Кабаре как феномен художественной культуры XX века




Скачать 92.46 Kb.
Дата 10.10.2016
Размер 92.46 Kb.


Кабаре как феномен художественной культуры XX века
Бородина Т. - студентка 3 курса КГБОУ СПО «Красноярский краевой колледж культуры и искусства» Руководитель: Быкова О.В.
Так уж сложилось, что при слове «кабаре» нам представляется злачное заведение со стриптизом, затерянное среди промозглых городских улиц, или ночной клуб, где посетителю предложат слабенькую развлекательную программу и заоблачные цены на коктейль. Фильмы «Кабаре» и «Мулен Руж» довершили этот сомнительный образ, сдобрив его иронией и сентиментальностью и окутав аурой декаданса. Однако эти более поздние версии кабаре - лишь дальние родственники тех первых артистических заведений, что появились во Франции в конце XIX века, в России в 1910-х, в Германии 1920-х годах - стали единственным в своем роде проводником политической и культурной сатиры. Конечно, у всех кабаре, старых и новых, есть кое-что общее: и те, и другие развлекают своих гостей и дают им личное пространство, где можно покурить и пообщаться, а при желании также выпить и закусить. Но все же во многом поздние версии не дотягивают до своих прототипов: те артистические кабаре отражали и воспроизводили ключевые моменты западного модернизма. Они были ночными двойниками модернизма, юными и бесшабашными, а их голос, временами осипший, был голосом самого города, полного утопических надежд и хохочущего над этими надеждами.

По-французски cabaret значит «винный погребок» или «кабак». Со времен Франсуа Вийона - с середины XV века - в таких кабаках нередко устраивались представления, и захмелевшие гости с удовольствием подпевали артистам. Предприимчивый хозяин, желая привлечь побольше посетителей, зазывал к себе бродячих певцов, музыкантов и фокусников, которые от ярмарки до ярмарки все равно слонялись по городу без дела. Уже в этих погребках в зачаточном виде присутствовали две формы артистического заведения, расцветшие несколько веков спустя: кабаре как место общения актеров и исполнителей, которые импровизировали и показывали друг другу свое искусство, и кабаре как маленькая, но полная высоких интеллектуальных устремлений сценическая площадка.

В традиционном понимании - кабаре -небольшое развлекательное заведение с определенной художественно-развлекательной программой, которая состоит из пения песен (шансон), одноактных пьес, скетчей, танцевальных номеров, объединённых выступлениями конферансье. Кабаре имеет французское происхождение. Первое кабаре «Чёрный кот» (Le Chat noir ) было основано в 1881 году Родольфом Салисом на улице Монмартр в Париже. В некоторой мере к возникновению кабаре во Франции причастен и Луи Наполеон, который, став императором Франции в 1852 году, запретил распевать традиционные песни шансон в общественных местах, то есть на ярмарочных площадях и многолюдных улицах городов. Новым убежищем для шансонье стали кафе- или кафе-кабаре. Родольф Салис приглашал для выступлений в своем кабаре профессиональных, талантливых поэтов и музыкантов, что сделало его кабаре чрезвычайно популярным. В последующие годы подобные кабаре возникли не только в Париже, но и по всей Франции. Следует отметить и кабаре «Мирмильтон» Аристида Брюана, в котором черпал свое вдохновение знаменитый художник Тулуз-Лотрек.

В 1901 году открывается первое немецкое кабаре в Берлине. Теоретиком основания кабаре в Германии стал Отто Юлиус Бирбаум. Огромнейшее влияние на первооткрывателей немецкого кабаре имели философские идеи Фридриха Ницше. Бирбаум мечтал создать новый вид развлекательного заведения, со сцены которого он мог бы воспитывать «сверхчеловека».

Но, всё-таки, основное своё значение кабаре приобрело как место, где исполняются смелые откровенные танцы.

Поэтому теперь мы говорим «кабаре» и подразумеваем «Мулен Руж» («Красная мельница»), и наоборот. Эти слова стали практически синонимами. Славу кабаре «Мулен Руж» принесли именно исполнительницы канкана и бурлеска. Необычный дизайн, красные лопасти мельницы (которые таили в себе явный намек на район «красных фонарей») и великолепное убранство заведения сделали его популярным в кругах аристократии. Люди искусства (П. Пикассо, О. Уайльд и другие) и даже члены королевских семей (например, принц Уэльский) приезжали в «Мулен Руж», чтобы посмотреть канкан и его прекрасных исполнительниц. В рядах первых звезд бурлеска были известная французская певица и актриса Иветта Гильбер, модель Ла Гулю и танцовщица Жанна Авриль - знаменитая модель Анри Тулуз-Лотрека. Их прославило кабаре. Среди прочих артистов в Мулен Руж выступали известные шансонье Шарль Трене и Шарль Азнавур. К началу XX века кабаре начали появляться по всему миру: в Будапеште, Варшаве, Барселоне, Вене. Одни кабаре стали площадками, на которых молодые артисты - «авангард», как они сами себя называли,- пробовали свой голос и свои силы; другие - сатирическими подмостками с собственным критическим взглядом на текущие события, современную мораль, политику и культуру; третьи удачно сочетали в себе то и другое.

При такой гибкости и ориентированности на злободневную тематику трудно точно определить, из чего складывалась «типичная» программа кабаре. Обычно считается, что в нее входило десятка полтора разрозненных номеров, включая песни, монологи, скетчи, стихи и танцы. Но стандарт этот часто нарушался: так, некоторые кабаре отдавали предпочтение какому-то одному жанру; другие, не имея собственной программы, приглашали на сцену всех желающих; в-третьих главной частью представления была пьеса продолжительностью около часа, а перед ее началом или после окончания звучала песня или сатирический монолог. Помимо авангардистской составляющей и сатирической направленности, которые, собственно, и определяли кабаре как особую форму искусства, вскоре выявились и другие атрибуты жанра: компактная сцена, малое число зрителей (которые могли свободно переговариваться во время представления) и полудружеский-полувраждебный тон в общении исполнителя со зрителем. Именно этот тон всегда помогал кабаретистам вовлекать публику в представление.

В России тоже были театры-кабаре. В течение десяти лет в Москве и Петербурге один за другим появляются «Летучая мышь» (1908), «Лукоморье» (1908), «Кривое зеркало» (1908), «Дом интермедий» (1910), «Черный кот» (1910), «Бродячая собака» (1912), «Привал комедиантов» (1915) и многие другие. Завоевав две столицы, кабаре распространяются по России - Одесса, Харьков, Киев, Иркутск и другие города. К созданию русского кабаре была причастна почти вся художественная элита Москвы и Петербурга: литераторы, поэты (А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам), живописцы (А. Бенуа, М. Добужинский, Н. Сапунов, С. Судейкин), режиссеры (К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, Е.Б.Вахтангов, В.Э. Мейерхольд, Н.Н. Евреинов, Ф.Ф. Комиссаржевский многие другие). Одни видели в кабаре новое место для веселого времяпрепровождения среди близких по духу людей; другие - новую эстетическую философию; третьи - особое художественное пространство; четвертые - лабораторию новейших форм и формул. Мейерхольд на сценах «Лукоморья» и «Дома интермедий, Евреинов и Комиссаржевский в «Веселом театре для пожилых детей» осуществляли эксперименты в области условного театра. В «Бродячей собаке» устраивались веселые литературные игры и серьезные вечера поэзии, музыкальные импровизации и концерты классической музыки, пародийные чествования гостей и серьезные диспуты. Русские кабаре возникли под прямым воздействием западноевропейских образцов. Однако новый жанр опирался и на собственную традицию: вечера в салонах и литературных кофейнях, закулисные шутки, пародии и, наконец, капустники, из которых родилась в Московском художественном театре «Летучая мышь».

«Летучая мышь» была открыта актером МХТ Никитой Балиевым, в 1908 году. «Это будет <�…> своего рода клуб Художественного театра, недоступного для других. Попасть в члены кружка безумно трудно» [9, с. 126]. Члены-учредители «Летучей мыши» - все главные актеры Художественного театра: О.А. Книппер, В.И. Качалов, И.М. Москвин, В.В. Лужский, Т.С. Бурджалов, Н.Ф. Грибунин, Н.Г. Александров. Тесный круг «художественников» расширяли лишь музыканты, художники, литераторы, люди близкие к театру. «Таинственность происходящего в закрытом клубе Художественного театра накаляла любопытство околотеатральной публики. Рассказывали, что сам Станиславский там пляшет с Москвиным канкан; говорили, что величественная Книппер там напевает легкомысленную шансонетку, а Немирович-Данченко, никогда не державший дирижерской палочки, управляет маленьким оркестром, под который танцуют польку, либо бурно-пламенную мазурку Алиса Коонен с Качаловым».[1, с. 87].

Спустя два года в Петербурге было открыто кабаре «Бродячая собака». Идея создания кабачка принадлежала Борису Константиновичу Пронину. Он закончил режиссерский курс в студии Московского Художественного театра и был помощником Мейерхольда в учреждении Общества интимного театра и театра «Дом интермедий».

«Бродячая собака» разместилась в винном погребе, который расписали художники Н. Сапунов и С. Судейкин. У кабачка была эмблема по рисунку М. Добужинского и гимн на стихи В. Князева.

На открытии кабачка «Бродячая собака» в ночь на 1 января 1912 года собрались уже известные поэты М. Кузмин, А. Ахматова, Н. Гумилев, О. Мандельштам, Саша Черный, П. Потемкин, И. Северянин, артисты балета Т. Карсавина, Е. Лопухова, М. Фокин, композиторы, музыканты, артисты театров драмы и оперы. Была составлена концертная программа, но такая публика не ограничилась ею, тотчас пускаясь на импровизации, и все это сразу предопределило уровень и успех нового начинания.

Завсегдатаем «Бродячей собаки» был М Кузмин. «Запомнилась его рождественская мистерия «Вертеп кукольный» в постановке Николая Евреинова. Собственно вертеп был устроен на маленькой сцене, а зрители, сидя за длинным столом при свечах, изображали «Тайную вечерю», между тем как ангелы с серебристыми крыльями и горящими свечами в руках (дети из приюта) ходили по залу с пением» [3, с.123].

Литературно-артистическое кабаре «Бродячая собака» 10-х годов XX века - первое такого рода кафе в России и единственное в мире; ничего подобного не было даже в Париже. Здесь эстетика русского модерна была воплощена в самой жизни, как на сцене, где посетители артистически, поскольку все баснословно были талантливы, разыгрывали друг друга и самих себя.

Послереволюционные годы в России, точнее, эпоха нэпа, вызвали к жизни новую волну кабаре: «Балаганчик», «Нерыдай», «Стойло Пегаса», «Коробочка», «Кривой Джимми», «Пикадилли», «Павлиний хвост» и многие другие. В кабаре «Нерыдай» собиралась талантливая театральная молодежь: Р. Зеленая, М. Гаркави, М. Жаров, И. Ильинский. Завсегдатаями кабаре были одаренные литераторы: В. Ардов, В. Масс, А. Мариенгоф, В. Шершеневич и другие. В кабаре «Таверна заверни» (1921) и «Кривой Джимми» выступали актеры Л. Колумбова, А. Перегонец, А. Алексеев, С. Антимонов, Ф. Курихин, М. Яроцкая.

С концом нэпа кабаре в России прекращают свое существование. В Советском Союзе после попытки создания политического кабаре на основе «Синей блузы» с конца 20-х гг. кабаретная традиция продолжала существовать лишь в виде капустников, пародийных театриков в домах творческой интеллигенции. В Ленинградском доме искусств, начиная с 1929 года ставили «веселые вечера» Д. Гутман, Н. Петров, Н. Сурин, тексты писал В. Поляков. В 1938-1941 годах подобные вечера регулярно устраивались в Доме работников искусств в Москве, впоследствии—в ЦДРИ. В Ленинграде в эти годы существовал «Небольшой большой театр». После войны при Доме актера ВТО был создан ночной театр «Синяя птичка». С 60-х гг. в Ленинградском доме искусств регулярно устраивались капустники. Только в 1988 году в Москве в том же Б.Гнездниковском переулке в том же маленьком театрике и с тем же названием «Летучая мышь» возобновил свою работу театр под руководством режиссера Григория Гурвича. Через 12 лет театр прекратил свое существование в связи со смертью художественного руководителя.

Чем же отличается кабаре от других форм театрального и эстрадного искусства? Тем, что сочетает в себе иронию, сентиментальность, сарказм, философичность. Любое представление кабаретных артистов или, как их еще называют кабаретье, обращено к каждому конкретному зрителю в зале.

Артист кабаре должен уметь все, перевоплощаться мгновенно в самые разнообразные образы. Делается все это под живой звук. На сцене всего несколько артистов, которые исполняют множество всевозможных номеров, один не похожий на другой. Все это сопровождается остроумными рассказами конферансье, приоткрывающего тайны и легенды знаменитых артистов.

В кабаре начинали свою творческую жизнь Эдит Пиаф, Ив Монтан, Шарль Азнавур, Чарли Чаплин, Марлен Дитрих, Лайза Минелли. Если продолжать этот список, то выясниться, что самые выдающиеся артисты эстрады начинали именно в кабаре. В XXI веке кабаретные традиции возрождают стендап-комеди-клубов: эти заведения, популярность которых в последние годы растет. В современной российской художественной культуре ярким примером возрождения кабаре является созданный в 2003 году Comedy Club. Резиденты Comedy Club привнесли на сцену свободный дерзкий юмор, неформальное живое общение со зрителями. Именно такие зрелища необходимы, которые, как и тогда в далеком XIX веке приносили бы радость, удовольствие, нежность, вызывали бы в людях не только эмоциональный катарсис, но заставляли бы свободно думать, сопереживать.

Итак, балансируя между театром и варьете, кабаре постепенно утверждалось на собственной территории. Его характерными чертами стали гибкость и импровизация во всем, начиная от программы и заканчивая декорациями и костюмами. Шло время, менялись формы и темы, но неизменными оставались остроумие, бунтарский дух, инакомыслие и стремление к новизне. Во всём мире этот сложный для исполнения и легкий для восприятия жанр кабаре пользуется огромным успехом и представляет интерес для исследования истории возникновения и развития жанра, стилистики существования актера, роли кабаре в художественной культуре XX века.


Библиографический список:

  1. Аппиньянези, Л. Кабаре. [Текст] / Л. Аппеньянези. – М.: Новое литературное обозрение, 2010.

  2. Анненков, Ю. Дневник моих встреч: Цикл трагедий. В 2-х т. [Текст] / Ю. Анненков. – Л.: «Искусство», 1991.

  3. Бунатян, Г.Г., Чарная, М.Г. Петербург Серебряного века. Дома, события, люди. [Текст] / Г.Г. Бутанян, М.Г. Чарная, - СПб., 2002.

  4. Кабаре [Электронный ресурс]. – Сайт. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%B1%D0%B0%D1%80%D0%B5 - 22.04.2013

  5. Лившиц, Б. Полутораглазый стрелец: Воспоминания. [Текст] / Б. Лившиц. – М.: «Художественная литература», 1994.

  6. Маковский, С. Портреты современников: Портреты современников. На Парнасе «Серебряного века». Художественная критика. Стихи. [Текст] / С. Маковский. - М.

  7. Мусский, И.А. Сто великих режиссеров. [Текст] / И.А. Мусский. – М.: «Вече», 2004.

  8. Смолина, К. Сто великих театров мира. [Текст] К. Смолина. – М.: «Вече», 2002.

  9. Судейкин, С.Ю. Бродячая собака. Воспоминания. [Текст] / С.Ю. Судейкин. - М., 1984.

  10. Театр-кабаре «Летучая мышь» [Электронный ресурс]. – Сайт. – Режим доступа: http://cabaret.jimdo.com/ - 22.04. 2013.

  11. Тихвинская, Л.И. Кабаре и театры миниатюр в России 1908-1917. [Текст] / Л.И. Тихвинская. - М., 1995.

  12. Шульц, С.С., Склярский, В.А. Бродячая собака: Век нынешний - век минувший. [Текст] / С.С. Шульц, В.А. Склярский. - СПб., 2002.




База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница