Методические рекомендации Екатеринбург, 2015 удк ббк




Скачать 385.55 Kb.
Дата03.10.2016
Размер385.55 Kb.


Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области

«Институт развития образования»

Казаринова Татьяна Александровна

Проведение филармонических уроков обучающихся общеобразовательных организаций

Методические рекомендации

Екатеринбург, 2015




УДК

ББК

Представленные материалы актуализируют механизмы проведения филармонических уроков как составной части и организационной формы внеурочной деятельности обучающихся общеобразовательных организаций начального и основного общего образования.

Методические рекомендации предназначены в первую очередь руководителям и учителям общеобразовательных организаций, будут интересны педагогам системы дополнительного художественного образования детей, специалистам учреждений искусства и культуры, в функции которых входят вопросы организации внеурочной деятельности школьников.

Проведение филармонических уроков обучающихся общеобразовательных организаций: Методические рекомендации –Екатеринбург: ГАОУ ДПО ИРО, 2015. – 31 с.
Автор-составитель: Казаринова Т.А., к.п.н., доцент МБОУ ВПО «Екатеринбургская академия современного искусства» (институт), руководитель учебно-методической лаборатории образования в сфере культуры


ISBN


© Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области

«Институт развития образования», 2015



Содержание



  1. Введение……………………………………………………………………..4

  2. Специфика филармонических уроков как формы организации

внеурочной деятельности школьников………………………………………..5

  1. Филармонические уроки в системе внеурочной

деятельности образовательной организации: моделирование процесса……8

  1. Алгоритм обеспечения сетевого взаимодействия при

проведении филармонических уроков………………………………………...13

  1. Заключение…………………………………………………………………. 16

  2. Список литературы………………………………………………………….18

  3. Приложения………………………………………………………………….19

Приложение 1. Терминология

Приложение 2. Материалы проекта «Областной филармонический урок»

Приложение 3. Филармонические собрания в Свердловской области

Приложение 4. Филармонические концерты для слабослышащих детей в Свердловской области

Приложение 5. Цикл программ Свердловской филармонии «Острова в океане»

Введение

Сегодня можно говорить об усилении интегративных процессов, в результате которых начинают сближаться друг с другом культурная, образовательная и социальная сферы общественной жизни. Изменившиеся условия диктуют необходимость поиска новых подходов в осмыслении важнейших проблем соотнесения и взаимодействия культуры и образования и направляют эту деятельность в русло полифункционального развития.

На рубеже XX-XXI веков для практиков и ученых, представляющих современную педагогику и культурологию, одним из наиболее актуальных стал вопрос: насколько продуктивно современное образование реализует свои функции в современном социально-культурном сообществе, каким образом следует полнее раскрыть неисчерпаемый социально-культурный потенциал отечественного образования, позволяющий ему внести эффективный вклад в социально-экономическое и духовное развитие России.

Создание целостной системы художественно-эстетического развития детей предполагает интеграцию множества субъектов, являющихся генераторами конкретных идей, традиций, инициатив, технологий в сфере культуры, образования и искусства, реализация которых возможна во внеурочной деятельности обучающихся.

Этот процесс инициирует:

- разработку механизмов кластерного взаимодействия общеобразовательных организаций с учреждениями дополнительного образования в сфере культуры и искусства, а также государственными и муниципальными учреждениями культуры;

- совершенствование методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм внеурочной деятельности обучающихся;

- создание инновационных моделей организации внеурочной деятельности обучающихся (в том числе, детей с ограниченными возможностями здоровья), ориентированных на формирование эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями.

Методические рекомендации актуализируют круг проблемных вопросов, направленных на реализацию механизмов проведения филармонических уроков как составной части и организационной формы внеурочной деятельности обучающихся общеобразовательных организаций начального и основного общего образования.
1. Специфика филармонических уроков как формы организации внеурочной деятельности школьников

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (в т.ч. духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Среди отличительных особенностей внеурочной деятельности следует выделить следующие:

- содержание внеурочной деятельности учитывает интересы и потребности детей разных возрастных групп;

- внеурочная деятельность строится на условиях добровольного участия, активности и самодеятельности детей;

- психологическая атмосфера на занятиях внеурочной деятельности способствует формированию равноправных отношений детей с педагогами на основе общих интересов и ценностей;

- в отличие от других видов образования позволяет объединять все группы обучающихся – одаренных детей, детей с ОВЗ, учащихся разного возраста и т. д.;

- существует возможность широкого использования образовательного пространства (возможность проводить внеурочные занятия в библиотеке, актовом зале, в музее и т.п.), а также специального моделирования образовательной среды (например, виртуальный концертный зал, музыкальная гостиная);

- занятия ориентированы на приобщение детей к нравственным и культурным ценностям, происходит развитие определенных личностных качеств ребенка, формирование положительного психологического климата в детском коллективе.

Перечисленные особенностей внеурочной деятельности школьников учитываются и при проведении филармонических уроков, предполагающих создание дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников, социального становления личности ребенка в процессе общения и активного взаимодействия с произведениями искусства.

При организации филармонических уроков основополагающей идеей является содержательная трактовка филармонии (от греч. phileo и harmonia - «люблю гармонию») как организации, в задачу которой входит пропаганда музыкальных произведений и исполнительского мастерства, а также других видов искусства (танец, художественное чтение). Филармония способствует выдвижению и художественному росту молодых исполнителей, организуя концертную работу в специально оборудованных залах.

Учитывая, что в задачу филармонии входит пропаганда лучших музыкальных произведений русской и зарубежной классики, а также современных композиторов, – в филармонических уроках реализуются две важные функции. Во-первых, такая форма внеурочной деятельности дает возможность совсем еще юным музыкантам проявить себя, выступая с исполнением произведений на концертах в рамках филармонических уроков. Во-вторых, воспитывает у детей интерес к классической музыке, подготавливая их к восприятию большого искусства. Филармонические уроки зарождают интерес, а затем и духовную потребность в общении с классической музыкой, начиная со знакомства с яркими музыкальными произведениями, с инструментами симфонического оркестра и их техническими возможностями.

Основными видами деятельности при проведении филармонических уроков являются:

- организация концертной и просветительской деятельности;

- осуществление образовательной деятельности через знакомство с жанрами и формами музыки, музыкальными инструментами и их возможностями, создателями произведений музыкального и других видов искусств;

- организация творческих встреч с музыкантами, художниками, актерами и другими представителями творческих профессий.

Филармонический урок является формой комплексного развития личности школьника и направлен на решение следующих задач:



  • развитие способности понимать язык искусства как средства коммуникации между людьми;

  • формирование эстетического и художественного вкуса в процессе осмысленного восприятия классической музыки и творчества великих композиторов и исполнителей;

  • формирование культуры зрителя-слушателя как потребителя услуг социально-культурной сферы общества.

Организационно-управленческими задачами при проведении филармонических уроков являются:

  • моделирование процессов включения филармонических уроков в систему внеурочной деятельности обучающихся;

  • укрепление сетевого взаимодействия между организациями и учреждениями сферы образования, культуры и искусства.

Результатом проведения филармонических уроков как составной части и формы организации внеурочной деятельности является:

- создание дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени;

- творческая самореализация ребенка в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам творческий деятельности и способствующей формированию позитивного отношения к окружающей действительности;

- социальное становление личности ребенка в процессе общения и активного взаимодействия с произведениями искусства;

- актуализация способов профессионального самоопределения учащегося, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов и перспектив.
2.  Филармонические уроки в системе внеурочной деятельности образовательной организации: моделирование процесса

Внеурочная деятельность в образовательной организации должна соответствовать целям, принципам, ценностям, отраженным в основной образовательной программе и воспитательной системе школы на основе анализа совокупности условий реализации образовательного процесса.

Сегодня в организациях общего образования реализуются программы внеурочной деятельности различных типов: комплексные образовательные программы, тематические образовательные программы, образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня, образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности и образовательные программы, ориентированные на учащихся определенной возрастной группы. Филармонические уроки целесообразно включать в программу внеурочной деятельности любого типа. Однако, способы организации уроков будут варьироваться в зависимости от типа программы, например: как раздел комплексной программы; как отдельная тематическая программа проведения филармонических уроков; как одна из форм организации деятельности в программе достижения результатов определенного уровня.

При выборе организационных и содержательных моделей и создании условий для проведения филармонических уроков образовательной организации целесообразно придерживаться методических рекомендаций Министерства образования и науки РФ (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС»).

Анализ внеурочной деятельности показывает, что сегодня в общеобразовательных организациях существуют два основных подхода к выбору модели внеурочной деятельности, которые условно можно подразделить на внутришкольную (например, система дополнительного образования школы, модель «школы полного дня») и интегративную.

Интегративную модель называют инновационно-образовательной, так как она опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня. Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.

Организацию филармонических уроков целесообразно проводить в рамках интегративной модели внеурочной деятельности школьников.

В п. 17. ФГОС НОО указано, что при отсутствии надлежащих условий для реализации внеурочной деятельности образовательная организация использует возможности учреждений дополнительного образования в сфере культуры и искусства, а также государственных и муниципальных учреждений культуры и осуществляет тесное взаимодействие с учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами, ресурсными центрами.

Ресурсы внешних потенциальных партнеров школы в организации внеурочной деятельности следует использовать не только в случае отсутствия возможности у самой школы, но и для того, чтобы обеспечить разнообразие и качество внеурочной деятельности, особенно – при проведении филармонических уроков. Совместная организация внеурочной деятельности обучающихся может проводиться как в форме концертных мероприятий, в качестве дополнительного образовательного модуля, просветительских акций, тематических лекций и т.д., так и в форме организации внеурочной деятельности на базе детских школ искусств и учреждений искусства и культуры (например, библиотечно-информационного центра, филармонического собрания).

Представляется целесообразным охарактеризовать особенности реализации интегративной модели организации внеурочной деятельности образовательных организаций при проведении филармонических уроков. Данная модель ориентирована на обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей.

Интеграция (от лат. integrum – целое; лат. integratio – восстановление, восполнение) – взаимопроникновение, объединение каких-либо элементов (частей) в целое, процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей.

Интеграция образовательных организаций общего и дополнительного образования детей должна рассматриваться в контексте организации сетевого взаимодействия и являться способом максимальной реализации функции обучения, воспитания и развития детей, которая предполагает, с одной стороны, «внешнюю интеграцию» – подчинение всех компонентов системы единому педагогическому процессу, с другой стороны, «внутреннюю интеграцию» - взаимопроникновение элементов различных направлений образования, приводящих к формированию качественно нового целого.

Потенциал эффективности сетевого взаимодействия образовательных организаций заложен в неоднозначности трактовок самого понятия «сетевого взаимодействия», а именно:


  • сеть как совокупность учреждений, имеющих общие цели организации внеурочной деятельности школьников и необходимые ресурсы для их достижения. Сети создаются в случае необходимости обмена ресурсами для достижения поставленной цели;

  • система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и управлять содержанием внеурочной деятельности с использованием формы филармонических уроков;

  • способ организации деятельности по совместному решению задач приобщения обучающихся к культурному наследию и требующих объединения усилий разных образовательных организаций;

  • форма коммуникации по осуществлению информационного обеспечения совместной деятельности на основе современных информационно-коммуникационных технологий;

  • высокоэффективная технология, которая позволяет образовательным организациям динамично развиваться.

Таким образом, сетевая деятельность при проведении филармонических уроков - это совместная деятельность нескольких образовательных организаций и (или) учреждений культуры, предполагающая проектирование, разработку, апробирование и внедрение интегративной модели организации внеурочной деятельности школьников.

Следует подчеркнуть, что инновационность сетевого взаимодействия образовательных организаций и учреждений культуры при проведении филармонических уроков заключается в том, что вся работа организуется не как «обслуживание» внеурочной деятельности школьников, а как совместная работа, которая позволяет индивидуализировать образовательную траекторию школьника в рамках единого социально-культурного и образовательного пространства.

Далее предлагаются варианты реализации моделей организации внеурочной деятельности школьников при проведении филармонических уроков. Некоторые примеры их реализации представлены в приложении.

Вариант 1. Организационным основанием для проведения филармонических уроков являются ресурсы самой школы (творческие коллективы, детские творческие объединения, программы дополнительного образования, наличие развитой материально-технической базы и т.д.).

Вариант 2. Филармонические уроки проводятся преподавателями и учащимися учреждения дополнительного образования детей (школой искусств) для обучающихся одной или нескольких организаций общего образования. Совместная деятельность по проведению филармонических уроков осуществляется на условиях взаимной договоренности между руководителями образовательных организаций, определяющих содержание и регламент мероприятий, порядок совместного использования материально-технических ресурсов (звукозаписывающая, звуковоспроизводящая, проекционная, осветительная и другая аппаратура), ритуальные действия, организационные, финансовые и др. документы, ответственность сторон.

Данный вариант взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования детей при проведении филармонических уроков предполагает координацию механизмов реализации модели, согласование и утверждение программ и планов организации внеурочной деятельности.

Преимущества данного варианта модели заключаются в привлечении к проведению филармонических уроков квалифицированных специалистов и одаренных учащихся из школ искусств, и создает условия для свободного самоопределения и самореализации школьников.

Вариант 3. Образовательная организация начального и основного общего образования «встраивается» в проект проведения филармонических уроков, реализуемый учреждением культуры. В качестве примера данного варианта организации внеурочной деятельности школьников можно привести проект «Областной филармонический урок», реализуемый Свердловской государственной академической филармонией на базе муниципальных библиотек города и области совместно с филармоническими собраниями (сетью сообществ любителей классической музыки) (Приложения 2, 3, 4, 5).

В этом случае, программа внеурочной деятельности школы корректируется в зависимости от предлагаемого содержания проекта, реализуемого учреждением культуры.

Преимущества данного варианта проведения филармонических уроков заключаются в слиянии инновационных и традиционных форм музыкального просветительства, наглядности и эстетической привлекательности программ, которая достигается благодаря высокому качеству контента и специальной музыковедческой подаче произведений классической музыки.

Следует подчеркнуть, что результаты внеурочной деятельности школьников на филармонических уроках не являются предметом контрольно-оценочных процедур. Для выявления и оценки результативности филармонических уроков как составной части внеурочной деятельности могут использоваться разные технологии, в том числе и технология «Портфолио».


3. Алгоритм обеспечения сетевого взаимодействия при проведении филармонических уроков

Сетевое взаимодействие обеспечивает возможность организации филармонических уроков школьников с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную и (или) социокультурную деятельность. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 разъясняет, что в реализации образовательных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать учреждения культуры, научные организации, профильные учреждения высшего образования и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, предусмотренными соответствующей образовательной программой внеурочной деятельности.

Механизм обеспечения сетевого взаимодействия может включать следующие действия.

Шаг 1. Формулирование целей проведения филармонических уроков:

- исследование актуальных потребностей на данную форму организации внеурочной деятельности;

- диагностика ресурсов для ее проведения.

Шаг 2. Формирование участников сетевого взаимодействия, которое предполагает:

- организация рабочих групп по интеграции организационно-методических и информационно-коммуникационных ресурсов проведения филармонических уроков;

- определение конкретных форм сетевого взаимодействия.

Шаг 3. Подготовка программного обеспечения:

- разработка или коррекция модели внеурочной деятельности образовательного учреждения;

- подготовка (обучение) специалистов образовательных учреждений – участников сетевого взаимодействия к реализации филармонических уроков как формы организации внеурочной деятельности;

- разработка программы проведения филармонических уроков в рамках единой программы внеурочной деятельности школы;

- научно-методическое обеспечение процесса;

- создание материально-технической базы для реализации программы проведения филармонических уроков.



Шаг 4. Подготовка набора соглашений, договоров, положений о проведении сетевых работ участниками сетевого взаимодействия предполагает:

- нормативное обеспечение процессов интеграции – разработка программ, положений, норм нагрузки и т.п.;

- разработка договоров сетевого взаимодействия между партнерами, договоров с родителями, договоров с педагогами, договоров оплачиваемой услуги в рамках внеурочной деятельности и др.;

- утверждение программы проведения филармонических уроков;

- составление регламента, расписания, графика занятий;

- создание системы информационного обеспечения процессов подготовки, реализации и продвижения филармонических уроков в образовательном и социокультурном пространстве города и области.

Кроме того, для обеспечения эффективности организации и проведения филармонических уроков как формы внеурочной деятельности возможно проведение следующих дополнительных видов работ:

- проведение семинаров, конференций по проблемам организации филармонических уроков в образовательных учреждениях со всеми участниками взаимодействия;

- обобщение и распространение опыта проведения филармонических уроков разных образовательных организаций и учреждений культуры;

- организация рефлексии по выявлению степени удовлетворенности субъектов взаимодействия процессом организации филармонических уроков;

- изучение мнения родителей обучающихся о качестве проведения филармонических уроков как формы внеурочной деятельности.

Следует подчеркнуть, что общественной практикой накоплен богатейший опыт взаимодействия и интеграции учреждений общего, профессионального и дополнительного образования с различными учреждениями, организациями и объединениями. Такой диалог или полилог служит источником множества продуктивных идей и проектных инициатив.



Заключение

Образование в современных условиях - это единственная социокультурная технология, которая может обеспечить эволюцию менталитета российских людей. В широком педагогическом значении филармонический урок является специально организованным процессом и обеспечивает взаимодействие отдельных лиц и групп в рамках конкретного социально-культурного опыта. В более узком педагогическом смысле филармонический урок выступает как механизм формирования у школьника социально значимых качеств, культурных норм и ценностей, передачи опыта социально-культурного поведения и общения.



Предлагаемый организационный механизм проведения филармонических уроков как составной части внеурочной деятельности школьников в перспективе может иметь ряд эффектов его реализации.

Интеграционный эффект, связанный с совокупностью нововведений, обеспечивающих реальные позитивные преобразования в части: механизмов реализации внеурочной деятельности, качества системы социального партнерства и ценностно-целевых ориентиров развития системы образования в целом.

Содержательно-деятельностный эффект, выражающийся в разработке инновационных моделей и программ внеурочной деятельности школьников, технологий организации сетевого взаимодействия образовательных организаций и учреждений культуры.

Организационно-управленческий эффект, предполагающий содержательное, методическое и нормативное обеспечение системы сетевого взаимодействия образовательных организаций с учреждениями дополнительного образования в сфере культуры и искусства, а также государственными и муниципальными учреждениями культуры.

Образовательный эффект, обеспечивающий подготовку креативной личности, обладающей сформированной системой эстетических взглядов, нравственных установок, готовностью к реализации своего духовного и творческого потенциала.

Социальный эффект, в качестве целевой установки предполагающий достижение позитивных изменений в сфере образа жизни, культуры, повседневного досуга школьников.

Системный эффект, направленный на сегментную модернизацию инфраструктуры образовательного учреждения, а также создание кластерной структуры учреждений образования и культуры города и области.


Список литературы

  1. Гуляницкая, Н.С. Методы науки о музыке: Исследование [Текст] / Н.С. Гуляницкая – М.: Музыка, 2009. – 256 с.

  2. Методология педагогики музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева, Б.М. Целковников; под ред. Э.Б. Абдуллина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272 с.

  3. Музыкальная энциклопедия [Текст] / под общ. ред. Ю.В. Келдыш. – М.: Советская энциклопедия, 1981. – 1056 с.

  4. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]  / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова и др.; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой; науч. ред. Н.Б. Крылова. – М.: Академия, 2006. – 228 с.

  5. Педагогические технологии: учеб. Пособие для студентов педагогических специальностей [Текст]  / под общ. ред. В.С. Кукушина. – Изд. 4-е. – Ростов н /Д: Издательский центр «Март»; Феникс, 2010. – 333 с.

  6. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст]  / под. ред. В.А.Горского – М.: Просвещение, 2010.

  7. Федорович, Е.Н., Тихонова, Е.В. Основы музыкальной психологии: учеб. пособие [Текст]  / Е.Н.Федорович, Е.В.Тихонова. – Урал. гос. консерватория им. М.П.Мусоргского. – Екатеринбург, 2007. – 206 с.

  8. Яфальян, А.Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов [Текст]  / А.Ф.Яфальян. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 380 с.


Приложение 1.

Терминология
Внеурочная деятельность общеобразовательных организаций начального и основного общего образования в рамках реализации ФГОС НОО - образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Сетевое взаимодействие при проведении филармонических уроков - совместная деятельность нескольких образовательных организаций и (или) учреждений культуры, предполагающая проектирование, разработку, апробирование и внедрение интегративной модели организации внеурочной деятельности школьников.

Филармонический урок - составная часть внеурочной деятельности школьников, направленная на создание дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников, социального становления личности ребенка в процессе общения и активного взаимодействия с произведениями искусства.

Приложение 2.
Материалы проекта «Областной филармонический

урок», реализуемого Свердловской государственной

академической филармонией на базе муниципальных библиотек

города и области совместно с филармоническими собраниями

ПРОЕКТ «ОБЛАСТНОЙ ФИЛАРМОНИЧЕСКИЙ УРОК»

Формирование художественного вкуса у подрастающего поколения – задача, стоящая как перед родителями, так и перед школой. Свердловская филармония предлагает наиболее эффективный способ её решения через слияние инновационных и традиционных форм музыкального просветительства.



Суть проекта.

В течение учебного года «Виртуальным концертным залом» Свердловской филармонии будет подготовлено и показано 9 музыкальных телепередач. Каждая передача по форме является своего рода «филармоническим уроком», продолжительностью 40 – 45 минут, в рамках которого в доступной форме музыковед расскажет о классической музыке, продемонстрирует наиболее яркие фрагменты, расскажет о том, как создается и развивается классическая музыка в наше время. Благодаря проекту юные уральцы научатся слушать, понимать классическую музыку и ориентироваться в ее жанровом многообразии.



Цели проекта.

  • посредством аудиовизуальной подачи отдельно взятых произведений представить классику как важный источник познания человеком самого себя
    и окружающего мира;

  • приобщить подростков к качественному, осмысленному слушанию классической музыки, к творчеству великих композиторов и исполнителей через инновационные формы работы Виртуального концертного зала Свердловской филармонии.

  • содействовать школьному учебно-воспитательному процессу, повысить эффективность и качество знаний, получаемых на уроках окружающего мира
    и музыки;

  • воспитать любовь к русской классике и гордость за великое наследие своей страны (особое внимание будет уделено творчеству П.И.Чайковского: в 2015 году празднуется 175-летия со дня рождения великого русского композитора).

Проект имеет ряд преимуществ:

■ новизна формы популяризации классической музыки;

■ наглядность и эстетическая привлекательность программ, которая достигается благодаря высокому качеству контента и специальной музыковедческой подачи произведений классической музыки.

■ актуальность темы и метода: ненавязчивое влияние на интерес подростков с помощью заключения информации в электронную оболочку, которая позволяет быстрее и доступнее донести предлагаемый материал.



Целевая аудитория проекта – учащиеся общеобразовательных школ Свердловской области.

Сроки реализации проекта: первый «Областной филармонический урок» буде показан в марте 2015 года, второй – в апреле, третий – в мае; в новом учебном году показы продолжатся с сентября 2015 года.

Организационная деятельность и мероприятия, предшествующие проекту.

«Виртуальный концертный зал» Свердловской филармонии – это сеть сообществ любителей классической музыки (мы называем их «Филармонические собрания»), которые ведут свою деятельность на базе муниципальных библиотек. Каждая такая библиотека оборудована всем необходимым оборудованием, позволяющим виртуально «посещать» концерты в Большом зале Свердловской филармонии в режиме реального времени, с максимально высоким качеством изображения и звука.

Мы планируем осуществлять показы наших передач именно на базе «Филармонических собраний», что позволит использовать уже имеющуюся техническую базу и даст возможность юным уральцам смотреть передачи
с наивысшим качеством, на большом экране и с использованием профессионального звукового оборудования.

В настоящее время «Филармонические собрания» действуют в городах


и поселках: Арти, Ачит, Байкалово, Верхняя Салда, Верхотурье, Гари, Камышлов, Качканар, Краснотурьинск, Красноуфимск, дер. Кузнецово (Таборинский р-н), Кушва, Невьянск, Новая Ляля, дер. Озерки (Таборинский р-н), р.п. Пышма, Североуральск, Серов, Сосьва, Таборы, Тугулым, Туринск, Шаля).

Приложение 3.
Филармонические собрания в Свердловской области


Территория

Дата создания

Контактная информация

от 500 до 10 000 жителей

1.Ачит

04.2011

МКУК Ачитского ГО Ачитска центральная районная библиотека. Ул. Ленина, д.3 режим работы: понедельник -пятница с 9.00 -18.00, воскресенье с 10.00 -16.00 выходной- суббота. Ответственный от ФС Стахеева Нина Петровна, методист ЦБС, 8(34391)71416, 8 9502088541, achit- bibl@mail.ru

2.Байкалово

02.2013

МОУДОД "Байкаловская детская школа искусств", ул. Революции 23, режим работы: понедельник- суббота с 08.00 до 20.00, выходной - воскресенье. Ответственный от ФС Глухих Петр Андреевич, преподаватль ДШИ, 8 950 190 62 05, petr-glh@mail.ru

3.Верхотурье

09.2012

ЦБС ГО Верхотурский. Ул. К-Маркса д.2, режим работы: понедельник пятница с 9.00 - 18.00, суббота с 100 -16.00, выходной - воскресенье. Ответственный от ФС Рубан Оксана Игоревна директор библиотеки, 8 (343 89) 2 25 97, 8 950 635 70 09, muxlyninka@mail.ru

4.Гари

06.2011

Гаринаская ЦБС МКУК "Культурно-досуговый центр" Гаринского ГО. Ул. Комсомольская д.31. Ответственный от ФС Мерзлякова Нина Геннадьевна,методист ЦБС, 8(343 87) 218 07, 8 950 840 81 31, library09@rambler.ru

5.Кузнецово

06.2011

МУК "Кузнецовская сельская библиотека", ул.Южная 21. Режим работы:пондельник - пятница с 9.00 - 17.00, выходные: суббота, воскресенье. Ответственный от ФС Ермакова Галина Ивановна, директор библиотеки, 8(343 47) 2 16 94, 8 904 981 37 78, mukkcb@yandex.ru

6.Озерки

09.2014

МКУК "Озерская СБ". Ул. Центральня, д.27. Режим работы:пондельник - пятница с 9.00 - 17.00, выходные: суббота, воскресенье. Ответственный от ФС Иванова Галина Михайловна, директор библиотеки 8 (34347) 2 71 10, 8 953 386 45 35, galinas2014dk@yandex.ru

7.Сосьва

01.2011

МУК "Культурно-досуговый центр" Центральная районная библиотека, ул.Балдина д.35.Режим работы:пон. - пятница с 09.00 - 18.00, выход суббота, воскресенье.Ответственный от ФСШукалевич Марина Александровна, директор библиотеки, 8(343 85) 4 46 28, 8 952 741 96 56, baldina35@rambler.ru

8. Таборы

06.2011

Таборинская межпоселенческая Центральная библиотека, ул.Октябрьская 63, режим работы:понд.- пятница с 9.00-18.00, выходные суб., воск. Ответственный от ФС Фомина Людмила Сергеевна,ведущий библиотекарь отдела обслуживания, 8( 343 47) 2 11 71, 8 902 151 41 61, tabory.mcb@gmail.com

9.Тугулым

12.2009

Тугулымская центральная районная библиотека, ул. Октябрьская 3а. Режим работы: понед.- пятница с 10.00- 18.00, воск.-е с 11.00 - 17.00, выходной - суббота. Ответственный от ФС Обросова Надежда Ивановона,зам. диретора библиотеки по основной деятельности, 8(34367) 2 11 42, 8 932 616 98 54, bibtugul2007@mail.ru

10.Шаля

12.2012

МКУШГО "Шалинский центр развития культуры", ул. Строителей 14. Режим работы с 8.00- 21.00 без выходных. Ответственный от ФС Рогозинникова Ксения Сергеевна, экскурсовод музея истории Шалинского р-на, 8 982 703 69 34, k-rogozinnikova@mail.ru

от 11 000 до 30 000 жителей

11.Камышлов

09.2009

Центральная городская библиотека, ул. К.маркса 37. Режим работы6 понед. - пятница с 10.00до 19.00, суббота с 10.00 до 18.00, выходной воскресенье. Ответственный от ФС Лавренцева Мария Андреевна, заведующая отелом БИС библиотеки, 8(34375) 2 05 21, 8 912 273 42 05 kam_cbs@mail.ru

12.Карпинск

10.2014

МУ " Карпинская централизованная библиотечная система", ул. Мира 66, Кавалик Анна Анатольевна, директор библиотеки, 8 953 007 75 61akazo1986@mail.ru

13.Новая Ляля

03.2011

Центральная районная библиотека, ул. Р.Люксембург д.25. Режим работы: понед.- пятница с 8.00 - 18.00, суббота с 08.00- 16.00. , выходной - воскресенье. Ответственный от ФС Базель Вера Вениаминовна, библиотекарь абонемента, 8(34388)2 23 77, 8 908 632 19 27, kniga1918@ yandex.ru

14.Невьянск

11.2010

МБУК " Культурно- досуговый центр" Невьянского ГО, ул. Малышева 1. Режим работы: без выходных с 08.00 -22,00. Ответственный от ФС Хохонова Лариса Михайловна, методист-организатор по работе с общ-ю ДК, 8(34356) 2 38 41, 8 922 139 37 66, hohonova@bk.ru

15.Нижняя Тура

10.2013

МАОУДОД "Нижнетурьинская детская школа искусств", Молодежная 2, Ответственный Голюдов Александр Александрович, зам. директора Нижнетуринской ДШИ , 8 965 536 66 86, school_arts_tura@mail.ru

16.Пышма

09.2009

Центральная районная библиотека, ул. Комарова 19,. Режим работы: понед.- пятница с 9.00 - 18.00, суббота с 10.00 - 16.00, воскесенье- выъходной. Ответственный от ФС Смирнова Татьяна Михайловна,заведующая отелом БИС библиотеки, 8(34372)2 14 27, 8 950 555 31 51, pishbip@mail.ru

17.Туринск

09.2012

Туринский музей декабристов, филиал Свердловского областного краеведческого музея, ул. Революции 11. Режим работы: вторник- суббота- с 9.00 - 18.00, выходной воскресенье. понедельник. Ответственный от ФС Тетютских Надежда Дмитриевна, директор музея Декабристов, 8(34349)2 23 15, 8 919 366 54 77, nad-tetyuckikh@yandex.ru

от 31 000 до 90 000 жителей

18. Верхняя Салда

04.2011

МБУК ЦБС ул. Воронова 12/1. Режим работы: спонед. - пятница с 9.00- 18.00, суббота с 10.00 - 18.00, выходной- воскресенье. Ответственный от ФС Гераськова Любовь Маратовна, главный библиотекарь детской библиотеки, 8 (343 45) 2 54 87), vsbiblioteka@yandex.ru

19.Качканар

11.2010

МБУ "Городская библиотека", 5-й -А микрорайон, 7-а. Режим работы вторник-суббота с 10.00- 19.00, выходной воскресенье. Понедельник. Ответственный от ФС Мелехина Елена Вячеславовна, заместитель заведующей библиотеки, 8(34341)6 12 67, 8 953 388 61 57, gorbib@yandex.ru

20.Красноуфимск

09.2009

МКУ ЦБС ГО Красноуфимск, ул. Интернациональная 70. режим работы: вотрник- воскресенье с 11.00-19.00, выходной - воскресенье. Ответственный от ФС Григорьев Сергей Павлович, пенсионер,8 343 940 2 20 07, 8 982 651 09 41, biblio-kruf@ mail.ru

21.Краснотурьинск

09.2013

МУ «ЦБС» городского округа Краснотурьинск, ул. Мира 3. Режим работы: понедельник - пятница с 11.00 - 19.00, суббота с 11.00 -17.00, выходной - воскресенье. Ответственный от ФС Кузьмина Елена Виленовна, библиотекарь читального зала, 8950 643 88 11, trifildir@mail.ru

22.Кушва

09.2009

МБУК Библиотечно информационный центр Кушвинского ГО, ул. Фадеевых 20. Режим работы вторник- суббота с 9.00 - 19.00Ю воскресенье с 10.00 - 18.00, выходной - понедельник. Ответственный от ФС Войлочникова Аурика Владимировна, главнй библиотекарь читального зала, 8(343 44) 2 52 55. 8 909 700 06 03, k-lib@rambler.ru

23.Серов

10.2010

Центральна городская библиотека им. Д.Н. Мамина-Сибиряка, ул. Заславского 23. Режим работы: понед.- воскресенье с 11.00- 18.00, выходной суббота. Ответственный от ФС Демчук Марина Адольфовна, библиотекарь читального зала 8(343 85)7 30 63, 8 950 194 26 41, serov-biblio@yandex.ru

24.Северо-уральск

09.2010

МУК ЦБС Североуральского ГО, ул. Мира 11. Режим работы: понед.- пятница с 11.00 - 19.00, воскесенье с 10.00 - 19.00, выходной суббота. Ответственный от ФС Хорохорина Татьяна Алексеевна, директор библиотеки 8(34380) 2 17 08, 8 950 648 09 96, libraryzbs@mail.ru


Приложение 4.

Филармонические концерты для слабослышащих детей

в Свердловской области

Высокие информационные технологии позволили слабослышащим детям впервые услышать звуки музыки. 12 февраля в Свердловской области на базе Центра психолого-медико-социального сопровождения «Эхо» презентовали уникальный и первый в России проект, позволяющий проводить музыкальные уроки для слабослышащих детей.

Специализированные наушники позволяют детям с ограниченными возможностями слуха слышать звуки музыки. Персональные усилители звука подключаются к индивидуальным слуховым аппаратам, они дают возможность слышать музыку через специальное оборудование, минуя все помехи. Кроме того, для детей с восстановленным слухом в зале предусмотрены профессиональные колонки, настроенные под особенности слуха ребят. Для трансляции музыкальных программ приобретен проектор и экран.

Приветствуя участников презентации и организаторов проекта, министр общего и профессионального образования Свердловской области Юрий Биктуганов отметил, что проект реализуется в рамках поручений главы региона Евгения Куйвашева и совета по культуре при губернаторе, и даёт старт важному направлению работы по организации уроков музыки в общеобразовательных школах.

«Имея огромный ресурс виртуальных концертных залов в Свердловской области, мы планируем распространить эту практику на все школы региона, чтобы музыкальные уроки проходили в таких филармонических залах, чтобы наши дети приобщались к великому искусству, которое не имеет цены», - отметил Юрий Биктуганов.

Слова министра поддержал и директор Свердловской филармонии Александр Колотурский: «Этим проектом в 2015 году мы открываем большое направление совместной деятельности с министерством образования Свердловской области. Все проекты будут реализовываться в рамках Виртуального концертного зала. И я очень рад, что у нас в регионе это действительно обеспечило доступность искусства в самых-самых отдалённых территориях. Приобщение к искусству, приобщение к культуре - это очень важно для каждого человека, для его жизни и души».

От имени министра культуры Свердловской области Павла Крекова собравшихся поприветствовала Вера Литовских, начальник отдела профессионального искусства регионального Минкульта. «Сегодня начинает свою жизнь уникальный проект - подобного нет нигде в России. Его ценность не только в том, что ребята с проблемами слуха получают возможность слышать музыку, а смысл в том, что он разрушает преграду между человеком и музыкой, между ребёнком и огромным миром звуков. Как вы понимаете, проект очень непростой, подготовка к нему шла долгое время, но всё, что делает наша филармония - всегда выполняется на самом высоком творческом уровне, всегда со знаком высокого качества», - сказала представитель министерства культуры, отметив, что социальные проекты филармонии будут и в дальнейшем поддерживаться региональным правительством.

Директор центра «Эхо» Анна Кривихина рассказала, что учреждение реализует программы коррекционной направленности для детей с нарушенным слухом, а проект преследует не только просветительские и образовательные цели, но и важен с точки зрения реабилитации детей. «Неоценимо, что дети с разной степенью глухоты могут находиться в одном помещении, быть зрителями и слушателями одного концерта или музыкальной программы. Для нас это праздник и великая честь, но и огромная ответственность за судьбу этого направления, потому что мы сегодня первопроходцы», - сказала Анна Кривихина.

Напомним, что новый проект Свердловской филармонии и центра «Эхо» получил название РИТМ - это реабилитация, инклюзия, творчество и музыка. Руководители проекта разработали целую серию специальных видео-уроков для неслышащих и слабослышащих детей. В них знакомство с музыкальными фрагментами подкрепляется текстовыми объяснениями, видеорядом и сопровождается синхронным сурдопереводом.

Проект осуществляется при грантовой поддержке министерства культуры Российской Федерации и фонда первого Президента России Б.Н.Ельцина, при поддержке министерства культуры и министерства образования Свердловской области.

Добавим, что участие в презентации также принял уполномоченный по правам ребёнка в Свердловской области Игорь Мороков, представитель немецкой компании «Sennheiser» (Сеннхайзер) - поставщика оборудования и представители общественных организаций.

Проект получил название РИТМ - это аббревиатура от слов «реабилитация», «инклюзия», «творчество» и «музыка». Специалисты разработали целую серию специальных видео-уроков для неслышащих и слабослышащих детей. В них знакомство с музыкальными фрагментами подкрепляется текстовыми объяснениями, видеорядом и сопровождается синхронным сурдопереводом.

Как сообщил замдиректора филармонии по медиа-вещанию Ярослав Сартаков, аппаратуру марки «Сеннхайзер» («Sennheiser») закупили в Германии.

- Это небольшие специализированные наушники, которые через персональные усилители звука позволяют слышать музыку без всяких помех, - пояснил он. - Также в комплект входят так называемые приемники-петли, которые через специальный разъем подключаются к индивидуальным слуховым аппаратам. Для детей, у которых уже восстановлен слух, мы установили сабвуфер, чтобы они воспринимали низкие частоты через пол актового зала, - добавил Сартаков.

По его словам, для детей приобрели 20 комплектов аппаратуры. На первом уроке ребятам рассказали, что такое оркестр, кто такой дирижер и продемонстрировали фрагменты сочинения Петра Чайковского «Времена года» и музыкальную сказку «Петя и волк» Сергея Прокофьева.

По словам директора центра «Эхо» Анны Кривихиной, проект преследует не только просветительские и образовательные цели - он важен с точки зрения реабилитации детей.

- Неоценимо, что дети с разной степенью глухоты могут находиться в одном помещении, быть зрителями и слушателями одного концерта или музыкальной программы. Для нас это праздник и великая честь, но и огромная ответственность за судьбу этого направления, потому что мы сегодня первопроходцы, - подчеркнула она.

Приветствуя участников презентации и организаторов проекта, министр общего и профессионального образования Свердловской области Юрий Биктуганов отметил, что РИТМ также дает старт важному направлению работы по организации уроков музыки в общеобразовательных школах:

- Имея огромный ресурс виртуальных концертных залов в Свердловской области, мы планируем распространить эту практику на все школы региона, чтобы музыкальные уроки проходили в таких филармонических залах, чтобы наши дети приобщались к великому искусству.

Александр Колотурский, директор Свердловской государственной академической филармонии, также связал РИТМ с проектом «Виртуальный концертный зал», действующим несколько лет при поддержке Фонда Ельцина. Онлайн-трансляции концертов проходят в учреждениях социальной защиты Свердловской области, где проложены линии доступа в Интернет, установлены видеопроекторы и звуковые системы. Проект позволяет пациентам интернатов для престарелых и инвалидов войти в филармоническое сообщество и наравне с другими слушателями наслаждаться музыкой. На сегодня «Филармонические собрания» созданы в 23 муниципальных образованиях, расположенных на расстоянии от 100 до 500 км от Екатеринбурга.

Проект РИТМ рассчитан на долгосрочную перспективу. Занятия будут проводиться раз в две недели.

Центр психолого-медико-социального сопровождения «Эхо» - специализированное учреждение, в состав которого входят школа, интернат и медицинский научно-методический блок. В центре учатся и проходят реабилитацию 75 детей с нарушениями слуха, и них 47 ребят из городов области постоянно проживают в интернате. Школьная программа адаптирована под специальное обучение, ее продолжительность - 12 лет. В 2015 году центру исполняется 95 лет. По словам директора, это самое старое подобное учреждение в России.


Приложение 5.

Цикл программ Свердловской филармонии «Острова в океане»

Знаменитый испанский гитарист Андрес Сеговия сказал однажды: "Музыка похожа на океан, а музыкальные инструменты подобны островам, разбросанным в океане. Мой остров - гитара".

Мы приглашаем Вас в увлекательное «плавание» по музыкальному океану. А экскурсии по живописным островам вызовут в памяти невероятные и поучительные истории.

Итак, свежий ветер надувает паруса нашей каравеллы! В путь, друзья!


Остров 1 или «История о счастливой сестре и несчастливом брате» (скрипка, альт)

Сегодня мы заглянем в итальянский город Кремона, чтобы узнать секреты создания скрипок знаменитыми мастерами прошлого: Амати, Гварнери, Гваданини, Страдивари. Благодаря Виртуальному залу Свердловской филармонии мы сможем услышать их голоса: благородные, полнозвучные и нежные одновременно.

Выдающиеся композиторы прошлого: Й.Бенда, И.Брамс, Я.Сибелиус, Ж.Массне, М.Брух, А.Вивальди - были бы счастливы услышать свою музыку в исполнении лучших музыкантов нашего времени. Во всем мире известны имена скрипачей Д.Когана и В.Репина, которые не раз становились участниками программ Свердловской филармонии. Да и молодая скрипачка А.Баева давно заставила заговорить о себе искушенных любителей музыки.

Но, оказывается, у "принцессы скрипки" есть не очень счастливый брат - альт. К нему удача пришла на несколько столетий позже.

Если альт в руках большого мастера, звучание его забыть невозможно! А Ю.Башмет по праву считается выдающимся альтистом нашего времени. Встреча с его исполнительским искусством также предстоит зрителям, отправляющимся к первым "музыкальным островам".
Остров 2 "Как гадкий утенок стал лебедем" (виолончель)

Прекрасная виолончель с низким "бархатным голосом"! Поистине королевский инструмент!

Не верится, что несколько столетий виолончели отводилась второстепенная аккомпанирующая роль в оркестре. И только в 19 веке стало понятно, что это великолепный сольный инструмент.

Но одно дело - красивый голос, а другое - технические возможности. Может быть и сейчас люди считали бы виолончель только лирическим инструментом, если бы на рубеже 19 и 20 века испанский музыкант Пабло Казальс не научит весь мир играть по-другому.

В этом фильме мы услышим музыку К.Сен-Санса, Й.Гайдна, А.Дворжака, П.И.Чайковского, С.Прокофьева и др.

А искусством игры на виолончели покорят не только такие признанные мастера, как А.Рудин, но и молодые виолончелисты.


Остров 3 «О высоком дереве и вязанке дров» (гобой, фагот)

Вас удивляет такое заглавие? Но ведь это – дословный перевод названий двух музыкальных инструментов – гобоя и фагота! Однако это – не единственные загадки для любознательных! Попробуйте угадать, что такое «сапог», «колено» и «язычок»!

Гобой и фагот - инструменты старинные. Во всяком случае знатоки мифологии приписывают изобретение гобоя самому богу Апполону!

А как часто в этом фильме мы будем вспоминать сказки! Ведь композиторы с удовольствием используют гобой и фагот в произведениях со сказочным содержанием. Сегодня мы вспомним и Шехерезаду с царевичем Календером, и Жар-птицу, и злобных троллей.

А позовет нас в путь музыка Ж.Оффенбаха, П.И.Чайковского, А.П.Бородина, А.Вивальди, Н.А.Римского-Корсакова, И.Стравинского, Э.Грига и др.

Мы побываем на концертах в Большом зале Свердловской филармонии, а также заглянем на репетиции, чтобы узнать у музыкантов некоторые секреты.


Остров 4 "Нимфа и хулиган" (флейта и кларнет)

Знаете ли вы, что флейта - это заколдованная нимфа Сиринкс? Это ее голос слышится в нежных и звонких руладах флейты. Однако красавица немолода! Ей несколько тысяч лет!

Нет такого народа, который не имел бы своей флейты. На ней играли в Китае Византии, в Древнем Египте и Месопотамии. Любили флейту и на Руси. И речь идет не только о пастушьих инструментах, которыми созывали стада.

Мы узнаем о разновидностях флейты и сможем послушать их голоса.

А вот задорный кларнет по сравнению с флейтой сущий малыш. Ему всего лишь 300 лет! Из-за своего непредсказуемого "хулиганского" характера он долго не мог попасть в "приличную компанию" инструментов симфонического оркестра. Многое сделал Моцарт для признания кларнета. А следом за ним и другие композиторы не захотели отказываться от такого красочного тембра.

Нам предстоит встреча с музыкой И.С.Баха, К.В.Глюка, К.М.Вебера, В.Монти, А. Лядова. И сочинения современных авторов мы также не оставим без внимания!


Остров 6 "Генералы музыкального воинства" ( медно-духовая группа)

Какой, однако, праздничный блеск на этом острове! И голоса командные! Настоящие генералы! Знакомьтесь: труба, тромбон, валторна, туба! Трудно представить себе парад, бал или просто праздник без этих гордых вояк!

Какой блеск придают оркестру медно-духовые инструменты! Благодаря трубе искрится мелодия "Неаполитанского танца" из балета Чайковского "Лебединое озеро". Под зовы валторн оживают сцены охоты.

Со звуками труб и тромбонов распахнутся железные ворота самого грандиозного цирка Древнего Рима, и клич гладиаторов сольется с ревом диких зверей. И Царь-Горох прошествует со своим войском под звуки медно-духовых инструментов!

Мы продолжим знакомство с артистами Свердловской филармонии и "из первых уст" узнаем секреты мастерства!

В фильме прозвучит музыка Чайковского, Римского-Корсакова, Алябьева, Хачатуряна, Мусоргского, Респиги, Сиротина.


Остров 7 "От шороха листьев до раската грома" (Ударные)

Почему так шумно на острове? И почему так много жителей?! Да ведь здесь живут ударные инструменты: самое многочисленное семейство! Всех пересчитать невозможно! И голоса такие разные! Всё им под силу: и шуршать, и звенеть, и греметь, и щелкать. И тело наше, кажется, помимо воли, начинает двигаться в такт зажигательным ритмам.

Знаете ли вы, сколько разных барабанов существует на свете? А про "язык барабанов" вы слышали?

Но не только о них речь в нашем фильме. Мы познакомимся с ксилофоном, маримбой, вибрафоном, оркестровыми колокольчиками и колоколами, латиноамериканскими терками и кубинским клавесом. А шаманская "палочка дождя" перенесет нас к бразильской русалке.



Помогут нам в этом увлекательном путешествии музыканты ударной группы Уральского Академического филармонического оркестра.
.




База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница