«Координатная плоскость. Метод координат в кодировании графической информации» «Остров координат»




Скачать 111.58 Kb.
Дата 19.09.2016
Размер 111.58 Kb.



Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр образования "Школа здоровья" № 943 г. Москва

http://sch943.edusite.ru




ООО «АГТ» по заказу Министерства образования и науки РФ
Для демонстрации опыта по использованию ЭОР ГОУ СОШ №943 прислала конспекты уроков по Математике и информатике. Бинарный урок.

Данные об учителях:

Фаныгина Вера Викторовна

e-mail: [email protected]




Образование: Высшее. Московский институт электронного машиностроения (МИЭМ), 1970 г..

Квалификационная категория: Высшая

Место работы: Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр образования "Школа здоровья" № 943

http://sch943.edusite.ru



Должность: Заместитель директора по ИКТ, Учитель информатики и ИКТ







Красько Кирилл Игоревич

e-mail:


[email protected]

Образование: Высшее. Московский городской педагогический университет, 2009 г

Квалификационная категория: Вторая

Место работы: Государственное бюджетное образовательное учреждение Центр образования "Школа здоровья" № 943

http://www.sch983.edusite.ru



Должность: Учитель математики и информатики и ИКТ

Тема урока: «Координатная плоскость. Метод координат в кодировании графической информации» «Остров координат»

Предмет:

Математика и информатика

Класс:

5-6 класс

Описание урока

Вид урока

Урок-путешествие, Бинарный урок.

Цели урока

Обучающие:

  • сформировать у обучающихся представление о прямоугольной системе координат

  • сформировать у обучающихся представление о методе координат, как о способе кодирования графической информации;

  • научить обучающихся представлять информацию с помощью системы координат.

Развивающие:

  • развитие памяти, внимания, логического мышления;

  • развитие творческих способностей;

  • развитие познавательного интереса.

Воспитывающие:

  • развитие умения работать самостоятельно, в команде и в группе.




Тип урока

Урок введения нового материала

Форма работы

индивидуальная, групповая.

Оборудование

  • компьютерный класс на 14 рабочих мест ученика

  • компьютер учителя

  • проектор

  • интерактивная доска

Дидактические материалы

  • презентация по теме урока для интерактивной доски в формате Smart Notebook

  • карточки с изображением компаса корабля и надписями «Смелый» и «Отважный»

  • материалы из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru

  • изображения взяты с сайта www.lenagold.ru

Этапы урока:

  1. Организационный этап

0,5 мин.

  1. Актуализация знаний. Сообщение темы, целей урока

3 мин.

  1. Объяснение нового материала

12 мин.

  1. Работа с интерактивной доской

12 мин.

  1. Динамическая пауза

1 мин.

  1. Работа за компьютером

15 мин.

  1. Домашнее задание

1 мин.

  1. Рефлексия

0,5 мин.

Ход урока:

1 этап. Организационный




Учитель приветствует учащихся. Звучит песня «Жил отважный капитан…» (слова В. Лебедева-Кумача, музыка И. Дунаевского) в исполнении Георга Отса.

На экране Слайд 1 с темой урока и информацией о Рене Декарте.





2. Этап. Актуализация знаний. Сообщение темы, целей урока


Учитель.

На этом уроке вы познакомитесь с прямоугольной системой координат, понятиями координаты точки, а также примените эти знания для кодирования графической информации.

На уроках информатики вы знакомились с различными формами представления информации.


  • графическая – с помощью рисунков и значков;

  • числовая – с помощью чисел;

  • символьная – с помощью символов алфавита.



На экране Слайд 2.

Плакат из коллекции ЦОР «Виды представления информации» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4e65c95e-7c27-4846-8180-c2f5967c4936/2_68.jpg





Учитель. Сегодня мы поговорим о способе кодирования графической информации в виде чисел.

Но урок наш будет необычным. Мы с Вами станем путешественниками и попадем на Остров сокровищ. Но для этого нам необходимы знания и умения! Начинаем подготовку к путешествию.


3 этап. Объяснение нового материала


Учитель. Давайте узнаем, что же такое прямоугольная система координат. Как с помощью этой системы можно закодировать графическую информацию.



Для объяснения нового материала используется электронный ресурс из Единой коллекции ЦОР – флэш-ролик о прямоугольной системе координат.

На экране Слайд 3 — стартовый кадр из учебного флэш-ролика. Затем запускается сам флэш-ролик:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e6a87488-84cf-4589-89bd-df47666642aa/%5BM56_6-26%5D_%5BMP%2BMA_03%5D.swf

После завершения ролика учитель подводит итог и формирует простое правило для нахождения точки на координатной плоскости.





На экране слайд 4 — «слайд-резюме» из Единой коллекции ЦОР: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a4032180-6ead-4d7f-aeca-eda988608747/%5BM56_6-26%5D_%5BPK_05-02%5D.swf




4 этап. Работа с интерактивной доской


Учитель. Порт, из которого мы отправляемся в путешествие, называется «Классный». Здесь находится «шпаргалка», напоминающая правила определения координат точки. А так как наш корабль не совсем обычный, то «шпаргалку» можно вызвать в любой момент.



На экране слайд 5 — «Справочник» из Единой коллекции ЦОР:

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4f96c115-53a5-455d-9f5f-1f139aa23daf/%5BM56_6-26%5D_%5BPK_07%5D.swf

В диалоге с учащимися учитель повторяет названия координат точек, уточняет расположение положительных и отрицательных значений.


Учитель сообщает, что эта шпаргалка лежит и на экранах компьютеров, за которыми учащимся придется работать.


Учитель. Сейчас мы разделимся на 2 команды. Посмотрите на парты. Карточки с компасом корабля укажут вашу команду. Одна команда будет готовиться к путешествию в порту «Классный». Ей предстоит запастись багажом знаний, потренироваться в умении отмечать точки в системе координат. Помогать в подготовке к плаванию будет учитель информатики.

И так, экипаж корабля «Смелый» отправляется в порт.





  1. На компьютерах учащихся подготовлена заставка с инструкцией по работе:

  • Восстанови с Панели задач программу

  • Выбери «Координаты и графические диктанты»

  • Выбери «Шифровка заданного рисунка»

  • Выбери задание № 6.

Помни! Это задание на оценку.




  1. На компьютерах учащихся загружена программа «Графические диктанты и Танграм» из Единой коллекции ЦОР (ресурс № 170378).

  2. Закончив работу, команда корабля «Смелый» сменяет команду корабля «Отважный». А учитель информатики принимает в порту «Классный» команду корабля «Отважный».


Учитель. Экипаж корабля «Отважный». С вами мы плывем по «Океану знаний» на Остров координат за сокровищами.

Учитель. Наш корабль заходит в «Бухту навыков». В этой бухте нам предстоит запастись навыками, которые помогут в поисках сокровищ. Каждый из членов команды нашего корабля из вас подойдет к доске и построит точку по заданным координатам. Посмотрим, как работает наша команда, и удастся ли всем выполнить работу без ошибок.

На доске интерактивный флэш-ролик построения точек по координатам из Единой коллекции ЦОР

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/356772f0-553f-4bc5-bf37-632ae11d5ab4/%5BNS-MATH_4-60-115%5D_%5BMA_111%5D.swf



К доске вызываются по очереди желающие учащиеся, которые вводят координаты точек. Программа корректирует действия учащихся, выдавая сообщение об ошибке.

Во второй части ролика учащиеся определяют тип построенной геометрической фигуры.



Учитель. Мы убедились, что все моряки к плаванию готовы. Тогда, вперед, к Острову координат!



На экране Слайд 5. «Пушествие к острову» и звучит музыка.




  • Остров координат

Учитель. Мы приплыли, высаживаемся на остров. Этот остров волшебный, и попадают на него только самые подготовленные. Ведь нам предстоит найти сокровища, а для этого необходимо отыскать спрятанные координаты. Каждый моряк нашего корабля может попытаться добраться до координат. Но, удача улыбнется не каждому! Вперед, смельчаки!

На интерактивной доске изображение острова, на котором расположены перемещаемы предметы. Некоторые объекты скрывают спрятанные координаты, а некоторые нет.










Учитель. Итак, Все координаты найдены!

В награду мы получаем сундук с сокровищами. Разложив эти сокровища по найденным координатам, мы увидим закодированный пиратами рисунок. Команда, начинаем действовать!





На интерактивной доске — изображение системы координат, сундука с сокровищами и списка найденных координат.

К доске вызываются учащиеся, и каждый размещает один драгоценный камень в любую точку из списка.

Найденные точки соединяются с помощью инструментов интерактивной доски.




Правильно выполнив задание, учащиеся получают рисунок, закодированный с помощью координат.

5 этап. Динамическая пауза


Учитель. Плавание для корабля «Отважный» окончено. К путешествию готовится команда корабля «Смелый».

Нам нужна динамическая пауза. Давайте проделаем упражнение «Ухо-нос». Кто будет боцманом?



Учащимся предлагается выполнить упражнения на смену деятельности левого и правого полушарий головного мозга.

«Левой рукой беремся за кончик носа, правой рукой за мочку левого уха. Далее хлопаем в ладоши и меняем руки местами: правая рука за кончик носа, левая за мочку правого уха»

Если это упражнение уже вводилось ранее, то можно выбрать ученика-«боцмана», который и поможет другим учащимся.






6 этап. Работа за компьютерами


Учитель. Теперь команде корабля «Отважный» предоставляется возможность закрепить полученные знания. На компьютерах уже загружена программа для вашей работы. Плывите в порт «Классный».

А я вступаю на борт корабля «Смелый» и совершу с ними путешествие к Острову координат


7 этап. Подведение итогов. Домашнее задание.


Для закрепления знаний учащимся предлагаются вопросы.

  • Под каким углом пересекаются координатные прямые x и y ?

  • Как называют горизонтальную координатную прямую?

  • Как называют вертикальную координатную прямую?

  • Как называют точку пересечения этих прямых ?

  • Как называют пару чисел,

определяющих положение точек на плоскости ?

Домашнее задание.

В тетради начертить систему координат и изобразить в ней первую букву своего имени, используя только прямые линии. Подписать координаты каждой точки полученной буквы.


8 этап. Рефлексия


Учитель. Благодарю всех за урок. Выразите свое отношение к уроку, выбрав смайлик на доске.



На интерактивной доске располагается база смайликов и их описание.

Уходя из кабинета, учащиеся перемещают из базы в центр интерактивной доски смайлик, соответствующий их ощущениям.




Источники

  1. Электронный ресурс «Единая коллекции цифровых электронных ресурсов» http://files.school-collection.edu.ru/

  2. Босова Л.Л. Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 191 с., илл.

  3. Босова Л.Л. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие/Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 3-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. – 320 с.: ил.

  4. Воронкова О.Б. Информатика: методическая копилка преподавателя/О.Б.Воронкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 320 с.

Состав кейса «Метод координат»

  1. Конспект урока «Остров координат».

  2. Материалы Единой коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru/

    1. Плакат «Виды представления информации».

    2. Флэш-ролик «Прямоугольная система координат».

    3. Слайды «резюме», «Справочник», «Шпаргалка».

    4. Программа Graph «Графические диктанты и Танграм».

    5. Интерактивный флэш-ролик «Построение точек на координатной плоскости».

  3. Авторская презентация для демонстрации на интерактивной доске. Требует преобразования для демонстрации на экране.

  4. Комплект карточек с рисунками для кодирования в прямоугольной системе координат в области положительных значений.

  5. 3 комплекта карточек с рисунками для кодирования в прямоугольной системе координат: положительные координаты, положительные и отрицательные координаты, координаты в двоичном коде.

  6. Задание для работы в программе «Построение рисунков в прямоугольной системе координат средствами прогрммы Microsoft Excel».


Условия использования кейса «Метод координат»

  1. Аппаратный комплекс

  • Персональный компьютер учителя.

  • Проекционное оборудование: проектор, подключенный к компьютеру учителя.

  • Интерактивная доска. Если такая доска отсутствует, то интерактивность программ поддерживается клавиатурой и мышью.

  • Компьютерный класс для организации индивидуальной деятельности учащихся.

  1. Программное обеспечение.

  • Флэш-плеер для демонстрации флэш-роликов.

  • Установленный программный комплекс Graph. Из материалов Единой коллекции ЦОР.


Опыт применения кейса «Метод координат»

  1. Бинарные уроки информатики и математики в 5-х классах по подгруппам (с 2009 года проведено 8 уроков).

  2. Бинарные уроки информатики и математики в 6-х классах по подгруппам (с 2009 года проведено 12 уроков).

  3. Уроки информатики в 7-х классах (с 2009 года проведено 12 уроков, с включением координат в двоичном коде).

  4. С 2009 года проводится традиционный школьный конкурс «Рисуем по координатам» среди 5-7 классов. (1 тур — для всех желающих. 2 тур — среди победителей и призеров).

ООО «АГТ» по заказу Министерства образования и науки



База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница