Методы диагностики взрослых людей в нормативных кризисах развития




Скачать 139.03 Kb.
Дата 28.08.2016
Размер 139.03 Kb.
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВЗРОСЛЫХ ЛЮДЕЙ В НОРМАТИВНЫХ КРИЗИСАХ РАЗВИТИЯ

Сиврикова Надежда Валерьевна

Челябинский государственный педагогический университет

[email protected]
METHODS OF DIAGNOSTICS OF ADULT PEOPLE IN NORMATIVE CRISES OF DEVELOPMENT
Статья посвящена обзору и систематизации методов диагностики, применяемых в исследованиях возрастных кризисов развития взрослого человека. Автором выделены разные основания для классификации и рассмотрена подробно классификация методов на основании задач, решаемых исследователем. Описаны методы, разрабатываемые в рамках концепции Е.Л. Солдатовой: Опросник симптомов нормативного кризиса» (Н.В. Сиврикова), Методика диагностики симптомов нормативного кризиса (И.А. Шляпникова), СЭИ-тест (Е.Л. Солдатова), методика диагностики структуры идентичности (В.Н. Бобро), структурированное интервью для изучения содержания эго-идентичности (Е.Л. Соладатова).
This article presents a review and an arrangement of diagnostic methods used in research of age crisis of adult development. The author outlines different basis for classification and carefully looks at method classification based on tasks that need to be solved by the researcher. The methods that are being developed in the framework of E.L. Soldatovad are described in this article: The questionnaire of symptoms of normative crisis (N.V. Sivrikova), The methodology of diagnostics of symptoms of normative crisis (I.A. Shlyapnikova), EIS-test (E.L. Soldatova), methodology of diagnostics of identity structure (V.N. Bobro), structured interview for studying the content of ego-identity (E.L. Soldatova).
Ключевые слова: возрастные кризисы; нормативные кризисы развития личности взрослого человека; методы диагностики.
Key words: age crises; normative crises of development of the adult person; diagnostics methods.
Изучение нормативных кризисов развития взрослого человека можно считать относительно новым направлением в психологии. Актуальность его разработки продиктована с одной стороны возрастающим спросом на психологические услуги именно у взрослого населения, а с другой стороны необходимостью построения единой концепции развития человека от рождения до смерти.

Если в зарубежной психологии такой концепцией можно считать эпигенетическую теорию Э. Эриксона, то в отечественной психологии только начинается процесс изучения взрослых этапов развития с позиций культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Существенным шагом в решении проблемы стала концепция нормативных кризисов развития личности взрослого человека, предложенная Е.Л. Солдатовой [12, 13, 14].

Любая новая концепция, новое направление исследования требует эмпирического подтверждения и остро ставит вопрос о поиске адекватных, валидных и надежных методов психодиагностики. Поэтому в данной статье мы попытаемся систематизировать тот психодиагностический инструментарий, который используют отечественные исследователи для изучения возрастных кризисов взрослого человека.

Систематика методик психодиагностики, используемых при изучении возрастных кризисов развития личности взрослого человека возможна на различных основаниях: на основании объекта (объективный, субъективный и рефлексивный аспекты социальной ситуации развития); на основании задач, решаемых исследователем (выявление людей, переживающих кризис; изучение динамики кризиса; выявление изменений в системе отношений личности, переживающей кризис); на основании структурных особенностей используемых методик (опросники, интервью, проективные методы, идеографические методики и т.д.). Безусловно, возможны и другие критерии систематики методик, но при выборе методов для конкретного исследования наиболее полезными представляются именно перечисленные.

Важно учитывать, что критерии систематики необходимы не сами по себе. Они позволяют исследователю оценить адекватность методики поставленным им задачам. Вместе с тем, поскольку гетерохронность развертывания изменений разных уровней социальной ситуации развития обуславливает динамику возрастного кризиса [13], при подборе методик важно помнить, что их применение к изучению отдельных аспектов социальной ситуации развития имеет свои границы, игнорирование которых приводит к необоснованности выводов, сделанных на основе результатов диагностики. На структурные особенности методик следует особо обратить внимание с точки зрения мотивации исследуемого к тестированию. Отдельные методики не предполагают возрастания мотивации к выполнению задания уже по сути своего строения. Больше всего это относится к опросникам [3]. Проективные же методики, наоборот, как правило, способствуют не только формированию мотивации к исследованию, но и позволяют установить психологический контакт с участником исследования.

Поскольку целью данной работы является осуществление помощи в выборе методик для конкретного исследования, наиболее перспективным представляется описание диагностических методов исходя из задач, решаемых исследователем.

Одной из первых задач, стоящих перед исследователями возрастного кризиса зрелой личности является выявление людей, переживающих кризис. Поскольку с наступлением взрослости растет несовпадение между паспортным и психологическим возрастом, использование только первого в качестве критерия затруднительно. Эта проблема отягощается несовпадением возрастного и личностного развития человека в период взрослости [16]. Поэтому разные авторы помимо возрастного критерия используют субъективные критерии переживания нормативного кризиса (жалобы испытуемых и запросы на психологическую помощь [4] или показатели удовлетворенности жизнью [1]). При этом используются либо специально разрабатываемые анкеты [4], либо методики, разрабатываемые для других целей: Опросник «Удовлетворенность жизнью» (УДЖ) Н.Н. Мельниковой [1]; тест СЖО (тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева) [4]; САТ (самоактуализационный тест Л.Я. Гозман, М.В. Кроз, М.В. Латинская) [13]. Использование только одной из этих методик, как правило, недостаточно для выявления людей, находящихся в собственно критической фазе нормативного кризиса. Поэтому на практике приходится использовать несколько из них.

Вместе с тем, подобная практика хоть и обоснована на этапе пилотажных исследований, очевидно, существенно затрудняет исследование и не позволяет выделить специфику именно возрастного кризиса. Поэтому заслуживают внимания попытки разработать специфические методы диагностики, направленных на выявление людей, переживающих возрастной кризис. Примером могут служить две модификации опросника, разрабатываемого в лаборатории психологии развития ЮУрГУ на основе концепции «Динамики нормативных кризисов развития личности взрослого человека» Е.Л. Солдатовой и культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского. Это «Опросник симптомов нормативного кризиса» (Н.В. Сиврикова) и СНК (Методика диагностики симптомов нормативного кризиса И.А. Шляпникова [17]). В этих методиках использован метод субъективного шкалирования, при котором респондентам необходимо оценить по 5-ти бальной шкале степень выраженности «симптомов» нормативного кризиса. Обе модификации прошли психометрическую проверку.

На основе факторного анализа И.А. Шляпникова объединила пункты методики в 2 шкалы: 1) опустошенность и потеря интереса; 2) раздражительность и конфликтность.

В опроснике Н.В. Сивриковой также на основе факторного анализа выделены 2 субшкалы: внешние и внутренние симптомы кризиса. Последний автор провел стандартизацию своей методики, в результате полученные баллы могут быть переведены в шкалу стенов.

Еще одна насущная задача, стоящая перед исследователем – это изучение динамики нормативного кризиса развития личности взрослого человека. Для решения данной задачи может быть использована методика Е.Л. Солдатовой СЭИ-тест (Тест статусов и структуры эго-идентичности) [13, С.249]. Данный тест основан на положениях теории эго-идентичности Э. Эриксона и концепции статусов эго-идентичности Дж. Марсиа. Опросник состоит из 50 пунктов, содержащих по три утверждения. Респондентам предлагается в каждом пункте выбирать одно из трех утверждений, описывающих реальность представлений о себе.

Основными диагностическими показателями теста являются показатели автономии, сомнения и фиксации, исходя из величины которых, определяются статусы достигнутой (автономной), диффузной (спутанной), предрешенной эго-идентичности или мораторий. При этом, статус достигнутой идентичности, согласно концепции Е.Л. Солдатовой, свидетельствует о выходе человека из кризиса (постритическая фаза); статус диффузной идентичности говорит о том, что человек находится в фазе острого кризиса (собственно критическая фаза); статус предрешенной идентичности (моратория) указывает на то, что человек находится в предкритической фазе. Методика прошла психометрическую проверку и обладает удовлетворительными психометрическими показателями [13].

Еще одна методика, позволяющая изучить динамику возрастного кризиса взрослого человека была разработана Н.В. Бобро [2]. Всего методика содержит 72 утверждения, которые сгруппированы попарно. В ходе диагностики участникам исследования предлагается выбрать одно из двух утверждений, которое в большей степени их характеризует.

Основными диагностическими показателями методики являются показатели автономии, сомнения и фиксации, которые определяются в отношении четырех разных сфер: время, межличностные отношения, деятельности и ценности. Согласно разработанной методике структуру идентичности можно представить в виде плоскости, разбитой на сектора: время, отношения, деятельность и ценность. Уровень автономности, соответствия и фиксации будет представлять выпуклости в каждом из секторов. Чем более ровная поверхность, тем более гармонично развивается эго-идентичность.

Методика прошла психометрическую проверку. Автор на основе корреляционного анализа результатов собственной методики и СЭИ-теста приходит к выводу, что высокие показатели разработанной методики соответствуют достигнутой идентичности, а низкие – диффузному статусу идентичности. Однако, разработанная методика не чувствительна к показателю фиксации методики СЭИ, соответствующего статусу предрешенной идентичности.

Таким образом, методика Е.Л. Солдатовой позволяет определить на какой фазе (предкритической, критической или посткритической) находится человек. А методика Н.В. Бобро позволяет определить находится ли человек в критической или посткритической фазе. Вместе с тем, характер используемых стимулов существенно затрудняет использование СЭИ-теста в раннем юношеском возрасте, а вот опросник Н.В. Бобро лишен этого недостатка и может быть использован для диагностики людей в возрасте от 15 лет до старости.

Следует отметить в качестве методики изучения структуры эго-идентичности, как показателя динамики возрастного кризиса, структурированное интервью. Примеры вопросов, которые может содержать такое интервью, приводит Е.Л. Солдатова [13, С.245]. Данное интервью позволяет оценить уровень автономности, фиксации и сомнения в четырех сферах: время, отношения, деятельность и ценности. Однако, эта методика весьма трудоемка как в проведении, так и в обработке результатов. Кроме того, в литературе отсутствуют данные о ее стандартизации. Все это затрудняет ее использование в массовых исследованиях, но не служит препятствием для проведения диагностики в рамках процесса психологического консультирования.

Наиболее широкий класс, в выбранной нами классификации, представляют методики, направленные на выявление изменений в системе отношений личности, переживающей кризис. Данная задача исследования вытекает из утверждения Е.Л. Солдатовой, что в период нормативного кризиса развития личности взрослого человека изменяется система отношений личности (различные компоненты его ценностно-смысловой сферы), но не устойчивые свойства личности [13].

Естественно методики исследования ценностно-смысловой сферы личности весьма разнообразны и многочисленны. В ходе многолетних исследований нами были выделены те из них, которые наиболее часто используются в работах, посвященных анализу возрастных кризисов развития личности взрослого человека. Эти методики можно объединить в три группы: методики диагностики иерархии ценностей; методики диагностики отношения к жизни; методики диагностики временной трансспективы.

К первой группе относятся достаточно известные и широко используемые методики: ОТеЦ (опросник терминальных ценностей И.Г. Сенин); ценностный опросник (ЦО) С. Шварца, методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; методика «Уровень соотношения ценности - доступности» (УСЦД ) Е.Б. Фанталовой и др. Теоретической основой всех перечисленных методик является теория терминальных и инструментальных ценностей М. Рокича [3, 5, 9, 15].

Характеризуя возможности применения этих методик на практике, следует отметить, что при проведении массовых исследований предпочтительнее следует отдать опросникам И.Г. Сенина и С. Шварца, поскольку они стандартизированы и прошли психометрическую проверку. При использовании методики ОТеЦ есть возможность определения уровня выраженности каждой терминальной ценности и уровень значимости каждой из исследуемых жизненных сфер (высокий, средний, низкий) [9]. К достоинствам методики С. Шварца можно отнести ее возможности в выявлении мотивационных динамических противоречий личности [5].

Методики М.Рокича и Е.Б. Фанталовой позволяют определить индивидуальную иерархию терминальных и инструментальных ценностей, показателем которой служат ранговые значения. Они более трудоемки в обработке результатов. Однако, в отличие от опросников, позволяют получить информацию не только об иерархии ценностей респондента, но и в случае методики Е.Б. Фанталовой, о наличии у него внутриличностного конфликта, связанного с фрустрацией достижения тех или иных ценностей [15].

Ко второй группе относятся, упомянутые выше методики: тест-СЖО Д.А. Леонтьева и опросник УДЖ Н.Н. Мельниковой. Также для исследования отношения к жизни, у людей в кризисе можно использовать методику «Индекс жизненной удовлетворенности» Н. В. Паниной.

Опросник «УДЖ» направлен на изучение субъективного чувства удовлетворенности жизнью и может быть использован для диагностики взрослых испытуемых в возрасте от 21 до 55 лет. Он состоит из 36 утверждений, для каждого из которых испытуемый должен оценить, насколько часто в последнее время для него характерны указанные в тексте мысли, чувства, состояния (почти никогда – редко – периодически – достаточно часто – постоянно). При обработке полученные ответы переводятся в пятибалльную шкалу. В результате факторного анализа в общей структуре опросника УДЖ выделены три фактора, отражающие качество взаимодействия «Я – Жизнь». Первый фактор описывает положительный компонент удовлетворенности, два других – разные составляющие неудовлетворенности жизнью. Опросник прошел полную психометрическую проверку на валидность и надежность, стандартизирован на различных возрастных и гендерных группах.

Методика «Индекс жизненной удовлетворенности» (ИЖУ) Н.В. Паниной направлена на определение отношения человека к себе и собственной жизни, общего эмоционального фона, его настроения на данный момент жизни. Она содержит 20 утверждений, по отношению к которым необходимо выразить степень своего согласия: согласен, не согласен, не знаю. При обработке результатов в соответствии с ключом за каждый ответ начисляется балл от 0 до 2. Помимо собственно индекса удовлетворенности жизнью в качестве дополнительной информации о том, какие конкретные сферы жизни приносят удовлетворение или недовольство, можно посчитать количество баллов по отдельным шкалам методики: интерес к жизни, последовательность в достижении целей, согласованность между поставленными и достигнутыми целями, положительная оценка себя и собственных поступков, общий фон настроения.

Обе методики (УДЖ и ИЖУ) позволяют достаточно быстро получить информацию об общем эмоциональном состоянии человека, о сферах жизни, которые, возможно, являются «проблемными» для него. Знание особенностей отношения человека к своей жизни может помочь выбрать верную тактику психологической помощи человеку, переживающему кризис. С помощью данных методик, можно также оценить эффективность психологического сопровождения, если провести обследования после проведенной работы.

Тест СЖО достаточно подробно описан в современной литературе. Поэтому здесь мы, не отрицая всех преимуществ данного метода (простота использования, валидность и надежность), остановимся на трудностях с которыми столкнулись в процессе его использования. Существующие в настоящее время данные о стандартизации теста СЖО, на наш взгляд, являются неудовлетворительными (одна проведена в 1993 году на студентах МГУ [7], другая на студентах КемГУ в 2002 году [10]). Так, например, результаты, полученные на 237 студентах ВУЗов г. Челябинска настолько существенно отличаются от представленных в литературе, что не позволяют на них ориентироваться при интерпретации результатов. Кроме того, отсутствие возможности перевода сырых баллов в стандартные не позволяет сравнивать между собой результаты, полученные по разным шкалам теста. Однако, описанные недостатки преодолимы, если проводить собственную стандартизацию на исследуемой выборке.

Для определения отношения ко времени (временной трансспективы) в нормативном кризисе развития зрелой личности, как правило, используются: проективная методика «Линия жизни» (модификация Е.Л. Солдатовой); графический вариант пробы «золотого возраста» Б. Заззо; неоконченные предложения (модификация Е.Л. Солдатовой); идеографические методы (процедура семантического дифференциала или репертуарные решетки); тест СЖО Д.А. Леонтьева.

Характеризую возможности применения проективных методик для изучения временной трансспективы, следует отметить, что они позволяют получить обширный материал по исследуемой проблеме, а также установить психологический контакт с человеком, мотивировать его на психологическую работу, обнаружить проблемные зоны.

Идеографические методы хоть и сложны в обработке, но позволяют получить ценную информацию о динамичных смысловых образования и специфике индивидуального сознания участников исследования [3]. Использование же современных компьютерных технологий для обработки результатов семантического дифференциала и техники репертуарных решеток позволяют преодолеть опасения исследователей, связанные со сложностью проведения и обработки данных, полученных с их помощью.

О возможностях использования методики СЖО при исследовании временной трансспективы подробно можно ознакомиться в работах А.Н. Левченко [6]. Автор считает, что тест-СЖО позволяет диагностировать такой компонент содержания временной трансспективы как ценностно-смысловая переработка индивидуального темпорального опыта. Мы в своих исследованиях [11], вслед за А.В. Серым и А.В. Юпитовым [10], используем три первых шкалы методики (цели, процесс, результат) как показатели отношения человека к своему прошлому, настоящему и будущему.

Описанные методики далеко не исчерпывают круг существующего инструментария, который можно использовать при исследовании нормативных кризисов развития взрослого человека. Но представленный анализ поможет исследователю сориентироваться в этом многообразии и если не сделать выбор, то определить направление дальнейшего поиска.



В заключение можно сделать вывод, что в настоящее время разработан надежный и валидный инструментарий для изучения структуры, динамики и содержания возрастных кризисов взрослого человека. При подборе методик для конкретного исследования полезным представляется использование их классификаций, построенных на основании объекта исследования; задач, решаемых исследователем и структурных особенностей используемых методик.
Список литературы:

  1. Бобро Н.В. Исследование особенностей ценностных ориентаций людей, переживающих кризис 30 лет // Конкурс грантов студентов, аспирантов и молодых ученых вузов Челябинской области: Сборник рефератов научно-исследовательских работ аспирантов.–Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004.–179с.

  2. Бобро Н.В. Опыт разработки методики диагностики идентичности в юношеском возрасте // Современные проблемы психологии развития и образования человека. Сборник материалов I Всероссийской конференции с международным участием.- СПб.: «АЙСИНГ», 2009.- С.19-29

  3. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика.- СПб.: Речь, 2002.-440с.

  4. Дмитриева Ю.Н. Особенности стратегий поведения педагогов при переживании возрастного кризиса // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2010.№ 1. С. 39-42.

  5. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности. — СПб.: Речь, 2004. – 72с.

  6. Левченко А. Н. Временная трансспектива самоактуализирующейся личности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.- 2011.- №6 (76).- С. 97-101

  7. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации.– 2-е изд. - М.: Смысл, 2000. –18 с.

  8. Панина Н. В. Индекс жизненной удовлетворенности / Психология развития конкурентоспособной личности / Под ред. Л. М. Митиной. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003.- С.192-194.

  9. Сенин И. Г. Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ) : Руководство. - Ярославль: Психодиагностика, 1991. - 19 с.

  10. Серый А.В, Юпитов А.В. Применение теста смысложизненных ориентаций к диагностике актуальных смысловых состояний (новая концептуализация) // Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр. Кемерово; 2003.– С 55-72.

  11. Сиврикова Н.В. Особенности смысложизненных ориентаций в нормативных кризисах взрослых людей // http://gisap.eu/ru/node/12488 (дата обращения 1.11.2012)

  12. Солдатова Е.Л. Эго-идентичность в нормативных кризисах развития // Вопросы психологии. – 2006. – № 5. – С. 75–84.

  13. Солдатова Е.Л. Психологическое содержание нормативных кризисов развития личности взрослого человека // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология.-2008.- № 31.- С. 39-47.

  14. Солдатова Е.Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости: монография. - Челябинск: ЮУрГУ, 2007. - 267с.

  15. Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. — Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2001. — 112 с.

  16. Фоминова А.Н. Проблема активизации ресурсов личности человека в трудных возрастно-психологических жизненных ситуациях // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. -2006.- № 1.- С. 95-105.

  17. Шляпникова И.А. Методика диагностики симптомов нормативного кризиса взрослости / И.А. Шляпникова // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. 2009. – № 4. – С. 185–192.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница