Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 7
с.Долиновка Новоселицкого района Ставропольского края
Утверждено
на заседании педагогического совета МОУ СОШ № 7
протокол №1 от 30.08..2013г.
Председатель педагогического совета
директор МОУ СОШ № 7
________________И.Н.Титова
Программа внеурочной деятельности по научно-техническому направлению
творческое объединение «Компьютер – твой друг»
Наименование предмета
Класс 5 – 7 классы
Срок реализации программы 1 год
Ф.И.О. учителя Казначеева Татьяна Владимировна, учитель высшей категории
Количество часов по программе 70 часов
(всего в неделю) 2 часа в неделю
Творческое объединение «Компьютер - твой друг»
(адаптированная программа)
(5-7 классы)
(срок реализации – 1 год)
Составитель: учитель информатики Казначеева Т.В.
Основное содержание программы.
1. Знакомство с ПК. Понятие информации. Способы работы с информацией.
Программное обеспечение. Его виды. Единицы информации (байт, бит).
2. Знакомство с ОС (операционной системой). Понятие ОС. Функции ОС. Файл.
Функции файловой системы (ФС). Папка. Основные операции с папками и
файлами.
3. Работа с Windows. Что такое Windows. Запуск компьютера. Выключение
компьютера.
3.1. Устройства управления. Клавиатура. Знакомство с клавишами. Мышь. Приемы
управления мышью.
3.2. Рабочий стол (значки, ярлыки, окна, контекстное меню). Значки документов.
Ярлыки программ. Понятие «окна», работа с окнами. Контекстное меню, вызов
контекстного меню, работа с контекстным меню.
3.3. Меню «Пуск». Вызов меню «Пуск». Знакомство с меню «Пуск». Работа с меню
«Пуск».
3.4. Программа просмотра изображений и факсов. Знакомство с программой.
Работа с программой.
3.5. Графический редактор Paint. Запуск программы. Работа в программе. Создание
рисунков. Знакомство с кнопками внизу экрана. Работа с кнопками- панель
инструментов: Удаление, Печать, Сохранение, Вызов программы
редактирования, Изменение размеров.
3.6. Windows Media Player (WMP). Знакомство с программой. Прослушивание
файлов – музыкальных композиций. Копирование с компакт диска. Копирование
на компакт диск.
3.7. Документы. Файлы. Папки. Понятие документа, файла, папки. Свойства. Работа
с папками «Мой компьютер», «Мой документы». Задачи для файлов и папок
(Скопировать, Удалить, Переместить, Переименовать, Создать, Записать на диск,
дискету).
3.8. Настройка ОС. Выбор фонового устройства рабочего стола. Оформление
элементов окна. Применение корзины(Recycle Bin). Настройка системных часов и
системного календаря.
4. Microsoft Office. Понятие о МО. Стандартные программы. Профессиональные
программы. Бизнес - приложения.
4.1. Стандартные программы. «Блокнот». Ввод и редактирование текста. Работа с
блоками текста. Основные правила набора. Навыки работы с клавиатурой.
4.2. Стандартные программы. «Калькулятор». Виды. Работа с калькулятором.
4.3. Microsoft Word.
4.3.1. Ввод и редактирование текста: создание нового документа, ввод текста, создание
нового документа с помощью мастера или шаблона, непечатаемые символы,
поиск и замена текста, просмотр текста в режиме разметки.
4.3.2. Форматирование текста: изменение межзнакового интервала, табуляция,
применение специальных эффектов, установка межстрочного интервала,
установка маркеров в абзацах, нумерация абзацев, поиск и замена фрагментов
отформатированных определенным способом, стиль документа, создание стиля
форматирования абзацев.
4.3.3. Установка параметров страниц документа: создание нескольких разделов в
документе, разбиение текста на страницы, нумерация страниц, создание колонок,
автоматическое форматирование документа.
4.3.4. Создание таблиц: построение стандартной таблицы, рисование таблицы, создание
сложной таблицы, ввод данных в таблицу, выравнивание содержимого ячеек,
суммирование чисел в таблице, удаление данных из таблицы, вставка строк,
столбцов, объединение ячеек в таблице, преобразование текста в таблицу.
4.3.5. Специальные приемы работы с текстовым редактором Word: автозамена текста,
вставка специальных символов, автотекст, автоматическое сохранение
документа, вставка и редактирование гиперссылок.
4.4. Microsoft Power Point. Основные приемы создания презентации, мастер
автосодержания, примеры презентаций, режимы просмотра, добавление слайдов,
удаление слайдов, создание текстовых слайдов, вставка графических объектов в
слайды.
-
Творческая работа в Microsoft Power Point.Учащиеся самостоятельно
составляют презентацию на свободную тему.
-
Internet. Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования,
технические устройства. Информационные услуги компьютерных сетей:
электронная почта, телеконференции. Интернет. WWW – Всемирная паутина.
Методическая часть.
Предлагаемый учебный материал ориентирован на 70 часосв изучения.
Компьютерная грамотность – это не только набор навыков практических действий, но и понимание смысла этих действий. Взаимосвязь двух сторон обучения, теории и практики, способствует развитию знаний, умений и навыков на занятиях кружка и формирует устойчивый интерес к овладению компьютерной грамотностью. Поэтому в связи с поставленными задачами и имеющимся оборудованием организация занятий строится следующим образом:
1. Объяснение.
2. Показ.
3. Практическое закрепление полученных знаний за компьютером.
Занятие должно проходить в атмосфере конструктивного взаимодействия, должен присутствовать постоянный анализ собственной деятельности, учащиеся постоянно должны получать консультации преподавателя. Обязательно должно присутствовать обсуждение итогов занятия.
Занятия должны строиться с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ученика. Также должно учитываться наличие, или отсутствие начальных навыков работы с компьютером, а также наличие, или отсутствие у учащегося своего домашнего ПК.
Различная начальная подготовленность участников кружка требует четкого дифференцированного подхода к итогам их работы. Поэтому успешная деятельность начинающих заслуживает одобрения так же, как и успехи учащихся уже имеющих навыки обращения с компьютером.
Диагностическая часть.
Форма
Проведения
|
Срок проведения
|
Ответственный
|
Защита презентации
Microsoft Power Point
на заключительном
занятии.
|
Май
|
Руководитель
кружка
|
Концептуальная часть.
Данная программа разработана с учетом проекта «Компьютеризация сельских школ – 2001», над реализацией которого по поручению В.В. Путина работало Министерство образования РФ.
На занятиях учащиеся научатся работать на компьютере, узнают как использовать персональный компьютер (ПК) для подготовки к урокам. Не смотря на то, что приемы и методы работы с вычислительной техникой (сегодня) относятся к высоким информационным технологиям, ничего сложного в них нет. Освоение информационных технологий связано с огромным количеством терминов и понятий. В единичном случае трудно освоить все понятия, но знакомство с новыми понятиями во взаимосвязи позволяет усвоить их наиболее глубоко. Программа кружка позволит, прежде всего, разобраться с понятиями и их взаимосвязью.
Программа рассчитана на школьников второй ступени обучения. Она предусматривает проведение теоретических и практических занятий. Программа нацелена на развитие у учащихся общих учебных умений и навыков:
1. Учебно-организационных (планирование деятельности, рациональное
выполнение заданий и т.п.);
2. Учебно-коммуникативных (умение слушать, умение конспектировать, умение
выступать перед аудиторией, защита презентации и т.п.);
3. Учебно-информационных с компьютерными источниками информации, умение
работать с компьютерной техникой (принтер, сканнер и т.п.);
-
Учебно-интеллектуальных (самостоятельно вырабатывать алгоритм действий,
классифицировать информацию и т.п.).
Цель обучения: развитие умений и навыков работы с ПК, знакомство с операционной системой Windows XP, работа в прикладных программах: Microsoft Word, Paint, Блокнот, Power Point, Калькулятор, Программа просмотра изображений и факсов, познакомить детей с сетью Internet, его сервисами.
Задачи:
1. Обучение работе на компьютере, развитие умения работать с информацией.
2. Развитие познавательного интереса к знаниям, стремления применять знания на
практике, развитие общих учебных умений и навыков.
-
Повышение интереса к учебным предметам, мотивация к самообразованию.
Воспитание у учащихся настойчивости, целеустремленности,
коммуникабельности, предприимчивости.
Ожидаемые результаты.
К концу срока обучения учащиеся должны:
Знать:
- что такое информация;
- какие носители информации существуют;
- что такое бит, байт;
- правила ТБ при работе на компьютере;
- состав основных устройств ПК, их назначение;
- устройства ввода и вывода;
- принципы организации информации на дисках: что такое файл, каталог;
- назначение текстовых редакторов;
- основные режимы работы текстовых редакторов;
- какие существуют области применения компьютерной графики;
- назначение графических редакторов;
- назначение основных компонентов среды графического редактора: рабочего
поля, меню инструментов. Палитры, ножниц, ластика;
- назначение и функциональные возможности Power Point;
- этапы создания презентации;
- что такое компьютерная сеть;
- назначение основных технических и программных средств функционирования
сетей;
- назначение основных видов услуг глобальных сетей;
- что такое Internet .
Уметь:
- приводить примеры информации и информационных процессов человеческой
деятельности, живой и неживой природы и техники;
- пересчитывать количество информации в различных единицах (битах байтах);
- включать и выключать компьютер;
- пользоваться клавиатурой;
- вставлять дискеты и диски в накопители;
- ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за
справкой, работать с окнами;
- выполнять основные операции с файлами и папками: копирование, перемещение
удаление, переименование, поиск;
- набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
- сохранять текст на диске дискете, загружать с диска, выводить на печать;
- строить несложные изображения с помощью графического редактора;
- сохранять рисунки на диски и загружать с диска, выводить на печать;
- создавать в компьютере документы, совмещающие объекты разного типа:
тексты, таблицы, рисунки;
- работать с мультимедийными обучающими программами;
- работать в программе Power Point.
- осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети
Список литературы
для руководителя кружка.
1. Информатика 7-9 класс, под ред. Профессора Макаровой Н.В.. – Санкт-Петербург, Москва, Харьков, Минск: Питер, 2001.
2. Левин А. Самоучитель работы на компьютере, 6-е издание, исправленное и дополненное. – М.: Нолидж, 2001.
3. Леонтьев В., Новейший самоучитель работы на компьютере. – М.: «Олма-пресс образование», 2005.
4. Симакин И.Г.. Хенер Е.К., Информатика. Задачник практикум в 2 т. – М.: Лаборатория Базовых знаний, 2001.
5. Симонович С, Евсеев Г, Алексеев, Windows лаборатория мастера: Практическое руководство по эффективным приемам работы с компьютером. – М.: АСТ – ПРЕСС, 2000.
6. Симонович С.В. Компьютер в вашей школе, Москва 2001.
7. Стив Сагман, Microsoft Office 2000 (самоучитель).
Список литературы для учащихся.
1. Симонович С, Евсеев Г, Алексеев, Общая информатика (5 – 9 класс). Москва, 2001.
Тематическое планирование
творческого объединения “Компьютер – твой друг”
№
|
Содержание
|
Тема
|
Час
|
-
|
Инструктаж по технике безопасности. Санитарно-гигиенические нормы.
Техника пожарной безопасности.
|
|
1
|
-
|
Особенности работы с Windows. Стандартные окна Windows. Запуск Windows. Первое знакомство с Windows.
|
Введение в Windows
|
1
|
-
|
Работа с меню и окнами Windows. Создание ярлыков.
|
1
|
-
|
Создание, копирование, переименование, перемещение, удаление папки.
Проводник Windows.
|
2
|
-
|
Практическая работа "Работа с системой Windows".
Обзор Microsoft Office. Использование общих средств пакета.
|
1
|
-
|
Назначение текстового редактора. Применение.
Области экрана. Запуск. Первый запуск Word. Набор текста.
|
Word
|
2
|
-
|
Создание, сохранение ... (меню файл). Справка. Масштаб.
|
|
2
|
-
|
Простейшие операции с текстом. Изменение масштаба. Пункты меню “Окно”, “Вид”. Работа с текстом. Шрифты. ПИ "стандартная".
|
2
|
-
|
Использование стандартной панели инструментов. Шрифты.
|
1
|
-
|
Работа с таблицей (меню и панель инструментов).
|
2
|
-
|
Самостоятельное создание таблицы.
|
2
|
-
|
Практическая работа
«Оформление документа с использованием изученных приемов».
|
2
|
-
|
Работа с панелью инструментов рисование.
|
2
|
-
|
Рисование простейших элементов. Операции с ними.
|
2
|
-
|
Приемы форматирования текстов. Меню “ Правка”. Списки
|
1
|
-
|
Приемы форматирования текстов. Поиск и замена Регистр. Переносы.
|
1
|
-
|
Абзац. Стили. Табуляция. Обрамление. Колонки.
|
2
|
-
|
Работа с абзацем.
|
2
|
-
|
Нумерация страниц. Оформление колонтитулов. Сноски
|
2
|
-
|
Объект WordArt. Работа с WordArt
|
2
|
-
|
Настройка редактора Word. Меню “Cервис”.
|
1
|
-
|
Шаблоны. Создание документа с использованием шаблонов
|
2
|
-
|
Практическая работа
«Оформление документа с использованием изученных приемов».
|
2
|
-
|
Знакомство с программой. Прослушивание файлов - музыкальных композиций
|
Windows Media Player
|
1
|
-
|
Копирование с компакт диска. Копирование на компакт диск.
|
1
|
|
-
|
Назначение и применение электронных таблиц.
|
Excel
|
2
|
-
|
Первое знакомство с Excel (примеры). Строки и столбцы.
|
2
|
-
|
Выполнение задания на заполнение простейшей таблицы.
|
2
|
-
|
Математические встроенные функции. Форматы данных
|
2
|
-
|
Виды диаграмм. Работа с диаграммами
|
2
|
-
|
Практическая работа
«Построение графика заданной функции». Построение диаграмм.
|
2
|
-
|
Знакомство с программой. Основные приемы создания презентаций.
|
Power Point
|
2
|
-
|
Мастер автосодержания, примеры презентаций, режим просмотра, добавление слайдов, удаление слайдов.
|
2
|
-
|
Создание текстовых слайдов, вставка графических объектов в слайды.
|
2
|
-
|
Творческая работа в Microsoft Power Point на свободную тему.
|
2
|
-
|
Интернет - глобальная сеть. WWW. Броузер. Internet Explorer
|
Internet
|
2
|
-
|
HTTP, FTP. Электронная почта.
|
2
|
-
|
Поисковые сервера. Электронная почта Mail.ru
|
2
|
-
|
Экскурсия по Интернет.
|
2
|
-
|
Закрепление и обобщение материала.
|
|
2
|
|