Методическое пособие к проектам для студентов дневной и заочной формы обучения Разработал




Скачать 1.71 Mb.
страница 1/8
Дата 30.09.2016
Размер 1.71 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
ПИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-

ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ МАШИНОСТРОЕНИЯ



ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА

КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ


Методическое пособие к проектам

для студентов дневной и заочной формы обучения


Разработал: преподаватель _____________Н.Н.Веренич
Утверждено на заседании УМО педагогов уровня ССО.

Протокол №___от_________2012г.

Председатель УМО:___________________________________В.И.Конопельцев

2012



  1. Содержание курсового проекта и методические указания по его

выполнению и защите


    1. Назначение курсового проекта

Курсовое проектирование имеет большое значение в развитии самостоятельных навыков творческой работы студентов и определяет степень практического овладения теоретическим курсом дисциплины «Техническая механика».

Курсовой проект является важной самостоятельной работой студента, охватывающей вопросы расчёта на прочность, жёсткость, износостойкость, долговечность и другие виды работоспособности деталей машин.

Выполнение проекта неизбежно связано с использованием необходимой технической литературы, справочников и прикладных компьютерных программ по проектированию машин.

Умение правильно и эффективно пользоваться технической литературой, действующими государственными стандартами и прикладными компьютерными программами даёт студенту возможность быстрого использования полученных знаний в производственных условиях.

1.2. Содержание и объем курсового проекта
Проект по деталям машин должен состоять из пояснительной записки и чертежей. Количество чертежей и их содержание определяются программой курса для соот­ветствующей специальности.

В проекте по деталям машин для студентов механических специальностей надлежит выполнить один лист формата А1 (594X841 мм2 - сборочный чертёж редуктора и рабочие чер­тежи двух деталей редуктора -зубчатое колесо и вал.

Расчетно-пояснительная записка начинается с титульного листа.

В начале пояснительной записки должны быть приведены: схема привода с чис­ловыми данными и краткое описание устройства.

После этого в записке должны быть изложены следующие вопро­сы: а) определение мощности электродвигателя; б) подбор электродви­гателя по каталогу; в) выбор типа передач транспортирующей машины и обоснование этого выбора; г) определение общего передаточного числа привода машины; д) разбивка общего передаточного числа привода на передаточные числа отдельных передач и обоснование выбранных пе­редаточных чисел отдельных передач; е) определение мощности, угло­вой скорости и вращающего момента для каждого вала передач при­вода

Затем в разделах записки по каждому узлу должны быть указаны: а) исходные данные для проектирования узла; б) обоснование конст­рукции узла и выбор материалов деталей; в) исчерпывающий расчет на прочность, жёсткость, долговечность и изнашивание всех основных элементов привода; г) размеры расчётные и конструктивно – технологические; д) описание сборки редуктора, системы смазки и эксплуатации.



Каждый студент получает и выполняет индивидуальное задание в соответствии со своим шифром. Задания содержат: наименование проекта, кинематическую схему проектируемой машины, величины заданных параметров, указания к выполнению графической части.


  1. Основные требования к оформлению расчётно–пояснительной записки


Расчётно-пояснительная записка должна выполняться в соответствии с действующим стандартом ПГАТК СТП.05.05. Данный стандарт является обязательным приложением настоящих методических указаний. В стандарте даны все необходимые материалы по оформлению проекта, включая титульный и рабочие листы, обозначению нумерации проекта и составляющих чертежей, форм и заполнению спецификаций, форм технических заданий на проектирование, выполнению иллюстративной части расчётно-пояснительной записки. В соответствии с данным стандартом выполняются курсовые проекты по другим дисциплинам, а также дипломный проект.

Рекомендуется выполнение проекта в электронном виде с последующей распечаткой на принтере или плоттере. Минимальный формат распечатки чертежей в данном случае должен быть не менее А3 (297*420 мм2). Студент на защите проекта должен иметь при себе дискеты с записью расчётно-пояснительной записки в системе «Word”, графической части в системе «AutoCad” или «КОМПАС» и выполнять в присутствии преподавателя необходимую коректировку чертежей в электронном виде.

Расчеты деталей машин рекомендуется производить, за некоторым исключением, в единицах СИ — в м, мм, Н, кН, МН, Нм, Па, МПа.

Достаточная точность машиностроительных расчетов, для сил — в десятке чисел Н, для моментов — в десятых долях чисел Нм и для напряжений — в десятых долях чисел МПа; при этом 0,5 и больше считается за единицу, а меньшая дробь отбрасывается. Для линейных размеров в миллиметрах берут только целые числа; следовательно, при сантиметрах достаточно закончить первым десятичным знаком. Лишь в особых случаях нужна большая точность — до десятых и даже до сотых долей миллиметра, например при конусах, винтовой нарезке и в профилировании зубьев.

Все сказанное относится только к расчету, а не к изготовлению и обработке, где требуемая точность выражается в десятых, сотых и в тысячных долях миллиметра.

При технических расчетах следует брать π = 3,14; π2 = 10; g = 10 (если ускорение силы тяжести g в м/с2); π/32 = 0,1; π/64 = 0,05; π/16= 0,2 и т. д.

Расчет следует писать с достаточно ясными заголовками, в опреде­ленном порядке, с необходимым пояснительным текстом, сопровождать эскизами рассчитываемых деталей, а также схемами сил и эпюрами моментов, действующих на эти детали. При необходимости к эскизам деталей надо давать также расчетные сечения.

Эскизы рассчитываемых деталей и расчетные сечения выполняют с соблюдением условностей ГОСТов на чертежи. На эскизах и сечениях размеры должны быть поставлены в тех же буквах, какие имеются в расчетных формулах.

При расчете все время необходимо следить за однородностью фор­мул. Наиболее частые ошибки, происходящие от невнимания: извле­чение корня квадратного вместо кубического или, наоборот, неправиль­ный отсчет по таблицам, например выбор площади из столбца для дли­ны окружности, и т. п.

Наконец, необходимо отметить, что при проектировании машин и их деталей на первом месте всегда должен быть физический смысл рассматриваемого вопроса, а расчет является лишь вспомогательным средством. Увлечение абстрактным расчетом в ущерб конструктивной стороне проектирования, выявляемой лишь с помощью чертежа, часто ведет к полной неудаче «точно рассчитанной» конструкции и к излиш­ней трате труда, времени и средств при ее изготовлении и обработке.



Приступать к вычерчиванию необходимо сейчас же, как только предварительный расчет даст достаточно данных для чертежа. Чертеж и расчет должны производиться параллельно, таким образом, чтобы расчет лишь немного опережал чертеж, иначе неизбежны ошибки, которые могут быть выявлены лишь впоследствии, что повлечет за со­бой большую потерю труда и времени. Поэтому следует придержи­ваться правила: все полученные расчетом размеры немедленно прове­рять путем нанесения их на чертеж.

При проектировании машин и их деталей и при выполнении чер­тежей необходимо руководствоваться ГОСТами на чертежи в машино­строении. Однако рекомендованные ЕСКД упрощенные и условные изображения, как, например, для резьбовых деталей и подшипников качения, при учебном проектировании с учебно-методической точки зре­ния недопустимы, так как студенты должны изучить не только конструк­цию и назначение деталей и узлов, но и взаимодействие их в машине.

Чертить необходимо сразу во всех проекциях, в противном случае это может повести к задержкам и ошибкам при вычерчивании. Число проекций должно быть минимальным, но с тем условием, чтобы ясность в чертежах устройства машины, а также ее узлов и деталей была полная. В простейших случаях, например для тел вращения, достаточно двух проекций, а иногда даже одной.

На машиностроительных чертежах особенно важны разрезы, выяс­няющие внутреннее устройство машины, ее узлов и деталей. Выбирать проекции и разрезы следует так, чтобы при наименьшем их числе не только форма, но и все размеры каждой детали выяснились полностью. Пустотелые части рекомендуется показывать в разрезах, а ребристые и плоские — в наружном виде.

Масштаб чертежей по возможности должен быть выбран 1:1, при невозможности использования этого масштаба допускается меньший масштаб, выбираемый по ГОСТу.

Курсовой проект по деталям машин должен содержать в себе следующие виды документов: а) чертежи деталей; б) чертежи общих видов сборочных единиц (узлов); в) чертеж общего вида изделия, который объединяет габаритный и монтажный чертежи; г) спецификации изделия и сборочных единиц; д) расчетно-пояснительную записку.

Чертеж общего вида изделия (машины или привода) должен со­держать в себе все данные, необходимые для монтажа машины или привода и подготовки их для эксплуатации. Эти чертежи выполняют с указанием габаритных, монтажных и присоединительных размеров, а также технической характеристики изделия. В спецификацию запи­сывают сборочные единицы (редуктор, муфты, рамы, механизм подъема машины и др.), стандартные изделия (электродвигатель и др.), а также те детали, которые не вошли в спецификации чертежей сборочных единиц.

На чертеже редуктора также должна быть приведена его техническая характеристика и технические требования по сборке регулировке, испытаниям, консервации и т. д.

На детальных чертежах должны быть указаны все размеры для их изготовления, а также технические требования по взаимному отклонению обрабатываемых поверхностей, термической или другой обработке, требования к виду и качеству заготовки.


Чертеж общего вида сборочной единицы должен иметь специфика­цию всех деталей. В спецификации указывается позиция, наименование и количество деталей. Для стандартных деталей наименование их надо давать в соответствии с требованиями ГОСТов на эти детали и с указанием номеров ГОСТов.




Рисунок.2.1.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИВОДА (рекомендуемая)



Наименование параметра

Размерность

Величина

Тяговое усилие (или расчётный момент на валу)

Кн. (Нм).

8

Линейная (или окружная) скорость

м/мин.(мин -1).

15

Общее передаточное число привода




25

Тип цепной (или ремённой) передачи

ПР 50,8 - 226,8 Гост13568-81

Редуктор

Тип

Цилиндрический

Передаточное число




19,2

Электродвигатель

Тип

АИР 90 L4

Мощность

квт.

2,2

Частота вращения

мин -1.

1460

Напряжение

в

380

ПВ

%

40

Тормоз

Тип

ТКГ -200

Тормозной момент

Нм.

780

Масса привода с электрооборудованием

Т.

0,7

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕДУКТОРА (Рекомендуемая)



Общее передаточное число

U




ЗАЦЕПЛЕНИЕ

1я Ступень

Передаточное число

U1




Модуль нормальный

mn




Число зубьев

Шестерни

Z1




Колеса

Z2




Угол наклона зубьев






Исходный контур

ГОСТ------

Степень точности




2я Ступень

Передаточное число

U2




Модуль нормальный

mn




Число зубьев

Шестерни

Z3




Колеса

Z4




Угол наклона зубьев






Исходный контур

ГОСТ-------

Степень точности




Смазка

Зацеплений

(марка масла)

Подшипников

(марка масла)

Объём жидкой смазки, л.




Масса густой смазки, кг.




Подводимая мощность, квт.




Частота вращения быстроходного вала, мин -1.




Крутящий момент на тихоходном валу, Нм.




Допускаемая консольная нагрузка, Н.

на быстроходном валу




на тихоходном валу




ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ НА ЧЕРТЕЖЕ РЕДУКТОРА (Рекомендуемые)



  1. Специальные условия сборки редуктора (если требуется). Например : обеспечить соосность шага первой пары затяжкой гайки на втулке под шестерней поз….

  2. Осевая игра подшипников :

поз. …. 0,1 - 0,15мм.

поз. … 0,15 - 0,2 мм.

поз. … 0,2 - 0,25мм.

(осевую игру подшипников регулировать установкой прокладок под крышки поз…., установкой дистанционных шайб поз. …, вращением и фиксацией винтов поз. …)


3. При сборке обеспечить пятно контакта в зацеплении:


Ступень

Боковой зазор

Пятно контакта

по высоте зуба

по длине зуба

первая

0,15 - 0,25 мм.

0,8 модуля

70%

вторая

0,25 - 0,35 мм.

0,8 модуля

70%

На нерабочей стороне зубьев обеих ступеней суммарная длина пятна контакта не менее 60% длины зуба.

Для приработки под нагрузкой :

момент нагружения на тихоходном валу не более …. Нм. при частоте вращения быстроходного вала …..мин -1 .

Рабочее направление вращения см. вид ….

4. Разъём между корпусом и крышкой покрыть пастой ( "Герметик"или др).

5. Перед обкаткой и эксплуатацией в редуктор залить жидкую смазку до уровня по маслоуказателю. Полости опор промыть керосином и заполнить смазкой "Литол 24" на 2/3 объёма.

6. Окончательно собранный редуктор испытать:

-без нагрузки в течение часа при частоте вращения быстроходного вала ....мин -1.

-под нагрузкой в течение двух часов при частоте вращения быстроходного вала

мин -1 и полной нагрузкой (нагрузкой …%) крутящим моментом тихоходного вала.

В процессе испытаний течи масла по корпусу, нагрев подшипников более 600 и посторонние неравномерные шумы не допускаются.

7. После испытаний редуктора жидкую смазку слить, сдать на склад, залить

консервирующую смазку "КС- 8" объёмом ….л. и прокрутить редуктор без нагрузки в течение пяти минут.

8. Требования по окраске редуктора см. в инструкции ……( в пояснительной записке)(или записать на данном чертеже)

В каждом конкретном варианте приведенные выше требования могут быть изменены.

Для подсчёта приблизительной массы редуктора рекомендуется вычислить массу его по габаритным размерам, принимая как сплошной металл плотностью 7,85г/см3, и затем умножить полученную величину на 0,2-,03. Например, масса редуктора по рис.2 составит:

125*80*52*7,85=4082кг*0,25=1020кг.

Масса изделия является одним из основных его параметров и должна быть указана как на сборочных, так и на детальных чертежах.




На рис.2.2; 2.4; 2.3; 2.5 приведены чертежи основных деталей редуктора

Рисунок 2.2 . Чертёж цилиндрического зубчатого колеса редуктора







Рисунок 2.4. Чертёж червяка червячного редуктора

Рисунок 2.3. Чертёж конического зубчатого колеса редуктора



Рисунок. 2.5. Чертёж червячного колеса редуктора




3. Последовательность работы над проектом
Работу над проектом рекомендуется выполнять в следующем порядке.

3.1. Ознакомиться с заданием. Подбор литературы, необходимой для проектирования. Изучение аналогичных конструкций по учебным пособиям, атласам, руководствам и т. п. При этом изучение данных материалов должно сопровождаться составлением эскизов отдельных участков, которые представляют определенный интерес.

3.2. Определить потребную мощность электродвигателя и выбрать его по каталогу. Сначала определяют мощность на выходном валу привода рабочей машины, затем частные значения КПД отдельных видов передач и общий КПД привода, на который нужно разделить значение выходной мощности. По каталогу чаще всего приходится выбирать электродвигатель с номинальной мощностью, превышающей расчётную. Чтобы выбрать электродвигатель по каталогу, необходимо также предварительно определить частоту вращения вала ротора, для чего вычисленная частота вращения выходного вала привода умножается на общее ориентировочное передаточное число привода. Необходимо иметь в виду, что тихоходный электродвигатель, при равной мощности, тяжелее, больше по габаритам и дороже чем быстроходный электродвигатель.

3.3. Определяют действительное передаточное число привода, разбивают его по ступеням передач и делают полный кинематический расчет привода.

3.4. Далее рассчитывают все передачи, входящие в кинематическую схему привода. Проектировочный расчет передач заканчивается определением основных геометрических параметров с выполнением эскизной компоновки деталей редуктора (желательно на миллиметровой бумаге и в масштабе 1:1). Эскизная компоновка позволит увидеть недостатки расчета и выбора геометрических параметров колес и найти пути их устранения. Изменяя материал зубчатых или червячных колес и технологию их изготовления, уточняя и изменяя значения расчетных коэффициентов и передаточных чисел соответствующих ступеней, путем повторных расчетов можно добиться лучшей конструкции рассчитываемых передач.
3.5. После определения всех геометрических размеров рассчитываемых передач вычисляют усилия, действующие в этих передачах.
3.6. Производится ориентировочный расчет валов с учетом только передаваемого крутящего момента, предварительный выбор подшипников, определение размеров элементов корпуса (толщины стенки и пр.).
3.7. На первом этапе проектирования выполняют эскизную компоновку основных деталей редуктора (желательно в масштабе 1:1 и на миллиметровой бумаге). При этом вычерчивают в зацеплении все рассчитанные передачи, валы, подшипниковые узлы, размещенные в стенках корпуса, детали, необходимые для предотвращения или ограничения осевого перемещения зубчатых или червячных колес на валах, и устанавливают по рекомендациям учебных пособий или по конструктивным соображениям соответствующие зазоры между торцами передач и внуренней стенкой корпуса, а также между двумя соседними передачами, находящимися на одном валу. Эскизная компоновка позволяет определить ориентировочное расстояние между двумя подшипниками вала (между серединами подшипников) и тем самым подготовить расчетную схему вала.
3.8. Составляют расчетные схемы валов, определяют суммарные реакции их опор, рассчитывают и подбирают окончательно подшипники валов и делают проверочный расчет валов на статическую прочность и выносливость по опасным сечениям. По окончательно принятым диаметрам валов производят подбор шпонок по сечению (длина их принимается по ширине зубчатых колес) и их проверка на срез и смятие.
3.9. Выполняют общий вид проектируемого узла (редуктора, коробки скоростей, коробки передач и т. п.) в двух-трех проекциях с соблюдением всех требований в соответствии с ГОСТом на чертежи (завершающий этап проектирования), в котором должны быть отражены также вопросы смазки подшипников и зубьев передач.

3.10. Вычерчивают общий вид привода в двух или трех проекциях и другие узлы привода, если они указаны в задании.

3.11. Выполняют рабочие чертежи деталей проектируемого узла (редуктора, коробки скоростей и т. п.), которые указаны в задании.

3.12. Составляют полностью расчетно-пояснительную записку и окончательно оформляют все чертежи проекта.

3.13. После проверки преподавателем проект допускается к защите при положительной рецензии. При отрицательной рецензии проект возвращается на исправление.

  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница