Методическая разработка урока литературы 10 класс Тема. Роман «Преступление и наказание» Петербург Достоевского или «Лик мира сего»




Скачать 114.5 Kb.
Дата 21.09.2016
Размер 114.5 Kb.
Краснова Вера Ивановна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Дубровская СОШ»

Шарлыкского района

Оренбургской области

Методическая разработка урока литературы

10 класс
Тема. Роман «Преступление и наказание»

Петербург Достоевского или «Лик мира сего»
Цели:

помочь учащимся не только увидеть Петербург Достоевского, скученность, удушающую тесноту человеческого существования, но и проникнуться сочувствием к страдающим людям;

показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; подвести к осмыслению основного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; сформировать у учащихся собственную нравственную и эстетическую оценку изображаемого в романе: Петербург – соучастник преступления и поэтому городу – преступнику Достоевский противопоставляет спасательную христианизированную пустыню;

развивать умение работать с текстом художественного произведения, выделять главное;

формировать коммуникативную компетентность, умение находить необходимую информацию, анализировать ее и правильно выбирать пути решения поставленных задач;

формировать у учащихся умение использовать информационно-коммуникационные технологии;

воспитывать сочувствие и сострадание, внимательное отношение к художественному слову, искусству, любовь к классической литературе.

Оборудование: компьютеры, подключенные к сети Интернет; мультимедиа проектор; декорация «Петербург Достоевского» (светлый фон декорации используется как экран для проецирования); карточки с заданиями; тесты, составленные в программе Microsoft Excel; презентация к уроку; ученическая презентация «Петербург Гоголя и Пушкина».

Ход урока


Этап урока

Содержание урока

Примечания

I

II
2 мин.

III

1 мин.


IV

3

мин.



3

мин.


3

мин.
1 мин.

V

1 мин.


5 мин.

VI

2 мин.



3 мин.
2 мин.

VII


1 мин.
VIII

2

мин.



IX

1 мин.



Организационный момент

- Добрый день! Меня зовут Вера Ивановна Краснова, я проведу у вас сегодня урок литературы.


Вступительное слово учителя

- Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
Весь Летний сад - "Онегина" глава,
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский...

Отрывок из стихотворения С.Я. Маршака

-
Слайды

№ 2-9
Как Вы думаете, ребята, о каком городе идет речь в этом стихотворении?

- Кто-то из вас был в Петербурге? Ваше впечатление об этом городе?

Что ассоциируется в вашем представлении со словом «Петербург»?

(Красота города, мосты, музеи, дворцы, галереи… – музей под открытым небом).

- Нет города, который бы играл в истории и культуре страны такую роль, как Петербург - для России. "Петербургский" период русской истории... "Петербургская" тема в живописи, литературе... Этот город много значил в личной и творческой судьбе большинства русских писателей, ученых, художников, музыкантов...





...Улицы Петербурга - это музей под открытым небом. Музей истории, музей архитектуры, литературный музей. По этим улицам, набережным, площадям неслась творческая фантазия лучших русских писателей и поэтов. Они населили город людьми, в реальность существования которых мы верим. "Дом Сони", "Дом Пиковой Дамы", - говорим мы. Маршрут прогулок Онегина и блужданий обезумевшего героя "Медного Всадника". А вот сосчитанные шаги Родиона Романовича Раскольникова станут сегодня и нашими маршрутами в городе.
С
Слайды

№ 10, 11


Тема, цели
ообщение темы и целей урока

- Тема урока: Роман «Преступление и наказание». Петербург Достоевского или «Лик мира сего».

- Сегодня на уроке мы увидим Петербург Достоевского, гнетущую обстановку безысходности жизни человека, попробуем подойти к осмыслению основного конфликта романа, постараемся проникнуться сочувствием к страдающим людям, поработаем самостоятельно по группам: с целью поверки знания содержания романа, использования Интернет-ресурсов для ответа на поставленный вопрос: Какое значение имел Петербург в жизни Достоевского? и обратим внимание на художественную деталь в романе.


Путешествие по Петербургу Достоевского. Работа с текстом в форме беседы
- Итак, дорогие ребята, уважаемые гости! Я приглашаю вас пройтись вместе с Раскольниковым по улицам Петербурга Достоевского.


Слайд

№ 12

Видеофраг-мент




-
Слайд

№ 13


Маршрут
А вот маршрут нашего небольшого путешествия. Мы рассмотрим описания городских пейзажей, сцены уличной жизни и, наконец, войдем в комнаты наших героев.
- Как представлены городские пейзажи в романе?

Часть I глава 1 («На улице жара стояла страшная…»)

- Почему автор объединил в один абзац, на первый взгляд, разные мысли: о духоте… и тут же дает портрет Раскольникова?

Часть II глава 1 («На улице опять жара стояла невыносимая…»)

Часть II глава 2 («великолепная панорама»)

- Почему автор показывает великолепие Петербурга в момент унижения и оскорбления героя?

Часть II глава 6 («вечерний Петербург»)

Часть II глава 6 («…последний розовый отблеск заката»)


Слайд

№ 14


Вывод
- Какая мысль посещает Раскольникова? (Мысль о самоубийстве. Именно в этой сцене Раскольникову приходит мысль о самоубийстве. Точно так же душа Раскольникова погружается во тьму, но в глубине сохраняются добрые начала, которые не дадут ей погибнуть).

Часть VI глава 6 (Грозовой вечер перед смертью Свидригайлова)

-
Слайд

№ 15


Видеофрагмент
О чем говорят городские пейзажи? (Все эти отрывки из романа оставляют одинаковое впечатление духоты. Городской пейзаж подчеркивает безысходность, ненужность человека в этом мире.)
- Потрясли ли вас сцены уличной жизни?

Часть I глава 1 (пьяный в телеге)

Часть II глава 2 (удар бича и подаяние)

- Для чего эта сцена нужна Достоевскому? Что этим хотел показать автор?



Часть II глава 6 (шарманщик и женщины у распивочной, утопленница)

Ч
Слайд

№ 16


Вывод
асть V глава 5 (смерть Катерины Ивановны)

- Какой вывод позволяют сделать эти сцены, сцены уличной жизни? (От такой жизни люди смотрят друг на друга враждебно и с недоверчивостью, между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки).


- А где живут наши герои? Какое впечатление у вас возникает при чтении этих сцен?

Часть I глава 3 («каморка Раскольникова»)

Ч
Слайд

№ 17


Вывод
асть I глава 2 («Угол Мармеладова»)


Часть IV глава 4 (Комната Сони)
- Вот мы совершили небольшое путешествие по Петербургу Достоевского.

К
Конфликт между Раскольниковым и миром, им отрицаемым
ак показан «Лик мира сего» и в чем заключается конфликт романа?


(С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Картины нищеты и страданий проникнуты болью автора о человеке. Такое объяснение судеб позволяет говорить о преступном устройстве мира, законы которого обрекают героя жить в каморках, на невыносимые страдания и лишения. Таков конфликт между человеком и обществом в романе).

-
Слад № 18


Не случайно ли, что именно в таком городе могла родиться теория Раскольникова?

Работа в группах

-
Слад № 19


А теперь, ребята, я предлагаю вам поработать самостоятельно. Для этого разделимся на три группы:

1


http://www.likt590.ru/project/museum/xdos/index.html -
группа в составе 2 учащихся будет работать с Интернет-ресурсами, материалом представленном на сайте «Виртуальный музей литературных героев». Основной вопрос: Какое значение имел Петербург в жизни Достоевского?

2 группа выполнит тестирование на компьютере, вам будут предложены тестовые задания, взятые из сборников для подготовки к ЕГЭ по литературе. Задания на знание содержания романа с кратким ответом. Обратите внимание, что ответы нужно вводить с включенной клавишей Caps Lock в форме именительного падежа.

3 группа поработает по карточкам. Попытается исследовать художественную деталь в романе.

Задания:

Какой цвет преобладает в романе «Преступление и наказание» при описании города, интерьера, помещения?

Какими звуками наполнен Петербург? Что слышим на улицах города?

Какие запахи сопровождают повсюду героев, живущих в «серединных» улицах Петербурга?
(Самостоятельная работа)

Сообщение учащихся

1) Какой цвет преобладает в романе? Какими звуками и запахами наполнен Петербург?

(Желтый цвет для Достоевского не попытка северного города вернуть солнце, а цвет отравы, которая проникает в человека. Обилие желтого цвета – это превращение и извращение солнечного света, света Христова. Желтый цвет, цвет греха, преступления, тоски и болезни - то, чем стал в романе цвет Солнца правды. Раскольников должен восстановить его истинную природу. Порфирий Петрович: «Станьте солнцем…»


2) Какое значение имел Петербург в жизни Достоевского?
3) Петербург Пушкина и Петербург Гоголя

- К какому Петербургу близок Петербург Достоевского?



Выставление оценок


Итог урока

- Вы смотрели фильм «Преступление и наказание» Дмитрия Светозарова? На протяжении урока были представлены некоторые фрагменты фильма. Насколько точно, по вашему мнению, режиссер показал Петербург Достоевского?


- Можно ли сказать, что душа Петербурга — это душа Раскольникова?

П
Слад № 20


етербург такой же двойственный, как и порождённое им человеческое сознание.

Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» посвящён разгадке тайны Раскольникова — Петербурга — России.



О
Слад № 21


браз Петербурга становится обобщенной моделью мира. Именно этот город создает таких как Раскольников, Лужин, Свидригайлов, именно этот город порождает страдания униженных и оскорбленных и требует от них безволия или жертвы, подобно жертве сони Мармеладовой. Но этому пространству в эпилоге романа противопоставлено совершенно иное пространство на берегу широкой сибирской реки, где происходит духовное воскрешение героя.

Домашнее задание

Написать небольшое сочинение «Как представлен «Лик мира сего» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?


Резерв: Как Петербург действует на мысли и чувства Раскольникова? (Раскрывается, что не только нищета, но и величие Петербурга делают Раскольникова его жертвой, диктуют отчуждения от людей и позволяют, желая величия, видеть в них «тварей дрожащих». Подсказывая Раскольникову преступление, Петербург не дает ему раскаяться и после убийств. Гонимый страхом раскрытия преступления, Раскольников чувствует, что не хочет так жить, но город не выпускает его из своих душных объятий).


Слайд № 1



Тема




База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница