Краткий обзор ситуации в медийной сфере




Скачать 397.75 Kb.
Дата 07.09.2016
Размер 397.75 Kb.
Андрей БАСТУНЕЦ

КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ МЕДИЙНОЙ СФЕРЫ


  1. КРАТКИЙ ОБЗОР СИТУАЦИИ В МЕДИЙНОЙ СФЕРЕ

Беларусь традиционно занимает последние места в различных рейтингах свободы слова и СМИ, составляемых международными организациями. Так, в очередном «Индексе свободы прессы», который ежегодно составляет организация «Репортеры без границ», Беларусь в 2015 г. осталась на 157 месте из 180 возможных, разместившись между Ираком и Египтом. Эту позицию страна занимает с 2012 г. Ближайшие страны-соседи Беларуси заняли в этом рейтинге следующие позиции: Польша – 18 место, Литва – 31 место, Латвия – 28 место, Украина – 129 место, Россия – 152 место.

В докладе международной правозащитной организации Freedom House «Свобода прессы-2015» Беларусь включена в десятку стран и территорий, где ситуация в области свободы прессы наихудшая в мире. Кроме Беларуси в десятке Иран, Куба, Крым (в качестве территории), Северная Корея, Сирия, Туркменистан, Узбекистан, Экваториальная Гвинея и Эритрея. Как отмечают авторы доклада, в этих странах «независимые СМИ не существуют или едва способны работать, пресса выступает в качестве рупора режима, доступ граждан к объективной информации жестко ограничен, несогласие подавляется посредством тюремного заключения, пыток и других форм репрессии».
В Беларуси, указывается в докладе, продолжается давление на независимых журналистов. В частности, в 2014 году было возбуждено более 20 судебных дел по обвинению работавших без аккредитации журналистов в незаконном изготовлении и распространении продукции СМИ (по сведениям БАЖ в 2014 г. было возбуждено 10 таких дел, а с января по сентябрь 2015 г. – еще 28 – АБ) . В докладе упоминается, что военный эксперт журналист Александр Алесин был задержан КГБ по подозрению в шпионаже, а затем отпущен под подписку о невыезде. Отмечается, что в декабре 2014 года в закон о СМИ были внесены поправки, которые позволяют Министерству информации Беларуси блокировать сайты СМИ без решения суда, если они получили два предупреждения в течение года. На протяжении года была осуществлена временная блокировка сайтов негосударственных СМИ, в частности газеты «Наша ніва», информационного агентства БелаПАН и его интернет-газеты «Белорусские новости» (naviny.by), сайтов «Белорусский партизан» (belaruspartisan.org), «Хартия'97» (charter97.org), интернет-газеты «Солидарность» (gazetaby.com), сайта «Завтра твоей страны» (zautra.by) и ресурса udf.by.

Отмечается также, что в Беларуси сохраняется монополия государства на телевещание, а государственные СМИ получают финансирование из бюджета.
Несмотря на то, что в Беларуси Конституцией закреплены гарантии свободы выражения мнения и получения, хранения и распространения информации, а также запрещена цензура, законодательными актами (в первую очередь, Законом “О средствах массовой информации”), иными актами законодательства и практикой из применения свобода СМИ повсевместно ущемляется. Государство, установив тотальный контроль над традиционными медиа, в последнее время пытается распространить его на Интернет, а также книгоиздание, распространение книг и продукции СМИ.

За распространение нежелательной для властей информации предусмотрены жесткие меры ответственности, от уголовной (в УК Беларуси имеется 6 статей, предусматривающих уголовную ответственность за диффамацию, включая ст.ст. 367, 368, которые устанавливают повышенную ответственность за клевету в отношении Президента Республики Беларусь и его оскорбление) до специальной, предусмотренной Законом “О средствах массовой информации” (вплоть до закрытия СМИ или блокирования интернет-ресурсов).

Независимые общественно-политические СМИ дискриминируются в экономической сфере. Государственные предприятия «Белпочта» и «Белсоюзпечать», доминирующие на рынке распространения печатных СМИ по подписке и в розницу, отказываются распространять независимые печатные издания. С подобными проблемами сталкиваются около половины не зависящих от государства общественно-политических СМИ.

Это происходит на фоне административных преференций и прямой бюджетной поддержки государственных медиа. В республиканском бюджете на 2015 г. на финансирование поддерживаемых государством СМИ выделено около 60 млн. евро, которые распределены на внеконкурсной основе. Государственные телеканалы освобождаются от уплаты налогов на добавленную стоимость и на прибыль.




  1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ СВОБОДЫ ВЫРАЖЕНИЯ МНЕНИЯ

Законодательство Республики Беларусь о средствах массовой информации и – шире – в сфере выражения мнения -- основывается на международно-правовых договорах, ратифицированных государством, и Конституции Республики Беларусь.

Белорусская ССР ратифицировала Международный пакт о гражданских и политических правах (далее – МПГПП) в 1973 г. В Декларации о государственном суверенитете от 27 июля 1990 г. Республика Беларусь подтвердила обязательность для себя положений МПГПП, в том числе и о праве на свободное выражения мнения и допустимых ограничениях этого права.

Статья 19 МПГПП правах гласит:


1. Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений.

2. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору.

3. Пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми:

a) для уважения прав и репутации других лиц;

b) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.

Конституция Республики Беларусь также закрепляет гарантии свободы выражения мнения и получения, хранения и распространения информации. Так, в соответствии со ст. 33 Основного Закона, каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются.

Статья 34 Конституции гарантирует гражданам Республики Беларусь право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы. Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав.


Однако, несмотря на конституционные гарантии и международно-правовые обязательства, законодательными актами Республики Беларусь, другими правовыми актами и практикой их применения свобода выражения мнения и право на получение и распространение информации жестко ограничиваются.
ЗАКОН “О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ”

Закон Республики Беларусь “О средствах массовой информации ” от 17.07.2008 № 427-З /Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 15.08.2008, № 196, 2/1524/ (далее по тексту «Закон о СМИ») вступил в силу 8 февраля 2009 г., заменив ранее действовавший закон “О печати и других средствах массовой информации”. В конце 2014 г. в него были внесены поправки, вступившие в силу 1 января 2015 г. и еще более ужесточившие государственное регулирование медийной сферы.

Закон о СМИ предусматривает:

- разрешительный порядок регистрации средств массовой информации, в том числе печатных;

- непрозрачный порядок лицензирования радиовещательных СМИ;

-- регистрацию распространителей продукции СМИ с возможностью Министерства информации запретить их деятельности;

-- распространение на владельцев интернет-ресурсов (в том числе зарубежных) обязанностей и ответственности, предусмотренных Законом о СМИ, без предоставления им прав редакций СМИ;

- использование института аккредитации для ограничения доступа журналистов к информации;

-- нечетко сформулированный и чрезмерно широкий перечень информации, запрещенной в распространению в СМИ (включающий в себя, среди прочего, информацию распространение которой способно нанести вред национальным интересам Республики Беларусь (независимо от того, несколько распространение этой информации запрещено).

- широкие контрольные функции Министерства информации, включая возможность обращения с иском о прекращении деятельности СМИ вне зависимости от тяжести нарушений, допущенных СМИ, упрощенный внесудебный порядок отзыва Мининформом лицензии на вещание, ограничения доступа к Интернет-ресурсам, запрета деятельности распространителя продукции СМИ.

Таким образом, законодательство о СМИ:

-- препятствует выходу на медийный рынок СМИ новых проектов;

-- ограничивает свободу субъектов деятельности в сфере получения и распространения информации;

-- устанавливает широкие возможности применения к ним различного рода санкций (вплоть до прекращения деятельности традиционных СМИ или блокировки Интерент-ресурсов).


Нормы, препятствующие выходу на рынок новых медиа:
-- Разрешительный порядок регистрации СМИ, в том числе и печатных.

Фактически в Беларуси установлен двухступенчатый разрешительный порядок учреждения СМИ: вначале надо зарегистрировать редакцию в качестве юридического лица, а потом – СМИ.

Регистрацию СМИ осуществляет Министерство информации Республики Беларусь. Среди регистрационных требований – информация о редакции еще не зарегистрированного СМИ, предполагаемая территория его распространения, специализация (тематика) СМИ, источники его финансирования, предполагаемый тираж регистрируемого печатного СМИ, сведения об учредителях СМИ, дополнительные требования к редактору (высшее образование и пятилетний стаж на руководящих областях в этой области) и расположению редакции (только в помещениях нежилого фонда). Последние два требования Законом о СМИ не предусмотрены, но включены Мининформом в форму заявления об регистрации.

Требование обязательной регистрации не распространяется на печатные СМИ, выходящие тиражом до 300 экземпляров и ряд других медиа, в том числе Интернет-ресурсы, однако они попадают под действие других норм законодательства о СМИ (включая санкционные).


-- Лицензирование деятельности в области вещания

Выход на рынок вещательных СМИ еще более усложнен. После регистрации юридического лица, на которое возложены функции редакции СМИ, и регистрации собственно средства массовой информации (радио-, телепрограммы) потенциальному вещателю необходимо получить частоту вещания и специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности в области вещания (ст. 24 Закона о СМИ).

Решения о выдаче (отказе в выдаче) лицензии, внесении в нее изменений и (или) дополнений, приостановлении, возобновлении, продлении срока действия лицензии, прекращении ее действия, аннулировании лицензии на вещание принимаются коллегиальным органом Министерства информации и оформляются его приказами.

Таким образом, Министерство информации вправе лишить вещателя лицензии во внесудебном порядке, ссылаясь на решение коллективного органа – коллегии министерства информации, - члены которого не несут ответственности за принятые решения; при этом большинство из них не имеет юридического образования.

Одним из оснований для лишения лицензии является осуществление лицензиатом «деятельности в целях, противоречащих интересам Республики Беларусь» (неконкретная и некорректная с точки зрения права формулировка).
-- Необходимость получения разрешения на распространение на территории Беларуси продукции иностранного СМИ

В соответствии с п. 5 ст. 17 Закона о СМИ продукция иностранного средства массовой информации, распространяемая на территории Республики Беларусь без изменения формы или содержания, может быть распространена в Республике Беларусь только после получения иностранным средством массовой информации соответствующего разрешения в Министерстве информации. Порядок выдачи такого разрешения устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Иностранные средства массовой информации, распространяющие на территории Республики Беларусь свою продукцию с изменением ее формы или содержания, подлежат государственной регистрации в Министерстве информации в общем порядке (п. 2 ст. 11 Закона о СМИ).
Нормы, ограничивающие свободу субъектов деятельности в сфере получения и распространения информации:
-- Использование института аккредитации корреспондентов СМИ для ограничения прав журналистов

Определение термина «аккредитация журналиста средства массовой информации», данное в пункте 1 статьи 1 Закона «О средствах массовой информации», не соответствует основополагающему принципу свободы массовой информации и связывает возможность осуществления журналистской деятельности с аккредитацией.

Между тем, аккредитация является не формой разрешения на профессиональную деятельность журналиста, а процедурой признания полномочий журналистов тем или иным органом (организацией). Цель аккредитации — создание наиболее благоприятных условий для работы журналистов, ее получивших.


«Аккредитация журналистов предусматривается в тех случаях, когда необходимо упорядочить (а не прекратить) доступ журналистов к тем или иным событиям, к заседаниям органов власти, особенно, если интерес СМИ превышает физические возможности его удовлетворить (то есть, при отсутствии надлежащих условий для одновременной работы большого количества представителей прессы). Аккредитация позволяет определить те СМИ и тех журналистов, которые действительно специализируются на освещении деятельности государственной власти, с целью предоставления им первоочередного права на получение соответствующей информации» (Комментарий к проекту Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации», Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Бюро Представителя по вопросам свободы СМИ, 2008 г. (http://www.osce.org/ru/fom/32600?download=true).
Отсутствие аккредитации не должно расцениваться как препятствие для осуществления журналистской деятельности. Для освещения событий, происходящих на территории Республики Беларусь и за ее пределами, белорусским журналистам аккредитация вообще не требуется, и в этой части определение, данное в пункте 1 статьи 1, противоречит положениям статьи 34 Закона «Статус журналиста средства массовой информации».
-- Запрет на деятельность в Беларуси без аккредитации МИД журналистов иностранных СМИ (в том числе белорусских граждан)

Белорусское законодательство о СМИ запрещает осуществление профессиональной деятельности журналистов иностранных СМИ на территории Республики Беларусь без аккредитации (п. 4 ст. 35 Закона о СМИ). В соответствии с п. 3 этой статьи аккредитация журналистов иностранных СМИ проводится Министерством иностранных дел Республики Беларусь в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь (Положение о порядке аккредитации в Республике Беларусь журналистов иностранных средств массовой информации утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.12.2008 № 2015 (Национальный реестр правовых актов Республик Беларусь. 2009 №5. 5/29049).


В Комментарии к проекту Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации» Бюро Представителя ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации в 2008 г. высказало обеспокоенность нормами, вводящими запрет на профессиональную деятельность журналистов иностранных СМИ без специальной аккредитации в МИД Республики Беларусь и напомнило, что по Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе Республика Беларусь взяла на себя обязательство «облегчать более свободное и широкое распространение всех форм информации, поощрять сотрудничество в области информации и обмен информацией с другими странами и улучшать условия, в которых журналисты из одного государства-участника осуществляют свою профессиональную деятельность в другом государстве-участнике» (Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. http://www.osce.org/documents/mcs/1975/08/4044_ru.pdf). Бюро Представителя ОБСЕ по вопросам свободы средств массовой информации высказало сомнение в том, что нормы об обязательной аккредитации корреспондентов иностранных СМИ «содействуют цели, зафиксированной в международном договоре Республики Беларусь. Заключительный акт в Разделе 2 – «Информация» (пункт с) предусматривает права как аккредитованных (временно или постоянно) иностранных журналистов, так и журналистов других государств без учёта наличия у них специальной аккредитации. В частности, государства-участники, к числу которых относится и Беларусь, взяли обязательство «увеличивать возможности личного общения журналистов государств-участников с источниками их информации, включая организации и официальные учреждения».
-- Расширительно сформулированный перечень информации, распространение которой в СМИ запрещено

В ст. 38 Закона о СМИ, принятого в 2008 г. и вступившего в силу в 2009 г., приведен перечень информации, распространение которой в средствах массовой информации запрещено. К таковой отнесена:

-- информация от имени организаций, не прошедших в установленном порядке государственную регистрацию (перерегистрацию) в случаях, когда такая регистрация (перерегистрация) является обязательной в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, а также организаций, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение уполномоченного государственного органа об их ликвидации;

-- сведения, пропагандирующие потребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических и других одурманивающих веществ, а также сведения о способах и методах разработки, изготовления, использования и местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов;

-- информация, направленная на пропаганду войны, экстремистской деятельности или содержащей призывы к такой деятельности, порнографии, насилия и жестокости, а также другая информация, распространение которой запрещено Законом о СМИ, иными законодательными актами Республики Беларусь.

Кроме того, в радио-теле-видео-, кинохроникальных программах запрещается использование скрытых вставок, воздействующих на подсознание людей или оказывающих вредное влияние на их здоровье.

Как видим, перечень информации, распространение которой в средствах массовой информации запрещено, не изложен как исчерпывающий, а относит к запрещенной другую информацию, «распространение которой запрещено настоящим Законом, иными актами законодательства Республики Беларусь». Более того, менее, в декабре 2014 г. в этот и без того «растяжимый» перечень была добавлена информация, распространение которой способно нанести вред национальным интересам Республики Беларусь.
-- Ограничение финансирования СМИ из иностранных источников

Статья 8 Закона о СМИ запрещает получать денежные средства и другое имущество в целях финансирования средств массовой информации от иностранных юридических лиц, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно не проживающих на территории Республики Беларусь, за исключением случаев участия указанных лиц в уставном фонде юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, а также других случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, и от анонимных источников.

Доля иностранных участников (к которым относятся иностранное государство, иностранное и/или международное юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, иностранный гражданин, лицо без гражданства) в уставом фонде редакции СМИ, зарегистрированной как коммерческая организация, должна быть менее 20 процентов. В случае, если юридическое лицо, на которое возложены функции редакции СМИ, является некоммерческой организацией, меньшим 20 процентов должно быть количество иностранных участников (п.п. 1.5 и 1.6. ст. 15 Закона о СМИ).

Указанные положения не распространяются на те редакции СМИ, которые были зарегистрированы до принятия Закона о СМИ (ограничившего долю иностранных участников в уставном фонде редакций СМИ 30 процентами) и внесения изменений в Закон о СМИ в 2014 г., когда эта доля была уменьшена до 20 процентов. Т.е. на наиболее влиятельные СМИ, сформированные с участием российского капитала.


-- Регистрация распространителей продукции печатных СМИ, а также распространителей продукции телевизионных, радиовещательных средств массовой информации

С 1 июля 2015 г. распространители продукции СМИ (как печатных, так и телевизионных и радиовещательных) вправе осуществлять свою деятельность только после включения их в Государственный реестр распространителей продукции печатных средств массовой информации и Государственный реестр распространителей продукции телевизионных и радиовещательных средств массовой информации соответственно.

Эти положения не распространяются на редакции СМИ, которые распространяют выпускаемые ими медиа. Деятельность прочих распространителей продукции СМИ без включения в Государственный реестр является незаконной.

Осуществляет ведение Государственных реестров Министерство информации.


-- Регистрация издателей, изготовителей и распространителей печатной продукции (кроме СМИ)

Необходимо также отметить, что в соответствии со ст. 22 закона «Об издательском деле в Республике Беларусь» от 29.12.2012 № 8-З /Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.01.2013, 2/2006/ юридические лица, представители зарубежных организаций, индивидуальные предприниматели, которые осуществляют издательскую деятельность, полиграфическую деятельность, распространение печатных изданий (кроме СМИ), подлежат государственной регистрации в качестве соответственно изготовителя, производителя и распространителя (за рядом исключений, перечисленных в законе). Регистрацию осуществляет Министерство информации Республики Беларусь. Деятельность без регистрации признается незаконной.


Нормы, устанавливающие широкие возможности применения санкций к субъектам деятельности в сфере получения и распространения информации
-- Чрезвычайно широкие возможности Миниформа выносить предупреждения традиционным СМИ и возбуждать дела по прекращению выпуска СМИ

Письменные предупреждения выносятся Министерством информации редакции и учредителю СМИ (а после внесения в Закон о СМИ дополнений в конце 2014 г. – и владельцу информационного ресурса, размещенного в глобальной компьютерной сети Интернет), в случае совершения действий, противоречащих требованиям Закона о СМИ (п.п. 1.1. п.1 ст. 49 Закона о СМИ). Кроме этого основания вынесения предупреждения в законе приводится еще четыре, которые, однако, после общего подпункта, охватывающего все виды нарушений, выглядят излишними:

доведения до всеобщего сведения информации, распространение которой ограничено или запрещено в соответствии Законом о СМИ;

распространения недостоверной информации, которая может причинить вред государственным или общественным интересам;

производства и (или) распространения продукции средства массовой информации без разрешения главного редактора (редактора) средства массовой информации;

распространения сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь, достоинство или деловую репутацию физических лиц либо деловую репутацию юридических лиц.

Кроме того, письменное предупреждение может быть вынесено учредителю (учредителям) средства массовой информации в случае невыполнения требований, заявленных им при учреждении и государственной регистрации средства массовой информации, а также за содержание информации, распространяемой учрежденным им средством массовой информации (п.2 ст. 49).

Письменные предупреждения могут стать основаниями для прекращения выпуска СМИ. Выпуск СМИ в Беларуси может быть прекращен решением суда по иску Министерства информации либо прокурора (п. 1 статьи 51 закона «О средствах массовой информации»). Причем действующий закон, в отличие от своего предшественника, допускает возможность предъявления иска о прекращении выпуска СМИ даже в случае однократного нарушения его положений. Это касается случаев нарушения порядка распространения продукции иностранными средствами массовой информации, официальных информационных сообщений и (или) материалов, продукции эротического характера, а также порядка осуществления телевизионного вещания и радиовещания.

Но, пожалуй, наибольшую угрозу для СМИ представляет п.п. 2.2. пункта 2 ст. 51 Закона о СМИ, в соответствии с которым Министерство информации может обратиться в суд с иском о прекращении выпуска средства массовой информации в случае вынесения редакции средства массовой информации либо учредителю (учредителям) средства массовой информации в течение года двух и более письменных предупреждений. Причем иск о прекращении выпуска СМИ может быть предъявлен независимо от тяжести нарушений, допущенных редакцией или журналистом: достаточно факта вынесения двух предупреждений по любым, даже самым формальным и мельчайшим поводам.

Пункт 4 ст. 51 Закона о СМИ устанавливает, что иск о прекращении выпуска средства массовой информации может предъявить и прокурор в случае, если должностным лицам редакции либо учредителю СМИ в течение года было вынесено два и более официальных предупреждения прокурора о недопустимости повторного совершения правонарушений, влекущих за собой ответственность, установленную Законом о СМИ, иными актами законодательства Республики Беларусь о средствах массовой информации, либо подготовки к совершению ими противоправных действий. Закон о СМИ не устанавливает, прокурор какого уровня может выносить предупреждения в адрес должностных лиц редакции СМИ или учредителя СМИ и обращаться в суд с иском о прекращении выпуска СМИ.


-- Право Мининформа заблокировать любой Интернет-ресурс во внесудебном порядке

В декабре 2014 г. Закон о СМИ был дополнен ст. 51-1 «Ограничение доступа к продукции средств массовой информации, распространяемой посредством информационного ресурса (его составной части), размещенного в глобальной компьютерной сети Интернет».

Вопреки утверждениям официальных лиц о том, что Интернет-ресурсы могут быть заблокированы после вынесения владельцу ресурса в течение года двух и более письменных предупреждений, есть и другие основания для ограничения доступа к сайтам.

А именно:

-- распространение посредством Интернет-ресурса информационных сообщений и (или) материалов, запрещенных или ограниченных к распространению в соответствии законодательными актами Республики Беларусь, а также вступившими в законную силу решениями суда;

-- невыполнение владельцем информационного ресурса (его составной части), размещенного в глобальной компьютерной сети Интернет, законного требования государственного органа об устранении нарушений законодательства Республики Беларусь о средствах массовой информации.

Из этого следует, что:


  1. блокироваться могут не только Интернет-ресурсы белорусского сегмента Интернета, но и сайты, находящиеся за его пределами;

  2. блокирование возможно даже за однократное нарушение требований закона (по мнению Мининформа);

  3. блокирование осуществляется по требованию Министерства информации во внесудебном порядке, причем в законе ничего не говорится о возможности его судебного обжалования.

Порядок ограничения доступа к Интернет-ресурсам разработан Оперативно-аналитическим центром при Президенте Республики Беларусь совместно с Министерством связи и информатизации Республики Беларусь (Положение о порядке ограничения доступа к информационным ресурсам в Интернете утверждено их совместным постановлением №6/8 от 19 февраля 2015 г./Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 25.02.2015, 7/3059/.

Список ограниченного доступа формируется на основании решений Мининформа.


-- Санкционные полномочия Миниформа по отношению к распространителям продукции СМИ (печатных, телевизионных и радиовещательных), издателей, изготовителей и распространителей другой печатной продукции

Министерство информации вправе принимать решение об исключении распространителей СМИ, а также издателей, изготовителей и распространителей другой печатной продукции из соответствующих реестров (фактически – о запрете распространения продукции СМИ, другой печатной продукции). Среди оснований для исключения из государственных реестров распространителей продукции СМИ -- распространение продукции иностранного СМИ без соответствующего разрешения Мининформа, распространения информационных сообщений и (или) материалов, запрещенных к распространению в соответствии со статьей 38 Закона о СМИ, вынесения распространителю в течение года двух и более письменных предупреждений.

Письменное предупреждение распространителю продукции СМИ выносится, в частности, выносится, в случаях

-- непредоставления операторами электросвязи, поставщиками услуг электросвязи, осуществляющими распространение телепрограмм, возможности просмотра каждым абонентом телепрограмм, входящих в обязательный общедоступный пакет;

-- распространения продукции средства массовой информации до его государственной регистрации или до получения иностранным средством массовой информации, распространяющим на территории Республики Беларусь свою продукцию без изменения формы или содержания, соответствующего разрешения в республиканском органе государственного управления в сфере массовой информации;

-- изменения формы или содержания продукции иностранного средства массовой информации, распространяемой на территории Республики Беларусь без изменения ее формы или содержания;

-- распространения продукции телевизионных и радиовещательных средств массовой информации до получения ими специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности в области вещания;

-- неуведомления распространителем продукции телевизионных, радиовещательных средств массовой информации не позднее двух рабочих дней до начала (прекращения) распространения радио-, телепрограммы республиканского органа государственного управления в сфере массовой информации о начале (прекращении) распространения радио-, телепрограммы, за исключением случая распространения продукции СМИ юридическим лицом, на которое возложены функции редакции СМИ;

-- невыполнения распространителем законного требования государственного органа об устранении нарушений законодательства Республики Беларусь о средствах массовой информации.
УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС

В Уголовном кодексе Беларуси /Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 15.10.1999, № 76, 2/50/ имеется 6 статей, устанавливающих уголовную ответственность за диффамацию: 188 «Клевета», 189 «Оскорбление», 367 «Клевета в отношении Президента Республики Беларусь», 368 «Оскорбление Президента Республики Беларусь»,369 «Оскорбление представителя власти», 391 «Оскорбление судьи или заседателя». Кроме того, ст. 369-1 предусматривает ответственность за дискредитацию Республики Беларусь.

Статьи 188 и 189 устанавливают уголовную ответственность за клевету и оскорбление, совершенные в течение года после наложения мер административного взыскания за такие же действия, либо содержащиеся в публичном выступлении, произведении, средствах массовой информации, либо соединенные с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. Максимальная санкция, установленная этими статьями, — ограничение свободы на срок до трех лет. Предусмотрены и альтернативные санкции — штраф, исправительные работы, арест.

В 2003 году по статье 369 УК «Оскорбление представителя власти» за публикации о руководителях района был приговорен к к штрафу в 30 базовых величин главный редактор газеты «Вечерний Столин» Александр Игнатюк. Годом позже за клевету и оскорбление в СМИ был осужден редактор газеты «Борисовские новости» Анатолий Букас (за статью о редакторе местной государственной газеты он был приговорен к штрафу в размере 40 базовых величин).

Три статьи Уголовного кодекса предусматривают повышенную ответственность за диффамацию в отношении президента: 367 «Клевета в отношении Президента Республики Беларусь» (максимальная санкция – до 5 лет лишения свободы), 368 «Оскорбление Президента Республики Беларусь» (до 3 лет лишения свободы) и 369 «Оскорбление представителя власти». Уголовно наказуемыми признаются клевета в отношении Президента, содержащаяся в публичном выступлении, произведении либо в СМИ и публичное оскорбление Президента, а также клевета и оскорбление Президента, совершенные лицом, ранее судимым за эти деяния, либо соединенные с обвинением в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления.    

Статьи Уголовного кодекса 367 и 368 применяются в Беларуси довольно часто. В 2002 году, после президентских выборов, по этим статьям были осуждены главный редактор гродненской газеты«Пагоня» Николай Маркевич и журналист газеты Павел Можейко за статьи, которые даже не дошли до читателя, поскольку номер газеты был арестован еще в типографии (соответственно 2,5 и 2 года ограничения свободы; впоследствии срок наказания обоим был снижен на год в связи с применением закона об амнистии). Тогда же за перепечатку статьи из Интернета и коллаж был осужден главный редактор газеты «Рабочы» Виктор Ивашкевич (2 года ограничения свободы; срок наказания также был сокращен на год в связи с амнистией).

В 2011 году, также после президентских выборов, за клевету в отношении Президента (ст. 367 УК) был приговорен к 3 годам лишения свободы с отсрочкой исполнения наказания на 2 года гродненский журналист Андрей Почобут; по ст. 368 УК журналист был оправдан. До вынесения приговора он три месяца провел под стражей. Позже, в 2012 году, против него снова было возбуждено уголовное дело по той же статье. Поскольку срок отсрочки приговора на тот момент еще не истек, в случае повторного осуждения А.Почобуту угрожало направление в места лишения свободы. Однако в 2013 году это дело было прекращено.

Уголовное преследование белорусских журналистов за диффамацию оказывает влияние на свободу прессы и входит в противоречие с международными обязательствами Республики Беларусь в области прав человека.


Как отмечается в Комментарии общего порядка № 34, принятом Комитетом по правам человека ООН к статье 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, «Государствам−участникам следует рассмотреть возможность исключения клеветы из разряда преступлений, но в любом случае уголовное законодательство должно применяться лишь в связи с наиболее серьезными случаями, а лишение свободы ни при каких условиях не должно считаться адекватной мерой наказания. Государство−участник не должно допускать ситуаций, когда после предъявления лицу обвинения в клевете судебное разбирательство в отношении этого лица не проводится скорейшим образом, поскольку такая практика оказывает сковывающее воздействие, неправомерно ограничивающее осуществление таким лицом или другими лицами права на свободное выражение мнения».
Белорусская ассоциация журналистов последовательно выступает за декриминализацию диффамации, расценивая в качестве первоочередной меры исключение из Уголовного кодекса статей об оскорблении и клевете, которые предоставляют государственным чиновникам и высшему руководству страны дополнительную защиту от критики. В 2002 – 2003 годах БАЖ проводил кампанию за отмену статей 367, 368 и 369 Уголовного кодекса Республики Беларусь, в рамках которой было собрано почти 7 тысяч подписей. БАЖ обратился в Конституционный суд Республики Беларусь с предложением проверить соответствие статей 367-369 Уголовного кодекса Беларуси Конституции страны. Конституционный суд принял решение, в котором предложил нижней палате белорусского парламента "рассмотреть вопрос о совершенствовании соответствующих норм Уголовного кодекса Республики Беларусь", однако это рассмотрение так не состоялось.
КОДЕКС ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

С апреля 2014 г. журналистов, сотрудничающих с иностранными СМИ без аккредитации, стали привлекать к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 22.9 Кодекса об административных правонарушениях  от 11 января 1999 г. № 238-З  /Национальный реестр правовых актов Республик Беларусь. 2003 №63. 2/946/ за незаконное изготовление и распространение продукции СМИ.  В 2014 г. было зафиксировано 10 таких случаев, а за 8 месяцев 2015 г. – 28. Журналистов привлекали к ответственности в виде штрафа от 20 до 50 базовых величин.  Во всех случаях основанием для привлечения к ответственности стало не содержание журналистских материалов, а сам факт их появления в иностранных медиа.

Между тем, часть 2 ст. 22.9 КоАП, по которой привлекают журналистов, не предусматривает ответственности за профессиональную журналистскую деятельность в интересах иностранных СМИ без аккредитации.  Привлечение журналистов к ответственности по этой статье  за профессиональную деятельность без аккредитации является результатом произвольного толкования закона правоприменительными органами и судами.

Ч.2 ст. 22.9. КоАП устанавливает ответственность не за деятельность без аккредитации, а за незаконное изготовление и (или) распространение  продукции средства массовой информации.   


В соответствии с законодательством продукцию СМИ изготавливает ее изготовитель – юридическое лицо, на которое возложены функции  редакции средства массовой информации (пункт 26 ст. 1 и ст. 30  Закона «О средствах массовой информации»). Журналист же готовит для этого юридического лица информационные сообщения и (или) материалы (пункты 6, 7  ст. 1 Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации»), причем каждый отдельный журналистский материал продукцией СМИ не является (таковой признается лишь их совокупность, имеющая постоянное название и носящее периодический характер изготовления и распространения).

Исходя из приведенных в ст. 1 Закона «О средствах массовой информации» дефиниций, журналист не может быть отнесен к субъектам изготовления (выпуска) продукции СМИ, а также ее распространения (этим занимается распространитель продукции средства массовой информации (п. 19 ст. 1 Закона «О средствах массовой информации»). Соответственно, он не может привлекаться к ответственности за незаконное изготовление и распространение продукции СМИ.

Субъектами ответственности за незаконное изготовление и (или) распространение продукции СМИ являются физические лица, но не журналисты, а руководители юридических лиц, изготовляющих и распространяющих продукцию СМИ, владельцы Интернет-ресурсов, иные физические лица, осуществляющие такую деятельность.

Что касается ответственности за деятельность без аккредитации, то она установлена не ст. 22.9. КоАП, а Положением о порядке аккредитации в Республике Беларусь жрналистов иностранных средств массовой информации, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №2015 от 25.12.2008 г. /Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 12.01.2009, № 5. 5/29049/. Это Положение не предусматривает применения мер административной ответственности за нарушение правил аккредитации, а устанавливает иные меры ответственности (п. 15 Положения о порядке аккредитации в Республике Беларусь журналистов иностранных средств массовой информации). 

Привлечение к административной ответственности не за содержание материалов, а за факт появления их в иностранных СМИ, является необоснованным ограничением свободы выражения мнения и права на получение и распространение информации.


ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ БАЙНЕТ

Первый нормативный правовой акт, специально посвященный правовому регулированию отношений в сети Интернет, был принят в 2010 году -- Указ Президента Республики Беларусь № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет» /Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 29.01.2014, 1/14787/.

Важную роль в ужесточении государственного контроля над Интернет-сферой сыграли изменения в Закон о СМИ, внесенные в него в конце 2014 г., а также президентский декрет №6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков», вступивщий в силу 1 января 2015 г. /Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 29.12.2014, 1/15504/.
В сфере СМИ эти акты предусматривают следующее:
-- Ограничение доступа к Интернет-ресурсам

Если указ № 60 предусматривается, что доступ к Интернет-ресурсам с незаконным или нежелательным контентом в обязательном порядке ограничивается для государственных органов и организаций, а также организаций образования, культуры, а для иных пользователей интернет-услуг — по их запросу, то после внесения изменений в Закон о СМИ Министерство информации получило (и уже использовало) право во внесудебном порядке ограничивать доступ к таким ресурсам для всех интернет-пользователей.


-- Ответственность за комментарии

В соответствии с Указом № 60 ответственность за содержание информации, размещаемой (передаваемой) в национальном сегменте сети Интернет, несут лица, разместившие (передавшие) эту информацию). Вопреки этой норме с принятием изменений в статью 38 Закона «О средствах массовой информации» ответственность за контент распространена и на владельцев Интернет-ресурсов, которые обязаны «не допускать использование этого информационного ресурса (его составной части) для распространения информации, содержание которой противоречит требованиям настоящего Закона». Таким образом, появились правовые основания для привлечения их к ответственности (вплоть до блокирования Интернет-ресурсов). При этом в Законе четко не указано, в какие сроки и какие действия должен совершить владелец сайта во избежание ответственности за размещенный комментарий.

Аналогичные положения содержатся в Декрете Президента Республики Беларусь № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков», принятом в конце 2014 года.

Очевидно, что этот конфликт правовых норм требует разрешения и, вероятно, это произойдет не в пользу владельцев сайтов.


-- Введение тотального контроля за поведением граждан в Интернете

Еще в 2010 г. президентский Указ № 60 закрепил намерение государства ввести контроль за пользователями Интернета. На поставщиков Интернет-услуг возлагалась обязанность обеспечивать формирование и хранение актуальных сведений о посещаемых пользователями интернет-услуг информационных ресурсах, однако тогда не назывался срок реализации этого нововведения. Декрет Президента №6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков» предусматривает для этого конкретную дату - с 1 января 2016 г. Очевидно, что сбор провайдерами сведений о пользователях Интеренета, мотивированный необходимостью противодействия незаконному обороту наркотиков, создает возможность для тотального контроля за всеми пользователями, поскольку такие базы данных могут использоваться государственными органами и для других целей. В отсутствие в Беларуси механизма контроля граждан за использованием информации о них (получения уведомления о том, что кто и зачем получает к ним доступ) и независимого надзорного органа это может привести к посягательствам на тайну личной жизни граждан, неотъемлемыми составляющими которой являются анонимность и тайна корреспонденции.


ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИЗМУ

Закон «О противодействии экстремизму» / Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 18.01.2007, № 15 , 2/1300/ вступил в силу в начале 2007 г.

 В соответствии со ст. 14 этого закона запрещаются издание и (или) распространение, в том числе через средства массовой информации, экстремистских материалов.

Информационная продукция, содержащая призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующая такую деятельность,  изымается уполномоченными должностными лицами государственных органов, осуществляющих противодействие экстремизму, либо на нее налагается арест органом государственной безопасности, органом внутренних дел, прокурором или судом. На основании заявления государственного органа, осуществляющего противодействие экстремизму, такая информационная продукция признается экстремистскими материалами по решению суда, которое является основанием для ее уничтожения.

Возможность широкого использования закона «О противодействии экстремизму» для ограничения свободы слова изначально заложена в его тексте. Пространные определения, данные в законе терминам «экстремистская деятельность» и «экстремистские материалы», неопределенны и расплывчаты. На их основании возможно признавать экстремистскими едва ли не любые критические материалы, что и происходит на практике.

Применение Закона «О противодействии экстремизму» в отношении СМИ было начато вскоре после его принятия. Уже в 2008 г. Управление Комитета Государственной Безопасности (КГБ) по Гродненской области инициировало несколько процессов о признании экстремистскими различных информационных материалов и продукции, ранее изъятых сотрудниками таможни или милиции: номеров газет «Свабода» и «Glos znad Niemna na uchodzstwie», издания «Агляд-хроніка парушэнняў правоў чалавека ў Беларусі ў 2004 годзе», аудиозаписи программ польского радио, бюллетеня «Свабодная думка», экземпляров журнала «ARCHE.Пачатак», книги Светланы Калинкиной и Павла Шеремета «Случайный президент» и некоторых других материалов. В результате в 2008 г. были признаны  экстремистскими материалами диски с записью варшавского концерта 2006 г. «Салідарныя з Беларуссю» и польского документального фильма-победителя международных кинофестивалей «Lekcja Bialoruskiego» («Урок белорусского»), диски с фотографиями с Октябрьской площади 2006 г. в Минске. 

В начале 2011 г. Министерством информации было вынесено предупреждение радиостанции «Авторадио», которое стало одним из оснований для прекращения вещания этой радиостанции по решению Республиканской комиссии по телевидению и радиовещанию. Причиной предупреждения и прекращения вещания «Авторадио» стало распространение в эфире радиостанции информации, «содержащей публичные призывы к экстремистской деятельности». Именно так была расценена фраза кандидата в президенты на выборах 2010 г. Андрея Санникова в рекламном ролике о том, что «судьба страны решается не на кухне, а на площади».  Решение Республиканской комиссии о прекращении вещания «Авторадио» и предупреждение Мининформа впоследствии были подтверждены Высшим хозяйственным судом.

В 2013 году был признан экстремистскими материалами фотоальбом «Прэс-фота Беларусі  2011», содержавший фотоснимки, победившие в профессиональном фотоконкурсе. Он был изъят у фотожурналистов таможенниками при ввозе из Литвы в Беларусь. В основу решения суда легло мнение экспертов о том, что «Подборка материалов фотоальбома в совокупности отражает лишь негативные аспекты жизнедеятельности белорусского народа с собственными измышлениями и выводами автора, что с точки зрения социальных норм, принятых в обществе, и нравственности, умаляет авторитет государственной власти, подрывает доверие к органам власти со стороны иностранных государств, иностранных или международных организаций».

Судебное решение о признании альбома  «Пресс-фото Беларуси 2011»  экстремистскими материалами стало основанием также для последующего прекращения действия лицензии на издательскую деятельность издательства «Логвинов» по решению Министерства информации.

С начала действия закона «О противодействии экстремизму» и в дальнейшем «задержание» разнообразной печатной продукции при таможенном досмотре стало обычной практикой. Изъятые на границе издания наиболее часто становились объектами «экспертиз» по подозрению в наличии экстремизма. 

В августе 2014 года в Беларуси была создана Республиканская экспертная комиссия по оценке информационной продукции на предмет наличия (отсутствия) в ней признаков проявления экстремизма, которая «получила монополию» на выявление экстремизма. На две трети ее составляют государственные чиновники, в том числе представители ведомств (КГБ, Таможенного комитета и др.), которые наиболее часто являются инициаторами дел о признании той или иной информационной продукции экстремистскими материалами. Уже в первые полгода своей деятельности Республиканская экспертная комиссия рассмотрела более 100 материалов, из которых 25 были признаны экстремистскими.


  1. КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ МЕДИЙНОЙ СФЕРЫ

Еще в в конце 90-х – начале 2000-х Белорусская ассоциация журналистов подготовила Концепцию реформирования законодательства о СМИ. Сегодня она подлежит переосмыслению, однако основные выводы о необходимости глубокого реформирования этого законодательства остаются актуальными:



«Средства массовой информации не защищены от диктата государства и не могут в полной мере выполнять свое общественное предназначение. В стране преобладают государственные СМИ, которые используются для идеологической обработки населения. Электронные СМИ монополизированы исполнительной властью.

Несовершенство действующего законодательства о СМИ, его неспособность регулировать деятельность средств массовой информации в условиях рыночных отношений и открытого информационного пространства ставят на повестку дня вопрос о реформировании законодательства о СМИ.

Цель такого реформирования - создать правовые и организационные предпосылки для деятельности СМИ как одного из основных институтов современного общества. Законодательство о СМИ должно стать правовой основой деятельности независимых, плюралистических СМИ и содействовать реализации прав и свобод граждан.

Правовой базой реформирования законодательства о СМИ должны стать Конституция Республики Беларусь и международные договоры, ратифицированные Республикой Беларусь.

Реформирование законодательства о средствах массовой информации станет возможным после восстановления в Республике Беларусь основ демократии, утверждения законности и соблюдения прав человека».

Здесь предлагается пошаговая стратегия реформирования законодательства в медийной сфере.

На первом этапе необходимо принять неотложные организационные и правовые меры, которые снимут необоснованные препятствия в развитии белорусских СМИ и устранят чрезмерный государственный контроль над ними. Эти изменения не требуют внесения существенных изменений в действующее законодательство и могут быть осуществлены в кратчайшие сроки.

На втором этапе в действующее законодательство в сфере СМИ должны быть внесены изменения, которые позволят приблизить это законодательство к демократическим стандартам.

На третьем этапе предлагается внести принципиальные изменения в это законодательство, приняв новые законодательные акты в этой сфере.
Концептуальный подход:
В качестве концептуальной основы и первоочередной задачи правового регулирования в сфере СМИ рассматривать защиту конституционных прав и свобод личности;

-- поощрять плюрализм мнений и многообразие контента СМИ;

-- способствовать развитию национальной культуры, поощрять развитие белорусскоязычных медиа;

-- обеспечить соблюдение  положений Международного пакта о гражданских и политических правах и  других международно-правовых обязательств страны;

-- соблюдать Сиракузские принципы ООН толкования ограничений и отступлений от положений Международного пакта о гражданских и политических правах при принятии решений об ограничении свободы выражения мнения и права на распространение информации (в том числе при отнесении информационной продукции к экстремистским материалам).


  1. Первоочередные меры (не требующие внесения существенных изменений в законодательство):


Правовые меры

-- отменить дополнения и изменения, внесенные в Закон РБ «О средствах массовой информации» в декабре 2014 г., признав утратившим силу закон от 20.12.2014 № 213-З /Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.12.2014, 2/2211/, также правовые акты, принятые в соответствии с ним;

-- до внесения изменений в законодательство наложить мораторий на внесудебное применение санкций к субъектам СМИ, а также на внесудебную блокировку сайтов;

-- приостановить подготовку изменений в указ №60 относительно ответственности владельцев Интернет-ресурсов за комментарии пользователей;

-- отменить требование обязательной аккредитации журналистов иностранных СМИ в РБ и ч. 4 ст. 35 Закона о СМИ, запрещающую их деятельность без аккредитации;

-- наложить мораторий на применение ч. 2 и 3 ст. 22.9 КоАП до внесения изменений в КоАП;

-- исключить из Уголовного кодекса Республики Беларусь статьи 188 «Клевета», 189 «Оскорбление», 367 «Клевета в отношении Президента Республики Беларусь», 368 «Оскорбление Президента Республики Беларусь»,369 «Оскорбление представителя власти», 391 «Оскорбление судьи или заседателя», 369-1 «Дискредитация Республики Беларусь».

До внесения соответствующих изменений в УК наложить мораторий на их применение.


Организационные меры

-- Снять ограничения по доступу независимых СМИ к государственным системам распространения («Белпочта» и «Союзпечать»); создать для государственных и негосударственных медиа  равные условия для доступа к государственным системам распространения, распределения частотного ресурса, получения лицензий, размещения рекламы;

-- переназначить руководство Министерства информации;

-- возобновить деятельность Общественного координационного совета в сфере массовой информации; произвести переназначение его членов с учетом мнения представителей СМИ и гражданского общества; содействовать его преобразованию в независимый общественный орган с широкими полномочиями;

-- пересмотреть подход к формированию обязательного общедоступного пакета телепрограмм и порядок включения телеканалов в него; провести открытый конкурс по определению телепрограмм, включенных в обязательный общедоступный пакет телепрограмм, с целью обеспечения концептуальных положений по реформированию СМИ и поощрения развития белорусскоязычного информационного вещания;

-- государственным органам – учредителям средств массовой информации обеспечить безотлагательное проведение открытого конкурса на замещение руководящих должностей в редакциях средств массовых информаций, в том числе в телерадиокампаниях и т.п.; провести аттестацию сотрудников государственных средств массовой информации;

-- допустить в телевизионный эфир зарубежные телеканалы, содержание которых соответствует Европейской конвенции о трансграничном вещании.


  1. Меры, реализация которых возможна после внесения изменений в существующую законодательную базу:


Правовые меры:

-- изменить определение термина «аккредитация журналиста средства массовой информации», данное в пункте 1 статьи 1 Закона о СМИ» «Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения», которая в существующей редакции не соответствует основополагающему принципу свободы массовой информации и связывает возможность осуществления журналистской деятельности с аккредитацией;

-- перейти от разрешительного к уведомительному порядку регистрации СМИ, передать функции регистрации от Мининформа к независимому органу (например, Общественному координационному совету в сфере массовой информации), внеся соответствующие изменения в главу 2 Закона о СМИ «Порядок учреждения и государственной регистрации средств массовой информации;

-- установить, что инициатива регистрации Интернет-ресурса в качестве СМИ должна исходить от владельца этого ресурса в случае, если он хочет получить права и возможности, предоставляемые законодательством о СМИ, а также налоговые льготы и прочие преференции для редакций СМИ;

-- дополнить статью 10 Закона о СМИ «Учреждение средств массовой информации» указанием на то, что органы государственной власти, государственные организации, органы местного самоуправления не могут быть учредителями печатных средств массовой информации, кроме изданий, которые публикуют официальные материалы и правовые акты этих органов (организаций);

-- перечень информации, распространение которой в СМИ запрещено или ограничено (ст.ст. 37, 38 Закона о СМИ), привести в соответствие с международными обязательствами Республики Беларусь (статья 19 Пакта о гражданских и политических правах) и Конституции Республики Беларусь (статья 34);

-- лишить Министерство информации контрольных функций и полномочий по применению санкций к СМИ, Интернет-ресурсам, издателям, распространителям продукции СМИ и т.д. исключив из Закона о СМИ ст. 51 «Прекращение выпуска СМИ»;

-- разработать механизм обжалования (в том числе судебного) принятия решения о внесении Интернет-ресурсов в список ограниченного доступа;

-- присоединиться к Европейской конвенции о трансграничном вещании.
Организационные меры

-- создать национальный независимый регулирующий орган в вещательном секторе (первоначально его функции могут быть переданы Общественному координационному совету в сфере массовой информации в новом составе);

-- увеличить долю белорусскоязычного контента в эфире; постепенно перейти на белорускоязычное новостное вещание телеканалами, входящими в обязательный общедоступный пакет, применять поощряющие меры по увеличению белорусскоязычной музыки в эфире (вместо установления обязательной квоты «белорусской» музыки).


  1. Последующие меры по изменению законодательства в медиа-сфере

-- Реформировать законодательство Республики Беларусь о СМИ в соответствии с демократическими стандартами,  в частности, принять новый Закон о СМИ (пакет законов о СМИ), законы об общественном вещании, разгосударствлении государственных СМИ, издательско-полиграфических мощностей и систем распространения печатных СМИ и о предотвращении концентрации СМИ;



-- трансформировать государственную Белтелерадиокомпанию в Общественное телевидение;

- произвести разгосударствление государственных СМИ, издательско-полиграфических мощностей и систем распространения печатных СМИ.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница