Использование сервисов web 0 в образовательном процессе




Скачать 71.8 Kb.
Дата 12.09.2016
Размер 71.8 Kb.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕРВИСОВ WEB 2.0 В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Сурхаев Магомед Абдулаевич ([email protected]), к.п.н.

Российская академия образования (РАО) г. Москва



Ниматулаев Магомедхан Магомедович, к.п.н.

Финансовая академия при правительстве РФ (ФА) г. Москва



Магомедов Рамазан Магомедович, к.п.н.

Финансовая академия при правительстве РФ (ФА) г. Москва



Аннотация

Большой популярностью среди молодых людей пользуются сервисы Web 2.0, которые активно развиваются последние несколько лет. В статье сделана попытка рассмотреть возможности использования этих сервисов в образовательном процессе, проследить историю и перспективы их развития.

В профессиональной деятельности современного учителя существенное место занимает умение использовать сервисы Web 2.0 в своей профессиональной деятельности и ориентироваться в сетевых сообществах. Сам термин Web 2.0 появился сравнительно недавно (2004-2005 годы), но сегодня уже используется достаточно широко. Автором этого термина считается Т. О’Рейли [5]. При этом четких и общепринятых границ применения этого термина до сих пор нет. «Web 2.0 не имеет четких границ. Это, скорее, гравитационное ядро, представляющее из себя свод правил и решений и связанной с ним системы сайтов, каждый из которых придерживается этих правил в разной степени в зависимости от удаленности или приближенности к ядру» [5]. Под термином Web 2.0 мы подразумеваем второе поколение Web-сервисов, ориентированных на коллективное создание и использование ресурсов. Причем коллектив участников является открытым и неограничен практически никакими границами. В основе Интернета лежат гиперссылки. Если пользователи получают возможность редактировать содержимое Web-сайтов и добавлять свои сайты, а также обмениваться ссылками, то это меняет структуру всего Интернета. Растет коллективная активность пользователей. T. O'Reilly называет, в качестве основы Web 2.0, «Использование коллективного разума» [5], которое используется на следующих сервисах.

1. Википедия – онлайновая энциклопедия, основанная на принципе открытости, когда запись может быть добавлена любым пользователем и отредактирована любым другим пользователем.

2. «Фолксономия» (в противоположность таксономии), стиль совместной категоризации сайтов с использованием свободно выбранных ключевых слов (тегов). Теги позволяют осуществлять несколько видов классификаций с использованием частично перекрывающихся ассоциаций без заранее заданных жестких рамок для классификации и систематизации объектов.

3. Совместная борьба со спамом путем добавления адресов недоброжелательных отправителей в единую, открытую, постоянно обновляемую базу данных адресов и других коллективных решений для борьбы со спамом, которые оказались эффективнее коммерческих антиспамеров, основанных, как правило, на анализе самих сообщений.

Наиболее распространенные и применимые в образовательном процессе из них это блоги и технология Вики-Вики.

Блоги – это запись своих мыслей и выставление их на всеобщее обозрение, с возможностью добавления комментариев другими пользователям. Термин «Блог» происходит от английского слова,— Web-logging — авторизация в службе Web. «Люди с большим интересом читают новости и заметки, подготовленные не в целях рекламы и продвижения собственного имени. Ясность и доступность блога вызывают интерес многих исследователей, которые рассматривают его как вариант личного образовательного пространства» [2]. В блоге принят обратный порядок записи. Самые свежие записи публикуются сверху. Для ведения блога нужен только доступ к Интернету и желание представлять свои материалы. Как правило, автором записей в блоге является один человек. Авторы нескольких блогов часто объединяются в социальную сеть, отслеживают записи друг друга, оставляют отзывы и заметки на полях чужих дневников. Распространение блогов в последнее время носит массовый характер. Многие организации и чиновники открывают свои блоги для российских пользователей Интернета. Так, например, в 2008 году появился блог президента России Д.А. Медведева.

Вики-Вики – «коллекция взаимосвязанных между собой записей» [2]. Это определение подходит также для термина «гипертекст». Но в отличие от гипертекста технология Вики-Вики предполагает коллективную работу над ресурсами. Причем коллективная работа предполагается не только над одним различными ресурсами, связанными между собой, помощью ссылок, но и над отдельным ресурсом как структурной единицей распределенного ресурса. Термин Вики-Вики (wikiwiki) в переводе с гавайского языка означает «быстро-быстро». В Вики-Вики реализована модель коллективной работы над содержимым гипертекста, когда возможность создания и редактирования любой статьи предоставляется любому из пользователей Интернета.

Наиболее популярным сайтом, созданным по технологии Вики-Вики, является Википедия. Википедия произвела революцию в динамике создания контента. Сотни страниц добавляются каждый день. По данным на конец 2009 года зарегистрировано около полумиллиона статей на русском языке, более трех миллионов – на английском, почти по миллиону на немецком, французском и т.д.

Внеурочная деятельность учащегося и учителя планируется и фиксируется так же, как и урочная. Это планирование (в соответствии с технологической картой информатизации) должно получать ресурсное обеспечение: средства ИКТ, доступные после уроков в библиотеке, кабинете информатики, других помещениях для самостоятельной работы учащихся; наличие взрослых, контролирующих использование этих средств, при необходимости, помогающих ребенку. «Не менее важной задачей является интеграция технологических ресурсов школы с имеющимися в семьях учащихся. Домашние компьютеры должны стать не машинами для игр и чата, а, в первую очередь, основным инструментом работы учащихся дома по курсам с ИКТ-поддержкой, что тоже учитывается в планировании и в работе с родителями» [1].

Не утихли споры о том, какое значение имеет термин Web 2.0, как тут же появился термин Web 3.0. Под термином Web 3.0, как правило, понимают развитие сервисов Web 2.0 в сторону повышения качества контента, связанного с введением контроля над процессом создания и редактирования ресурсов. Как отмечает Д. Калаканис,   «Web 3.0 определяется как создание высококачественного контента и сервисов, выполняемое талантливыми людьми с использованием технологии Web 2.0 в качестве благоприятствующей для этого платформы» [4]. По мнению Д. Калаканиса, Web 3.0 – это сервисы, которые при помощи авторитетных экспертов предостерегают «коллективный разум» от превращения ее в «безумие толпы». Сервисы Web 3.0 «отказывается от трусливых и анонимных авторов и эгоистичных накрутчиков, которые загрязнили и ослабили так много сообществ» [4].

Как считает Т. О’Рейли, Web 3.0 можно определить как третье десятилетие Web (2010-2020), которое будет характеризоваться развитием и широким распространением нескольких ключевых технологий, главной из которых является построение семантических сетей [6].

Представляется перспективным использование Web 3.0 в образовательном процессе, поскольку эта технология предусматривает защиту от неверной информации или некачественных материалов, на открытых образовательных ресурсах, возможность цензуры и редактирования учителем, ресурсов, используемых в обучении. Та же Википедия переходит к технологии Web 3.0, вводя запрет на редактирование «завершенных» статей и институт экспертов.

В 2010 году ожидается регистрация в Интернете нового домена .рф и появится возможность регистрировать домены второго уровня на русском языке. По словам министра связи и массовых коммуникаций И. Щеголева, Россия станет первой страной, которая начнет использовать домен на национальном языке [3]. По предварительным прогнозам участников конференции «Неделя российского Интернета» (RIW-2009), в новой зоне .рф за год будет зарегистрировано около миллиона доменов второго уровня. «В зоне .ru, которая появилась на свет в 1994 году, сейчас более двух миллионов доменных имен. На регистрацию первого миллиона имен ушло 13 лет   это показатель был зафиксирован в сентябре 2007 года. Двухмиллионный рубеж зона .ru преодолела в марте 2009 года [3].

Регистрация в Интернете нового домена первого уровня .рф и появление возможности регистрировать домены первого уровня на кириллице, скорее всего, вызовет всплеск активности среди пользователей Интернета, в том числе среди учащихся и учителей российских школ. Домены на русском языке удобнее и предпочтительнее, прежде всего, для тех пользователей, которые плохо владеют английским языком. Кроме того удобство пользования доменом .рф связано с тем, что для того, чтобы зайти на интересующий человека сайт, ему не придется переключать клавиатуру с кириллицы на латиницу.

Может быть со временем под Web 3.0 будут понимать именно развитие Интернета, связанное с добавлением доменов на национальных языках. В любом случае очевидно одно. Появление доменов на национальных языках приведет не только к резкому увеличению количества доменов и сайтов, но и к увеличению пользователей и общего объема обращений к Интернету. Это приведет к еще большей популяризации Интернета как монополиста в глобальных сетях и к развитию, предоставляемых пользователям сервисов. Учащиеся младшей школы, не знакомые с английским алфавитом также смогут самостоятельно пользоваться ресурсами Интернета. Видимо уже к концу 2010 года в России появятся специализированные детские порталы на русскоязычных доменах для детей младшего школьного возраста.

Использование новых сервисов Web позволяет учителю не только находить материалы, необходимые для использования в образовательном процессе, но и получить информацию о способах деятельности. То есть можно получить информацию о том, как находить, редактировать, создавать или использовать ЦОРы в своей профессиональной деятельности. Кроме того, можно консультироваться по всем возникающим вопросам с коллегами по работе, владеющими этими технологиями. Для этого необходимо популяризовать участие учителей в Интернет-сообществах и форумах.



Современный учитель обязан постоянно и непрерывно повышать свою квалификацию. Невозможно научить учителя всему, что ему может понадобиться в его работе. Поэтому нужно научить его продолжать повышать свою квалификацию, в том числе пользуясь социальными сервисами Web 2.0. А это огромное сообщество людей, готовых помочь ему. Кому-то он сможет помочь сам. Таким образом, педагогические Интернет   сообщества несут в себе огромный потенциал для каждодневного повышения квалификации. Кроме того, совместные сообщества педагогов, учащихся и родителей в неформальной, нешкольной обстановке способствует лучшему взаимопониманию между учителями учащимися и их родителями.

Литература

  1. Концепция информатизации образовательного процесса в системе Департамента образования города Москвы. –М 2008. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.couo.ru/binary.asp?document_id=163263

  2. Патаракин Е. Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю –М: Интуит.ру, 2007. – 64 с.

  3. Русскоязычная доменная зона .рф заработает в ноябре. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://lenta.ru/news/2009/10/23/segment/

  4. Calacanis D. Web 3.0, the «official» definition. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://calacanis.com/2007/10/03/web-3-0-the-official-definition

  5. O'Reilly T. What Is Web 2.0 // Design Patterns and Business Models for the Next Generation of Software by Tim O'Reilly 09/30/2005. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://oreilly.com/web2/archive/what-is-web-20.html

  6. O'Reilly T. Today's Web 3.0 Nonsense Blogstorm. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://radar.oreilly.com/archives/2007/10/web-30-semantic-web-web-20.html


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница