год

  8. График занятости кабинета на учебный год

  9. Перспективный план развития кабинета

  10. Оборудование кабинета

  11. Учебное оборудование

  12. Инвентарная ведомость на технические средства обучения

  13. Техника безопасности и охрана труда в кабинете

  14. Акт готовности кабинета к учебному году

  15. Приложения:


1). Инструкция по охране труда

2). Журнал инструктажа

1. Положение об учебном кабинете

 

1. Общие положения


1.1.Настоящее положение разработано в соответст­вии с гигиеническими требованиями к условиям обу­чения в ОУ (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 г. N 64 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10"), и на основании Устава школы.


1.2. Учебный кабинет — это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным обору­дованием, мебелью и техническими средствами обуче­ния, в котором проводится учебная, факультативная и внеклассная работа с учащимися в полном соответст­вии с действующими государственными образователь­ными стандартами, учебными планами и программа­ми, а также методическая работа по предмету с целью повышения эффективности и результативности обра­зовательного процесса.

1.3. Учащиеся II ступени обучаются по кабинетной системе

1.4. Занятия в учебном кабинете проводятся в соответствии с дейст­вующим расписанием занятий и внеурочной деятельностью

1.5. Учебные кабинеты функционируют с учетом специфики общеобра­зовательного учреждения в целях создания оптимальных условий для вы­полнения современных требований к организации образовательного про­цесса.

1.6. Оборудование учебного кабинета должно позво­лять вести эффективное преподавание предмета при всем разнообразии методических приемов и педаго­гических интересов учителей.
2. Организация деятельности заведующего учебным кабинетом
2.1. Исполнение обязанностей заведующего учебным кабинетом осуществляется на основании приказа ди­ректора школы в соответствии с должностной инструк­цией заведующего кабинетом.

2.2. Заведующий предметным кабинетом обязан:



  • анализировать состояние учебно-материального оснащения кабинета не реже чем раз в год;

  • планировать и организовывать систему мер, направленных на обеспечение кабинета необходимым оборудованием согласно учебным программам и установленным нормативам;

  • составлять план развития и работы кабинета на текущий учебный год и следить за его выполнением;

  • содержать кабинет в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, предъявляемыми к предметному кабинету;

  • принимать меры по обеспечению кабинета материалами и необходимой учебно-методической документацией, инструкциями и т. д.;

  • вести учет имеющегося оборудования в кабинете;

  • обеспечивать сохранность имущества кабинета и надлежащий уход за ним;

  • обеспечивать соблюдение правил охраны труда и техники безопасности, правил поведения учащихся и преподавателей в кабинете, проводить и учитывать соответствующие инструктажи с учащимися с последующими отметками в журнале;

  • организовывать внеаудиторную работу по предмету (консультации, дополнительные занятия и др.), отражать ее в расписании работы кабинета;

  • способствовать созданию банка творческих работ учащихся в учебном кабинете.

2.3. Заведующий предметным кабинетом имеет право:


3. Организация деятельности учителя-предметника в учебном кабинете
3.1. Общие требования к учебному кабинету.

3.1.1 В учебном кабинете должна находиться следующая законодательная и нормативная документация:

• Закон РФ «Об образовании»;

• Типовое положение об общеобразовательном уч­реждении (при необходимости — Типовое положение об учреждении соответствующего типа);

• Гигиенические требования к условиям обуче­ния в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.1178-02);

• Государственный образовательный стандарт по предметам по профилю кабинета;

• Устав образовательного учреждения;

• Правила поведения для учащихся;

• Положение о поощрениях и взысканиях для уча­щихся;

• Паспорт кабинета, содержащий:

— договор о полной материальной ответственнос­ти (при необходимости);

— перечень мебели;

— перечень технических средств обучения;

— перечень оборудования, приспособлений и инст­рументов;

— перечень дидактических материалов;

— каталог библиотеки кабинета;

— акт-разрешение на проведение занятий;

— инструкции по охране труда;

— инструкции по технике безопасности;

— график работы кабинета (на триместр, чет­верть);

— ведомость приемки кабинета.

3.1.2. В соответствии с требованиями кабинет должен быть оснащен:



  • рабочим местом преподавателя и учащихся;

  • мебелью, соответствующей требованиям СТБ;

  • классной доской, указкой и приспособлением для размещения таблиц, карт и схем;

  • аудиовизуальными средствами обучения (при необходимости);

  • приборами и оборудованием для выполнения лабораторных и практических работ (при необходимости);

  • предметными стендами;

  • государственной символикой.

3.1.3. Учебный кабинет должен соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям СанПиН 2.4.2.1178-02 (к отделочным материалам; составу, размерам и раз­мещению мебели; воздушно-тепловому режиму; режи­му естественного и искусственного освещения) и тре­бованиям пожарной безопасности ППБ 01-03.


3.1.4. Учебный кабинет должен быть обеспечен первич­ными средствами пожаротушения и аптечкой для ока­зания доврачебной помощи.

3.1.5. Предметный кабинет должен соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям по охране труда, предъявляемым к учебным помещениям.

3.1.6. В кабинете должны быть в наличии:


  • график проветривания;

  • аптечка с перечнем медикаментов (при необходимости);

  • инструкции по охране труда (при необходимости);

  • журнал инструктажа учащихся по охране труда (при необходимости).

3.2. Общие требования к оформлению учебного кабинета.

3.2.1. Оформление учебного кабинета должно быть осу­ществлено в едином стиле с учетом эстетических прин­ципов.

Оформление кабинета:



  • Оптимальность организации пространства кабинета:

    • места педагога,

    • ученических мест,

    • Наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов:

    • рекомендации по выполнению домашних работ,

    • рекомендации по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (практикум, семинар, лабораторная работа, тестирование, зачет, коллоквиум, собеседование, экзамен)

3.2.2. При проектировании кабинета должны быть соблюдены следующие принципы дизайна:



  • комплексность проектирования, которая предполагает одновременное решение органического сочетания инженерного, экономического и художественного конструирования;

  • функциональность учебно-наглядных пособий, дидактических и технических средств обучения;

  • эстетическая выразительность, целесообразность предметных форм, пропорциональность, масштабность, гармоничность всего имеющегося в кабинете;

  • учет окружающей среды и конкретных условий;

  • единство формы и содержания;

  • информационная выразительность всех элементов и интерьеров;

3.2.3. Занятия в учебном кабинете должны служить фор­мированию у учащихся:

• современной картины мира;

• общеучебных умений и навыков;

• обобщенного способа учебной, познавательной, коммуникативной и практической деятельности;

• потребности в непрерывном, самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми зна­ниями;

• ключевых компетенций — готовности учащихся использовать полученные общие знания, умения и способности в реальной жизни для решения прак­тических задач;

• теоретического мышления, памяти, воображения;

воспитанию учащихся, направленному на формирование у них коммуникабельности и толерантности.
3.3. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета.

Учебный кабинет должен быть укомплектован учеб­ным и компьютерным оборудованием, необходимым для выполнения учебных программ, реализуемых шко­лой на основании «Перечня учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений» в соответствии с местными нормативами.

3.3.1. Учебный кабинет должен быть обеспечен учебниками, дидактическим и раздаточным материалом, не­обходимым для выполнения учебных программ, реа­лизуемых школой.

3.3.2. В учебном кабинете в открытом доступе должны находиться материалы, содержащие минимально не­обходимое содержание образования и требования к уровню обязательной подготовки (стандарта образования);

образцы контрольно-измерительных матери­алов (КИМ) для определения усвоения требований образовательного стандарта.

3.3.3. Учебный кабинет должен быть обеспечен комплек­том типовых заданий, тестов, контрольных работ для диагностики выполнения требований базового и по­вышенного уровня образовательного стандарта.

3.3.4. На стендах в учебном кабинете должны быть раз­мещены:

• требования образовательного стандарта по про­филю кабинета;

• требования, образцы оформления различного ви­да работ (лабораторных, творческих, контрольных, самостоятельных и т.п.) и их анализ;

• варианты заданий олимпиад, конкурсов, интел­лектуальных марафонов по профилю кабинета и их анализ;

• рекомендации по организации и выполнению до­машних заданий;

• рекомендации по подготовке к различным фор­мам диагностики;

• требования техники безопасности.

3.3.5. В кабинете должны быть в наличии:



  • тематические разработки занятий;

  • дидактический и раздаточный материал;

  • материалы для организации контроля знаний и самостоятельной работы учащихся;

  • демонстрационные материалы;

  • творческие работы учащихся (рефераты, проекты, модели, рисунки) (при необходимости);

  • учебно-методическая и справочная литература по дисциплине;

  • библиографическая картотека по дисциплине;

  • картотека дидактических материалов



Дизайн и эргономика оборудования кабинета
Создавая кабинет, нужно ориентироваться на соответствие каждого предмета в нем современным требованиям, добиваться, чтобы оборудование в целом и каждый его элемент имели прогрессивные технические, эксплуатационные и потребительские свойства, высокие показатели надежности, долговечности и вместе с тем обладали технологичностью, отвечали техническим требованиям и санитарно-гигиеническим нормам.

Процесс обучения прямо зависит от его технической (методической, дидактической) оснащенности, по этому создание полноценной многоплановой базы является важнейшим условием организации учебно-воспитательного процесса.

В кабинете не должно быть ничего лишнего, отвлекающего внимание, излишнего украшательства. Необходимо, чтобы он удовлетворял требованиям производственной эстетики, выглядел строго, но красиво и уютно, чтобы уучащихся, занимающихся в нем, создавалось хорошее рабочее настроение. Сущность изучаемой дисциплины должна отражаться соответствующим настенным оформлением и содержанием.

Кабинет должен иметь дидактическую направленность оборудования, методические фонды, дидактические обучающие комплекты, обеспечивающие профессиональную направленность преподавания.

Создание специализированного кабинета является длительным процессом. Главное здесь - обеспечить этапность работы по разным направлениям одновременно.

Кабинет должен быть оформлен и оснащен так, чтобы учащиеся имели возможность оперативного и постоянного общения с большим количеством дидактических материалов как структурных составляющих сценария конкретного учебного занятия. Это стимулирует интерес к дисциплине, активизирует мыслительную деятельность, развивает самостоятельность и творческое мышление учеников.

Все учебно-наглядные пособия нужно систематизировать и хранить в специальных секционных шкафах, а плакаты - в плакатницах. Каждая группа наглядных пособий должна находиться в определенной секции, которые располагаются в порядке программного материала дисциплины. На имеющиеся видео- и диафильмы составляют каталоги. Каждый фильм должен находиться строго в своем месте секционного методического шкафа препараторской, тогда время на их поиск не требуется.

Преподаватель должен иметь под рукой все, что необходимо для подготовки очередного занятия: учебные программы, учебники, методические пособия, задачники, стандарты, справочники, журналы, специальную и научную литературу. Таким образом, учебный кабинет должен обеспечить максимальную экономию времени, связанную с затратами на подготовку к занятию. В кабинете все должно иметь свое место. Все пособия систематизированы, рационально размещены, скомплектованы по служебному назначению, функциональным признакам.




2. Требования к кабинету
2.1. тРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Русский язык


Основания и цели разработки требований.
Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по русскому языку для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы.

Документ представляет собой требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые при введении государственного стандарта по русскому языку в практику обучения.

Требования включают перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд демонстрационных печатных пособий), компьютерных и информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения (ТСО), экранно-звуковых пособий.
Новизна разработанных требований.
В отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по русскому языку, настоящие требования ориентированы не только на обеспечение наглядности процесса обучения, но и, прежде всего, на интенсивное развитие речемыслительных способностей учащихся, на формирование не только системы языковых и речевых умений и навыков, но и на отработку общеучебных умений, что предполагает прежде всего овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции.

Таким образом, рекомендации исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и ее источниками. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач, именно поэтому рекомендации включают не только объекты, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для обеспечения ввода государственного стандарта.

При разработке документа были учтены достижения практической методики, связанные с комплексным применением аудиовизуальных средств в процессе обучения русскому языку. В перечне представлены разнообразные статичные средства (схемы, таблицы, картины, транспаранты, слайды), с помощью которых повышается эффективность работы.

Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения.
В настоящих требованиях представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов и средств материально-технического обеспечения, что объясняется особенностью современного этапа развития сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, а также существенными изменениями, которым должны подвергнуться учебно-методические пособия в связи с введением государственного образовательного стандарта по предмету. Кроме того, в школьную практику преподавания постепенно вводятся новые носители информации, в том числе - мультимедийные, что также потребует пересмотра сложившейся системы материально-технического обеспечения учебного процесса.

Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.).


Характеристики расчета количественных показателей материально-технического обеспечения.
Количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. При этом использование значительной части указанных технических средств связано с решением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач. Оснащение этими техническими средствами кабинета русского языка рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения. Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся).
Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:


  • Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),

  • К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

  • Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),

  • П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.)



Характеристика учебного кабинета.
Выбор помещения, его рациональная планировка определяется санитарно-эпидемиологическими нормами (СанПиН 2.4.2. 178-02).

Помещение кабинета русского языка должно быть оснащено техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся.




Наименования объектов и средств

материально-технического обеспечения



Необходимое количество

Примечания



Основная школа

Старшая школа

Базов.

Проф.

1

2

3

4

5

6




1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)




Федеральный Закон «Об образовании»

Д

Д

Д







Стандарт основного общего образования по русскому (родному) языку

Д







Стандарт по русскому (родному) языку, примерные программы, рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета русского языка.




Стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень)




Д







Стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень)







Д




Примерная программа основного общего образования по русскому языку

Д










Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень)




Д







Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень)







Д




Авторские программы по русскому языку

Д

Д

Д




Учебник по русскому языку. 5 класс.

К







В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки РФ.
При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете русского языка, и по несколько экземпляров учебников из других УМК по каждому классу. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.




Учебник по русскому языку. 6 класс.

К










Учебник по русскому языку. 7 класс.

К










Учебник по русскому языку. 8 класс.

К










Учебник по русскому языку. 9 класс.

К










Учебник по русскому языку. 10 класс.



К

К




Учебник по русскому языку. 11 класс.




К

К




Учебные пособия по факультативам. Русский язык. 7 класс.

К










Учебные пособия по факультативам. Русский язык.8 класс.

К










Учебные пособия по факультативам. Русский язык. 9 класс.

К










Учебные пособия по элективным курсам. Русский язык. 9 класс.

К










Учебные пособия по элективным курсам. Русский язык. 10 класс.




К

К




Учебные пособия по элективным курсам. Русский язык. 11 класс.




К

К




Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс.

К







В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников.




Рабочая тетрадь по русскому языку. 6 класс.

К










Рабочая тетрадь по русскому языку. 7 класс.

К










Рабочая тетрадь по русскому языку. 8 класс.

К










Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс.

Рабочая тетрадь по русскому языку. 10-11 класс.



К













К

К




Практикум по русскому языку. 5 класс.

К










Практикум по русскому языку. 6 класс.

К










Практикум по русскому языку. 7 класс.

К










Практикум по русскому языку. 8 класс.

К













Практикум по русскому языку. 9 класс.

Практикум по русскому языку. 10 класс.



К
















К

К




Практикум по русскому языку. 11 класс.




К

К




Книги для чтения по русскому языку

П










Школьные словари русского языка


Ф

Ф

Ф




Справочные пособия (энциклопедии, справочники по русскому языку)




П




П


П

Рекомендуются следующие типы лингвистических словарей русского языка: толковый, иностранных слов, синонимов, антонимов фразеологический,, орфоэпический, морфемный, словообразовательный, этимологический, словари трудностей русского языка и др.

Необходимы для подготовки докладов и сообщений. Научные, научно-популярные и художественные издания, необходимые для подготовки докладов, сообщений, рефератов и творческих работ должны содержаться в фондах школьной библиотеки






Научная, научно-популярная литература по лингвистике.







П




Дидактические материалы для 5 – 11 классов

Ф

Ф

Ф

Сборники познавательных и развивающих заданий, а также контрольно-измерительные материалы по отдельным темам курса.




Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

Д

Д

Д




2.

Печатные пособия




Таблицы по русскому языку по всем разделам школьного курса.

Д /Ф

Д/Ф

Д/ Ф

Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях.




Схемы по русскому языку по всем разделам школьного курса.


Д/Ф

Д/Ф

Д/ Ф




Репродукции картин русской живописи для развития речи.

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф




Портреты выдающихся русских лингвистов.

Д

Д

Д






Плакаты с высказываниями о русском языке.


Д

Д

Д




Раздаточный материал по всем разделам курса русского языка.

К

К

К




Демонстрационные карточки со словами для запоминания.

Д

Д

Д




Атласы






Д






Альбомы демонстрационного и раздаточного материала по всем разделам курса

Ф

Ф

Ф




3.

информационно-коммуникционные средства




Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам курса русского (родного) языка.

Д/П

Д/П

Д/П

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).





Мультимедийные тренинговые, контролирующие программы по всем разделам курса русского языка

Д/П

Д/П

Д/П




Электронные библиотеки по курсу русского языка

Д

Д

Д

Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных, таблицы, схемы, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы. Электронные библиотеки могут размещаться на CD ROM, либо создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).




Игровые компьютерные программы (по разделам курса русского языка)

Д







Могут быть использованы в домашних условиях.

4.

Экранно-звуковые пособия




Видеофильмы по разным разделам курса русского языка.

Д

Д

Д







Аудиозаписи и фонохрестоматии по разным разделам курса русского языка.

Д

Д

Д







Слайды (диапозитивы) по разным разделам курса русского языка.

Д

Д

Д







Диафильмы по разным разделам курса русского языка.


Д

Д

Д

5.

Технические средства обучения (ТСО)




Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления карт и таблиц

Д

Д

Д







Экспозиционный экран (на штативе или навесной)

Д

Д

Д

Размеры не менее 1,25 м х 1, 25 м




Видеомагнитофон, видеоплейер.

Д

Д

Д







Телевизор с универсальной подставкой

Д

Д

Д

Телевизор не менее 72 см диагональ




Аудио-центр.

Д

Д

Д

Аудио-центр с возможностью использования аудио-дисков CD R, CD RW, MP3, а также магнитных записей.




Мультимедийный компьютер

Д

Д

П

Операционная система с графическим интерфейсом, универсальными портами с приставками для записи компакт-дисков, звуковыми входами и выходами, оснащенный колонками, микрофоном и наушниками, с возможностью подключения к Internet. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).




Сканер

Д

Д

Д







Принтер лазерный

Д

Д

Д







Копировальный аппарат

Д

Д

Д

Копировальный аппарат может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.




Диапроектор (Слайдпроектор)

Д

Д

Д







Фото/видеокамера

Д

Д

Д




CD, DVD-проигрыватели


Д

Д

Д




Слайд-проектор













Мультимедийный проектор

Д

Д

Д

Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.




Средства телекоммуникации

Д

Д

Д

Средства телекоммуникации включают электронную почту, локальные школьные сети, выход в Интернет.


6.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ




Пульт управления затемнением-освещения

Д

Д

П







Подставка для книг

Д

Д

Д







Ящики для хранения таблиц

Д

Д

Д







Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет, диапозитивов, фолий и др.)

П

П

Ф







Шторы для затемнения

Д

Д

Д







Укладка для каталожных ящиков

П

П

П





7.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ







Компьютерный стол

Д

Д

П




Штатив для карт и таблиц

Д

Д

Д







Шкаф 3-х секционный (с остекленной средней секцией)


П

П

П





2.2. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
литература
Пояснительная записка
Основания и цели разработки требований

Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по литературе.

Требования представляют собой рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях перехода образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, на новые государственные стандарты общего образования по литературе. Они включают перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, компьютерных и информационно-коммуникационных средств, экранно-звуковых пособий, технических средств обучения.

Новизна разработанных требований

В отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по литературе настоящие требования ориентированы не только на обеспечение наглядности процесса обучения, но и, прежде всего, на создание необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки выпускников. Государственный стандарт по литературе предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, формирование у учащихся читательской компетенции, потребности в чтении художественной литературы, широкого культурного кругозора, а также общих учебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности, развитие познавательной, информационной, коммуникативной компетенции. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих и других задач. Поэтому требования включают не только продукцию, выпускаемую в настоящее время, но и ориентируют на перспективу.

В перечнях объектов и средств материально-технического обеспечения, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка промышленного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые носители информации. Так, например, значительная часть учебных материалов, в том числе справочно-энциклопедическая литература, комплекты иллюстраций, таблицы все чаще размещаются не на полиграфических, а на мультимедийных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной электронной библиотеки. Кроме того, многие средства и объекты материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми, поскольку их использование призвано обеспечить не только преподавание конкретных предметных тем, но и, прежде всего, создание условий для формирования и развития умений и навыков учащихся.

Таким образом, настоящие рекомендации выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени общего образования. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и ее источников. Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, условиям их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.).



Специфика подходов к отбору объектов и средств материально-технического обеспечения
Помещение кабинета литературы должно быть оснащено книгопечатной продукцией, демонстрационными пособиями на бумажном и электронном носителях, экранно-звуковыми пособиями, техническими средствами обучения, создающими дополнительные условия для повышения качества подготовки учащихся.

Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в том числе для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности).


Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования; учет внутрипредметных и межпредметных связей
Учебная техника и наглядные средства обучения помогают реализовать межпредметные связи литературы с другими дисциплинами. Интерпретация литературного произведения в других видах искусств (в иллюстрациях художников, в музыке, в киноверсии) позволяет выйти за рамки художественного произведения, найти общие точки соприкосновения между литературой, живописью, графикой, архитектурой, музыкой, формирует культурный кругозор и содействует глубокому пониманию литературного произведения. Видеофильмы, рассказывающие о жизни и творчестве писателей, представляющих литературные экскурсии, передают атмосферу жизни того или иного художника слова, формируют у ученика представления об историческом контексте творчества писателя.

Наглядные средства обучения способствуют не только более глубокому постижению знаний и приобретению необходимых умений, но и содействуют решению задач дифференцированного образования (в первую очередь реализации этих задач помогает раздаточный материал, ориентированный на самостоятельную работу учащихся). Видео-фильмы на мультимедийной основе и учебные CD-ROM по литературе позволяют познакомить учащихся с широкой, разнообразной, полной информацией по тому или иному вопросу и дать им возможность самостоятельно выбрать степень глубины этого знакомства. Звуковые пособия являются наиболее органичными средствами обучения на уроках литературы, поскольку выразительное чтение, работа над интонационно-смысловой структурой текста - важнейшие приемы в методике изучения литературы


Характеристика расчета количественных показателей материально-технического обеспечения

Количество учебного оборудования приводится в требованиях в расчете на один учебный кабинет. При этом использование значительной части указанных технических средств связано с выполнением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач. Оснащение этими техническими средствами кабинета литературы рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения и соответствует Санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам (СанПиН 2.4.2. 178-02.

Конкретное количество указанных в рекомендациях средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в таблице используется следующая система символических обозначений:


  • Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),

  • К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

  • Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),

  • П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (6-7 экз.).

Перечень основных писательских имен и произведений, изучение творчества которых должно быть обеспечено наглядными средствами обучения

(по ступеням образования)

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница