Материалы для подготовки к промежуточной аттестации




Скачать 107.73 Kb.
Дата04.10.2016
Размер107.73 Kb.
Социология
2. Типовые контрольные задания для оценки результатов обучения по дисциплине и иные материалы для подготовки к промежуточной аттестации
2.1. Материалы для подготовки к промежуточной аттестации
Вопросы к зачету:

  1. Объект, предмет, функции и методы социологии.

  2. Структура социологического знания.

  3. Понятийный аппарат социологии.

  4. Этапы институционализации социологии.

  5. Уровни социологического анализа. Социальный мир, социальная реальность.

  6. Социология Огюста Конта.

  7. Социологическая теория Герберта Спенсера.

  8. Социологическая парадигма Карла Маркса.

  9. Социология Эмиля Дюркгейма: методология социального реализма.

  10. Раннее психологическое направление в социологии. Теории редукционизма Л. Уорда и Ф. Гиддингса.

  11. Психологические направления социологии в России (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, Е.В. Роберти, Н.И. Кареев).

  12. Социокультурная теория Н.Я. Данилевского. Генетическая социология М.М. Ковалевского.

  13. Понимающая социология Макса Вебера.

  14. Теория рациональной бюрократии Макса Вебера

  15. Интегральная социология Питирима Сорокина.

  16. Экономическая социология: марксистская теория.

  17. Экономическая социология: теория постиндустриального общества.

  18. Экономическая социология: концепция «дезорганизованного капитализма».

  19. Экономическая социология: теория модернизма.

  20. Экономическая социология: внесистемные формы хозяйства.

  21. Экономическая социология: модель двухлинейного развития.

  22. Экономическая социология: модель матричного развития.

  23. Экономическая социология: цивилизационная модель.

  24. Экономическая социология: изменения социально-экономической структуры современной России.

  25. Экономическая социология: типы хозяйственной организации и трудовые отношения в постсоветской России.

  26. Социология рынка: рынок как социологическое понятие.

  27. Социология рынка: товарный рынок как объект социологического исследования.

  28. Социология рынка: социальные аспекты развития рынка.

  29. Социология рынка: конкуренция как важнейший элемент социологии рынка.

  30. Социология рынка: структурная организация рынка и рыночное пространство.

  31. Социология рынка: российский потребительский рынок.

  32. Классификация современных социологических направлений (академическая социология, неопозитивизм).

  33. Структурно-функциональный анализ Толкотта Парсонса.

  34. Феноменологическая социология. Теория символического интеракционизма.

  35. Немецкая классическая социология.

  36. Эмпирическая социология Чикагской школы.

  37. Критическая теория Франкфуртской школы.

  38. Социальный институт. Институционализация и ее этапы. Признаки социального института. Основные и частные социальные институты

  39. Социальный институт. Культурные символы. Кодексы поведения. Идеология.

  40. Функции социальных институтов. Взаимосвязи между институтами

  41. Институт семьи. Структура и функции семьи. Формы брака.

  42. Социальные группы, общности. Первичные и вторичные группы.

  43. Общность и личность. Личность как социальный тип и деятельный субъект.

  44. Социализация личности.

  45. Социальная типология личности.

  46. Малые группы. Размер малых групп. Нормативное поведение и групповая сплоченность. Лидерство и авторитет в группе.

  47. Социальная структура общества.

  48. Социальный статус и социальная роль.

  49. Классовое деление общества.

  50. Социальная мобильность.

  51. Социальное взаимодействие.

  52. Общество. Современная типология обществ.

  53. Социальные движения.

  54. Общественное мнение.

  55. Культура. Культура как фактор социальных изменений.

  56. Личность. Девиация. Социальный контроль.

  57. Современность и модернизация. Место России в мировом сообществе.

  58. Методы социологического исследования (социологический опрос, социологическое интервью).

  59. Методы социологического исследования (наблюдение, анализ документов).


Образцы типовых задач к зачету:

1. Обоснуйте утверждение П.Л. Бергера: «…модернизация – это трансформация восприятия времени. <...> модернизация везде (а не только в Африке) означает сильное переключение внимания с прошлого и настоящего на будущее». О чем это высказывание? Как можно связать модернизацию общества и будущее? Аргументируйте свою позицию.


2 Э. Гидденсу принадлежит высказывание: «Термин «социальная мобильность» означает движение людей или групп между различными социально-экономическими позициями. Вертикальная мобильность означает движение вверх или вниз по социоэкономической шкале». Как, по-вашему, что должен приобрести индивид, чтобы подняться вверх по «социоэкономической шкале»? Какой еще вид мобильности вам известен и чем он отличен от вертикальной мобильности? Ответы обоснуйте
Образцы тестовых заданий для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы.
Тестирование проводится с использованием компьютерной программы «Test-Examenator» на базе перечня вопросов к экзамену
Тема 1. Введение в социологию. Зарождение и развитие социологии как науки

К методам социологического анализа относится…



  1. социологический опрос

  2. наблюдение

  3. метод каузальности

Тема 2. Социологические теории. Русская социологическая мысль

О.Конт был сторонником направления в социологии…



  1. позитивизма

  2. социал-механицизма

  3. социал-дарвинизма

Тема 3. Социальные структуры, институты, общности, группы, организации

Процесс институционализации подразумевает…



  1. отмирание социальных институтов

  2. образование социальных институтов

  3. переход от одной чоциальной роли к другой

Тема 4. Самоорганизация общества в условиях социального неравенства

"Общество – это поток самовоспроизводящихся информационных сообщений". В данном определении общества реализован подход…



  1. деятельностный

  2. культурологический

  3. институциональный

Тема 5. Социальное взаимодействие

Социальное взаимодействие – это…



  1. состояние зависимости

  2. эпизодические, кратковременные отношения

  3. социальное отношение, когда действие одного субъекта является причиной и следствием действия другого

Тема 6. Культура как фактор социальных изменений

Распространение культурных черт и образцов от группы к группе и их внедрение…



  1. открытие

  2. изобретение

  3. диффузия

Тема 7. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект

Действие, когда индивид осознает цель, средства и последствия, относится к…



  1. целерациональному

  2. ценностно-рациональному

  3. аффективному

  4. традиционному

Тема 8. Основные проблемы экономической социологии. Социология рынков

Экспансия капитализма в конце ХХ в. и его превращение в интегрированную глобальную экономику, основанную на деятельности транснациональных корпораций (ТНК), вызвала…



  1. глобализацию производства

  2. глобализацию культуры

  3. развитие массовой культуры

Тема 9. Методы социологического исследования

К методам социологического исследования относится…



  1. изучение исторических артефактов

  2. анкетный опрос

  3. абстрактное прогнозирование

Литература для подготовки к зачету:

а) основная литература

  1. Волков Ю.Г. Социология: Учебник / Ю.Г. Волков. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2016. - 320 с. Режим доступа ЭБС «Book.ru»

  2. Добреньков В. И. Социология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; Московский Государственный Университет им. М.В. Ломоносова (МГУ). - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 624 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). ISBN 978-5-16-003522-2. Режим доступа – ЭБС «Znanium.com».

  3. Оганян К. М. Общая социология: Учебное пособие / К.М. Оганян. - 4-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 236 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). ISBN 978-5-16-005783-5

  4. Максимов С.В. Социология: Учебное пособие для студентов экономических специальностей. 2-е изд., перераб. – Арзамас: Российский университет кооперации Арзамасский филиал, 2011. – 175 с.

б) дополнительная литература

  1. Силласте Г.Г. Экономическая социология: Учебное пособие / Г.Г. Силласте; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2012. - 480 с.: ил. ISBN 978-5-98281-270-4

  2. Веремчук, В. И. Социология религии [Электронный ресурс] : Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям 020300 «Социология», 350100 «Социальная антропология» / В. И. Веремчук. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 254 с. - (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 5-238-00737-Х.

  3. Шендрик, А. И. Социология культуры [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Социология» и «Социальная антропология» / А. И. Шендрик. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 495 с. - (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 5-238-00896-1.

  4. Оксинойд К.Э. Социология труда: Учебное пособие / К.Э. Оксинойд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 350 с. ( Доп. мат. znanium.com). - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-005498-8

  5. Кочеткова Л.Н. Построение социального государства: европейский проект / Социальная политика и социология, № 4 (40), 2008

  6. Кочетков В.В. Кочеткова Л.Н. Истоки и перспективы глобализации / Социальная политика и социология, № 3 (45), 2009

  7. Голиков В.Д. Социология экономики: монография / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. Уфа: УГАТУ, 2008. – Книга I.– 416 с.- ISBN 978-5-86911-784-7.

  8. Голиков В.Д. Голиков В.Д. Социология экономики: монография / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. Уфа: УГАТУ, 2008. – Книга 2. 429 с. ISBN 978-5-86911-784-7

  9. История социологии: Учебник / Е.И. Кукушкина. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 464 с. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-005124-6

  10. Социология: Учебник / Под. ред. Д.В. Иванова. – М., Высшее образование, 2005.

  11. Фролов С.С. Социология: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2002.

  12. Кравченко А.И. Социология: Общий курс: Учебник для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2000.

  13. Кравченко А.И. Социология. Учебник для вузов. – М.: Проспект, 2004.

  14. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 448 с. (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

  15. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Изд. 2-е испр. и доп. – М.: Гардарики, 2002.


2.3. Критерии оценки для проведения зачета по дисциплине

оценка «отлично» выставляется студенту, если на комплексном тестировании он набрал не менее 80% правильных ответов (ЗНАТЬ), уверенно отвечает на вопросы для проверки уровня образованности (УМЕТЬ), дал правильный и фактически обоснованный ответ на вопрос для проверки уровня образованности (ВЛАДЕТЬ), а также может ответить на дополнительные вопросы по заданной теме.
оценка «хорошо» выставляется студенту, если на комплексном тестировании он набрал от 60% до 79% правильных ответов (ЗНАТЬ), уверенно и/или с незначительными замечаниями на вопросы для проверки уровня образованности (УМЕТЬ), дал полностью и/или с незначительными замечаниями правильный и обоснованный на вопросы для проверки уровня образованности ВЛАДЕТЬ, может правильно и/или с незначительными замечаниями ответить на дополнительные вопросы по предложенной теме (ВЛАДЕТЬ).
оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если на комплексном тестировании он набрал от 40% до 59% правильных ответов (ЗНАТЬ), неуверенно отвечает на вопросы для проверки уровня образованности (УМЕТЬ), но дал правильный и обоснованный ответ на вопросы для проверки уровня образованности ВЛАДЕТЬ, может с замечаниями ответить на дополнительные вопросы по предложенной теме (ВЛАДЕТЬ).
«оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если на комплексном тестировании он набрал менее 39% правильных ответов (ЗНАТЬ), неуверенно отвечает на вопросы для проверки уровня образованности (УМЕТЬ), ответ на вопросы для проверки уровня образованности ВЛАДЕТЬ содержит большое количество ошибок или полностью отсутствует.

2.4. Методические материалы, определяющие процедуру оценивания по дисциплине

Общая процедура оценивания определена Положением о фондах оценочных средств.

1. Процедура оценивания результатов освоения программы дисциплины включает в себя оценку уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенция студента, уровней обученности: «знать», «уметь», «владеть».

2. При сдаче экзамена:

- знания студента могут проверяться при ответе на теоретические вопросы, при выполнении тестовых заданий, практических работ;

3. Результаты промежуточной аттестации фиксируются в баллах. Общее количество баллов складывается из следующего:

- 60% от общей оценки за выполнение практических заданий,

- 30% оценки за ответы на теоретические вопросы,



- 10% оценки за ответы на дополнительные вопросы.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница