Картотеки




Скачать 3.16 Mb.
страница 1/15
Дата 29.09.2016
Размер 3.16 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15








Н. В. НИЩЕВА

КАРТОТЕКИ

методических рекомендаций

для родителей дошкольников с ОНР

Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2007

ББК 74.3 Н71

Нищева Н. В.


Н71 Картотеки методических рекомендаций
для родителей до­школьников с ОНР.- СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-240 с. — (Кабинет логопеда). ISBN 978-5-89814-371-8

В пособии представлены картотеки методических рекомен­даций логопеда родителям дошкольников по всем направлени­ям речевого развития ребенка. Картотеки являются необходи­мой составной частью оборудования логопедического кабинета.

ББК 74.3

© Нищева Н.В., 2007 ISBN 89814- 371-8 © Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007



ПРЕДИСЛОВИЕ
Об успешности коррекционно-развивающей работы в ло­гопедической группе нельзя говорить без тесного контакта логопеда с родителями дошкольников и без их, родителей, помощи. Осуществить такой контакт и сделать сотрудничество с родителями более продуктивным логопедам поможет насто­ящее пособие. В нем представлены четыре картотеки методи­ческих рекомендаций родителям, являющиеся необходимой

на наш взгляд, составной частью оборудования логопедиче­ского кабинета.

Картотека методических рекомендаций для родителей детей с моторной алалией, неговорящих детей раннего воз­раста (с двух до трех лет) включает игровые задания, направ­ленные на уточнение произношения гласных звуков, соглас­ных звуков раннего онтогенеза, на вызывание проговаривания слов и вызывание фразовой речи.

Картотека еженедельных методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР разработана по возрастным группам и отражает особенности работы в каждой группе, а также позволяет закрепить материал, отработанный с детьми на занятиях в детском саду. Карточку из такой картотеки по­лучают по пятницам родители каждого ребенка, с тем чтобы в выходные дни правильно, с пользой для развития организо­вать досуг малыша.

Картотека методических рекомендаций по формированию у дошкольников грамматического строя речи предназначена для родителей тех детей, которые испытывают наиболее се­рьезные трудности в развитии этого компонента языковой системы. В ней представлены задания для формирования всех грамматических категорий у ребенка дошкольного возраста. Эти рекомендации получают по необходимости родители детей всех возрастных групп.

Картотека методических рекомендаций по формированию у дошкольников фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте рассчитана на три года пребывания ребенка в логопедической группе (с 4 до 7 лет) и позволяет подготовить его к успешному обучению грамоте в школе. Карточки из этой картотеки родители полу­чают по вторникам по мере изучения новых букв и закрепля­ют дома материал, отработанный с ребенком на занятиях в детском саду.

Карточки с методическими рекомендациями готовы к ис­пользованию. В картотеках еженедельных методических реко­мендаций и рекомендаций по обучению грамоте каждая кар­точка должна быть представлена в 10—15 экземплярах. В кар­тотеке по грамматике каждая карточка копируется 3—5 раз. Карточки могут быть наклеены на картон или просто вложены в прозрачные папки-файлы. Для хранения карточек желатель­но приобрести специальные контейнеры или ящики с дели­телями.




КАРТОТЕКА

методических рекомендаций

для родителей детей

с моторной алалией

Картотека обобщает опыт работы автора с детьми двух— четырех лет, страдающими моторной алалией. Задания могут быть использованы и в работе с двухлетними малышами, по­сещающими логопедические группы для детей раннего воз­раста.

В соответствии с постановлением Правительства РФ №212 от 10.03.2000 г. в России ведется набор неговорящих детей раннего возраста (с двух лет) в логопедические группы. Норма наполняемости таких групп составляет шесть человек, и при­оритетным в них считается проведение индивидуальных заня­тий с малышами. Данное пособие поможет и логопеду, и ро­дителям правильно организовать и проводить такие занятия.

Задания, содержащиеся в картотеке, обеспечивают этапность и постепенность работы с неговорящим ребенком, что предполагает определенную последовательность, а именно: преодоление речевого негативизма, вызывание желания гово­рить, уточнение произношения гласных и простых согласных звуков на материале звукоподражаний, заучивание двуслож­ных слов сначала из одинаковых слогов, потом из разных, формирование глагольного словаря, уточнение и расширение номинативного словаря, формирование простейшей фразы из отработанных слов.

Начиная занятия с использованием заданий картотеки, помните о том, что ребенок должен говорить не по настоянию взрослого. Он должен захотеть говорить сам. Взрослому необ­ходимо хвалить малыша за любое проявление инициативы, поощрять его, показывать образцы правильной речи. Произ­носите слова четко, правильно. Ни в коем случае не повто­ряйте речевых ошибок крохи и не смейтесь над тем, как он говорит.

Когда работа по заданиям картотеки будет закончена и малыш легко сможет повторять за вами или даже самостоятельно проговаривать слова и предложения, выучите с ним небольшие стихотворения, которые встречаются в заданиях, это способству­ет развитию памяти. Ничего страшного, если сначала ребенок будет только договаривать отдельные слова. После нескольких повторов он сможет рассказать стихотворение сам.


1. Вызывание гласных звуков

1. Вытягиваем губы трубочкой, громко поем:

— У-у-у!

Предлагаем ребенку спеть вместе:

— У-у-у!

Рассматриваем с ребенком картинку, изображающую па­ровозик, или игрушечный паровозик.



  • Как гудит паровоз?

  • У-у-у!

2. Показываем малышу, как нужно широко открыть рот и спеть:

— А-а-а!


Предлагаем спеть вместе:

— А-а-а!


Рассматриваем картинку или берем на руки куклу и начи­наем ее укачивать.

  • Как укачивают куклу?

  • А-а-а!

3. Округляем губы, громко поем:

— О-о-о!


Предлагаем ребенку спеть вместе:

— О-о-о!


Рассматриваем картинку или показываем, как плачет мальчик, у которого болит зуб.

  • Как плачет мальчик, у которого болит зуб?

  • О-о-о!

4. Растягиваем губы в улыбку, громко поем:

— И-и-и!


Предлагаем ребенку спеть вместе:

— И-и-и!


Рассматриваем картинку или берем в руки игрушечную лошадку.

  • Как кричит лошадка?

  • И-и-и!


2. Уточнение произношения гласных звуков

1. Рассматриваем с ребенком картинку; объясняем, что малыш поднимается по лесенке, а потом спускается по ней. Делаем упражнение «Лесенка»: поем гласные звуки так, как будто голос поднимается и спускается по лесенке (повышение


и понижение тона):

  • У-у-у!

  • А-а-а!

  • О-о-о!

  • И-и-и!

2. Пение на мягкой атаке голоса цепочек гласных звуков:

  • У-а-о-и!

  • А-о-и-у!

  • О-и-у-а!

  • И-у-а-о!

3. Закрепляем материал прошлого занятия:

  • Как гудит паровоз?

  • У-у-у!

  • Как мама укачивает малыша?

  • А-а-а! И т. п.


3. Пение слияний гласных звуков

1. Рассматриваем с ребенком картинку: дети заблудились в лесу, они кричат: «Ау! Ау!»



  • Как кричат дети?

  • Ау! Ау!

2. Рассматриваем картинку: малыш плачет: «Уа! Уа!»

  • Как плачет малыш?

  • Уа! Уа!

3. Рассматриваем картинку: ослик кричит: «Иа! Иа!»

— Как кричит ослик?

- Иа! Иа!
4. Уточнение произношения согласных звуков

в звукоподражаниях

Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, назы­ваем их (не используем сложных для восприятия ребенка гла­голов блеет, мяукает и т.п.), произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе.



  1. Это корова. Корова мычит: «Му-му-му!» Как кричит корова?

  2. Это коза. Коза кричит: «Ме-ме-ме!» Как кричит коза?

  3. Это кошка. Кошка кричит: «Мяу! Мяу!» Как кричит кошка?

  4. Это цыпленок. Цыпленок пищит: «Пи-пи-пи!» Как пищит цыпленок?

  5. Это овечка. Овечка кричит: «Бе-бе-бе!» Как кричит овечка?

  6. Это собака. Собака лает: «Гав! Гав! Гав!» Как лает собака?


5. Уточнение произношения согласных звуков

в звукоподражаниях

Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, выра­зительно читаем двустишия, предлагаем малышу произнести звукоподражания вместе:

«Мяу! Мяу!» —

Рыжий кот.

Он у бабушки живет.

«Гав! Гав! Гав!» — Лохматый пес.

Хвост кольцом и черный нос.

«И-го-го!» —

Вот это конь!

Хвост и грива как огонь.

«Бе-бе-бе!» —

Барашек черный.

Он веселый и проворный.

«Ме! — кричит козел сердито. — Опрокинуто корыто!»

«Му! My! My! — кричит корова. — Забодаю Катю с Вовой!»

6. Уточнение произношения согласных звуков

в звукоподражаниях

Рассматриваем с малышом картинки или игрушки и называем их, выразительно читаем стихотворения, предлагаем малышу произнести звукоподражания вместе:

«Мяу! Мяу! — плачет киска. — Мяу! Мяу! — возле миски. — Быстро дайте молока Для котенка и щенка».

«Гав! Гав! Гав!» — Щенок в корзинке. «Гав! Гав! Гав!» — Пятно на спинке. «Очень страшно одному. Где же мама? Не пойму!»



7. Уточнение произношения согласных звуков

в звукоподражаниях

Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, называем их (не используем сложных для восприятия ребенка глаголов кудахчет, гогочет, кукарекает), произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе:

1. Это курочка. Курочка кричит: «Ко! Ко! Ко!»

Как кричит курочка?



  1. Это гусь. Гусь кричит: «Га! Га! Га!» Как кричит гусь?

  2. Это кукушка. Кукушка кукует: «Ку-ку!» Как кукует кукушка?

  3. Это лягушка. Лягушка квакает: «Ква! Ква! Ква!» Как квакает лягушка?

  4. Это утка. Утка крякает: «Кря! Кря! Кря!» Как крякает утка?

  5. Это петушок. Петушок поет: «Ку-ка-ре-ку!» Как поет петушок?

8. Уточнение произношения согласных звуков

Рассматриваем с малышом картинки или игрушки, назы­ваем их, произносим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе:



  1. Машина гудит: би-би-би! Как гудит машина?

  2. Мальчик играет на барабане: бум! Бум! Бум! Как играет мальчик?

  3. Папа стучит молотком: тук-тук-тук! Как папа стучит молотком?

  4. Девочка звонит в колокольчик: динь! Динь! Динь! Как звенит колокольчик?

  5. Мальчик играет на дудочке: ду! Ду! Ду! Как мальчик играет на дудочке?

Предлагаем малышу покатать машинку и показать, как она гу­дит; поиграть на барабане и произнести звукоподражание и т. п.

9. Уточнение произношения согласных звуков

Рассматриваем с малышом картинки, называем их, произ­носим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе:



  1. Малыш топает: топ-топ-топ! Как топает малыш?

  2. Вода капает: кап-кап-кап! Как капает вода?

3.Часы тикают: тик-так! Как тикают часы?

  1. Часы бьют: бом-бом-бом! Как бьют часы?

  2. Охотник стреляет: пиф-паф! Как стреляет охотник?

  3. Зайчик прыгает: прыг-прыг! Как прыгает зайчик?


10. Уточнение произношения согласных звуков

Рассматриваем с малышом картинки, называем их, произ­носим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе:



  1. Мальчик погоняет лошадку: «Но! Но! Но!» Как мальчик погоняет лошадку?

  2. Девочка наказывает куклу: «На! На! На!»

Как девочка наказывает куклу?

  1. Дядя погоняет ослика: «Ну! Ну! Ну!» Как дядя погоняет ослика?

  2. Малыш не хочет есть: «Не! Не! Не!» Как капризничает малыш?


11. Вызывание междометий

Рассматриваем с малышом картинки, называем их. Про­износим звукоподражания, предлагаем малышу произнести их вместе.

1. Мячик упал в воду:

— Ах! Ах! Ах!

2. У девочки болит зуб:

— Ох! Ох! Ох!

3. Дети качаются на качелях:

— Ух! Ух! Ух!

4. Папа рубит дрова:

— Эх! Эх! Эх!



12. Заучивание слов из одинаковых слогов

Рассматриваем с малышом и называем картинки, предла­гаем малышу произнести слова вместе.

папа Нана

мама Тата

ляля баба

дядя би-би


13. Уточнение произношения гласных и согласных звуков

Рассматриваем с ребенком картинку, комментируем ее:

— Девочка заблудилась в лесу. Она кричит: «Папа! Ау! Мама! Ау! Тетя! Ау! Дядя! Ау! Нана! Ау! Нина! Ау!»

Помоги девочке, покричи вместе с ней.


14. Уточнение произношения гласных и согласных звуков

Показываем ребенку картинку, рассказываем:

— У Кати Ляля. Катя, дай Лялю!

— Тетя, на Лялю! Просим ребенка повторить.


15. Уточнение произношения гласных и согласных звуков

Показываем ребенку картинку, рассказываем:



  • Это Вова. У Вовы би-би. Вова, дай би-би.

  • Тетя, на би-би. Мама, на би-би. Папа, на би-би. Просим ребенка повторить.


16. Заучивание слов, обозначающих людей из ближайшего окружения ребенка

Подберите фотографии членов семьи, покажите их ребен­ку, назовите членов семьи, попросите ребенка самого показать и назвать.

Задавайте ребенку вопросы:


  • Где мама?

  • Где папа?

  • Где баба? И т.д.

Пусть ребенок показывает и называет членов семьи. Подберите фотографии для составления простых предло­жений:

  • Мама идет.

  • Папа сидит.

--- Катя ест суп.

17. Заучивание слов — названий игрушек.

Работа над простым предложением

Покажите малышу картинки с изображениями игрушек и назовите их. Попросите ребенка: «Покажи зайку, мишку, куклу» и т. п. Пусть ребенок проговаривает слова вместе с вами, потом самостоятельно.

Работаем над простыми предложениями:


  • Папа, дай кису.

  • Мама, на кубик.

  • Вова, кати мяч.


18. Уточнение произношения звуков [М], [М']

Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения.

мама мыть Моя мама,

муха мыло Мой мяч.

моя мою Мою мяч.

мой мяч Мама, муха!


19. Уточнение произношения звуков [П], [ГГ]

Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения.

папа пить пили Папа, пили.

Петя пить пей Петя, пей.

пух пилить пой Папа, пой.
20. Уточнение произношения звуков [Б], [Б']

Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения.

баба бить Боба, бей!

Боба бей


Бобик бак

Вот баба. Баба у дома. Бобик на бабу: «Ав! Ав!» Бобик, это баба!


21. Уточнение произношения звуков [Ф], [Ф']

Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим


ребенка проговаривать слова и предложения.
Фома кофе Вот туфли. У мамы туфли.

Федя кофта Вот кофта. У Фени кофта.

Фима туфли Папа, пей кофе.
22. Уточнение произношения звуков [В], [В']

Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим


ребенка проговаривать слова и предложения,
вата Вова Вот вата. У Вити вода,

вода Витя Вот вода. Вова, пей воду.

Ваня ванна У Вовы вата. Мама моет Вову.

23. Уточнение произношения звуков [Т], [Т]

Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим


ребенка проговаривать слова и предложения.
Таня тетя Вот Тома. У тети Таня и Тома.

Тома кот У Тимы кот. Тут Тима и Таня.

Тима

24. Уточнение произношения звуков [Д], [Д']

Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения.


дом Даня вода Это дом.

дым Дуня куда Это дым.

дыня Дина дай У дома дуб.

дуб дядя дать У Димы дыня.

ДУДКА

У Димы дудка. Дима:



— Ду! Ду! Ду!

ДЫНЯ


У Дины дыня.

  • Дина, дай дыню!

  • На, Дуня, дыню!


25. Уточнение произношения звуков [Н], [Н']

Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения.

Нана Ната Тут Ната.

Нина нота Вот Нина.

Нона кино Там Инна.

Анна нога Болит нога.

Инна ноги
26. Уточнение произношения звуков [К], [К']

Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим


ребенка проговаривать слова и предложения.
Катя кот кати У Кати киса. Вот кит.

киса кит мак Катя, кати!


МАК

У Кати мак.



  • На, мама, мак.

  • Дай, Катя, мак.



27. Уточнение произношения звуков [Г], [Г']

Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения.

Гена ноги гони

гусь беги гуди

гуси губы где
ГУСИ


  • Гена, где гуси?

  • Вот гуси. Гуси: «Га-га-га!»

  • Гена, беги!


28. Уточнение произношения звуков [X], [X']

Рассматриваем с ребенком картинки, называем их. Учим ребенка проговаривать слова и предложения.

хата пух У нас хата. Вот муха,

халат мех Хата мала. У зайки пух.

уха муха У мамы халат. Ухо болит,

ухо тихо У кисы мех. Вова ест уху.



29. Уточнение произношения согласных звуков

Рассматриваем с ребенком картинки, выразительно читаем стихотворение, предлагаем ребенку вместе произносить звуко­подражания.

Я люблю свои игрушки — Киску, зайку и лягушку,

Заводного петушка И пушистого щенка.



  • Мяу-мяу! — киска плачет.

  • Ква-ква-ква! — лягушка скачет.

  • Гав-гав-гав! — кричит щенок.

  • Ку-ка-ре-ку! — петушок. Я люблю свои игрушки

И подолгу в них играю. Киску, зайку и лягушку На машине я катаю.

  • Мяу-мяу! — киска плачет.

  • Ква-ква-ква! — лягушка скачет.

  • Гав-гав-гав! — кричит щенок.

  • Ку-ка-ре-ку! — петушок.



30. Уточнение произношения согласных звуков

Рассматриваем с ребенком картинки, выразительно чита­ем стихотворение, предлагаем ребенку вместе произносить слоги.


ДОМ


Строим дом — ом, ом, Впятером — ом, ом. Вот окошко, крыша вот. От-от-от, от-от-от.

Кубик красный, кубик синий Подвозите на машине. Подвозите на машине Кубик красный, кубик синий.

Дом растет — от, от, Видит кот — от, от.

Крыша вот, а вот труба. Ба-ба-ба, ба-ба-ба.

Кубик красный, кубик синий Подвозите на машине. Подвозите на машине Кубик красный, кубик синий.

31. Уточнение произношения согласных звуков

Рассматриваем с ребенком картинки, выразительно чита­ем стихотворение, предлагаем ребенку вместе произносить слоги.


ДОЖДЬ

Сильный дождь идет в саду. Ду-ду-ду! Ду-ду-ду! В лужи он налил воды. Ды-ды-ды! Ды-ды-ды! Стала мокрою листва. Ва-ва-ва! Ва-ва-ва!

Дождь кончается в саду. Ду-ду-ду! Ду-ду-ду! Скоро я гулять пойду. Ду-ду-ду! Ду-ду-ду! Я по лужам побегу. Гу-гу-гу! Гу-гу-гу!

Я на солнышко взгляну. Ну-ну-ну! Ну-ну-ну! Ах! Какая красота! Та-та-та! Та-та-та! Распускаются цветы. Ты-ты-ты! Ты-ты-ты!



32. Уточнение произношения звука [Ы]

Рассматриваем с ребенком картинки, называем их, пред­лагаем малышу назвать картинки.

бык дыня Вот дым. У мамы сын.

дым мышь У Вовы дыня,

сын мыть Надо мыть ноги.
КАРТОТЕКА

еженедельных методических рекомендаций

для родителей дошкольников с ОНР (с 3 до 7 лет)

Еженедельные методические рекомендации родителям обязательны в логопедической группе. Без помощи родителей логопед, воспитатели и другие педагоги не смогут решить коррекционные и развивающие задачи, не преодолеют отставания в речевом и общем развитии ребенка, не обеспечат его гар­моничного всестороннего развития.

Картотека еженедельных методических рекомендаций для родителей разработана для каждой возрастной группы в стро­гом соответствии с авторскими программами коррекционно-развивающей работы1.

Карточку с заданием родители получают в пятницу, для того чтобы в выходные дни выполнить все рекомендации учи­теля-логопеда, провести с ребенком экскурсии, наблюдения за объектами природы на прогулке, поиграть в подвижные игры, сделать пальчиковую гимнастику, загадать ребенку за­гадки, почитать стихи, порисовать. В каждом задании указаны книжки, которые можно почитать ребенку в течение предсто­ящей недели. Все вышеперечисленные задания позволяют ро­дителям принять участие в формировании, расширении и уточнении словарного запаса ребенка. Логопед указывает при­мерный лексикон по каждой изучаемой лексической теме. Выделенные в карточках слова будут вводиться в речь ребенка всеми работающими с ним специалистами.

Для домашней работы с детьми автором разработана серия книжек-раскрасок по всем изучаемым в детском саду лекси­ческим темам. Имея книжки-раскраски, родителям проще будет выполнять с ребенком задания; а ребенку будет инте­ресно рассматривать, называть и раскрашивать картинки, что способствует более быстрому и успешному накоплению и ак­тивизации словарного запаса. Задача логопеда, привлекающего себе в помощники роди­телей, состоит в том, чтобы нацелить их на эффективную работу. Обязательно следует предупредить взрослых, что с ре­бенком можно выполнять задания только тогда, когда он хо­рошо себя чувствует, весел и бодр. Ничего нельзя навязывать ребенку. Занятия лучше проводить в игровой форме, показы­вая, что это очень интересно и самому взрослому. Не стоит выполнять все задания сразу, лучше заниматься несколько раз по 10—15 минут. Подвижные игры и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребенком и самому взрослому, выра­зительно произнося текст и давая образец выполнения дви­жений. Если у ребенка появилось желание, можно выучить с ним загадку или стихотворение: сначала вместе повторить текст, а потом предложить ребенку сделать это самостоятель­но, подсказывая по необходимости отдельные слова. Как пра­вило, достаточно двух-трех повторений, чтобы ребенок запо­мнил небольшой стихотворный текст.

Важно объяснить родителям необходимость развития всех видов восприятия ребенка. Для этого посоветуйте при рас­сматривании натуральных предметов разрешать ребенку тро­гать и ощупывать их, нюхать и пробовать на вкус. Пусть он убедится, погладив кожицу овощей, что помидор гладкий, а огурец пупырчатый; пусть сравнит вкус сладкого яблока и кислого лимона; пусть послушает, как чирикает воробей и как тенькает синица; пусть почувствует, что стеклянный стакан тяжелее пластмассового и т.п. При сравнении предметов нужно помогать ребенку использовать слова-антонимы: глад­кий — шершавый, кислый — сладкий, тяжелый — легкий, высо­кий — низкий, широкий — узкий.

Родители должны получить от логопеда информацию о необходимости регулярных игровых развивающих занятий с ребенком. Пусть наберутся терпения, будут упорными — и тогда их усилия будут вознаграждены. К концу года они уви­дят, как много нового узнал и научился делать ребенок, как пополнился его словарный запас, какой богатой стала связная речь малыша.

Стоит напомнить родителям, что для регулярных занятий с ребенком им потребуются цветные карандаши, восковые мелки, акварельные краски или гуашь, ножницы, цветная бу­мага, мяч; хорошо иметь книжки-раскраски и библиотеку дет­ской литературы.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница