I
II
2 мин.
III
1 мин.
IV
3
мин.
3
мин.
3
мин.
1 мин.
V
1 мин.
5 мин.
VI
2 мин.
3 мин.
2 мин.
VII
1 мин.
VIII
2
мин.
IX
1 мин.
|
Организационный момент
- Добрый день! Меня зовут Вера Ивановна Краснова, я проведу у вас сегодня урок литературы.
Вступительное слово учителя
- Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
Весь Летний сад - "Онегина" глава,
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский...
Отрывок из стихотворения С.Я. Маршака
-
Слайды
№ 2-9
Как Вы думаете, ребята, о каком городе идет речь в этом стихотворении?
- Кто-то из вас был в Петербурге? Ваше впечатление об этом городе?
Что ассоциируется в вашем представлении со словом «Петербург»?
(Красота города, мосты, музеи, дворцы, галереи… – музей под открытым небом).
- Нет города, который бы играл в истории и культуре страны такую роль, как Петербург - для России. "Петербургский" период русской истории... "Петербургская" тема в живописи, литературе... Этот город много значил в личной и творческой судьбе большинства русских писателей, ученых, художников, музыкантов...
|
...Улицы Петербурга - это музей под открытым небом. Музей истории, музей архитектуры, литературный музей. По этим улицам, набережным, площадям неслась творческая фантазия лучших русских писателей и поэтов. Они населили город людьми, в реальность существования которых мы верим. "Дом Сони", "Дом Пиковой Дамы", - говорим мы. Маршрут прогулок Онегина и блужданий обезумевшего героя "Медного Всадника". А вот сосчитанные шаги Родиона Романовича Раскольникова станут сегодня и нашими маршрутами в городе.
С
Слайды
№ 10, 11
Тема, цели
ообщение темы и целей урока
- Тема урока: Роман «Преступление и наказание». Петербург Достоевского или «Лик мира сего».
- Сегодня на уроке мы увидим Петербург Достоевского, гнетущую обстановку безысходности жизни человека, попробуем подойти к осмыслению основного конфликта романа, постараемся проникнуться сочувствием к страдающим людям, поработаем самостоятельно по группам: с целью поверки знания содержания романа, использования Интернет-ресурсов для ответа на поставленный вопрос: Какое значение имел Петербург в жизни Достоевского? и обратим внимание на художественную деталь в романе.
Путешествие по Петербургу Достоевского. Работа с текстом в форме беседы - Итак, дорогие ребята, уважаемые гости! Я приглашаю вас пройтись вместе с Раскольниковым по улицам Петербурга Достоевского.
Слайд
№ 12
Видеофраг-мент
-
Слайд
№ 13
Маршрут А вот маршрут нашего небольшого путешествия. Мы рассмотрим описания городских пейзажей, сцены уличной жизни и, наконец, войдем в комнаты наших героев.
- Как представлены городские пейзажи в романе?
Часть I глава 1 («На улице жара стояла страшная…»)
- Почему автор объединил в один абзац, на первый взгляд, разные мысли: о духоте… и тут же дает портрет Раскольникова?
Часть II глава 1 («На улице опять жара стояла невыносимая…»)
Часть II глава 2 («великолепная панорама»)
- Почему автор показывает великолепие Петербурга в момент унижения и оскорбления героя?
Часть II глава 6 («вечерний Петербург»)
Часть II глава 6 («…последний розовый отблеск заката»)
Слайд
№ 14
Вывод
- Какая мысль посещает Раскольникова? (Мысль о самоубийстве. Именно в этой сцене Раскольникову приходит мысль о самоубийстве. Точно так же душа Раскольникова погружается во тьму, но в глубине сохраняются добрые начала, которые не дадут ей погибнуть).
Часть VI глава 6 (Грозовой вечер перед смертью Свидригайлова)
-
Слайд
№ 15
Видеофрагмент
О чем говорят городские пейзажи? (Все эти отрывки из романа оставляют одинаковое впечатление духоты. Городской пейзаж подчеркивает безысходность, ненужность человека в этом мире.)
- Потрясли ли вас сцены уличной жизни?
Часть I глава 1 (пьяный в телеге)
Часть II глава 2 (удар бича и подаяние)
- Для чего эта сцена нужна Достоевскому? Что этим хотел показать автор?
Часть II глава 6 (шарманщик и женщины у распивочной, утопленница)
Ч
Слайд
№ 16
Вывод
асть V глава 5 (смерть Катерины Ивановны)
- Какой вывод позволяют сделать эти сцены, сцены уличной жизни? (От такой жизни люди смотрят друг на друга враждебно и с недоверчивостью, между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки).
- А где живут наши герои? Какое впечатление у вас возникает при чтении этих сцен?
Часть I глава 3 («каморка Раскольникова»)
Ч
Слайд
№ 17
Вывод
асть I глава 2 («Угол Мармеладова»)
Часть IV глава 4 (Комната Сони)
- Вот мы совершили небольшое путешествие по Петербургу Достоевского.
К
Конфликт между Раскольниковым и миром, им отрицаемым
ак показан «Лик мира сего» и в чем заключается конфликт романа?
(С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Картины нищеты и страданий проникнуты болью автора о человеке. Такое объяснение судеб позволяет говорить о преступном устройстве мира, законы которого обрекают героя жить в каморках, на невыносимые страдания и лишения. Таков конфликт между человеком и обществом в романе).
-
Слад № 18
Не случайно ли, что именно в таком городе могла родиться теория Раскольникова?
Работа в группах
-
Слад № 19
А теперь, ребята, я предлагаю вам поработать самостоятельно. Для этого разделимся на три группы:
1
http://www.likt590.ru/project/museum/xdos/index.html - группа в составе 2 учащихся будет работать с Интернет-ресурсами, материалом представленном на сайте «Виртуальный музей литературных героев». Основной вопрос: Какое значение имел Петербург в жизни Достоевского?
2 группа выполнит тестирование на компьютере, вам будут предложены тестовые задания, взятые из сборников для подготовки к ЕГЭ по литературе. Задания на знание содержания романа с кратким ответом. Обратите внимание, что ответы нужно вводить с включенной клавишей Caps Lock в форме именительного падежа.
3 группа поработает по карточкам. Попытается исследовать художественную деталь в романе.
Задания:
Какой цвет преобладает в романе «Преступление и наказание» при описании города, интерьера, помещения?
Какими звуками наполнен Петербург? Что слышим на улицах города?
Какие запахи сопровождают повсюду героев, живущих в «серединных» улицах Петербурга?
(Самостоятельная работа)
Сообщение учащихся
1) Какой цвет преобладает в романе? Какими звуками и запахами наполнен Петербург?
(Желтый цвет для Достоевского не попытка северного города вернуть солнце, а цвет отравы, которая проникает в человека. Обилие желтого цвета – это превращение и извращение солнечного света, света Христова. Желтый цвет, цвет греха, преступления, тоски и болезни - то, чем стал в романе цвет Солнца правды. Раскольников должен восстановить его истинную природу. Порфирий Петрович: «Станьте солнцем…»
2) Какое значение имел Петербург в жизни Достоевского?
3) Петербург Пушкина и Петербург Гоголя
- К какому Петербургу близок Петербург Достоевского?
Выставление оценок
Итог урока
- Вы смотрели фильм «Преступление и наказание» Дмитрия Светозарова? На протяжении урока были представлены некоторые фрагменты фильма. Насколько точно, по вашему мнению, режиссер показал Петербург Достоевского?
- Можно ли сказать, что душа Петербурга — это душа Раскольникова?
П
Слад № 20
етербург такой же двойственный, как и порождённое им человеческое сознание.
Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» посвящён разгадке тайны Раскольникова — Петербурга — России.
О
Слад № 21
браз Петербурга становится обобщенной моделью мира. Именно этот город создает таких как Раскольников, Лужин, Свидригайлов, именно этот город порождает страдания униженных и оскорбленных и требует от них безволия или жертвы, подобно жертве сони Мармеладовой. Но этому пространству в эпилоге романа противопоставлено совершенно иное пространство на берегу широкой сибирской реки, где происходит духовное воскрешение героя.
Домашнее задание
Написать небольшое сочинение «Как представлен «Лик мира сего» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?
Резерв: Как Петербург действует на мысли и чувства Раскольникова? (Раскрывается, что не только нищета, но и величие Петербурга делают Раскольникова его жертвой, диктуют отчуждения от людей и позволяют, желая величия, видеть в них «тварей дрожащих». Подсказывая Раскольникову преступление, Петербург не дает ему раскаяться и после убийств. Гонимый страхом раскрытия преступления, Раскольников чувствует, что не хочет так жить, но город не выпускает его из своих душных объятий).
|
Слайд № 1
Тема
|