Методические указания по изучению учебной дисциплины Методические указания по организации самостоятельной работы студентов



Скачать 475.29 Kb.
страница 1/3
Дата 03.10.2016
Размер 475.29 Kb.
  1   2   3
Частное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

БАЛТИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

ИНСТИТУТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Рабочая программа дисциплины
«ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА»
Направление подготовки 030900.62 «Юриспруденция»
Квалификация (степень) выпускника

БАКАЛАВР


Санкт-Петербург

2014

Юридическая техника

Составитель: к.ю.н., доц. Кузьмин А.В.

Содержание


I. Программа учебной дисциплины

1. Цели и задачи дисциплины

2. Требования к результатам освоения дисциплины

3.Виды занятий и методики обучения

4.Объем дисциплины и виды учебной работы

5. Содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплины и виды занятий

5.2. Содержание разделов дисциплины

5.3. Материалы семинарских и практических занятий

II. Методические указания по изучению учебной дисциплины

1. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов

1.1. Методические рекомендации для выполнения рефератов

1.2. Методические рекомендации для выполнения контрольных работ

III. Материалы , устанавливающие содержание и проведение текущих, промежуточных и итоговых аттестаций

1. Примерная тематика рефератов

2. Примерные задания для выполнения контрольных работ

3. Примерные тесты для подготовки к тестированию

4. Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету

IV. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

V. Глоссарий



I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Цели и задачи дисциплины
Юридическая техника представляет собой отрасль знаний о способах, приемах, средствах и правилах создания (подготовки) правовых актов и юридических документов. Она является составной частью общей теории права, при этом носит прикладной практический характер и обеспечивает научную основу осуществления юридической деятельности.

Основная область применения юридической техники – это правотворчество, применение и толкование права, поэтому осуществление любого вида юридической практики (судебной, следственной, правотворческой и т.п.) включает в себя юридическую технику.

Цель преподавания юридической техники – подготовка студентов к практической юридической деятельности в части составления (разработки), оформления, толкования, применения и систематизации правовых актов и юридических документов.

Курс лекций «Юридическая техника» включает в себя общую и специальную части. В первой части раскрывается содержание юридической техники и ее значение для юридической практики, рассматриваются различные виды юридической техники, принципы и цели их осуществления. Во второй части изучаются конкретные средства, приемы и правила основных видов юридической техники: правотворческой, интерпретационной, правоприменительной, правосистематизирующей и техники составления отдельных юридических документов.

Успешное усвоение студентами данного курса способствует расширению и углублению их знаний в области теории государства и права, приобретению навыков их практического применения, самостоятельной работы, обеспечивает подготовку студентов к последующей практической деятельности по любой юридической специальности.

Методические рекомендации разработаны в соответствие с базовыми методическими указаниями кафедры и рассчитаны на студентов всех форм обучения



Цель учебной дисциплины – научить студентов применять полученные знания в профессиональной деятельности, анализировать результаты юридической деятельности, составлять юридические документы.

Задачи дисциплины:

- сформировать основы понимания юридической техники с учетом ее сложной структуры;

- закрепить навыки использования опыта, сформированного юридической практикой;

- освоить практику применения решений высших юрисдикционных органов в процессе рассмотрения юридических казусов.

По итогам изучения курса студенты должны овладеть навыками системного подхода при решении вопросов, возникающих в юридической практике; хорошо ориентироваться в юридической документации, знать требования по составлению юридических документов, уметь составлять разные виды юридических документов; знать механизмы развития содержания юридической техники.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

- Основные понятия и категории по дисциплине специализации;

- Понятие, структуру и виды юридической техники;

- Технологические требования, предъявляемые к правовым акта (нормативным, правореализационным, правоприменительные, интерпретационные, акты систематизации);

- Виды юридической техники, ее основные средства, приемы и правила;

- Правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

- Анализировать тенденции развития права, находить и использовать необходимую информацию для решения будущих профессиональных задач;

- Выявлять сущность и значение изучаемых правовых явлений;

- Сопоставлять теоретические знания с реальной сложившейся юридической практикой;

- Анализировать существующие проблемы юридической деятельности, а также пути их преодоления;

- Прогнозировать развитие практической ситуации и находить соответствующие этому средства правового реагирования.

Студент должен владеть:

- Понятийным аппаратом дисциплины специализации;

- Методикой решения профессиональных задач;

- Навыками работы с правовыми актами;

- Культурой мышления, знать его общие законы, иметь способность в письменной и устной речи правильно оформить результаты профессиональной деятельности;

- Опытом оценки теоретических знаний, самооценки и самоконтроля в процессе работы.

2. Требования к результатам освоения дисциплины

Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

- способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

3. Виды занятий и методики обучения.
Процесс изучения материалов дисциплины включает следующие виды занятий - лекции, практические (семинарские) занятия и самостоятельную работу обучаемых (студентов и слушателей).

Практические занятия, как правило, проводятся в форме семинаров.

Используются следующие виды занятий: доклады, сообщения, дискуссии, деловые игры. На практических (семинарских) занятиях по дисциплине могут применяться разнообразные методики и методы обучения, включая: опрос (устный или письменный), дискуссии, ролевые и управленческие игры, круглые столы и т. п.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и исследовательский. Данные методы применяются в различных сочетаниях, а иногда параллельно. Тем самым решаются задачи передачи знаний принципиально нового материала и приобретения умений и навыков их применения. Задания для самостоятельной работы (написать курсовую работу, подготовить доклад к семинарскому занятию и т. п.) предусматривают возможности, как для продуктивной, так и продуктивно-творческой деятельности студентов.

Общий объем аудиторных занятий и нормативный объем самостоятельной работы студентов регламентируется учебным планом. Самостоятельная работа предусматривает изучение рекомендуемой литературы, подготовку к семинарским занятиям, написание контрольной работы, реферата.

В процессе изучения дисциплины предусмотрены несколько форм контроля: оперативный, рубежный и итоговый.

Оперативный контроль предназначен для определения качества усвоения лекционного материала. Подобный контроль может проводиться либо в письменной форме (письменный опрос обучаемых), либо в устной - в конце лекционного занятия.

Рубежный контроль предполагает (если это предусмотрено учебным планом) выполнение контрольной работы или реферата. Выполнение любой из перечисленных работ является обязательным для всех обучающихся. Студенты и слушатели, не выполнившие в необходимом объеме работы, предусмотренные учебным планом, не допускаются к сдаче зачета.

Итоговый контроль осуществляется посредством проведения зачета.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы



п/п


Вид учебной работы

Количество часов

Очная форма обучения

Очно-заочная форма обучения

Заочная форма обучения

1

Общая трудоемкость дисциплины

108

108

108

2

Аудиторные занятия

50

24

12

3

Лекции

20

8

5

4

Практические занятия

30

16

7

5

Самостоятельная работа

58

84

96

6

Зачет






5. Содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Очная форма обучения

Наименование раздела (темы)

Всего

Лекции

Практич. занятия

Самост.

работа


Общая часть. Раздел 1. Юридическая техника как наука и учебная дисциплина

6

1

1

4

Тема 1. Предмет и метод юридической техники.

6

1

1

4

Тема 2. Юридическая техника как учебная дисциплина

6

1

1

4

Раздел 2. Общая характеристика юридической техники.

6

1

1

4

Тема 3. Понятие, значение и цели юридической техники.

6

1

2

3

Тема 4. Содержание юридической техники.

6

1

2

3

Тема 5. Средства юридической техники.

6

1

2

3

Тема 6. Основные приемы юридической техники

6

1

2

3

Специальная часть.

Раздел 3. Правотворческая техника.



4

1

2

1

Тема 7. Правотворчество.

4

1

1

2

Тема 8. Концепция нормативно- правового акта.

4

-

2

2

Тема 9. Технико-юридические правила правотворческой деятельности.

4

-

1

3

Тема 10. Правовая экспертиза проектов нормативно-правовых актов.

4

-

2

2

Тема 11. Техника опубликования нормативно-правовых актов.

4

1

1

2

Раздел 4. Интерпретационная техника.

4

1

1

2

Тема 12. Толкование как вид юридической работы.

4

1

1

2

Тема 13. Техника толкования нормативных актов.

4

1

1

2

Раздел 5. Техника систематизации юридических документов

4

1

1

2

Тема 14. Систематизация правовых актов как вид юридической работы

4

1

1

2

Тема 15. Правила систематизации юридических документов.

4

1

1

2

Раздел 6. Правореализационная и правоприменительная техника

4

1

1

2

Тема 16. Правила создания правореализационных документов.

4

1

1

2

Тема 17. Правила создания правоприменительных актов

4

1

1

2

Итого

108

20

30

58

Очно-заочная форма обучения

Наименование раздела (темы)

Всего

Лекции

Практич занятия

Самост.

работа


Общая часть.

Раздел 1. Юридическая техника как наука и учебная дисциплина



6

1

1

4

Тема 1. Предмет и метод юридической техники.

6

1

-

5

Тема 2. Юридическая техника как учебная дисциплина

6

1

1

4

Раздел 2. Общая характеристика юридической техники.

6

-

1

5

Тема 3. Понятие, значение и цели юридической техники.

6

-

1

5

Тема 4. Содержание юридической техники.

6

-

-

6

Тема 5. Средства юридической техники.

6

-

-

6

Тема 6. Основные приемы юридической техники

6

1

-

5

Специальная часть.

Раздел 3. Правотворческая техника.



4

-

1

3

Тема 7. Правотворчество.

4

-

1

3

Тема 8. Концепция нормативно- правового акта.

4

-

1

3

Тема 9. Технико-юридические правила правотворческой деятельности.

4

1

1

2

Тема 10. Правовая экспертиза проектов нормативно-правовых актов.

4

-

-

4

Тема 11. Техника опубликования нормативно-правовых актов.

4

-

-

4

Раздел 4. Интерпретационная техника.

4

-

-

4

Тема 12. Толкование как вид юридической работы.

4

-

1

3

Тема 13. Техника толкования нормативных актов.

4

1

1

2

Раздел 5. Техника систематизации юридических документов

4

-

1

3

Тема 14. Систематизация правовых актов как вид юридической работы

4

-

1

3

Тема 15. Правила систематизации юридических документов.

4

1

1

2

Раздел 6. Правореализационная и правоприменительная техника

4

-

1

3

Тема 16. Правила создания правореализационных документов.

4

-

1

3

Тема 17. Правила создания правоприменительных актов

4

1

1

2

Итого

108

8

16

84

Заочная форма обучения

Наименование раздела (темы)

Всего

Лекции

Практич. занятия

Самост.

работа


Общая часть.

Раздел 1. Юридическая техника как наука и учебная дисциплина



6










Тема 1. Предмет и метод юридической техники.

6

0,5




5,5

Тема 2. Юридическая техника как учебная дисциплина

6

0,5




5,5

Раздел 2. Общая характеристика юридической техники.

6










Тема 3. Понятие, значение и цели юридической техники.

6




0,5

5,5

Тема 4. Содержание юридической техники.

6




0,5

5,5

Тема 5. Средства юридической техники.

6




1

5

Тема 6. Основные приемы юридической техники

6

1




7

Специальная часть.

Раздел 3. Правотворческая техника.



4










Тема 7. Правотворчество.

4




0,5

5,5

Тема 8. Концепция нормативно- правового акта.

4

0,5




7,5

Тема 9. Технико-юридические правила правотворческой деятельности.

4

0,5




5,5

Тема 10. Правовая экспертиза проектов нормативно-правовых актов.

4




1

5

Тема 11. Техника опубликования нормативно-правовых актов.

4




1

5

Раздел 4. Интерпретационная техника.

4










Тема 12. Толкование как вид юридической работы.

4

0,5




5,5

Тема 13. Техника толкования нормативных актов.

4

0,5




5,5

Раздел 5. Техника систематизации юридических документов

4










Тема 14. Систематизация правовых актов как вид юридической работы

4




0,5

7,5

Тема 15. Правила систематизации юридических документов.

4

1




5,5

Раздел 6. Правореализационная и правоприменительная техника

4










Тема 16. Правила создания правореализационных документов.

4




1

5

Тема 17. Правила создания правоприменительных актов

4




1

5

Итого

108

5

7

96

5.2. Содержание разделов дисциплины

ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Раздел 1. Юридическая техника как наука и как учебная дисциплина

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница