МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
СОЮЗА ССР
Московский завод малолитражных автомобилей
КРАТКАЯ ИНСТРУКЦИЯ
по вождению автомобиля „Москвич" мод. 402Б,
оборудованного приспособлениями для полного
ручного управления
ОТДЕЛ ГЛАВНОГО КОНСТРУКТОРА 1956г.
МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
СОЮЗА ССР
Московский завод малолитражных автомобилей
КРАТКАЯ ИНСТРУКЦИЯ
по вождению автомобиля „Москвич" мод. 402Б,
оборудованного приспособлениями для полного
ручного управления
ОТДЕЛ ГЛАВНОГО КОНСТРУКТОРА 1956г.
По материалам Б. Ф. ЕФРЕМОВА
инструкцию составил инж. Ю, А. ХАЛЬФАН
Ответственный редактор главный конструктор МЗМА
инж. А. Ф. АНДРОНОВ,
ВВЕДЕНИЕ
Автомобиль „Москвич" мод. 402Б, переоборудованный на полное ручное управление, предназначен для использования лицами, у коих ампутированы или парализованы обе нижние конечности, но верхние конечности совершенно здоровы.
Управление переоборудованным автомобилем не требует какого либо вмешательства нижних конечностей или их протезов.
Ручное управление сцеплением и тормозом с гидравлическим приводом выполнено таким образом, что в механизме привода сохранены стандартные педали сцепления и тормоза. Это дает возможность здоровым людям, имеющим нижние конечности (например, членам семьи инвалида), управлять автомобилем общепринятым способом, за исключением пользования педалью управления дроссельной заслонкой карбюратора и включателем стартера, управление которыми—только ручное.
Предлагаемая инструкция не содержит общих , сведений по устройству автомобиля „Москвич", уходу за ним, а также правил регулировки механизмов и эксплуатации автомобиля.
Лицам/незнакомым с общим устройством автомобилей и, в частности, с устройством автомобиля „Москвич", завод рекомедует обратиться к любому из существующих учебников и пособий, а также к заводской инструкции по уходу за стандартным автомобилем „Москвич—402".
Только после тщательного изучения материальной части автомобиля, используя общее руководство, заводскую инструкцию по уходу за автомобилем „Москвич—402" (прилагаемую к автомобилю), а также данную краткую инструкцию, можно приступить к обучению езде и к тренировке в вождении автомобиля, переоборудованного на полное ручное управление.
3
ОРГАНЫ РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ
Общий вид органов ручного управления автомобилем показан на рис. 1.
Управление механизмом сцепления и тормозом с гидравлическим приводом осуществляется рычагами / и 12, соединенными шарнирно через промежуточные рычаги с педалями сцепления и тормоза и расположенными по 'обе стороны от водителя. Конфигурация изгиба плеч рычагов выбрана с расчетом получения необходимой жесткости и удобного пользования. На концах стержней рычагов навинчены пластмассовые рукоятки.
При необходимости задержать сцепление в выключенном положении (например, при переключении передач) рычаг / перемещают в крайнее заднее положение (на себя). При этом рычаг сам запирается и педаль сцепления удерживается в нажатом положении.
Для приведения в действие тормоза с гидравлическим приводом рычаг 12 перемещают вперед. 4
Интенсивность торможения регулируется изменением усилия, прикладываемого к рукоятке рычага. Фиксатора рычаг 12 не имеет.
Ручное управление открытием (закрытием) дроссельной заслонки карбюратора осуществляется сек
тором 4, расположенным под ободом рулевого ко
леса с правой стороны.
Конструкция привода ручного управления дрос-
сельной заслонкой выполнена по принципу „несбра-
сывающегося (постоянного) газа". В данном случае
величина открытия дроссельной зас-лонки, определя-
емая сопротивлениями движению автомобиля, уста-
навливается неизменной до последующего воздейст-
вия водителя на орган управления. Необходимость
применения такого принципа устройства привода
вызвана тем, что большую часть времени обе руки
водителя находятся на рулевом колесе и, следова
тельно, не могут непрерывно контролировать поло
жения сектора управления дроссельной заслонкой.
Конструктивно система ручного управления дрос
сельной заслонкой карбюратора выполнена следую
щим образом.
К кожуху 6 (рис. 2) рулевой колонки прикреплена заклепками 12 планка 7, снабженная болтом 10. Этот болт служит осью рычага 8 с сектором 5, шарнирно • соединенным со штангой 4. По обе стороны .рычага 8, на его оси установлены латунные фрикционные шайбы 11, обеспечивающие фиксацию сектора 5 в выбранном положении.
При помощи штанги 4 и коленчатого рычага / рычаг 8 шарнирно соединен с рычагом на оси дроссельной заслонки карбюратора. Соединение осуществлено посредством тяги 2, рычага 13 и валика 3.
Присоединение штанги 4 к рычагу 8 и к рычагу / выполнено шарнирами, устройство которых таково, что дает возможность штанге 4 устанавливаться в пространстве в требуемом положении при, воздействии водителя на сектор 5.
Затяжка гаек 9 болта 10 при сборке производится с таким усилием, чтобы обеспечить момент трения в шарнире, достаточный для фиксации рычага 8 в заданном положении. Невыполнение этого
5
условия приводило бы к самопроизвольному изменению подачи газа из-за перемещения сектора 5, подверженного инерционным нагрузкам при движении автомобиля по неровным дорогам.
В то же время момент трения в шарнире не должен быть излишне, велик, чтобы не затруднять управление сектором 5.
Оптимальная величина момента трения (самоторможения) в шарнире регулируется затяжкой гаек 9 болта 10 самим водителем, с учетом мускульной силы кисти руки и .удобства управления.
При управлении автомобилем пальцы правой руки (кроме большого) должны быть расположены под ободом рулевого колеса с нижней стороны сектора 5.
Для уменьшения подачи горючей смеси в цилин
дры двигателя (т. е. для прикрытия дроссельной
заслонки карбюратора) сектор 5 поджимают всеми
пальцами в. направлении к ободу рулевого колеса,
что облегчается одновременным вращением кисти
руки направо. '
Для увеличения подачи горючей смеси в цилин-ры (т. е. для открытия дроссельной заслонки карбюратора) кисть руки слегка поворачивают налево и усилием большого пальца отжимают сектор 5 от обода рулевого колеса.
Привод управления включателем стартера состоит из толкателя (заменяющего стандартную педаль включателя стартера), к которому шарнирно присоединен коленчатый рычаг, снабженный текстолитовой рукояткой 14 (рис. 1) на верхнем конце.
Для включения стартера необходимо рукоятку 14 коленчатого рычага переместить вниз. После пуска двигателя рукоятку 14 нужно немедленно отпустить. При этом, под действием усилия пружины включателя стартера рукоятка вернется в свое первоначальное положение.
Переключение света фар с „дальнего" на „ближний" и наоборот1 производится ручным переключателем 2 (рис. 5), расположенным на панели приборов кузова, слева от водителя. Этот переключатель присоединен тремя проводами в' электропро-
6 .
водку автомобиля, аналогично присоединению стандартного ножного переключателя света фар.
Стандартный ножной переключатель света фар из системы электрооборудования данного автомобиля — исключен.
Рукоятка переключателя 2 может быть установлена в одно из следующих положений: крайнее верхнее включен „ближний" свет фар, крайнее нижнее включен „дальний" свет фар.
ПРИМЕЧАНИЕ: Переключатель „дальнего" и „ближнего" света фар работает (т. е. получает напряжение тока на свои клеммы) только при условии, если кнопка центрального переключателя света вытянута во второе положение (до упора).
Прочие органы управления, а именно: рычаг 3 (рис. 1) переключения передач; кнопка 5 центрального переключателя света; кнопка 6 включателя стеклоочистителя; включатель 7 (замок) зажигания; ручка S включателя вентилятора; кнопка 9 управления воздушной заслонкой карбюратора; ручки 10 управления радиоприемником; рычаг 11 привода крышки вентиляционного люка; вытяжная рукоятка 13 ручного- (стояночного) тормоза, а также рукоятки привода запора капота и управления жалюзи радиатора— расположены также, как и на стандартном автомобиле „Москвич—402". Правила пользования перечисленными органами управления, а также указания по наблюдению за контрольно-измерительными приборами, приведены в соответствующих разделах заводской инструкции по уходу за автомобилем „Москвич—402".
Управление заслонками отопителя кузова производится рукояткой 15, расположенной на кронштейне крепления рычага, управления включателем стартера, справа от водителя.
ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ С РУЧНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ
ПУСК ХОЛОДНОГО ДВИГАТЕЛЯ
При пуске холодного двигателя необходимо точно вьшолнять следующий порядок операций:
1
1. Рычаг переключения передач поставить правой .рукой в нейтральное положение (см. инструкцию по уходу за автомобилем Москвич—402").
2. Правой рукой включить зажигание.
3. Правой рукой вытянуть кнопку 9 подсоса (рис. 3).
4. Взять в правую руку рукоятку 14рычага включателя стартера и нажать на нее вниз (рис. 4). Предварительно левой рукой нажать на сектор 4 и немного приоткрыть дроссельную заслонку карбюратора.
Если произошла передержка в применении под
соса или при пуске пользовались подкачкой бензи
на ускорительным насосом карбюратора, то двига
тель не пустится, вс.ледцтвие переобогащения сме
си. В таком случае кнопку 9 подсоса необходи
мо поставить в первоначальное положение. Далее,
удерживая правую руку на рулевом колесе, повер
нуть кисть правой руки до отказа против часовой
стрелки, предварительно поставив большой палец на
сектор 4; при этом дроссельная заслонка будет.пол
ностью открыта. ,л
* ^|
Оставив в таком положении дроссельную заслонку, переместить рукоятку 14 рычага включателя стартера вниз, чтобы несколько раз провернуть коленчатый вал двигателя.
После того как цилиндры двигателя будут про-.дуты от переобогащенной смеси, повторить пуск двигателя описанным выше способом. При лервой же вспышке смеси в цилиндрах выключить стартер, отпустив рукоятку 14 рычага включателя стартера.
Нельзя после пуска двигателя длительно пользоваться подсосом и'начинать движение автомобиля хотя бы с частично вытянутой кнопкой подсоса. Передержка в пользовании подсосом увеличивает расход топлива и ускоряет износ двигателя.
Нельзя допускать включение стартера более 20 сек. непрерывно, а также пытаться пустить двигатель, включая стартер более 3—4 раз подряд. В таких случаях необходимо прекратить пользование стартером и найти причину отказа двигателя в пуске.
При необходимости уменьшить подачу горючей смеси в цилиндры следует, удерживая правой рукой
9
рулевое колесо, поджать сектор 4 к ободу рулевого-колеса (подробно об управлении дроссельной заслонкой, см. ниже).
В течение 2—3 минут после пуска холодного двигателя не следует давать коленчатому валу больших оборотов.
При пуске горячего двигателя пользоваться подсосом нельзя, так как будет засасываться переобогащенная смесь и двигатель не заведется. Если горячий двигатель при пуске требует вытягивания кнопки „подсоса", то это укажет на наличие неисправности в системе подачи горючего к карбюратору или на засорение топливных каналов и жиклеров карбюратора. В таком случае нужно установить причину неисправности и устранить последнюю.
ТРОГАНИЕ АВТОМОБИЛЯ С МЕСТА И ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ
ПЕРЕДАЧ
Ю
Перед троганием автомобиля с места нужно: 1. Правой рукой освободить рукоятку 13 (рис.4), ручного тормоза.
2. Левой рукой переместить рычаг / (рис. 5) сцепления в крайнее заднее положение, т. е. выключить-сцепление.
3. Одновременно пальцами правой руки (кроме большого) прижать сектор 4 к ободу рулевого колеса, т. е. уменьшить подачу смеси в цилиндры (если до этого двигатель работал на средних или повышенных оборотах).
4. Левой рукой удерживать рулевое колесо, а-правой поставить рычаг 3 (рис. 6) переключения передач в положение первой передачи. ч
' 5. Правой рукой удерживать рулевое -колесо;
' большой палец правой руки поставить на сектор 4 (рис. 7) и поворотом кисти правой руки против часовой стрелки постепенно отжимать сектор вниз (что-соответствует открытию дроссельной заслонки карбюратора). Одновременно, левой рукой плавно перемещать рычаг / сцепления в крайнее переднее положение, т. е. включить сцепление.
Когда сцепление полностью включено, левую руку нужно перенести на рулевое колесо.
11
>•• При трогании автомобиля с места не следует давать больших оборотов коленчатому валу двигателя. После необходимого разгона автомобиля нужно включить вторую передачу, поступая следующим образом:
а) удерживать правой рукой рулевое колесо так, чтобы все пальцы правой руки (кроме большого) одновременно поддерживали снизу сектор управления дроссельной заслонкой карбюратора;
б) поворотом кисти правой руки по часовой стрелке быстро прикрыть сектором дроссельную заслонку карбюратора и перевести этим двигатель на режим ,холостого хода. Одновременно, левой рукой выключить сцепление, т. е. поставить рычаг / сцепления в крайнее заднее положение.
Выполняя указанные операции нужно стараться выключить сцепление несколько раньше, чем будет закрыта дроссельная заслонка карбюратора. Это позволит избежать притормаживания азтомобиля двигателем и потери скорости, набранной при предыдущем разгоне; «2
в) левой рукой удерживать рулевое колесо, а правой в это время включить вторую передачу;
г) правой рукой удерживать рулевое колесо, постепенно увеличивая подачу смеси в цилиндры, а левой плавно включить сцепление, т. е. рычаг / сцепления плавно перемещать в крайнее переднее положение.
Переключение коробки передач на прямую передачу осуществляется в порядке, аналогичном переключению с первой на рторую передачу.
При переходе с одной передачи на другую обороты коленчатого вала нужно поддерживать соответственно со скоростью движения автомобиля в данный момент, а рычаг переключения передач переводить быстро с короткой задержкой в нейтральном положении.
При переключении передач, разгоняя автомобиль, не следует превышать указанных ниже скоростей:
на 1-ой передаче — 20—25 км/час на 2-ой передаче — 45—50 км/час
На подъемах обязательно переходить на более низкую передачу, если скорость автомобиля понизилась:
на 3-ей передаче — до 30 км/час
на 2-ой передаче — до 10 км]час
Переключение со второй передачи на первую нужно производить только после того, как скорость автомобиля, движущегося с выключенным сцеплени_ ем, снизится до 8—5 км/час.
Во всех случаях, когда снизившаяся по условиям движения скорость автомобиля на прямой передаче не может быть вновь увеличена нажатием на сектор рычага управления дроссельной заслонкой, следует обязательно переходить на вторую передачу.
Следует предупредить о недопустимости пользоваться частичным включением сцепления для снижения скорости движения, автомобиля; при таком способе управления автомобилем механизм сцепления будет выведен из строя.
Движение автомобиля на крутом спуске допускается только на первой передаче, которую нужно включать заблаговременно (до начала спуска).
13
ЗАМЕДЛЕНИЕ ХОДА И ОСТАНОВКА АВТОМОБИЛЯ
Замедление хода автомобиля может потребоваться по условиям движения в потоке городского транспорта или в связи с предстоящей остановкой в заранее намеченном месте.
В обычных условиях для замедления хода а-вто-мобиля достаточно уменьшить подачу горючей смеси в цилиндры двигателя, плавно приподнимая сектор управления дроссельной заслонкой карбюратора пальцами правой руки.
При необходимости более интенсивного замедления хода автомобиля следует плавно притормаживать автомобиль тормозом с гидравлическим приводом, не выключая при этом сцепления.
'.Притормаживание автомобиля требуется также и, перед крутым поворотом, например, при выезде с магистральной улицы в боковую улицу или в переулок. В данном случае нужно заблаговременно уменьшить подачу смеси в цилиндры, выключить сцепление и притормаживать автомобиль тормозом с гидравлическим приводом. Сам поворот нужно делать используя инерцию автомобиля, управляя рулем левой рукой, а правой действуя рычагом тормоза. Только после того, как поворот сделан нужно переключить коробку' передач на требуемую пониженную передачу (2-ю или 1-ю) и далее, увеличив' подачу смеси в цилиндры двигателя, плавно включить сцепление.
Для полной остановки автомобиля нужно пользоваться тормозом с гидравлическим приводом, а для затермаживания автомобиля на стоянке — стояночным ручным тормозом с механическим приводом.
Для остановки автомобиля в заранее намеченном месте необходимо:
а) заблаговременно снизить скорость автомобиля, уменьшив подачу горючей смеси в цилиндры или закрыв полностью дроссельную заслонку сектором 4 (рис. 8);
б) левой рукой выключить сцепление, правой держать рулевое колесо. Затем левой рукой держать рулевое колесо, а правой перемещать рычаг 12 тормоза вперед и остановить автомобиль;
И '
/
в) правой рукой поставить рычаг 3 переключения передач в нейтральное положение;
г) правой рукой держать рулевое колесо, а левой включить сцепление;
д) правой рукой вытянуть рукоятку 13 ручного тормоза;
е) правой рукой выключить зажигание.
Приведенный выше порядок операций для остановки автомобиля следует применять Только при условии, что движение автомобиля происходит .на сухой дороге. На мокрой или скользкой дороге, во избежание опасного заноса (а иногда и опрокидывания) автомобиля тормозить нужно не выключая сцепления.
В отдельных случаях, в самом конце торможения, когда скорость автомобиля снизилась до безопасной, допускается выключать сцепление, чтобы предупредить заглохание двигателя.
Для механизмов автомобиля торможение с невыключенным сцеплением совершенно безопасно.
15
• При необходимости экстренного торможений автомобиля перед неожиданно появившимся препятствием, в любых условиях движения н независимо от состояния дороги, необходимо тормозить не выключая сцепления.
Торможение автомобиля с невыключенным сцеплением устраняет опасность заноса и в то же время позволяет много быстрее останоьиться и избежать этим наезда на препятствие. Происходящее при таком торможении заглохание двигателя в расчет приниматься не должно.
Для экстренного торможения автомобиля необхо
димо быстро прикрыть дроссельную заслонку карбю
ратора, прижимая сектор 4 (рис. 8) до отказа вверх,
и, управляя рулевым колесом левой рукой, правой
рукой быстро и сильно подать рычаг 12 вперед до
У«ора. ,g
ЗАТОРМАЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ и ПОСЛЕДУЮЩЕЕ Я
ТРОГАНИЕ С МЕСТА НА ПОДЪЕМЕ Н
i ™
При необходимости затормозить автомобиль на подъеме нужно сначала остановить его обычным способом [см. п. п. а) и б) предыдущего раздела], а затем вытянуть до отказа рукоятку ручного тормоза.
Если предстоит длительная стоянка автомобиля на подъеме, нужно последовательно: поставить рычаг переключения передач в положение первой передачи, выключить зажигание и включить сцепление.
Если остановка на подъеме кратковременна (например, перед светофором), то после того, как автомобиль заторможен ручным тормозом, не следует ставить рычаг переключения передач в нейтральное положение, включать сцепление и глушить двигатель. В этом случае, нужно заблаговременно (т. е. сразу после остановки автомобиля) включить первую передачу.
Дальнейшее трогание автомобиля с места производят в следующем порядке:
а) нажать большим пальцем правой руки на сектор управления дроссельной заслонкой настолько, чтобы двигатель развил обороты коленчатого вала, достаточные для трогания авто'мобиля с места;
16 . А
б) правой рукой продвинуть вперед рычаг тормоза (с гидравлическим приводом) и держать его нажатым;
в) левой рукой отпустить рукоятку ручного тормоза;
г) левой рукой плавно включить сцепление, продвигая рычаг сцепления вперед, а правой рукой отпускать тормоз (с гидравлическим приводом), перемещая рычаг тормоза на себя;
д) как только автомобиль едва тронется с места, быстро перенести правую руку на рулевое колесо, причем большим пальцем правой руки нажать на сектор управления дроссельной заслонкой, чтобы увеличить подачу горючей смеси в цилиндры и не дать этим заглохнуть двигателю. .
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: После трогания автомобиля с места преодолевать весь подъем (независимо от его длины и крутизны) обязательно только на первой 'передаче. Лишь после выезда автомобиля на горизонтальный участок дороги допускается переключение на высшие передачи.
ДВИЖЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ ЗАДНИМ ХОДОМ
Прежде чем начать движение автомобиля задним ходом необходимо убедиться, что на пути назад не имеется каких-либо препятствий. После подачи звукового сигнала* включают передачу заднего хода, увеличивают подачу смеси в цилиндры и, наблюдая дорогу сзади автомобиля через заднее окно кузова (или через левую приоткрытую дверь), плавно включают сцепление. Рычаг сцепления не следует продвигать вперед до конца, нужно включать сцепление на короткий момент, а затем снова его выключать. Автомобиль при этом будет медленно и плавно подвигаться назад.
ДВИЖЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ «НАКАТОМ»
Движение автомобиля „накатом", т. е. движение по инерции, происходит при разобщении ведущих колес от двигателя.
Движение автомобиля „накатом" допускается только при наличия сухей дороги и может быть использовано в случаях:
*) Если это не запрещено правилами уличного движения.
'"" 17
а) заблаговременного снижения скорости автомобиля перед местом заранее выбранной остановки;
б) использования инерции автомобиля при движении по ровной открытой дороге в условиях хорошей видимости, с целью экономии горючего и уменьшения износа двигателя;
в) движения под уклон (пологий) в условиях хорошей видимости и отсутствия крутых поворотов . или каких-либо препятствий, с целью экономии горючего и уменьшения износа двигателя.
Для перехода на режим движения автомобиля «накатом" необходимо после соответствующего разгона закрыть дроссельную заслонку карбюратора (перевести двигатель на холостой ход) и одновре- менно выключить сцепление, перевести рычаг пере- ключения передач в нейтральное положение, а затем включить сцепление.
Выключать сцепление необходимо несколько раньше, чем будет закрыта дроссельная заслонка карбюратора. Это дает возможность избежать притормаживания автомобиля двигателем, чта в данном случае нецелесообразно.
Следует предупредить о недопустимости движения автомобиля „накатом" только выключая сцепление (оставляя передачу включенной). Такой способ управления автомобилем приведет к быстрому износу подпятника выключения сцепления и пяты отжимных рычагов.
СОДЕРЖАНИЕ I
Сгр.
Введение . . . . . . . з
Органы ручного управления автомобилем . 4
Вождение автомобиля с ручным управлением 7
Пуск холодного двигателя . . .' -7
Трогание автомобиля с места и переключение
передач . . . . . -10
Замедление хода и остановка автомобиля . -14
Затормаживание автомобиля и последующее гро-
гание с места на подъеме . . \q I
Движение автомобиля задним ходом . . -17
Движение автомобиля „накатом" . . .17
18
ДЛЯ ЗАМЕТОК
Л§2986 15/V1I-56 г, ТЧп: МЗМА Зак. 474 т. Шо1
|