Методическая разработка факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию»




Скачать 98.47 Kb.
Дата27.09.2016
Размер98.47 Kb.
Отдел образования, спорта и туризма

Вороновского райисполкома

Гродненской области
ГУО «УПК Заболотские я-с-СШ»

Методическая разработка факультативного занятия

«Введение в педагогическую профессию»

по теме «Память»

Педагог-психолог Чапля Регина Иосифовна,

аг.Заболоть

ул.Советская, 50

80299773172

80297850526

Тема: Память: виды и процессы памяти


Цель: дать общее представление о памяти, её процессах, видах и типах.

Задачи:

познакомить с понятием память, её видами и типами;

формировать навыки по выявлению особенностей памяти;

способствовать формированию положительной мотивации выбора педагогической профессии.


Ход занятия

Приветствие учащихся

  1. Введение в тему занятия

Обсуждение высказываний, которые могут быть предложены как на слайдах, так и на карточках для индивидуальной работы или в группах

Память – одно из условий психической жизни человека. Едва ли не самое важное чудо животной и особенно человеческой организации (И.М. Сеченов).

Лишившись памяти, человек утрачивает Я, перестает существовать (С. Роуз).

Я – это моя память (К.К. Платонов).

Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом (С.Л. Рубинштейн).

Неслучайно мы говорим о понятии память. Тема нашего занятия—память: виды и процессы памяти



  1. Постановка цели и задач занятия (в постановке целей могут принимать участие и сами учащиеся, в зависимости от уровня развития коллектива)


3.Основная часть.

Педагог знакомит учащихся с понятием памяти, её видами и типами. (учащимися в тетрадях делается конспект основных понятий)

Содержательный блок (примерный материал к ознакомлению)



Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память высоко ценили в дописьменный период человеческой истории. Каждый народ хранит легенды о поэтах и музыкантах, которые знали наизусть значительные по объему художественные произведения. В это время хорошая память была сродни мудрости. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину – матерью девяти муз, покровительниц всех известных тогда наук и искусств.

Трудно переоценить значение памяти для конкретного человека, в структуре его личности и индивидуальности:



Процессы памяти принято называть мнемическими процессами (от греческого «мнеме» – память). Длительное время житейская практика и научная психология значительно упрощали наши представления о сущности памяти как психического познавательного процесса. Господствовала метафора глины или восковых дощечек Платона, которые сохраняют след (отпечаток) воздействия раздражителя.

На основании характера деятельности, в ходе которой совершается процесс запоминания и воспроизведения выделяют непроизвольную и произвольную память. В отечественной психологии наиболее признана классификация видов памяти, предложенная П.П. Блонским. В зависимости от особенностей материала запоминания и его воспроизведения он выделяет двигательную, эмоциональную; образную и словесно-логическую память.

Двигательная память – запоминание, сохранение и воспроизведение определенных движений и их систем. Этому виду памяти предшествуют хватательный рефлекс и избирательность по отношению к окружающим предметам. Она служит основой для формирования практических навыков. Музыканту проще вспомнить какую-либо пьесу не в виде нотной записи или мелодии звукового ряда, а по движениям пальцев во время ее исполнения.

Эмоциональная память – запоминание, сохранение и воспроизведение эмоционально окрашенных явлений, или память на эмоции и чувства. Память сохраняет положительно или отрицательно окрашенные переживания. Они могут побуждать человека к действию или отказу от него. Другими словами, информация о событиях как бы маркируется эмоциями. Неприятные эпизоды имеют тенденцию к вытеснению и, наоборот, «счастливые» минуты хранятся годами. Принято считать, что эмоциональная память проявляется у ребенка где-то в шестимесячном возрасте. Такая эмоциональная избирательность памяти присуща каждому человеку. Эмоциональная память лежит в основе способности сочувствовать и сопереживать.

Образная память – запоминание, сохранение и воспроизведение образов определенной модальности. Э. Цветков память считает обратной функцией восприятия. Воспроизведение информации осуществляется по каналу той же модальности, по которому она была усвоена. Образная память возникает к двум годам, а своего наивысшего развития достигает в подростковом возрасте.

Словесно-логическая память – специфически человеческий вид памяти; запоминание, сохранение и воспроизведение словесно оформленного и осмысленного материала. Принято считать, что мысли могут быть переданы с помощью языка, этим объясняется название данного вида памяти. Хотя, если при заучивании материала не обращают внимания на смысл, то речь может идти исключительно о словесной памяти (А.П. Лобанов, 2012).

По мнению П.П. Блонского, развитие памяти у отдельного индивида (в онтогенезе) повторяет ее развитие на разных ступенях исторического развития человечества (в филогенезе). Впрочем, как утверждает Ги Лефрансуа, существует всего два вида памяти: хорошая и плохая память, и большинство обыкновенных людей владеют последней.


4. Гимнастика для глаз

5. Работа со схемой (для лучшего усвоения можно предложить данную таблицу начертить в тетради, постепенно знакомясь со следующими понятиями, а так же можно с помощью заранее подготовленных напечатанных прямоугольников клеить данную таблицу в тетради, при этом дублируя на слайде, если есть возможность использовать компьютер и проектор, что поможет с экономить время, обращая внимания, какие в данный момент используются приёмы для восприятия информации и запоминания)

В психологии выделяют такие процессы памяти, как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание Рисунок - Процессы памяти (по В.Д.

Шадрикову)

П Р О Ц Е С С Ы П А М Я Т И

ЗАПОМИНАНИЕ

СОХРАНЕНИЕ

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

Запечатление

Непроизвольное

запоминание

Преднамеренное

запоминание

Собственно

сохранение

Забывание

Узнавание

Собственно

воспроизведение

Припоминание



Запоминание – мнемические процессы, обеспечивающие удержание информации или опыта в сознании человека. Принято выделять две (непроизвольная и произвольная) или три (запечатление, непроизвольная и произвольная) формы запоминания. Запечатление – это запоминание однократно предъявляемого в течение короткого времени материала. Непроизвольное запоминание – сохранение материала без наличия специальных волевых усилий и сознательного использования каких-либо мнемических приемов. Произвольное (преднамеренное) запоминание или заучивание – обусловленное наличием волевых усилий сохранение материала на максимально продолжительный срок с целью последующего извлечения.

Сохранение – мнемический процесс долговременного удержания в скрытом состоянии воспринятой ранее информации. Сохранение трудно поддается экспериментальному исследованию, о нем можно судить на основании других процессов. В психологической литературе его чаще всего рассматривают во взаимосвязи с забыванием – процессом частичной или полной утраты информации. В.Д. Шадриков выделяет две стороны сохранения: собственно сохранение и забывание. Т.И. Зинченко подчеркивает, что сохранение материала в памяти не является только функцией времени, оно имеет избирательный характер. В связи с этим принято различать активное и пассивное сохранение.

Противоположным (или сопутствующим) процессом сохранению является забывание. В психологии имеют место две теории забывания: угасания следов и интерферирующего торможения. Согласно первой теории, забывание – естественный и пассивно протекающий процесс постоянного угасания следов памяти. Согласно второй теории, забывание – результат отрицательного влияния предшествующей или последующей деятельности.

О возможности сохранения следов памяти свидетельствуют гипнотические опыты с внушением детского возраста. В таком состоянии не только воспроизводится забытый прошлый возраст, но даже изменяются голоса и почерк в соответствии с внушаемым возрастом.

Воспроизведение – это процессы извлечения из сознания человека сохраненной информации. Оно имеет три формы: узнавание; непроизвольное, или собственно воспроизведение; произвольное воспроизведение, или припоминание. Узнавание – кратковременное воспроизведение образа при повторном восприятии объекта. Непроизвольное воспроизведение – непосредственное воспоминание, обусловленное представлениями, мыслями или чувствами или деятельностью, выполняемой в данный момент (например, чтение книги). Произвольное воспроизведение – осмысленное воспоминание, требующее определенных волевых усилий. Оно связано с постановкой специальной репродуктивной задачи и использованием определенных приемов. Припоминание – наиболее активная форма воспроизведения, связанная с избирательностью и реконструкцией воспроизводимой информации.
6. Изучение особенностей памяти учащихся.

Изучение памяти можно провести с помощью подготовленных тестов как более серьёзного характера, так и используя различные источники, в том числе и Интернет, если имеется доступ.

Тест «Проверьте ещё раз свою память»

Ответить надо на каждый вопрос, на который ученик способен дать положительный ответ:



  1. Можете ли вы вспомнить, что у вас было на обед в прошлое воскресенье?

  2. Помните ли, как прошёл ваш тринадцатый день рождения?

  3. Можете ли вспомнить название первой понравившейся вам книги?

  4. На какую тему была последняя прослушенная вами интересная радио/телепередача?

  5. Как вы были одеты на школьном выпускном балу после окончания начальной школы?

  6. Помните ли вы имя девушки(юноши), которая(-ый) впервые вам понравилась(-ся)?

  7. В каком возрасте вы впервые поехали поездом? Ехали самостоятельно автобусом?

  8. Можете ли вы вспомнить, как звали вашего учителя в первом классе?

  9. Когда вы в последний раз были в театре, цирке, кинотеатре?

Ответы приведённые на данные вопросы помогут сделать следующие выводы: хорошая ли у вас память, обращаете ли вы достаточно внимания на людей близких и знакомых.

Если положительных ответов 8-9—можете считать, что это очень хорошая долговременная память, 6-7—хорошая, 4-5—средняя, 1-3—низки1 уровень—вам необходимо обзавестись блокнотом.


Или можно попробовать следующие тесты по ссылке, а так же любые другие

http://trinixy.ru/poll37.php?time=1463197563&result=0&right=3&rmax=6&level=3


7. Подведение итогов

Память является одним из наиболее важных познавательных процессов, назначение которого сохранение информации, знаний и социального опыта. Однако необходимо подчеркнуть, что она активна и не может заменить восприятие и мышление. Память требует разумного и бережного отношения. Кроме того, человек имеет свои особенности, когда он работает в условиях избытка и недостатка информации. Успешный ученик – это не машина для усвоения информации, запоминать следует только то, что ты понимаешь.



Можно предложить высказаться учащимся о том, достигнута ли поставленная цель и насколько полезна полученная информация.

Узнали ли вы что-нибудь новое?

Довольны ли вы результатами исследования своей памяти?

Что нужно предпринять для улучшения памяти? — подготовить рекомендации или советы по сохранению и улучшению памяти (творческое задание к следующему занятию)


Рефлексивный блок

Рефлексия содержания материала. Этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность учащимся осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Как проводить:


  • Предложить учащимся облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на можно вывести слайд, где указаны варианты:

    • сегодня я узнал...

    • было трудно…

    • я понял, что…

    • я научился…

    • я смог…

    • было интересно узнать, что…

    • меня удивило…

    • мне захотелось… и т.д.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради)
Словарь:

Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Мнемические процессы – процессы памяти, указывающие на их динамичность и множественность понятия.

Литература:



  1. Методическое сопровождение факультативных занятий ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ПРОФЕССИЮ для 10 класса учреждений общего среднего образования Минск 2015 Под общей редакцией ректора УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», доктора педагогических наук, профессора А.И. Жука, проректора по научной работе УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», доктора педагогических наук, профессора А.В. Торховой.

  2. Лобанов, А.П. Когнитивная психология: учеб.пособие. – 2-е изд. – Минск: Новое знание; М.:ИНФРА-М, 2012. – 376 с.

  3. Лобанов, А.П. Практикум по общей и когнитивной психологии: практикум. – Минск: БГПУ, 2014. – 144 с.

  4. Платонов, К.К. Занимательная психология. – СПб.: Питер, 1997. – 288с. Рогов, Е.И. Психология познания. – М., 1998. – 176 с.


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница