Массовые мероприятия: реализация разнообразных форм работы




Скачать 0.57 Mb.
страница 1/3
Дата 24.08.2016
Размер 0.57 Mb.
  1   2   3

Национальная библиотека Республики Коми

Отдел гуманитарных наук

Массовые мероприятия: реализация разнообразных форм работы
Методико-библиографический материал к Году литературы

Сыктывкар

2014

ББК 78.381.9:2



М 32

Составитель: Елисеева И. С.

Отв. редактор: Пантелеева В.В.

М 32


Массовые мероприятия: реализация разнообразных форм работы: методические рекомендации к Году литературы / сост. И. С. Елисеева; отв. ред. В.В. Пантелеева. – Сыктывкар, 2014. – 44 с.

ББК 78.381.9:2

© ГБУ РК «Национальная библиотека республики Коми», 2014

Содержание


Вступление 4

Высказывания известных людей о литературе, книге и чтении 5

Массовая работа библиотек в рамках Года литературы 7

Традиционные формы библиотечных мероприятий по продвижению книги и чтения 8

Формы мероприятий по информированию 12

Игровые формы библиотечных мероприятий 13

Комплексные формы продвижения книги и чтения 14

Из опыта работы Национальной библиотеки Республики Коми 15



Выставки к знаменательным и памятным датам в Год литературы 15

Массовые мероприятия 23

Акции, работающие на имидж библиотеки 28

Выпуск печатной продукции 32

На портале НБРК к Году литературы 34

Литературные даты 36



Календарь литературных дат на 2015 год: годы жизни поэтов и писателей 36

Книги-юбиляры 2015 года 37

Литературный календарь по Республике Коми на 2015 год 41

Библиографический список 44



Вступление
В соответствии с Указом Президента РФ от 12 июня 2014 г. № 426 в Российской Федерации 2015 год объявлен Годом литературы. Это одно из важнейших культурных событий, основными задачами которого являются привлечение внимания к чтению и литературе, решение проблем книжной сферы и стимулирование интереса россиян к книгам.

К Году литературы в стране приурочено проведение огромного числа мероприятий, реализация новых и уже зарекомендовавших себя с лучшей стороны проектов и акций: «Литературная карта России», «Книги в больницы», «Лето с книгой», «Библионочь – 2015», Международный писательский форум «Литературная Евразия», дни чтения в летних лагерях, творческие встречи писателей с читателями в библиотеках и книжных магазинах, пилотный проект «Всемирный День Книги», конкурс «Литературная столица России».

В планы мероприятий библиотек Республики Коми, приуроченные Году литературы, вошли интересные массовые мероприятия, посвященные определённым литературным датам, событиям, персонам, вечера встреч, музыкальные и литературные вечера, различные акции, тематические выставки и т.д.

Предлагаемый вниманию библиотекарей методико-библиографический материал включает список знаменательных и юбилейных литературных дат, краеведческий литературный календарь по Республике Коми, теоретический материал о формах массовой работы библиотеки, опыт проведения различных массовых мероприятий Национальной библиотекой Республики Коми.

В конце материала приведен рекомендательный список литературы.



Высказывания известных людей о литературе, книге и чтении
Только одна литература неподвластна законам тления. Она одна не признаёт смерти. М. Е. Салтыков-Щедрин
...цель литературы - помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты... М. Горький
Литература – дело глубоко ответственное и не требует кокетства дарованиями.

М. Горький


Язык – это оружие литератора, как ружье солдата, чем лучше оружие - тем сильнее воин. М. Горький
Литература - это совесть общества, его душа. Д. С. Лихачев.
Задача литературы – превращать события в мысли. Дж. Сантаяна
Хорошая книга – точно беседа с умным человеком. Читатель получает от неё знания и обобщение действительности, способность понимать жизнь. А. Н. Толстой
Человек с хорошей книгой в руках никогда не может быть одиноким.

Карло Гольдони


Хорошая книга выстраивает личность. О. Л. Кабачек
Самая новая и самая оригинальная книга та, которая заставляет любить старые истины. Л. Вовенарг

Книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться. А. А. Блок


Чтение – вот лучшее учение! А. С. Пушкин
Читайте в первую очередь классические произведения, иначе вы не успеете это сделать! Г. Торо
Моим лучшим другом является тот, кто дал мне книгу, которую я еще не читал.

Авраам Линкольн

Величайшее сокровище – хорошая библиотека.

В. Г. Белинский


Сотни умных людей не могут так перевернуть душу, как одна нужная и умная книга. А. Буков
Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезли, а книга оставалась. А. И. Герцен
Надо знать книгу. Надо любить и верить в неё. Надо выработать в себе уменье и практическую сноровку работать при помощи книги.

Н. А. Рубакин


Все хорошие книги сходны в одном, – когда вы дочитаете до конца, вам кажется, что всё это случилось с вами, и так оно навсегда при вас и останется.

Э. Хемингуэй




Массовая работа библиотек в рамках Года литературы
Массовая работа библиотеки – это одно из действенных методов влияния на формирование интересов пользователей. Она предполагает совокупность методов и форм организации обслуживания одновременно большого количества читателей или определенной группы пользователей. Библиотекари исходят из того, что подготовка массового мероприятия требует творческого подхода, гибкого мышления, постоянного поиска нестандартных решений. Главное, чтобы мероприятие было надолго запоминающимся, полезным, зрелищным. Успех массового мероприятия зависит от сочетания различных традиционных и новых форм массовой работы.

Основные требования к массовой работе: актуальность, оперативность, дифференцированный подход (для успеха мероприятия важно знать, для какой аудитории оно предназначено).

Массовая работа может быть представлена в различных формах – устных, наглядных, комплексных. Самые популярные формы массовой работы сегодня - литературно - музыкальные композиции, обзоры книжных выставок, беседы, встречи с интересными людьми. Любое массовое мероприятие в библиотеке – это возможность живого общения, которого остро не хватает в современном российском обществе. В своей массовой работе мы делаем акцент на книги, творчество, литературное наследие.

Цель массовой работы – наиболее полное удовлетворение и развитие потребностей пользователей. Стимулирование читательской и познавательной деятельности пользователей.

Задачи массовой работы библиотеки вытекают из основных функций, а именно: информационной и культурно-просветительской.


Традиционные формы библиотечных мероприятий

по продвижению книги и чтения
Устный журнал – активная форма пропаганды новинок печати, оперативный способ информирования о новинках отраслевой и художественной литературы. Для устного журнала характерно: постоянное название, периодичность, актуальность и новизна предлагаемой информации. Журнал состоит из ряда разделов – своего рода «страниц», совокупность которых представляет какое-либо направление, тему. К организации устных журналов часто привлекаются и читатели.

Беседа – диалоговая форма массового мероприятия, которая начинается сообщением библиотекаря и продолжается разговором с аудиторией.

Беседа может быть тематической, по книге, по творчеству писателя. Используют, в основном, в работе со школьниками средних классов. Рекомендуется включать игровые элементы, цель которых ввести в познавательную беседу творческие задания игрового характера. Игровые элементы помогают создать эмоциональный настрой на восприятие новой информации. Можно практиковать новые формы бесед: беседа-совет, беседа-фантазия, слайд-беседа.

Познавательный час может включать в себя информационное сообщение, показ слайдов, библиографический обзор, мини-викторину и т. д.

Час творчества – знакомство с творчеством художника или музыканта, с каким-либо жанром искусства, которые помогают раскрыть уникальные творческие возможности человека.

Час мужества. Цель: развитие чувства патриотизма. В мероприятии используется чтение стихов, отрывков из документальных и художественных произведений, прослушивание песен военных лет, встреча с ветераном, участником военных событий, просмотр документального или художественного фильма, звуковые эффекты.

Час памяти посвящается историческим событиям, датам, именам, подвигам и т. д. с названием конкретных имён, трагических событий.

Час интересной книги - отличие в выборе самой книги. Книга может быть не обязательно новой, а, например, незаслуженно заботой или просто интересной, но вышедшей в свет в предыдущие годы.

Презентация книги (премьера книги) – комплексное мероприятие, цель которого – информирование читателей о новой, только что вышедшей книге. Презентации книг проходят обычно в присутствии автора, издателя и т. п., которые весьма заинтересованы в продвижении книги. В ходе презентации рассказывается о процессе создания книги, о людях, причастных к этому. Зачастую, презентации книги сопутствует ее продажа или дарение.

Обсуждение книги – массовое мероприятие, которое носит дискуссионный характер. Рассматриваются различные точки зрения по поводу определенной книги, разговор идет о ее художественных и содержательных достоинствах и недостатках. Обсуждается актуальность тематики, затронутых проблем, форма подачи материала и т. д.

Подготовительный этап – подбор произведения и темы для обсуждения. Далее идет сбор и обработка информации: факты, мнения литературоведов и критиков, читательских оценок. Затем надо подготовить тезисы и составить план проведения обсуждения: введение читателей в проблему, перечень и последовательность задаваемых вопросов. В процессе обсуждения необходимо организовать обмен мнениями, резюмировать сказанное, оценить результат обсуждения. Участникам (12-20 чел.) желательно собраться за круглым столом.

Реклама книги – представление книги, основанное на личных читательских впечатлениях, ассоциациях по поводу прочитанного. Её формат подразумевает характеристики автора, времени и места создания книги, предполагаемые характеристики человека, которому она может понравиться, краткое описание сюжета, мотив рекомендации книги, отзывы о ней других людей, изложение особенно понравившегося отрывка, музыкальные ассоциации, связанные с этим произведением.

Диспут – это обобщение различных подходов, утверждений, наиболее обоснованных точек зрения, взглядов по какой-либо проблеме. Постановкой удачных вопросов, ведущий активизирует аудиторию, стимулирует выступления участников. Каждый участник откровенно высказывает свое мнение. Выступая, можно привести примеры из своей жизни и жизни своих товарищей, из литературы и т.д. По теме диспута подготавливается книжная выставка или подборка литературы.

Дискуссия – рассмотрение и исследование спорных вопросов, проблем при аргументации суждений. Различают дискуссии-диалоги, когда разговор компонуется вокруг диалога двух ее главных участников, групповые дискуссии, когда спорные вопросы решаются в процессе групповой работы. При подготовке дискуссии нужно четко сформулировать задание, раскрывающее сущность проблемы и возможные пути ее решения. В случае необходимости, участникам предстоящей дискуссии надо ознакомиться с дополнительной литературой, заранее отобранной и предложенной библиотекарем. В начале мероприятия ведущий обосновывает выбор темы, уточняет условия дискуссии, выделяет узловые моменты обсуждаемой проблемы. Главный момент мероприятия – непосредственный спор участников. Завершив дискуссию, необходимо подвести ее итоги.

Читательская конференция предусматривает обмен мнениями в широкой читательской аудитории. Конференция может проводиться по одному произведению, по ряду произведений, объединенных одной темой, по творчеству писателя. На читательской конференции сталкиваются различные точки зрения, формируется коллективное мнение. Смысл конференции состоит в коллективном обсуждении, в коллективной оценке книги.

Читательско-зрительская конференция – читательская конференция с просмотром фильма по литературному произведению.

Литературный суд - вид читательской конференции – это сюжетно-ролевая игра, имитирующая судебное заседание. Участники распределяют роли судьи, защитника, прокурора, судебных заседателей, потерпевших, обвиняемых и свидетелей. Подсудимым может быть какой-либо литературный герой.

Пресс-конференция - вид читательской конференции – сюжетно-ролевая игра. Участники распределяют между собой роли представителей прессы и специалистов, которые отвечают на вопросы.

Тематические библиотечные вечера относятся к числу форм рекомендации книг, обладающих ярко выраженной позитивно-иллюстрированной направленностью, которая проявляется в ознакомлении читателей с социально значимыми примерами, выводами, фактами, событиями, изложенными в книгах. Тема вечера освещается разными средствами, включая музыку, художественное слово, изобразительное искусство, кино-фото-документы. В библиотечном вечере переплетаются две линии: познавательная и развлекательная, эмоциональная. Часто такие вечера, где выступают известные люди, привлекают внимание не только читателей библиотеки, но и жителей района в целом. Формы тематических вечеров могут быть разнообразными. Литературные и литературно-музыкальные вечера, литературно-музыкальные гостиные, киновечера, вечера поэзии и др.

  • вечер вопросов и ответов – это способ вовлечения читателей библиотеки в познавательную деятельность и метод активизации чтения отраслевой и художественной литературы. Подобные вечера проводятся по одной теме или по меняющимся темам в зависимости от изменения интересов читателей. Предварительно осуществляется сбор вопросов от читателей, затем приглашенный специалист на них отвечает.

  • вечер-диалог – форма проведения дискуссий в библиотеке, предполагающая высказывание аргументированных точек зрения, сложившихся мнений.

  • вечера встреч с интересными людьми: писателями, учеными, общественными деятелями и т.д.

  • бенефис читателя – это комплексное мероприятие, направленное на укрепление авторитета лучших читателей библиотеки, повышение их социального статуса, которое включает в себя знакомство с его биографией, деятельностью, с выставкой книг из домашней библиотеки, прослушивание его любимых музыкальных произведений и т.д. Необходимо показать роль книги в его судьбе, в становлении личности, в овладении знаниями, профессией.

  • вечер-портрет - мероприятие, цель которого через книгу сконцентрировать внимание на личности человека, его творчестве, судьбе, развитие и закрепление познавательных интересов к предмету его деятельности. Библиотечная специфика вечера-портрета заключается в создании целостного образа человека и его времени на основе использования печатных источников и наглядных материалов. В основу такого вечера положены конкретные книги, посвящённые историческим личностям, деятелям культуры, литературы и искусства. Поводом для подобных вечеров может послужить выход в свет новой книги или юбилей писателя, усиление общественного интереса к определённой личности.

  • вечер книги – мероприятие посвящается фактам и событиям, изложенным в произведениях печати, а также жизни и деятельности авторов. Можно познакомить читателей с общественным деятелем, писателем, ученым, художником или раскрыть одно или несколько произведений. Проводятся вечера, знакомящие с деятельностью (творчеством) нескольких лиц или целой художественной школы. Вечер книги лучше всего сопровождать музыкой или номерами художественной самодеятельности, подобранными с учетом темы и привлекая профессионалов (по возможности). На вечере могут выступить автор книги и прототипы героев, люди, участвовавшие в событиях, описанных в книге.

  • литературно-музыкальный салон – камерное общение ограниченного круга знатоков и любителей классического искусства, проходящий, преимущественно в небольших, уютных гостиных, иногда при свечах, у старинного или имитирующего старину камина, рояля. При отсутствии специального помещения в гостиную умело преображают читальный зал или его часть, особо оформленный уголок с мягкой мебелью и музыкальным инструментом.

Литературный праздник – это комплексное мероприятие, требующее серьезной подготовки. Праздник состоит из вступления библиотекаря, основной программы, в которую включены музыкальные фрагменты, инсценировки литературных произведений, художественные номера, конкурсы и т.п., соединенные общей темой как нитью, и заключением, где ведущий кратко резюмирует идею и итоги праздника.

Литературная ярмарка – комплекс небольших, но разноплановых мероприятий, которые проходят одновременно. Это могут быть викторины, конкурсы, встречи с интересными людьми, ролевые игры, номера художественной самодеятельности, розыгрыши призов.

Библиотечный журфикс — это встречи с интересными людьми самых разных профессий в определенный, заранее установленный день недели, сопровождаемые широкой рекламой.

Клубы по интересам, создаваемые в библиотеках, направлены на объединение вокруг библиотеки ярких людей, готовых, в свою очередь оказывать всевозможную помощь библиотеке. Деятельность такого объединения, придает библиотеке более высокий статус, делает ее работу более «видимой», способствует ее развитию. Клубы по интересам могут иметь самую различную направленность, т. к. любая тема требует библиотечно-библиографической поддержки, Клубам характерны стабильный состав участников и регулярность встреч. Клубы создаются по инициативе самих читателей, либо библиотекарей, разрабатываются свои уставы и правила, выбирается эмблема и другая символика.

Кружки по интересам в библиотеках имеют цели повышения уровня знаний читателей в определенной области, развитие их творческих способностей. Занятия кружков регулируются программой, рассчитанной, как правило, на год. Для создания кружка необходимо сначала выявить интересы читателей и найти потенциальную группу участников, затем разработать, обсудить и утвердить программу занятий. Далее – доведение информации об открытии кружка до заинтересованных пользователей.
Формы мероприятий по информированию
День информации – комплексное мероприятие, цель которого – доведение до потребителей информации о литературе, имеющейся в фондах библиотек, как новой, так и по различной тематике. Включает в себя: выставки, обзоры, консультации, информирование о библиотеке и ее услугах. Может иметь такие формы:

  • День библиотеки в школе, вузе – выход сотрудников библиотеки в образовательные учреждения с целью знакомства детей с литературой (книгами и периодикой), как новой, так и по различным темам, имеющейся в фондах библиотеки. Включает в себя: выставку книг, библиографические обзоры и информирование о библиотеке и ее услугах через раздачу буклетов и закладок.

  • День школы в библиотеке – проведение уроков на территории библиотеки. Преподаватели определяют тему урока, обсуждают ее с библиотекарями, а те, в свою очередь, подключаются к проведению урока: готовят выставку и обзор книг, видеоряд.

  • День специалиста – тематические мероприятия для специалистов на базе библиотеки. Специалисты определяют тему, сотрудники библиотеки оформляют выставку, подготавливают библиографические списки. На самом мероприятии даются методические разработки, озвучивается интересный опыт, иногда проводятся показательные уроки для учащихся. Библиотекари проводят библиографические обзоры литературы, делятся опытом работы библиотеки по данной теме.

Если по какой-либо актуальной теме мало литературы, то можно оформить дайджест. Это фрагменты текстов документов (цитаты, выдержки, статьи, рефераты), подобранные по определенной теме и сгруппированные таким образом, чтобы облегчить восприятие материала (от общего к частному или по тематическим направлениям). По форме представления материала дайджесты близки к тематическим подборкам (папкам). Дайджест должен иметь краткое предисловие, в котором составитель характеризует источники и критерии отбора публикаций. В обязательном порядке прилагается список источников.
Игровые формы библиотечных мероприятий
Игра – своеобразная площадка для самовыражения. Игра – это поиск себя в коллективе, обществе, приобретение опыта, развитие культуры, повторение социальной практики, доступной пониманию.

Игровые элементы создают эмоциональный настрой на восприятие новой информации, развивают умение строить диалог, способствуют формированию образного представления о предмете.

Игра-минутка – игровой элемент тематической беседы или урока для переключения внимания, небольшого отдыха, поддержки интереса.

Интеллектуальные игры - «Что? Где? Когда?», КВН и другие. Преимущества таких игр в том, что они предполагают «соревновательность» и проходят в неформальной обстановке. Они дают возможность детям проявить себя и свои знания. Такие игры способствуют приобретению опыта коллективного мышления, развивают быстроту реакции, позволяют проверить смекалку и начитанность.

Деловая игра – это моделирование практических ситуаций, сочетание элемента игры с определенными знаниями, носит импровизационный характер. Такие игры можно применять для закрепления правовых знаний среди подростков.

Творческие сюжетно-ролевые игры – это не просто развлекательный прием. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом и является способом организации познавательного материала. Такие игры можно применять для закрепления полученных знаний или как психологические тренинги для подростков.

Викторина - вид игры, во время которой читатели отвечают на вопросы. Викторины могут быть литературными и тематическими. Чаще всего вопросы для викторины готовят библиотекари. При проведении викторин могут быть использованы наглядные средства: карточки, плакаты, предметы и т.д., которые могут служить как «вопросами», так и «ответами».
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница