Методические рекомендации о порядке составления планов ликвидации аварий при ведении работ в подземных условиях




страница1/7
Дата21.09.2016
Размер0.63 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНОВ ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙ ПРИ ВЕДЕНИИ РАБОТ В ПОДЗЕМНЫХ УСЛОВИЯХ


РД-15-11-2007

www.fedinst.ru

8-800-700-01-87

Звонок бесплатный по всей Р.Ф.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ ПЛАНОВ ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙ ПРИ ВЕДЕНИИ РАБОТ В ПОДЗЕМНЫХ УСЛОВИЯХ


РД-15-11-2007

Содержание


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

II. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

III. ОПЕРАТИВНАЯ ЧАСТЬ ПЛАНА ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙ

3.1. Основные рекомендации по составлению оперативной части плана ликвидации аварий

3.1.1. Общие рекомендации по составлению оперативной части плана ликвидации аварий

3.1.2. Основные мероприятия по спасению людей, застигнутых аварией в подземных условиях

3.1.3. Мероприятия по ликвидации аварий в их начальной стадии

3.2 Основные рекомендации по оформлению оперативной части плана ликвидации аварий и прилагаемых к ней материалов

IV. ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПЛАНА ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙ

Приложение № 1 ФОРМА ОПЕРАТИВНОЙ ЧАСТИ ПЛАНА ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙ

Приложение № 2 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ МЕЖДУ ОТДЕЛЬНЫМИ ЛИЦАМИ, УЧАСТВУЮЩИМИ В ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙ, И ПОРЯДОК ИХ ДЕЙСТВИЙ

Приложение № 3 ФОРМА СПИСКА ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И УЧРЕЖДЕНИЙ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ НЕМЕДЛЕННО ИЗВЕЩЕНЫ ОБ АВАРИИ

Приложение № 4 УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ ДЛЯ ГРАФИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПЛАНА ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙ

Приложение № 5 ФОРМА ОПЕРАТИВНОГО ЖУРНАЛА ПО ЛИКВИДАЦИИ АВАРИИ

Приложение № 6 ПОРЯДОК РАЗМЕЩЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ В ПАПКЕ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ ПЛАНА ЛИКВИДАЦИИ АВАРИИ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Методические рекомендации о порядке составления планов ликвидации аварий при ведении работ в подземных условиях (далее - Методические рекомендации) разработаны на основании Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30), Единых правил безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений полезных ископаемых подземным способом (ПБ 03-553-03), утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 13.05.03 № 30, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 28.05.03, регистрационный № 4600.

II. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


1. План ликвидации аварий - это документ, определяющий меры и действия, необходимые для спасения людей и ликвидации аварий в шахтах и рудниках в начальной стадии их возникновения. Каждая его позиция действует с момента извещения о происшедшей аварии до полного вывода всех людей из шахты, рудника (далее - шахта) на поверхность или в безопасные места и начала организации работ по ликвидации последствий аварии.

2. План ликвидации аварий рекомендуется составлять для каждой эксплуатируемой, реконструируемой или строящейся шахты.

3. План ликвидации аварий составляется под руководством технического руководителя производственного объекта (главного инженера шахты) на каждое полугодие, согласовывается с командиром горноспасательного формирования, обслуживающего данную шахту, и утверждается техническим руководителем эксплуатирующей организации (главным инженером организации) за 15 дней до ввода его в действие.

Примечания:

1. Допускается на шахтах с глубиной разработки до 60 м, производственной мощностью до 30 тыс. т горной массы в год (в вечномерзлых породах соответственно - до 100 м и 75 тыс. т в год) и сроком существования до двух лет составление плана ликвидации аварий техническим руководителем шахты и утверждение его техническим руководителем эксплуатирующей организации.

2. Разрешается на горно-металлургических производствах с подземными горными работами утверждать планы ликвидации аварий заместителям директоров или заместителям главных инженеров по горному производству организаций (предприятий).

4. План ликвидации аварий разрабатывается в соответствии с фактическим положением горных работ в шахте (протяженность горных выработок, схема вентиляции и др. на момент составления плана ликвидации аварий). Предусмотренные планом материальные и технические средства для осуществления мероприятий по спасению людей и ликвидации аварий должны быть в наличии, в исправном состоянии и в необходимом количестве.

Проверка состояния этих средств должна осуществляться работниками шахты и военизированной горноспасательной частью (ВГСЧ) перед согласованием планов ликвидации аварий на новое полугодие.

5. Ответственность за правильное составление плана ликвидации аварий несут главный инженер шахты (технический руководитель участка на приисках) и командир ВГСЧ, с которым согласован этот план.

Персональная ответственность за наличие и качество материалов, находящихся в противопожарных подземных и поверхностных складах, возлагается на начальника шахты.

Ответственность за сохранность и исправность технических средств, необходимых для осуществления мероприятий по спасению людей и ликвидации аварий, распределяется начальником шахты между лицами технического надзора.

6. Работники шахты должны быть ознакомлены со способами оповещения об авариях (аварийной сигнализацией), путями выхода людей из аварийного и угрожаемых участков, а также со своими обязанностями и правилами личного поведения на случай возникновения аварии под расписку в Журнале регистрации ознакомления работников с запасными выходами.

7. При изменении технологии производства, вводе новых или закрытии отработанных участков, изменении схемы вентиляции или путей выхода людей из шахты в план ликвидации аварий в течение суток главным инженером шахты должны быть внесены соответствующие поправки и дополнения, согласованные с командиром ВГСЧ и утвержденные главным инженером организации.

В случае невнесения в указанный срок необходимых изменений в план ликвидации аварий или обнаружения несоответствия фактического положения в шахте плану ликвидации аварий командир ВГСЧ имеет право снять свою подпись о согласовании с ним плана в целом по шахте (участку) или отдельных его позиций в зависимости от характера нарушений.

О снятии подписи командир ВГСЧ в письменной форме ставит в известность главного инженера шахты, организации (предприятия), а также территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору* и штаб ВГСЧ для принятия ими необходимых мер.

* Под территориальным органом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору имеется в виду территориальный орган, в установленных границах деятельности которого находится соответствующий опасный производственный объект.

8. В плане ликвидации аварий предусматриваются:

- мероприятия по спасению людей, пути вывода людей, застигнутых аварией, из зоны опасного воздействия, связанной с аварией;

- мероприятия по ликвидации аварий и предупреждению их развития;

- действия должностных лиц (специалистов) и рабочих при возникновении аварий;

- действия ВГСЧ и вспомогательных горноспасательных команд (ВГК) в начальной стадии возникновения аварий.

9. Для удобства пользования планом ликвидации аварий каждому месту возможной аварии присваивается определенный номер (позиция), который наносится на планы и аксонометрическую схему проветривания горных выработок.

Если на шахте имеется несколько воздухоподающих стволов, то нумерация позиций начинается со ствола, подающего в шахту наибольшее количество воздуха.

В оперативной части плана ликвидации аварий позиции располагаются в возрастающем порядке.

10. План ликвидации аварий должен содержать оперативную часть, составленную в соответствии с формой оперативной части плана ликвидации аварий (Приложение № 1), и графическую часть.

11. К плану ликвидации аварий прилагаются следующие документы:

- распределение обязанностей между отдельными лицами, участвующими в ликвидации аварий, и порядок их действий, составленное по форме, указанной в Приложении № 2;

- список должностных лиц и учреждений, которые должны быть немедленно извещены об аварии, составленный в соответствии сПриложением № 3. Копия этого списка или соответствующие выписки из него должны находиться у дежурного по шахте, диспетчера или на телефонных станциях шахты или организации (предприятия) в зависимости от того, какая телефонная станция и каких конкретно лиц вызывает.

О происшедшей аварии сообщение получает телефонистка шахтной телефонной станции (при отсутствии прямой телефонной связи диспетчера с участками подземных работ), которая обязана незамедлительно поставить в известность ответственного руководителя работ по ликвидации аварий (диспетчера) и по его распоряжению осуществлять вызов лиц в соответствии с вышеуказанным списком должностных лиц согласноПриложению № 3.

12. При согласовании и утверждении плана ликвидации аварий к нему приобщаются следующие приложения:

- акт проверки исправности действия реверсивных устройств на главных вентиляционных установках с пропуском реверсированной воздушной струи по горным выработкам;

- акт проверки наличия и исправности противопожарных средств и оборудования;

- акт проверки состояния насосных станций, водонепроницаемых перемычек и других средств по предотвращению затопления горных выработок, предусмотренных планом ликвидации аварий;

- акт о состоянии запасных выходов из очистных забоев, участков и шахты и о пригодности их для выхода людей и прохода горноспасателей в респираторах;

- акт расчетного и фактического времени выхода людей в изолирующих самоспасателях на свежую струю из наиболее отдаленных горных выработок шахты.

13. Титульный лист плана должен иметь в правом верхнем углу утверждающую надпись главного инженера организации (предприятия) с датой утверждения, в левом верхнем углу - согласование с командиром ВГСЧ с указанием даты. В нижней части листа должна быть подпись главного инженера шахты.

14. План ликвидации аварий со всеми приложениями должен находиться у главного инженера шахты, диспетчера шахты и у командира ВГСЧ; у начальников участков должны находиться выписки из этого плана, относящиеся к их участкам, с указанием путей выхода людей из шахты.

Диспетчерские пункты шахты оснащаются аппаратурой, записывающей и воспроизводящей команды, задания и сообщения о выполнении горноспасательных работ в течение первых трех часов хода ликвидации аварий.

К экземпляру плана ликвидации аварий, находящемуся у диспетчера шахты, прилагаются:

- бланки специальных пропусков на спуск людей в шахту во время аварий;

- оперативный журнал по ликвидации аварий, составленный в соответствии с формой оперативного журнала, приведенной в Приложении № 5;

- список членов вспомогательной горноспасательной команды (ВГК) с указанием их профессий (должностей), домашних адресов и телефонов. Копия этого списка должна храниться у диспетчера или на телефонной станции шахты.

Рекомендуется иметь оперативную и графическую части плана ликвидации аварий на электронных носителях с последующим использованием их в персональных компьютерах.

15. Ответственным руководителем работ по спасению людей и ликвидации аварий является главный инженер шахты, а до момента его прибытия - горный диспетчер. В отдельных случаях до организации диспетчерской службы обязанности ответственных руководителей работ по ликвидации аварий в вечернее и ночное время суток до прибытия главного инженера шахты (рудника) могут быть возложены на дежурных, назначаемых из числа должностных лиц (специалистов), осуществляющих руководство горными работами в целом по шахте и способных до прибытия ответственного руководителя возглавить руководство работами по ликвидации аварий. На шахтах с глубиной разработки до 60 м, производственной мощностью до 30 тыс. т в год и сроком существования до 2 лет допускается возложение обязанностей ответственного руководителя работ по ликвидации аварий на технического руководителя участка, а до его прибытия - на одно из назначенных для этой цели лиц технического надзора.

Если рудник объединяет несколько шахт, находящихся в единой вентиляционной системе, ответственным руководителем ликвидации аварий является главный инженер рудника, а при комбинированной схеме отработки месторождения - главный инженер предприятия.

16. В дневное время при отсутствии диспетчерской службы на период отсутствия главного инженера на руднике обязанности ответственного руководителя должны возлагаться на лицо, его заменяющее, что оформляется соответствующим распоряжением технического руководителя шахты.

Горный диспетчер должен иметь специальное горно-техническое образование, знать шахту, иметь опыт работы в ней, быть ознакомлен с планом ликвидации аварий.

17. Лица, на которых возлагается ответственность за руководство ликвидацией аварий в данную смену, должны находиться на поверхности в командном пункте, оборудованном соответствующей связью и сигнализацией с участками подземных работ.

18. В диспетчерском пункте, кроме соответствующих средств связи и сигнализации об аварии, должен находиться пульт для реверсирования вентиляторов главного проветривания, дистанционного управления вентиляторами, а также для отключения электроэнергии в шахте.

19. План ликвидации аварий комплектуется в две отдельные папки: в первой папке находятся оперативная часть и графический материал, во второй папке - прилагаемые к плану акты. Документы в папке размещаются в порядке, указанном в Приложении № 6.

20. Главный инженер шахты прорабатывает с должностными лицами (техническим надзором) шахты план ликвидации аварий под расписку.

Ответственность за изучение плана ликвидации аварий должностными лицами (техническим надзором) шахт возлагается на главных инженеров шахт, а командным составом ВГСЧ - на командиров горноспасательных отрядов и взводов.

  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2016
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница