|
М. Кольцов Публицистика (от лат публичный, общественный)
|
Скачать 20.99 Kb.
Дата |
15.09.2016 |
Размер |
20.99 Kb. |
|
Публицистический стиль
Быть журналистом - значит не только ездить, смотреть, отбирать, писать – это значит особым образом жить.
М. Кольцов
Публицистика (от. лат. - публичный, общественный) – это обсуждение насущных вопросов текущей общественной жизни. Это стиль газет, журналов, радио и телевидения.
1 – цель – привлечь внимание к какой-либо информации, вызвать интерес;
2 – основа материала – жизненные факты, рассказ и конкретных личностях;
3 - жанры: репортаж, интервью, статья, очерк, заметка, социологический опрос;
4 – особенности языка. Отличительной чертой публицистического стиля является соединение в нём стандарта и экспрессии, логичности и эмоциональности, информативной насыщенности и экономии языковых средств.
Для ЛЕКСИКИ публицистического стиля характерны:
-
Соединение клише (поставить вопрос, правовое государство, здравый смысл) и метафор, эпитетов, сравнений (пульс времени, солдаты удачи);
-
Употребление слов торжественной лексики (держава, свершение, воздвигать) рядом с разговорно-просторечными словами (бабки, крутой, зелёные, т.е. доллары);
-
Авторы публицистических текстов находятся в постоянном поиске новых слов и выражений, привлекающих читателя своей новизной (новые русские, огнеборцы). Широко используется приём перифраза (люди в белых халатах – врачи, белое золото – хлопок, зелёное золото – леса; белый яд – соль);
-
Появление большого количества иностранных слов (спикер, имиджмейкер, холдинг) и неологизмов (думец, интернетчик);
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ:
-
Речь часто ведётся от первого лица (употребляются глаголы первого лица единственного числа повелительного наклонения);
-
Часто употребляются прилагательные в превосходной степени).
СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ:
-
Использование преимущественно простых предложений;
-
Замена причастных и деепричастных оборотов сложноподчинёнными предложениями;
-
Использование назывных предложений (особенно в заголовках); «кричащие заголовки» используются для привлечения внимания читателя;
-
Восклицательные, вопросительные предложения, риторические вопросы, вводные слова, обратный порядок слов в предложениях, синтаксический параллелизм предложений.
Домашнее задание:
1 – подберите газетный или журнальный материал для анализа, внимательно изучите его;
2 – определите адресата этого материала (для читателя какого возраста, каких увлечений предназначен);
3 – к какому жанру относится этот материал;
4 – каковы особенности языка и синтаксиса (приведите примеры).
5 – на основе наблюдений подготовьте устное выступление перед аудиторией одноклассников. Используйте памятку «Как подготовить публичное выступление».
|
|
|