Контрольная работа по «Логике и теории аргументации»




Скачать 127.95 Kb.
Дата 31.08.2016
Размер 127.95 Kb.
  1. Контрольная работа по «Логике и теории аргументации»

Задача курса «Логики» состоит в том, чтобы научить студента логически грамотно мыслить и рассуждать, обеспечить овладение основными формами мышления – такими как понятие, суждение, умозаключение, доказательство и опровержение. Студент должен освоить практические навыки работы с этими формами мышления, пользоваться ими для точного выражения своих мыслей, проверять, опираясь на соответствующие законы и правила, верность своих рассуждений и рассуждений других людей, находить в них ошибки и доказывать их истинность.

Вариант выбирается по первой букве фамилии в соответствии с таблицей:


Вариант

Первая буква фамилии

1

А,Б

2

В,Г

3

Д,Е,Ё

4

Ж,З

5

И,Й,К

6

Л,М,Н

7

О,П,Р

8

С,Т,У,Ф

9

Х,Ц,Ч,Ш

10

Щ,Э,Ю,Я


Вариант 1.
1. Дать свой пример общего, единичного понятий и понятия, которому соответствует пустой класс.

2. Определить отношение между понятиями “самолет” и “поезд”.

3. Дать свой пример пары понятий, которые находятся в отношении равнозначности.

4. Выразить на круговой схеме отношение между тремя понятиями: А. Шахматист. Б. Любитель прогулок перед сном. В. Мастер спорта по шахматам..

5. Обобщить и ограничить понятие “майор”.

6. Какое правило определения понятия нарушено?

- Птица – летающее животное с крыльями.

7. Какое правило деления понятия нарушено?

- Планеты Солнечной системы делятся на не имеющие естественных спутников и на имеющие больше одного естественных спутников.

8. Выразить на круговой схеме операцию сложения классов: А. Млекопитающее. Б. Живое существо. Заштриховать результат и указать, что входит в объем нового понятия.

9. Определить вид суждения по объединенной классификации, назвать квантор, субъект, связку и предикат. Указать распределенность или нераспределенность субъекта и предиката.

- Многие подчиненные недолюбливают свое начальство.

10. Построить непосредственные умозаключения обращения и превращения на основе посылки.

- Радуги – явления природы.

11. Из-за нарушения какого правила простого силлогизма невозможно вывести заключение из следующих посылок?

- Ни одна стрекоза – не муравей.

Некоторые насекомые – не муравьи.

12. Какой вид индукции через перечисление – полная или неполная – используется в рассуждении?

- За неделю до президентских выборов опрос 500 избирателей показал, что 67% из них собирается проголосовать за нынешнего президента. По-видимому, около 2/3 голосов всех избирателей будут отдано на выборах за нынешнего президента.

13. Какая ошибка мнимого следования присутствует в рассуждении?

- Вот тут Петров настаивает на своей точке зрения вместо того чтобы прислушаться к тому, что говорит уважаемый товарищ из президиума. Это вынуждает нас рассмотреть личность Петрова поближе...



Вариант 2.
1. Дать свой пример общего, единичного понятий и понятия, которому соответствует пустой класс.

2. Определить отношение между понятиями “граф, написавший роман “Война и мир” и “великий русский писатель Лев Николаевич Толстой”.

3. Дать свой пример пары понятий, которые находятся в отношении противоречия.

4. Выразить на круговой схеме отношение между тремя понятиями: А. Пальма. Б. Яблоня. В. Дерево.

5. Обобщить и ограничить понятие “сержант милиции”.

6. Какое правило определения понятия нарушено?

- Треугольник – трехсторонняя фигура, один из углов которого является прямым.

7. Какое правило деления нарушено?

- Работающее население страны делится на работников умственного труда, физического и управленческого труда.

8. Выразить на круговой схеме операцию умножения классов: А. Сын. Б. Внук. Заштриховать результат и указать, что входит в объем нового понятия.

9. Определить вид суждения по объединенной классификации, назвать квантор, субъект, связку и предикат. Указать распределенность или нераспределенность субъекта и предиката.

- Подавляющее большинство люди не знает вкуса форели.

10. Построить непосредственные умозаключения обращения и превращения на основе посылки.

- Значительная часть англичан обожает свою королеву.

11. С нарушением какого правила простого силлогизма сделано заключение?

- Я стар и слаб.



Ни об одном купце нельзя сказать, что он слаб в карточной игре.

Я не являюсь купцом.

12. Какой метод научной индукции используется в рассуждении?

- Чем больше воздуха накачивают в горн, тем жарче в нем огонь.

Следовательно, воздух является необходимым условием огня.

13. Какая ошибка мнимого следования присутствует в рассуждении?

- Хотелось бы подчеркнуть, товарищи студенты, что любая критика в мой адрес как преподавателя будет выслушана с большим вниманием. Тем более, что на днях мне предстоит принимать у вас экзамены, результаты которых несомненно повлияют на Вашу дальнейшую судьбу.



Вариант 3.
1. Дать свой пример общего, единичного понятий и понятия, которому соответствует пустой класс.

2. Определить отношение между понятиями “летательный аппарат легче воздуха” и “летательный аппарат тяжелее воздуха”.

3. Дать свой пример пары понятий, которые находятся в отношении подчинения.

4. Выразить на круговой схеме отношение между понятиями: А. Человек, говорящий по-испански. Б. Человек, говорящий по-английски. В. Женщина.

5. Обобщить и ограничить понятие “Алла Борисовна”.

6. Какое правило определения понятия нарушено?

- Дети – цветы жизни.

7. Какое правило деления нарушено?



  • Самолеты бывают на винтовой тяге, на реактивной и частные.

8. Выразить на круговой схеме операцию сложения классов: А. Богач. Б.  Нищий. Заштриховать результат и указать, что входит в объем нового понятия.

9. Определить вид суждения по объединенной классификации, назвать квантор, субъект, связку и предикат. Указать распределенность или нераспределенность субъекта и предиката.

- Встречаются люди, которые не бывали в Австралии.

10. Построить непосредственные умозаключения обращения и превращения на основе посылки.

- Лошади едят овес.

11. С нарушением какого правила простого силлогизма сделано заключение?

- Многие млекопитающие живут за Полярным кругом.

Все люди являются млекопитающими.___________

Все люди живут за Полярным кругом.

12. Какой вид индукции через перечисление – полная или неполная – используется в рассуждении?

- В семье моих знакомых всего 4 человека. Муж Николай изучает китайский язык. Его жена Лариса увлекается японским языком. Младший сын Борис даже во сне говорит по-вьетнамски. По-видимому, все члены семьи владеют тем или иным восточным языком.

13. В чем состоит логическая ошибка рассуждения?

- Согласно закону исключенного третьего, либо все люди являются эгоистами, либо ни один человек не является эгоистом. И третьего не дано!


Вариант 4.
1. Дать свой пример общего, единичного понятий и понятия, которому соответствует пустой класс.

2. Определить отношение между понятиями “дуб” и “сосна”.

3. Дать свой пример пары понятий, которые находятся в отношении пересечения.

4. Выразить на круговой схеме отношение между понятиями: А. Автомобиль. Б. Автомобиль “Волга”. В. Частная собственность.

5. Обобщить и ограничить понятие “судья”.

6. Какое правило определения понятия нарушено?

- Остров – часть суши, окруженная водой.

7. Какое правило деления нарушено?

- Каждое млекопитающее является либо хищным, либо травоядным.

8. Выразить схематически операцию отрицания класса “Летательный аппарат легче воздуха” при универсальном классе “Средства передвижения”. Заштриховать результат и указать, что входит в объем нового понятия.

9. Определить вид суждения по объединенной классификации, назвать квантор, субъект, связку и предикат. Указать распределенность или нераспределенность субъекта и предиката.

- Все дождливые дни наводят скуку.

10. Построить непосредственные умозаключения обращения и превращения на основе посылки.

- Часть африканских животных является слонами.

11. Построить, опираясь на правила простого силлогизма, заключение из посылок.

- Картошка – не ананас.

Все ананасы приятны на вкус.

12. Какое из рассуждений по аналогии дает более вероятное заключение? И почему?

- У Петрова и Иванова по трое детей, а жены увлеченно работают над докторскими диссертациями. Поэтому обоим приходится брать на себя заботы о детях и по дому. Петров прекрасно готовит. Вероятно, и Иванов тоже хороший кулинар.

- Петров и Иванов – оба инженеры, женаты и имеют детей. Петров – мастер спорта по лыжам. По-видимому, и Иванов тоже неплохой спортсмен.

13. Какой логический закон нарушается в рассуждении? И почему?

- Все люди – братья. Поэтому Иванов брат Петрова.


Вариант 5.
1. Дать свой пример общего, единичного понятий и понятия, которому соответствует пустой класс.

2. Определить отношение между понятиями “белое” и “черное”.

3. Дать свой пример пары понятий, которые находятся в отношении эквивалентности.

4. Выразить на круговой схеме отношение между понятиями: А. Животное, обитающее в Австралии. Б. Млекопитающее. В. Кенгуру.

5. Обобщить и ограничить понятие “автомобиль”.

6. Какое правило определения понятия нарушено?

- Человек – это существо, которому ничто человеческое не чуждо.

7. Какое правило деления нарушено?

- Цветы бывают живые, бумажные, из камня, металла, нарисованные кисточкой на стене и те, которые дарят на день рождения.

8. Выразить на круговой схеме операцию умножения классов: А. Треугольник. Б. Квадрат. Заштриховать результат и указать, что входит в объем нового понятия.

9. Определить вид суждения по объединенной классификации, назвать квантор, субъект, связку и предикат. Указать распределенность или нераспределенность субъекта и предиката.

- Часть рек текут с юга на север.

10. Построить непосредственные умозаключения обращения и превращения на основе посылки.

- Многие видимые на небе звезды на самом деле давно погасли.

11. Из-за нарушения какого правила простого силлогизма невозможно вывести заключение?

- Очень многие животные не являются хищниками.

Ни один хищник не ест апельсины.

12. Можно ли на основе полной индукции через перечисление получить данное общее положение?

- Все люди смертны.

13. Какому логическому закону противоречит данное рассуждение?

- Итак, все присутствующие в зале согласны с тем, что утверждает Петров. Следовательно, Петров говорит истину.



Вариант 6.
1. Дать свой пример общего, единичного понятий и понятия, которому соответствует пустой класс.

2. Определить отношение между понятиями “треугольник” и “тупоугольный треугольник”.

3. Дать свой пример пары понятий, которые находятся в отношении пересечения.

4. Выразить на круговой схеме отношение между понятиями: А. Лев. Б. Хищник. В. Животное кошачьей породы.

5. Обобщить и ограничить понятие “дом”.

6. Какое правило определения понятия нарушено?

- Человек – это существо, не способное долго находиться под водой.

7. Какие два правила деления нарушены?

- Числа бывают меньше 10, больше 10 и больше 12.

8. Выразить на круговой схеме операцию сложения классов: А. Внук. Б. Сын. Заштриховать результат и указать, что входит в объем нового понятия.

9. Определить вид суждения по объединенной классификации, назвать квантор, субъект, связку и предикат. Указать распределенность или нераспределенность субъекта и предиката.

- Инфузории обитают в воде.

10. Построить непосредственные умозаключения обращения и превращения на основе посылки.

- Ни один человек не возвращается с того света.

11. Из-за нарушения какого правила простого силлогизма невозможно вывести заключение из следующих посылок?

- Сахар – сладкий.

Некоторые сладкие вещи нравятся детям.

12. Можно ли на основе полной индукции через перечисление получить данное общее положение?

- Все дни на этой недели были дождливыми.

13. Какое суждение должно быть антитезисом при апагогическом доказательстве следующего тезиса?

- Все люди смертны.



Вариант 7.
1. Дать свой пример общего, единичного понятий и понятия, которому соответствует пустой класс.

2. Определить отношение между понятиями “автомобиль” и “частная собственность”.

3. Дать свой пример пары понятий, которые находятся в отношении соподчинения.

4. Выразить на круговой схеме отношение между понятиями: А. Литературное произведение. Б. Роман Ф. Достоевского. В. Рассказ Ф. Достоевского.

5. Обобщить и ограничить понятие “птица”.

6. Какое правило определения понятия нарушено?



  • Человек – это существо, способное прожить несколько десятков лет.

7. Какое правило деления нарушено?

- Числа подразделяются на те, которые меньше или равны 10, на те, которые больше 10, и те, которые меньше 5.

8. Выразить на круговой схеме операцию умножения классов: А. Внук. Б. Сын. Заштриховать результат и указать, что входит в объем нового понятия.

9. Определить вид суждения по объединенной классификации, назвать квантор, субъект, связку и предикат. Указать распределенность или нераспределенность субъекта и предиката.

- Приказ начальника – закон для подчиненного.

10. Построить непосредственные умозаключения обращения и превращения основе посылки.

- Некоторые люди не сдерживают эмоций.

11. Из-за нарушения какого правила простого силлогизма невозможно вывести заключение из следующих посылок?

- Все моржи очень неуклюжи на суше.

Часть девушек является моржами.

12. Можно ли на основе полной индукции через перечисление получить данное общее положение?

- Все люди смертны.

13. Какое суждение должно быть антитезисом при апагогическом доказательстве следующего тезиса?

- Все четные числа делятся на 2 без остатка.




Вариант 8.
1. Дать свой пример общего, единичного понятий и понятия, которому соответствует пустой класс.

2. Определить отношение между понятиями “всадник” и “женщина”.

3. Дать свой пример пары понятий, которые находятся в отношении противоречия.

4. Выразить на круговой схеме отношение между понятиями: А. Живое существо. Б. Кит. В. Осьминог. Г. Животное, живущее в воде.

5. Обобщить и ограничить понятие “дерево”.

6. Какое правило определения понятия нарушено?

- Религия – опиум народа.

7. Какое правило деления нарушено?

- Числа подразделяются на те, которые больше 10, и на те, которые меньше 10.

8. Выразить на круговой схеме операцию умножения классов: А. Автомобиль. Б. Частная собственность. Заштриховать результат и указать, что входит в объем нового понятия.

9. Определить вид суждения по объединенной классификации, назвать квантор, субъект, связку и предикат. Указать распределенность или нераспределенность субъекта и предиката.

- Лошади едят овес.

10. Построить непосредственные умозаключения обращения и превращения на основе посылки.

- Ни один человек не терпит насилия над собой.

11. Из-за нарушения какого правила простого силлогизма невозможно вывести заключение из следующих посылок?

- Некоторые грибы ядовиты.

Многие грибы можно есть.

12. Какой вид индукции через перечисление – полная или неполная – используется в рассуждении? И в чем состоит здесь ошибка?

- Известно, что многие числа, например, числа от 1 до 99, – меньше 100. Скорее всего, и остальные числа тоже меньше 100.

13. Какое суждение должно быть антитезисом при апагогическом доказательстве следующего тезиса?

- Сумма углов в треугольнике равна 180 градусам.



Вариант 9.
1. Дать свой пример общего, единичного понятий и понятия, которому соответствует пустой класс.

2. Определить отношение между понятиями “лошадь” и “лошадь Пржевальского”.

3. Дать свой пример пары понятий, которые находятся в отношении противоположности.

4. Выразить на круговой схеме отношение между понятиями: А. Рыба. Б. Хищная рыба. В. Морская рыба.

5. Обобщить и ограничить понятие “закат солнца”

6. Какое правило определения понятия нарушено?



  • Кит – млекопитающее, живущее в воде.

7. Какое правило деления нарушено?

- Леса в России делятся на хвойные и лиственные.

8. Выразить на круговой схеме операцию умножения классов: А. Млекопитающее. Б. Живое существо. Заштриховать результат и указать, что входит в объем нового понятия.

9. Определить вид суждения по объединенной классификации, назвать квантор, субъект, связку и предикат. Указать распределенность или нераспределенность субъекта и предиката.

- Радуги – прекрасны.

10. Построить непосредственные умозаключения обращения и превращения на основе посылки.

- Значительная часть англичан небогата.

11. Из-за нарушения какого правила простого силлогизма невозможно вывести заключение из следующих посылок?

- Все радуги прекрасны.

Все прекрасное трудно.

12. Какой вид индукции через перечисление – полная или неполная – используется в рассуждении?

- Все фильмы Эльдара Рязанова до сих пор пользовались большим успехом у зрителей. Возможно, поэтому, что и все будущие его фильмы тоже будут пользоваться успехом у зрителей.

13. Какое суждение должно быть антитезисом при апагогическом доказательстве следующего тезиса?

- Многие англичане любят свою королеву.


Вариант 10.
1. Дать свой пример общего, единичного понятий и понятия, которому соответствует пустой класс.

2. Определить отношение между понятиями “француз” и “человек, говорящий по-английски”.

3. Дать свой пример пары понятий, которые находятся в отношении подчинения.

4. Выразить на круговой схеме отношение между понятиями: А. Балет. Б. Танец. В. Искусство.

5. Обобщить и ограничить понятие “планета”.

6. Какое правило определения понятия нарушено?

- Кит – животное, не имеющее жабр.

7. Какое правило деления нарушено?

- Люди делятся на мужчин, женщин и детей.

8. Выразить на круговой схеме операцию сложения классов: А. Автомобиль. Б. Частная собственность. Заштриховать результат и указать, что входит в объем нового понятия.

9. Определить вид суждения по объединенной классификации, назвать квантор, субъект, связку и предикат. Указать распределенность или нераспределенность субъекта и предиката.

- Значительная часть насекомых – не муравьи.

10. Построить непосредственные умозаключения обращения и превращения на основе посылки.

- Ни одно млекопитающее не способно долго находиться под водой.

11. Из-за нарушения какого правила простого силлогизма невозможно вывести заключение из следующих посылок?

- Человек покоряет космическое пространство.

Мария Петровна – человек.

12. На основе какого вида индукции через перечисление – полной или неполной – можно получить этот общий вывод?

- Счастливые часов не наблюдают.

13. Какое суждение должно быть антитезисом при апагогическом доказательстве следующего тезиса?



- Некоторые люди способны совершать благородные поступки.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница