Инструкция по вождению автомобиля „Москвич мод. 402Б, оборудованного приспособлениями для полного




Скачать 170.03 Kb.
Дата 25.09.2016
Размер 170.03 Kb.
МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

СОЮЗА ССР

Московский завод малолитражных автомобилей

КРАТКАЯ ИНСТРУКЦИЯ

по вождению автомобиля „Москвич" мод. 402Б,

оборудованного приспособлениями для полного

ручного управления

ОТДЕЛ ГЛАВНОГО КОНСТРУКТОРА 1956г.

МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

СОЮЗА ССР

Московский завод малолитражных автомобилей

КРАТКАЯ ИНСТРУКЦИЯ

по вождению автомобиля „Москвич" мод. 402Б,

оборудованного приспособлениями для полного

ручного управления

ОТДЕЛ ГЛАВНОГО КОНСТРУКТОРА 1956г.

По материалам Б. Ф. ЕФРЕМОВА

инструкцию составил инж. Ю, А. ХАЛЬФАН

Ответственный редактор главный конструктор МЗМА

инж. А. Ф. АНДРОНОВ,

ВВЕДЕНИЕ

Автомобиль „Москвич" мод. 402Б, переоборудо­ванный на полное ручное управление, предназначен для использования лицами, у коих ампутированы или парализованы обе нижние конечности, но верх­ние конечности совершенно здоровы.

Управление переоборудованным автомобилем не требует какого либо вмешательства нижних конеч­ностей или их протезов.

Ручное управление сцеплением и тормозом с гидравлическим приводом выполнено таким образом, что в механизме привода сохранены стандартные пе­дали сцепления и тормоза. Это дает возможность здоровым людям, имеющим нижние конечности (на­пример, членам семьи инвалида), управлять автомо­билем общепринятым способом, за исключением пользования педалью управления дроссельной заслон­кой карбюратора и включателем стартера, управле­ние которыми—только ручное.

Предлагаемая инструкция не содержит общих , сведений по устройству автомобиля „Москвич", ухо­ду за ним, а также правил регулировки механизмов и эксплуатации автомобиля.

Лицам/незнакомым с общим устройством автомо­билей и, в частности, с устройством автомобиля „Москвич", завод рекомедует обратиться к любому из существующих учебников и пособий, а также к заводской инструкции по уходу за стандартным автомобилем „Москвич—402".

Только после тщательного изучения материаль­ной части автомобиля, используя общее руковод­ство, заводскую инструкцию по уходу за автомо­билем „Москвич—402" (прилагаемую к автомобилю), а также данную краткую инструкцию, можно при­ступить к обучению езде и к тренировке в вожде­нии автомобиля, переоборудованного на полное ручное управление.

3

ОРГАНЫ РУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ

Общий вид органов ручного управления автомо­билем показан на рис. 1.



Управление механизмом сцепления и тормозом с гидравлическим приводом осуществляется рычагами / и 12, соединенными шарнирно через промежуточные рычаги с педалями сцепления и тормоза и расположенными по 'обе стороны от водителя. Кон­фигурация изгиба плеч рычагов выбрана с расчетом получения необходимой жесткости и удобного поль­зования. На концах стержней рычагов навинчены пластмассовые рукоятки.

При необходимости задержать сцепление в вы­ключенном положении (например, при переключении передач) рычаг / перемещают в крайнее заднее по­ложение (на себя). При этом рычаг сам запирается и педаль сцепления удерживается в нажатом поло­жении.

Для приведения в действие тормоза с гидрав­лическим приводом рычаг 12 перемещают вперед. 4





Интенсивность торможения регулируется измене­нием усилия, прикладываемого к рукоятке рычага. Фиксатора рычаг 12 не имеет.

Ручное управление открытием (закрытием) дроссельной заслонки карбюратора осуществляется сек­
тором 4, расположенным под ободом рулевого ко­
леса с правой стороны.
Конструкция привода ручного управления дрос-
сельной заслонкой выполнена по принципу „несбра-
сывающегося (постоянного) газа". В данном случае
величина открытия дроссельной зас-лонки, определя-
емая сопротивлениями движению автомобиля, уста-
навливается неизменной до последующего воздейст-
вия водителя на орган управления. Необходимость
применения такого принципа устройства привода
вызвана тем, что большую часть времени обе руки
водителя находятся на рулевом колесе и, следова­
тельно, не могут непрерывно контролировать поло­
жения сектора управления дроссельной заслонкой.
Конструктивно система ручного управления дрос­
сельной заслонкой карбюратора выполнена следую­
щим образом.

К кожуху 6 (рис. 2) рулевой колонки прикреплена заклепками 12 планка 7, снабженная болтом 10. Этот болт служит осью рычага 8 с сектором 5, шарнирно • соединенным со штангой 4. По обе стороны .рычага 8, на его оси установлены латунные фрикционные шайбы 11, обеспечивающие фиксацию сектора 5 в выбранном положении.

При помощи штанги 4 и коленчатого рычага / рычаг 8 шарнирно соединен с рычагом на оси дрос­сельной заслонки карбюратора. Соединение осу­ществлено посредством тяги 2, рычага 13 и ва­лика 3.

Присоединение штанги 4 к рычагу 8 и к рычагу / выполнено шарнирами, устройство которых тако­во, что дает возможность штанге 4 устанавливать­ся в пространстве в требуемом положении при, воз­действии водителя на сектор 5.

Затяжка гаек 9 болта 10 при сборке произво­дится с таким усилием, чтобы обеспечить момент трения в шарнире, достаточный для фиксации ры­чага 8 в заданном положении. Невыполнение этого

5

условия приводило бы к самопроизвольному измене­нию подачи газа из-за перемещения сектора 5, по­дверженного инерционным нагрузкам при движении автомобиля по неровным дорогам.



В то же время момент трения в шарнире не дол­жен быть излишне, велик, чтобы не затруднять уп­равление сектором 5.

Оптимальная величина момента трения (самотор­можения) в шарнире регулируется затяжкой гаек 9 болта 10 самим водителем, с учетом мускульной си­лы кисти руки и .удобства управления.

При управлении автомобилем пальцы правой ру­ки (кроме большого) должны быть расположены под ободом рулевого колеса с нижней стороны сек­тора 5.

Для уменьшения подачи горючей смеси в цилин­


дры двигателя (т. е. для прикрытия дроссельной
заслонки карбюратора) сектор 5 поджимают всеми
пальцами в. направлении к ободу рулевого колеса,
что облегчается одновременным вращением кисти
руки направо. '

Для увеличения подачи горючей смеси в цилин-ры (т. е. для открытия дроссельной заслонки карбю­ратора) кисть руки слегка поворачивают налево и усилием большого пальца отжимают сектор 5 от обода рулевого колеса.



Привод управления включателем стартера состоит из толкателя (заменяющего стандартную педаль включателя стартера), к которому шарнирно присое­динен коленчатый рычаг, снабженный текстолито­вой рукояткой 14 (рис. 1) на верхнем конце.

Для включения стартера необходимо рукоятку 14 коленчатого рычага переместить вниз. После пус­ка двигателя рукоятку 14 нужно немедленно отпус­тить. При этом, под действием усилия пружины включателя стартера рукоятка вернется в свое пер­воначальное положение.



Переключение света фар с „дальнего" на „ближ­ний" и наоборот1 производится ручным переклю­чателем 2 (рис. 5), расположенным на панели при­боров кузова, слева от водителя. Этот переключа­тель присоединен тремя проводами в' электропро-

6 .


водку автомобиля, аналогично присоединению стан­дартного ножного переключателя света фар.

Стандартный ножной переключатель света фар из системы электрооборудования данного автомобиля — исключен.

Рукоятка переключателя 2 может быть установле­на в одно из следующих положений: крайнее верхнее включен „ближний" свет фар, крайнее нижнее включен „дальний" свет фар.

ПРИМЕЧАНИЕ: Переключатель „дальнего" и „ближнего" света фар работает (т. е. получает нап­ряжение тока на свои клеммы) только при условии, если кнопка центрального переключателя света вытянута во второе положение (до упора).



Прочие органы управления, а именно: рычаг 3 (рис. 1) переключения передач; кнопка 5 центрально­го переключателя света; кнопка 6 включателя сте­клоочистителя; включатель 7 (замок) зажигания; руч­ка S включателя вентилятора; кнопка 9 управления воздушной заслонкой карбюратора; ручки 10 управ­ления радиоприемником; рычаг 11 привода крышки вентиляционного люка; вытяжная рукоятка 13 ручно­го- (стояночного) тормоза, а также рукоятки приво­да запора капота и управления жалюзи радиатора— расположены также, как и на стандартном автомо­биле „Москвич—402". Правила пользования перечи­сленными органами управления, а также указания по наблюдению за контрольно-измерительными при­борами, приведены в соответствующих разделах за­водской инструкции по уходу за автомобилем „Москвич—402".

Управление заслонками отопителя кузова произ­водится рукояткой 15, расположенной на кронштей­не крепления рычага, управления включателем стар­тера, справа от водителя.



ВОЖДЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ С РУЧНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ

ПУСК ХОЛОДНОГО ДВИГАТЕЛЯ

При пуске холодного двигателя необходимо точ­но вьшолнять следующий порядок операций:

1

1. Рычаг переключения передач поставить правой .рукой в нейтральное положение (см. инструкцию по уходу за автомобилем Москвич—402").



2. Правой рукой включить зажигание.

3. Правой рукой вытянуть кнопку 9 подсоса (рис. 3).



4. Взять в правую руку рукоятку 14рычага вклю­чателя стартера и нажать на нее вниз (рис. 4). Пред­варительно левой рукой нажать на сектор 4 и немно­го приоткрыть дроссельную заслонку карбюратора.

Если произошла передержка в применении под­
соса или при пуске пользовались подкачкой бензи­
на ускорительным насосом карбюратора, то двига­
тель не пустится, вс.ледцтвие переобогащения сме­
си. В таком случае кнопку 9 подсоса необходи­
мо поставить в первоначальное положение. Далее,
удерживая правую руку на рулевом колесе, повер­
нуть кисть правой руки до отказа против часовой
стрелки, предварительно поставив большой палец на
сектор 4; при этом дроссельная заслонка будет.пол­
ностью открыта.

* ^|


Оставив в таком положении дроссельную заслон­ку, переместить рукоятку 14 рычага включателя стартера вниз, чтобы несколько раз провернуть ко­ленчатый вал двигателя.

После того как цилиндры двигателя будут про-.дуты от переобогащенной смеси, повторить пуск двигателя описанным выше способом. При лервой же вспышке смеси в цилиндрах выключить стартер, отпустив рукоятку 14 рычага включателя стартера.

Нельзя после пуска двигателя длительно пользо­ваться подсосом и'начинать движение автомобиля хотя бы с частично вытянутой кнопкой подсоса. Пе­редержка в пользовании подсосом увеличивает расход топлива и ускоряет износ двигателя.

Нельзя допускать включение стартера более 20 сек. непрерывно, а также пытаться пустить двига­тель, включая стартер более 3—4 раз подряд. В таких случаях необходимо прекратить пользование старте­ром и найти причину отказа двигателя в пуске.

При необходимости уменьшить подачу горючей смеси в цилиндры следует, удерживая правой рукой

9




рулевое колесо, поджать сектор 4 к ободу рулевого-колеса (подробно об управлении дроссельной заслон­кой, см. ниже).

В течение 2—3 минут после пуска холодного дви­гателя не следует давать коленчатому валу больших оборотов.

При пуске горячего двигателя пользоваться под­сосом нельзя, так как будет засасываться переобога­щенная смесь и двигатель не заведется. Если горячий двигатель при пуске требует вытягивания кнопки „подсоса", то это укажет на наличие неисправности в системе подачи горючего к карбюратору или на засорение топливных каналов и жиклеров карбюра­тора. В таком случае нужно установить причину не­исправности и устранить последнюю.

ТРОГАНИЕ АВТОМОБИЛЯ С МЕСТА И ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ

ПЕРЕДАЧ


Ю


Перед троганием автомобиля с места нужно: 1. Правой рукой освободить рукоятку 13 (рис.4), ручного тормоза.

2. Левой рукой переместить рычаг / (рис. 5) сцеп­ления в крайнее заднее положение, т. е. выключить-сцепление.

3. Одновременно пальцами правой руки (кроме большого) прижать сектор 4 к ободу рулевого коле­са, т. е. уменьшить подачу смеси в цилиндры (если до этого двигатель работал на средних или повышен­ных оборотах).

4. Левой рукой удерживать рулевое колесо, а-правой поставить рычаг 3 (рис. 6) переключения пе­редач в положение первой передачи. ч



' 5. Правой рукой удерживать рулевое -колесо;

' большой палец правой руки поставить на сектор 4 (рис. 7) и поворотом кисти правой руки против ча­совой стрелки постепенно отжимать сектор вниз (что-соответствует открытию дроссельной заслонки кар­бюратора). Одновременно, левой рукой плавно пере­мещать рычаг / сцепления в крайнее переднее поло­жение, т. е. включить сцепление.

Когда сцепление полностью включено, левую ру­ку нужно перенести на рулевое колесо.

11




>•• При трогании автомобиля с места не следует да­вать больших оборотов коленчатому валу двигателя. После необходимого разгона автомобиля нужно включить вторую передачу, поступая следующим образом:

а) удерживать правой рукой рулевое колесо так, чтобы все пальцы правой руки (кроме большого) одновременно поддерживали снизу сектор управле­ния дроссельной заслонкой карбюратора;

б) поворотом кисти правой руки по часовой стрел­ке быстро прикрыть сектором дроссельную заслонку карбюратора и перевести этим двигатель на режим ,холостого хода. Одновременно, левой рукой выклю­чить сцепление, т. е. поставить рычаг / сцепления в крайнее заднее положение.

Выполняя указанные операции нужно стараться выключить сцепление несколько раньше, чем будет закрыта дроссельная заслонка карбюратора. Это поз­волит избежать притормаживания азтомобиля дви­гателем и потери скорости, набранной при предыду­щем разгоне; «2

в) левой рукой удерживать рулевое колесо, а правой в это время включить вторую передачу;

г) правой рукой удерживать рулевое колесо, по­степенно увеличивая подачу смеси в цилиндры, а левой плавно включить сцепление, т. е. рычаг / сцепления плавно перемещать в крайнее переднее положение.

Переключение коробки передач на прямую пере­дачу осуществляется в порядке, аналогичном пере­ключению с первой на рторую передачу.

При переходе с одной передачи на другую оборо­ты коленчатого вала нужно поддерживать соответ­ственно со скоростью движения автомобиля в данный момент, а рычаг переключения передач переводить быстро с короткой задержкой в нейтральном поло­жении.

При переключении передач, разгоняя автомобиль, не следует превышать указанных ниже скоростей:

на 1-ой передаче — 20—25 км/час на 2-ой передаче — 45—50 км/час

На подъемах обязательно переходить на более низкую передачу, если скорость автомобиля пони­зилась:

на 3-ей передаче — до 30 км/час

на 2-ой передаче — до 10 км]час

Переключение со второй передачи на первую нужно производить только после того, как скорость автомобиля, движущегося с выключенным сцеплени_ ем, снизится до 8—5 км/час.

Во всех случаях, когда снизившаяся по условиям движения скорость автомобиля на прямой передаче не может быть вновь увеличена нажатием на сектор рычага управления дроссельной заслонкой, следует обязательно переходить на вторую передачу.

Следует предупредить о недопустимости пользо­ваться частичным включением сцепления для сниже­ния скорости движения, автомобиля; при таком спо­собе управления автомобилем механизм сцепления будет выведен из строя.

Движение автомобиля на крутом спуске допус­кается только на первой передаче, которую нужно включать заблаговременно (до начала спуска).

13




ЗАМЕДЛЕНИЕ ХОДА И ОСТАНОВКА АВТОМОБИЛЯ

Замедление хода автомобиля может потребовать­ся по условиям движения в потоке городского тран­спорта или в связи с предстоящей остановкой в за­ранее намеченном месте.

В обычных условиях для замедления хода а-вто-мобиля достаточно уменьшить подачу горючей смеси в цилиндры двигателя, плавно приподнимая сектор управления дроссельной заслонкой карбюратора паль­цами правой руки.

При необходимости более интенсивного замедле­ния хода автомобиля следует плавно притормажи­вать автомобиль тормозом с гидравлическим приво­дом, не выключая при этом сцепления.

'.Притормаживание автомобиля требуется также и, перед крутым поворотом, например, при выезде с магистральной улицы в боковую улицу или в пере­улок. В данном случае нужно заблаговременно уменьшить подачу смеси в цилиндры, выключить сцепление и притормаживать автомобиль тормозом с гидравлическим приводом. Сам поворот нужно де­лать используя инерцию автомобиля, управляя ру­лем левой рукой, а правой действуя рычагом тор­моза. Только после того, как поворот сделан нужно переключить коробку' передач на требуемую пони­женную передачу (2-ю или 1-ю) и далее, увеличив' подачу смеси в цилиндры двигателя, плавно вклю­чить сцепление.

Для полной остановки автомобиля нужно поль­зоваться тормозом с гидравлическим приводом, а для затермаживания автомобиля на стоянке — стоя­ночным ручным тормозом с механическим приводом.

Для остановки автомобиля в заранее намеченном месте необходимо:

а) заблаговременно снизить скорость автомобиля, уменьшив подачу горючей смеси в цилиндры или закрыв полностью дроссельную заслонку сектором 4 (рис. 8);

б) левой рукой выключить сцепление, правой держать рулевое колесо. Затем левой рукой держать рулевое колесо, а правой перемещать рычаг 12 тор­моза вперед и остановить автомобиль;

И '


/

в) правой рукой поставить рычаг 3 переключения передач в нейтральное положение;

г) правой рукой держать рулевое колесо, а левой включить сцепление;

д) правой рукой вытянуть рукоятку 13 ручного тормоза;

е) правой рукой выключить зажигание.

Приведенный выше порядок операций для оста­новки автомобиля следует применять Только при условии, что движение автомобиля происходит .на сухой дороге. На мокрой или скользкой дороге, во избежание опасного заноса (а иногда и опрокидыва­ния) автомобиля тормозить нужно не выключая сцепления.

В отдельных случаях, в самом конце торможения, когда скорость автомобиля снизилась до безопасной, допускается выключать сцепление, чтобы предупре­дить заглохание двигателя.

Для механизмов автомобиля торможение с не­выключенным сцеплением совершенно безопасно.

15

• При необходимости экстренного торможений ав­томобиля перед неожиданно появившимся препят­ствием, в любых условиях движения н независимо от состояния дороги, необходимо тормозить не вы­ключая сцепления.



Торможение автомобиля с невыключенным сцеп­лением устраняет опасность заноса и в то же время позволяет много быстрее останоьиться и избежать этим наезда на препятствие. Происходящее при та­ком торможении заглохание двигателя в расчет при­ниматься не должно.

Для экстренного торможения автомобиля необхо­


димо быстро прикрыть дроссельную заслонку карбю­
ратора, прижимая сектор 4 (рис. 8) до отказа вверх,
и, управляя рулевым колесом левой рукой, правой
рукой быстро и сильно подать рычаг 12 вперед до
У«ора. ,g

ЗАТОРМАЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ и ПОСЛЕДУЮЩЕЕ Я

ТРОГАНИЕ С МЕСТА НА ПОДЪЕМЕ Н

i

При необходимости затормозить автомобиль на подъеме нужно сначала остановить его обычным способом [см. п. п. а) и б) предыдущего раздела], а затем вытянуть до отказа рукоятку ручного тормоза.

Если предстоит длительная стоянка автомобиля на подъеме, нужно последовательно: поставить ры­чаг переключения передач в положение первой пере­дачи, выключить зажигание и включить сцепление.

Если остановка на подъеме кратковременна (на­пример, перед светофором), то после того, как авто­мобиль заторможен ручным тормозом, не следует ставить рычаг переключения передач в нейтральное положение, включать сцепление и глушить двига­тель. В этом случае, нужно заблаговременно (т. е. сразу после остановки автомобиля) включить первую передачу.

Дальнейшее трогание автомобиля с места произ­водят в следующем порядке:

а) нажать большим пальцем правой руки на сек­тор управления дроссельной заслонкой настолько, чтобы двигатель развил обороты коленчатого вала, достаточные для трогания авто'мобиля с места;



16 . А

б) правой рукой продвинуть вперед рычаг тормо­за (с гидравлическим приводом) и держать его на­жатым;

в) левой рукой отпустить рукоятку ручного тор­моза;

г) левой рукой плавно включить сцепление, про­двигая рычаг сцепления вперед, а правой рукой от­пускать тормоз (с гидравлическим приводом), пере­мещая рычаг тормоза на себя;

д) как только автомобиль едва тронется с места, быстро перенести правую руку на рулевое колесо, причем большим пальцем правой руки нажать на сектор управления дроссельной заслонкой, чтобы увеличить подачу горючей смеси в цилиндры и не дать этим заглохнуть двигателю. .

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: После трогания автомобиля с места пре­одолевать весь подъем (независимо от его длины и крутизны) обязательно только на первой 'передаче. Лишь по­сле выезда автомобиля на горизонталь­ный участок дороги допускается пере­ключение на высшие передачи.

ДВИЖЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ ЗАДНИМ ХОДОМ

Прежде чем начать движение автомобиля задним ходом необходимо убедиться, что на пути назад не имеется каких-либо препятствий. После подачи зву­кового сигнала* включают передачу заднего хода, увеличивают подачу смеси в цилиндры и, наблюдая дорогу сзади автомобиля через заднее окно кузова (или через левую приоткрытую дверь), плавно вклю­чают сцепление. Рычаг сцепления не следует про­двигать вперед до конца, нужно включать сцепление на короткий момент, а затем снова его выключать. Автомобиль при этом будет медленно и плавно по­двигаться назад.



ДВИЖЕНИЕ АВТОМОБИЛЯ «НАКАТОМ»

Движение автомобиля „накатом", т. е. движение по инерции, происходит при разобщении ведущих колес от двигателя.



Движение автомобиля „накатом" допускается только при наличия сухей дороги и может быть ис­пользовано в случаях:

*) Если это не запрещено правилами уличного движения.

'"" 17


а) заблаговременного снижения скорости автомо­биля перед местом заранее выбранной остановки;

б) использования инерции автомобиля при движе­нии по ровной открытой дороге в условиях хорошей видимости, с целью экономии горючего и уменьше­ния износа двигателя;

в) движения под уклон (пологий) в условиях хорошей видимости и отсутствия крутых поворотов . или каких-либо препятствий, с целью экономии го­рючего и уменьшения износа двигателя.

Для перехода на режим движения автомобиля «накатом" необходимо после соответствующего раз­гона закрыть дроссельную заслонку карбюратора (перевести двигатель на холостой ход) и одновре- менно выключить сцепление, перевести рычаг пере- ключения передач в нейтральное положение, а затем включить сцепление.

Выключать сцепление необходимо несколько рань­ше, чем будет закрыта дроссельная заслонка карбю­ратора. Это дает возможность избежать приторма­живания автомобиля двигателем, чта в данном слу­чае нецелесообразно.

Следует предупредить о недопустимости движе­ния автомобиля „накатом" только выключая сцепле­ние (оставляя передачу включенной). Такой способ управления автомобилем приведет к быстрому изно­су подпятника выключения сцепления и пяты от­жимных рычагов.



СОДЕРЖАНИЕ I

Сгр.


Введение . . . . . . . з

Органы ручного управления автомобилем . 4

Вождение автомобиля с ручным управлением 7

Пуск холодного двигателя . . .' -7

Трогание автомобиля с места и переключение

передач . . . . . -10

Замедление хода и остановка автомобиля . -14

Затормаживание автомобиля и последующее гро-

гание с места на подъеме . . \q I

Движение автомобиля задним ходом . . -17


Движение автомобиля „накатом" . . .17


18







ДЛЯ ЗАМЕТОК

Л§2986 15/V1I-56 г, ТЧп: МЗМА Зак. 474 т. Шо1


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница