Мастер - класс
Тема: «Микромир клетки».
Цель урока: На основе изучения клеток прокариот и эукариот показать основные различия в строении прокариотических и эукариотических клеток. Выявить сходство в строении клеток бактерий, животных и растений, свидетельствующие о единстве организации живых форм.
Задачи урока:
-
Углубить знания о строении и функциях клеточных структур.
-
Сформировать представление об основных видах транспорта веществ, через мембрану.
-
Раскрыть функции ядра в клетке в связи с особенностями его строения и химического состава.
-
Разъяснить, что важнейший признак клетки – способность к размножению, передачи генетической информации следующему поколению.
-
Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать образное мышление.
Тип урока: Изучение нового материала методом проекта.
Формы организации учебной деятельности: Фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: Репродуктивный, частично – поисковый, проектный.
Приемы обучения: рассказ, беседа, работа с пластилином.
Средства обучения: слайды презентации, флэш – ролики из коллекции ЦОР, таблицы: «Строение животной клетки», «Строение растительной клетки» «Строение клетки бактерии», пластилин различного цвета, цветной картон.
Ход занятия:
-
Оргмомент.
-
Тема урока. Целеполагание. Задачи урока.
Актуализация знаний по теме: «Микромир клетки».
Клетка – единица строения и развития всех живых организмов. Клетка – единица жизни на Земле. Все живые существа на Земле, за исключением вирусов, построены из клеток.
А почему исключением являются вирусы? (Вирусы неклеточная форма жизни).
Организмы могут быть одноклеточными (бактерии, некоторые водоросли, грибы, простейшие) и многоклеточными (растения, грибы, животные).
Клетка обладает всеми признаками живого организма.
- Назовите признаки живого? (рост, питание, размножение, дыхание, движение, раздрожимость и т.д.)
Формы клеток очень разнообразны. Одни шарообразные, другие овальные или ввиде трубки, прямоугольные, квадратные и т.д. (слайд)
Клетки различных организмов: растений, животных, грибов внешне не очень похожи друг на друга. Ну что может быть общего, казалось бы, между нейронами головного мозга и стрекательной клеткой гидры. И, тем не менее, между этими и другими клетками гораздо больше сходства, чем различий.
Изучить микромир клеток помогло изобретение микроскопов. Благодаря микроскопа (светового, электронного) и большого количества времени (с 16 по 20 век) потребовалось для зарождения и развития науки о клетке цитологии.
1590г. – Янсен (Голландия) – изобрел 1 микроскоп.
1665г. – Р.Гук – 1-ый использовал микроскоп, открыл клетки растений на примере пробкового дерева.
1668г. – А. ванн Левенгук – усовершенствовал микроскоп х200, открыл одноклеточные организмы, бактерии.
1831-1833г. – Р.Браун – открыл ядро клетки.
1838-1839г. – М.Шлейден и Т.Шван – составили клеточную теорию, постулирововавшая, что основной единицей структуры и функций живых организмов является клетка.
1840г. - Я. Пуркинье – открыл протоплазму клетки – живое содержимое клетки = цитоплазма + ядро.
1855г. – Р.Вирхов – обосновал, что клетка происходит путем деления исходной клетки.
1866г. – Э. Геккель – установил, что за хранение и передачу наследственных признаков осуществляет ядро.
1880г. – Открыли хлоропласты (пластиды растительных клеток).
1890г. – Открыли митохондрии клеток.
1889г. – М.Гольджи – открыл аппарат Гольджи.
1930г. – Изобретен электронный микроскоп, при помощи которого были открыты ультраструктуры клетки.
На основании этого была сформулированы основные положения клеточной теории:
-
Клетка – элементарная единица живого, основа строения, жизнедеятельности, размножения и индивидуального развития организмов.
-
Новые клетки возникают только путем деления исходной материнской клетки.
-
Клетки всех живых организмов сходны по , химическому составу и жизнедеятельности.
-
В многоклеточном организме клетки специализированны по функциям и образуют ткани, из которых построены органы и их системы.
-
Клеточное строение организмов – свидетельство единства происхождения всего живого на Земле.
На сегодняшнем занятии мы познакомимся с разнообразием клеток одноклеточных и многоклеточных организмов их внутренним строением и функциями компонентов клетки, убедимся, что любая клетка – это сложная система, состоящая из огромного количества органоидов, которые выполняют свою определенную функцию и образуют в клетке структурно-функциональное единство.
Продуктом нашего занятия будут клетки, сделанные вашими руками из пластилина. Клетки 4 царств – бактерий, грибов, растений, животных.
Каждая группа получает свою карточку по которой будет строить клетку и определять к какому царству органического мира она относится.
Рассмотрите таблицы: «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки». Обратите внимание на слайды «Строение растительной и животной клетки», «Строение растительной клетки» и «Строение животной клетки», «Строение прокариотической клетки»
Выполните задание №1:
Выявите структурные элементы, характерные как для растительной, так и для животной клетки. Какие структурные элементы общие для всех видов клеток?
- Таким образом, несмотря на большое разнообразие клеток каждая из них имеет в своем строении ряд компонентов, наличие и отсутствие которых характеризует то или иное царство органического мира.
Все компоненты клетки делятся на:
-
двумембранные (ядро, пластиды, митохондрии),
-
одномембранные (ЭПС, цитоплазматическая мембрана, лизосомы, аппарат Гольджи, вакуоли),
-
немембранные (рибосомы, клеточный центр) (Слайды и фрагменты фильма о функциях компонентов клетки).
Каждая группа строит свою клетку по определенным компонентам, которые даны в таблице.
Сравнение клеток бактерий, грибов, растений, животных.
Органоид
|
Функции
|
бактерии
|
грибы
|
растения
|
животные
|
|
|
|
|
|
|
Ядро
|
Хранение наследственной информации
|
нет
|
да
|
да
|
да
|
|
|
|
|
|
|
Нукленоид
|
Хранение наследственной информации
|
да
|
нет
|
нет
|
нет
|
|
|
|
|
|
|
Рибосома
|
Синтез белка
|
да
|
да
|
да
|
да
|
|
|
|
|
|
|
Митохондрии
|
Дыхание, синтез АТФ(инергии)
|
|
да
|
да
|
да
|
|
|
|
|
|
|
Комплекс Гольджи
|
«Упаковщик веществ»синтез сложных белков, полисахаридов.
|
нет
|
да
|
да
|
да
|
|
|
|
|
|
|
Эндоплазматическая сеть
|
Синтез и транспорт белков и жиров
|
нет
|
да
|
да
|
да
|
|
|
|
|
|
|
Пластиды:
Хлоропласты
Лейкопласты
Хромопласты
|
Фотосинтез
Запас крахмала
Окраска плодов, цветов
|
нет
|
нет
|
да
|
нет
|
|
|
|
|
|
|
Лизосомы
|
Расщепление веществ
|
нет
|
да
|
да
|
да
|
|
|
|
|
|
|
Клеточная стенка
|
Защита клетки
|
да
|
да
|
да
|
нет
|
|
|
|
|
|
|
Вакуоли
|
Накопление клеточного сока
|
|
да
|
да
|
да
|
|
|
|
|
|
|
мезосомы
|
Дыхание , синтез веществ
|
да
|
нет
|
нет
|
нет
|
|
|
|
|
|
|
Цитоплазматическая
мембрана
|
Избирательная проницаемость в-в
|
да
|
да
|
да
|
да
|
|
|
|
|
|
|
- Один ученый – биолог сказал, что после того как появилась мембрана…… из бульона выварившегося в морях, могли сформироваться первые живые организмы. На основании чего ученый пришел к такому утверждению? (Мембрана окружает цитоплазму, отделяя ее от внешней среды, а также выполняет еще ряд функций) (слайд и фрагмент фильма).
- Определите какую клетку из какого царства вы выполняли? Почему вы так считаете? По наличию каких компонентов клетки вы определили царство органического мира?
- Составление сенквейна на то царство, к которому принадлежит ваша клетка.
Итог урока. Рефлексия. Нарисуйте смайлик с каким настроением вы уходите с данного занятия.
|