Человечество радуется новым свершениям, открытиям и с удо-вольствием начинает пользоваться инновациями везде и всегда. Так и компьютер вошёл в каждый дом, каждую школу, каждый ребёнок имеет доступ к чуду техники. Но с некоторых пор из года в год можно наблюдать изменения в развитии речи наших детей:
-
теперь каждый третий ребёнок к началу школьного обучения имеет недостатки в произношении звуков,
-
каждый второй - недостаточное развитие фонематического слуха,
-
большинство детей испытывают трудности в подборе слов и формировании связного высказывания,
-
проблемным является рассказывание и свободное говорение,
-
около половины первоклассников испытывают трудности в общении со сверстниками, речь детей бедна эмоционально, интонационно,
-
отсюда, и отставание в усвоении устных предметов.
Причиной данных изменений в речевом развитии можно считать увлечение подрастающего поколения техникой, отказ от чтения книг, ограничение общения со сверстниками и т. д. Да и родителям удобно – не надо читать сказку на ночь, не надо звать бабушку посидеть с внуком, родители, зачастую сами образованные, культурные, развитые, сводят время общения со своим ребенком к минимуму.
Домашний экран всё больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом. По данным ЮНЕСКО 93 % современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т.е. около 4-х часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Нет сомнения, что современные дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но зачастую им становится неинтересно живое человеческое общение, они перестают ценить отношения людей, не замечать эмоциональных переживаний и т.д.
Проанализируйте влияние компьютера на вашу жизнь:
-
Кто «общается» с компьютером в вашей семье?
-
С какой целью используется компьютер?
-
Сколько времени ребёнок проводит за компьютером?
-
Легко ли отвлечь ребёнка от компьютера?
-
Подключён ли ваш компьютер к Интернету?
-
Как относитесь вы к увлечению компьютерными играми?
-
Можете ли влиять на предпочтения ребёнка в играх?
-
Считаете ли вы целесообразным использование компьютерных технологий в учебном процессе и при выполнении домашнего задания?
Выявите все «плюсы» и «минусы» влияния компьютера на ребенка:
-
вызывает положительный интерес к технике, ребёнок легко оперирует любой бытовой техникой;
-
развивает творческие способности;
-
полностью захватывает сознание ребенка;
-
устраняет страх перед техникой;
-
формирует психологическую грамотность к овладению ПК;
-
развивает воображение, моделируя будущее;
-
воспитывает внимательность, сосредоточенность;
-
помогает овладеть в быстром темпе чтением, письмом и т. д.;
-
тренирует память, внимание;
-
развивает быстроту действий и реакции;
-
воспитывает целеустремленность;
-
отрицательное влияние на физическое развитие;
-
повышает состояние нервозности и страха при стремлении во что бы то ни стало добиться победы.
Часто бывает так, что за кажущейся компьютерной зависимос-тью могут скрываться совсем другие проблемы. Это неуспеш-ность ребенка в реальной жизни, неумение общаться, так назы-ваемая социальная неадаптированность. Такой ребенок комфор-тно чувствует себя именно в виртуальной реальности. И тогда в первую очередь нужно обращать внимание именно на психологи-ческие проблемы ребенка.
-
содержание игр провоцирует проявление детской агрессии, жестокости;
-
обязывает ребенка действовать в темпе, задаваемом программой;
-
способствует развитию гиподинамии;
-
снижает интеллектуальную активность;
-
ухудшает зрение;
-
отставание в развитии речи.
Как показали специальные исследования, в наше время 25 % 4-х летних детей страдают нарушением речевого развития. В середи-не 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. За 20 последних лет число речевых нарушений воз-росло более чем в 6 раз! Несомненно, компьютер способен стать эффективным средством развития ребенка, но при этом очень важно, что находится внутри вашего компьютера, т. е. в какие компьютерные игры играют ваши дети и соблюдают ли правила обращения с техникой.
Памятка для родителей
-
Ребенок может работать за компьютером не более 15 минут (дошкольник), младший школьник – 10 минут, старший – 1,5 – 2 часа.
-
Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.
-
В течение недели ребенок может работать с компьютером не более трех раз.
-
Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.
-
Мебель (стол и стул) по размерам должны соответствовать росту ребенка.
-
Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.
-
В процессе игры ребенка на компьютере необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенком.
-
После игры с компьютером нужно обязательно сделать зарядку для глаз, заняться физическими упражнениями и играми.
Нелепо пытаться искусственно ограничить возможности “общения” ребенка с этим предметом. Необходимо направить свои силы не на борьбу с компьютером, а на нормальное развитие ребенка (увлечь играми, общением с друзьями, с умными, понимающими взрослыми, книгами, музыкой, живописью, совместным времяпровождением и т.п.), чтобы ему не надо было уходить от действительности, а компьютер занял достойное место.
|