Методическая разработка практического занятия «мероприятия по обеспечению инфекционной безопасности в лпу» по программе пм «выполнение работ по должности служащего младшая медицинская сестра по уходу за больными»



Скачать 1.9 Mb.
страница 1/10
Дата 26.09.2016
Размер 1.9 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ГБОУ СПО СК «СТАВРОПОЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ



«МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНФЕКЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЛПУ»

ПО ПРОГРАММЕ

ПМ «ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ДОЛЖНОСТИ СЛУЖАЩЕГО МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ».

МДК 04 «БЕЗОПАСНАЯ СРЕДА ДЛЯ ПАЦИЕНТОВ И МЕДПЕРСОНАЛА»

Предназначена для преподавателей и студентов специальности «Сестринское дело» «Лечебное дело» и «Акушерское дело» базовой и углубленной подготовки»

Разработана преподавателем высшей категории ЦМК основ сестринского дела

Сивковой С.В.

Утвержден на заседании

ЦМК основ сестринского дела

Протокол №_______от_____________

Председатель ЦМК

Ситникова Л.В.___________

2015 год

ВНУТРЕННЯЯ РЕЦЕНЗИЯ

Методическая разработка практического занятия разработана преподавателем высшей категории ЦМК основ сестринского дела ГБОУ СПО «Ставропольский базовый медицинский колледж» Сивковой С.В.

Данная разработка предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта по программе профессионального модуля

Данный раздел является частью профессионального модуля основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО «Сестринское дело», «Лечебное дело» и «Акушерское дело» базовой подготовки в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): выполнение работ по должности служащего Младшая медицинская сестра по уходу за больными соответствующих профессиональных компетенций.

Согласно программе модуля практическое занятие рассчитано на 6 академических часа учебного времени.

Структура и содержание занятия полностью соответствует целям и задачам практической подготовки студентов и формирования профессиональных и общих компетенции.

Теоретическое обоснование темы включает в себя все современные представления по данному разделу. План проведения занятия и хронология соответствуют современным дидактическим требованиям. Использован многоуровневый контроль знаний, предусмотрена возможность проведения интерактивного занятия. Теоретическое обоснование сопровождается иллюстративными формами изложения (презентациями).

Учебно-методический комплекс соответствует всем требованиям к методической литературе и рекомендован для использования в учебном процессе

Рецензор:

Преподаватель высшей категории

ЦМК основ сестринского дела Ситникова Л.В. __________________

ВНЕШНЯЯ РЕЦЕНЗИЯ
Практическое занятие разработано преподавателем высшей категории ЦМК основ сестринского дела ГБОУ СПО «Ставропольский базовый медицинский колледж» Сивковой С.В.

Данная методическая разработка предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта по программе профессионального модуля МДК 04 «Выполнение работ по должности служащего Младшая медицинская сестра по уходу за больными», раздел МДК «Безопасная среда для пациентов и медперсонала». Данный раздел является частью профессионального модуля основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО «Сестринское дело», «Лечебное дело» и «Акушерское дело» базовой подготовки в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными соответствующих профессиональных компетенций.

Структура и содержание модуля полностью соответствует целям и задачам практической подготовки студентов и формирования профессиональных и общих компетенции.

Теоретическое обоснование темы включает в себя все современные представления по данному разделу. Планы проведения занятия и хронология соответствуют современным дидактическим требованиям. Использован многоуровневый контроль знаний, предусмотрена возможность проведения интерактивных занятий. Теоретическое обоснование сопровождается иллюстративными формами изложения (презентациями).

Цели и задачи практического занятия соответствуют всем требованиям для реализации знаний и навыков студентов при практическом обучении и способствуют формированию профессиональных компетенций.

Рецензор:

Гл. медсестра ГБУЗ СК КККД Маслакова Н.Н._________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Практическое занятие, в соответствии с учебным планом программы МДК 04 раздела «Безопасная среда для пациентов и медперсонала» рассчитано на 6 академических часов раздела учебной практики и направлено на закрепление знаний по разделу «Инфекционная безопасность". Данный раздел включает в себя следующие части:



  • Обеспечение инфекционной безопасности. Обеспечение производственной санитарии и личной гигиены на рабочем месте;

  • Обеспечение безопасной больничной среды для пациентов и персонала. Участие в санитарно-просветительской работе среди населения.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и программе модульного обучения, основной целью занятий является формирование соответствующего уровня общих и профессиональных компетенций. После изучения данного раздела студент должен:

ИМЕТЬ ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ:



  • оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий;

  • обеспечения санитарных условий в учреждениях здравоохранения и на дому;

  • обеспечения гигиенических условий при получении и доставке лечебного питания для пациентов в ЛПУ;

  • соблюдения требований техники безопасности при уходе за пациентом во время проведения процедур и манипуляций

УМЕТЬ:

  • собирать информацию о санитарном состоянии помещений медицинского назначения;

  • обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;

  • проводить текущую и генеральную уборку помещений с использованием различных дезинфицирующих средств;

ЗНАТЬ:

  • факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;

  • основы профилактики внутрибольничной инфекции;

Занятие включает в себя теоретическое обоснование темы, презентацию, блок контрольно-обучающих заданий, карты самостоятельной работы и карты контрольной оценки по итогам занятия. Для промежуточного контроля по разделу представлен тест в двух вариантах. Также представлена рабочая тетрадь по для организации аудиторной самостоятельной работы студентов и проведения самоконтроля.

Трудно переоценить значение данной темы для формирования профессиональных компетенций, так как инфекционная безопасность пациентов и медперсонала – это одно из самых главных условий осуществления медицинской помощи на всех уровнях и этапах. Получение знаний и навыков по организации инфекционной безопасности в лечебно-профилактических учреждениях станет основой для воспитания профессионалов сестринского дела.



ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Практические занятия является самым важным звеном в системе среднего профессионального образования медицинских работников. Они являются самыми значимыми в процессе формирования профессиональных и общих компетенций у студентов медицинского колледжа.

Предусматривается проведение занятий на базах учреждений практического здравоохранения, что позволяет максимально приблизить учебный процесс к реальным условиям.

Специфика проведения практических занятий подразумевает проведение контроля исходного и итогового уровня знаний, использование информационно-компьютерных технологий, закрепление лекционного материала и большой блок самостоятельной работы студентов (аудиторной и внеаудиторной).

Дидактический материал представлен рабочими тетрадями и различными приемами контроля знаний на различных этапах занятия. Наглядность закрепляемого материала обеспечивают презентации по темам.

Карта самостоятельной работы обеспечит четкую организацию учебного процесса на этом этапе, возможность самоконтроля и взаимоконтроля при отработке манипуляций.

Темы данного раздела подразумевают изучение и освоение целого ряда практических манипуляций, поэтому в комплект занятий входят и стандарты соответствующих сестринских манипуляций.



Педагогам, приступающим к проведению занятий, представляется широкая возможность для использования самых различных приемов и методов личностно-ориентированного и активного обучения.
СХЕМА ИНТЕГРАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ


МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ

ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ







МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА

ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ

САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ РАБОТА С НАСЕЛЕНИЕМ

ТЕХНОЛОГИЯ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

СЕСТРИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА

ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС

ПСИХОЛОГИЯ

ТЕРАПИЯ

ХИМИЯ



МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНФЕКЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛПУ


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ



Тема

Количество часов

1.

Дезинфекция: виды, методы и способы

6

2.

Сбор и утилизация медицинских отходов

6

3.

Предстерилизационная очистка мединструментария

6

4.

Стерилизация: виды, методы и способы

6

5.

Универсальные методы безопасности при контакте с биологическими жидкостями

6

6.

Соблюдение требований СЭР в ЛПУ

6




Итого:

36 часов

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ РАЗДЕЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения раздела профессионального модуля «Безопасная среда для пациентов и медперсонала» является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:



Код

Наименование результата обучения

ПК 4.1

Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности

ПК 4.2.

Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 4.3.

Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.

ПК 4.4.

Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.

ПК 4.5.

Оформлять медицинскую документацию.

ПК 4.6.

Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК 4.7.

Обеспечивать инфекционную безопасность.

ПК 4.8.

Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

ПК 4.9.

Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

ПК 4.11.

Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

ОК 3.

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 8.

Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.


ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ:

1.Организационный момент – 5 минут

2.Контроль уровня знаний – 20 минут

3.Изучение нового материала – 20 минут

4.Демонстрационная часть – 10 минут

5.Вводный инструктаж – 5 минут

6.Самостоятельная работа – 180 минут

7.Оформление дневников и манипуляционных тетрадей – 20 минут

8.Подведение итогов занятия, задание на дом – 5 минут

9.Заключительная часть – 5 минут



ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

1.Организационный момент.

Цель: оптимизация учебного процесса, создание рабочего настроя и условий выполнения задач занятия. Проводится проверка готовности кабинета к работе, оценка внешнего вида студентов, приветствие, проверка посещаемости и назначение дежурных, сообщение темы и плана проведения занятия, целей занятия и его значение в учебном процессе и практической деятельности. Студенты записывают занятия и дату проведения в дневники, осмысливают план проведения занятия.

2.Контроль уровня знаний.

Цель: выявление базовых знаний по теме, определения уровня подготовки, готовности к усвоению нового материала и оценка качества знаний, выявление слабых мест в подготовке, оценка способности к логическому и клиническому мышлению, оценка письменной и устной речи. Оценивается качество самоподготовки и усвоения материала. Преподаватель оценивает уровень знаний лекционного материала и результатов самоподготовки, используя различные приемы: фронтальный опрос, терминологический диктант или тестовые задания, индивидуальный опрос.

Вопросы для фронтального опроса:



  1. Дайте определение инфекционной безопасности?

  2. Перечислите основные меры профилактики инфекций?

  3. Перечислите основные пути передачи инфекций?

  4. Какие факторы, способствуют восприимчивости хозяина к инфекциям?

  5. Перечислите основные меры профилактики ВБИ;

  6. Перечислите основные меры безопасности при работе с биологическими жидкостями?

  7. Дайте определение дезинфекции, перечислите виды, методы и способы?

  8. Меры безопасности при работе с дезсредствами?

  9. Какие действия необходимы при попадании биологических жидкостей на слизистые глаз, носа, полости рта и на кожу?

  10. Какие уровни мытья рук Вы знаете?

  11. Этапы ПСО?

  12. Контроль качества ПСО?

  13. Этапы подготовки инструментария к стерилизации?

  14. Дайте определение стерилизации, виды и методы?

  15. Как осуществляется контроль стерильности?

  16. Функции ЦСО?

  17. Классы медицинских отходов?

  18. Перечислите основные приказы по СЭР в ЛПУ?

  19. Перечислите основные требования СЭЛ в ЛПУ, согласно санитарным правилам?

3. Изучение нового материала.

Цель: выполнение требований образовательного стандарта, формирование профессиональной компетенции по разделу модуля, формирование профессиональных навыков по манипуляциям, закрепление теоретических знаний по теме занятия. Преподаватель обращает внимание на значение данной темы для практики, использует опорный конспект, дополнительные источники информации. Студенты знакомятся с алгоритмами, записывают основные положения и определения в дневники.

4. Демонстрационная часть:

Цель: оптимизировать усвоение нового материала, обеспечить наглядность, вызвать познавательный интерес. Использовать современные технологии в образовательном процессе, закрепить теоретические знания, развить мыслительную деятельность. Обеспечить выработку профессиональных умений и навыков. Преподаватель демонстрирует слайды по данной теме, учебный фильм. Затем проводится демонстрация манипуляций:



  • Определение массы тела;

  • Измерение роста;

  • Проведение противопедикулезной обработки пациента в условиях приемного отделения.

5.Вводный инструктаж.

Цель: оптимизация самостоятельной работы, профилактика травматизма, обеспечение выполнения задач занятия, выработка самостоятельности и ответственности. Преподаватель доводит до внимания студентов план проведения самостоятельной работы, ее цели и задачи. Студенты знакомятся с картами самостоятельной работы и заданием, получают глоссарий, алгоритмы. Преподаватель обращает внимание на обязательное соблюдение принципов этики и деонтологии при общении с пациентами и медперсоналом, соблюдение требований инфекционной безопасности при выполнении практических навыков.

6. Самостоятельная работа.

Цель: формирование профессиональной компетентности, развитие логического и клинического мышления, выработка самостоятельности. Развитие навыков общения, педагогических способностей, навыков работы с документацией. Стимулировать мыслительную деятельность, вызвать познавательный интерес, привить профессиональные навыки, любовь к будущей профессии. Закрепить теоретические знания на практике.

Первый этап – 90 минут, работа в кабинете доклинической практики. Решение ситуационных задач на развитие клинического мышления. Затем по алгоритмам студенты отрабатывают практические навыки, работают парами. Изучают глоссарий. Планируют свои действия на второй этап самостоятельной работы, знакомятся с картами самостоятельной работы и заданием. Этапы отработки манипуляций контролирует преподаватель. Студентов, не допускающих ошибок, назначают экспертами.

На втором этапе работа в отделениях стационара, выполнение заданий:



  • Знакомство с устройством приемного отделения;

  • Изучение документации приемного отделения и правил ее оформления;

  • Проведение манипуляций по антропометрии, с использованием алгоритмов.

Время работы в отделении – 90 минут. Эксперты представляют отчет об итогах отработки манипуляций. Преподаватель контролирует все этапы самостоятельной работы, оценивает активность студентов.

7. Оформление дневников и манипуляционных тетрадей.

Цель: развить аккуратность, ответственность, умение работать с документацией, развитие письменной речи. Студенты документируют этапы занятия в дневники, отражая основные моменты самостоятельной работы, составляют краткий отчет о выполнении на проверку преподавателю.

8. Подведение итогов занятия, задание на дом.

Цель: оценить уровень знаний каждого студента, развить критику и самокритику, определить слабые места подготовки и нацелить студентов на восполнение дефицита знаний, обеспечить оптимальные условия для самоподготовки студентов, развить познавательный интерес.

Преподаватель оценивает работу на всех этапах занятия, проверяет дневники, комментирует основные ошибки, отмечает отличившихся студентов, оглашает итоговые оценки и отвечает на вопросы студентов. Для объективности используются карты экспертной оценки. Сообщается тема следующего занятия, вопросы для самостоятельной подготовки, источники информации /учебные пособия, лекции и т.д

9. Заключительная часть.

Цель: развить ответственность и аккуратность, стремление к чистоте и порядку. Студенты прощаются с преподавателем, дежурные проводят проветривание и уборку рабочих мест и кабинета, сдают раздаточный материал и оборудование.



КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Профессиональные компетенции

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Уровень усвоения компетенции

Обеспечение инфекционной безопасности

  • Умение провести мероприятия для профилактики ВБИ в условиях стационара

  • Знание путей и способов передачи инфекционных заболеваний в ЛПУ

  • Знание причин распространения ВБИ

  • Знание источников и резервуаров ВБИ

  • Умение применить теоретические знания и практические навыки при практической деятельности




  • Фронтальный опрос

  • Индивидуальный опрос

  • Тестовый контроль

  • Решение ситуационных задач

  • Защита рефератов

  • Деловая игра




2

Обеспечение безопасной больничной среды для пациентов и медперсонала

  • Знание основных терминов и определений по теме

  • Знание составляющих безопасной больничной среды

  • Умение определить группы риска по ВБИ

  • Знание основных способов передачи инфекции

  • Умение применить индивидуальные средства защиты при проведении манипуляций

  • Умение провести контроль соблюдения требований СЭР

  • Отработка навыка гигиенической обработки рук

  • Отработка навыка использования стерильных перчаток

  • Самостоятельная работа

  • Фронтальный опрос

  • Индивидуальный опрос

  • Тестовый контроль

  • Решение ситуационных задач

  • Защита рефератов

  • Деловая игра




2

Обеспечение производственной санитарии и личной гигиены на рабочем месте

  • Умение создать безопасную среду на рабочем месте

  • Умение использовать индивидуальные средства защиты

  • Умение производить обработку рук при проведении определенных манипуляций

  • Умение осуществить контроль за соблюдением требований СЭР в условиях отделения стационара

  • Умение оказать помощь при проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий в условиях стационара

  • Изучение мероприятий по созданию безопасной больничной среды

  • Отработка навыка гигиенической обработки рук

  • Отработка навыка использования стерильных перчаток

  • Самостоятельная работа

2
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница