Из опыта работы Пособие для учителя




Скачать 1.66 Mb.
страница 1/9
Дата 23.08.2016
Размер 1.66 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Республики Коми

«Коми республиканский институт развития образования»

из опыта работы
Пособие для учителя

Сыктывкар 2010


ББК 74.268.0 (2 Рос-Ком)

М 31
Рецензенты:



Полякова Эльвира Ивановнакандидат педагогических наук

Нефедова Светлана Михайловна научный сотрудник

Центра научно-методического обеспечения преподавания

коми языка и литературы в ОУ Республики Коми


М 31 Мастерская учителя коми языка и литературы: из опыта работы: пособие для учителя / Сост. А.В. Мишарина; ГАОУДПО (ПК) С РК «КРИРО». − Сыктывкар, 2010. − 86 с.

Форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия, носит название педагогической мастерской.

В Республике Коми немало учителей, создающих свои творческие мастерские. Публикуемый материал знакомит с деятельностью учителей-словесников, их творческим трудом, конспектами уроков по коми языку, коми литературе, краеведению.

Книга адресована учителям коми языка и литературы.

© Мишарина А.В., вступит. статья, составление, 2010

© ГАОУ ДПО (ПК) С РК «КРИРО», 2010







Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверен-ность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию!

Л.Толстой



В нашей стране все профессии одинаково важны. Но одна из самых уважаемых – это профессия учителя. Учитель ведёт нас сквозь годы детства, отрочества, юности, совершает каждодневный, подчас незаметный, подвиг – отдает нам свои знания, вкладывает в нас частицу своего сердца. Он помогает нам найти свой путь в жизни. Труд учителя благороден и прекрасен. Великое счастье встретить учителя, который учит доброте и справедливости, учит быть человеком.

Хороший учитель, как правило, не забывается. О таком учителе человек будет вспоминать всю жизнь, рассказывать о нём друзьям и внукам, по нему будет сверять свою жизнь, считая его идеалом добра. Справедливо сказано, что писатель живёт в своих произведениях, хороший художник – в картинах, скульптор – в создан-ных скульптурах. А хороший учитель живёт в мыслях и поступках людей. Вот почему каждый человек с чувством глубокой благодарности вспоминает свою родную школу, своих духовных наставников – учителей.

Учитель − профессия и должность в системе начального и среднего общего образования, возникшая вследствие выделения последнего в особую социальную функцию, состоящую в обучении учащихся. А основная форма процесса обучения – урок.

В.А. Сухомлинский отмечал: «Урок − это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нём держалась традиционная и стоит современная школа.

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда океан знаний и рифы противоречий. И это нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.

Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.

Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.

Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Откуда пошло слово урок? Слышится в нем что-то и от судьбы (рок), и от дремучего леса (урочище), и от урчания зверя. Ассоциации не из приятных. А на самом деле? Наиболее понятный и привычный смысл (по В.И. Далю) – ученье в назначенный час, срочная задача, назиданье, вперёд наука. Но вот происхождение слова заставляет задуматься: «урок» ведет свое начало от древнерусских «урекать», «урочить» – испортить, навредить, изуродовать, наводить сглаз. Отсюда же и уроки – это болезни, в особенности детские. Такому смысловому повороту и сегодня вряд ли стоит изумляться.

Каждый новый день современной жизни преподает нам такие уроки, после которых небо становится с овчинку. По данным социологических исследований, количество учителей, осознающих себя жертвами социальных обстоятельств, значительно превысило критический предел. То же самое можно сказать и об учениках. У них все больше атрофируются чувства самостоятельности, ответственности, стремления к творчеству, размышлениям, критичному и мотивированному отношению к действительности. В последнее десятилетие появился специальный термин, обозначающий это явление: виктимизация, т.е. превращение человека в жертву объективных условий жизни.

Впору задуматься, чего же мы – и учителя, и ученики – недополучили на тех школьных уроках, где нас должны были научить всему. Но почему-то не научили, а наурочили. Или недоучили. А надо ли учить всему? Не проще ли заложить основы знаний для самостоятельного принятия решений в неординарных ситуациях, руководствуясь не только логикой рассудительности, но и ценностями разума. Виктимность, как ощущение себя жертвой обстоятельств, исподволь, неявно развивается и на уроке. Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно посмотреть на его привычную структуру: оргначало, опрос, новый материал, закрепление, оценка, выводы. Это и есть те самые обстоятельства, которые создаются учителем и превращают ученика в жертву. Противоречия между знанием учителя и незнанием ученика снимаются здесь просто: надо заставить ученика учить, т.е. все усилия направить на превращение ученика в раба знаний. Всегда ли это происходит? Нет, не всегда. От кого зависит? От учителя. Было бы наивно возлагать всю вину за превращение человека в жертву обстоятельств на школу и учителя. Тем не менее, каждый школьник за годы своего ученичества посещает почти 10 000 уроков. Урок остается не только главной, но и единственной формой современного образования. Ему отводится не менее 98 % учебного времени.



Попробуем сопоставить традиционный и современные уроки и разобраться в плюсах и минусах традиционного урока. Ведь в настоящее время большинство учителей по-прежнему тяготеют к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.

плюсы

минусы

Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове.

Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель.



Наша молодость, работа, интересная размеренной уверенностью в ее необходимости и пользе, интересная жизнь. Всю жизнь проводили тради-ционные уроки и вырастили нормальных учеников.

Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «силь-ных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильны-ми» работать некогда).

На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хоро-шо известна и отработана до мелочей.

Все большее количество учеников желает учиться в классах «выравни-вания».

На коллектив позволяет уделять равное внимание и отличникам, и «середнячкам», со «средними» учениками работать проще, меньше головной боли.


Постоянное чувство неудовлетворен-ности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непо-нимания со стороны учеников и родите-лей к требованиям, предъявляемым учителем.

Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может.

Недовольство администрации, заинте-ресованной в новом, несоответствие программ, учебников, пособий норма-тивным документам.





Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик. Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов, увеличе-ние учеников, в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития




При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей. Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожа-лению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.

В современной педагогической литературе приводится множество сопоставлений традиционного и развивающего уроков с точки зрения ученых. Они хорошо известны, но не дают ответа конкретному учителю-практику: почему именно сейчас так важно учить ученика, все дальше отходя от классических путей познания? почему это важно не только для ученика, но и для самого учителя, для каждого отдельно взятого россиянина. Почему, если все так хорошо в новых подходах, мы имеем то, что имеем?

Однозначного ответа нет, так как :

- традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение;

- традиционный урок – это известные ученые и менее известные учителя- практики.

Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей по-прежнему предпочитают давать уроки в традиционной форме.

И реально то, что большая часть педагогов не собираются ничего менять в своей деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла. Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть смертельная усталость, пусть не всегда удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо, привычно, понятно, это – традиционно.



Современный урок – это урок-познание, открытие, деятельность, противо-речие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность. Потребность. Что главное в уроке? Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

Те учителя, которым удается изменить ход урока так, что это нравится не только им, но и ученикам, стремятся совершенствовать свою деятельность дальше, делая ее творческой и увлекательной, вовлекая в этот процесс своих учеников. Меняется и сама позиция учителя. От «театра одного актера» традиционного образования, где учитель берет на себя 90% нагрузки, он постепенно начинает разделять ее с учениками, которые фактически переходят из «объектов» в «субъектов». Учитель, таким образом, не освобождается от своей основной функции – учить. Он начинает учить по-новому. А урок остается.



Критерии эффективности современного урока:

  • обучение через открытие;

  • самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности;

  • наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения;

  • развитие личности;

  • способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом;

  • демократичность, открытость;

  • осознание учеником деятельности: того, как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены и что чувствовал ученик при этом;

  • моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образо-вательном пространстве и поиск путей их решения;

  • позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию;

  • ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или выведенное самостоятельно понятие;

  • педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно-поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.

Неоспоримо одно: урок должен быть одушевленным личностью учителя. Располагая всеми своими методическими находками, творческим потенциалом, опираясь на новые технологии обучения, учитель создает свою творческую мастерскую.

Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, мастерской является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.

В толковом словаре Ушакова слово мастерская обозначает: – 1. помещение, приспособленное для какого-нибудь специального производства. М.художника, столярная М., М. вывесок. 2. отделение большого заводского или фабричного предприятия, часть цеха. Инструментальная М., механическая М.

Форма обучения детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия, носит название педагогической мастерской. Творческий процесс в мастерской является главным методологическим средством достижения цели образования: открытия закона, формулирования правил, создания текста, накопления фактических знаний, приобретение опыта исследования, выработки определённого отношения к явлению, выбора и осознания ценностных ориентаций и т.д. Этапами творческой деятельности являются перестройка и реконструирование пространства значения выбранного участниками мастерской материала: слов, текстов, красок, образов, веществ, фактов, явлений, любого материала – в зави-симости от темы и типа мастерской. В результате в процессе интуитивного поиска в сознании участников проявляется нечто новое.

Итак, мастерская − одна из интенсивных технологий обучения, включающая каждого из ее участников в "самостроительство" своих знаний через критическое отношение к имеющимся сведениям, к поступающей информации и самостоятельные решения творческих задач.

В мастерской с ее участниками работает скорее не учитель, руководитель, сколько мастер. Он озабочен не только передачей знаний и умений своим ученикам, но и созданием того алгоритма действий, того творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование. Каждый ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение к неповторимости другого.

Работа педагогической мастерской будет тем успешнее, чем полнее каждый из ее участников будет выполнять предлагаемые задания по-своему, исходя из своих знаний, умений, жизненного опыта, интересов и способностей.

Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет некий общий алгоритм (шаги процесса). Это, прежде всего, мотивирующее всех на деятельность начало мастерской: задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, текстом, цветом, природными материалами, спичками, схемами и моделями. Обязательно используется в ходе мастерской работа в парах или группах с целью организации диалогового общения, которое легко выводит каждого на самооценку, самокоррекцию, помогает увидеть проблему по-новому. И для каждого занятия обязательно включение учащихся в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов, миропонимания.

В Республике Коми немало учителей, создающих свои творческие мастерские. В этой книге «Мастерская учителей коми языка и литературы» представлена деятель-ность учителей-словесников, их творческий труд, конспекты уроков по гума-нитарным дисциплинам − коми языку, коми литературе, краеведению.


А.В. Мишарина



Сизева Жанна Генриховна



(31.01.1967г. с. Керчомья Усть-Куломского района)
учитель коми языка и литературы ГОШИ

«Гимназия искусств при Главе Республики Коми»

Жанна Генриховна Сизева − учитель высшей категории. Педагогический стаж работы 20 лет. Ж.Г.Сизева − победитель Российского конкурса учителей «Золотая тысяча» (2010).

Награждена Почетной грамотой Министерст-ва образования Республики Коми (2006, 2009), Дипломом Победителя I всероссий-ского конкурса учителей родных языков в номинации «Учитель-исследователь» (2007), Дипломом победителя в конкурсе Учитель года − 2009 в номинации «Инновации в на-циональном образовании» (2009), Почётной грамотой Министерства национальной политики (2009).
Жанна Генриховна имеет высшее образование. Закончила Сыктывкарский государственный университет по специальности «Филология» и с 1990 года работает учителем коми языка и литературы в ГОШИ «Гимназия искусств при Главе РК». За время работы в гимназии проявила себя как вдумчивый, творческий педагог, стала хорошим методистом, наставником. Опыт работы позволил стать автором программ по обучению коми языку (государственному) для театрального, музыкального, художественного, гуманитарного отделений гимназии искусств; программы по коми языку для общеобразовательных учреждений и гимназий (5-9 классы, 1-5 годы обучения).

Министерство образования Республики Коми выдвинуло Жанну Генриховну в коллектив авторов для разработки новых Государственных стандартов по коми языку для 5-11 классов; программы «Коми язык (государственный) для основной школы» (5-9 годы обучения); учебника по коми языку. Утверждаясь как автор учебных изданий, апробировала и преподавала коми язык для слушателей Академии Госслужбы, по приглашению Воркутинской и Сыктывкарской Епархии учила коми языку священнослужителей.

Сизева Ж.Г. постоянно находится в поиске новых идей, которые могут быть реализованы в учебном процессе. Работает по проектной технологии, технологии моделирования с применением компьютерной техники. Это позволяет расширить межпредметные связи и интегрировать содержание коми языка с другими предметами, способствует развитию поликультурной, толерантной, способной к творчеству, личности. В работе с учащимися использует обучающие программы; мультимедийные презентации, фильмы, созданные на КРТК, музыку и др. Реализуя авторскую программу, Жанна Генриховна проводит уроки по методике проектов, тем самым в учебном процессе осуществляется личностно-ориентированный подход. Самыми успешными являются интегрированные проекты: «Моё солнышко» (коми язык, коми литература), «Моя малая родина» (коми язык, коми литература, география, история), «Лекарство будущего» (коми язык, биология, химия), «Осенний серпантин» по творчеству коми поэта Е.В. Козлова и И.Левитана (коми язык, коми литература, живопись), «Здоровый образ жизни − это стильно» (коми язык, физкуль-тура), «Гимназия в цифрах» (коми язык, математика), «Защитим природу» (коми язык, биология, география).

Жанна Генриховна интересуется новыми подходами в обучении детей, в част-ности, заинтересовала ее технология Е.О. Галицких − развитие критического мышления через чтение и письмо, и она стала применять его в своей работе. Применение технологии развития критического мышления позволяет успешно интегрировать коми язык и литературу с музыкой и живописью, а также дает возможность:



  1. вырабатывать общеучебные умения; умение работать в группе; умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;

  2. объединить отдельные дисциплины, осуществлять интегрирование;

  3. создавать условия для вариативности и дифференциации обучения.

Эта технология тесно связана с понятием личностно-ориентированного обучения. Под критическим мышлением понимается проявление детской любозна-тельности, выработка собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов.

Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой. Звуки музыки создают состояние эмоционального комфорта на уроке, успокаивают учащихся, то есть способствуют здоровьесбережению. Повышается мотивация, роль самостоятельности учащихся, потому что интеграция предметов неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов, в т.ч. и по специальности.

Практикует в своей работе деятельность, основанную на культурном плюрализме и направленную на формирование межэтнической социальной компетентности. Предлагает детям не просто воспроизвести изученный материал, а ставит проблему, учит детей аргументированному доказательству той или иной гипотезы. В момент подбора доказательств осуществляется переход от припоминания к активным мыслительным процессам, где используются билингвальные синтаксические конструкции. Таким образом, усвоение материала происходит значительно эффективней, такая работа способствует развитию памяти, творческого воображения, ассоциативного мышления и связной речи. Сильная сторона этой методики − это возможность широкого использования компонентов всех инновационных технологий в организации учебной деятельности и осуществления промежуточного и рубежного контроля, который носит аутентичный характер. Креативные работы учащихся выполняются, как правило, на очень высоком уровне.

Во-первых, на уроке подготовки к такой работе не должно быть никакого комментирующего иллюстративного визуального материала, иллюстраций, так как любая иллюстрация собьет учащихся, помешает развитию собственного творческого воображения, навяжет шаблоны.

Во-вторых, учащиеся должны комментировать услышанное, но не делиться впечатлениями до и во время написания работы, выдвигая версии. Расширение зоны ближайшего развития происходит уже с первых уроков изучения новой темы. Здесь очень важен мотивационный момент. Далее предлагается составить словесное описание своего образа, выполнение творческой работы по своему рассказу и защиты проекта.

От урока к уроку предлагается усложнение материала с использованием элементов других инновационных технологий. Например, вначале предлагаются простые образы и сюжеты, следующий шаг − это истории и сюжеты с непонятным финалом, требующие исследования, и еще более сложный уровень (в подготовленных классах или уже в старшем звене), где предлагаются необычные, странные темы, требующие философского размышления, глубокого исследования, обсуждения.

Творческая мастерская учителя Сизевой Ж.Г. располагает разными видами контроля: контрольные срезы, тестирование, защита творческих работ и проектов, проверочные работы, самостоятельные работы, фронтальный опрос, сочинения разных жанров. Тестовые тематические контрольные работы разработаны по принципу интеграции, включая вопросы не только по языку или литературе, но и по видам искусства или по предмету, в рамках которого была направлена деятельность «зона ближайшего развития». Новые подходы: оценочные высказывания, символика, оценочные шкалы, цветовые сигналы, система баллов − учителем используются в оценивании учебной деятельности.

Особое место в преподавании коми языка как государственного занимает информационно-коммуникативные технологии.

В среднем звене – это составление в программе Power Point презентаций, рекламных проспектов, мультимедиа материалов.

В старшем звене в учебном процессе актуальны так называемые веб-техно-логии: социальный сервис блогов и подкастов.

Используются 3 вида блогов:


  • блог учителя;

  • личные блоги учащихся;

  • блог учебной группы.

Содержание и методический потенциал каждого из трех видов блогов разный.

Блог учителя. Он содержит информацию личного характера об интересах, хобби, путешествиях, проведенном отпуске, семье учителя. В этом случае этот блог будет служить ученикам примером для создания собственных блогов. Также на блоге учителя может располагаться информация о курсе или предмете:

  • программа курса (на неделю, месяц, четверть);

  • домашнее задание;

  • информация об изученном на конкретном занятии материале;

  • рекомендуемые источники на коми языке для дополнительно изучения; и т.д.

Учащиеся при работе с блогом учителя будут развивать умения по чтению на коми языке. Блог будет выступать в качестве функционального типа текста, на основе которого учащиеся могут развивать следующие умения в чтении:

  • выделять необходимые факты/сведения;

  • извлекать необходимую/интересующую информацию;

  • оценивать важность информации.

Личные блоги учащихся. Учитель может предложить ученикам создать собственные блоги. В этом случае блог учителя может служить моделью построения учащимися личных блогов. В своих блогах на коми языке ученики могут представить информацию о дате и месте рождения, семье, увлечениях и хобби, интересах, друзьях, достижениях в учебе или спорте, ссылки на любимые сайты сети Интернет, фотографии и видеоролики.

При работе с личными блогами учащиеся развивают следующие языковые умения:



  • в письменной речи:

− использование необходимые языковые средства для представления в пись-менной форме личной информации о себе; и т.д.

  • в чтении:

− выделять необходимые факты/сведения;

− извлекать необходимую/интересующую информацию;

− оценивать важность информации.

Блог учебной группы. Этот вид блога разработан специально для организации внеаудиторного обсуждения изучаемого вопроса всей учебной группой или классом.

При работе с блогом учебной группы учащиеся развивают умения:



  • в письменной речи:

− в изложении содержания прочитанного/прослушанного коми текста в тези-сах или кратких сообщениях;

− использовании необходимых языковых средств для выражения мнения, проявления согласия/несогласия в некатегоричной форме;

− анализировать, сравнивать, сопоставлять доступными языковыми сред-ствами.

В старших классах одна из главных целей учащихся − самоутверждение, поэтому особую сложность представляет объективное оценивание знаний, умений, навыков учащихся в 10-11 классах. Жанна Генриховна использует шкалу, которая предполагает учет главных требований к изучению курса: развития устной и письменной речи, творческих навыков, объема программных знаний. Один раз в четверть уроки проходят в форме дебатов (прения, обсуждение вопроса) как устная контрольная работа, где учащиеся оценивают себя и друг друга, записывая комментарии к ответам товарищей, стараются объективно выставить оценки. Ведомости с выставленными оценками обрабатываются учителем, и оценка выставляется каждому ученику с учетом общего мнения.

Учителем проводится большая работа по привитию интереса к предмету, включая самые разные формы. Так, в 5-8 классах проводятся интеллектуальные игры: «Вема юраяс» / «Умники и умницы», «Ми шудаöсь» / «Мы счастливы», «Биармия» / «Погостим у героев легенд и преданий», «Козъяс − зоръяс» / «Ёлки- палки». В целях изучения эмоционального отношения учащихся к различным предметам была проведена диагностика эмоциональных предпочтений учащихся 7-9 классов «Учебные метафоры». Учащимся предлагался набор метафор, с помощью которых им было необходимо выбрать свое отношений к тому или иному уроку: пустыня − каждый день одно и то же; туман − пока не видно, что интересно; парус − идти под парусом быстро, даже слишком быстро; болото − ходить по болоту неприятно; лесная дорога − идти легко и приятно; штурм горных вершин − трудно, но очень интересно. По итогам диагностики можно сделать выводы о том, что учащиеся испытывают безусловно положительное эмоциональное положение к уро-кам коми языка, поскольку большинство учащихся 7-9 классов, выражая свое отношение к коми языку как учебному предмету, выбирали наиболее позитивные метафоры: лесная дорога, горные вершины.

Результативность профессиональной деятельности Жанны Генриховны Сизевой характеризуется полной успеваемостью и высоким уровнем качества знаний учащихся, их интересами к изучению коми языка. Учащиеся Жанны Генриховны ежегодно участвуют в олимпиадах по коми языку, занимают призовые места.

В течение 20 лет педагог выполняет функции классного руководителя. Активная жизненная позиция учителя является примером для подражания. Воспитанники Ж.Г. Сизевой с желанием участвуют в социально значимых акциях. Успеваемость в классе хорошая, правонарушений нет, налажено сотрудничество с родителями. Классным руководителем регулярно проводятся тематические родительские собрания с приглашением специалистов. На родительских собраниях проводятся тесты для родителей с целью выявления степени удовлетворенности родителей учебным заведением, учебным процессом, взаимоотношениями учителя и ученика, классного руководителя с детьми. Это позволяет правильно оценивать ситуацию, обеспечивать коррекцию и помощь родителям в воспитательном процессе.

Конспект интегрированного урока коми языка

  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница