Исследование «Методическое сопровождение сельских библиотек»




Скачать 56.28 Kb.
Дата07.09.2016
Размер56.28 Kb.
Анализ исследования «Методическое сопровождение сельских библиотек».
Методическое обеспечение деятельности муниципальных библиотек, в т.ч. и сельских, является сферой ответственности центральных библиотек различных уровней.

Отделом координации деятельности библиотек области Псковской областной универсальной научной библиотеки было предпринято исследование «Методическое сопровождение сельских библиотек». Целью исследования было – выяснить, в какой степени сельские библиотекари нуждаются в методической помощи / в методическом сопровождении со стороны районного / регионального звена.

Для этого была разработана анкета, включающая несколько блоков вопросов, особенный акцент был сделан на знание электронных ресурсов, размещенных на сайте Псковской областной универсальной научной библиотеки. Анкета распространялась среди муниципальных библиотек области, всего было собрано и обработано 113 анкет (по 5-6 анкет от района). Необходимо отметить, что часть анкет была заполнена формально.

Навыками работы на компьютере владеют 82,3 % опрошенных; 14,1 % – не владеют. В то же время 82 (72,5 %) человека указали, что имеют на рабочем месте компьютер, подключенный к Интернет; 21,2 % – не имеют. В этом есть некоторое противоречие, возможно, кто-то из сотрудников библиотек имеет домашний компьютер, поэтому они указали, что владеют навыками. Доступ читателям к Интернет предоставляют 67,2 %, а 28,3 % –нет.

Навыки работы на компьютере приобрели на специальных курсах 17 человек (15,0 %), большая же часть училась самостоятельно (79 человек – почти 70,0 %).

Следующий блок вопросов связан с тем, знакомы ли сельские библиотекари с сетевыми электронными ресурсами, размещенными на сайте Псковской областной универсальной научной библиотеки, в частности:



  • Электронной библиотекой диссертаций (36 человек – 31,8 %);

  • Базой данных Polpred. Com (30 человек – 26,5 %);

  • Государственной системой правовой информации www.pravo.gov.ru (32 человека – 28,3 %);

  • Справочно-правовой системой «Гарант» (45 человек – 39,8 %);

  • Справочно-правовой системой «Консультант Плюс» (84 человека – 74,3 %);

  • Электронной библиотекой Издательского дома «Гребенников» (6 человек – 5,3 %);

  • Электронно-библиотечной системой издательства «Лань» (11 человек – 9,7 %).

В то же время ответы на вопрос «Знакомы ли Вы с электронными ресурсами Псковской областной универсальной научной библиотеки?» распределились следующим образом:



  • Электронный краеведческий каталог «Псковиана» (88 человек – 77,8 %);

  • Электронная полнотекстовая база «Псковиана» (79 человек – 69,9);

  • Сводный электронный каталог (84 человека – 74,3 %);

  • Библиографическая база «Статьи» (46 человек – 40,7 %)

  • Библиографическая база «Неопубликованные документы по вопросам культуры и искусства» (47 человек – 41,5 %).

На вопрос «Посещаете ли Вы сайт ПОУНБ?» положительно ответили 77 человек (68,1 %), а Библиотечный портал Псковской области - 95 человек (84,0 %); блог «Методическая служба Псковской ОУНБ» отметили 82 человека (72,5 %).

Имеют публикации на странице Библиотечного портала 59 человек (52,2 %), отрицательно на этот вопрос ответили 38 респондентов (33,6 %).
С внедрением новых информационных технологий библиотеки стали оказывать пользователям дополнительные, сервисные услуги:


  • Ксерокопирование (63 человека – 55,7 %);

  • Консультирование (67 человек – 59,2 %);

  • Распечатка текстов (69 человек – 61,0 %),

  • Сканирование (50 человек – 44,2 %).

Следующий блок вопросов связан с системой повышения квалификации. На вопрос об участии в системе повышения квалификации анкетируемые дали ответы: на занятиях в районных библиотеках 106 человек повышают квалификацию (93,8 %), а в Псковской областной универсальной научной библиотеке – 49 человек (43,3 %).

Периодичность занятий: 1 раз в месяц – 59 человек (52,2 %); 1 раз в квартал – 34 человека (30,0 %), 1 раз в год – 3 человека (без комментариев).

Наиболее предпочтительные формы повышения квалификации (по убывающей), это:



  • Семинары (81 чел.) – 71,6 %;

  • Мастер-классы (71 чел.) – 62,8 %;

  • Творческие лаборатории (68 чел.) – 60,1 %;

  • Практикумы (63 чел.) – 55,7 %;

  • Круглые столы (53 чел.) – 46,9 %;

  • Совещания (30 чел.) – 26,5 %;

  • Конференции (30 чел.) – 26,5 %;

  • Стажировки (28 чел.) – 24,7 %.

Приоритет отдается адресной помощи сельским библиотекарям и активным формам работы.

Участие в вебинарах принимают 44 человека (38,9 %); 53,9 % (61 человек) указали, что не имеют такой возможности.

Был задан вопрос «Какая методическая литература помогает вам в самообразовании?». Методическими материалами Псковской областной универсальной научной библиотеки пользуется 91 человек (80,5 %); 85 (75,2 %) – методическими материалами районных библиотек, 80 человек прибегают к помощи Интернет (70,7 %).

В электронной рассылке методических материалов нуждается 61 человек (53,9 %), 26 – нет (23,0 %).

Анализ высказанных запросов сельских библиотекарей показал, что методическая поддержка требуется им по многим аспектам работы.

Как всегда, разнообразны темы, по которым сельские библиотекари хотели бы получать помощь – от новейших информационных технологий до ведения каталогов и картотек, библиографической работы.

Были названы следующие направления и темы.


От центральных районных библиотек

  1. Создание видеопрезентаций, роликов

  2. Планирование совместной работы со школой

  3. Создание рекламных буклетов

  4. Организация социологических исследований

  5. Сценарные материалы к юбилейным и памятным датам

  6. Экологическое просвещение, краеведение

  7. Проведение бесед, диспутов, круглых столов

  8. Профилактика асоциальных явлений среди молодежи

  9. Обслуживание людей с ограниченными возможностями здоровья

  10. Здоровый образ жизни, семейное чтение

  11. Библиотечные акции и их проведение


От Псковской областной универсальной научной библиотеки

  1. Формирование краеведческих ресурсов библиотеки

  2. Эффективность и качество услуг модельной библиотеки

  3. Инновационные формы и методы библиотечной деятельности

  4. Правовое воспитание

  5. Современные технологии работы с молодежью

  6. Использование сетевых информационных ресурсов в работе

  7. Рекомендации по работе с семьей

  8. Программно-проектная деятельность

  9. Здоровый образ жизни и профориентация

  10. Создание видеофильмов

  11. Работа клубов по интересам

  12. Сохранение нематериального культурного наследия

  13. Сценарии мероприятий массового характера (Новый год, Масленица).

Стаж работы анкетируемых

- до года – 15 человек (13,3 %)

- до 10 лет – 21 человек (18,5 %)

- до 20 лет – 28 человек (24,8 %)

- до 30 лет – 28 человек (24,8 %)

- до 40 лет – 21 человек (18,6 %).
По итогам исследования можно сделать вывод о том, что сельские библиотекари используют в своей работе информационные ресурсы: навыками работы на компьютере владеют более 80,0 % опрошенных; примерно столько же (77,8 %) имеют представление об электронных ресурсах Псковской областной универсальной научной библиотеки (краеведческий каталог «Псковиана», сводный электронный каталог библиотек Псковской области и др.). Библиотекари посещают сайт Псковской областной универсальной научной библиотеки (68,1 %), библиотечный портал Псковской области (84,0 %), блог «Методическая служба Псковской ОУНБ» (72,5 %).

В то же время сельские библиотеки, безусловно, нуждаются в методическом сопровождении, как со стороны районного звена, так и со стороны региональной методической службы.



По многим из заявленных тем отделом координации деятельности библиотек области подготовлены методические рекомендации, которые можно использовать, например, :

  1. Экологическое краеведение : изучение и защита природы родного края : материалы по итогам регионального Фестиваля экологических программ. – Псков : ПОУНБ, 2012. – 67 с.

  2. «Информационно-коммуникационные технологии в деятельности библиотек : методические материалы». – Псков : ПОУНБ, 2013. – 72 с.

  3. Экологическое просвещение и охрана окружающей среды : роль библиотек : материалы областной экологической конференции, п. Бежаницы, Псковская область, 20 марта 2013 г. – Псков: Псковская областная универсальная научная библиотека, 2013. – 84 с.

  4. Опыт работы модельных библиотек Псковской области. – Псков : Псковская областная универсальная научная библиотека, 2014. – 80 с.

  5. Место библиотеки на рынке библиотечно-информационных услуг. Как провести исследование в библиотеке? : Методические рекомендации. – Псков : Псковская областная универсальная научная библиотека. – 2015. – 28 с.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница