-
Контрольная работа по «Логике и теории аргументации»
Задача курса «Логики» состоит в том, чтобы научить студента логически грамотно мыслить и рассуждать, обеспечить овладение основными формами мышления – такими как понятие, суждение, умозаключение, доказательство и опровержение. Студент должен освоить практические навыки работы с этими формами мышления, пользоваться ими для точного выражения своих мыслей, проверять, опираясь на соответствующие законы и правила, верность своих рассуждений и рассуждений других людей, находить в них ошибки и доказывать их истинность.
Вариант выбирается по первой букве фамилии в соответствии с таблицей:
Вариант
|
Первая буква фамилии
|
1
|
А,Б
|
2
|
В,Г
|
3
|
Д,Е,Ё
|
4
|
Ж,З
|
5
|
И,Й,К
|
6
|
Л,М,Н
|
7
|
О,П,Р
|
8
|
С,Т,У,Ф
|
9
|
Х,Ц,Ч,Ш
|
10
|
Щ,Э,Ю,Я
|
Вариант 1.
1. Дать свой пример общего, единичного понятий и понятия, которому соответствует пустой класс.
2. Определить отношение между понятиями “самолет” и “поезд”.
3. Дать свой пример пары понятий, которые находятся в отношении равнозначности.
4. Выразить на круговой схеме отношение между тремя понятиями: А. Шахматист. Б. Любитель прогулок перед сном. В. Мастер спорта по шахматам..
5. Обобщить и ограничить понятие “майор”.
6. Какое правило определения понятия нарушено?
- Птица – летающее животное с крыльями.
7. Какое правило деления понятия нарушено?
- Планеты Солнечной системы делятся на не имеющие естественных спутников и на имеющие больше одного естественных спутников.
8. Выразить на круговой схеме операцию сложения классов: А. Млекопитающее. Б. Живое существо. Заштриховать результат и указать, что входит в объем нового понятия.
9. Определить вид суждения по объединенной классификации, назвать квантор, субъект, связку и предикат. Указать распределенность или нераспределенность субъекта и предиката.
- Многие подчиненные недолюбливают свое начальство.
10. Построить непосредственные умозаключения обращения и превращения на основе посылки.
- Радуги – явления природы.
11. Из-за нарушения какого правила простого силлогизма невозможно вывести заключение из следующих посылок?
- Ни одна стрекоза – не муравей.
Некоторые насекомые – не муравьи.
12. Какой вид индукции через перечисление – полная или неполная – используется в рассуждении?
- За неделю до президентских выборов опрос 500 избирателей показал, что 67% из них собирается проголосовать за нынешнего президента. По-видимому, около 2/3 голосов всех избирателей будут отдано на выборах за нынешнего президента.
13. Какая ошибка мнимого следования присутствует в рассуждении?
- Вот тут Петров настаивает на своей точке зрения вместо того чтобы прислушаться к тому, что говорит уважаемый товарищ из президиума. Это вынуждает нас рассмотреть личность Петрова поближе...
Вариант 2.
1. Дать свой пример общего, единичного понятий и понятия, которому соответствует пустой класс.
2. Определить отношение между понятиями “граф, написавший роман “Война и мир” и “великий русский писатель Лев Николаевич Толстой”.
3. Дать свой пример пары понятий, которые находятся в отношении противоречия.
4. Выразить на круговой схеме отношение между тремя понятиями: А. Пальма. Б. Яблоня. В. Дерево.
5. Обобщить и ограничить понятие “сержант милиции”.
6. Какое правило определения понятия нарушено?
- Треугольник – трехсторонняя фигура, один из углов которого является прямым.
7. Какое правило деления нарушено?
- Работающее население страны делится на работников умственного труда, физического и управленческого труда.
8. Выразить на круговой схеме операцию умножения классов: А. Сын. Б. Внук. Заштриховать результат и указать, что входит в объем нового понятия.
9. Определить вид суждения по объединенной классификации, назвать квантор, субъект, связку и предикат. Указать распределенность или нераспределенность субъекта и предиката.
- Подавляющее большинство люди не знает вкуса форели.
10. Построить непосредственные умозаключения обращения и превращения на основе посылки.
- Значительная часть англичан обожает свою королеву.
11. С нарушением какого правила простого силлогизма сделано заключение?
- Я стар и слаб.
Ни об одном купце нельзя сказать, что он слаб в карточной игре.
Я не являюсь купцом.
12. Какой метод научной индукции используется в рассуждении?
- Чем больше воздуха накачивают в горн, тем жарче в нем огонь.
Следовательно, воздух является необходимым условием огня.
13. Какая ошибка мнимого следования присутствует в рассуждении?
- Хотелось бы подчеркнуть, товарищи студенты, что любая критика в мой адрес как преподавателя будет выслушана с большим вниманием. Тем более, что на днях мне предстоит принимать у вас экзамены, результаты которых несомненно повлияют на Вашу дальнейшую судьбу.
Вариант 3.
1. Дать свой пример общего, единичного понятий и понятия, которому соответствует пустой класс.
2. Определить отношение между понятиями “летательный аппарат легче воздуха” и “летательный аппарат тяжелее воздуха”.
3. Дать свой пример пары понятий, которые находятся в отношении подчинения.
4. Выразить на круговой схеме отношение между понятиями: А. Человек, говорящий по-испански. Б. Человек, говорящий по-английски. В. Женщина.
5. Обобщить и ограничить понятие “Алла Борисовна”.
6. Какое правило определения понятия нарушено?
- Дети – цветы жизни.
7. Какое правило деления нарушено?
-
Самолеты бывают на винтовой тяге, на реактивной и частные.
8. Выразить на круговой схеме операцию сложения классов: А. Богач. Б. Нищий. Заштриховать результат и указать, что входит в объем нового понятия.
9. Определить вид суждения по объединенной классификации, назвать квантор, субъект, связку и предикат. Указать распределенность или нераспределенность субъекта и предиката.
- Встречаются люди, которые не бывали в Австралии.
10. Построить непосредственные умозаключения обращения и превращения на основе посылки.
- Лошади едят овес.
11. С нарушением какого правила простого силлогизма сделано заключение?
- Многие млекопитающие живут за Полярным кругом.
Все люди являются млекопитающими.___________
Все люди живут за Полярным кругом.
12. Какой вид индукции через перечисление – полная или неполная – используется в рассуждении?
- В семье моих знакомых всего 4 человека. Муж Николай изучает китайский язык. Его жена Лариса увлекается японским языком. Младший сын Борис даже во сне говорит по-вьетнамски. По-видимому, все члены семьи владеют тем или иным восточным языком.
13. В чем состоит логическая ошибка рассуждения?
- Согласно закону исключенного третьего, либо все люди являются эгоистами, либо ни один человек не является эгоистом. И третьего не дано!
Вариант 4.
1. Дать свой пример общего, единичного понятий и понятия, которому соответствует пустой класс.
2. Определить отношение между понятиями “дуб” и “сосна”.
3. Дать свой пример пары понятий, которые находятся в отношении пересечения.
4. Выразить на круговой схеме отношение между понятиями: А. Автомобиль. Б. Автомобиль “Волга”. В. Частная собственность.
5. Обобщить и ограничить понятие “судья”.
6. Какое правило определения понятия нарушено?
- Остров – часть суши, окруженная водой.
7. Какое правило деления нарушено?
- Каждое млекопитающее является либо хищным, либо травоядным.
8. Выразить схематически операцию отрицания класса “Летательный аппарат легче воздуха” при универсальном классе “Средства передвижения”. Заштриховать результат и указать, что входит в объем нового понятия.
9. Определить вид суждения по объединенной классификации, назвать квантор, субъект, связку и предикат. Указать распределенность или нераспределенность субъекта и предиката.
- Все дождливые дни наводят скуку.
10. Построить непосредственные умозаключения обращения и превращения на основе посылки.
- Часть африканских животных является слонами.
11. Построить, опираясь на правила простого силлогизма, заключение из посылок.
- Картошка – не ананас.
Все ананасы приятны на вкус.
12. Какое из рассуждений по аналогии дает более вероятное заключение? И почему?
- У Петрова и Иванова по трое детей, а жены увлеченно работают над докторскими диссертациями. Поэтому обоим приходится брать на себя заботы о детях и по дому. Петров прекрасно готовит. Вероятно, и Иванов тоже хороший кулинар.
- Петров и Иванов – оба инженеры, женаты и имеют детей. Петров – мастер спорта по лыжам. По-видимому, и Иванов тоже неплохой спортсмен.
13. Какой логический закон нарушается в рассуждении? И почему?
- Все люди – братья. Поэтому Иванов брат Петрова.
Вариант 5.
1. Дать свой пример общего, единичного понятий и понятия, которому соответствует пустой класс.
2. Определить отношение между понятиями “белое” и “черное”.
3. Дать свой пример пары понятий, которые находятся в отношении эквивалентности.
4. Выразить на круговой схеме отношение между понятиями: А. Животное, обитающее в Австралии. Б. Млекопитающее. В. Кенгуру.
5. Обобщить и ограничить понятие “автомобиль”.
6. Какое правило определения понятия нарушено?
- Человек – это существо, которому ничто человеческое не чуждо.
7. Какое правило деления нарушено?
- Цветы бывают живые, бумажные, из камня, металла, нарисованные кисточкой на стене и те, которые дарят на день рождения.
8. Выразить на круговой схеме операцию умножения классов: А. Треугольник. Б. Квадрат. Заштриховать результат и указать, что входит в объем нового понятия.
9. Определить вид суждения по объединенной классификации, назвать квантор, субъект, связку и предикат. Указать распределенность или нераспределенность субъекта и предиката.
- Часть рек текут с юга на север.
10. Построить непосредственные умозаключения обращения и превращения на основе посылки.
- Многие видимые на небе звезды на самом деле давно погасли.
11. Из-за нарушения какого правила простого силлогизма невозможно вывести заключение?
- Очень многие животные не являются хищниками.
Ни один хищник не ест апельсины.
12. Можно ли на основе полной индукции через перечисление получить данное общее положение?
- Все люди смертны.
13. Какому логическому закону противоречит данное рассуждение?
- Итак, все присутствующие в зале согласны с тем, что утверждает Петров. Следовательно, Петров говорит истину.
Вариант 6.
1. Дать свой пример общего, единичного понятий и понятия, которому соответствует пустой класс.
2. Определить отношение между понятиями “треугольник” и “тупоугольный треугольник”.
3. Дать свой пример пары понятий, которые находятся в отношении пересечения.
4. Выразить на круговой схеме отношение между понятиями: А. Лев. Б. Хищник. В. Животное кошачьей породы.
5. Обобщить и ограничить понятие “дом”.
6. Какое правило определения понятия нарушено?
- Человек – это существо, не способное долго находиться под водой.
7. Какие два правила деления нарушены?
- Числа бывают меньше 10, больше 10 и больше 12.
8. Выразить на круговой схеме операцию сложения классов: А. Внук. Б. Сын. Заштриховать результат и указать, что входит в объем нового понятия.
9. Определить вид суждения по объединенной классификации, назвать квантор, субъект, связку и предикат. Указать распределенность или нераспределенность субъекта и предиката.
- Инфузории обитают в воде.
10. Построить непосредственные умозаключения обращения и превращения на основе посылки.
- Ни один человек не возвращается с того света.
11. Из-за нарушения какого правила простого силлогизма невозможно вывести заключение из следующих посылок?
- Сахар – сладкий.
Некоторые сладкие вещи нравятся детям.
12. Можно ли на основе полной индукции через перечисление получить данное общее положение?
- Все дни на этой недели были дождливыми.
13. Какое суждение должно быть антитезисом при апагогическом доказательстве следующего тезиса?
- Все люди смертны.
Вариант 7.
1. Дать свой пример общего, единичного понятий и понятия, которому соответствует пустой класс.
2. Определить отношение между понятиями “автомобиль” и “частная собственность”.
3. Дать свой пример пары понятий, которые находятся в отношении соподчинения.
4. Выразить на круговой схеме отношение между понятиями: А. Литературное произведение. Б. Роман Ф. Достоевского. В. Рассказ Ф. Достоевского.
5. Обобщить и ограничить понятие “птица”.
6. Какое правило определения понятия нарушено?
-
Человек – это существо, способное прожить несколько десятков лет.
7. Какое правило деления нарушено?
- Числа подразделяются на те, которые меньше или равны 10, на те, которые больше 10, и те, которые меньше 5.
8. Выразить на круговой схеме операцию умножения классов: А. Внук. Б. Сын. Заштриховать результат и указать, что входит в объем нового понятия.
9. Определить вид суждения по объединенной классификации, назвать квантор, субъект, связку и предикат. Указать распределенность или нераспределенность субъекта и предиката.
- Приказ начальника – закон для подчиненного.
10. Построить непосредственные умозаключения обращения и превращения основе посылки.
- Некоторые люди не сдерживают эмоций.
11. Из-за нарушения какого правила простого силлогизма невозможно вывести заключение из следующих посылок?
- Все моржи очень неуклюжи на суше.
Часть девушек является моржами.
12. Можно ли на основе полной индукции через перечисление получить данное общее положение?
- Все люди смертны.
13. Какое суждение должно быть антитезисом при апагогическом доказательстве следующего тезиса?
- Все четные числа делятся на 2 без остатка.
Вариант 8.
1. Дать свой пример общего, единичного понятий и понятия, которому соответствует пустой класс.
2. Определить отношение между понятиями “всадник” и “женщина”.
3. Дать свой пример пары понятий, которые находятся в отношении противоречия.
4. Выразить на круговой схеме отношение между понятиями: А. Живое существо. Б. Кит. В. Осьминог. Г. Животное, живущее в воде.
5. Обобщить и ограничить понятие “дерево”.
6. Какое правило определения понятия нарушено?
- Религия – опиум народа.
7. Какое правило деления нарушено?
- Числа подразделяются на те, которые больше 10, и на те, которые меньше 10.
8. Выразить на круговой схеме операцию умножения классов: А. Автомобиль. Б. Частная собственность. Заштриховать результат и указать, что входит в объем нового понятия.
9. Определить вид суждения по объединенной классификации, назвать квантор, субъект, связку и предикат. Указать распределенность или нераспределенность субъекта и предиката.
- Лошади едят овес.
10. Построить непосредственные умозаключения обращения и превращения на основе посылки.
- Ни один человек не терпит насилия над собой.
11. Из-за нарушения какого правила простого силлогизма невозможно вывести заключение из следующих посылок?
- Некоторые грибы ядовиты.
Многие грибы можно есть.
12. Какой вид индукции через перечисление – полная или неполная – используется в рассуждении? И в чем состоит здесь ошибка?
- Известно, что многие числа, например, числа от 1 до 99, – меньше 100. Скорее всего, и остальные числа тоже меньше 100.
13. Какое суждение должно быть антитезисом при апагогическом доказательстве следующего тезиса?
- Сумма углов в треугольнике равна 180 градусам.
Вариант 9.
1. Дать свой пример общего, единичного понятий и понятия, которому соответствует пустой класс.
2. Определить отношение между понятиями “лошадь” и “лошадь Пржевальского”.
3. Дать свой пример пары понятий, которые находятся в отношении противоположности.
4. Выразить на круговой схеме отношение между понятиями: А. Рыба. Б. Хищная рыба. В. Морская рыба.
5. Обобщить и ограничить понятие “закат солнца”
6. Какое правило определения понятия нарушено?
-
Кит – млекопитающее, живущее в воде.
7. Какое правило деления нарушено?
- Леса в России делятся на хвойные и лиственные.
8. Выразить на круговой схеме операцию умножения классов: А. Млекопитающее. Б. Живое существо. Заштриховать результат и указать, что входит в объем нового понятия.
9. Определить вид суждения по объединенной классификации, назвать квантор, субъект, связку и предикат. Указать распределенность или нераспределенность субъекта и предиката.
- Радуги – прекрасны.
10. Построить непосредственные умозаключения обращения и превращения на основе посылки.
- Значительная часть англичан небогата.
11. Из-за нарушения какого правила простого силлогизма невозможно вывести заключение из следующих посылок?
- Все радуги прекрасны.
Все прекрасное трудно.
12. Какой вид индукции через перечисление – полная или неполная – используется в рассуждении?
- Все фильмы Эльдара Рязанова до сих пор пользовались большим успехом у зрителей. Возможно, поэтому, что и все будущие его фильмы тоже будут пользоваться успехом у зрителей.
13. Какое суждение должно быть антитезисом при апагогическом доказательстве следующего тезиса?
- Многие англичане любят свою королеву.
Вариант 10.
1. Дать свой пример общего, единичного понятий и понятия, которому соответствует пустой класс.
2. Определить отношение между понятиями “француз” и “человек, говорящий по-английски”.
3. Дать свой пример пары понятий, которые находятся в отношении подчинения.
4. Выразить на круговой схеме отношение между понятиями: А. Балет. Б. Танец. В. Искусство.
5. Обобщить и ограничить понятие “планета”.
6. Какое правило определения понятия нарушено?
- Кит – животное, не имеющее жабр.
7. Какое правило деления нарушено?
- Люди делятся на мужчин, женщин и детей.
8. Выразить на круговой схеме операцию сложения классов: А. Автомобиль. Б. Частная собственность. Заштриховать результат и указать, что входит в объем нового понятия.
9. Определить вид суждения по объединенной классификации, назвать квантор, субъект, связку и предикат. Указать распределенность или нераспределенность субъекта и предиката.
- Значительная часть насекомых – не муравьи.
10. Построить непосредственные умозаключения обращения и превращения на основе посылки.
- Ни одно млекопитающее не способно долго находиться под водой.
11. Из-за нарушения какого правила простого силлогизма невозможно вывести заключение из следующих посылок?
- Человек покоряет космическое пространство.
Мария Петровна – человек.
12. На основе какого вида индукции через перечисление – полной или неполной – можно получить этот общий вывод?
- Счастливые часов не наблюдают.
13. Какое суждение должно быть антитезисом при апагогическом доказательстве следующего тезиса?
- Некоторые люди способны совершать благородные поступки.
|