Министерство культуры и по связям с общественностью Республики Карелия организация системы антитеррористической защиты республиканских учреждений культуры




Скачать 0.56 Mb.
страница 1/3
Дата 08.10.2016
Размер 0.56 Mb.
  1   2   3


Министерство культуры и по связям с общественностью Республики Карелия

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ РЕСПУБЛИКАНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ Практическое пособие для сотрудников республиканских учреждений культуры

Петрозаводск

2009


Организация системы антитеррористической защиты республиканских учреждений культуры: Практическое пособие. – Петрозаводск: ГУ «Дирекция по эксплуатации зданий сооружений культуры», 2009. - с.

Практическое пособие подготовлено отделом правового обеспечения и безопасности историко-культурного наследия ГУ «Дирекция по эксплуатации зданий сооружений культуры» с использованием методических материалов Центра безопасности культурных ценностей «ГМВЦ «РОСИЗО», Москва, «Альтекс», 2004.

В настоящем пособии изложены основные положения обеспечения защиты учреждений культуры по предотвращению и на случай проявления наиболее серьезных чрезвычайных ситуаций: бомбового, телефонного, эпистолярного терроризма, захвата заложников, проявлений вандализма, с указанием мер по их предупреждению и ликвидации последствий их проявления.

Документ предназначен для руководителей республиканских учреждений культуры, служб безопасности и других ответственных сотрудников в целях практического использования при организации системы безопасности, разработке внутренних инструкций, других документов по всем направлениям обеспечения безопасности республиканских учреждений культуры.

Дополнительные разъяснения по вопросам безопасности республиканских учреждений культуры можно получить в отделе правового обеспечения и безопасности историко-культурного наследия ГУ «Дирекция по эксплуатации зданий сооружений культуры» по тел./факсу (88142) 78 32 96, электронный адрес: http://build-art.karelia.ru.


СОДЕРЖАНИЕ




Введение…………………………………………………………………………………………………………..

4

Обязанности руководителя учреждения культуры при возникновении угрозы террористического акта………………………………………………………………………………………………………………..

5


Контроль обстановки персоналом учреждения - основное условие предотвращения чрезвычайных ситуаций……………………………………………………………………………………

7


Меры предупредительного характера……………………………………………………………………..

10

Порядок осмотра помещений учреждения и прилегающей территории…………………….

14

Мероприятия по ликвидации опасных ситуаций…………………………………………………………

16

Телефонный терроризм……………………………………………………………………………………..

18

Эпистолярный терроризм…………………………………………………………………………………...

20

Захват заложников………………………………………………………..............................................

22

Если вы оказались заложником……………………………………………………………………………

23

Заключение………………………………………………………………...............................................

24

Приложение 1 «Типичные демаскирующие признаки ВУ и ВВ»………………………………………..

25

Приложение 2 «Примерная программа проведения практических учений в учреждениях культуры по предупреждению терактов и ликвидации их возможных последствий»………

26


Приложение 3 «Примерный перечень технических средств для предупреждения терактов в учреждении»……………………………………………………………….

29


Приложение 4 «Рекомендуемые зоны оцепления и эвакуации (при обнаружении ВУ или предмета, похожего на ВВ)»…………………………………………………………………………………

30


Приложение 5 «Рекомендации по ведению телефонного разговора при угрозах экстремистского характера»……………………………………………………………………………….

31


Приложение 6 «Лист наблюдений при угрозе по телефону»…………………………………………

33

Приложение7 «Инструкция по организации безопасности учреждения культуры при угрозе взрыва»……………………………………………......................................................................................

34


Приложение8 «Руководство по организации обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов»……………………………………………………………….

36



ВВЕДЕНИЕ

Принятый в 1998 г. Закон Российской Федерации «О борьбе с терроризмом» определяет терроризм как насилие или угрозу его применения в отношении физических лиц, организаций, а также уничтожение (повреждение) или угрозу уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающую опасность гибели людей, причинение значительного имущественного ущерба, либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемых в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов, а также посягательство на жизнь государственных или общественных деятелей, представителей международных организаций, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений

Учреждения культуры с массовым пребыванием людей могут привлекать внимание террористов. С целью предотвращения террористических актов руководителям и сотрудникам учреждений культуры необходимо разрабатывать и принимать меры, исключающие возможность организации противоправных действий экстремистских элементов, посягающих на жизнь и здоровье людей, сохранность культурных и иных материальных ценностей.
Министерство культуры и по связям с общественностью Республики Карелия обращает внимание руководителей и ответственных работников республиканских учреждений культуры на необходимость утверждения соответствующих инструкций о порядке действий сотрудников всех отделов в случае возникновения угрозы террористического акта и иных чрезвычайных ситуаций.

Для террориста часто важнее создать обстановку всеобщего страха, чем вывести из строя объект. Поэтому учреждение культуры, как значимое место пребывания большого числа людей, может привлечь внимание террористов. С целью предотвращения возможного террористического акта следует предпринять ряд мер, которые свели бы к минимуму вероятность его проявления или возможных потерь.


Следует постоянно помнить,

что сохранение здоровья и жизни людей - основная задача защитных мероприятий

Для оказания помощи в проведении указанной работы ГУ «Дирекция по эксплуатации зданий учреждений культуры» Министерства культуры и по связям с общественностью Республики Карелия разработано практическое пособие по организации системы антитеррористической защиты республиканских учреждений культуры (далее - Пособие).

Документ предназначен для руководителей учреждений культуры, служб безопасности и других ответственных сотрудников в целях непосредственного практического использования при организации системы безопасности, контроле за ситуацией, разработке внутренних инструкций, других документов по всем направлениям обеспечения безопасности республиканских учреждений культуры, в совершенствовании мер предотвращения наиболее значительных факторов опасности: захвата заложников, закладки взрывных устройств, проявлений вандализма и др.

Руководители республиканских учреждений культуры

должны взять выполнение предусмотренных настоящим

Пособием мероприятий под личный постоянный контроль


Руководитель учреждения культуры обязан:

1. Организовать и осуществлять контроль за организацией охраны учреждения культуры.

2. Проводить с главным хранителем, руководителем службы безопасности (или лицом, назначенным приказом по учреждению культуры ответственным за безопасность) детальный анализ особенностей хранения культурных ценностей в учреждении с определением уязвимых мест. Составлять планы обеспечения безопасности учреждения (текущий и перспективный). Разрабатывать исходные требования на оборудование учреждения ТСО (технические средства охраны).

3. Принимать меры организационного характера (издание соответствующих приказов, хранение документации по системе охраны, контроль за действиями персонала) по обеспечению неразглашения особенностей хранения культурных ценностей и функционирования аппаратуры сигнализации и связи; разъяснять персоналу учреждения необходимость соблюдения этого требования.

4. При принятии решения о заключении договора на охрану милицейскими, ВОХР, сторожевыми подразделениями или с применением ТСО с отделом (отделением) вневедомственной охраны сформулировать для последующего включения в договор условия охраны, отвечающие особенностям учреждения и ответственности сторон по обеспечению его безопасности.

5. Разработать инструкцию об обеспечении пропускного и внутриобъектового режимов с определением порядка взаимодействия персонала учреждения и службы безопасности с нарядами охраны, согласовать ее с начальником отдела (отделения) вневедомственной охраны (при наличии договора) и утвердить приказом по учреждению культуры.

6. Обеспечить соблюдение пропускного и внутриобъектового режимов, эксплуатацию установленных ТСО и связи. Контролировать соблюдение порядка сдачи под охрану и приема из-под охраны помещений учреждения.

7. Совместно с отделом (отделением) вневедомственной охраны (при наличии договора) не реже одного раза в полугодие проводить проверку организации охраны, технической укрепленности, оснащенности средствами ОПС объекта и выполнение сторонами обязанностей по договору.

8. Периодически совместно с должностными лицами вневедомственной охраны осуществлять контроль за несением службы нарядами охраны. О всех недостатках и претензиях к действиям наряда охраны информировать руководителя отдела (отделения) вневедомственной охраны.

9. Своевременно проводить капитальный ремонт инженерных коммуникаций, кабельных линий, модернизацию ТСО.

10. Закреплять за ответственными лицами ТСО для обеспечения их сохранности.

11. Совместно с отделом (отделением) вневедомственной охраны (при наличии договора) проводить обучение работников учреждения действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций, материально ответственных лиц - порядку сдачи (приема) помещений под охрану (из-под охраны).

Все сотрудники учреждений культуры должны быть проинструктированы о дополнительных мерах безопасности и действиях на случай чрезвычайных ситуаций и соответствии с утвержденными приказами внутренними документами. Целесообразно постоянно напоминать, что организационно-разъяснительная работа проводится, в первую очередь, в целях защиты сотрудников и посетителей.

Положения Пособия должны быть использованы при выпуске внутренних инструкций по обеспечению безопасности учреждения в ЧС, проведении разъяснительных совещаний и учебных тревог со всем персоналом.

Работу необходимо организовать совместно с территориальными специализированными подразделениями органов внутренних дел (УВД, ОВД), ФСБ России, Комитетами по гражданской обороне (ГО) и чрезвычайным ситуациям.
Контроль обстановки персоналом учреждения культуры -

основное условие предотвращения чрезвычайных ситуаций

Обеспечение нормального функционирования учреждения культуры по всем направлениям деятельности в значительной мере зависит от степени ее защищенности. Безопасность должна не просто соответствовать нормативным актам, но требует проведения дополнительной организационной работы и контроля ее исполнения, а именно:




  • постоянного анализа ситуации на территории учреждения;

  • использования методов наблюдения, обнаружения, допустимого устранения небезопасного состояния;

  • активного вовлечения руководителей всех отделов учреждения в процесс организации комплексной системы безопасности;

  • убежденности всего коллектива в успехе проводимой работы.

Целью анализа должно быть выявление слабых мест в системе безопасности, а не поиск виновных. Для этого не требуется назначать комиссию, достаточно периодически обсуждать на совещаниях фактическую обстановку.

Другим активным методом предотвращения ЧС являются комплексные (тотальные) проверки состояния защиты учреждения культуры, проводимые руководством отделов и вовлекающие как можно большее число сотрудников. Задача этих проверок - не инспекция процесса формирования всей системы безопасности, а привлечение внимания персонала к вопросам защиты и спасения людей, к выявлению слабых мест, подлежащих исправлению. Такой своего рода «аудит» послужит эффективным инструментом обмена информацией между работниками всех уровней, подчеркнет озабоченность и вовлеченность администрации в процесс обеспечения защиты учреждения культуры, создаст постоянную и открытую обратную связь.
В предотвращении ЧС, их развития в случае проявления решающую роль играют:


  • моделирование ситуации;




  • разработка и утверждение приказами внутренних реально работающих инструкций (в каждом учреждении – специфическая ситуация);




  • разработка, проверка действенности планов эвакуации;




  • проведение оперативно оперативно-тактических учений с участием представителей правоохранительных органов, противопожарной и спасательной служб;




  • проводимые своими силами практические тренировки всего персонала по действиям в различных ситуациях, исходя из реальной обстановки;




  • обучение, отработка навыков использования технических средств наблюдения, сигнализации, связи, спасения.

Одной из основных задач является предотвращение возникновения и быстрого распространения паники.



Как показывает опыт, большинство неприятностей при взрыве, пожарах и других ЧС возникает из-за неконтролируемых действий людей, охваченных хаотичным стремлением бежать от опасности. Поэтому при подготовке и проведении учебных тревог нужно обращать особое внимание на меры по пресечению паники - быструю, но спокойную эвакуацию, убеждение людей в необходимости выполнения указаний ответственных лиц (устно и по трансляции), сообщение о свободных местах выхода или необходимости ожидания дальнейших указаний.
Главное в работе администрации учреждения культуры - обеспечить безопасность людей при возможных ЧС, особенно, экстремистских проявлениях. Необходимо также предусмотреть, по возможности, защиту материальных ценностей и фондов.
В целях поддержания нормального функционирования учреждения культуры, для усиления режимно - профилактических мер каждому сотруднику необходимо проявлять бдительность и немедленно сообщать в службу безопасности (администрацию) о событиях подозрительного характера:


  • нахождении в учреждении лиц, не внушающих доверия своим поведением, проявляющих повышенный интерес к его деятельности, в том числе:




  • изучающих режим работы, опрашивающих сотрудников о назначении и использовании помещений;




  • интересующихся редкими, особо важными документами, компьютерными программами, ценным оборудованием;




  • наблюдающих за порядком въезда и выезда автотранспорта, проходом сотрудников, посетителей, выносом материальных ценностей, получением ключей;




  • осматривающих ограждение территории, помещения и коммуникаций;




  • выполняющих фото- и видеосъемку помещений, основных и запасных выходов, въездов на территорию и т.п.;




  • появлении неизвестных лиц, пытающихся пройти без надлежащего разрешения на территорию учреждения культуры в нерабочее время;







  • пытающихся спрятаться от наблюдений персонала в трудно обозреваемых зонах или за крупными предметами;




  • умышленно нарушающих обычные процедуры идентификации личности, работу камеры хранения;




  • неадекватно ведущих себя, проявляющих излишнюю агрессивность;




  • уклоняющихся от разумных вопросов относительно предмета или методики их поисков;




  • изучающих или пытающихся блокировать средства наблюдения, связи, сигнализации;




  • проведении посторонними лицами, без соответствующего разрешения руководства учреждения, внезапных, незапланированных ремонтных и других работ, особенно, при монтаже и обслуживании любых элементов систем безопасности, кабельных сетей, электрощитовых, шкафов с пожарными кранами;




  • неожиданных посещениях учреждения культуры неизвестными лицами в милицейской или иной специальной форме без предъявления удостоверений личности и подтверждающих документов, выполнении несвойственных их служебному положению действий, опросов сотрудников;




  • появлении якобы «нового» оборудования, иных незнакомых или необычных по внешнему виду предметов в помещениях, коридорах, лестницах, вблизи хранилищ, в местах прохождения инженерных коммуникаций, на территории учреждения;




  • парковке у основного, служебного и запасных входов и выходов или вдоль фасада здания посторонних автомобилей;




  • разбитии оконных стекол, фонарей освещения, сломанных замках и иных признаках возможных несанкционированных проникновений.

Сообщать обо всем отмеченном нужно по телефонам, номера которых должны быть указаны на каждом рабочем месте или у каждого телефонного аппарата.

Руководство по организации обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов – Приложение 8.

Меры предупредительного характера

Выполнение мер предупредительного характера поможет снизить вероятность проявления угрозы.

Администрация учреждения должна внимательно продумать все аспекты деятельности, обсудить с персоналом особенности обстановки на рабочих местах и разработать план первоочередных мероприятий, связанных с защитой объекта от вторжения противоправных элементов, закладки взрывных устройств, взятия заложников и других террористических действий.

Для осуществления этой работы в учреждении культуры должен быть назначен ответственный исполнитель в ранге не ниже заместителя директора по безопасности.


На видных местах должны быть:


  • установлены стенды с правилами посещения учреждения, где указываются основные действия на случаи, определенные настоящим Пособием;

  • вывешены броские объявления, призывающие посетителей и сотрудников внимательно следить за своими вещами и немедленно информировать администрацию об обнаружении любых подозрительных предметов.

При поступлении такого рода информации не стоит относиться к ней с иронией или раздражением — речь идет о жизни людей.

В качестве мер предупредительного характера, предпринимаемых администрацией по снижению риска подвергнуться террористическим актам, проводятся:


  • ежедневные обходы учреждения и прилегающей территории, осмотр мест сосредоточения возможных опасных веществ на предмет выявления взрывных устройств (ВУ), взрывчатых веществ (ВВ) и других подозрительных предметов (признаки указаны в Приложении 1). При их обнаружении необходимо незамедлительно вызвать специалистов;




  • проверку состояния решеток и ограждений;




  • контроль освещенности территории в темное время суток;




  • периодическая комиссионная проверка подсобных, подвальных и чердачных помещений, коммуникационных узлов; чердачные помещения, если они не используются, нужно держать закрытыми на замок и опечатанными;




  • своевременная уборка территории, закрепленной за учреждением, вывоз бытовых и иных отходов. Запретить их хранение в не установленных местах, убрать с территории ящики, коробки и другой мусор, контейнерные площадки привести в надлежащий порядок.

Кроме того, необходимо:


  • Исключить возможность нахождения бесхозных транспортных средств на территории учреждения или в непосредственной близости от нее.




  • Включать в обязательном порядке в договоры на сдачу помещений в аренду пунктов, дающих право администрации учреждения культуры в случае угрозы ЧС осуществлять проверку сдаваемых помещений, в том числе, в отсутствие арендатора.

• Особое внимание следует уделять более тщательному отбору и проверке кадров по линии правоохранительных органов.




  • Не следует допускать к проведению ремонтов рабочих, не имеющих постоянной или временной местной прописки. Работники подрядных организаций должны представлять копии своих паспортов администрации учреждения и расписываться под утвержденным приказом директора документом о неразглашении: особенностей его помещений, их охраны, мест нахождения материальных ценностей, прохождения инженерных коммуникаций.




  • Сотрудники отделов должны быть знакомы со всеми техническими специалистами учреждения культуры (инженерами, электриками, сантехниками и др.).




  • Работники подрядных организаций должны находиться на территории учреждения только с идентификационными картами, удостоверяющими личность и уровни доступа в функциональные зоны: читальные залы, книгохранилища, серверные, хранилища рукописей, редких и ценных книг, служебные и технические помещения.




  • Из технических специалистов учреждений следует организовать аварийные бригады на случай возможных ЧС, утвердить систему их оповещения.




  • Организовать проведение совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажей, практических занятий и учебных тренировок (Примерный план их проведения см. в Приложении 2) по действиям в ЧС на основе плана обороны объекта, разработанного местными отделами органов внутренних дел и подразделений МЧС России. Материалы, полученные в ходе занятий и тренировок, закреплять во внутренних инструкциях.




  • Памятки по действиям сотрудников учреждений культуры в ЧС — понятные и короткие - готовить заранее. Их знание проверяется в ходе практических занятий.




  • Особое внимание необходимо обращать на режим функционирования, меры безопасности, оборудование помещений, наличие надежной связи с охраной и администрацией библиотеки в отделе редких книг.




  • Ответственным за безопасность в учреждений рекомендуется наладить постоянную связь с уполномоченным лицом по линии правоохранительных органов (или ближайшего отделения милиции) для ежедневного (в конце рабочего дня) обсуждения текущих вопросов и обстановки в учреждении. При возникновении ЧС сообщение по налаженному каналу связи следует передать незамедлительно для оказания необходимой помощи и поддержки оперативных действий.

• Местные телефонные станции и телефонные аппараты, городские номера которые указаны в официальных и рекламных источниках учреждений культуры целесообразно оборудовать аппаратурой с автоматическими определителями номера и звукозаписью. Около всех городских телефонов, кроме инструкции по ведению переговоров на случай угрозы теракта, должны находиться списки телефонов территориальных оперативных служб:

Дежурного Комитета по ГО и ЧС – 78 49 41

Дежурного МВД – 02

Дежурного по Управлению ФСБ – 78 52 03, 78 46 58

Станции скорой медицинской помощи – 03

Централизованное бюро ремонта ГТС – 08

Дежурного пожарной охраны – 01, 051

• Следует принять меры по усилению контроля во входной зоне, исключить несанкционированное пребывание посторонних лиц в учреждении, а также парковку транспортных средств на территории учреждения культуры.



  • Сумки, портфели или пакеты, превышающие по размеру разрешенные к вносу предметы, сотрудники и посетители должны сдавать в камеру хранения (гардероб).




  • Вестибюли, гардеробы во входной зоне следует освободить от торговых киосков и лотков, вызывающих дополнительное скопление людей.




  • На наружную дверь для контроля за посетителями после закрытия учреждения следует установить видеодомофон и светильник, позволяющий хорошо рассмотреть пришедшего человека. С той же целью используются элементы системы охранного телевидения.

Для предотвращения паники необходимо задействовать автоматические системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией. Оповещение может производиться в виде подачи звуковых и световых сигналов, речевой информации.

Имеющиеся в учреждении системы оповещения, предназначенные для передачи сообщений о пожаре, должны быть задействованы для объявлений и о других ЧС. Такие системы оповещения должны соответствовать 3 - 4 типу в соответствии с нормами пожарной безопасности (НПБ) 104-03, предусматривающими речевой способ оповещения, и обеспечивать выполнение следующих условий:


  • предусматривать оповещение по зонам;




  • каждая зона оповещения должна охватывать не более одного этажа учреждения;




  • предусмотреть возможность оповещения по всем зонам одновременно;




  • предусмотреть трансляцию с двух микрофонов:

* первый микрофон установить в помещении поста охраны;

* второй микрофон - в кабинете директора, или его заместителя, или

начальника службы (отдела) безопасности;


  • отсутствие возможности регулирования громкости на оповещателях с подключение их к сети без разъемных устройств;




  • наличие разных сигналов оповещения о пожаре и других ЧС;




  • возможность трансляции различных сообщений по усмотрению руководства, как заранее записанных на магнитную кассету, так и с микрофона.

Громкоговорители необходимо установить в коридорах и во всех помещениях с постоянным присутствием людей. Тексты для речевых сообщений необходимо готовить с учетом их психологического восприятия людьми. В непосредственно угрожаемой зоне тексты должны быть категоричны и требовать от человека их немедленного выполнения. В удаленных зонах сообщения могут быть более спокойного характера, но с указанием необходимости покинуть здание.

Одновременно автоматические системы оповещения обеспечивают включение эвакуационных знаков, указывающих кратчайшие пути эвакуации, срабатывание системы разблокировки дверей для свободного прохода людей (при наличии такого оборудования).

Пути эвакуации рассчитаны так, чтобы маршруты движения не пересекались, не возникало давки и паники. Пути эвакуации необходимо обеспечить профессионально выполненными планами эвакуации и знаками направления выходов.

Примерный перечень технических средств, которыми должны быть оснащены музеи, театры, архивы, библиотеки для предупреждения терактов, приведен в Приложении 3.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©infoeto.ru 2022
обратиться к администрации
Как написать курсовую работу | Как написать хороший реферат
    Главная страница